Трудности общения

Типичные трудности общения детей в раннем и дошкольном возрасте

«Типичные трудности общения детей в раннем и дошкольном возрасте»

Тема: Типичные трудности общения в раннем и дошкольном возрасте

Дошкольники с трудностями в общении

Отношения с другим людям зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детстве. Причем главным пространством рождения таких отношений является сфера общения с равными – со сверстниками. Исследования показывают, что к концу дошкольного возраста складывается более или менее определенный тип отношений со сверстниками, который либо обеспечивает нормальное общение и сотрудничество, либо ведет к трудностям в общении и возникновению частых конфликтов с другими детьми. Проблемы и конфликты между детьми порождают тяжелые переживания (обиды, неприязнь, зависть, злость и др.). Такие детские переживания могут стать в дальнейшем источником серьезных межличностных и внутренних проблем взрослого человека.

Все это побуждает обратиться к рассмотрению развития отношений детей в дошкольном детстве.

Родители и воспитатели иногда не подозревают о той широкой гамме чувств, которые переживают их дети и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем, опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, другим, миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте складывается и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их – важнейшая задача педагога и психолога.

Такая психолого-педагогическая помощь должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. Внутренние причины, вызывающие устойчивый и часто воспроизводящийся конфликт ребенка со сверстниками, приводят к его объективной или субъективной изоляции, к чувству одиночества, которое является одним из самых тяжелых и деструктивных переживаний человека. Для своевременного выявления конфликтов ребенка требуются не только психологическая наблюдательность, владение диагностическими методиками, но и знание психологической природы основных проблемных форм межличностных отношений.

В этой части пособия будут рассмотрены наиболее типичные для дошкольников варианты конфликтных отношений ребенка к сверстникам (повышенная агрессивность, обидчивость, застенчивость и демонстративность дошкольников). С опорой на специальные психологические исследования будут рассмотрены поведенческая картина этих проблемных форм и психологические особенности детей с трудностями в межличностных отношениях.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе, волнующих не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Принято считать, что агрессивных детей отличает неумение играть, отсутствие игровых навыков. Действительно, среди агрессивных дошкольников больше детей, не умеющих играть, и меньше тех, кто достиг высшего уровня развития игры. Однако некоторые агрессивные дети обладают хорошо развитой игровой деятельностью и могут организовать интересную игру. Поэтому уровень развития игровой деятельности, как и уровень развития интеллекта, нельзя считать главной причиной агрессивного поведения.

Среди всех проблемных форм межличностных отношений особое место занимает такое тяжелое переживание, как обида на других. Обидчивость отравляет жизнь и самому человеку, и его близким. Справиться в этой болезненной реакцией непросто. Непрощенные обиды разрушают дружбу, приводят к накоплению как явных, так и скрытых конфликтов с другими людьми и в конечном итоге деформируют личность человека.

• игнорирование партнеров, недостаточное внимание с их стороны (например, ребенка не приглашают играть или не дают желанной роли);

• отказ в чем-то нужном и желанном (не дают обещанной игрушки, отказывают в угощении или подарке);

• неуважительное отношение со стороны других (обзывалки, дразнилки);

• успех и превосходство других, отсутствие похвалы.

Во всех этих случаях ребенок чувствует себя отвергнутым и ущемленным. Однако в одной и той же ситуации межличностного взаимодействия может проявляться гнев и агрессия, а может – обида. Агрессивные реакции не являются специфичными для обиды. В состоянии обиды ребенок не проявляет прямой или косвенной физической агрессии (он не дерется, не нападает на обидчика, не мстит ему). Для проявления обиды характерна подчеркнутая демонстрация своей «обиженности». Обиженный всем своим поведением показывает обидчику, что он виноват и ему следует просить прощения или как-то исправиться. Он отворачивается, перестает разговаривать, демонстративно показывает свои «страдания».

