Управленческое общение

Особенности управленческого общения

Управленческое общение — это общение, вызванное необходимостью осуществления управленческого воздействия на людей с учетом обратной связи. Существуют следующие формы управленческого общения:

1. Субординарная. В основу такого общения положены административно-правовые нормы. Оно складывается между руководителями и исполнителями, а также между руководителями разных уровней.

2. Служебно-товарищеская. В основу такого общения положены административно-моральные нормы. Оно складывается между коллегами по работе.

3. Дружеская. Основой такого общения являются морально-психологические нормы взаимодействия. Такое общение может быть между руководителями, между подчиненными (коллегами по работе), между руководителями и подчиненными.

В зависимости от конкретных условий,- индивидуально-психологических качеств людей каждый руководитель выбирает ту или иную форму управленческого общения. Например, на уровне управления предприятием, цехом наиболее целесообразна субординарная форма, а на уровне бригады она неэффективна.

Выделяются следующие этико-психологические принципы управленческого общения:

2. Принцип полномочий и ответственности. Каждый сотрудник организации должен знать свои должностные обязанности, права, ответственность, способы их реализации. А руководитель должен заботиться о создании социального, служебного и персонального статусов своих сотрудников. Под социальным статусом понимается соблюдение конституционных прав и обязанностей, общественных полномочий, которые определяются законами правового порядка и морали. Служебный статус — регламентирование служебных прав и обязанностей каждого работника, справедливая систематическая оценка его личностно-деловых качеств. Персональный статус — это личная удовлетворенность работника взаимоотношениями в группе, возможность проявлять свои способности и оказывать влияние на результат деятельности организации.

3. Принцип поощрения и наказания. Руководитель должен уметь выявлять наиболее активных и добросовестных сотрудников, а также отмечать большие и малые успехи каждого подчиненного. Недооценка личности коллективом и руководителем вызывает у нее чувство неуверенности и обиды, желание восстановить справедливость. При этом уровень трудовых достижений сотрудника, как правило, падает.

Нельзя отрицать наказания как меры воздействия на подчиненного, но эта мера не может быть главной, и использовать ее нужно строго индивидуально, соответственно проступку. Оцениваться при этом должен именно проступок, а не личность провинившегося сотрудника. Беседа воспитательного характера с «нарушителем» должна строиться по такой схеме:

а) положительные эмоции (оценка личности с хорошей стороны в целом);

б) отрицательные эмоции (анализ проступка);

в) вновь положительные эмоции (выражение уверенности в том, что подобное больше не повторится).

При этом критика лучше переносится на фоне самокритики руководителя, воспитывающего своего подчиненного. «Менторский» тон, угрозы, запугивания в подобных случаях не приносят, как правило, желаемого результата.

4. Принцип рационального использования своего рабочего времени руководителем. Многие менеджеры испытывают острый дефицит времени. Существует много принципов и приемов эффективного использования рабочего времени. Наиболее известными из них являются два:

• принцип приоритетов, суть этого принципа состоит в распределении дел по порядку их значимости и начала с самого существенного;

• принцип Парето. Итальянский экономист В. Парето утверждает, что в процессе работы за 20% расходуемого времени менеджер достигает 80% результатов, а остальные 80% затраченного времени дают 20% общего итога.

Одной из сторон управленческого общения руководителя являются его публичные выступления. Для начинающего оратора это достаточно трудное дело. Кроме естественного волнения, которое свойственно каждому начинающему оратору, он может испытывать и чувство неуверенности при выступлениях. Этому способствуют следующие причины психологического характера:

1. Нечеткое осознание цели выступления и путей ее достижения; смутное представление о том, как надо выступать.

2. Опасение забыть от волнения речь, потерять нить повествования, оговориться.

3. Боязнь оказаться некомпетентным.

4. Страх перед аудиторией, опасение ее негативной реакции.

5. Ошибочная предварительная оценка слушателей.

6. Воспоминания о собственных неудачных выступлениях.

7. Заниженная самооценка (оратор чувствует, что он не вправе требовать к себе корректного и уважительного отношения аудитории).

