Вытеснение в психологии примеры из жизни

Вытеснение в психологии примеры из жизни

Психика человека – тонкая структура, которая находится под постоянным влиянием самого человека и его окружающей среды, при этом функционирует самостоятельно. Многое человеком не осознается и не понимается, особенно если виден только результат без осознанности процесса его формирования. Вытеснение является психологической формой защиты психики человека от внешних стрессовых факторов, на примерах чего можно ознакомиться с ее результатами.

У психики есть несколько способов самозащиты. Что это такое? Интернет-журнал psytheater.com обращает внимание читателей на то, что происходит помимо их воли. Психика с самого детства защищает человека от различных психических травм. Поскольку ребенок является самым уязвимым существом, его психические защиты работают намного быстрее и свободнее, нежели у взрослого человека.

Под психологическими механизмами защиты понимаются программы избегания стрессовых и травмирующих факторов. И здесь у психики есть несколько способов, как это сделать:

  1. Игнорирование.
  2. Проекция.
  3. Фиксация.
  4. Регресс.
  5. Вытеснение, или подавление.

Вытеснение является одним из распространенных форм защиты, к которой индивид может сам прибегать осознанно. Только в таком случае, скорее всего, подавление будет происходить некачественно, каждый раз напоминая о себе в критических ситуациях. Если же речь идет об естественном механизме вытеснения, когда информация уходит в подсознание и не может быть воспроизведена человеком по его воле, тогда психика ненадолго защитится от стрессовых внешних раздражителей, только не сможет избавить человека от переживаний, которые будут возникать при каждом столкновении с подобными раздражителями.

Ярким примером вытеснения может быть раздражительность человека на малозначительный фактор. К примеру, взрослый мужчина каждый раз раздражается, когда ему звонит мать. Со стороны многим людям может показаться его раздражительность беспочвенной. Мать только звонит, а ее сын уже взбешен. Однако если обратиться к подсознательным программам, то может выясниться, что психика затолкнула туда все ситуации, когда мать различными своими действиями портила жизнь, настроение своему сыну. И теперь у сына просто выработался условный рефлекс при виде всего лишь одного упоминания об его маме.

Смежность раздражителей – обязательное условие формирования условных рефлексов. Как вы полагаете, выработался бы рефлекс у павловских собак, если бы пищу (безусловный раздражитель) приносили спустя 15 минут после звонка (условный раздражитель) или если бы звонок давали уже после кормления? Для установления ассоциативных связей условный стимул должен действовать непосредственно перед или одновременно с безусловно-рефлекторной реакцией.

Каждое из предположений можно рассматривать как особую методику выработки рефлексов, причем не самую эффективную. Действие безусловного раздражителя перед условным называется обратным обусловливанием, в результате образуются очень слабые ассоциации (если вообще образуются). Звонок задолго до кормления называется следовым обусловливанием. Этот метод также неэффективен.

Для формирования устойчивых ассоциаций необходимо следующее:

  • Следить за тем, чтобы условный раздражитель действовал непосредственно перед безусловным и между ними не было «разрывов». Тогда оба раздражителя будут восприниматься как смежные.
  • Многократно и часто применять воздействие смежными раздражителями. Устойчивость ассоциативных связей прямо пропорциональна частоте и количеству повторений.
  • Использовать сильный условный раздражитель.

Стоит предостеречь от кажущейся легкости метода условных рефлексов. На первый взгляд все просто: вы действуете сильным условным раздражителем непосредственно перед безусловным, многократно повторяете всю процедуру – и условный рефлекс сформирован. Согласно смежности раздражителей, при соблюдении упомянутых выше условий должны образоваться ассоциативные связи. Все было бы очень просто, если бы не некий студент-старшекурсник по имени Роберт Рескорла, который усомнился в том, что смежности раздражителей достаточно для формирования рефлекса. Он предложил добавить к перечисленным выше правилам еще одно – правило предсказуемости.

Рескорла предположил, что условный стимул должен не только совмещаться с безусловным, но и точно предсказывать его. Если в одной серии опытов временные промежутки между условным и безусловным раздражителями неравномерны (1 минута, 7 минут, 2 минуты, 12 минут и т. д.), безусловный стимул будет предсказуем. Условный раздражитель должен применяться таким образом, чтобы организм ожидал появления безусловного раздражителя с определенной долей уверенности.

Рескорла не остановился на достигнутом. Некоторое время спустя, совместно с другим психологом Аланом Вагнером, он внес еще один вклад в теорию обучения. Согласно концепции Рескорлы-Вагнера, эффективность условного стимула прямо пропорциональна его неожиданности. Если условный раздражитель предсказывает безусловный, между ними устанавливаются ассоциативные связи. На первом этапе ассоциации быстро крепнут. Затем, по мере привыкания субъекта к условному стимулу, прочность ассоциаций перестает возрастать. Условный раздражитель становится более ожидаемым и соответственно менее эффективным.

Понятие «вытеснение» было введено Зигмундом Фрейдом. Под данным термином понимается психологическая защита с целью активного забывания. Из человеческой памяти словно стирается некоторое событие или фактор, который вызывает резко отрицательные неприятные переживания у человека.

