Популярные записи:

Характеристика на ученика с неадекватным поведением Характеристика на ученика (образцы, Характеристика на ученика - один из самых востребованных документов в работе…Если девушка игнорирует значит любит Почему девушка меня игнорирует и избегает Приветствую друзья, сегодня я хочу поговорить серьёзно с парнями,…Человек который много говорит психология Почему человек много говорит? Психологи схожи во мнениях, что болтливый человек - одинок. Либо у…Психологические тренинги для студентов Ваш психолог. Работа психолога в школе. Поиск Занятие с элементами тренинга «Знакомство» (адаптация студентов-первокурсников к…Моральные нормы примеры Моральные принципыКаждый человек способен на разные поступки. Есть правила, которые установлены внутренними убеждениями людей или…

Стратегии общения

Презентация Стратегии, тактики, формы общения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Стратегии, тактики, формы общения Выполнила: Студентка группы ПНО-12 ФПиП Федякова Надежда Нижний Новгород 2015 г.

Стратегии общения (Е.Н. Рогов): Императивное общение – это авторитарная форма взаимодействия. Цель — достижение контроля над поведением Манипулятивное общение — скрытое воздействие на партнера. Цель — достижение своих намерений Диалогическое общение — это равноправное субъект-субъектное взаимодействие. Цель — взаимное познания партнеров по общению и самопознание

Стратегии общения Открытое – закрытое общение Монологическое – диалогическое общение Ролевое – личностное общение

Тактика общения — реализация коммуникативной стратегии на основе владения техникой общения и знаний правил общения. Тактические характеристики взаимодействий: степень открытости и экспрессивная выразительность субъектов; соответствие речевого поведения ситуации реальное, без предубеждений и оценок, отношение к партнеру; мера искренности и доверия; вежливость и уважение.

Тактические позиции 1) доброжелательная; 2) нейтральная; 3) враждебная; 4) доминирование, или «общение сверху»; 5) «общение на равных»; 6) подчинение, или позиция «снизу».

Основные тактики и стратегии общения (по Г. Грайсу): максима количества: речь должна содержать ровно столько информации, сколько ее требуется в данном случае максима качества: речь должна быть правдивой максима отношения: соответствие теме общения максима способа выражения: манеры речи

Тактики и стратегии общения (по Дж. Личу): Максима Уменьшать Увеличивать Такта «затраты» других «затраты» свои Великодушия собственная выгода выгода другого Одобрения порицание других одобрение других Скромности хвалить себя порицать себя Симпатии антипатии между собой и партнером симпатии между собой и партнером

Основные тактики диалогического общения (по Т. Ван Дейку) «Перевоплощение» «Обобщение» «Приведение примера» «Усиление», или «Утрирование» «Уступка» «Сдвиг» «Апелляция к авторитету» «Юмор» «Да-да-да» «Черный оппонент» «Подмазывание аргумента»

Формы общения опосредованное (косвенное) — через посредников, по телефону, факсу, обмен телеграммами и т.п.; непосредственное (контактное) — вступление собеседников в контакт «с глазу на глаз».

Список литературы Денисова О. Психология и педагогика: учебное пособие Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. –СПб.: Питер, 2011.-701 с. Коноплева Н.А. Психология делового общения: учеб. пособие. – 406 с. Чернова Г. Р., Слотина Т. В. Ч-49 Психология общения: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2012. — 240 с.

Данную презентацию может использовать школьный психолог на занятиях с учениками средних и старших классов. В презентации представлено краткое описание тактик, стратегий и форм общения, которые пригодятся школьникам в жизни, ведь от качества общения зависит успех человека в самом широком смысле слова.

Номер материала: ДВ-295798

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Вы первый можете оставить свой комментарий

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4, офис 407.

Стратегии и тактики общения

Под стратегией общения понимают общую схему действий участников коммуникативного процесса, общий план достижения цели к которой стремятся собеседники. Это определение можно взять за основу.

К тому же нужно учитывать мотивационный (достигается ли цель во время общения одним субъектом или обеими), сетевой (коммуникативные установки — гуманистические или манипуляторные), процессуальный (характер конструирования общения — определенное соотношение между диалогом и монологом) компоненты стратегий общения.

Поэтому обобщенная характеристика формируется из следующих основных видов стратегий общения:

  • гуманистически — диалогическая, направленная на достижение общей цели;
  • гуманистически — монологическая, направленная на достижение общей цели;
  • гуманистически — диалогическая, направленная на достижение индивидуальной цели;
  • гуманистически-монологическая, направленная на достижение индивидуальной цели;
  • манипулятивно-диалогическая, направленная на достижение общей цели;
  • манипулятивно-монологическая, направленная на достижение общей цели;
  • манипулятивно-диалогическая, направленная на достижение индивидуальной цели;
  • манипулятивно-монологическая, направленная на достижение индивидуальной цели.

Примеров стратегий общения, описанных в научной литературе, есть немало. Назовем лишь некоторые из них.

Так, исходя из манипулятивных особенностей общения, Э. Шостром выделяет четыре основные стратегии манипуляторов.

1. Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Он не демонстрирует свою слабость в отношениях, а будет играть роль человека полного сил. При этом он использует свое социальное положение (босс, отец, старший брат, учитель, начальник). Активный манипулятор достигает удовлетворения, опираясь на бессилие других и контролируя их. Он применяет систему прав и обязанностей, приказов и просьб, табелей рангов и т. п., управляя людьми как марионетками.

2. Пассивный манипулятор являет собой противоположность активному. Этот тип человека решает, что поскольку он не может контролировать жизнь, то откажется от усилий и позволит распоряжаться собой активному манипулятору. Пассивный манипулятор прикидывается беспомощным и играет роль «угнетенного». Он побеждает своей вялостью и пассивностью, позволяя активному манипулятору думать и работать за него.

3. Манипулятор, который соревнуется, относится к жизни как к состоянию, что требует постоянной бдительности, поскольку здесь можно выиграть или проиграть: третьего не дано. Для такого типа человека жизнь — это битва, где все остальные люди — соперники или враги, реальные или потенциальные. Этот человек колеблется между методами «гнобления» и «угнетения», и поэтому его можно считать чем-то средним между активным и пассивным манипуляторами.

4. Равнодушный манипулятор играет в индифферентность. Он пытается отойти от контактов. Однако в действительности его поведение связано с возможностью обыграть партнера.

В противовес манипулятору, актуализатор (этот термин заимствован у А. Маслоу) — это человек, который проявляет свои внутренние потенции активнее, чем средний индивид, и поэтому живет более полной и богатой жизнью.

Э. Шостром обращает внимание на то, что стиль жизни манипулятора характеризуют четыре основные фактора:

  • неправда (манипулятор ломает комедию и играет роли, которые должны произвести впечатление);
  • неосознанность (манипулятор не осознает истинного значения жизни, видит и слышит лишь то, что хочет);
  • контроль (манипулятор кажется спокойным, однако держит себя и других под постоянным контролем, скрывая от них свои мотивы);
  • цинизм (манипулятор не доверяет себе и другим, считает, что в отношениях между людьми имеются только две возможности: управлять или быть управляемым).

Тогда философия жизни актуализатора отличается четырьмя противоположными факторами:

  • честностью (актуализатор способен к честному проявлению своих чувств, какими бы они ни были);
  • осознанностью (актуализатор восприимчив к себе и другим);
  • волей (актуализатор годен для свободного выражения присущих ему возможностей);
  • доверием (актуализатор глубоко верит в себя и других).

По мнению автора, переход от манипуляции к актуализации в целом представляет собой континуум от апатии и нарочитости к жизнерадостности и спонтанности.

Американский психолог В. Сатир предлагает свою классификацию стратегий общения (они еще называются категориями или моделями).

Чрезвычайно популярной и широко применяемой в различных сферах жизнедеятельности индивида является концепция Томаса-Килмена, в которой отделяется пять основных стратегий (или типов, стилей) поведения человека в ситуации конфликтного общения.

1. Конкуренция, соперничество или противоборство участников общения. Это стратегическое действие сопровождается открытой борьбой за свои интересы и обязательно предполагает того, кто выиграл, и того, кто проиграл.

Оно может быть эффективно в том случае, когда человек имеет определенную власть (человек знает, что его решение или подход в данной ситуации являются правильными, и он имеет возможность настаивать на них) или когда участник конфликта не заинтересован в сотрудничестве с другими, способен на принятие волевых решений. Обычно люди, которые используют эту стратегию общения, удовлетворяют собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая их поддерживать именно свое решение.

Однако эту стратегию не стоит использовать в личных отношениях — она может вызвать отчуждение. А если же применить ее в ситуации, когда человек не имеет достаточной власти, а его мнение не совпадает с мнением других, то вообще можно потерпеть фиаско.

В литературе по проблемам разрешения конфликтов приводятся примеры тех случаев, когда следует использовать эту стратегию поведения:

  • результат очень важен для человека, поэтому он делает большую ставку на собственное решение проблемы, что возникла;
  • лицо обладает достаточным авторитетом для принятия решения, и очевидно, что предложенное им решение — наилучшее;
  • решение необходимо принять быстро, и человек имеет достаточную власть для этого;
  • лицо чувствует, что у него нет иного выбора и что ему нечего терять;
  • человек находится в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования;
  • лицо не может признаться людям, что находится в безвыходной ситуации, между тем как кто-то должен повести их за собой;
  • человек должен принять нестандартное решение, у него мало времени, но достаточно полномочий для этого шага.

2. Избегание, уклонение или бегство. Названную стратегическое действие можно использовать тогда, когда задета проблема, которая не очень важна для человека, когда он не хочет тратить силы на ее решение или когда чувствует, что находится в безнадежном положении.

Эту стратегию также рекомендуют в тех случаях, если индивид чувствует себя неправым и предчувствует правоту другого человека или когда этот человек имеет большую власть.

Стиль избегания может стать пригодным в общении с «тяжелым» человеком и когда нет серьезных оснований дальше контактировать с ним. Его можно применять также, если человек стремится принять решение, но не знает, как поступить.