8. Наличие комплексов (по поводу своей внешности, манеры говорить, держаться перед аудиторией).

9. Плохая самопрезентация — неумение представить, подать себя, произвести эффектное впечатление своими манерами, речью; неумение логически последовательно выразить свои мысли, убедить слушателей, понравиться им.

Все эти тревожные явления можно преодолеть путем приобретения опыта в публичных выступлениях, совершенствования подготовки к выступлениям, тренировки памяти и внимания, повышения уровня самооценки, умения управлять вниманием аудитории. Созданию привлекаемого для аудитории имиджа (образа) выступающего способствуют следующие факторы.

1. Внешняя привлекательность личности оратора. Она зависит от манеры поведения оратора (походка, позы, мимика, жесты), манеры одеваться, причесываться, умения пользоваться гигиеническими средствами. Первое и достаточно стойкое внешнее впечатление о человеке складывается за первые 90 с.

Беспорядок в одежде и прическе, пренебрежение правилами гигиены говорят о неуважении человека и к самому себе, и к своему окружению, что исключает какое-либо желание общаться с ним (и тем более быть к нему расположенным). Однако следует знать и о другой крайности — крикливая и претенциозная одежда, чрезмерное использование украшений, косметики, парфюмерии снижает статус оратора, так как свидетельствует о недостаточном уровне его общей культуры. Кроме этого, экстравагантность в одежде и прическе отвлекают слушателей от содержания выступления, а запах парфюмерии (особенно в летнюю жару) может вызвать приступы удушья, аллергию и просто испортить настроение у слушателей. Свидетельством подлинного эстетического вкуса и высокой культуры оратора (да и вообще любого человека) являются уместность во внешних проявлениях и сдержанность в поведении.

В отношении мимики и жестов оратора недопустима ни одна из крайностей. Если они отсутствуют, то это создает впечатление неуверенности в себе, «зажатость», что мешает установить хороший контакт с аудиторией. Чрезмерность жестикуляции, гримасы, расхаживание по аудитории, переступание с ноги на ногу, пританцовывание, постукивание пальцами по трибуне (столу) выдает неопытность и нервозность выступающего, что передается слушателям. Чем выше социальный статус человека, его профессионализм, тем более естественно он держится, используя умеренную жестикуляцию и мимику, соответствующие каждому данному моменту выступления.

Речь выступающего должна быть спокойной, что не вызывает сомнений в его знаниях и уверенности в себе. В то же время монотонную речь слушать тяжело, поэтому рекомендуется то повышать, то понижать голос в процессе выступления.

2. Установление и поддержание контакта с аудиторией. Прежде чем начать говорить, необходимо выдержать паузу продолжительностью 15-20 с. В противном случае контакт с аудиторией установить трудно.

Визуальный контакт (контакт глазами) усиливает влияние на партнера по общению. Психологи считают, что собеседники проявляют взаимный интерес, если контакт глазами поддерживается не менее 2/3 времени беседы, а менее 1/3 — свидетельствует об отсутствии заинтересованности. Выступающему рекомендуется (в целях контроля за реакцией аудитории на его выступление) выделить несколько групп и попеременно поддерживать с ними визуальный контакт. В этом случае у каждого слушателя создается впечатление, что оратор обращается лично к нему.

Ориентируясь на психологический закон «установка определяет восприятие», никогда не следует начинать выступление с извинений, оправданий, с неуверенных фраз. Нужно псжазать аудитории свое лучшее «Я». Аудиторию обязательно нужно приветствовать, выразить одобрение (если оно заслужено), не бояться улыбаться. Улыбка снимает сопротивление аудитории, демонстрирует уважение и расположение к ней оратора, создает ему в глазах слушателя имидж приятного человека. Улыбка может быть разной: улыбка-понимание, улыбка-благодарность, улыбка-радость, улыбка-одобрение, улыбка-признательность и т.д., но она всегда должна быть естественной и идти из глубины души. Фальшивая, «приклеенная», улыбка отталкивает людей.