Другими понятиями вытеснение определяется как:

Суть вытеснения заключается в том, что психика направляет силы на забывание той информации, которая причиняет боль и сильные переживания, переводя ее в подсознательную часть. Поскольку мозг не может полностью забыть поступившую в него информацию, он может лишь перевести ее из сознательной сферы в подсознательную.

Делается это для того, чтобы психика человека пришла к своему равновесию, поскольку при наличии определенных мыслей или воспоминаний у индивида возникают глубокие и сильные переживания, эмоции, страдания. Следует напомнить о том, что вытеснение является всего лишь одним из способов устранения негативной информации из памяти. У одного человека произойдет вытеснение, а у другого сработает другая форма защиты, например, фиксация.

Механизм вытеснения, который был предложен Фрейдом, является одним из факторов изучения в психоанализе. При проведении бесед с клиентом психоаналитик обращает внимание на то, что было вытеснено его сознание. Вытеснением в психоанализе называется защитный механизм психики, которая не желает переживать тревогу и страхи в реальном мире, поэтому вытесняет воспоминания в область подсознания.

Вытеснением считается акт регрессии, при котором в противоречие вступают реальные события и внутренние желания, инстинкты, интересы. Когда человек не может справиться с внутренним конфликтом, тогда возникает вытеснение – психика переносит воспоминания в неосознанное пространство, чтобы не вызывать острых ощущений.

Чтобы представить себе механизм вытеснения, следует привести метафору. Проходит лекция, на которой один из слушателей громко разговаривает и шумит, пока лектор излагает материал. Когда лектору надоедает слушатель, он останавливается излагать материал и ставит ультиматум: пока слушатель не успокоится, он не будет дальше читать лекцию. В аудитории находятся другие слушатели, которые становятся посредниками и выдворяют за дверь громкого слушателя. Лекция продолжается, все довольны.

  1. Лектор в данной ситуации является сознанием.
  2. Слушатель, который шумел, — неприятным воспоминанием.
  3. Слушатели, которые выпроводили нарушителя, — психикой.
  4. Территория за дверью – подсознанием.

Слушатель, которого выгнали, хочет вернуться обратно. Но на его пути становятся стражники (другие слушатели). Однако это не становится преградой, ведь шумный слушатель продолжает искать способы, как снова попасть в аудиторию: он ждет, когда «стражники» уснут, пойдут переодеваться, отлучатся на обед и т. д.

Все это является иллюстрацией того, как сначала информация загоняется в область подсознания, когда она становится мешающей и неугодной сознанию, а затем снова всплывает в памяти в различных образах, когда ей это удается. Вытесненная информация никуда не исчезает и не пропадает. Она просто ждет момента, когда психика ослабит свою защиту, и тогда она сможет вырваться наружу. Причем как именно информация всплывет в сознании, уже будет другим вопросом.

Однако есть такой вариант решения проблемы: когда лектор договаривается с шумным слушателем, чтобы устранить проблему на взаимовыгодных условиях. Тогда информация возвращается в сознательную память и становится просто воспоминанием, к которому человек спокойно относится. Именно данной трансформацией и занимается психоаналитик.

Неврозы являются результатом вытеснения. Если человек не принимает какую-то информацию, не может ее пережить, спокойно относиться, тогда она вытесняется (то есть забывается). Зачастую такое вытеснение происходит в детском возрасте, однако в последующие годы человек продолжает решать эту же проблему, когда снова и снова сталкивается с ситуациями, которые вызывают у него тревогу, которую он вытеснил. Нужно понять ту информацию, которая была вытеснена, чтобы устранить невротическое состояние и отправить ее в прошлое.

Вытеснение считается главным механизмом защиты психики, когда выполняются две функции:

  1. Предотвращаются негативные переживания за счет удаления из сознания в область бессознательного травмирующей информации.
  2. Контроль и удерживание травмирующей информации в области подсознания.

Примерами вытеснения могут быть ситуации после физического или сексуального насилия, ПТСР, военные действия и пр. Однако информация никуда не девается. Периодически она всплывает в памяти, человек может испытывать беспричинную тревогу, видеть кошмары или подолгу не засыпать.

С одной стороны вытеснение является способом адаптации психики к окружающим условиям. С другой стороны подавление мешает человеку развиваться, становиться сильнее и совершеннее, использовать свой прошлый опыт в теперешней жизни, а также устранять конфликты как внутри себя, так и во внешнем мире.

Психика все делает ради блага своего хозяина. Однако и человеку нужно постараться сделать все для гармонизации своей психики. Здесь нужно изъять информацию из подсознания, чтобы направить ее на решение проблемы, которая больше не будет волновать.

Источник:
Вытеснение в психологии примеры из жизни
Одним из психологических защит является вытеснение. На примерах становится понятно, что это такое и когда оно чаще всего возникает.
http://psytheater.com/vytesnenie.html

Вытеснение в психологии примеры из жизни

Вытеснение – это одна из главных психологических вторичных защит, выступает как мотивированное активное забывание. Вытеснение также называют подавлением и репрессией. Первым внедрил в науку это понятие З. Фрейд. Он уверял, что вытеснение это в психологии главный механизм формирования и становления бессознательного человека. Функция репрессии лежит в уменьшении для психической сферы индивида спектра переживаний неприятных эмоций за счет убирания из воспоминаний сознания тех переживаний, событий, какие вызывают эти трудные чувства. Идея данного механизма такая: нечто забывается, выбрасывается из сознания и сохраняется вдали от осознания психикой человека.