Поведение детей в состоянии обиды имеет интересную и парадоксальную особенность. С одной стороны, это поведение носит явно демонстративный характер и направлено на привлечение внимания к себе. С другой стороны, дети отказываются от общения с обидчиком: молчат, отворачиваются, уходят в сторону. Отказ от общения используется как средство привлечения внимания к себе и способ вызывания чувства вины и раскаяния у того, кто обидел. Такая демонстрация своих переживаний и подчеркивание вины обидчика является специфичной для данного феномена и явно отличает его от агрессивных форм поведения.

В той или иной мере чувство обиды переживает каждый человек. Однако порог обидчивости у всех различный. В одних и тех же ситуациях (например, в ситуации успеха другого или проигрыша в игре) некоторые дети чувствуют себя уязвленными и обиженными, другие не испытывают подобных переживаний.

Неадекватным для проявления обиды является повод в том случае, когда партнер не демонстрирует неуважения или отвержения другого. В этом случае человек реагирует не на реальное отношение другого, а на свои собственные неоправданные ожидания, на то, что он сам приписывает окружающим.

Обидчивые дети воспринимают успехи других как собственное унижение и игнорирование себя, а потому переживают и демонстрируют обиду. Похвала, а тем более восхищение другим оказывается для обидчивого ребенка столь невыносимым, что он вообще ничего не может делать. Такой ребенок способен проявлять сильные отрицательные эмоции: подавленность, беспомощность, может даже заплакать.

Неадекватность источника обиды и есть тот критерий, по которому следует различать обиду как закономерную и неизбежную реакцию человека и обидчивость как устойчивую и деструктивную черту личности. Закономерным следствием этой черты является повышенная частота проявлений обиды. Обидчивыми называют тех, кто обижается часто. Такие люди постоянно видят в окружающих пренебрежение и неуважение к себе, а потому поводов для обиды у них достаточно много.

Застенчивость является одной из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных отношений. Известно, что застенчивость порождает ряд существенных трудностей в общении людей. Среди них такие, как проблема познакомиться с новыми людьми, отрицательные эмоциональные состояния в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неумелое представление себя, скованность в присутствии других людей и пр.

Застенчивые дети будут испытывать особую робость и смущение, когда им предлагается деятельность, заведомо не одобряемая взрослыми. Играя роль капитана, они замирают на месте, едва шевелят губами, пытаясь произнести нужные слова, смущенно-виновато смотрят на взрослого. Если обычные, незастенчивые дети с восторгом принимают роль капитана корабля, изо всех сил стараются перекричать шум волн и утихомирить стихию, то застенчивые дети отказываются от этой роли или шепотом произносят что-то себе под нос.

Хвалиться и демонстрировать свои достоинства любят все дети. Однако часто демонстративность перерастает в устойчивую личностную особенность. Основным мотивом поведения ребенка становится похвала окружающих, с помощью которой он удовлетворяет собственную потребность в самоутверждении. Даже совершая добрый поступок, ребенок делает это не ради другого, а ради того, чтобы продемонстрировать окружающим собственную доброту (особая форма «показного альтруизма»). Демонстративность может проявляться не только в стремлении показать собственные достоинства и достижения. Обладание привлекательными предметами является также традиционной формой демонстрации собственного «я». Так, получив в подарок красивую игрушку, дети часто несут ее в детский сад не для того, чтобы поиграть в нее с другими, а чтобы показать, похвастаться.

Демонстративных детей выделяет стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Такие дети, как правило, достаточно активны в общении, однако в большинстве случаев они не испытывают реального интереса к партнеру. Они говорят преимущественно о себе, показывают свои игрушки, используют ситуацию взаимодействия как средство привлечения внимания взрослых или сверстников. Причем способами привлечения внимания могут быть как просоциальное поведение, так и действия, выражающие агрессию.

Если демонстративные дети и делятся со сверстником, то они комментируют свой поступок и обращаются к взрослому за поддержкой. Например: «Я дам Кате конфету, потому что хорошие дети всегда делятся с тем, кому не досталось». В случае отсутствия взрослого тот же ребенок и не думает делиться с партнером, несмотря на его просьбы. Таким образом, в просоциальном поведении демонстративных детей наблюдается ярко выраженный формализм. Для них гораздо важнее соблюсти внешнюю картину одобряемого поведения, чем реально помочь сверстнику.