Обычно такая стратегия общения может иметь место в тех случаях, когда конфликт не является значительным, или когда он не касается принципиальных аспектов деятельности. К этому стратегическому действию можно прибегать в тех случаях, когда человек чувствует, что для решения конкретной проблемы он не обладает достаточной информацией.

В психологической литературе описываются наиболее типичные ситуации, при которых рекомендуется применять стратегию избегания:

  • напряженность слишком велика, и человек ощущает необходимость ослабления обострения;
  • исход не очень важен для человека, и он считает решение настолько тривиальным, что не желает тратить на него силу;
  • у человека тяжелый день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности;
  • индивид знает, что не может или не хочет разрешить конфликт в свою пользу;
  • человек хочет выиграть время, возможно, для того, чтобы получить дополнительную информацию или заручиться, чей то поддержкой;
  • ситуация очень сложная, и человек чувствует, что улаживание конфликта обойдется для него слишком дорого;
  • у человека мало власти для решения проблемы желательным для него способом;
  • индивид чувствует, что у других больше шансов решить эту проблему;
  • попытка решить проблему является опасной, поскольку осветление и открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию.

3. Приспособление или стратегия сглаживания противоречий. Человек может использовать эту стратегию, когда исход дела чрезвычайно важен для другого лица и не очень существенный для него. Этот тип поведения является полезным также и в тех ситуациях, когда человек не может взять верх, поскольку другой человек имеет большую власть, таким образом индивид идет на уступки и соглашается с тем, чего хочет оппонент.

Названную стратегию необходимо использовать и тогда, когда человек чувствует, что, чуть уступив, он мало теряет. Можно также прибегнуть к этой стратегии, если на данный момент нужно смягчить ситуацию, а в дальнейшем индивид вернется к этому вопросу и сможет отстоять свое мнение или позицию.

Практика улаживания конфликтов показывает, что стратегия приспособления немного напоминает стратегию избегания, поскольку ее можно использовать для получения отсрочки в решении проблемы. Однако основное отличие состоит в том, что лицо действует совместно с другим человеком, он соглашается делать то, чего хочет другой индивид.

Когда же применяется стратегия избегания, человек не делает ничего для удовлетворения интересов другого лица, он лишь отталкивает от себя проблему. Есть немало случаев, когда, уступая, соглашаясь или жертвуя своими интересами в пользу другого человека, лицо может смягчить конфликтную ситуацию и восстановить гармонию. Человек может также использовать этот период затишья, чтобы выиграть время и затем добиться окончательного желательного для него решения.

Практика общения предлагает наиболее характерные ситуации, в которых рекомендуется использовать стратегию приспособления:

  • человека особенно не волнует то, что произошло;
  • лицо стремится сохранить мир и добрые отношения с другими людьми;
  • индивид чувствует, что важнее сберечь с кем-нибудь приязнь отношения, чем защищать свои интересы;
  • человек понимает, что результат значительно важнее для другого человека, чем для него;
  • человек понимает, что правда не на его стороне;
  • у лица мало власти или шансов победить;
  • индивид считает, что другой человек вынесет из этой ситуации полезный урок, если он пойдет навстречу его желанию.

4. Сотрудничество. Рассматривается как наиболее конструктивная стратегия в конфликтной ситуации, поскольку она направлена на поиск решения, которое бы удовлетворяло интересы всех сторон.

Придерживаясь этой позиции, человек принимает активное участие в улаживании конфликта и защищает свои интересы, но стремиться при этом сотрудничать с другим человеком.

По сравнению с другими подходами к конфликту этот тип требует более длительной работы, поскольку лицо сначала «выкладывает на стол» потребности, заботы и интересы обеих сторон, а затем обсуждает их. Если у человека есть время, а решение проблемы для него имеет важное значение, то эта стратегия — удачный способ выработки взаимовыгодного решения.

Она является особенно эффективной, когда стороны имеют различные скрытые потребности, разные стратегические цели и планы на будущее, что является непосредственным источником конфликта. При этом важным условием является отказ сторон от сильного противостояния и переход к совместному решению проблемы, который осуществляется, как правило, путем переговоров.

Стратегию сотрудничества рекомендуется использовать в следующих ситуациях:

  • решение проблемы очень важно для обеих сторон и никто не хочет полностью от нее избавится;
  • у другой стороны тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
  • у сторон есть время поработать над возникшей проблемой (это хороший подход к разрешению конфликтов на основе перспективных планов);
  • стороны знакомы с проблемой, а желание обеих сторон известны;
  • стороны намерены вынести на обсуждение некоторые идеи и поработать над выработкой решения;
  • оба оппонента способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;
  • обе, вовлеченных в конфликт стороны, имеют одинаковую власть или не замечают разницы в положении для того, чтобы на равных искать пути решения проблемы.

Считается, что стратегия сотрудничества в общении является самой тяжелой из других типов, поскольку требует определенных усилий (обе стороны должны потратить на это время, должны уметь объяснить свои желания, выразить свои нужды, выслушать друг друга, а затем выработать альтернативные варианты решения проблемы).

