Сущность педагогического общения

Сущность педагогического общения

В педагогической деятельности общение выступает как средство решения учебно-воспитательных задач; социально-психологическое обеспечение педагогического процесса; средство организации взаимоотношений учителя и учеников, м должно гарантировать эффективность обучения, воспитания и развития личности. В этом контексте педагогическое общение содержит мощный резерв роста профессионального мастерства педагога, совершенствования ор ции педагогической деятельности и учебно-воспитательного процессу.

. Педагогическое общение — система способов. Ии приемов социально-психологического взаимодействия педагога и воспитанников, содержанием которого является обмен информацией, осуществление воспитательного воздействия и налаживания взаимоотношений

Инициатором и руководителем этого процесса является педагог. Общение учителя с учеником направлено на создание благоприятного психологического климата в системах»учитель — ученик»и»ученик — ученик»Оно предусматривает выполнение важных функцийання важливих функцій:

— обмен информацией между педагогом и учениками;

— организация и регулирование взаимоотношений и совместной деятельности;

— осуществление воспитательного воздействия;

— педагогически целесообразная самопрезентация педагога

Педагог в своей деятельности старается быть и источником информации, и человеком, который познает другого человека или группу людей, и организатором коллективных деятельности и взаимоотношений. Педагогическое общение помогает ае учителю организовать взаимодействие на уроке и вне его как целостный процесс. Не ограничиваясь только информационной функцией, оно создает условия для обмена отношением, переживаниями, помогает самоутверждению ю школьника в коллективе, обеспечивает сотворчество в класссі.

По статусу педагог и учащиеся действуют с разных позиций: учитель организует взаимодействие, а ученик воспринимает, приобщается к ней чтобы ученик стал активным соучастником педагогического процесса, учителю следует обесп печить субъект-субъектный характер педагогических отношений, который заключается в равенстве психологических позиций, взаимной гуманистической направленности, активности педагога и учащихся, взаимопроникновении их в сви т чувств и переживаний, готовности к принятию аргументов собеседника, взаимодействия с ним.

Основными признаками педагогического общения на субъект-субъектном уровне являются:

— личностная ориентация собеседников (способность видеть и понимать собеседника);

— равенство психологических позиций собеседников (недопустимо доминирование педагога в общении, он должен признавать право ученика на собственное мнение, позицию);

— проникновение в мир чувств и переживаний, готовность принять точку зрения собеседника (общение по законам взаимного доверия, когда партнеры вслушиваются, разделяют чувства друг друга, спивпережы ивають, имеет особый педагогический эффект)

— нестандартные приемы общения (отход от чисто ролевой позиции учителя)

зависимости от типа взаимодействия (субъект-субъектная, субъектно-объектная) общения учителя может быть функционально-ролевым или личностно ориентированным. Функционально-ролевое общение — сугубо деловое общение, стандартизированное, ограничено требованиями ролевых позиций. Цель его заключается в обеспечении выполнения определенных действий. За такого общения личные мотивы, отношение педагога и ученика н не учитываютсяги.

. Личностно ориентированное общение — это сложная психологическая взаимодействие, которая предусматривает выполнение определенных нормативных функций с проявлением личного отношения. Оно направлено не на выполнение задач, как на развитие личности учащихся. Да акое общения требует определенного уровня внутренне детерминированной активности личности, при котором ученики не идут по обстоятельствам, а способны сами создавать эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию и сознательную в совершенствоватьсяся.

Учитель, настроен на личностно ориентированное общение, должен быть открытым и справедливым, с доверием относиться к детям, признавать их неповторимость, интересоваться их жизнью, проблемами, уметь бы видеть поведение учеников их глазами, чувствовать их внутренний мир и т.д.. Он должен верить в силы каждого ученика, уметь сформировать у него надежду на успех, оказывать ему помощь в духовном росте. ОДН е из существенных и сложных задач учителя — беречь и развивать у ребенка чувство собственной ценности, значимости, компетентности, концентрировать внимание на ее потребностях, предпочтениях, определять персо нальный путь к достижению успеха. Если ребенок негативно оценивает себя, задача педагога — с помощью возможностей общения трансформировать эти представления в положительные, развивать самовосприятие и потребность в самосовершенствованиинні.