Воздействие оратора на аудиторию во многом зависит от организации пространства. Если слушатели рассредоточены в большом помещении несколькими группами, то оратору трудно создать единое поле эмоционального напряжения. Эффект изолированности, появляющийся при этом, способствует ослаблению внимания слушателей, снижает интерес к теме выступления. Люди в аудитории должны быть расположены друг от друга в пределах личной или персональной зоны, а оратор от слушателей в пределах социальной либо публичной зоны. На отношение к выступлению и оратору влияют также время выступления, внешние условия (температура воздуха, влажность, посторонние звуки, запахи и т. п.).

3. Завоевание расположения аудитории. Расположить к себе аудиторию может человек, способный уловить настроение людей, их ожидания, сопереживающий их нуждам и трудностям.

Оратор не должен демонстрировать превосходство над аудиторией, так как это унижает слушателей и, как следствие, они начнут отыскивать недостатки и промахи в выступлении. Тон общения со слушателями обнаруживает внутреннюю культуру оратора. Он должен быть доверительным, уверенным (без назиданий и морализации) и выражать уважительное отношение к людям.

4. Риторический1 аспект выступления. Выразительность, точность, лаконичность языка способствуют удержанию внимания аудитории. Яркость и доступность речи, остроумие, использование пословиц и поговорок, крылатых литературных выражений обеспечивают оратору симпатии аудитории.

Тем не менее, снижение внимания аудитории к оратору психологически неизбежно. Причины ослабления и отвлечения внимания по отношению к выступающему делятся на объективные и субъективные. К объективным относятся причины, заложенные в самой природе внимания и восприятия:

— разрыв между скоростью словесного мышления и скоростью речи (соотношение 400 и 125 слов в минуту). Появившийся в результате такого соотношения резерв времени способствует возникновению посторонних мыслей;

— ограничения объема внимания (одновременно человек может воспринять не более 4-5 не связанных между собой объектов);

— устойчивость внимания (зависит от состава аудитории: возраста слушателей, профессиональных навыков, эмоционального состояния, жизненного опыта, культурного уровня и т. п.);

— воздействие внешних условий (шум, духота, холод);

— естественное утомление (периоды кризиса внимания: первый— через 15—20 мин после начала выступления, второй — через 30—35 мин).

Субъективные причины ослабления внимания зависят от качеств ва самого выступления, когда оно воспринимается как неинтересное, т. е. непонятное; давно известное; перегруженное информацией; несоответствующее интересам аудитории; невыразительное по форме изложения (тихий голос, монотонность, бедный язык; грамматические, стилистические и орфоэпические ошибки); суетливая манера поведения оратора; прикованность к тексту; догматически-назидательный тон.

Для удержания внимания слушателей в течение отведенного на выступление времени оратору необходимо стремиться к тому, чтобы выступление:

1) было содержательным и качественным;

2) пробуждало творческие способности слушателей;

3) было логически организовано (готовило слушателей к самостоятельным выводам);

4) соответствовало теме, месту, аудитории;

5) было динамичным (интенсивным по темпу; насыщенным мыслями и аргументами; сопровождалось подвижной мимикой, умеренной продуманной жестикуляцией, живым голосом с меняющимися интонациями, паузами);

6) было доступным, содержало конкретные примеры;

7) излагалось живым образным языком;

8) содержало наглядность и в целом вызывало интерес, т. е. эмоциональное и интеллектуальное влечение.

Интересу слушателей к речи, произносимой оратором, могут способствовать следующие приемы: прямое обращение к аудитории, диалог со слушателями; использование новой информации, неожиданной для слушателей; делегирование возможностей принятия решений слушателями; апелляция к авторитету в области науки, опыта (либо как к личности); внесение элементов неформальности (собственный опыт, экспрессия); юмор; гипербола; контраст, парадокс; создание эффекта присутствия (т. е. слушатель как бы присутствует при том, о чем говорит оратор) и другие приемы.

Таким образом, руководитель может эффективно выполнять свои управленческие функции только в том случае, если он достаточно хорошо овладеет искусством делового общения.

Управленческое общение

— выдача распорядительной информации;

— получение обратной информации (обратная связь); и

— выдача оценочной информации (оценка выполнения задания подчиненными).

