Условия эффективного общения

Активное слушание — ключевое условие эффективного общения

Активное слушание — ключевое условие эффективного общения

«Невозможно научиться умению говорить, не научившись прежде держать язык за зубами», — гласит старая немецкая пословица. Аналогичная русская пословица звучит короче и ярче — «Молчание — золото». Но почему молчание — золото? Или, точнее, как превратить молчание в золото? Этого можно добиться, используя приемы и инструменты активного слушания.

Условия эффективного общения включают множество факторов:

  • правильно выбранное время общения;
  • правильно выбранное место и обстановка, соответствующие цели общения;
  • умение выступать перед аудиторией, убеждать, ораторское искусство (У нас на сайте есть курс обучения ораторскому искусству, созданный более двух тысяч лет назад Цицероном — Древнеримские пушки риторики);
  • умение правильно начать общаться, создать первое впечатление (Вы можете пройти тест «Умею ли я создавать первое впечатление» и узнать, насколько у вас развит этот навык);
  • умение грамотно и вовремя закончить общение;
  • и — ключевое условие — умение слушать собеседника, то есть активное слушание.

Согласно научным исследованиям, слушатели воспринимают от 25% до 50% словесной информации в процессе общения. То есть даже в наилучшем случае половина сказанного пролетает мимо наших ушей. С оставшейся половиной тоже все не просто. Ведь человеку свойственна субъективная трактовка полученной информации, приводящая к серьезному искажению смысла! Человеческое общение очень напоминает детскую игру «испорченный телефон».

Просто на минуту представьте себе, какая огромная малопроницаемая стена разделяет людей, общающихся друг с другом! Вы можете быть изумительным оратором, но какая часть ваших неоспоримых аргументов пробьется через эту стену?

Достучаться до собеседника можно лишь используя активное слушание, а для этого нужно учиться слушать людей. Почему активное слушание является ключевым условием эффективного общения?

  1. Прежде всего, вы просто больше услышите, если будете более внимательно слушать.
  2. Далее, умение слушать ведет к лучшему пониманию нужд и интересов человека, что позволяет более убедительно апеллировать к нему. Например, делать ему предложение, отвечающее его запросам и нуждам.
  3. Человеку приятно быть услышанным. Если ваш собеседник чувствует, что вы его внимательно слушаете и слышите, он также начинает больше к вам прислушиваться.
  4. И, наконец, все люди предпочитают говорить, а не слушать. Поэтому тот, кто умеет слушать, располагает к себе людей, вызывает у них симпатию. Активное слушание — мощный инструмент влияния на людей.

Так что же такое активное слушание? Какие навыки надо освоить, чтобы овладеть этим инструментом личной эффективности?

Давайте рассмотрим несколько инструментов и приемов активного слушания.

Самый известный и важный для понимания сути активного слушания инструмент — это «Четыре ступени активного слушания». Описанные ниже ступени следует проходить последовательно в процессе общения, не забегая вперед, не пропуская ни одной из них. Цикл активного слушания может повторяться многократно в процессе одного общения. Вот эти ступени:

1. Первая ступень — слышание (не слушание). Научитесь концентрировать внимание на словах того или тех, с кем общаетесь. Большинство людей, пока собеседник говорит, сосредотачивают внимание на том, что они скажут в ответ. Но как можно адекватно ответить на то, что ты прослушал?! Поэтому многие диалоги и напоминают юмористические сценки. Научитесь слушать высказывания контрагентов, не заботьтесь о том, что вы скажете. Если вы внимательно выслушали сказанное, адекватный и убедительный ответ мгновенно придет вам на ум.

2. Вторая ступень — понимание. Как было отмечено выше, важно не только услышать сказанное, но и правильно понять его. Как я уже писала в предыдущих статьях, научные исследования доказывают, что убеждения и предубеждения могут приводить даже к провалам в памяти и искажению логики. Поэтому второй важный навык активного слушания — непредвзятая оценка услышанного. Все сказанное — это информация, которую надо сначала воспринять без искажений, а потом уже оценивать.

3. Третья ступень — оценка. На этой ступени, но не раньше, мы переходим к оценке услышанного. Насколько полученная информация может быть нам полезна? Как мы ее можем использовать в данном общении или для решения каких-либо своих задач? Как эта информация характеризует собеседника, показывает его сильные и слабые стороны? Как эти знания мы можем использовать в своих интересах? И все это мы оцениваем, продолжая слушать человека, с которым общаемся. Потому что преждевременная непродуманная реакция может нанести нам вред, разрушить атмосферу общения.

