Визуальное общение

Визуальное общение

Эта отметка установлена 12 апреля 2016 года.

Визуaльная коммуникaция — вид общения, при котором передача информации происходит с помощью знаков, изображений, образов, инфографики и т. д. Данный вид коммуникации частично или целиком полагается на зрение.

Сегодня визуальные коммуникации чрезвычайно развиты и призваны выполнять сразу несколько задач. Общение с помощью визуальных образов прогрессирует благодаря развитию новых технологий. Визуальная коммуникация является одной из ключевых составляющих современных СМИ и социальных медиа. Визуальные коммуникации в современном социуме все больше отходят от роли пассивного посредника, «обрастая» кодами, и приобретают ярко выраженный манипулятивный характер (особенно в рекламных целях). Таким образом, восприятие информации при визуальной коммуникации является «считыванием» визуального кода.

Визуальная коммуникация берет своё начало ещё в древних временах, когда первобытные люди оставляли рисунки на стенах пещер. Позже стала развиваться письменность. Так появились египетские иероглифы, первые алфавиты и идеограммы. С развитием живописи визуальные коммуникации стали приобретать новый смысл: теперь они были призваны не только визуально сообщать информацию, но и следить за реакцией аудитории (тем самым контролируя её). Новый виток в истории визуального общения относится к появлению фотографии. Она стала носителем универсального кода, который считывался зрителем без особой подготовки или специальных знаний. Следующим этапом развития визуальных коммуникаций стали новейшие технологии. Компьютер полностью изменил процесс визуального общения. Интернет, социальные медиа и СМИ добавили визуальным коммуникациям ещё одну функцию — раскрытие потенциала личности через контент, которым он делится в Сети.

Одним из наиболее видных исследователей визуальной коммуникации стал английский писатель Олдос Хаксли. В своем романе-антиутопии «О дивный новый мир» Хаксли исследовал антигуманные аспекты научно-технического прогресса. Так, он описывал «видение» как сумму таких слагаемых, как получение ощущения, отбор и восприятие.

Макс Вертгеймер, ставший основателем, гештальт-психологии, придавал особое значение простоте как основному свойству деления визуальных групп по признаку цвета, формы и т. д.»Гештальт» в переводе с немецого означает «форму» или «фигуру». В своей единственной теоретической книге «Продуктивное мышление» Вертгеймер выводит принципы того, как объекты воспринимаются визуально. В 1910 году психолог, стоя на железнодорожной платформе, наблюдал за серией источников света на путях. Ряд лампочек то вспыхивал, то гас, но наблюдателям казалось, что свет «переходит» с одного уровня на другой. После этого случая Макс Вертгеймер решил заняться изучением визуального восприятия. Основным выводом проделанной им работы стала знаменитая фраза: «Целое есть нечто большее, чем сумма его частей». То есть, визуальное восприятие напрямую от реципиента. Сегодня принципы гештальт-психологии активно используются в графическом дизайне.

Лев Манович, эксперт по теории новых медиа, проследил, как культурное развитие изменилось под влиянием новейших технологий. Визуальные коммуникации, по его мнению, сегодня чаще всего происходят в социальных медиа, что дает почву для изучения нового этапа культуры.

«… Я спрашивал, что такое Instagram: это окно в другую реальность, сообщение или медиа? Я бы сказал, что медиа не просто передают сообщение, а влияют на содержание. Ссылаясь на Маклюэна, я хотел задать вопрос: если Instagram — это визуальное окно в реальность, и миллионы людей фотографируют свою жизнь, позируя, подбирая фильтры, показывая какую-то версию своей жизни, насколько мы можем использовать это как инструмент визуальной антропологии? Насколько Instagram подходит для изучения культурной, экономической, социальной жизни в разных странах?»

Подробно влияние визуальных коммуникаций на современную жизнь описано Львом Мановичем в книгах «Язык новых медиа» и «Instagram и современный образ».

Визуальная коммуникация происходит после анализа зрителем предлагаемого образа. Интерпретация изображения всегда субъективна. Мартин Лестер, профессор кафедры коммуникаций в Университете штата Калифорния, представил шесть основных точек зрения, с которых участники коммуникации (реципиенты) рассматривают визуальную информацию.