Финансовый словарь Финам .

Смотреть что такое «Управленческое общение» в других словарях:

Управленческое общение — разновидность делового О., частный вид, официальное (служебное, деловое), регламентированное нормами, законами О. руководителя с подчиненными. У. о. имеет повышенную значимость для эффективности труда и одновр. вызывает наибольшие трудности у… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Управленческое общение: функции — Являясь инструментом реализации множества функций (Ф.) управления, управленческое общение (У. о.) само выполняет ряд только ему свойственных Ф., к рые отличают его от др. форм и видов профессионального взаимодействия. Интегративная Ф. проявляется … Психология общения. Энциклопедический словарь

Управленческое общение: сферы — могут быть определены в зависимости от выполняемых им функций. 1) Управленческое общение (У. о.) в сфере реализации экспертной функции когда руководитель выступает как эксперт в оценивании продукта деятельности подчиненного или самого процесса… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Управленческое общение : уровни — В зависимости от сложности задач, решаемых на разных уровнях управленческой иерархии в организации, категорий субъектов управленческой деятельности, их отношения к системе управления организацией можно выделить 4 осн. уровня управленческого… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Управленческое общение : стиль деструктивнодевиантный — связан с нарушением принятых правил и норм, установленных предписаний и требований. Осн. характерной чертой данного стиля является превышение руководителем своих должностных полномочий и прав и злоупотребление ими в личных корыстных целях. В этом … Психология общения. Энциклопедический словарь

Управленческое общение : стиль характерологический — проявления данного стиля определяются такими характерологическими особенностями личности руководителя, как открытая демонстрация актуального психич. состояния и переживаемых эмоций, выражение к рых не всегда бывает культурным. В такие периоды… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Управленческое общение: стиль индивидуальный — функционально обусловленное устойчивое единство способов, приемов управленческого О., уникальный способ достижения коммуникационных целей, избираемый субъектом. Характеризует деловые отношения между руководителем и подчиненными в процессе… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Управленческое общение: стиль инновационный — является одним из наиболее продуктивных, его выделяют по целевому критерию. Полезность данного стиля для развития организации трудно переоценить. Руководители именно с этим стилем управленческого О. являются «мотором» инновационной активности… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Управленческое общение: стиль организационный — свойственен системе управленческих взаимодействий руководителя с подчиненными в том случае, если осн. доминантами его деятельности являются процессы, определяющие условия и качество трудовой жизни коллектива, а также культуру организации, в… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Управленческое общение: стиль стратификационный — свойственен руководителям, к рые планируют свое личностное и квалификационно профессиональное развитие с единственной целью изменить свой статус в системе управленческой иерархии. В условиях ужесточения внутрикорпоративной конкуренции в среде… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Управленческое общение

Общение — атрибутивное свойство людей, их основной способ жизнедеятельности в обществе. Человек посредством общения всту­пает в различные отношения с другими людьми и группами людей — производственные, деловые, политические, социальные, бытовые и др. В процессе трудовой деятельности в конкретной орга­низации основу всех отношений работника составляют производ­ственные отношения. Другие отношения дополняют их.

Рассматривая процесс управления в строительно-монтажной организации, необходимо выделить и рассмотреть управленческое общение. Управленческое общение — это общение, обусловленное необходимостью осуществления управленческих функций, в про­цессе которого происходит взаимодействие между объектом и субъектом управления.

Принято различать следующие формы управленческого обще­ния:

Субординационная форма общения — это обще­ние руководителя и подчиненного, обусловленное администрати­вно-правовой регламентацией их взаимных прав и обязанностей.

Служебно-товарищеская форма общения предпо­лагает наличие в нем морально-этических норм поведения.

В основе дружеской формы общения лежат морально-психологические нормы взаимодействия, взаимоотношений.

Каждая из этих форм общения имеет свою область применения по уровням власти и управления. Субординационная форма обще­ния между руководителем и подчиненным предпочтительна и уме­стна на более высоких уровнях управления предприятием, органи­зацией. Служебно-товарищеская форма более приемлема для ру­ководителей малых групп. Дружеская форма, как правило, приме­няется в группах, члены которой вместе «съели не один пуд соли», имеют практически единые жизненные принципы и установки, единые моральные нормы поведения и отношений и т.д.