4. Четвертая ступень — реакция. Только завершив процесс оценки полученной информации, мы реагируем на нее, но не раньше! Но и не позже. Потому что общение — это дорога с двусторонним движением. Активное слушание предполагает реакцию на слова собеседника. Как иначе мы можем показать ему, что мы его слышим и понимаем? Но реакция на сказанное — это не продолжительный монолог и не презентация. Реакцией на сказанное могут быть короткие уместные замечания, реплики, или, что еще лучше, адекватный язык тела — кивок, наклон вперед, открытые жесты руками.

Давайте рассмотрим практическое применение активного слушания, как всегда, на простом бытовом примере.

Маша привела своего парня Ивана знакомиться с мамой. Какая замечательная возможность для Ивана попрактиковать активное слушание! Анна Ивановка разлила чай по чашкам и пустилась в нескончаемый монолог о том, какой очаровательной маленькой девочкой была Машенька.

Вместо того, чтобы отключить звук и погрузиться в свои размышления, Иван внимательно прислушивается к рассказу (ступень 1).

«Когда Машеньке было девять лет, она чуть не утонула в море, я недоглядела, я так перепугалась, не меньше ее. А у Машеньки теперь стресс на всю жизнь, она ужасно боится воды, не любит плавать», — рассказывает мама. «Маш, а я и не знал, что ты не любишь воду. Это правда?», — спрашивает Иван. (ступень 2, уточнение информации для полного понимания).

Маша отвечает утвердительно. Иван понимает, что он часто настаивал на плавании, водных экскурсиях и обижался, когда Маша отказывалась. (ступень 3 — оценка информации, извлечение пользы из полученной информации).

«Анна Ивановна, — Иван кивает головой, — как полезно с вами общаться!». (ступень 4 — реакция).

Когда Иван уходит, Анна Ивановна говорит дочке: «Какой внимательный юноша, как он мне понравился!». Конечно, понравился! Ведь Иван воспользовался ключевым условием эффективного общения — активно слушал собеседницу.

Несколько практических инструментов активного слушания

Повторение последнего слова или пары слов, сказанных перед паузой.

Это поможет и вам, и вашему контрагенту не потерять нить разговора.

Это подтвердит, что вы внимательно слушаете человека. С которым общаетесь.

-А у вас нет такого же, но с перламутровыми пуговицами?

-С перламутровыми пуговицами?

Прежде всего, вопросы бывают открытыми и закрытыми. Открытые вопросы предполагают развернутый ответ, а закрытые вопросы — да или нет.

Открытые вопросы помогают разговорить собеседника.

Они позволяют получить более полную информацию.

Закрытый вопрос: Ты идешь в магазин? Открытый вопрос: Куда и зачем ты идешь?

Как видите, одну и ту же информацию можно получить двумя способами. Если ответ на первый вопрос даст вам неполную и, возможно, искаженную информацию, то второй вопрос позволит вам полностью прояснить ситуацию.

Пересказ мысли контрагента, но при помощи меньшего количества слов, стараясь своими словами сказать то, что вы поняли из его слов.

Помогает убедиться, что вы правильно поняли собеседника.

Показать человекуу, что вы стараетесь его понять.

— Мне нужна машина, которая будет проходить везде, чтобы ездить на рыбалку, забираться в самые дебри.

— Вам нужен джип-внедорожник.

Попытка прояснить темные места в разговоре, то, что вы недопоняли или прослушали, или собеседник умышленно не пояснил.

Чтобы избежать неправильной интерпретации слов контрагента.

Чтобы получить больше информации.

Чтобы подтвердить сказанное ранее.

— Подожди, я совсем запутался. Дай я перескажу, что я понял, а ты потом поправишь, что не так. Я понял, что…

Финальное или промежуточное резюме всего сказанного собеседником в сжатой, лаконичной форме.

Чтобы получить и дать обратную связь тому, с кем вы общаететсь.

Чтобы завершить обсуждение той или иной темы или перейти к новой фазе обсуждения той же темы.

Чтобы проверить свои предположения, сформировавшиеся в результате разговора.

-Насколько я вас понял, вы любите своих детей и они для вас очень важны. Но, одновременно, вы совершенно не выносите общения с ними.

Настрой на чувства собеседника, сопереживание.

Показать человеку, что вы понимаете, что он чувствует.

