Ситуация общения

Консультация для воспитателей «Ситуации общения как средство развития речи дошкольников»

Консультация для воспитателей «Ситуации общения как средство развития речи дошкольников»

Консультация для воспитателей «Ситуации общения как средство развития речи дошкольников»

Ситуации общения – специально проектируемые педагогом или возникающие спонтанно формы общения, направленные на формирование коммуникативных способностей. Принципиально важно подчеркнуть необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач общения только к освоению вопросно-ответной формы. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, формирования активной ответной позиции, партнерских отношений; и такие диалогические отношения должны пронизывать как общение ребенка со взрослым, так и взаимодействие со сверстниками.

Ситуации общения могут возникать естественно – воспитателю важно увидеть их и, не нарушая деятельности детей, использовать для решения обучающих или воспитательных задач. В каждой ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиски ее решения (принцип “интеллектуального голода”, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Дети должны испытать “палитру интеллектуальных эмоций”: удивление при встрече с объектами, интерес к выявлению причин различных событий, сомнение, догадку, радость успеха и открытий.

Особенности ситуации общения как формы работы с детьми:

участие в ситуации общения (в основном добровольное);

позиция взрослого как партнера по общению;

изменение стиля взаимоотношений педагога и детей: взрослый уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, уходить от неприятных ситуаций;

планируется и организуется воспитателем в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки;

длительность ситуации общения от 3–5 до 10 мин в зависимости от возраста детей;

предполагается участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации общения.

Ситуация общения строится на непрерывной мобилизации детского внимания, активного участия, открытого общения. Ребенку необходимо все время следить за ходом беседы, не уклоняться от ее основного содержания, слушать своих собеседников.

Во время участия в ситуации общения у ребенка совершается сложный мыслительный процесс припоминания, суждения, умозаключения, обобщений. От ребенка требуется непрерывная умственная активность: надо внимательно слушать, соображать и достаточно быстро отвечать. Вместе с тем совместное участие сверстников в ситуации связано и со способностью к известной сдержанности: уметь внимательно слушать других; воздерживаться от высказываний, пока говорят другие; удерживать в памяти то, что хотел сказать, – все это, несомненно, не легко для ребенка дошкольного возраста.

Ситуации общения с детьми в разных возрастных группах

1. Ситуация общения «Мой родной Архангельск»

Цель: Воспитывать культуру поведения и общения во время прогулки по городу. Воспитывать привычку следовать правилам культуры. Систематизировать знания детей о родном городе, его прошлом и настоящем. Пробудить чувство уважения к родному городу, его жителям.

2. Ситуация общения » Осенние изменения «

Цель: Формировать знания детей как изменяется жизнь человека осенью. Систематизировать знания об изменениях в одежде и обуви в сравнении (летняя и демисизонная) .

3. Ситуативный разговор » Комплименты для мамы»

Цель: Способствовать развитию добрых чувств к маме, эмоциональной отзывчивости. Воспитывать заботливое отношение к ней. Вызвать желание говорить маме комплименты (родная, милая, красивая, добрая.) Обеспечить применение на практике умения говорить комплименты друг другу.

4. Ситуация общения «Бездомные животные»

Цель: Формировать правильное поведение в природе. Развивать стремление детей облегчить жизнь бездомным животным зимой. Продолжать формировать правильное поведение с бездомными животными. Рассказать о правилах соблюдения гигиены после общения с животными. Формировать безопасное поведение в природе. Стремиться к З. О. Ж.

5. Игровая ситуация «Наши имена и фамилии»

Цель: Формировать привычку обращаться к взрослым по имени и отчеству, представляться при знакомстве, называя свое имя и фамилию. Добиться усвоения знаний о том, что у каждого есть свои имя и фамилия, которые отличаются друг от друга.

6. Беседа: «Правила на всю жизнь»

Цель: Систематизировать знания об основных правилах поведения и культуры общения. Формировать высшие моральные качества личности. Вызвать желание следовать одобряемым нормам поведения.

7. Имитационная игра » Мы в транспорте»

Цель: Формировать представление об этичном и правильном поведении в транспорте: во время поездки не бегать по салону, сидеть, удерживаясь за поручни. Формировать культуру общения: громко не разговаривать, не баловаться, обращаться к взрослым на «Вы».

8. Проблемная ситуация «Кто прав? Кто виноват? «

Цель: Закрепить правила общения со сверстниками во время совместных игр. Формировать привычку просить прощения, если виноват. Научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты. Воспитывать дружеское взаимоотношение.