Эффективность управленческого общения зависит от его этико-психологических принципов, к которым относятся следующие.

Принцип создания условий для проявления и раскрытия каждым работником своих способностей. Этому способствует делегирование руководителем подчиненным работникам и специалистам части своих полномочий и некоторых функций, работ. Доверие руково­дителя важно для самооценки подчиненных. Выполнение ими других работ расширяет область их знаний и умений по производственно­му управлению. Руководителю также выгодно, чтобы часть квали­фицированных решений принималась бы и без него, особенно в возможные периоды его отсутствия на работе по разным причи­нам. При делегировании полномочий и работ подчиненным для обеспечения их профессионального роста руководитель, однако, должен оставлять за собой выработку и принятие принципиаль­ных решений, определение главных целей, принятие решений, связанных с высоким риском, выполнение работ строго доверительного характера.

Принцип поощрения и наказания. Каждый человек стремится к самоутверждению и признанию окружающими. Поэтому руково­дитель, не отрицая и не отменяя наказаний как меры воздействия на нерадивых работников, должен видеть и отмечать как большие, так и маленькие успехи каждого подчиненного, особенно у моло­дых неопытных работников, начинающих свой трудовой путь. При наказаниях оценке должен подвергаться поступок, а не личность работника. Разговор-наказание должен быть ориентирован на по­буждение работника к самокритике как наиболее эффективному средству, а потому он должен начинаться с общей положительной оценки личности работника, затем должен быть продолжен рас­смотрением проступка или нарушения, а закончиться положитель­ной уверенностью в том, что произошедшее более не повторится.

В структуре любого, в том числе и управленческого общения выделяют три составляющие:

Коммуникативная составляющая — это обмен информацией, ее понимание и усвоение.

К интерактивной составляющей относится взаимодействие об­щающихся.

Перцептивная составляющая — это восприятие общающимися друг друга.

Передача информации в процессе общения про­исходит вербально — через речь и невербально — посредством ми­мики, жестов, тональности, интонации, диапазона голоса и др. Психологами отмечается, что вербально сообщается чуть больше 1/3 информации, а 2/3 передаются невербально.

Мимикой, интонацией, тональностью голоса и т.д. усиливают­ся или понижаются значения отдельных фраз, передаваемых мыс­лей, данных. Гримасы и ужимки, характер рукопожатий до обще­ния и после без слов также могут передавать важную информацию. О позиции и отношении собеседника к обсуждаемому вопросу важ­ное можно понять из характера его взгляда, величины зрачка глаз, частоты и характера речи, дыхания и т.д. В современной деловой среде нередко используются приемы саркастического изложения мыслей. И все это необходимо учитывать в процессе делового об­щения.

Следует учитывать, что количество и характер невербальных сигналов существенно зависят от национальной принадлежности работника, его возраста, пола. Так, мимика и жесты кубинцев, итальянцев существенно отличается от мимики финнов, шведов. То же можно сказать о мимике и жестах грузин и казахов и др. Менее употребляется в процессе общения жестикуляция и телод­вижения лицами высокого статусного положения, высокого ин­теллекта, более старшего возраста, женщинами.

Чтобы меньше делать ошибок в трактовке невербальных сиг­налов, необходимо рассматривать не отдельные сигналы, а все в совокупности, рассматривать их в контексте обсуждаемых вопро­сов и проблем. Трактуя определенный жест, не надо отождеств­лять его с собственным состоянием, а следует увязать с общим обликом компаньона по общению. Читая невербальные сигналы другого лица, необходимо помнить, что в процессе деловых об­щений стороны всегда играют свои роли и они, как правило, не полностью отражают свое я, частично скрывают известные им свои негативные качества, а иногда просто играют чужую роль. Но необходимо учитывать и то, что на характер невербальных сигналов может влиять состояние здоровья человека. Так, у бли­зоруких людей зрачки более расширены, страдающий полиартритом избегает крепких рукопожатий из-за возможной боли в суставах и т.д.