Личное восприятие происходит в том случае, если зритель воспринимает увиденное через призму собственных мыслей и соображений. Индивидуальная оценка формируется под влиянием личностных убеждений, ценностей, моральных ориентиров. Иногда образы могут быть восприняты неверно, и менять мнение реципиента очень тяжело.

Эта перспектива отличается от личного восприятия тем, что образ воспринимается сразу группой реципиентов, будучи подвергнутым критике с нескольких сторон и точек зрения. Значение образа, его информационный посыл определяется в контексте диалога критиков, зрителей и создателя образа.

Историческая точка зрения подразумевает под собой развитие и изменения, которые произошли с подачей образа при визуальной коммуникации. К примеру, изображения, созданные с помощью компьютерных технологий, будут разительно отличаться от тех, что были созданы вручную.

Техническая перспектива обозначает, что на восприятие образа влияет использование света, позиция и презентация изображения. Правильное использование вышеперечисленных элементов помогает образу выглядеть в глазах зрителя привлекательней, чем он есть на самом деле.

С этой точки зрения, создатель изображения, зритель и само по себе изображение должны вписываться в рамки принятой этики. Это утверждение неоднозначно, так как этика многогранна.

В культурной перспективе образ должен быть символичным. Использование определенных слов, соотносящихся с изображением, использование уже знакомых героев и т. д. помогает образу раскрыться в культурном ключе.

Визуальные средства общения

Вербальные и невербальные навыки коммуникаций людей в совместной деятельности. Категории неречевых средств: мимика, жесты, поза, взгляд; статические особенности и динамические черты, их характеристики. Психологическое влияние языка визуального общения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

НОУ «Московский институт управления»

Экономика и управление на предприятии (в природопользовании)

Форма обучения: заочная

Работа по пройденному курсу

Тема: «Визуальные средства общения»

1. Неречевые навыки коммуникаций

1.1 Категории неречевых средств коммуникации

1.2 Статические особенности и характеристики

1.3 Динамические черты и особенности

1.5 Выражение лица

1.6 Визуальный контакт

1.7 Прикосновение как средство общения

1.8 Личное пространство

1.9 Окружающая обстановка

1.10 Голос и его качественные характеристики

1.11 Использование тишины и времени

1.12 Передача сообщений при помощи имиджа

2. Вербальное общение

3.Невербальные средства общения

3.1 Движение экспрессивно-выразительное

3.1.1 Открытые жесты и позы тела

3.1.2 Закрытые жесты и позы

3.1.3 Жесты размышления и оценки

3.1.4 Жесты сомнения и неуверенности

3.1.5 Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать

3.1.6 Жесты доминирования

3.1.7 Сексуальные жесты

3.1.8 Тактильные движения

4. Взгляд визуально-контактный

4.1 Пространственные движения

5. Визуальный язык — новое средство общения людей, корпораций, государств

Современный мир переполнен информацией. Визуальная информация благодаря электронным технологиям становится наиболее действенным и эффективным средством передачи сообщения, средством влияния на социум. С экрана телевизора или монитора, со страниц газеты, рекламного буклета, плаката, обложки книги к нам направлено множество разнородных обращений. Что заставляет нас обратить внимание на то или иное сообщение? Как составить свое сообщение, передать или представить свою информацию? Коммуникативный мир знаков позволяет выявить основные смыслы и значения, содержащиеся в информации. «Знаки и символы управляют миром — а не слово и не закон» (Конфуций).

Более непосредственно социально-психологические явления в процессе общения обнаруживаются при изучении форм обращения людей друг к другу в процессах совместной деятельности. В этом случае изучаются формы вербального и невербального непосредственного общения людей в совместной деятельности. Через анализ форм обращения определяется психологическая характеристика стилей взаимодействия, в которых интегрируются особенности социальных, психологических и предметных взаимосвязей партнеров. Невербальное — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные контакты. Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: 1) регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; 2) обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; 3) выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

1. Неречевые навыки коммуникации

1.1 Категории неречевых средств коммуникаций

1. Для того, чтобы эффективно управлять своим коллективом, руководитель должен иметь хорошие отношения с его членами. Неречевые средства общения, используемые умело и уместно, способны помочь ему в этом деле и создать в коллективе дружескую атмосферу.