9. Ситуация общения «Скоро в школу мы идем»

Цель: Формировать представления детей о школе, закреплять ранее полученные знания. Формировать интерес к окружающему, совместным играм. Воспитывать уважение к людям разных профессий.

10. Ситуация общения «Как избежать неприятностей во дворе и на улице»

Цель: Формировать у детей умение беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций; помочь воспитанникам осознать важность разумного отношения к своему здоровью; воспитывать культуру поведения и общения в группах.

11. Ситуация общения «Правила дорожного движения»

Цель: формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода; закреплять правила дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельности; активизировать речь детей, через развитие умения организовывать свои действия и действия других.

12. Игровая ситуация «Скоро праздник Новый год»

Цель: закрепить приметы зимы, знания о празднике Новый год; активизировать речь детей, учить развернуто отвечать на вопросы, участвовать в беседе, задавать вопросы.

13. Беседа «Жадность»

Цель: формировать у детей представления о качествах личности, этических нормах поведения; учить детей различать черты характера героев; давать моральную оценку происходящему; поддерживать потребность в общении со взрослым и формировать стремление общаться с другими людьми, сверстниками; формировать представление о том, что «жадничать – нехорошо», и способах исправления такого поведения.

14. Беседа «Дружная семья»

Цель: Расширить представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе. Уточнить представления детей о понятиях – семья, родственники. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи. Закрепить знание пословиц о семье. Развивать связанную речь детей.

15. Ситуация общения «Советы Мойдодыра»

Цель: расширять кругозор детей о предметах личной гигиены, о режиме дня, о чистоте и аккуратности; способствовать воспитанию аккуратности и потребности к личной гигиене.

Метод пошагового обучения в коррекционно-развивающем обучении детей с ОНР Личностно-ориентированный подход всё более стремительно завоёвывает дошкольное образовательное пространство. Значимость такого подхода очевидна.

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста. Из опыта работы Одно из важнейших задач программы является развитие коммуникативных способностей дошкольников. Эти способности помогут детям спокойно войти.

Ситуация общения

Словарь социолингвистических терминов. — М.: Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук . Ответственный редактор: доктор филологических наук В.Ю. Михальченко . 2006 .

Смотреть что такое «Ситуация общения» в других словарях:

ситуация общения — 1) Один из основных компонентов информационной модели, характеризующийся сферой общения, особыми функциями речи, зависящими от конкретного стиля, задачами речи. 2) Ситуация, в которой возникает общение между говорящим и слушающим … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

ситуация общения — совокупность различного рода обстоятельств, условий, в которых происходит или может (должен) происходить речевой или коммуникативный акт, осознаваемых с точки зрения адекватности – неадекватности им его содержания и стиля. Сюда включается:… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

ситуация общения, в которой возникает рассуждение-размышление — 1) Ситуация общения, которая предполагает обращенность автора речи к читателю или слушателю, а также к самому себе, что связано с желанием разобраться в ряде проблемных вопросов. Основной задачей общения здесь становится выражение мнения,… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

СИТУАЦИЯ — (от фр. situation – совокупность обстоятельств). Система внешних по отношению к человеку условий, фрагмент действительности, побуждающие его к выполнению действий. К элементам С. могут относиться и состояния самого человека в предшествующий… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ситуация речи (речевая ситуация) — (< фр. situation положение, обстановка, обстоятельство) Ситуация, которая предполагает речевое общение, включение собеседников на тематическом и композиционном уровне в речевой акт, в его диалогический и монологический контекст. В речевой… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

ситуация языковая — Взаимоотношение общего языка (официального языка, языка межнационального и мирового общения, письменного языка) и отдельного языка (местного, регионального). Наличие разновидностей общего языка (языка посредника) и отдельного языка является… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

СИТУАЦИЯ ТРУДНАЯ — – это ситуация, характеризующаяся разбалансированностью системы «задача – личные возможности и (или) мотивы – условия среды», вызывающей психическую напряженность у человека. В отечественной науке понятие введено Б. Я. Швединым. С. т.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ситуация — 1. Контекст речи, т.е. те условия (обстоятельства, цель и т.п.), в которых осуществляется данное высказывание. 2. Материальные и/или идеальные объекты и отношения между ними. 3. Конкретная или абстрактная действительность, описываемая… … Толковый переводоведческий словарь

СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ — – 1. Разновидность трудной ситуации взаимодействия, которая характеризуется наличием противоречия между субъектами взаимодействия и осознанием хотя бы одной из сторон этого противоречия как не имеющего однозначного решения. Несмотря на… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ — (от греч. probl?ma – задача, задание и лат. situatio – положение) – содержащее противоречие и воспринимаемое основными участниками (или участником) как не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Ситуация общения

§ 3. Ситуация общения — ГДЗ по русскому языку 6 класс (Ладыженская, Баранов, Тростенцова)

Разговаривая с людьми, мы неосознанно анализируем ситуацию общения, в которой мы оказались, и в зависимости от этого, наша речь меняется. Диалог с приятелем будет отличаться от разговора с родителями – это будут разные ситуации общения.

Каждый раз перед началом разговора мы определяем, о чем будем говорить, что хотим сказать. Это всегда зависит от целей нашего общения. Возможно, ты не всегда осознанно можешь выразить цель своего общения, но она всегда присутствует. Просьбу ты выразишь совсем иначе, чем поздравление.

Ситуацию общения иначе называют речевой ситуацией, а условия, при котором оно происходит, называют компонентами речевого общения. Важно не только с кем и с какой целью ты общаешься, но и как, когда ты это делаешь. Если не учитывать все эти факторы, то мы рискуем тем, что наше общение пройдет неудачно, а поставленная цель не будет достигнута. Именно поэтому очень важно понимать ситуацию общения.

Ситуация общения

Эффективность общения зависит от того, насколько человек, включающийся в его процесс, представляет себе реально существующие условия общения и в соответствии с ними определяет или корректирует свое речевое поведение. Обычно человек делает это интуитивно, не задумываясь.

В понятии «ситуация общения» выделяются две стороны: а) описываемая ситуация, т. е. фрагмент действительности; б) собственно ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, тип взаимодействия (Л. П. Якубинский, Г. О. Винокур, А. А. Леонтьев).

Давайте вместе составим опорный конспект, последовательно заполняя горизонтальные строки, обобщая информацию по вертикали и характеризуя каждый компонент.

1. Коммуниканты(отправитель — получатель информации).

По количеству участников: один : один, один : несколько, один : много (личный, групповой, массовый). Возможные роли в общении:

а) симметричные — асимметричные роли — равные или не равные по социальному положению и возрасту (или по одному из критериев):

ученик — ученик ученик — учитель

сослуживцы подчиненный — начальник

б) социальные роли: постоянные (пол, родственные связи, профессия, уровень культуры, возраст) — переменные (социальная роль в момент общения: пациент — врач, пассажир — кондуктор и т. п.).Анализ характеристик коммуниканта показывает, что существуют три типа позиции, способствующие повышению эффективности его общения.

в) кроме того, участники общения различаются по

— доминирующему каналу связи: аудиалы (слуховой), визуалы (зрительный); логики (речевой); кинестетики (эмоционально-чувственный).

— степени активности: общительный (экстраверт), необщительный (интраверт);

— объему говорения (ведущий дискуссии, ее участник, наблюдатель).

2. Типы получателей информации (адресатов) также связаны с количеством тех, кому она адресована, и с их социальным статусом. Если это тип «один—один», тогда тип общения принимает форму непосредственного живого разговора. Но если этот один находится в официальных отношениях с адресантом, то возникает официальный разговор. Если собеседник представлен группой, то общение приобретает групповое общение (семейный разговор, научная дискуссия, классное собрание и др.). Если получателей множество, то используются средства массовой информации (радио, телевидение).

3. Чтобы общение состоялось, собеседникам нужен канал связи. При разговоре таким каналом являются органы речи и слуха, в таком случае говорят о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуальному) каналу. Рукопожатие — способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактилъному (двигательно-осязательному) каналу. Если же мы по костюму определяем, что перед нами человек другой национальности, то сообщение к нам пришло по визуальному контакту, но не визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) нам никто ничего не сообщал.