Идеи о вытеснении занимали большое и значимое место в знаниях и концепциях деятельности психики в психоанализе. Обозначая такой механизм психики, как вытеснение по Фрейду, психоаналитики подразумевают попытку психики не проживать в сфере реальности события, что травмируют и тревожат личность. Психоаналитик заявлял, что вытеснение есть важным защитным механизмом от внутриличностного конфликта меж Идеал-Я и Оно, контроль над запретными желаниями и импульсами.

В начале ХХ столетия Зигмунд Фрейд описал собственное видение процесса вытеснения, и значительное время считал его собственным правом на первенство в этом открытии. Но, по прошествии некоторого времени О. Ранк, венский психоаналитик, нашел и изучил значительно ранние труды философа-немца Шопенгауэра, в которых вышеописанное понятие, как вытеснение по Фрейду было похоже описано, и показал ему это. В базовую идею психоанализа действительно легла мысль о вытеснении. Его понимание о существовании необходимого условия вытеснения – детские комплексы, интимные желания ребенка, инстинкты.

Фрейд в собственных работах не выделял единственного обозначения данному процессу. Ученый заявлял о нем, как о возможности психического акта осознавать то, что остается неосознанным; как о повороте на глубокий и более ранний этап формирования психического акта, процессе сопротивления; забывание, в ходе какого становится невозможно вспомнить; защитной функцией психики личности. Отталкиваясь от вышеизложенного, обнаруживается сходство вытеснения с регрессией и с сопротивлением в традиционном психоанализе. Психоаналитик замечал во время чтения лекции, что, невзирая на существенное сходство, вытеснение содержит в себе динамические психические процессы, взаимодействует с пространственной позицией, а регрессия имеет описательную характеристику.

Невроз есть основным проявлением такого процесса как вытеснение. В своей науке Фрейд изучал вытеснение как следствие влияния наружных факторов и внутренних импульсов индивида, что есть несоотнесимым с его нравственными взглядами и эстетическими позициями. Данное противостояние желания индивида и его моральных установок приводит к внутриличностному конфликту. Такие события, чувства личности, что привлекли к внутреннему столкновению, убираются из сознания индивида и забываются им.

На человеческом жизненном пути происходит травматическое событие или переживание, в этот момент сознательное принимает решение, что данное переживание ему мешает, не стоит держать в памяти все, что с ним связано. И далее соответственно оно забывается, вытесняется в глубину подсознания. На месте данного воспоминания возникает пустота и психика пытается восстановить событие в памяти, или же заполнить его другим: фантазией, иной действительностью из жизни индивида, что могла происходить в иное время.

Примеры вытеснения в психологии Фрейд доступно излагал на модели проведении своей лекции. Он рассказывал, как во время прочтения лекции один из студентов ведет себя неадекватно: говорит, шумит, мешает другим. Тогда лектор заявляет, что отказывается дальше читать лекцию, пока нарушитель находиться в аудитории. Среди слушателей находится несколько человек, что возлагают на себя обязанность выдворить шумящего за дверь и непрерывно быть на страже, не пускать его назад. По сути, неугодный человек был вытеснен. Преподаватель может продолжать свою работу.

Эта метафора описывает сознание индивида – происходящее в аудитории во время лекции, и подсознание – то, что за дверью. Слушатель, выдворенный за дверь, возмущен и продолжает шуметь, пытается попасть обратно в аудиторию. Тогда есть два варианта решения данного конфликта. Первый – находится посредник, возможно, это сам лектор, который договаривается с нарушителем, и на взаимовыгодных условиях конфликт разрешается, дальше вытесненное психикой в подсознание возвращается в память человека при здоровом осознании. Таким посредником может выступать психотерапевт.

Второй вариант менее дружелюбный – охранники не пускают вытесненного нарушителя, успокаивают его за дверью. Тогда изгнанный будет пытаться попасть обратно в аудиторию, использую разные способы: может проскочить, когда охранники будут отдыхать, переодеться и пройти неузнаваемым. Используя такую метафору, мы представляем те вытесненные воспоминания, что в разные времена и периоды будут появляться на поверхности памяти в измененном образе. Все мы используем вытеснение, забываем травмирующее, подавляем неугодные чувства. Сложности заключаются в том, что человек вплоть до последнего момента не знает, во что забытое у него выльется на поверхности. Индивид сам не соображает, что может быть вытеснено. На поверхности мы можем видеть определенные эмоции, психотические или невротические реакции, симптомы болезней.

Различные неврозы – это примеры вытеснения в психологии. Психотерапевты в частности говорят, что все тайное обязательно становится неврозом. Исследуя невротические расстройства своих пациентов, Фрейд дошел к умозаключению, что полное вытеснение неугодных желаний, чувств, воспоминаний для невротиков было невозможно. Они убирались из сознания индивида, но продолжали быть в подсознании и посылать оттуда сигналы. Для процесса выздоровления невротической личности необходимо провести симптом болезни тем путем, которым было проведено вытеснение события из сознания в подсознательное. А потом посредством преодоления противодействия личности возобновить вытесненное в сознании и в хронологии памяти человека.

