Виды межличностных отношений

36. Психология межличностных отношений

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Межличностные отношения включают:

1) восприятие и понимание людьми друг друга;

2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);

3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Компоненты межличностных отношений:

1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:

а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;

б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

а) симпатии или антипатии;

б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.;

в) эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);

3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.

Виды межличностных отношений:

1) производственные отношения – складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:

а) по вертикали – между руководителями и подчиненными;

б) по горизонтали – отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;

в) по диагонали – отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;

2) бытовые взаимоотношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;

3) формальные (официальные) отношения – нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;

4) неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д.

На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности как пол, национальность, возраст, темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.

Этапы развития межличностных отношений:

1) этап знакомства – первый этап – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними;

2) этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д.);

3) товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием.

ОсобеннаяВыражаясь современным языком, гейша – это профессиональная женщина. Находясь рядом с ней, мужчина чувствует свою природную мужественность, раскрывается как мужчина. Провести время с гейшей считается большой честью и незабываемым удовольствием, и неважно, за каким занятием проходит это время.

ПриложенияДушевные переживания воина еще мало изучены. Постоянное нервное напряжение, переутомление, недоедание, травмы физические и психические все это вполне достаточные этиологические факты, способные, как известно, вызывать болезненные расстройства душевной деятельности. В целях изучения психических.

Через несколько недель планировалось начало работы по остальным направлениям: от информационного банка инвестиционных проектов до биржи труда инвалидоНо, поскольку наш директор считал, что Максим поможет не только оживить наш бизнес, но и создать, как он выражается, «неповторимый бренд», и был все еще очарован Максимом, пришлось найти и для него весомые аргументы и факты. Я знала, что больше всего директор не любит тех, кто пытается ero.

БОГ — молиться — благополучие; обращается к спящему — необычный вещий сон; видеть бога — обольщение.

Глава седьмая Труд любвиНо проблемы часто возникают из-за того, что мы начинаем сравнивать своего супруга с кем-то другим. Библия говорит, что неразумно сравнивать себя с другими (2 Кор. 10:12). Мой пересказ 1 Кор. 7:17 звучит так: «Перестаньте жаловаться на свою жизнь и живите в соответствии с той благодатью, которую.

Аналогичные реакции имели место и в космических полетахB состоянии эмоциональной лабильности неадекватную реакцию могут вызывать различные пустяки, на которые в обычных условиях человек не обратил бы внимания. Так, у B. Хауэлза после месячного одиночного плавания на яхте через Атлантический океан стало падать настроение. Услышав в передаче по радио.

полового сношения он властвует над вами)ю см.). Если при менструации вы пользуетесь тампонами, то они помещаются именно во влагалище. При половом сношении в этот канал входит мужской член. Он называется также родовым каналом, потому что через него появляется на свет ребенок.

СЫН ПРЯЧЕТСЯ В УГЛУВаш специалист — это врач-психотерапевт. Именно он занимается психотерапевтическим лечением фобий. Если в вашем городе дефицит психотерапевтов, могу порекомендовать вам свою книгу — «1 совершенно секретная таблетка от страха». Там есть четкая инструкция — что и.

II. Действие ради пониманияПроделайте тазом двадцать кругов движений по часовой стрелке. Во время этих движений старайтесь рассматривать тело как целое, но при этом отмечать, что делают его части. Пусть ваше внимание систематически переходит от одной части тела к другой, но не теряйте при этом ощущение тела как единого.

отправляй в соцсети.

Для авторизированных — цитаты запоминаются автоматически.

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Виды межличностных отношений

В отечественной социальной психологии выделяют три различных вида межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

Императивное общение – это авторитарное, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля за его поведением, принуждение его к определенным действиям. Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнера – не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.

Можно назвать группу социальных видов деятельности, в которых использование императивного вида общения вполне оправданно и с целевой, и с этической точек зрения. К ним относятся военные уставные отношения, отношения «начальник-подчиненный», в сложных и экстремальных условиях.