При общении необходимо учитывать, что его характер и эффективность зависят от взаимного расположения участников диа­лога по отношению друг к другу. Следует иметь в виду, что суще­ствует несколько зон общения:

В интимную зону (до 0,5 м) допускаются только очень близкие люди, и любая попытка вторгнуться в это пространство в процессе делового общения вызывает отрицательную реакцию человека.

Личная зона (от 0,5 до 1,2 м) — это зона общения хорошо зна­комых и заинтересованных друг в друге партнеров.

Социальная зона (от 1,2 до 3,5 м) — зона общения большинства людей, в которой степень индивидуального психологического воздействия друг на друга ниже.

Общественная зона (более 3 м) — зона общения в аудитории.

На расстоянии более 8 м связь в процессе общения и его эффективность существенно ослабевают.

Руководителю в процессе общения важно знать об этих зона уметь правильно организовывать места деловых переговоров и деловых встреч с подчиненными, трудовым коллективом организации.

Руководитель должен уметь общаться и знать, что процесс общения разбивается на пять стадий.

На первой стадии происходит пространственная (оценка места общения), временная (начало и продолжительность общения) социальная (оценка взглядов и ценностей участников общения) ориентировка.

На второй стадии осуществляется привлечение внимания участников общения.

На третьей стадии происходит поиск их совместимости по настрою, позициям, темпам и дистанциям общения. Первые три стадии являются подготовительными. На этих стадиях идет поиск согласия посредством взаимной притирки, выжидания, маневрирования.

На четвертой стадии идет обмен информацией, фактами, поиск общей точки зрения и взаимоприемлемых подходов. Одновременно идет демонстрация черт личности, привычек, мнений, н. строений. При этом может возникнуть столкновение и противостояние мнений на грани принципиальных расхождений. В это случае может родиться и принципиально новое решение на основе поиска.

На пятой заключительной стадии на основе выработанной взаимосогласованной позиции принимается окончательное решение определяются меры по его осуществлению и все это фиксируете или с помощью документов, или другим способом в зависимости от уровня переговорных или других общений.

Взаимодействие в процессе общения различаете, по стадиям, которые оно проходит. В начале общения осуществляется пространственный контакт. Затем в результате оценки действий друг другом, анализа структуры личности общающихся на ступают стадии их взаимного психологического и социальной контакта. В процессе этих контактов идет выработка и понимание позиций сторон. После этого наступает стадия их взаимодействие и принятия взаимных социальных отношений.

Во взаимодействии и взаимоотношениях определяют два их вида:

Кооперация во взаимодействиях и взаимоотношениях приводит к более продуктивным результатам общения, а конкуренция, со­перничество, как правило, приводят к рассогласованию совмест­ной деятельности, она деструктивна по сути.

Механизм восприятия партнерами друг друга в процессе общения идет по следующей цепи:

уподобление себя другому на основе вопроса «А как бы я посту­пил или вел себя?» (идентификация) ® попытка оценки черт со­беседника (стереотипизация) ® оценка того, как воспринимает собеседник тебя (рефлексия) ® эмоциональное восприятие собе­седника на основе возникающих чувств к нему до рационального осмысления (эмпатия).

Реальность восприятия зависит от личных особенностей вос­принимающего его жизненного опыта, социальных установок и др.

Эффективность управленческого общения в значительной мере зависит и определяется авторитетом руководите­ля, его общественным признанием, которые хотя частично и обус­ловлены его должностным статусом, но в основном формируются под воздействием его производственных достижений, уровня про­фессиональных знаний, деловых и личностных качеств.