Психоаналитики в терапии с невротичными клиентами сначала работают с очевидным, далее, снимая один слой за другим, углубляются в подсознание индивида, пока не сталкиваются с огромным сопротивлением. Присутствие сопротивления и есть главным сигналом, что терапия движется верным путем. В случае не прохождения сопротивления психики, результат не будет получен.

Начиная работать с невротическими и истерическими личностями, Фрейд пришел к пониманию, что вытеснение будет являться причиной тревоги. В ходе накопления знаний его версия перетерпела изменений, он стал полагать, что механизм репрессии был результатом тревоги, а не ее причиной.

В ходе своих трудов З.Фрейд привносил уточнения в психоаналитическое видение вытеснения. Сначала он изучал данное явление исключительно в ракурсе защиты. Далее вытеснение в психоаналитическом направлении представлялось в таком контексте: «вытеснение первичное», «послевытеснение», «возвращение вытесненного» (сновидения, невротические реакции). Потом опять вытеснение изучалось как возможность психологической защиты психики индивида.

Отец психоанализа доказывал, что абсолютно все вытеснения совершаются в детском раннем возрасте, а все следующие годы жизни сохраняются старые вытесненные механизмы, которые имеют влияние на механизмы совладания с запретными желаниями, импульсами, внутренними подавленными конфликтами. Новые вытеснения не возникают, это происходит благодаря механизму «послевытеснения».

Психоаналитические взгляды на вытеснение формировались и изменялись в ходе всего времени развития науки психоанализа. В следствии обозначения строения психики Фрейд определил, что вытеснение есть результатом деятельности Сверх-Я, какое исполняет вытеснение, или по его указанию это делает покорное Я. Репрессия (или вытеснение) является базовым механизмом, родоначальником всех защитных процессов психики индивида.

Говоря о защитных механизмах психики человека, мы можем обозначить один из наиболее важных – вытеснение или репрессия. Как утверждал отец психоанализа Зигмунд Фрейд: вытеснение это в психологии родоначальник и праотец всех форм защитных процессов психики. Сутью репрессии считается оправданное забывание чего-либо и содержание его под контролем в подсознании. Такое подконтрольное забывание может применяться к травматическим событиям, опыту, чувствам, фантазиям, ассоциациям, что связаны с пережитым опытом.

Вытеснение может реализоваться в двух моментах: предупреждает появление негативной реакции путем удаления из сознательной части в бессознательную травмирующих воспоминаний, запретных желаний; удерживает и контролирует в бессознательном вытесненных желаний, импульсов, влечений.

Примерами вытеснения в психологии могут выступать так называемые «военные неврозы» или реакции ПТСР, опыт пережитого насилия человеком, когда пострадавший не может возобновить в памяти травматические события, пережитые чувства, свое поведение. Но человека мучают вспышки осознанных или неосознанных воспоминаний, флешбеки, кошмарные или назойливые сновидения. Подобное явление Фрейд назвал «возвращением репрессированного».

Следующим примером репрессии в психологии мы рассматриваем вытеснение в подсознание ребенка желаний и импульсов, что его пугают и есть запретными, с позиции социальных и моральных норм воспитания, но являются его нормальным развитием. Так, в период развития Эдипового комплекса ребенок с помощью своего Сверх-Я подавляет (вытесняет) половые импульсы к одному из родителей и желание уничтожить другого. Он учится вытеснять запретные желания в свое бессознательное.

Также к явлению вытеснения в обыденной жизни можно отнести банальное забывание говорящим имени человека, с которому возможны вытесненные подсознательные неприятные чувства, негативное отношение самого говорящего.

Во всех рассмотренных выше примерах вытеснения: глубокая травма, что мешает полноценной жизни, нормальный этап развития и банальное забывание в повседневной жизни просматривается необходимая природная адаптация психики. Ведь если человек будет постоянно осознавать все свои чувства, мысли, переживания, конфликты, фантазии, то он в них потонет. Значит, вытеснение играет положительную функцию в существовании индивида.

Когда же репрессия будет нести негативную роль и создавать проблемы? Для этого есть три условия:

— когда репрессия не выполняет свою основную роль (то есть надежно охранять вытесненные мысли, чувства, воспоминания, чтобы они не мешали индивиду полноценно адаптироваться к жизненным ситуациям);

— когда мешает человеку двигаться к направлению позитивных изменений;

— исключает использование других способов и возможностей преодоления трудностей, что были бы более успешными.

Подводя итоги, можем суммировать: вытеснение может применяться к перенесенному травматическому опыту человека; к аффектам, чувствам, воспоминаниям, связанными с перенесенным опытом; к запретным желаниям; потребностям, что не могут реализоваться или предусматривается наказание за их реализацию. Вытесняются некоторые события из жизни, когда человек ведет себя неприглядно; враждебное отношение; отрицательные чувства, черты характера; Едипов комплекс; комплекс Електры.

Чтобы вытеснения не создавали индивиду проблемы в виде неконтролированных воспоминаний, навязчивых мыслей, невротических реакций, симптомов болезни, человеку необходимо достичь определенной меры самоидентичности и целостности личного «Я». Если в раннем детстве человек не имел опыта обретения сильной идентичности, то неприятные чувства индивида имеют склонность контролироваться с помощью примитивных защитных механизмов: проекция, расщепление, отрицание.