Вместе с тем можно определить и те сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно и даже неэтично. Прежде всего речь идет об интимно-личностных отношениях, супружеских и детско-родительских. Известно, что с помощью команд, приказов и безусловных запретов можно добиться внешнего послушания и выполнения каких-либо требований. Однако они не становятся частью внутренних убеждений человека, его интровертной мотивацией.

Манипуляция – это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает воздействие на партнера с целью достижения своих целей. Коренное же отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения. Они либо скрываются, либо подменяются другими.

В отношении манипуляции также можно сказать, что есть области человеческого взаимодействия, где она вполне уместна, а где практически недопустима. Сферой «разрешенной манипуляции» несомненно, является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого отношения давно стала концепция общения Д. Карнеги и его многочисленных последователей. Вместе с тем есть опасность переноса таких навыков овладения средствами манипулятивного воздействия на других людей в сфере деловой и в остальные области человеческих взаимоотношений, контроль над собой и своей жизнью.

Сравнение императивного и манипулятивного видов общения позволяет

выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, можно

охарактеризовать как различные виды монологического общения. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, как бы игнорируя своего собеседника.

В качестве реальной альтернативы такому типу отношений между людьми может быть рассмотрено диалоговое общение, позволяющее перейти к установке на собеседника. Диалог строится на принципиально других началах, чем монологическое общение. Он возможен лишь в случае соблюдения следующих непреложных правил взаимодействия:

1. Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние.

2. Безоценочное восприятие партнера, априорное доверие к его намерениям.

3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.

4. Персонификация общения – разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.

Анализ общения показывает насколько этот процесс сложен и разнообразен в своих проявлениях и функциях, что связано с его ролью и значением как в жизни отдельного человека, так и общества в целом.

Столь же сложной является внутренняя структура самого общения. В ней можно выделить три взаимосвязанных стороны: коммуникативную, перцептивную и интерактивную.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информации между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, идей, мнений и чувств. Интерактивная сторона общения (от слова «интеракция» — взаимодействие) заключается в обмене действиями между общающимися сторонами, т.е. организация межличностного взаимодействия. Наконец, перцептивная сторона общения есть процесс воспитания и познания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений.

Виды межличностных отн ошений

1) производственные отношения — складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:

а) по вертикали — между руководителями и подчиненными;

б) по горизонтали — отношения м ежду сотрудниками, имеющими одинаковый статус;

в) по диагонали — отношения меж ду руководителями одного производственного подраз деления с рядовыми сотрудниками другого;

2) бытовые взаимоотношения — складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;

3) формальные (официальные) отношения — нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;

4) неформальные (неофициальные) отношения — взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т.д.

На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности, как пол, национальность, возраст, темперамент, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др. Этапы развития межличностных отношений:

1) этап знакомства — первый этап — возникновение вза имного контакта, взаимного восприятия и о ценки людьми друг друга, что во многом обусловлива ет и характер взаимоотнош ений между ними;

2) этап приятельских отноше ний — возникновение межли чностных отношений, форми рование внутреннего отношени я людей друг к другу на р ациональном (осознание взаимодействую щими людьми достоинств и недостатков друг дру га) и эмоциональном уровн ях (возникновение соответствующих пере живаний, эмоционального отклика и т.д.);

3) товарищеские отношения — сближение взглядов и оказание поддержки друг другу; характеризуются доверием.

Межличностное общение выступает необхо димым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических фу нкций, процессов и свойств чело века, но и личности в целом. Вот почему изучение этого сложнейшего психич еского феномена как системного образования, имеющего многоуровневую структуру и только ему присущие характеристики, является актуальным для психологической наук и.

Сущность межлично стного общения заключается во взаимодействии человека с человеком. Именно этим оно отличается от других видов деятельности, когда происходит взаимодействие человека с каким-либо предметом или вещью.

Взаимодействующие при этом личности удовлетворяют свою потребность в общении дру г с другом, в обмене информацией и пр. Например, обсуждение двумя прохожими конфликт ной ситуации, свидетелями которой они только что оказались, или общение при знакомст ве молодых людей друг с другом.

В подавляющем большинстве случаев межличностно е общение почти всегда оказывается вплетенным в ту или иную деятельность и выступает как условие ее выполнения.