2. Члены коллектива чаще всего создают свое впечатление о руководителе на основании психологического влияния неречевого общения. Некоторые из них нуждаются в поддержке, похвале и признании, причем ненавязчивое, молчаливое одобрение и поощрение старательности создают в коллективе атмосферу творчества и привносят в него здоровый дух. Чтобы создать такую обстановку, от руководителя и членов коллектива требуется немалая кооперация и неречевое согласие и взаимопонимание в действиях.

1.2 Статические особенности и характеристики

1.3 Динамические черты и особенности

Движения вперед и назад. Если человек протягивает вперед руку во время интервью или имеет привычку наклоняться вперед, его можно отнести к группе так называемых «операторов», то есть он подойдет для организации, требующей пополнения энергичными и деловыми кадрами, или для такой, где нужны коренные изменения во внутренней работе.

Вертикальные движения. Если человек подтягивается и выпрямляется перед более высоким по росту человеком в момент рукопожатия, его можно отнести к группе так называемых «представителей», то есть он является мастером рекламировать себя и организацию, в которой работает.*

Визуальный контакт — это прямое, особенно убедительное свидетельство неречевого способа общения. Высшее руководство организации или просто вышестоящее по должности лицо, как правило, дольше выдерживают визуальный контакт, чем их подчиненные. Прямой взгляд говорит об искренности и откровенности собеседника. Он выражает чувство доверия и дружеского расположения. Опущенные вниз глаза чаще всего ассоциируются со скромностью и сдержанностью. Глаза, возведенные вверх, говорят об усталости или равнодушии.

1.7 Прикосновение как средство общения

1.10 Голос и его качественные характеристики

Совпадает ли контекст сообщения человека с его личным отношением к тому, что он говорит? Исследователи выяснили, что тон, тембр голоса, его качественные особенности и сам уровень развития и тренированности голосовых связок способны существенно влиять на эмоциональное восприятие слушающего, независимо от содержания сообщения. Тут можно сделать важный вывод, что голос и его качественные характеристики являются не только основой для передачи текста сообщения, но и важным дополнением к правильному восприятию данного сообщения. Когда кто-нибудь пытается передать информацию в том ключе, который он считает наиболее уместным, нужно быть очень внимательным к использованию тона и тембра, качественных особенностей голоса, поскольку для слушающего это является таким же важным моментом разговора, как собственно и само содержание информации.

1.11 Использование тишины и времени

Тишина тоже может иметь как положительное, так и отрицательное значение в процессе общения. Она служит соединительным звеном между двумя разными сообщениями, но может означать и резкую перемену в отношениях. Она вносит в разговор напряженность, нервозность и холодность, но может и привести к благоприятной и дружеской ситуации, когда все присутствующие чувствуют общую солидарность. Тишина может также отражать положительное или отрицательное отношение к происходящему, согласие или протест. Представим себе ситуацию, когда руководитель отдела или проекта заметил, что двое его сотрудников отдыхают:

Если он знает, что эти двое сотрудников просто типичные лентяи, бездельничанье является для него очередным доказательством их никчемности, и своим молчанием он в очередной раз доказывает им свое отношение к их поведению.

Если он знает, что эти двое сотрудников целенаправленны и трудолюбивы, бездельничанье воспринимается им как заслуженная и даже необходимая передышка от напряженной работы.

Если он сам не уверен в своем отношении к происходящему, ему может показаться, что ничегонеделание свидетельствует об отрицательном отношении подчиненных и подрывает его авторитет и репутацию. Время также может выступать индикатором статуса человека. Сколько времени он отведет на беседу со своим сотрудником, который очень хочет с ним встретиться? Как долго он попросит его подождать этой встречи? Будет ли эта встреча входить в его обычный распорядок дня? Существует ли в организации правило, что все желающие должны заранее записываться к нему на прием, и он лично рассматривает приоритеты встреч? В организации, где царит здоровая атмосфера, руководитель и его подчиненные используют фактор времени как доказательство общего доверительного отношения друг к другу, подчеркивают корректность и значимость рабочего процесса

1.12 Передача сообщения при помощи имиджа

Вербальное общение по своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и саморазвитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации. Здесь более непосредственно проявляются гностические, аффективные и регуляторные (практические) функции общения; с наибольшей полнотой при этом обнаруживается регуляторная функция общения, а также взаимоотношения между партнерами.