Если учитель понимает и воспринимает внутренний мир своих воспитанников безоцинювально, ведет себя естественно, согласно своих переживаний, доброжелательно относится к ученикам, он таким образом создает. Необхо и дни условия для личностно ориентированного общения, плодотворного обучения и воспитания.

Итак, педагогическое общение как учебно-воспитательное средство, призван обеспечить взаимопонимание между учителем и учениками, является неисчерпаемым источником для совершенствования не только обмена информацией и воспитательного оп плыву, но и морально-психологического климата в коллективе.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Сущность педагогического общения

Педагогическая деятельность, как отмечают педагоги и психо­логи, по своей сути является деятельностью совместной, более того, «это деятельность, которая строится по законам общения» (Н. В. Кузьмина).

Общение — основа, неотъемлемый элемент труда учителя, воспитателя, тренера, руководителя студии. Урок, занятия в круж­ке, в спортзале, в мастерской, праздник, поход, экзамен, роди­тельское собрание, педсовет — это, прежде всего общение, об­щение с учащимися, с коллегами, с администрацией, с родите­лями.

В центре нашего внимания — профессиональное общение педа­гогвоспитанник.

Начинающие педагоги сразу замечают, что для успешной ра­боты им необходимы не только предметные и психолого-педаго­гические знания, но и умение общаться.

Готовы ли вы к общению? Многим этот вопрос покажется странным: мы постоянно общаемся, жизнь без общения немыс­лима. Но не спешите с ответом. Речь идет о готовности к профес­сионально-педагогическому общению, которое предполагает: а) знание основ педагогики общения; б) владение умениями орга­низовать общение и управлять им и собственным психическим состоянием; в) сформированность определенных нравственно-личностных качеств педагога.

Рассмотрим выделенные положения.

Сущность и особенности педагогического общения раскрыва­ются в трудах педагогов и психологов А. А. Бодалева, А. А. Леон­тьева, Н. В. Кузьминой, В. А. Кан-Калика, Я. Л. Коломинского, И. А. Зимней, А. А. Реана. С опорой на исследования этих ученых и строится содержание данной главы.

Педагогическое общение — это особый вид общения, оно яв­ляется «категорией профессиональной». Оно всегда обучающее, развивающее и воспитывающее. Общение ориентировано на раз­витие личности общающихся сторон, их взаимоотношений. Педа­гогическое общение — процесс динамичный: с возрастом воспи­танников изменяется позиция и педагога, и детей в общении.

По утверждению В. А. Кан-Калика, общение педагогов с уча­щимися — это своеобразный канал педагогического воздействия на общение школьников, т. е. педагог своими действиями, пове­дением как бы задает эталон общения для воспитанников.

Особо подчеркнем, что педагогическое общение осуществля­ется через личность педагога. Именно в общении проявляются взгляды воспитателя, его суждения, отношение к миру, к людям, к себе.

Ученые-исследователи, а в последние годы и практики, обра­щают внимание на чрезвычайную актуальность проблемы педаго­гического общения.

Почему эта проблема становится центральной для профессио­нально-педагогической деятельности, ее основой?

Прежде всего, потому, что общение — важное средство реше­ния учебно-воспитательных задач.

Общаясь с воспитанниками, педагог изучает их индивидуаль­ные и личностные особенности, получает информацию о ценно­стных ориентациях, межличностных отношениях, о причинах тех или иных действий, поступков.

Общение регулирует совместную деятельность педагога и вос­питанников, обеспечивает их взаимодействие, способствует эф­фективности педагогического процесса.

Практикой подтверждено, что новые технологии обучения и воспитания «работают» в образовательном учреждении только при педагогически продуманном общении.

В педагогической деятельности общение оказывает существен­ное влияние на формирование активной позиции, творчества, самодеятельности воспитанников, на результат овладения знани­ями и умениями.

Общение, как это доказано педагогом Г. И. Щукиной, оказы­вает значительное влияние на формирование и укрепление познавательных интересов учащихся. Доверие к воспитаннику, при­знание его познавательных возможностей, поддержка в самостоя­тельном поиске, создание «ситуаций успеха», доброжелательность оказывают стимулирующее действие на интерес.