Однако она помогает найти решение, которое более всего удовлетворяет обе стороны в сложных и важных конфликтных ситуациях. При таком типе общения проблема решается по принципу: «Я хочу выиграть и хочу, чтобы вы выиграли также».

Такая стратегия наиболее успешна в решении проблемы и для ее применения следует сделать следующие шаги:

  • установить, какая потребность кроется за желаниями другой стороны;
  • узнать, в чем ваши разногласия могут компенсировать друг друга;
  • разработать новые варианты решений, которые больше всего смогут удовлетворить потребности каждого;
  • показать, что оппоненты являются партнерами, а не соперниками.

5. Компромисс, как стратегия общения и тип поведения человека.

Характеризуется тем, что проблема урегулируется путем взаимных уступок: одна из сторон уступает нечто, другая тоже чем-то уступает, и в результате можно достичь совместного решения.

Эта стратегия является наиболее эффективной в тех случаях, когда обе стороны хотят и стремятся к одному и тому же, но знают при этом, что одновременно это является для них невыполнимым.

В психологической литературе приводятся типичные случаи, в которых стратегия компромисса является наиболее эффективной:

  • обе стороны обладают одинаковой властью и имеют интересы, которые исключают одни одних;
  • лицо хочет дойти решения быстро, поскольку у него нет времени, или потому, что это наиболее экономный и эффективный путь;
  • человека может устраивать временное решение;
  • лицо может воспользоваться кратковременной выгодой;
  • другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;
  • удовлетворение собственного желания является для человека весьма существенным, и он может несколько изменить первоначальную цель;
  • компромисс позволит индивиду сохранить взаимоотношения, и он хочет получить хотя бы что-нибудь, чем потерять все.

Ни одну из выделенных выше стратегий конфликтного общения нельзя назвать однозначно плохой или удачной, ведь каждая из них может обеспечить оптимальное решение проблемы в зависимости от конкретной ситуации взаимодействия. Вместе с тем именно сотрудничество в наибольшей мере отвечает современным представлениям о конструктивном деловом общении, которое основывается на диалоге и признании партнера по общению как ценности.

Вообще все перечисленные стратегии общения представлены в так называемом чистом варианте, в реальной жизни поведение людей более разнообразно и комбинированно.

Однако владение знаниями о стратегии общения позволит любому человеку в процессе взаимодействия с другими понять, почему собеседник действует так или иначе, почему его иногда «начинает заносить» или «заклинивает» и что нужно сделать, чтобы «переключить», направить в необходимом направлении ситуацию.

Многое зависит также от вида деловых отношений и типа деятельности. Например, анализируя роль и место диалогической и монологической стратегий общения в учебно-воспитательной сфере, ответ на вопрос о преимуществе той или иной следует связывать с характеристиками основных педагогических целей, первая группа которых касается влияния на становление направленности личности (здесь преимущество предоставляется диалогическим влияниям ), а вторая — предусматривает вооружение личности необходимыми средствами реализации ее направленности (здесь превалируют монологические влияния).

Зато и в сфере формирования знаний и умений крайне необходимы диалогические воздействия, ведь далеко не все утверждения, привлеченные к содержанию обучения, являются неопровержимыми истинами. А с помощью диалогической стратегии общения знания и умения меняют свою форму и содержание в зависимости от предполагаемого контекста их применения; диалогический подход облегчает общение собеседника с широкой информационной средой и т.д.

Относительно тактики общения, то под ней понимают систему последовательных действий, которая способствует реализации выбранной стратегии, достижению желаемой цели. Известно, что одну и ту же стратегию общения можно воплотить благодаря различным тактикам. Итак, тактики общения разнообразные по своей направленности и зависят от психологических особенностей конкретных субъектов взаимодействия, их системы ценностей, установок, социальной ситуации общения, социокультурного и этнопсихологического контекста коммуникативного процесса. Тактики, избранные в одной ситуации общения, могут оказаться совершенно неэффективными в другой.

Количество тактик общения, используемых в ходе совместного взаимодействия, может быть существенно увеличено, если субъекты деятельности понимают, какие важные социальные последствия имеют межличностные контакты членов группы. Конечно, знание зависимости между личностными свойствами субъектов взаимодействия, социокультурным контекстом общения и видом стратегии общения, которая обычно определяет тактику, даст возможность участникам коммуникативного процесса в определенной степени прогнозировать характер межличностного влияния.

Стратегии и тактики продуктивного общения

При организации общения необходимо правильно определиться с выбором его стратегии. К основным стратегиям и тактикам продуктивного общения относятся:

— Стратегия открытого общения предполагает желание и умение выразить полно и доходчиво свою точку зрения, с одной стороны, а с другой — готовность учитывать позицию собеседника.

— Стратегия закрытого общения — нежелание, неумение выразить полно и доходчиво свою точку зрения. В отдельных случаях она приемлема и даже необходима при различном уровне субъектов общения и когда бессмысленно тратить время на поднятие уровня компетентности одного из собеседников; или в конфликтных ситуациях.

— Полузакрытое общение — одностороннее выспрашивание, попытка выяснить позицию собеседника не раскрывая собственной.