Регуляторная функция направлена на координацию взаимодействий партнеров, согласование индивидуальных мнений, выработку единой позиции в совместной деятельности, где вербальным средствам общения принадлежит ведущая роль. Особенно она существенна при социально-психологическом взаимодействии как процессе интеграции партнеров в группы и коллективы, организации сложных форм социальной деятельности. Здесь вербальные формы общения приобретают значение механизмов воздействия партнеров друг на друга, обеспечивая им возможность взаимовлияния.

Первый аспект связан с изучением средств общения как форм взаимосвязи людей в различных сферах жизнедеятельности; второй — с изучением форм обращения как способов воздействия и взаимовлияния людей друг на друга; третий — с изучением феноменов взаимопознания как когнитивных регуляторов общения; четвертый — с изучением взаимоотношений как социально-психологических явлений общения.

Анализ общения как процесса взаимодействия человека с человеком показал, что общение есть форма человеческой деятельности, специфика которой заключена:

В своеобразии предмета — совокупности объектных и субъектных свойств человека. Объектные свойства — это конституциональные особенности и внешний облик человека; субъектные — это развития субъекта этой деятельности, который вместе с тем выступает как субъект общения. Во множестве определений общения раскрывается его сущность через три наиболее общие категории. Это — «деятельность», «отношение», «отражение».

Для понимания сущности и содержания общения важен его анализ в контексте деятельности. Если деятельность — это процесс взаимодействия человека с миром вещей, природы, то общение — это процесс взаимодействия людей друг с другом. Онтологической «клеточкой» понятия общения является непосредственное взаимодействие человека с человеком.

Профессиональная управленческая деятельность ввиду специфики ее объекта часто неразрывно связана с общением. В общении принято выделять три компонента: коммуникативный, интерактивный и перцептивный. В этих компонентах проявляется когнитивный (познавательный), аффективный (эмоциональный), поведенческий или практический аспекты.

3. Невербальные средства общения

Чтобы четко понять их многообразную структуру, приведем их классификацию:

1. Движения экспрессивно-выразительные (поза тела, мимика, жесты, походка).

2. Тактильные движения (рукопожатие, похлопывание по спине или плечу, прикосновения, поцелуи).

3. Взгляд визуально-контактный (направление взгляда, его длительность, частота контакта).

4. Пространственные движения (ориентация, дистанция, размещение за столом).

3.1 Движения экспрессивно-выразительные

Симпатия. В невербальном общении существует понятие ментального контакта, которое выражается в непроизвольном копировании жестов друг друга или всего поведения. Друг другу посылается сигнал: «Я тебя прекрасно понимаю». И действительно, если бросить взгляд на мирно беседующую пару за столиком, увидим схожие позы, одинаковое расположение рук вплоть до зеркальности. Если вы хотите убедить другого человека в безоговорочном разделении его мнения, просто скопируйте его положение тела. Если понаблюдать за походкой счастливого влюбленного человека, отметим летящую походку, которая сильно бросается в глаза. Она также характерна для уверенных в себе, энергичных людей. Создается впечатление, что все проблемы им нипочем.

3.1.2 Закрытые жесты и позы (защита, подозрительность, скрытность)

Оборона. Руки, скрещенные на груди, перекрещенные ноги в положениях стоя и сидя — классический жест закрытости, недоступности. Частое моргание является признаком защиты, растерянности. Эмоциональный статус человека не позволяет чувствовать себя свободно и непринужденно. Если вы попробуете договориться о чем-то с таким собеседником, вполне вероятно, что получите отказ.

3.1.3 Жесты размышления и оценки

Критичность. Если человек держит руку у подбородка, с вытягиванием указательного пальца вдоль щеки, а другой рукой поддерживает локоть, его левая бровь опущена — вы поймете, что у него созрела негативная оценка к происходящему.

Позитивность. Интерпретируется как небольшой наклон головы вперед и легкое касание рукой щеки. Корпус тела наклонен вперед. Перед вами заинтересованный в происходящем, положительно относящийся к информации человек.

3.1.4 Жесты сомнения и неуверенности

Неуверенность. Такой невербальный жест как почесывание или потирание сзади уха или шеи может свидетельствовать о том, что человек не вполне понимает, что от него хотят или что в беседе вы имеете в виду. Как интерпретировать такой жест, если вам сказали о полном понимании? Здесь предпочтение следует отдать невербальному сигналу тела. В данном случае человек ничего не понял. Рука, обхватывающая другую за локоть сзади, также говорит о неуверенности, вероятно, ее хозяин находится в малознакомом обществе.