Помочь ему осознать и оценить свои эмоции, озвучив их.

-У меня такое ощущение, что тебя сильно разозлило выступление Н. на собрании. И, похоже, обидело. Да?

Надеюсь, что я вас убедила в том, что активное слушание — это ключевое условие эффективного общения. Удачи!

Условия эффективного общения

Основы эффективного общения. Прежде чем перейти к основным компонентам эффективного общения, подумаем для чего же нам нужно общение? С помощью общения люди обмениваются информацией, эмоциями, составляют определенное мнение друг о друге, и регулируют поведение друг друга. В психологии эти компоненты называются:. 1. Информация;. 4. Взаимодействие.

Основы эффективного общения : правильное кодирование информации, в разных условиях, с разными ценностями, разным темпераментом, и т.д.

Общественная практика и проведенные исследования показывают, что эффективность общения в видеочатах, на улице, и вообще. Эффективное общение — это не просто передача информации. Для эффективного общения, важно не только уметь говорить, но еще уметь слушать. Условия эффективного общения включают множество факторов: И — ключевое условие эффективного общения – умение слушать собеседника. Способы эффективного общения — курсовая работа. Применяйте каждый метод, исходя из условий конкретной ситуации. Ведь если та или иная.

Умные термины психологии общения не сделают меня «монстром общения», скажете вы, и будете правы. Итак, основы эффективного общения, разберем эти четыре основные компоненты более подробно.

1. Информация. Что необходимо сделать, чтобы информация дошла до вашего собеседника в полном объеме, и он понял бы ее так же, как и было вами запланировано. А в чем проблема, подумаете вы. Мы говорим на одном языке, что тут не понятного.

Совершим небольшой экскурс в жизнь человека с момента его рождения и до текущей ситуации вашего общения. Каждый из нас обладает своим генетическим материалом и жизненным опытом. даже близнецы имеют разный опыт и в чем-то не похожи друг на друга. А представьте, какая огромная разница у людей воспитанных в разных семьях, в разных условиях, с разными ценностями, разным темпераментом, и т. Несмотря на то, что мы говорим на разном языке, одно и то же слово для каждого из нас несет разный смысл.

Эффективное общение — это не просто передача информации. Для эффективного общения, важно не только уметь говорить, но еще.

Взять хотя бы такое простое и понятное слово “мама”. Чаще всего в него вкладывается самый положительный смысл, кажется уже добрее, светлее и прекраснее этого слова нет ничего на свете. А если человек вырос в детдоме, потому что его бросила мать? Это один из крайних случаев, конечно, но будет ли для него слово “мама” таким же прекрасным? Скорее всего, нет. Так с любыми словами и понятиями. Поэтому так важно при общении стараться использовать слова которые несут одинаковый смысл как для вас так, и для вашего собеседника. Пусть вас не затрудняет задавать уточняющие вопросы, чтобы убедиться, что ваш собеседник правильно вас понял или вы его.

Так вам будет проще понять мотивы тех или иных его поступков, а также позволит лучше понять себя. расширит ваш кругозор. 2 Эмпатия. Под обменом эмоциями подразумевается, что вы и ваш собеседник сознательно или бессознательно влияете на эмоциональное состояние друг друга. Для этого, конечно же, в первую очередь надо представлять какие чувства преобладают в вас сейчас. И во власти каких эмоций находится ваш собеседник.

И то, и другое лучше всего получается у людей с высоким эмоциональным интеллектом. который в отличие от обычного интеллекта можно развивать и повышать, было бы желание. Итак, вы честны с самим собой и понимаете, какие эмоции в вас сейчас преобладают, почему именно эти эмоции, насколько они желательны, хотели бы вы “поменять” их на другие и т.

А также в состоянии понять эмоции другого человека, еще лучше, если вы понимаете, почему они возникли, и что нужно сказать или сделать, чтобы изменить эмоциональное состояние собеседника. Чаще всего следует сообщить, что вы осознаете состояние собеседника, если только такое замечание не будет ему в тягость. Это замечание помогает человеку раскрыться и дает почувствовать, что его понимают. Главное для успешного взаимодействия с другими людьми – это умение взглянуть на мир их глазами. Вы должны быть готовы оставить в стороне свои оценки и суждения, а так же собственную картину мира. Только тогда вы сможете увидеть другого человека.