— Стратегия монологического общения — излагается собственная позиция и не планируется выяснения позиции других участников.

— Диалогическое общение — на равных в общении участвуют все собеседники.

— Ролевое общение — предполагает общение исходя из выполняемых социальных ролей (отец, мать, брат, сестра, ребенок, муж, жена).

— Личностное общение — общение «по душам».

Стратегии общения реализуются в соответствующих тактиках. Под тактикой общения понимается реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками общения и знания его правил.

Если общение с другими людьми проходит гладко, то мы не задумываемся об обоюдных мотивах общения. Если же возникают препятствия и конфликты, мы невольно начинаем задумываться о мотивах другого, проверяем предположения о них и корректируем собственные ожидания и поведение. Чем сложнее деятельность, тем труднее осознавание и точная постановка ее цели. В общении цели чаще всего выражены недостаточно отчетливо. Точно так же мы имеем недостаточно ясные представления о целях общения другого человека, особенно если он и сам их плохо осознает. Поэтому одним из главных факторов, дезорганизующих общение, является неопределенность его целей.

Также дезорганизующий характер носит неадекватное приписывание мотивов партнеру по общению.

Одним из факторов, дезорганизующих общение, является навязывание другому неестественных и не вытекающих из ситуации ожиданий. Если вы хотите участия со стороны другого и одновременно демонстрируете свою силу, агрессивность, непримиримость и жесткость, то даже человеку, склонному проявлять участие, трудно проявить его по отношению к вам.

Быть естественным в общении — одна из труднейших задач. Этому постоянно мешает процесс социального сравнения самого себя с другими, приписывание себе качеств, которые, как нам кажется, приписывают нам и другие. Если искажение происходит в неблагоприятную сторону, то это дезорганизует общение.

Следующим фактором, вызывающим дезорганизацию общения, является неадекватная техника общения.

Любая потребность вызывает работу воображения, ведет к активизации деятельности, включающей технику удовлетворения этой потребности. Так, достижение цели, вызванной потребностью в престиже, включает определенную технику удовлетворения этой потребности, вызывающую те или иные действия в партнере: положительную оценку достижений, восхищение. Способы, какими человек вызывает нужное ему поведение в партнере, собственно, и составляют эту технику, которой некоторые владеют хотя и бессознательно, но в совершенстве.

Общение зависит от того, в какой степени нам удалось вызвать в партнере желательные переживания, стремления и виды поведения. На улыбку, как правило, отвечают улыбкой, на приветствие — приветствием, на вопрос — ответом. Поэтому искусство общения состоит как раз в том, чтобы непринужденно вызывать в другом действия, поддерживающие общение.

Техника вовлечения другого в общение будет различной в зависимости от того, какая потребность актуализируется в данной ситуации, какие образы возникают в сознании партнера по общению.

Каждая потребность имеет свою специфическую технику удовлетворения, которая вырабатывается большей частью бессознательно в повседневном общении и может быть адекватной или неадекватной, эффективной или неэффективной. Она способствует удовлетворению потребностей, вызвавших необходимость общения.

Ю.М. Орлов выделил следующие основные правила совершенствования самоанализа и техники общения:

Правило 1. Любой акт общения следует рассматривать с точки зрения ответа на вопрос, какого рода потребности находят удовлетворение в этом общении. Какие мотивы его поддерживают и придают ему смысл? Именно с этой точки зрения следует анализировать в памяти прошлое общение. Такой анализ расширяет наше представление о мотивах общения и совершенствует его опыт.

Правило 2. Контролируй свои потребности, удовлетворяемые в общении. Чрезмерная потребность, например, получить признание, может сделать тебя смешным и странным. Следует помнить, что контроль потребностей не снижает наслаждения от их удовлетворения.

ПравилоЗ. Ясно и отчетливо определяй цели общения как свои, так и партнера. Вопросы: «Чего я хочу?», «Чего хочет он?», -требуют точного ответа.

Правило 4. Приписывая мотивы, цели общения другому, проверяй их, и если они не согласуются с реальными признаками поведения партнера, отказывайся от данного предположения и выдвигай другое. Мотивация общения гибка и изменяется не только от ситуации, но и в зависимости от личности человека, которого ты вовлекаешь в общение. Не повторяй ошибки глупой кокетки, которая в любой ситуации всем мужчинам приписывает мотивы ухаживания за ней и, конечно, выглядит смешной.

Правило5. Изучай способы удовлетворения потребностей, описанных в данной книге, как они проявляются в твоем общении и в поведении других, особенно значимых для тебя людей.

Правило 6. Не навязывай другому свои шаблоны поведения и свою мотивацию, совершай те действия, которые у партнера вызывают желательные для тебя реакции. Твои действия должны быть стимулом к действиям твоего партнера.

Правило 7. Стремись быть естественным и не принимай на себя роль, которую трудно исполнить. Для этого надо быть правдивым не только перед партнером, но прежде всего перед самим собой.