3.1.5 Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать

Неодобрение. Стряхивание с себя несуществующих ворсинок, расправление складок одежды, одергивание юбки в невербальном общении признак несогласия вашего оппонента с излагаемой точкой зрения. Вы быстро поймете необходимость перейти на нейтральные темы. Однако, если к рукаву пиджака действительно прилипла ниточка, помялась одежда, не стоит расценивать подобное как жест неодобрения.

Готовность уйти. Можно определить по таким признакам как опускание век (потеря интереса), почесывание уха (отгорожение от потока речи), потягивание мочки уха (не хочет высказываться), поворачивание всем корпусом тела к двери или направление ноги в эту сторону. Жест в виде снятия очков также дает сигнал для окончания беседы.

Раздражение. Когда человек говорит явную ложь, и понимает, что вы его раскусили, он будет испытывать раздражение от вашей правоты, которое может проявиться в непроизвольном ослаблении галстука или воротника. В невербальном общении это может также проявляться в потирании шеи, лишних движениях руками, пощипывании сумочки у дамы, машинальном черчении на бумаге.

3.1.6 Жесты доминирования

Равенство. Подобный жест употребляют практически все мужчины, женщины намного меньше. Характер рукопожатия может о многом сказать, в первую очередь раскроет намерения другого человека. Если в момент соединения двух рук одна оказывается выше тыльной стороной, ее владелец демонстрирует свое ведущее положение. Можно проверить, насколько прочно тот отстаивает свой статус лидера простым способом: повернуть свою руку вверх. Если почувствовали сопротивление, значит, вам не удастся убедить его занять равенство между вами.

3.1.7 Сексуальные жесты

Когда мужчине нравится какая-то женщина, он демонстрирует большие пальцы, заткнутые за ремень, располагает руки на бедрах или широко расставляет ноги. Взгляд на женщину, как правило, интимный, и может надолго задержаться на избранных частях тела. Мужчина может непроизвольно поправлять рукой галстук или воротник. Если женщина стремится заинтересовать, она бессознательно вскидывает голову, поправляет прическу, расправляет кофточку. Более тонкое искусство обольщения с помощью средств невербального общения заключается в обнажении запястий, раздвинутых ногах в сидячем или стоячем положении. Если женщина демонстрирует интимный взгляд в совокупности со случайно соскользнувшей бретелькой на плече, полуодетой туфельки на скрещенной ноге, будьте уверены в ее желании начать флирт. Приоткрытый рот и влажные губы относятся к типичному сексуальному призыву.

Похлопывания по спине или плечу. Похлопывания по спине или плечу в основном характерно для мужчин. Эти невербальные жесты часто интерпретируются как проявление дружеского расположения, участия или ободрения. Их можно увидеть практически во всех возрастных категориях. Похлопывание как бы демонстрирует мужскую силу и готовность его обладателя прийти на помощь. Кстати, не следует путать этот жест с применяемым в медицинской практике. По спине хлопают новорожденного ребенка, чтобы тот закричал и расправил легкие, сзади хлопают подавившегося человека. Похлопывание является разновидностью приемов в массажной практике. То есть, от текущей ситуации зависит конкретное значение данного жеста.

Прикосновения. Прикосновения широко встречаются в мире невербального общения. В учебной деятельности оно помогает остановить расшалившегося озорника, в случае с глухим человеком — обратить на себя его внимание, во врачебной практике с помощью данного жеста диагностируют состояние здоровья, техника массажа построена на совокупности способов прикосновения к телу, в интимной сфере между супругами они служат прелюдией к соединению. Различного характера прикосновения являются индикатором невысказанных чувств партнера. Они могут быть нежными, ласковыми, легкими, сильными, грубыми, ранящими и т.д.

Поцелуи. Поцелуи, как разновидность тактильного жеста, широко применяется во всех аспектах жизни человека. По отношению к конкретному объекту меняется характер поцелуев. Мать целует ребенка нежно и с любовью, между любящими людьми они могут варьировать от легкого прикосновения губ до страстного поцелуя. Что поцелуи могут быть как искренними проявлениями чувств, так и формальными, холодными, традиционными. Целуют при встрече и на прощание, целуют во время рождения.

4. Взгляд визуально-контактный

Деловой взгляд — когда мы смотрим на лоб и в глаза собеседника. Часто мы себя так ведем при встрече с малознакомыми людьми, руководителями и начальниками.