В психологии это называется сопереживанием. Сопереживание не означает сочувствие, в первом случае вы понимаете чувства другого, а во втором, вы чувствуете то же самое, что и он. Также раскрытию эмоций другого человека способствует искреннее и открытое выражение вами ваших чувств. Но опять же, только в том случае, если это не заденет собеседника. Например, ваш друг предлагает вам пойти вместе с ним на чемпионат по футболу, потому что его подруга заболела и не сможет пойти. Ясное дело, радостно заявлять: “До чего же хорошо, что она заболела!!”, думаю, не стоит.

3. Рефлексия. Теперь мы плавно переходим к следующей составляющей эффективного общения: рефлексии. Рефлексия — это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т.

е. как будет партнер по общению представлять вас в своих мыслях. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются черты характера и поведения обоих. Рефлексии способствует развитие безусловного самопринятия.

основанного на осознании и понимании своих слабых и сильных сторон, принятия других, ценностного (уважительного) отношения к партнеру по общению. 4. Взаимодействие. Любое общение всегда предполагает некоторый результат — изменение поведения и деятельности других людей. При соблюдении трех вышеописанных компонентов общения между собеседниками возникает межличностное взаимодействие, т.

совокупность связей и взаимовлияния людей, которые в свою очередь приводят к их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность растянутых во времени реакций людей на действия друг друга. Например, ваш поступок, изменяющий поведение вашего собеседника, вызывает со стороны последнего ответную реакцию, которая, в свою очередь, будет воздействовать на ваше поведение. Поэтому так важно прогнозировать процесс взаимодействия и его результат.

Если вы хорошо понимаете чувства вашего партнера по общению, представляете картину его мира, а также то, каким представляет он вас, вы можете заранее предположить, какие ваши действия повлияют на него тем или иным образом. В этом случае ваше общение выльется в приятную для обоих, совместную деятельность. В противном – может возникнуть конкуренция или конфликт. Но это уже другая история.

Условия эффективного педагогического общения

Американский психолог К. Роджерс, основоположник гуманистической психологии, сформулировал условия, при которых общение учителя с учениками является эффективным, т.е. делающим процесс учения «значимым для ученика».

1. Принятие ребенка. Ребенок принимается педагогом как личность, обладающая собственной ценностью, как противоречивый, небезупречный человек, имеющий разные черты и разные чувства. Учитель принимает в ребенке не только старание, целеустремленность и любознательность, но и временное безразличие к учебе и сумасбродные выходки. Он создаёт атмосферу, которая показывает: «Вы мне нравитесь», а не «Вы мне будете нравиться, если будете вести себя так-то и так-то». Стендаль назвал это отношение «безусловным положительным отношением» (приводится по К.Роджерсу, 1994, С.343), так как оно не требует в качестве условия какой-то ценности, необходимой для проявления этого отношения.

Принятие, кроме того, — доверие и забота. Необходимо «разрешить учащемуся соприкасаться с важными проблемами его жизни, чтобы он сталкивался с проблемами и спорными вопросами, которые хочет разрешить» (К.Роджерс, 1994, С.347).У ученика важно вызвать желание узнать или измениться, вырастающее из трудностей, с которыми он сталкивается в жизни.

2. Конгруэнтность. Учитель в отношениях с учеником — конгруэнтная личность, способная быть именно тем человеком, каков он есть на самом деле. Учитель не скрывает свои чувства и переживания за ролью, фасадом — он живой человек, а не воплощение требований программы или транслятор знаний. Конгруэнтность предполагает осознание своего отношения к другим людям, принятие своих чувств, откровенность в отношениях с учениками. Он может восторгаться тем, что ему нравиться, и скучать в разговорах на темы, которые его не интересуют. Он может быть злым и холодным или, наоборот, чувствительным или симпатизирующим. Поскольку он принимает свои чувства как принадлежащие ему, у него нет необходимости приписывать их ученикам или настаивать, чтобы они чувствовали то же самое. Рядом с таким учителем ученики чувствуют себя уютно и безопасно, потому что хорошо его понимают.

3. Эмпатия. Учитель эмпатически понимает внутренний мир ученика. «Понять внутренний мир ученика, как будто он твой собственный, но не теряя этого «как будто» — это и есть эмпатия» (К.Роджерс, 1994, С.344). Когда мир ученика ясен учителю, тогда он способен словами передать своё понимание его мира ученику, и то, что ему ясно, и то, что ученик ещё не в состоянии выразить словами, то, что едва им осознаётся.