Не все ситуации, связанные с забыванием или игнорированием относятся к вытеснению. Есть проблемы в памяти и внимании, которые зависят от других причин: органические изменения мозга, индивидуальные черты, отбор важной информации от неважной.

Источник:
Вытеснение в психологии примеры из жизни
Вытеснение – это одна из главных психологических вторичных защит, выступает как мотивированное активное забывание. Вытеснение также называют подавлением и репрессией
http://psihomed.com/vyitesnenie/

Вытеснение в психологии примеры из жизни

Вытесне?ние (подавле?ние, репре?ссия) — один из механизмов психологической защиты в психодинамическом направлении психологии. Заключается в активном, мотивированном устранении чего-либо из сознания. Обычно проявляется в виде немотивированного забывания или игнорирования.

Как защитный механизм, вытеснение направлено на минимизацию отрицательных переживаний за счёт удаления из сознания того, что эти переживания вызывает. Удалённые из сознания, эти элементы, однако, не пропадают из памяти (человек легко вспоминает их под гипнозом, который, впрочем, не переносит их из бессознательного в сознание) и не перестают влиять на поведение человека и его сны [1] . Первым вытеснение описал Зигмунд Фрейд [2] , считавший его основным механизмом формирования бессознательного. По его словам, «…судьба импульса влечения может быть определена так, что он наталкивается на сопротивление, которое хочет сделать его недейственным. Тогда при определённых условиях он приходит в состояние вытеснения». Однако на начальном этапе Фрейд выделял только этот защитный механизм и относил к нему всё, что человек целенаправленно переносит из сознания в бессознательное.

На бытовом уровне вытеснение может быть легко обнаружено. Например, мы говорим: «я смотрю телевизор, чтобы забыться, чтобы не думать о плохом», «я пошла на концерт, чтобы отвлечься», «для того чтобы отвлечься, мне нужно сменить обстановку» и пр. Также в последнее время в обиход вошло выражение «оговорка по Фрейду», обозначающее оговорку, сделанную в результате влияния неосознаваемых, удалённых из сознания мотивов.

Во врачебной практике Зигмунда Фрейда однажды наступил период, когда он решил отказаться от использования гипноза в связи с его низкой эффективностью и крайне трудоёмким процессом пробуждения воспоминаний у пациентов [3] . Довольно тяжёлые попытки по возвращению памяти пациентам натолкнули Фрейда на мысль, что «…есть какая-то сила, которая не позволяет воспоминаниям стать осознанными и заставляет их оставаться в области бессознательного … что, в свою очередь, подразумевает некую патологическую природу возникновения подобных блоков. Этому гипотетической механизму я дал название — репрессия» [4] . Позднее Фрейд назвал теорию репрессий «…краеугольным камнем, на котором держится вся структура психоанализа» [5] .

Многие ранние концепции Фрейда были разработаны под руководством его наставника Йозефа Брейера. Кроме того, сам Фрейд отмечал вклад в понимание такого явления, как вытеснение, немецкого писателя и философа Артура Шопенгауэра ещё в 1884 году. Помимо прочих, Фридрих Гербарт, психолог и основатель педагогики, чьи идеи нашли своё отражение в трудах Фрейда и имевший сильное влияние на Теодора Мейнерта — учителя Фрейда по психиатрии, использовал этот термин в своей статье 1842 года о бессознательных идеях, конкурирующих за то, чтобы попасть в область сознания [6] .

Фрейд писал, что «…есть основания полагать, что существует „первичная репрессия“ (первовытеснение) — первая фаза репрессии, которая заключается в недопущении в сознание психическое представительство влечения», а также «… „вторичная репрессия“ (послевытеснение/послеподавление), собственно репрессия, которая касается психических дериватов (производных, происшедших из чего-либо ранее существовавшего) вытесненного представления, связанного с влечением, или же мыслей, происходящих из других источников, но ассоциативно связанных с этими представлениями» [7] [8] .

В первичной фазе репрессии, по мнению Фрейда, «…весьма вероятно, что причиной немедленного вытеснения как одного из типа репрессий являются количественные факторы, такие как ранние вспышки тревоги, имеющие весьма интенсивный вид» [9] . Так, например, ребёнок понимает, что действия в угоду желанию могут принести беспокойство, это бросает его в смятение, и тревога непосредственно приводит к вытеснению желания. Если же существует некая угроза наказания для ребёнка, то связанная с этой формой тревога преобразуется в сверх-Я, которое препятствует возникновению желания субъекта, подчинённого гедонистическим принципам. В связи с этим Фрейд предположил, что «…вероятно, возникновение подобного сверх-Я, позволяет провести разграничительную линию между первовытеснением и послеподавлением» [10] [11] .

Аномалии вытеснения, по определению самого Фрейда, возникают, когда репрессия развивается под влиянием сверх-Я и интернализированного чувства тревоги, и, таким образом, приводит к нелогичным поступкам индивида, саморазрушению и антисоциальному поведению в целом (см. Невроз). При проведении терапии психотерапевт может попытаться смягчить эту проблему путём выявления и повторного приведения вытесненных аспектов психических процессов пациента к их осознанности, то есть «взять на себя роль и посредника и миротворца … поднять вытесненное» [12] .