1. Социальный взгляд — когда мы направляем глаза на зону лица человека в области рта, носа и глаз. Он характерен в ситуациях непринужденного общения с друзьями и знакомыми.

2. Интимный взгляд — проходит через линию глаз собеседника и опускается на уровень ниже подбородка, шеи на другие части тела. Может быть расширение зрачков, как предвкушение удовольствия.

4.1 Пространственные движения

Та или иная дистанция в контактах между личностями определяется социальным положением общающихся, их национальными признаками, возрастом, полом, а также характером взаимоотношений партнеров. И это также является одной их форм невербального общения, которые полезно знать. Кстати, эти знания о пространственной ориентации согласно конкретной ситуации, активно используются психологами, социологами, политологами.

По расположению двух людей за столом можно судить о характере их общения.

1. Позиция углового расположения — наиболее благоприятна для общения ученика с учителем, руководителя с подчиненными, так как у обоих есть достаточный простор для обмена взглядами, жестикулирования. Угол стола служит успокоительным барьером, защищающим от неожиданных выпадов. Взгляды их не перекрещиваются и когда затрагиваются трудные моменты обсуждения, всегда можно направить глаза на неподвижный объект и сосредоточиться на формулировке ответа.

2. Конкурирующе-оборонительная позиция — применяется в острых обсуждениях, спорах, дискуссиях. Собеседники сидят напротив друг друга, что позволяет хорошо обозревать выражения лица, совершаемые жесты, которые могут ежесекундно меняться в зависимости от остроты обсуждаемых вопросов. Барьер в виде стола между ними дает шанс относительной безопасности в случае, если мирное обсуждение вдруг перейдет в фазу размахивания руками и желания схватить противника за грудки. В этом случае положение напротив друг друга помогает не упустить невербальные сигналы собеседника и вовремя на них реагировать.

Учебные материалы

Глаза — ключевой элемент невербальной коммуникации. Во­сточная пословица гласит: «Ничего не бывает без начала, и все начинается с дороги». Общение между людьми начинается с об­щения их глаз. Взгляд — это первый шаг на пути к собеседнику. Подсчитано, что в «Войне и мире» дано описание не менее 85 оттенков выражения глаз.

Еще древние говорили: «Глаза — это зеркало души». На протяжении многих веков человечество задумывалось над значением взгляда и его влиянием над поведением человека. Взгляды могут быть очень красноречивыми и выражать самые различные чувства и состояния. Например, взгляд может быть суровый, не­жный, кокетливый, лукавый, молящий, задумчивый, просящий, уко­ризненный, вопрошающий, восхищенный, прощальный, мимолетный, туманный, пронзительный, буравящий, смеющийся. Мы не­редко используем такие фразы: «У нее большие детские глаза», «У нее завлекающий взгляд», «Она бросила на него гневный взгляд», «У нее бегающие глаза», «У него такой блеск в глазах» или «Он меня сглазил».

Когда мы смотрим на говорящего, это не только подчеркивает заинтересованность собеседником, но и помогает сосредоточить­ся и понять то, что нам говорят. Гордон Хемсли и Энтони Дуб обнаружили, что, если на видеозаписи свидетель смотрит прямо в глаза, а не упирается взглядом в пол, его показания восприни­маются как сообщение, которому можно верить.

Во время беседы говорящий и слушающий то смотрят друг на друга, то отворачиваются, чувствуя, что постоянный взгляд может помешать собеседнику. Американские психологи отмеча­ют, что собеседники смотрят неотрывно друг на друга прямо в глаза не более 10 с. Именно взглядом собеседник выражает интерес к разговору. Бегающий взгляд чаще всего говорит о скуке или о желании что-то сказать в ответ (если только он не выражает страх или чувство вины).

Взгляд выражает наше отношение к собеседнику. Люди смот­рят друг на друга от 30 до 60% времени беседы. Зрительный контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий пере­водит взгляд с собеседника на что-то другое и обратно, это зна­чит, что он еще не закончил говорить. По завершении своей мысли говорящий, как правило, смотрит прямо в глаза собесед­нику, как бы сообщая: «Я все сказал, теперь ваша очередь».