Правило8. Признавай себя неповторимым и уникальным существом, интересным для общения. Этому есть все основания. Каждый из нас представляет собой конфигурацию многих черт личности, и любого из нас невозможно сравнить с другим одновременно по всем чертам. А сравнение по отдельной черте не даст оснований для выводов о том, кто из нас в целом лучше, кто — хуже. Только узость сознания при фиксации его на отдельном свойстве приводит к такого рода сравнению.

Правило 9. Следует помнить, что искусство общения полностью исключает решение его задач с помощью силы и навязывания. Любое насилие в общении порождает не ответное удовлетворяющее действие общения, а защитное поведение партнера, что приводит к отчуждению людей. Поэтому партнеры должны соответствовать целям и задачам общения и иметь желание к такому общению. Это правило предусматривает применение второй, ненасильственной парадигмы управления общением, поведением другого.

Выполнение данных правил поможет оптимизировать процесс общения и снизить дезорганизующее влияние вышеперечисленных факторов.

Тактика общения

Стратегией общения называют общую схему действий собеседников, направленную на реализацию той или иной цели. Она может быть довольно продолжительной, поэтому не ограничивается одной беседой. Стратегия состоит из тактических действий, осуществление которых приближает человека к цели. Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое тактика общения и как она классифицируется.

Тактика общения состоит из таких компонентов:

  1. Мотивационный. Отвечает на вопрос о том, одним или двумя субъектами достигается цель во время общения.
  2. Сетевой. Определяет вид коммуникативных установок. Они бывают гуманистическими или манипуляторными.
  3. Процессуальный. Определяет соотношение между монологом и диалогом.

В обобщенном понятии стратегия и входящие в ее состав тактические действия могут иметь такие направления:

  1. Гуманистически-диалогическое.
  2. Гуманистически-монологическое.
  3. Манипулятивно-диалогическое.
  4. Манипулятивно-монологическое.

При этом каждое из них может быть направлено как на достижение общей цели, так и на достижение индивидуальной цели.

В научной литературе описано немало примеров стратегий и тактик общения. Мы с вами рассмотрим основные из них. Начнем с классификации Э. Шострома, которая базируется на манипулятивных особенностях людей.

Такой человек старается наладить управление над окружающими посредством активных методов. В общении он никогда не демонстрирует слабость, и всегда пытается сохранить реноме человека полного сил. При этом активный манипулятор, как правило, использует свое положение в социуме (начальник, отец, учитель, старший брат и так далее). Врачи иногда используют эту тактику в общении с пациентами. Опираясь на бессилие других людей и контролируя их, он получает удовлетворение. В общении активный манипулятор часто пользуется системой прав, обязанностей, просьб, приказов, табелей рангов и так далее.

Представляет собой противоположность активному манипулятору. Такой тип людей, сетуя на то, что он не способен контролировать свою жизнь, отказывается от каких-либо усилий и позволяет активному манипулятору распоряжаться собой. Часто пассивный манипулятор прикидывается беспомощным и угнетенным. Его тотальная пассивность заставляет активного манипулятора делать все самостоятельно.

Такие люди смотрят на жизнь как на состязание, заставляя себя тем самым пребывать в постоянной бдительности. Всех остальных людей они воспринимают как соперников или врагов, реальных или потенциальных. С точки зрения тактики общения, соревнующийся манипулятор является чем-то средним между пассивным и активным манипуляторами.

Такой тип людей, в общении предпочитает играть в индифферентность. Он отходит от лишних контактов и конкуренции. Главный секрет равнодушного манипулятора состоит в том, что ему вовсе не все равно, чем живут и о чем общаются другие люди – иначе он не стал бы устраивать манипулятивные игры. Тактика общения равнодушного манипулятора может сыграть с ним злую шутку. Дело в том, что, относясь к людям, как к куклам, неким невоодушевленным предметам, он невольно взращивает неодушевленность в самом себе. Поэтому такое отношение к людям считается самоубийственным.

Актуализатор – противоположность манипулятору. Такой человек проявляет свой внутренний потенциал активнее среднего индивида, поэтому его жизнь более полна событиями.

Разница в стиле жизни манипулятора и актуализатора выражается четырьмя фактора:

  1. Правда или ложь. Манипулятор может играть любые роли ради того, чтобы произвести впечатление и добиться своих целей. Актуализатор проявляется свое мировоззрение и чувства честно, даже если они могут, не понравится собеседнику.
  2. Осознанность и неосознанность. Манипулятор видит и слышит только то, что ему хочется, а значит, он не осознает истинного значения жизни. Актуализатор всегда восприимчив как к себе, так и к другим.
  3. Контроль и воля. Несмотря на внешнее спокойствие, манипулятор всегда контролирует себя и окружающих, скрывая свои истинные мотивы. Актуализатор предпочитает свободное выражение присущих ему возможностей.
  4. Цинизм и доверие. Манипулятор не доверяет никому, полагая, что в отношения может быть только две стратегии: управлять или быть управляемым. Актуализатор доверяет себе и другим.

Переход от манипуляции к актуализации представляет собой некий континуум от апатии и нарочитости к спонтанности и жизнерадостности.