Источник:
Вытеснение в психологии примеры из жизни
Вытесне?ние ( подавле?ние , репре?ссия ) — один из механизмов психологической защиты в психодинамическом направлении психологии. Заключается в активном, мотивированном устранении чего-либо
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D1%82%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Вытеснение в сфере психологии – что это?

Термин “вытеснение” появился благодаря немецкому учёному Иоганну Гербарту в начале 20-го века. Он утверждал, что противоречащие идеи постоянно конфликтуют. Победившие желания и идеи вытесняют побеждённые, но и побеждённые пусть и слабо, но все же влияют на личность. По мере развития психологии вытеснение как защитный механизм стало широко использоваться в психоанализе, основоположником которого стал З. Фрейд.

Это может быть защита от негативных проявлений окружающего мира, воздействующих на личность и несущих психотравмирующий фактор. Это процесс, при котором происходит непроизвольное перемещение в бессознательное неприятных для человека мыслей, воспоминаний, образов, чувств и побуждений.

Вытеснение – самый главный способ для решения внутреннего конфликта посредством целенаправленного выключения из сознания асоциального мотива или негативной информации. Задетое самолюбие, обида или гордость становятся источником искажённых мотивов собственных поступков, чтобы истину можно было скрыть не только от окружающих, но и от себя. Настоящие, но не совсем приятные мотивы с лёгкостью замещаются другими, одобряемыми социумом. Такие игры разума в жизни каждого человека происходят постоянно, так как механизм вытеснения носит также и адаптивный характер.

Представим ребёнка, потерявшего любимую игрушку, ему очень горестно и родители безуспешно успокаивают его. Затем бабушка говорит, что игрушка пропала не навсегда и обязательно найдётся. Тогда малыш успокаивается, мысль о безнадёжной утрате меняется на оптимистичное настроение и совсем скоро ребёнок забывает о старой игрушке. Если бы не происходил процесс вытеснения, тогда многие люди пребывали в жуткой депрессии по поводу своих проступков, потерь и несбывшихся желаний, не найдя в себе силы принять реальность.

Исследованием феномена вытеснения занимались многие учёные. Но наиболее детально и глубоко данную тему развил Зигмунд Фрейд, который работал с пациентами, страдающими неврозами. Основополагающей гипотезой явилось то, что если перевести бессознательное в сознательное и выяснить то самое вытесненное (влечение, мысли, желания, информацию), порождающее симптом, то симптом исчезнет. Фрейд рассматривал вытеснение как попытку непринятия реалии события, беспокоящее личность. Как результат искажение действительности, подмена событий или их полное отрицание.

Парадоксально то, что вытеснению для поддержания требуются от сознания человека огромные энергетические затраты. Поэтому невротические личности часто испытывают вялость, упадок сил, эмоциональную истощённость, часто и долго болеют.

Именно с механизмом вытеснения З. Фрейд связывал симптомы истерии, фригидность, импотенцию и психосоматические заболевания. Учёный отмечал, что чаще данный механизм наблюдается у инфантильных личностей с истерическими чертами и у детей. Фрейд выделял два вида вытеснения

  • первичное вытеснение (предотвращение первоначального инстинктивного импульса)
  • вторичное, при котором скрытое проявление импульса удерживается в подсознании

Вытеснение наряду с другими механизмами защиты личности является неким регулятором психического гомеостаза. Если он по каким-то причинам отсутствуют или не в полной мере развит, например, у людей с психопатическими реакциями, то появляется вероятность дезинтеграции личности.

Вытеснение как механизм защиты приводит не только к искажению собственных мотивов и проявлений, но и к избирательному подходу в социальной сфере отдельных людей.

Рассмотрим простой пример. Молодая женщина учится в институте и параллельно имеет хобби, требующее много времени. В связи с этим ей не удаётся обеспечить должный комфорт для мужа и ребёнка. Из-за этого по версии супруги муж иногда приходит домой под утро и часто раздражителен и груб по отношению к ней. Тем не менее женщина пытается исправиться и создать идиллию в отношениях и называет мужа “любимый, любящий меня”.

Позитивная Я-концепция в этом варианте испытывает двойной удар. В реалии женщина обижена и одинока, но её сознание не оставляет радужной иллюзии о прекрасной и дружной семье. Сильнее обиды и тоски для неё было бы осознание, что она не любима. Необходимость с нуля отстраивать реальность и пугает Эго. Поэтому женщина игнорирует дурные и тревожные мысли, но устранить тревогу совсем не получается. И теперь все зависит от того, как долго сознание будет лелеять очевидный самообман.

С данной семьёй работал психолог, который выделил этапы развития кризиса. Изначально у супруги развилась тревога за жизнь мужа, вследствие этого зародилось неизбежное чувство гибели любимого человека. Женщина искренне переживала и считала, что только смертельный исход может разрушить семью. Она периодически проигрывала в голове эпизоды ДТП с участием супруга. Специально для того, чтобы уберечь мужа в пути были придуманы различные тайные ритуалы и изобретения.

Иногда женщина чувствовала запах женских духов от рубашки мужа и шутила по этому поводу. Она ни на секунду не представляла всерьёз возможность измены. В один день случилось так — муж обманул, сказав, что задержался на работе, но его там на самом деле не было. Женщина узнала об этом, мысль об аварии не посетила её, но и мысли об измене не было. Её охватила сильная тревога и когда муж пришёл – потребовала все рассказать. Его ответ был неожиданным и ошеломительным, как оказалось, мужчина все время изменял. Это стало настоящим ударом, так как настало время строить свою жизнь заново.