Особое место в деловом общении занимает критика. Критику в системе и методах управления следует понимать как оживляю­щее средство. Отсутствие критики ведет к консервации и загни­ванию механизма внутренних отношений и болезни органов уп­равления. Руководителям необходимо помнить, что критика дол­жна быть конструктивной и он обязан владеть искусством этой конструктивной критики. Основные принципы критики следую­щие:

критика по возможности должна быть не публичной. Публи­чная критика должна применяться в случаях ее неизбежности;

критика не должна начинаться с отторжения и разноса крити­куемого. Весь разговор должен состоять из трех частей. В первой части необходимо обеспечить обстановку, чтобы критикуемый был настроен на деловое восприятие критики. Это достигается поведе­нием руководителя. Руководитель своим видом и начальным пове­дением не должен выражать свое негативное отношение к крити­куемому, немедленно выносить приговор. Во второй части анали­зируется сущность допущенного просчета, ошибки или наруше­ния подчиненного. На основании этого анализа в третьей части разговора необходимо постараться доказать, что имеющиеся зна­ния и качества, другие достоинства критикуемого достаточны для того, чтобы он в будущем не допускал имевших место и других ошибок, просчетов, нарушений;

критике должен подвергаться только просчет, ошибка, проступок, но никак не личность критикуемого. Весь процесс разговор; должен давать возможность критикуемому спасти свой престиж;

необходимо знать, что критикуемый слышит критик> максимум минуту и естественным образом начинает искать доводы или оправдания. А потому критикующему надо бы таким в изложении претензий и выразить только их суть. Подробности выявятся потом;

нельзя отвергать немедленно возражения или другие мнения, хотя они и безоговорочно не верны. Нельзя также ожидать и требовать немедленного признания ошибок, просчетов критику его согласия с собственной позицией. Важно не формально знание ошибок, просчетов, а понимание их сути, причин следствий. И на это осознание необходимо время для созревания готовности критикуемого;

не следует накапливать ошибок, просчетов, чтобы за них «выдать разом». Лучше, если ведется легкая постоянная профилактическая работа в форме советов. При критике за конкретное упущение, ошибку не следует вспоминать все прошлые ошибки, упущения.

Чтобы быть объективным до критики руководитель должен два-три положительных качества критикуемого и припомнить ценные и бескорыстные поступки. Принимая решение о критике или беседе с подчиненным, необходимо знать чего необходимо и можно добиться в результате. В зависимости от личности критикуемого необходимо выбрать форму критики, которая может выражена как предъявление претензии, вызов, упрек, озабоченность, удивление, опасение, намек, ирония и др.

Критикуемому лицу надобно помнить, что критикуют того, в чьи способности верят, на кого надеются, что верят в вашу порядочность и не допускают в вас склочности характера. Он также должен знать, что признание ошибок не является слабостью человека. Наоборот, человеку сильному, уверенному в себе более свойственно признать свою ошибку, так как он знает и уверен в том, что способен ее исправить. Весь процесс разговора должен давать возможность критикуемому спасти свой престиж.

Управленческое общение

Управленческое общение: понятие, формы, принципы, структура

Деловое (управленческое) общение — это особый вид общения, который реализуется в совместной профессионально-предметной деятельности людей и содержание которого определяется социально значимым предметом общения, взаимным психологическим влиянием субъектов общения и формально-ролевым принципом их взаимодействия. Интернет магазин кафельной плитки в Москве

Структура делового (управленческого) общения.

В управленческом общении принято различать такие структурные компоненты:

Содержание делового общения детерминируется социально значимым предметом общения, в качестве которого может выступать любая социально-значимая проблема какой-либо сферы жизни общества (материальной, духовной, регулятивной). Она может быть связана с производством материальных или духовных продуктов, созданием и предложением разного рода услуг (информационных, образовательных, финансовых, менеджерских, маркетинговых).

Типология делового общения по цели общения представлена на рис. 1.

Рис. 1. Типология видов делового (управленческого) общения по цели общения

К структурным компонентам делового общения относятся и средства общения — знаковые и символические системы деловой коммуникации, обеспечивающие передачу, обмен и переработку информации, поступающей от деловых партнеров.

Различают невербальные и вербальные, паралингвистические и экстралингвистические средства деловой коммуникации. К невербальным относятся образные (неязыковые) системы деловой коммуникации, которые включают в себя сигналы кинесические (мимику, жесты, походку, позу, взгляд), такесические (телесные контакты: похлопывания, рукопожатия), проксемические (дистанция между деловыми партнерами и угол ориентации по отношению друг к другу).