Ученые отмечают, а педагоги на практике убеждаются, что общение обеспечивает благоприятную среду, создает комфорт­ные условия учебной и внеучебной деятельности, воспитывает культуру межличностных отношений, позволяет и педагогу, и воспитанникам реализовать, утвердить себя. Что же такое педагогическое общение? Как бы вы сформулировали это определение? Старшеклассники и студенты первого курса педагогического университета на этот вопрос отвечали так:

«Педагогическое общение — это интересные контакты учителя с учениками и их родителями»; «педагогическое общение — это жизнь в школе»; «общение — это когда тебя понимают педагоги»; «педагогическое общение — это хорошие взаимоотношения»; «об­щение — это сотрудничество»; «общение — это встреча с люби­мым учителем, с друзьями»; «педагогическое общение — это все­гда обмен знаниями, впечатлениями»; «общение — это совместное переживание хорошего и не очень».

Приведенные высказывания содержательны; можно сказать, что в них заключены основные положения, раскрывающие суть фе­номена.

Теперь приведем определение понятия, данное В. А. Кан-Каликом и Н. Д. Никандровым: «Под профессионально-педагогиче­ским общением мы понимаем систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информа­цией, познание личности, оказание воспитательного воздействия»[1,с.83].

Из определения следует, что педагогическое общение — про­цесс сложный.

Сущность педагогического общения

3.1. Сущность педагогического общения

Педагогическая деятельность, как отмечают педагоги и психологи, по своей сути является деятельностью совместной, более того, "это деятельность, которая строится по законам общения" (Н. В. Кузьмина).

Общение — основа, неотъемлемый элемент труда учителя, воспитателя, тренера, руководителя студии. Урок, занятия в кружке, в спортзале, в мастерской, праздник, поход, экзамен, родительское собрание, педсовет — это прежде всего общение, общение с учащимися, с коллегами, с администрацией, с родителями.

В центре нашего внимания — профессиональное общение педагог-воспитанник.

Начинающие педагоги сразу замечают, что для успешной работы им необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и умение общаться.

Готовы ли вы к общению? Многим этот вопрос покажется странным: мы постоянно общаемся, жизнь без общения немыслима. Но не спешите с ответом. Речь идет о готовности к профессионально-педагогическому общению, которое предполагает: а) знание основ педагогики общения; б) владение умениями организовать общение и управлять им и собственным психическим состоянием; в) сформированность определенных нравственно-личностных качеств педагога.

Рассмотрим выделенные положения.

Сущность и особенности педагогического общения раскрываются в трудах педагогов и психологов А. А. Бодалева, А. А. Леонтьева, Н.В.Кузьминой, В. А. Кан-Калика, Я. Л. Коломинского, И. А. Зимней, А. А. Реана. С опорой на исследования этих ученых и строится содержание данной главы.

Педагогическое общение — это особый вид общения, оно является "категорией профессиональной". Оно всегда обучающее, развивающее и воспитывающее. Общение ориентировано на развитие личности общающихся сторон, их взаимоотношений. Педагогическое общение — процесс динамичный: с возрастом воспитанников изменяется позиция и педагога, и детей в общении.

По утверждению В. А. Кан-Калика, общение педагогов с учащимися — это своеобразный канал педагогического воздействия на общение школьников, т. е. педагог своими действиями, поведением как бы задает эталон общения для воспитанников.

Особо подчеркнем, что педагогическое общение осуществляется через личность педагога. Именно в общении проявляются взгляды воспитателя, его суждения, отношение к миру, к людям, к себе.

Ученые-исследователи, а в последние годы и практики, обращают внимание на чрезвычайную актуальность проблемы педагогического общения.

Почему эта проблема становится центральной для профессионально-педагогической деятельности, ее основой?

Прежде всего потому, что общение — важное средство решения учебно-воспитательных задач.

Общаясь с воспитанниками, педагог изучает их индивидуальные и личностные особенности, получает информацию о ценностных ориентациях, межличностных отношениях, о причинах тех или иных действий, поступков.

Общение регулирует совместную деятельность педагога и воспитанников, обеспечивает их взаимодействие, способствует эффективности педагогического процесса.