Наступил “момент истины”, сокрушивший долгое и мучительное вытеснение, но при этом исцелилась душа, так как сознание прояснилось и реальная картина мира для конкретных людей прояснилась.

Вытеснению подвергаются многие факты из личной жизни:

  • не красящие человека поступки;
  • некоторые стремления;
  • желания;
  • отрицательные акцентуации характера;
  • враждебность к собственным друзьям и близким;
  • Эдипов комплекс.

Невротические личности этого совсем не осознают и не замечают своих отрицательных черт — обидчивость, гнев, ирония и прочее. Они не видят в этом чего-либо плохого, относясь к ним как к нормальным проявлениям, не требующим изменения и даже достойными гордости.

Чтобы стать гармоничной личностью, необходимо всеми путями пытаться осмыслить вытесненное, преобразовав в сознательное. Одним из методов, используемых в психологии, является написание автобиографии. Детальное описание прошедшего — отличный способ вспомнить и осознать все вытесненное для того, чтобы переосмыслить, заново пережить и сделать так, чтобы гнетущее прошлое не мешало жить полноценным настоящим. Для начала следует пережить все потери, гибель близких людей. Нужно наладить отношения с близкими, осознать истинную причину своей враждебности. Реализовать стремление властвовать реальным ростом вместо того, чтобы тиранить домочадцев.

Главной задачей в борьбе с вытеснением является осознание того самого вытесненного посредством психоаналитических процедур, применяемых в психологии. Но также важна и профилактика возникновения этого механизма — бдительность. Для этого можно вести дневник, отмечая в нём своё мнение на текущие событие или дискуссию.

Чем сильнее позиция взрослого, тем меньше проникнет в наше бессознательное, следовательно, больше останется в сознательном. Из-за этого так много вытеснений происходит именно в детстве, так как в детском возрасте взрослой позиции по определению быть не может. Чем сильнее духом человек, тем больше он способен осмыслить и переварить, даже если информация весьма болезненна. Если человек часто обижается, но при этом пытается придать себе равнодушный вид, то происходит вытеснение обиды. Это, в свою очередь, приводит к торможению личностного роста или вовсе блокирует его. Если человек обиделся, но обида присутствует в сознании, то простить её получится легче и быстрее.

Определить, вытеснена обида или нет, очень просто. Если при вспоминании человека приходит мысль, что общаться с ним нет желания, или захлёстывает волна негатива по отношению к нему (без конкретного повода), следовательно, обида вытеснена. В этом случае нужно взять листок и ручку и вспомнить все эпизоды в жизни, связанные с этим человеком. Этот метод обязательно даст результат и причина вытесненной обиды наверняка найдётся. Теперь необходимо искренне простить человека и отпустить обиду, пусть это и не всегда легко. Если при воспоминании о конкретной личности появляются положительные эмоции или полное отсутствие эмоций, то вытесненных обид нет. В психологии такой процесс называется рефлексией.

Механизм вытеснения также не лучшим образом влияет на память. Личности, у которых много вытесненного, крайне забывчивы и имеют проблемы с памятью.

Бороться с механизмом вытеснение можно и нужно. Для этого потребуются изрядные эмоциональные резервы, так как придётся заново переживать не самые лучшие моменты своей жизни. Но только после этого человек сможет освободиться от иллюзий и идти своей дорогой.

Психология как наука непрерывно развивается, помогая человечеству лучше понять и принять себя. Тема защитных механизмов и вытеснения достаточно хорошо изучена. Но учёные продолжают свои исследования и эксперименты, расширяя горизонты знаний.

Источник:
Вытеснение в сфере психологии – что это?
История появления термина
http://psiho.guru/terminy/vytesnenie-v-sfere-psihologii-chto-eto.html

Вытеснение как защитный механизм психики

Вытеснение в психологии – распространенное понятие, обозначающее механизм психической защиты, связанный с удержанием от осознания определенного психологического содержания. Это явление было обнаружено Зигмундом Фрейдом в начале прошлого века и является одним из важнейших открытий психоанализа и одним из его центральных понятий.

Внешне в жизни вытеснение выглядит как спонтанное забывание той или иной информации, которая может казаться неважной с рациональной точки зрения, однако имеет ценный психологический смысл.

Такое забывание может затрагивать как отдельные моменты – даты, названия, имена, отдельные образы, так и распространяться на целые ассоциативные области и даже на события и временные периоды длительностью до нескольких месяцев.

Из множества трактовок термина «вытеснение», которые можно встретить в популярной литературе, корректными с психоаналитической точки зрения можно считать две:

  1. В раннем психоанализе вытеснение – это действие психики по устранению из сознания представления, мысли, образы, воспоминания, которые связаны с влечениями.
  2. В более поздних исследованиях вытеснением называется защитный механизм высшего порядка, сложное явление, применимое как к отдельным мыслям или образам, так и к опыту в целом, к аффекту, к фантазиям и желаниям. Важное значение при этом имеет не только устранение содержания из сознания, но и процесс удержания этого содержания в бессознательном.