Общение, будучи одним из основных видов деятельности людей, не только постоянно выявляет существенные характеристики личности как объекта и субъекта общения, но и влияет на весь ход ее дальнейшего формирования , в первую очередь на такие блоки свойств, в которых выражается отношение человека к другим людям и к себе. В свою очередь, изменения, происходящие в людях под давлением развертывающегося об щения, воздействуют в той или иной степени на такие базисные свойства личности, в которых проявляется ее отношение к различным социальным институтам и общностям людей, природе, общественной и личной собственности, к труду.

В структуре общения различ ают:

2) интерактивную сторону;

3) перцептивную сторону.

Особенности процесса обмена информацией в процессе человеческого общения:

1) происходит не только пер едача информации, но и ее формирование, уточнение и развитие;

2) обмен информацией сочета ется с отношением людей д руг к другу;

3) происходит взаимное влия ние и воздействие людей д руг на друга;

4) коммуникативное влияние людей друг на друга возмо жно только при совпадении систем кодификации у коммун икатора (отправителя) и р еципиента (принимающего);

5) возможно возникновение специфических коммун икативных барьеров социального и психол огического характера. Стр уктурные компоненты общения как коммуник ативной деятельности:

1) субъект общения — коммуникатор;

2) объект общения — реципие нт;

3) предмет общения — содержательная часть отправляемой информации;

4) действия общения—единицы коммуникативной акти вности;

5) средства общения — опера ции, с помощью которых осуществляются дейст вия общения;

6) продукт общения — образо вание материального и дух овного характера как итог о бщения.

Интерактивная сторона общения проявляе тся во взаимодействии людей друг с другом, т.е. обмене информацией, побуждениями, действиями. Цель взаимодействия состоит в удовлетворении своих потребностей, интересов, реализации целей, планов, намерений. Типы взаимодействия:

1) положительные—взаимодейс твия, направленные на организа цию совместной деятельности: кооперация; согласие; приспособление; ассоциация;

2) отрицательные — взаимодействия, направленные на нарушени е совместной деятельно сти, создание для нее препятс твий: конкуренция; конфликт; оппозиция; диссоциация. Факторы, влияющие на тип взаимодействия:

1) степень единства подходо в к решению проблем;

2) понимание обязанностей и прав;

3) способы решения возникаю щих проблем и др.

Перцептивная стор она общения выражается в процессе восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга.

Структурные элементы социальной перцепции:

1) субъект межличностного восприятия — тот, кт о воспринимает (изучает) в процессе общ ения;

2) объект восприятия — тот, кого воспринимают (познают) в процессе общ ения;

3) процесс познания — включ ает познание, обратную связь, элементы коммуникации.

В процессе общения человек выступает сразу в двух ипостасях: как объект и как субъект познания.

Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия:

1)особенности суб ъекта: половые различия (женщины точнее идентифи цируют эмоциональные состоя ния, достоинства и недостатки личности, мужчины—уровень интеллект а); возраст, темперамент ( экстраверты точнее в оспринимают, интроверты — оценивают); социальный интеллект (че м выше уровень социальных и общих знаний, тем точнее оценка при во сприятии); психическое состояние; с остояние здоровья; установки—предшествующая оценка объектов восприяти я; ценностные ориентации; уровень социально- психологической комп етентности и т.д.

2) особенности объекта: физический облик (ан тропологические — рост, телосложение, цвет кожи и т.д., физиологические — дыхани е, кровообращение, функциональные — осанка, поза и походка и паралингвистические — мимика, жесты и телодвижения); социальный облик: социал ьная роль, внешний облик, проксемиче ские особенности общения ( расстояние и располо жение общающихся), речевые и экстралингвист ические характеристики (семантика, грамматика и фонетика), деятельностные особеннос ти;

3) отношения между субъекто м и объектом восприятия;

4) ситуация, в которой происходит пер цепция.

Функции общения — это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека:

1) информационно-коммуникат ивная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются: коммуникатор (передает информацию), содержание сообщения, реципиент (принимает сообщение). Эффективность передачи информации проявляется в понимании информации, ее принятии или непринятии, усвоении. Для осуществления информационно-коммуникат ивной функции необходимо наличие единой или сходной системы кодификации/декодификации сообщений. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем;

2) побудительная функция— стимуляция активности партнеров для организации совместных действий;

3) интегративная функция — функция объединения людей;

4) функция социализации — общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам;

5) координационная функция — согласование действий при осуществлении совместной деятельности; и т.д.