По мнению К. Роджерса, педагогическое влияние в процессе обучения должно способствовать значимому учению учащихся. Под значимым учением подразумевается «не только накопление фактов, а изменение поведения человека в настоящем и в будущем, его отношения и его личности» (Роджерс, 1994, с.340). Значимое учение — это самонаправленное и самостоятельное учение.

Данные наблюдений современных зарубежных исследователей, сторонников теории К.Роджерса, свидетельствуют, что гуманистическое влияние педагога обеспечивает более высокий уровень личной приспособленности, творчества, самостоятельного приобретения знаний и ответственности учащихся, чем традиционное педагогическое руководство.

Благополучный педагог в использовании влияния на учеников проявляет творческую индивидуальность. Он использует различные диалоговые приёмы, направленные на поддержание благоприятной эмоциональной атмосферы обучения, особенно в ситуациях, когда ученики испытывают трудности и напряжение.

К. Роджерс считал, что у всех учеников есть желание расти, развиваться, становиться. В идеале родители и учителя должны создавать поддерживающую обстановку, облегчающую рост и развитие личности ребёнка. В такой атмосфере ребёнка принимают безусловно, дети ценятся за то, что они такие, какими являются, и эти условия способствуют их развитию. В этой модели учитель не направляет, а помогает, а ученики — активные и главные участники процесса обучения.

К. Роджерс утверждает, что цель гуманистических преподавателей — развивать внутреннюю дисциплину у учеников. В самом широком смысле внутренняя дисциплина — это знание о себе и действиях, которые нужно предпринять, чтобы вырасти и развиться как личность. Это не значит, что К. Роджерс отстаивает полную вседозволенность. Он считает, что ученикам нужно помочь стать дисциплинированными и научиться самообладанию. Задача учителя — помогать, а не руководить, при этом у учеников вырабатывается мотивация самоконтроля, и им требуется минимальное руководство.

К. Роджерс не настаивает на каких-то конкретных методах влияния, которые учителя должны или не должны использовать в классе, однако в его изложении общего подхода, акцентирующего помогающее и недирективное влияние, содержатся педагогические рекомендации. В частности, недирективные учителя:

• размышляют. Они принимают во внимание наиболее существенные аспекты поведения и речи учеников и поощряют их думать о собственных мыслях (например, преподаватель говорит: «Мне кажется, ты хочешь сказать, что. »);

• поддерживают учеников. Относятся к ним с безусловным вниманием и уважением;

• поощряют самостоятельную оценку учеников. (Например, учитель может спросить: «Как ты думаешь, насколько хорошо ты сегодня выполнил задание?»);

• развивают у учеников чувство ответственности. (Например: «Как, по вашему мнению, вам нужно поступить?»);

• поощряют самоактуализацию. Предоставляют возможности обучения и роста. Поощряют развитие особых талантов.

Эффективное педагогическое общение имеет развивающее значение. Оно изменяет поведение человека, его отношения и его личность. По мнению К.Роджерса, в результате эффективно организованного общения возникают следующие знания и изменения:

• Человек начинает по-другому смотреть на себя.

• Он более полно принимает себя и свои чувства.

• Он больше доверяет себе, может лучше управлять собой.

• Он становится более похожим на того человека, каким бы он хотел быть.

• Он становится более гибким, менее застывшим в своём восприятии.

• Он ставит для себя более реальные цели.

• Его поведение становится хорошо обдуманным.

• Он готов отказаться от вредных привычек.

• Он начинает более принимать других.

• Он изменяет основные качества своей личности в лучшую сторону.

Источники:
Активное слушание — ключевое условие эффективного общения
Активное слушание — это умение превращать молчание в золото. Инструменты эффективного слушания.
http://uspeh-success.ru/klyuchevoe-uslovie-effektivnogo-obshheniya-aktivnoe-slushanie/
Условия эффективного общения
Основы эффективного общения. Прежде чем перейти к основным компонентам эффективного общения, подумаем для чего же нам нужно общение? С помощью общения люди обмениваются информацией, эмоциями,
http://longexpected.weebly.com/blog/usloviya-effektivnogo-obscheniya
Условия эффективного педагогического общения
Американский психолог К. Роджерс, основоположник гуманистической психологии, сформулировал условия, при которых общение учителя с учениками является эффективным, т.е. делающим процесс учения
https://psyera.ru/usloviya-effektivnogo-pedagogicheskogo-obshcheniya_8110.htm