Демонстративное поведение отражает определенную направленность личности, ее внутренние мотивы.

Демонстративные дети проявляют яркий интерес к действиям сверстника: делают замечания и комментируют, однако их вовлеченность носит явно оценочный характер. Например: «Нет, ты не так делаешь, смотри, как надо».

Ярко выраженная конкурентная направленность проявляется в том, что ребенок изо всех сил старается обесценить деятельность сверстника. Он пытается доказать, что на месте сверстника он справился бы гораздо лучше. Так, Настя Д., как только взрослый дал задание ее партнеру, стала громко возмущаться: «А почему Никитке сказали делать? Он не умеет и в тихий час плохо себя вел. Воспитательница его ругала. Можно, я лучше сделаю, ну пожалуйста». При этом она неотрывно наблюдала за действиями Никиты, пыталась сама вставить элементы в его мозаику.

Конкурентность проявляется также в реакциях ребенка на успехи и неудачи сверстников. Когда взрослый дает отрицательную оценку действиям сверстника, демонстративный ребенок с жаром поддерживает его. В ответ на похвалу взрослого ребенок, напротив, начинает возражать.

Можно заметить, что представления о собственных достоинствах и способностях демонстративных детей нуждаются в постоянном подкреплении через сравнение с чьими-то другими. У этих детей ярко выражена потребность в другом ребенке, при сравнении с которым можно оценить и утвердить себя. Это проявляется в характере высказываний: их яркой конкурентности и сильной ориентации на оценку окружающих.

В отличие от других проблемных форм межличностных отношений (таких как агрессивность или застенчивость), демонстративность часто не считается отрицательным и проблемным качеством. Более того, в настоящее время некоторые особенности, присущие демонстративным детям, напротив, являются социально-одобряемыми: настойчивость, здоровый эгоизм, способность добиться своего, стремление к признанию, честолюбие считаются залогом успешной жизненной позиции. Однако при этом не учитывается, что противопоставление себя другому, болезненная потребность в признании и самоутверждении являются зыбким фундаментом психологического комфорта и мотивации тех или иных поступков.

Ненасыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими становится главным мотивом всех действий и поступков. Такой человек постоянно боится оказаться хуже других, что порождает тревожность, неуверенность в себе, которая компенсируется хвастовством и подчеркиванием своих преимуществ. Гораздо более прочной оказывается позиция, основанная на принятии себя и отсутствии конкурентного отношения к окружающим. Именно поэтому важно, вовремя выявить проявления демонстративности и помочь ребенку в ее преодолении.

Трудности общения

— дааа, в случайном

у меня вызывают законное недоверие люди которые в самый первый раз поддались на пропаганду сами знаете кого.

Да здесь имя Неназываемого так же под запретом. Сейчас это уже имеет не так много смысла, но традиция есть традиция. Её надо уважать))

потому как у тех кто поддался на эту самую пропаганду есть какие то проблемы.

Или с умение думать. или с психикой или. хотела написать что они лошадь живую в руках не держали. но это не проблема)) многие её не держали, а вот посмотрев дурацкий фильм одиозного журналиста и бросится держать лошадь это уже проблема.

Одна из выше перечисленных

тем более если этот кто-то лошадник. даже с минимальным стажем.

могли заниматься в какой то помойке где обращение с лошадьми оставляет желать лучшего. И тут такое открытие. Всё помойка и везде. Как не клюнуть? ни как не клюнуть. Ни как. включить лампочку в мозгу и не клюнуть.

я начинала в замечательном месте. Реально замечательно. а сейчас, чем больше читаю прокони, тем больше убеждаюсь как всё было классно и как мне повезло и как не повезло многим другим))

а те кто реально туда поступал.

надежда на тайные знания не стоит плохой кармы.

а заявление на ЗФ однозначно плохая карма просто по факту своего содержания.