Вербальные (речевые, словесные) средства делового общения отражают сущностную логико-смысловую канву деловой коммуникации. Они включают в себя различные речевые конструкции, фразеологические обороты, характерные для официального делового стиля языка. Кроме профессионального языка, который требует предельной точности речи, в деловой коммуникации может присутствовать и разговорная лексика, разного рода речевые шаблоны, эмоционально-окрашенные неологизмы, метафоры. Они выполняют в основном целевую коммуникативную функцию в спонтанно возникающих диалогах, беседах деловых партнеров.

Паралингвистические и экстралингвистические средства делового общения по существу служат дополнением вербальной коммуникации. Паравербальные сигналы, составляющие основу паралингвистической системы, характеризуют тональность голоса делового партнера, его диапазон и тембр, логические и фразовые ударения. Экстралингвистическая система характеризует темп речи делового партнера, включение в нее пауз, покашливания, смеха, элементов плача.

Таким образом, речевые оттенки в высказываниях деловых партнеров сигнализируют об их эмоциональных состояниях и в целом о самом эмоциональном фоне делового общения[4].

Форма делового (управленческого) общения составляет важнейший структурный элемент делового общения. Она характеризует способ реализации коммуникативного процесса делового общения. Одно и то же информационное содержание делового общения может быть реализовано на основе различных способов коммуникации и совместной деятельности деловых партнеров: деловой беседы, совещания, переговоров, пресс-конференции, публичного выступления, презентации, дискуссии.

Классификация методов психодиагностики призвана облегчить практическому работнику выбор методики, максимально соответствующей его задаче. Поэтому такая классификация должна отражать связь методов, с одной стороны — с диагностируемыми психическими свойствами, с другой стороны — с практическими задачами, ради решения которых эти методы ра .

Основным является сочетанное психофизиологическое воздействие, как правило, на анализаторном уровне, в том числе с использованием принципа обратной связи. Терапевтическое действие реализуется через рефлекторные, физиологические, поведенческие механизмы, описанные И.П. Павловым, Ч.С. Шеррингтоном, Б.Ф. Скиннером. .

Метод, в котором терапевт строит общение с пациентом через сенсомоторные каналы. Сенсомоторная коммуникация не замещает вербальную, но идет с ней рука об руку. Первичный контакт с ребенком устанавливается через звук, движение и прикосновение — последнее играет решающую роль. Зрительные стимулы и минимальный вербальный контакт выступают .

Источники:
Особенности управленческого общения
Управленческое общение — это общение, вызванное необходимостью осуществления управленческого воздействия на людей с учетом обратной связи. Существуют следующие формы управленческого общения: 1.
https://psyera.ru/4548/osobennosti-upravlencheskogo-obshcheniya
Управленческое общение
— выдача распорядительной информации; — получение обратной информации (обратная связь); и — выдача оценочной информации (оценка выполнения задания подчиненными). Финансовый словарь Финам
https://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/30753
Управленческое общение
Общение — атрибутивное свойство людей, их основной способ жизнедеятельности в обществе. Человек посредством общения всту­пает в различные отношения с другими людьми и группами людей —
https://studopedia.ru/13_21645_upravlencheskoe-obshchenie.html
Управленческое общение
Управленческое общение: понятие, формы, принципы, структура Деловое (управленческое) общение — это особый вид общения, который реализуется в совместной профессионально-предметной деятельности
http://www.timepsyhology.ru/tpsys-306-1.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Секрет семейного счастья по Тимуру Гагину, Тимур Гагин — тренер НЛП международного класса, Президент Межрегиональной ассоциации… (2)

Нравственность и здоровье обж Нравственность и здоровьеНравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов Значение… (2)

Вопросы с подменой ответов Видео розыгрыши с гостями “Шиша-шиша” - Видео розыгрыш с гостями… (2)

как наказать мужчину деву Как наказать мужчину девуСрок регистрации доменного имени истек 2018-02-11T00:15:59Z. Заявку… (2)

Что происходит с парнем после первого раза Изменения в организме после первого раза интимной близостиИзменения в организме… (2)

COMMENTS