Практикой подтверждено, что новые технологии обучения и воспитания "работают" в образовательном учреждении только при педагогически продуманном общении.

В педагогической деятельности общение оказывает существенное влияние на формирование активной позиции, творчества, самодеятельности воспитанников, на результат овладения знаниями и умениями.

Общение, как это доказано педагогом Г. И. Щукиной, оказывает значительное влияние на формирование и укрепление познавательных интересов учащихся. Доверие к воспитаннику, признание его познавательных возможностей, поддержка в самостоятельном поиске, создание "ситуаций успеха", доброжелательность оказывают стимулирующее действие на интерес.

Ученые отмечают, а педагоги на практике убеждаются, что общение обеспечивает благоприятную среду, создает комфортные условия учебной и внеучебной деятельности, воспитывает культуру межличностных отношений, позволяет и педагогу, и воспитанникам реализовать, утвердить себя.

Что же такое педагогическое общение?

Как бы вы сформулировали это определение?

Старшеклассники и студенты первого курса педагогического университета на этот вопрос отвечали так:

"Педагогическое общение — это интересные контакты учителя с учениками и их родителями"; "педагогическое общение — это жизнь в школе"; "общение — это когда тебя понимают педагоги"; "педагогическое общение — это хорошие взаимоотношения"; "общение — это сотрудничество"; "общение — это встреча с любимым учителем, с друзьями"; "педагогическое общение — это всегда обмен знаниями, впечатлениями"; "общение — это совместное переживание хорошего и не очень".

Приведенные высказывания содержательны; можно сказать, что в них заключены основные положения, раскрывающие суть феномена.

Теперь приведем определение понятия, данное В.А. Кан-Каликом и Н. Д. Никандровым: "Под профессионально-педагогическим общением мы понимаем систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия" [1,с. 83].

Из определения следует, что педагогическое общение — процесс сложный.

Сущность педагогического общения

Сущность педагогического общения — раздел Педагогика, ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Педагогическая Деятельность, Как Отмечают Педагоги И Психологи, По Своей Сути.

Педагогическая деятельность, как отмечают педагоги и психологи, по своей сути является деятельностью совместной, более того, «это деятельность, которая строится по законам общения» (Н. В. Кузьмина).

Общение — основа, неотъемлемый элемент труда учителя, воспитателя, тренера, руководителя студии. Урок, занятия в кружке, в спортзале, в мастерской, праздник, поход, экзамен, родительское собрание, педсовет — это, прежде всего общение, общение с учащимися, с коллегами, с администрацией, с родителями.

В центре нашего внимания — профессиональное общение педагог—воспитанник.

Начинающие педагоги сразу замечают, что для успешной работы им необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и умение общаться.

Готовы ли вы к общению? Многим этот вопрос покажется странным: мы постоянно общаемся, жизнь без общения немыслима. Но не спешите с ответом. Речь идет о готовности к профессионально-педагогическому общению, которое предполагает:

а) знание основ педагогики общения; б) владение умениями организовать общение и управлять им и собственным психическим состоянием, в) сформированость определенных нравственно-личностных качеств педагога.

Рассмотрим выделенные положения.

Сущность и особенности педагогического общения раскрываются в трудах педагогов и психологов А. А. Бодалева, А. А. Леонтьева, Н.В.Кузьминой, В. А. Кан-Калика, Я. Л. Коломинского, И. А. Зимней, А. А. Реана. С опорой на исследования этих ученых и строится содержание данной главы.

Педагогическое общение — это особый вид общения, оно является «категорией профессиональной». Оно всегда обучающее, развивающее и воспитывающее. Общение ориентировано на развитие личности общающихся сторон, их взаимоотношений. Педагогическое общение — процесс динамичный с возрастом воспитанников изменяется позиция и педагога, и детей в общении.

По утверждению В. А. Кан-Калика, общение педагогов с учащимися — это своеобразный канал педагогического воздействия на общение школьников, т.е. педагог своими действиями, поведением как бы задает эталон общения для воспитанников.

Особо подчеркнем, что педагогическое общение осуществляется через личность педагога. Именно в общении проявляются взгляды воспитателя, его суждения, отношение к миру, к людям, к себе.