как он там назывался? Чёрная планета? с пляской на костях, вот тут в буквальном смысле слова. Посты на смерть Петушковой я помню. со всеми другими высказываниями. с обсасывание фото, с травлением всех вокруг и собственных недавних друзей в том числе.

это уже просто священный ужас.

у меня вызывают они

кто-то стал опять «спортсменом» одел железо и выступает, кто-то стал нхшником. а кто-то вообще классиком. Одел мундштук и вперёд. и все они теперь говорят что то — была ошибка.

заблуждение молодости. что такие знания там были получены ну или толчок к новому и лучшему, что мама не горюй и что судить за былые грехи нельзя и так далее и тому подобное.

Эти люди писали вот такие слов и такие слова и ещё чуть-чуть вот таких слов.

о да заставляли. наверное под дулом пистолета не иначе или бабки предлагали под названием «золотой парашют». или детям родителям угрожали.

если кто не понял я цинично перечислила причины по которым я могла бы писать что то подобное. И то не факт что бы написала. Ну то есть золотой парашют должен быть реально золотым)) прямо таки платиновым.

и их уже не вычеркнешь. Из кармы

Рашель. Наивная и Грызлова и тд подозрительны по определению для меня. и все кто там был подозрительно.

не потмоу что враги. а потмоу что то там с головой или с психикой. что то там не то.

Возможно кого то из новых форумчан я только что жестоко обидела. Извините. я не знаю всех предысторий, я извиняюсь за доставленные негативные эмоции.

мнение моё и возможно не правильное.

может быть через какое то время передумаю, переосмыслю, открою себе глаза.

— дааа, в случайном

С тех пор я не верю сми. Совсем 😀 потому что большинство тем на злобу дня расчитано вот как раз на таких, как моя знакомая. Не важно, что человек знает сам, что он думает. Ему покажут картинку по телеку, умные слова скажут и все, он перестает думать, за него думает дядя с экрана. При чем девица то не глупая, но все равно, проще поверить телевизору, а не себе, своей памяти, своей оценке другого человека. 😀

у меня были не лошадные знакомые которые спросили: Это так?

я сказала: нет, фигня,

им этого хватило))

разве что один таксист мне пытался на путь истинный направить. но таксиста нельзя назвать знакомым))

— дааа, в случайном

— дааа, в случайном

Люди стали невзоровцами не потому что их к этому подвигли. А потому что они не способны думать.

Обосную. Взять любого идиота, который лошадь в жизни не видел. Говорит Невз: «лошадь могла бы бежать со скоростью 140 км\ч, если бы ей не мешал наездник». Мы знаем, что с максимальной скоростью в природе бежит гепард (100 км\ч), на котором точно никто не сидит. Значит, любой дурак, отучившийся в средней школе, УЖЕ должен задуматься о том, что ему поют.

Делаем выводы. Любой, кто об этом не задумался — не самый умный человек.

Я не хочу по определению общаться с теми, у кого мозгов кот наплакал.

Те люди, с кем мы рассорились — это люди неумные. Они ничем не доказали состоятельность своих теорий. Они продолжают упорствовать в своих теориях. С чего я должна относиться к ним с уважением?

А вот такие дбд, как эта моя знакомая — они да, «хочу как господин Н со своими дикими» цитата дословная, кстати.

я не так резка и честна. я общаться много с кем могу и не поморщусь

но то что я думаю — я думаю

да вот ход мыслей свёкра понятный.

— Вер, там фильм такого то показывают про лошадок. ты смотришь?

— Да *настороженно* А ты? и как тебе?

— Красиво так. лошадки скачут как в цирке

— дааа, в случайном

Вер, мама молодца, просто 5 баллов

— дааа, в случайном

А обычно там написано — «я так вас обожаю, люди».

Что нужно сделать, чтобы изменить отношение — очень сильно наплевать в душу. Обычно меня никто не задевает.

А тут «перо в ребро» не ждала. Мерзко.

— дааа, в случайном

Вер, мама — прекрасна

Гепатит С — лечится!