Американский психолог В. Сатир предложил свою классификацию тактик общения:

Большую популярность и широкое применение в различных сферах деятельности, получила концепция Томаса-Килмана, согласно которой существует пять тактик (или стратегий, типов, стилей) поведения человека в ситуации конфликтного общения.

Данная речевая тактика в деловом общении встречается особенно часто. Она сопровождается неприкрытой борьбой за свои интересы и предполагает, что только один участник беседы выйдет победителем. Она может быть эффективна в том случае, если человек наделен определенной властью (он знает что поступает правильно, и настаивает на своем, пользуясь своими возможностями), или когда человек способен к принятию волевых решений и не заинтересован в сотрудничество с другими. Люди, которые используют такую тактику общения, как правило, удовлетворяют личные интересы, вынуждая других не только оказывать поддержку, но и жертвовать своими интересами.

Если говорить о такой стратегии и тактике делового общения, как «конкуренция», то ее не рекомендуется использовать в личном общении, так как это может привести к отчуждению собеседника. Ну а в случаях, когда власть человека ограничена или стоит под вопросом, а его мнение не совпадает с мнением окружающих, он может и вовсе потерпеть фиаско, пытаясь действовать через «конкуренцию».

В литературе выделяются конкретные случаи, когда данная тактика общения может принести плоды:

  1. Результат принципиален для человека, поэтому он делает на собственное решение возникшей проблемы большую ставку.
  2. Авторитет лидера настолько велик, что любое принятое им решение признается наиболее верным.
  3. Необходимо быстро принять решение и авторитет человека позволяет ему это сделать без лишних объяснений.
  4. Человек чувствует, что ему нечего терять, у него просто нет другого выбора.
  5. Лидер понимает, что находится в безвыходной ситуации, но кроме него некому вести людей за собой.

Данная тактика речевого общения, как правило, используется в случае, когда возникшая проблема не особо важна для индивида, он не хочет тратить энергию на ее решение, или же проблема настолько усугублена, что он почувствовал безнадежность и сдался. Стратегию уклонения применяют, когда индивид понимает правоту собеседника или когда нет серьезных оснований для конкуренции. Обычно использование такой тактики наблюдается в случаях, когда предмет спора не является принципиальным.

В психологической литературе описаны наиболее типичные ситуации, при которых тактика избегания наиболее верна:

  1. Напряженность разговора слишком велика, а потому нужно ослабить обострение.
  2. Исход конфликта настолько безразличен человеку, что он решает не тратить на него сил.
  3. У индивида много проблем, и решение еще одной ему ни к чему.
  4. Человек понимает, что ему не под силу разрешить конфликт в свою пользу.
  5. Ситуация слишком сложна, и ее улаживание может обойтись дорого.
  6. У человека не хватает власти, для решения проблемы приемлемым для него образом.
  7. Попытка решить проблемы может ухудшить положение вещей.

Как правило, человек применяет эту тактику, когда исход конфликта несущественен для него, но крайне важен для оппонента. Также такой вид поведения также может стать полезным в случае, когда человек понимает, что эскалация противостояния может привести к его проигрышу.

Тактика сглаживания конфликта напоминает тактику избегания, ведь она также может быть использована для отсрочки решения проблемы. Однако между этими двумя подходами есть существенное отличие. Тактика сглаживания предполагает, что индивид, который ее использует, действует совместно с оппонентом, и соглашается с его решениями. В случае же применения тактики избегания, человек не старается удовлетворить интересы другого, а просто отталкивает от себя проблему.

Наиболее популярные случаи использования тактики сглаживания:

  1. Человек хочет сохранить мир и хорошие отношения с оппонентом.
  2. Индивид понимает, что результат противостояния гораздо более важен для другого человека, нежели для него.
  3. Человек осознает, что правда не на его стороне.
  4. Человек понимает, что если он уступит оппоненту, тот получит полезный жизненный урок.

В случае использования этой стратегии урегулирование проблемы происходит посредством взаимных уступок. Она эффективна в том случае, когда обе стороны стремятся к одному и тому же, но понимают, что достичь этого одновременно, невозможно.

Наиболее типичные случаи применения тактики компромисса:

  1. Стороны обладают одинаковой властью, и имеют взаимоисключающие интересы.
  2. Человек хочет получить быстрое решение.
  3. Временное решение и кратковременная выгода являются для человека привлекательными.
  4. Другие подходы к решению проблемы не принесли результата.
  5. Компромисс позволяет сторонам сохранить здоровые взаимоотношения.

Это наиболее конструктивная и плодотворная тактика общения в психологии, так как она нацелена на удовлетворения интересов обеих сторон. Исповедуя принцип сотрудничества, человек активно участвует в улаживании конфликта, но не отказывается от своих интересов.

По сравнению с другими тактиками решения конфликта, сотрудничество требует более длительной и энергоемкой работы, так как человек сначала определяет потребности и заботы обеих сторон, а затем обсуждает их. Если стороны заинтересованы в решении проблемы, то эта стратегия может стать удачным способом для выработки взаимовыгодного решения.