Ученые-исследователи, а в последние годы и практики, обращают внимание на чрезвычайную актуальность проблемы педагогического общения.

Почему эта проблема становится центральной для профессионально-педагогической деятельности, ее основой?

Прежде всего потому, что общение — важное средство решения учебно-воспитательных задач.

Общаясь с воспитанниками, педагог изучает их индивидуальные и личностные особенности, получает информацию о ценностных ориентациях, межличностных отношениях, о причинах тех или иных действий, поступков.

Общение регулирует совместную деятельность педагога и воспитанников, обеспечивает их взаимодействие, способствует эффективности педагогического процесса.

Практикой подтверждено, что новые технологии обучения и воспитания «работают» в образовательном учреждении только при педагогически продуманном общении.

В педагогической деятельности общение оказывает существенное влияние на формирование активной позиции, творчества, самодеятельности воспитанников, на результат овладения знаниями и умениями.

Общение, как это доказано педагогом Г. И. Щукиной, оказывает значительное влияние на формирование и укрепление познавательных интересов учащихся Доверие к воспитаннику, признание его познавательных возможностей, поддержка в самостоятельном поиске, создание «ситуаций успеха», доброжелательность оказывают стимулирующее действие на интерес.

Ученые отмечают, а педагоги на практике убеждаются, что общение обеспечивает благоприятную среду, создает комфортные условия учебной и внеучебной деятельности, воспитывает культуру межличностных отношений, позволяет и педагогу, и воспитанникам реализовать, утвердить себя.

Что же такое педагогическое общение?

Как бы вы сформулировали это определение?

Старшеклассники и студенты первого курса педагогического университета на этот вопрос отвечали так:

«Педагогическое общение — это интересные контакты учителя с учениками и их родителями», «педагогическое общение — это жизнь в школе», «общение — это когда тебя понимают педагоги», «педагогическое общение — это хорошие взаимоотношения», «общение — это сотрудничество», «общение — это встреча с любимым учителем, с друзьями», «педагогическое общение — это всегда обмен знаниями, впечатлениями», «общение — это совместное переживание хорошего и не очень».

Приведенные высказывания содержательны, можно сказать, что в них заключены основные положения, раскрывающие суть феномена.

Теперь приведем определение понятия, данное В. А. Кан-Каликом и Н. Д. Никандровым «Под профессионально-педагогическим общением мы понимаем систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия» [1,с. 83].

Из определения следует, что педагогическое общение — процесс сложный.

Источники:
Сущность педагогического общения
В педагогической деятельности общение выступает как средство решения учебно-воспитательных задач; социально-психологическое обеспечение педагогического процесса; средство организации взаимоотношений
https://uchebnikionline.com/pedagogika/vstup_do_pedagogichnoyi_profesiyi_-_meshko_gm/sutnist_pedagogichnogo_spilkuvannya.htm
Сущность педагогического общения
Педагогическая деятельность, как отмечают педагоги и психо­логи, по своей сути является деятельностью совместной, более того, «это деятельность, которая строится по законам общения» (Н. В.
https://studfiles.net/preview/3821283/
Сущность педагогического общения
Электронная библиотека учебников, 3.1. Сущность педагогического общения
http://studentam.net/content/view/1224/122/
Сущность педагогического общения
Сущность педагогического общения Педагогика ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. На сайте allRefs.net есть практически любой реферат, курсовая работа, конспект, лекция, диплом, домашняя работы и пр. учебный материал.
http://allrefs.net/c13/3yqv2/p23/

(Visited 2 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Обмани меня, Я крепко сплю. О мужчине, с которым я сейчас встречаюсь,… (1)

Вот доказательства того, что Ты Мудрая женщина, а не умная Ольга Валяева в статье «Все беды женщин от ума… И… (1)

Совместное занятие с родителями Сайт для воспитателей детских садов Меню блога Оплата Конспект совместного… (1)

Что значит — быть лучшей подругой? Не бойся меняться! Она легко находит общий язык даже с… (1)

Муж ушел к женщине старше Муж ушёл к женщине старше по возрастуэто все из за… (1)

COMMENTS