«Послушайте, Борзый Самовар, или как Вас там, Чайник.» (с) Гордость

Вот бы упросить Олю рассказать поэтапно,как они этого добились. Но,понимаю,что это потребует слишком много букафф и времени Олиного.Эх.

Ко мне часто обращаются с подобными проблемами,частники-чайники,выкупившие с мяса бывших спортсменов.Не из желания чего-то поиметь с лошадки, а по причине разносов на галопе и несгибательства на всех аллюрах.[/quote]

Во-первых, если лошадь не берет повод, то изначально не нужно драться — нужно сначала работать на корде с шамбоном, заставив лошадь расслабить спину и пройти вниз. Затем надевать ту же скользячку, подбирать повод и как только лошадь при наборе повода дергается вверх — скользячкой вниз. (правда, на эту кобылу мы скользячку не надевали практически, потому что у нее хороший ротик и можно «достучаться» просто рукой). ЛОшадь брать рукой, а не наоборот, отказываться от работы поводом. Навязывать мягкую, стабильную, неотвратимую руку. Если лошадь рвет вверх, она всегда рвет вверх не просто, а в какую-то сторону больше — вот туда сгибание. Не галопировать, делать только переходы. Незачем бегать даже рысями по кругу, если лошадь не встает в повод. Больше шагать, успокаивать и проводить в повод. Сгибать. Гнуть.

Короче, сначала — дисциплина (поддержание того аллюра, на которое поставили). Затем — ритм, спокойный. Затем — в повод вниз. Гимнастика вправо-влево для расслабления мускулатуры и начала выработки проводимости. Затем — переходы шаг-рысь. Работа над контактом в повод, сгибания.

Если не брать повод в руки, проблема не уйдет — лошадь будет не в поводу. Такие лошади обычно за поводом — они бегут без веса руки и без работы руки. Но как только повод набирается — сразу «псих» и вверх. Это работа за поводом. Лошадь не в проводимости, не в контакте, даже если она внизу и типа бублит шейку.

Как только будет какое-то более сложное упражнение, проблема вылезет снова.

Поэтому сначала все-таки приучить к поводу, потом все остальное.

Лошадь вверх-вправо-влево — мы руку держим и не убираем, проталкивая мягко шенкелем и при необходимости срабатывая рукой «на себя». Особенно хороши не прямые сгибания в этом случае, а именно боковые. И чем глубже, тем лучше — вообще, чуть ли не до носка всадника.

Постепенно лошадь сдается, берет повод и на любое движение повода реагирует спокойно и доверительно.

По поводу «за поводом». Очень много нервных лошадей, нервно реагирующих на повод. Их принято называть мягкоуздыми. Но как показывает практика, эти лошади часто не мягкоуздее любой другой. Как только они перестают психовать на руку и берут повод, иногда и на них нужно усилие, чтобы добиться сгибания. 🙂

За поводом ли лошадь или нет, показывает проводимость — то есть, от шенкеля сдача затылка и движение вперед, «в повод». То есть, при проводимости должно быть движение вперед, на повод, лошадь должна проситься туда. Если этого нет, то нет и проводимости. А если лошадь бублит шею и не двигается вперед, это и есть «за поводом». Поэтому радоваться «легкоуздости» лошади, которая в поставленной рамке от шенкеля не предлагает расширить рамку (оставаясь в стабильном по весу контакте), не стоит. Это лошадь за поводом, которая не проводит импульс.

«Послушайте, Борзый Самовар, или как Вас там, Чайник.» (с) Гордость

Всем нам понятно, что движение лошади будет тем прямолинейнее и равновеснее, чем лучше лошадь развита физически и чем она выпрямленнее.

Выпрямляем лошадь мы засчет того, что гнем ее во всех плоскостях и отделах, чтобы не осталось мышцы, которой она не смогла бы сработать пластично и свободно.

Разумеется, в прямом сгибании ПРЯМОЛИНЕЙНО лошади легче двигаться, поскольку это требует меньших физических затрат. Во вторых, не требует такой растяжки, гибкости и рановесия.