Как правило, тактику сотрудничества применяют в таких ситуациях:

  1. Решение проблемы принципиально для обеих сторон.
  2. У сторон складываются длительные и взаимовыгодные отношения.
  3. У оппонентов есть время на решение проблемы.
  4. Обе стороны конфликта наделены одинаковым уровнем власти, или готовы поравняться ради поиска путей решения проблемы.

Сотрудничество – наиболее успешная тактика делового общения. Для ее применения стоит проделать такие шаги:

  1. Установить истинные мотивы обеих сторон.
  2. Определить способы компенсации разногласий.
  3. Разработать новые подходы к решению проблемы, удовлетворяющие потребности каждого.
  4. Проиллюстрировать, что оппоненты могут быть партнерами, а не соперниками.

Ни одну из рассматриваемых нами стратегий конфликтного общения нельзя назвать на сто процентов удачной или неудачной, ведь каждая из них может стать единственно верной в определенной ситуации. Вместе с тем, с точки зрения современных представлений о тактике делового общения, которое основывается на диалоге и признании ценности партнера по разговору, то первенство явно принадлежит стратегии сотрудничества.

Психологическая тактика общения – это система последовательных действий, направленных на достижение определенной цели и реализацию конкретной стратегии. Одну и ту же стратегию можно воплотить в жизнь благодаря разным тактикам. Тактики могут быть весьма разнообразными как по своему содержанию, так и по своей направленности, и прямо зависят от психологических особенностей взаимодействующих людей, их ценностей, установок, а также социально-культурного и этнопсихологического контекста процесса коммуникации. Тактики, успешно применяемые в одной ситуации, могут быть совершенно безуспешными в другой.

Имеющиеся на данный момент стратегии и тактики общения были представлены в чистом виде. В жизни же редко можно встретить человека, в поведении которого наблюдалась бы определенная тактика общения. Как правило, люди объединяют разные виды тактик общения, для достижения той или иной цели. Тем не менее, имея общие представления о речевых тактиках, можно научиться чувствовать людей, распознавать их истинные мотивы и составлять их психологический портрет. Все это помогает повернуть разговор в нужное русло и добиться своих целей.

Количество стратегий и тактик речевого общения может существенно увеличиваться в случае, если субъекты деятельности осознают, социальные последствия межличностных контактов. Знание зависимости между личными качествами субъектов, социокультурным контекстом и видом тактики общения, позволяет участнику коммуникативного процесса в той или иной степени спрогнозировать характер межличностного влияния.

При выборе тактики общения и взаимодействия в целом стоит опираться на вид деловых взаимоотношений и тип деятельности. К примеру, анализируя перспективу применения монологической и диалогической стратегии общения в учебно-воспитательной среде, нельзя определиться какая из стратегий лучше, не рассмотрев характеристики основных педагогических целей. Так вот, первая группа педагогических целей базируется на влиянии на становление направленности индивида. В таком случае наиболее успешным будет применение диалогическое влияние. Вторая группа предполагает вооружение обучающегося необходимыми средствами реализации той самой направленности. Здесь будет превалировать монологическое влияние.

Стоит отметить, что диалогические тактики речевого общения крайне необходимы в разных сферах человеческой деятельности, так как далеко не все утверждения являются неопровержимыми. С помощью диалога знания и умения могут менять свою форму и содержание в зависимости от контекста, в котором они подаются.

Источники:
Презентация Стратегии, тактики, формы общения
Cкачать: Презентация "Стратегии, тактики, формы общения"
https://infourok.ru/prezentaciya-strategii-taktiki-formi-obscheniya-722277.html
Стратегии и тактики общения
Кратко о стратегиях и тактиках общения
http://psyznaiyka.net/socio-obchenie.html?id=4
Стратегии и тактики продуктивного общения
При организации общения необходимо правильно определиться с выбором его стратегии. К основным стратегиям и тактикам продуктивного общения относятся: — Стратегия открытого общения предполагает
https://psyera.ru/strategii-i-taktiki-produktivnogo-obshcheniya-387.htm
Тактика общения
Тактика общения — система действий, которые человек предпринимает в общении с другими людьми для реализации своих личных целей. Сегодня мы с вами узнаем, какими бывают тактики общения, и как они применяются.
https://businessman.ru/taktika-obscheniya-strategii-i-taktiki-obscheniya.html

(Visited 6 times, 1 visits today)

Популярные записи:

как отвечать на положительные отзывы Как написать классный отзыв: 7 шагов примеры Всем добрый день! С Вами снова Даниил Шардаков,… (4)Что испытывает мужчина когда хочет женщину 15 признаков, что женщина нравится мужчине. Если мужчина хочет женщину: признаки Каждая женщина хочет быть… (4)Проблема бога и человека в современном обществе Какова роль религии в современном обществе?Религия всегда играла значительную роль в развитии общества. Отношение к… (3)Как забыть человека к которому привык Как быстро забыть любимого человека — советы психолога Разрыв отношений все люди переживают очень тяжело.… (3)как проявляется страсть у мужчин Как проявляется ревность у мужчин: типичные признакиКак проявляется ревность у мужчин: типичные признаки Пожалуй, каждая… (3)

COMMENTS