Собеседники не только эмоционально должны приспосабливаться друг к другу, но и находить общий язык. Вспомним книгу «Путешествие на берег Маклая», написанную самим ученым, и особенно один фрагмент из нее. Корвет «Витязь», высадив ученого на берег незнакомой ему земли, скрылся за горизонтом. Внезапно Н. Н. Миклухо-Маклай увидел, что папуас, назвавший себя Туем, хочет о чем-то сказать. Что именно? И как его понять человеку, не владеющему языком папуасов? Читаем:

Туй своей выразительной мимикой старался объяснить, что когда корвет уйдет (при этом он указал на корвет и дальний горизонт) и мы останемся втроем (он показал на меня, Ульсона и Боя и на землю), придут из соседних деревень туземцы (указывая на лес и называя деревни), разрушат хижину (тут он подошел к сваям, делая вид, что рубит их) и убьют нас копьями (тут он выпрямился, отставил одну ногу назад и закинул правую руку над головой, имея вид человека, бросающего копье); затем подошел ко мне, толкнул несколько раз в грудь пальцем и, наконец, полузакрыв глаза, открыв несколько рот и высунув кончик языка, принял положение человека, падающего на землю.

Такую ситуацию специалисты по общению называют «ситуацией языкового дефицита», т. е. отсутствия какого-нибудь общего национального языка. И тем не менее Миклухо-Маклай и Туй поняли друг друга, воспользовавшись языком жестов, пантомимы и мимики, которые могут быть достаточно эффективны, если люди находятся в общей для них, понятной ситуации и когда у них есть потребность понять друг друга.

4. Действия коммуникантов, из которых состоит речевое общение (говорить — слушать, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение и т. п.). Для большей ясности построим таблицу, во избежание длинных названий внесем в нее схемы общения, лежащие в основе видов речевой деятельности (РД). Рассмотрим отношения видов РД к участникам общения:

Позиция Я-говорящегоТы-слушающего обусловливает выделение таких видов взаимодействия людей в процессе общения, как диалог, полилог, монолог.

5. Сообщение и побуждение (убеждение и внушение) собеседника к выполнению какого-либо ответного действия — две основные формы коммуникации, используемые партнерами для решения общей коммуникативной задачи. Разграничение, конечно, условно: они взаимосвязаны и в той или иной мере присутствуют в процессе передачи мысли. При этом сообщение является как бы наиболее общей, эмоционально нейтральной, эпической формой воздействия. Две другие — внушение и убеждение — представляют собой целенаправленное эмоциональное воздействие говорящего на слушающего.

Убеждение формирует определенную систему правил, внутренних установок, предполагая активную мыслительную (критическую) деятельность слушателей.

Внушение основывается на полном доверии слушателей к говорящему и его авторитету, на некритическом восприятии информации. Оно обращено в основном к эмоциональной сфере слушателей, к их чувствам и переживаниям.

Сообщениеимеет какое-то содержание и смысл, определенным образом оформлено. Так, например, о погоде можно сказать по-разному: в разговоре между друзьями это сообщение будет выражать сожаление о невозможности пойти гулять, в сообщении диспетчера аэропорта — смысл в задержке рейса и т. п. В первом случае — это разговорный стиль речи, во/втором — деловой.

Краткое или подробное сообщение о каком-то одном предмете — это текст.

Текст — это такая целостная смысловая единица речи, которая содержит в себе самостоятельное законченное сообщение. Стихотворение, повесть, научная статья, заметка в газете, письмо другу, школьное сочинение, ответ на уроке и обсуждение планов с приятелями — все это разные виды письменных и устных текстов. Но текст — это не обязательно множество связанных друг с другом высказываний. Загадка, пословица, поговорка — тоже тексты, каждый из которых может состоять из одного высказывания.

Общий для всех высказываний предмет (тема) придает им характер самостоятельного сообщения. Если у высказываний, даже каким-то образом связанных между собой, такого общего предмета нет, они не являются самостоятельным текстом. В художественных и научных произведениях предмет, о котором сообщается в тексте (его тема), нередко выделяется в виде заголовка.

Обычно в тексте содержится несколько разных, хотя и связанных между собой сообщений о предмете. Писатель может рассказывать о разных событиях из жизни своего героя, ученый — описывать различные свойства изученного им металла, ученик — делиться впечатлениями о вчерашнем походе. Из всех перечисленных сообщений какое-то представляется автору наиболее важным, а остальные дополняют, уточняют его. Содержание главного сообщения (основной мысли) также может быть выделено в качестве заголовка текста.

Развернутое сообщение о каком-то одном событии, эпизоде, об отдельном свойстве предмета и т. п. составляет часть текста. Ее содержание также можно представить в виде заголовка. Если последовательно записать заголовки частей текста, получится его план.

Так как части текста либо раскрывают содержание главной мысли, либо дополняют, уточняют его, они оказываются связанными друг с другом по смыслу. Эта смысловая связь между частями текста может быть выражена разными способами: с помощью специальных связочных слов, путем особого построения предложений, их порядка и т. п. Точно так же связаны между собой высказывания внутри каждой части. Тем самым текст приобретает характер целостного сообщения.