Представьте, лошадь идет прямо и держит совершенно прямо нос. Нагрузка на мышцы одна.

А попробуйте добиться того же прямолинейного движения, сделав глубокое постановление, к примеру, направо. Это потребует от лошади растяжения всех мышц левой стороны и хорошего подведения правого зада, чтобы сохранить прямолинейное движение.

Таким образом, мы гнем лошади «по диагонали», развивая гибкость и равновесие. По диагонали гнуть лоашдь необходимо для того, чтобы сохранить равновесие. Ведь, если лошадь при движении носом вправо будет ставить правую заднюю ногу также вправо, мы получим то, что называем «бочением», если лошадь будет при движении вправо ставить переднюю ногу направо, мы получим то, что называет «подставлением плеча». Для того, чтобы лошадь не теряла равновесия, мы должны ее сжимать «по диагонали».

Поэтому, при езде верхом по окружностям мы и используем полуодержки «диагонально» — заставляя в нужную фазу движения конкретным поводом и шенкелем лошадь сделать шаг не в сторону, а наоборот, под корпус. То есть, правой ногой шаг не вправо, а влево, даже если движение идет направо. А левой ногой, соответственно, направо.

За счет этого мы получаем «выпрямленную» лошадь, которая двигается в равновесии, ногами под свой центр тяжести, а не «из» траектории движения позвоночника.

Необходимо сразу поправить это выпавшее правое плечо правым шенкелем (распрямить лошадь, которая правым плечом скривилась из выпрямленной траектории), если лошадь недостаточно выпрямилась — выпрямить уже правой рукой. Мы видим, что УЖЕ произошло переложение слева-направо — попросили сгибание налево-тут же выпрямили правой рукой.

Очень важно в этой ситуации не просто сделать бездумное движение правым поводом, а прочувствовать, как лошадь шагнула левой и правой ЗАДНИМИ ногами в правый повод и он расслабился, лошадь отдала затылок и отжевнула, больше убрав правое плечо под ваше правое колено.

Вы выпрямили лошадь, можно вернуться к сгибанию налево.

Также очень полезно переключение лошади с одной задачи на другую.

Предположим, вы делаете все тот же многострадальный вольт налево. Лошадь потянулась за левой рукой, сваливаясь налево и слишком сильно поворачивая нос, вместо того, чтобы согнуться под вашим коленом (убрав внутрь плечо). Это происходит, опять-таки потому что лошадь не берет правый повод. Выровняйте им лошадь вплоть до обратного постановления, добейтесь, чтобы нос лошади был строго посередине груди и начните вольт снова. Сделайте в правильном сгибании его несколько темпов, а как почувствуете, что теряете контроль на внешней стороной лошади (недостаточная проводимость во внешний повод), так на секунду потребуйте от лошади обратного постановления и сразу начните движение в противоположную сторону.

Своими переложениями и в разные стороны движения и при движении в одну сторону, но в разных постановлениях — вы заставляете плечи и задние ноги лошади двигаться прямолинейно и даже несколько внутрь под корпус. Перекладывая при этом лошадь вправо-влево, вы заставляете ее мышцы не принимать одно положение, а заставляете их тянуться прямо, по-диагонали (шагаем одной стороной, смотрим в другую).

А частота переложений и моментальная реакция на них ДЕМОНСТРИРУЕТ совкость лошади, ее готовность В ЛЮБУЮ СЕКУНДУ согнуться куда попросили и в любую секунду сдать затылок туда, куда направили.

Источники:
Типичные трудности общения детей в раннем и дошкольном возрасте
Cкачать: "Типичные трудности общения детей в раннем и дошкольном возрасте"
https://infourok.ru/tipichnie-trudnosti-obscheniya-detey-v-rannem-i-doshkolnom-vozraste-1011821.html
Трудности общения
— дааа, в случайном у меня вызывают законное недоверие люди которые в самый первый раз поддались на пропаганду сами знаете кого. Да здесь имя Неназываемого так же под запретом.
http://www.loshadenok.ru/forum/viewtopic.php?t=2817&start=100

COMMENTS