Что изучает психология межличностных отношений?

В своей жизни мы постоянно взаимодействуем с окружающими людьми, будь-то семья, работа, отдых и т.д., происходит постоянное выстраивание отношений. Мы общаемся, дружим, подчиняемся. О том, как строятся взаимоотношения между людьми, читайте в статье о психологии межличностных отношений.

Человеку свойственно испытывать чувства, рассуждать, обращаться к другим за какой-либо помощью. Связи, которые при этом складываются называются межличностными отношениями.

Межличностные отношения это:

  • понимание и восприятие людьми друг друга;
  • притяжение и симпатия между людьми (межличностная привлекательность);
  • ролевое поведение и взаимодействие.

Межличностные отношения – это несколько компонентов:

Удовлетворенность или неудовлетворенность группы или ее членов определяет эффективность межличностных отношений.

Межличностные отношения делятся на несколько видов:

  • Отношения на производстве. Они складываются между работниками в организации во время решения каких-либо задач: производственных, учебных, бытовых, хозяйственных. Их разделяют на отношения по вертикали, горизонтали и диагонали. Отношения по вертикали – руководитель – подчиненный. По горизонтали развиваются отношения между одно статусными сотрудниками в организации. Межличностные отношения по диагонали – это взаимодействие руководителя с рядовыми сотрудниками другого отдела.
  • Отношения в быту складываются не на работе, а в каждодневной жизни и на отдыхе.
  • Официальные или формальные отношения – это взаимоотношения, предусмотренные определенными нормами, которые закреплены в официальных документах.
  • Неформальные (неофициальные) взаимоотношения складываются между людьми на почве предпочтений, симпатий или антипатий, взаимных оценок, авторитетов и т.д.

Установлено, что на отношения между людьми влияет пол, национальность, темперамент, возраст, состояние здоровья, профессия, самооценка, потребность в общении и др.

В своем развитии межличностные отношения проходят некоторые этапы своего развития.

Первый этап – знакомство. Именно здесь происходит возникновение взаимного контакта, восприятия и оценки друг друга. Данный этап во многом и обуславливает характер будущих отношений.

Следующим идет этап приятельских отношений. Происходит формирование отношения людей друг к другу на внутреннем плане. Это относится к двум уровням восприятия – рациональному и эмоциональному.

Третий уровень – это отношения приятелей. Общие взгляды, оказание поддержки друг другу и характерное доверие.

Источники:
Виды межличностных отношений
Читать "36. Психология межличностных отношений. Стр.36" Челдышова Н. Б.
http://bookap.info/sociopsy/cheldyshova_shpargalka_po_sotsialnoy_psihologii/gl36.shtm
Виды межличностных отношений 2
Виды межличностных отношений В отечественной социальной психологии выделяют три различных вида межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог. Императивное общение – это авторитарное,
http://mylektsii.ru/3-10605.html
Скачать работу
На бирже курсовых и дипломных проектов можно получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, диссертаций, рефератов, а также самостоятельно и бесплатно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-60051
Что изучает психология межличностных отношений
Мы общаемся, дружим, подчиняемся. О том, как строятся взаимоотношения между людьми, читайте в статье о психологии межличностных отношений.
http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/chto-izuchaet-psihologiya-mezhlichnostnyh-otnosheniy

(Visited 25 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Если мужчина обижается значит любит Если мужчина обиделся Спросите у любого мужчины, что его может… (2)

Человек который много говорит психология Почему человек много говорит? Психологи схожи во мнениях, что болтливый… (2)

Как зарекомендовать себя на собеседовании Как нужно вести себя на собеседовании?Любая карьера обычно начинается с… (2)

Измена жены что делать Измена - что делать?Измена - это добровольный половой акт между… (2)

Ok google позвонить мужу Ok google позвонить мужу OK, Google - основы голосового управления… (2)

COMMENTS