Не всякий текст состоит из нескольких частей. Но в любом тексте должна быть раскрыта основная мысль автора. Именно в этом случае сообщение оказывается законченным. Если остается непонятным, что именно хотел сказать автор, то сообщение остается незавершенным, т. е. не является самостоятельным текстом.

Завершая краткое рассмотрение структуры речевого акта, перечислим его основные компоненты: адресант, адресат, предмет речи (тема беседы), языковой код, контакт между собеседниками, само сообщение.

Понятие «речевая ситуация» или речевой акт содержит:

а) контекст общения;

б) собственно ситуация.

Установление соответствия между контекстом и сообщением приводит к созданию высказываний определенных типов: описания, повествования, рассуждения, оценки.

Учет собственно ситуации общения и характеристик собеседников, их взаимоотношений приводит к выбору стиля речи, ее формы и вида, а также формул речевого этикета.

Эффективность сообщения обусловливается коммуникативными свойствами текста, получаемого в результате общения: связностью, смысловой целостностью, стилевым единством и др.

О специфике побуждения пишет Б. Ф. Поршнев: «Все в речевом общении сводится к а) повелению и б) подчинению или возражению. Речевое обращение Петра к Павлу, если и не является простым приказом, а сообщает информацию, все же является повелением. ответить и т. д. Едва начав говорить, Петр императивно побуждает Павла. Мы в этом убеждаемся, рассмотрев альтернативу, стоящую перед Павлом. Он либо поддается побуждению (выполняет указанное действие, некритически принимает информацию, дает правильный ответ и т. д.), либо находит средства отказа. А именно Павел внешне или внутренне «возражает». Разговор — это по большей части цепь взаимных возражений».

6. Внешние обстоятельства (условия) общения.

В таблице запечатлено пространственное и временное положение коммуникантов в процессе общения. Наиболее распространенный вид — устное общение. Если речь идет о временной дистанции (письмо), то адресант-отправитель должен ориентироваться на возможную реакцию адресата, предвидеть ее. Пространственная дистанция между собеседниками (разговор по телефону) требует строгого отбора речевых средств, более выразительного интонирования: собеседник воспринимает всю информацию — и логическую и эмоциональную — только через один канал — слуховой.

Источники:
Консультация для воспитателей «Ситуации общения как средство развития речи дошкольников»
Консультация для воспитателей «Ситуации общения как средство развития речи дошкольников»
http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei-situaci-obschenija-kak-sredstvo-razvitija-rechi-doshkolnikov.html
Ситуация общения
Словарь социолингвистических терминов. — М.: Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук . Ответственный редактор: доктор филологических наук В.Ю.
https://sociolinguistics.academic.ru/632/%d0%a1%d0%b8%d1%82%d1%83%d0%b0%d1%86%d0%b8%d1%8f_%d0%be%d0%b1%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f
Ситуация общения
§ 3. Ситуация общения — Русский язык 6 класс (Ладыженская, Баранов, Тростенцова) Краткое описание: Разговаривая с людьми, мы неосознанно анализируем ситуацию общения, в которой мы оказались, и в зависимости от этого, наша речь меняется. Диалог с приятелем будет отличаться от разговора с родителями – это будут разные ситуации общения. Каждый раз перед началом разговора мы определяем, о чем будем говорить, что хотим сказать. Это всегда зависит от целей нашего общения. Возможно, ты не всегда осознанно можешь выразить цель своего общения, но она всегда присутствует. Просьбу ты выразишь совсем иначе, чем поздравление. Ситуацию общения иначе называют речевой ситуацией, а условия, при котором оно происходит, называют компонентами речевого общения. Важно не только с кем и с какой целью ты общаешься, но и как, когда ты это делаешь. Если не учитывать все эти факторы, то мы рискуем тем, что наше общение пройдет неудачно, а поставленная цель не будет достигнута. Именно поэтому очень важно понимать ситуацию общения.
http://onlinegdz.net/%C2%A7-3-situaciya-obshheniya-russkij-yazyk-6-klass-ladyzhenskaya-baranov-trostencova/
Ситуация общения
Эффективность общения зависит от того, насколько человек, включающийся в его процесс, представляет себе реально существующие условия общения и в соответствии с ними определяет или корректирует свое
https://studfiles.net/preview/2838064/page:29/

COMMENTS