Зрительный контакт зависит от дистанции между собеседни­ками. Мы больше смотрим на говорящего, когда он находится на некотором расстоянии, и избегаем зрительных контактов, когда он находится вблизи. Чем ближе находится собеседник, тем мень­ше нужно смотреть ему прямо в глаза, чтобы не вызвать у него неприятного чувства.

Взгляд в сторону или искоса воспринимается как выражение подозрения и сомнения. Припомните случаи, когда кто-то гово­рил вам то, что вам не нравилось, с чем вы были несогласны или просто считали весьма сомнительным. Не смотрели ли вы при этом в сторону, говоря: «Что ты имеешь в виду?» Если вы хотите помочь кому-нибудь, а человек этого не хочет, то, скорее всего вы точно определите, что означает выражение «отвернуться на 45 градусов». Этот жест понятен даже без слов: «Нет, благодарю».

Больше всего нас раздражают люди, которые во время разго­вора опускают веки. Таким образом, человек, хотя и бессозна­тельно, пытается убрать вас из поля своего зрения, потому что вы ему надоели, стали неинтересными или он чувствует свое пре­восходство над вами. При нормальной частоте моргания 6—8 раз в минуту веки этого человека закрываются на секунду или больше, как будто человек моментально стирает вас из своей памяти. Предельная степень отключения может наступить, если человек закроет глаза и заснет, но это редко случается при встрече один на один.

Если собеседник хочет подчеркнуть свое превосходство над вами, его прикрытые веки сочетаются с откинутой назад головой и долгим взглядом, известным как взгляд свысока. Если вы заме­тили такой взгляд у своего собеседника, учтите, что ваше поведе­ние вызывает отрицательную реакцию, и нужно что-то изменить, если вы заинтересованы в успешном завершении разговора.

Контакт глаз также является специфической формой челове­ческого общения. Это так называемое визуальное общение. До­казано, что, как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации. Почему, ког­да нам стыдно, то трудно смотреть в глаза собеседнику, и, наобо­рот, если мы знаем, что, правда, на нашей стороне, — мы при­стально смотрим ему прямо в глаза. Такой взгляд часто вос­принимается как признак агрессивности. Очень длительное и сильное расширение глаз без их кратковременного закрывания в сочетании с улыбкой может рассматриваться как угроза.

В книге «Гроссмейстер общения» С. Дерябо и В. Ясин дают подробное описание значений выражения глаз:

— бессознательное стремление получить максимум ин­формации, чтобы не ускользнули даже мелочи;

— при неожиданности, удивленном восхищении, например, у детей при виде новогодней елки;

— при возникшей вдруг наивной радости, например, решающий гол в напряженном матче;

— при испуге, ужасе — падение гимнаста в цирке; «Степан Трофимович таращил глаза и трепетал». (Ф. Досто­евский. «Бесы»);

— огромное любопытство («пожирать глазами»);

— полная беспомощность, неспособность понять;

— пришедшее вдруг, понимание («Вот где собака зары­та!»).

Но при этом нельзя забывать о том, что некоторые люди мо­гут сознательно использовать указанные закономерности. Так, опытные мошенники сознательно «работают» с невинно откры­тыми, излучающими доверие глазами!

2. Прищуренный взгляд — пристальное внимание, наблюде­ние, сильная готовность осуществить какое-то действие. Когда он направлен вбок

При наклоне головы в сторону суженный взгляд — при­поминание.

3. Закрытые глаза:

— сосредоточенность на самом себе;

— кратковременное прикрывание глаз может означать нео­сознаваемое выражение согласия, понимания.

4: Прищуривание только одного глаза, подмигивание:

— «С тобой все ясно!», «Я тебя вижу насквозь»;

— сигнал тайного согласия с кем-то другим;

— кокетство (при этом — склоненная набок голова и со­ответствующая улыбка).

«Глазами Марья Ивановна кокетничала, бойко и гордо их при­щуривала». (И. Бунин. «На даче»).

5. Резкое усиленное и неравномерное моргание («хлопать глазами») — при духовных препятствиях, негативных неожиданностях, затруднениях, нервозности.

«Игнатий заморгал, развел руками. —Да что же это за дока­зательство!» (И. Бунин. «На даче»).

6. Сужение или расширение зрачка может свидетельствовать об усилении или ослаблении интереса. При возбуждении, страхе зрачок увеличивается, при расслаблении — умень­шается.

Например, в экспериментах, когда мужчинам предъявляли фотографии красивых женщин, их зрачки увеличивались вдвое. «Да, — говорил Чичиков лениво. Глазки стали у него нео­быкновенно маленькие». (Я. Гоголь. «Мертвые души»).

7. Прямой взгляд с лицом, полностью обращенным к партне­ру, — признание собеседника, интерес к нему.

8. Взгляд направлен в бесконечность, «сквозь» глаза партне­ра— вызывающее незамечание собеседника, подчеркну­тое неуважение. Такой взгляд наиболее сильно выводит других из равновесия, может вызвать ответную агрессив­ную реакцию.

«Вазир-Мухтар смотрел спокойно, с неопределенною сосре­доточенностью, как бы мимо глаз евнуха или сквозь него». (Ю. Ты­нянов. «Смерть Вазир-Мухтара»).

9. Взгляд искоса через плечо — пренебрежение, презрение или осторожность, наблюдение.

«Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины мед­ведя».

Но взгляд сбоку может быть также следствием нарушения слуха, при котором ухо стараются держать ближе к говорящему.

10. Пустой взгляд («Я смотрю на вас, но не слушаю»), отсут­ствие какого-либо движения глаз вообще — человек спит с. открытыми глазами, крайняя степень скуки, полное без­различие.

11. Взгляд снизу при склоненной голове:

— при малой напряженности, согнутой спине — подчи­ненность, услужливость;

— при напряжении и легких вертикальных складках на лбу — расчетливая осторожность, сознательно принятая поза, возможна враждебность.

12. Взгляд сверху вниз — превосходство, гордость, презрение.

13. Уклоняющийся взгляд — неуверенность из-за робости, скромности или чувства вины. Типичен при знакомствах, когда твердый взгляд одного никак не может поймать гла­за другого, или же опускание глаз во время разговора, что­бы избежать встречи глазами.

14. Оживленный взгляд из уголков глаз — скрываемое на­блюдение. Можно видеть у многих женщин, входящих в незнакомую квартиру и стремящихся тут же ее оценить.

15. Характерное вращение глаз — посылаемое украдкой кому-то сообщение, что ситуация невыносимо скучна.

16. Фиксированный, твердый, прямой взгляд: — одновременно суженый, «пронизывающий» — критичес­кое испытание, основанное на недоверии’, бесцеремонность, вплоть до агрессивности. «Холодный» взгляд, встречаю­щийся у прокуроров или навязчивых кавалеров; «Чтобы положить конец недоразумению, Юрий Андреевич смерил его взглядом и обдал его холодом, отбивающим охоту к сближению». (Б.ПастернакТ «Доктор Живаго»),

— сознательно открытый — изощренная самоуверенность человека, «прошедшего огонь и воду», может свидетель­ствовать о стремлении к недобрым целям;

— при откинутой назад голове и напряженной мимике —защита с готовностью к ответному нападению. Подобная расшифровка взгляда сложилась в ходе эволюционного развития человечества. У многих животных, в том числе и у обезьян, обнажение зубов одновременно с упорным рас­сматриванием партнера широко раскрытыми глазами является сигналом угрозы. Напротив, кратковременное закрывание глаз — умиротворяющий элемент мимики. Улыбающийся как бы дает . понять: я не собираюсь нападать на вас и не жду от вас ничего плохого, видите, я даже закрываю глаза.

Функции взгляда, однако, зависят от типа культуры. Так, в африканских странах и на Востоке опускание глаз слушате­лем перед говорящим служит знаком уважения последнего.

Сайт, на котором собраны авторские фотографии Светланы Андреевой. Собственно и ее личный блог.

Источники:
Визуальное общение
Эта отметка установлена 12 апреля 2016 года . Визуaльная коммуникaция — вид общения, при котором передача информации происходит с помощью знаков, изображений, образов, инфографики и т. д.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%B7%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
Визуальные средства общения
Вербальные и невербальные навыки коммуникаций людей в совместной деятельности. Категории неречевых средств: мимика, жесты, поза, взгляд; статические особенности и динамические черты, их характеристики. Психологическое влияние языка визуального общения.
https://otherreferats.allbest.ru/management/00062355_0.html
Учебные материалы
Скачивай работу бесплатно, без регистрации и смс
http://referatzone.com/load/referaty/psikhologija/vizualnoe_obshhenie/27-1-0-943

COMMENTS