Вытеснение в широком смысле считают универсальным и базовым психическим процессом, так как именно этот механизм лежит в основе формирования бессознательного как отдельной области психики.

Те импульсы и влечения, репрезентации которых вытесняются и перестают осознаваться, на протяжении всей жизни остаются частью психики и влияют на формирование личности и характера, на эмоциональные реакции, переживания и принимаемые решения.

Вытеснение – это элементарная защита Эго (той части психики, которую мы называем собственно «Я»). Психика каждого человека прибегает к использованию вытеснения в самом начале жизни (начиная с полутора лет), и по мере взросления возвращается к этой защите в те моменты, когда не срабатывают или оказываются недоступны более гибкие и сложные способы защит.

У некоторых людей вытеснение становится базовым способом реагировать на внутренние конфликты, что приводит к развитию определенного типа личности – истерического или диссоциативного (в тех случаях, когда вытеснение охватывает всю личность в целом и становится диссоциацией).

Частный случай вытеснения, когда объем и качество вытесненного материала оказывается разрушительным для личности и вызывает патологические изменения, касается вытеснения целых значительных участков воспоминаний, длительных периодов времени.

Часто такому масштабному вытеснению подвергаются воспоминания о физическом (в частности, сексуальном) насилии в детском возрасте или другой травматический опыт.

В результате может развиваться посттравматическое стрессовое расстройство, а если это происходит в раннем детстве — диссоциативное расстройство личности – личность человека в этом случае как бы распадается на несколько осколков, не связанных друг с другом.

В редких случаях каждый из этих «осколков» демонстрирует удивительные адаптивные способности психики и формирует самостоятельную функционирующую личность. Такие случаи называют раздвоением личности или множественными личностями.

При нормальном, не патологическом вытеснении в том смысле, который придает ему современный психоанализ, вне сознания оказываются представления, идеи, образы и мысли, связанные с влечением.

Например, если человек страстно желает сексуальной связи с тем, с кем ее желать нельзя– он вытесняет все мысли о связи с этим человеком, однако сексуальное возбуждение остается и ищет удовлетворения в другом объекте — более приемлемым в социальном и моральном смысле (замещение – еще одна защита).

Примером может послужить гомосексуальное влечение в традиционном обществе с запретом на гомосексуализм.

Нэнси Мак-Вильямс указывает на то, что для использования репрессии (еще одно названия вытеснения) по отношению к эмоциям психика должна быть достаточно развита, и обладать чувством целостности собственного Я. У тех, чей ранний опыт не позволяет обрести эту целостность, неприятные и беспокоящие чувства обычно сдерживаются более примитивными защитами – такими, как отрицание, проекция или расщепление.

У здорового человека примером вытеснения может быть временное забывание в разговоре имени человека, к которому есть неприятные (или напротив, приятные и непозволительные) чувства.

У маленьких детей вытесняются обычно агрессивные фантазии по отношению к родителям – например, желание убить одного из родителей, чтобы полностью завладеть другим.

То есть наиболее часто подвергаются репрессии те элементы эмоциональной жизни, которые вступают в конфликт с другими: желание того, что может навредить другим, или ненависть к тому, кто одновременно симпатичен. Провоцируют вытеснение также и желания, противоречащие морально-этическим нормам – например, желание украсть что-то или совершить другое преступление.

Вполне адаптивным и простым выглядит механизм работы вытеснения: человеку очень хочется чего-то, но это невозможно получить, и тогда человек «забывает» о желаемом, и вроде бы получает выгоду?

Но не все так просто: психоаналитики заметили, что, во-первых, даже будучи вытесненными в бессознательное образы и идеи продолжают активную деятельность внутри психики в попытках вернуться в сознание и «захватить контроль», чтобы-таки получить свой шанс на удовлетворение. А во-вторых, само влечение не всегда может быть вытеснено и это чувство неудовлетворенного желания остается актуальной задачей.

В результате получается бессознательный динамический процесс, который тратит силы человека на выполнение неразрешимой задачи. Вытеснив представления желаний психика зачастую не избавляется от них полностью, а лишь нагружает мозг постоянной работой по удерживанию желаний в бессознательном.

Репрессия становится помехой для полноценного функционирования психики в следующих случаях:

  1. Механизм не выполняет своей функции, то есть недостаточно хорошо удерживает от осознания беспокоящие мысли и эмоции, в результате чего у человека не освобождается достаточно сил и времени.
  2. Становится преградой для каких-либо позитивных аспектов нового опыта, то есть – не дает человеку жить полной жизнью, «скрывая» от него ценные аспекты эмоциональной жизни.
  3. Действует в тех случаях, когда более удачно было бы применить другие способы реагирования. Эта проблема характерна для истерических личностей и влечет за собой определенные трудности в отношениях и социальной жизни.

Действие репрессии неразрывно связано с чувством тревоги. Парадоксально то, что тревога может вызывать импульс к вытеснению, чтобы избавиться от тревожащего фактора, но одновременно вытесненный материал может провоцировать у человека чувство неясной, «плавающей» тревоги.

Зигмунд Фрейд разработал несколько теорий, касающихся структуры процесса вытеснения в разных его формах. В настоящее время обычно рассматриваются три этапа этого процесса:

  1. Первичное вытеснение. На этом этапе из сознания устраняются элементы, которые первоначально связаны с влечением. Из этих вытесненных репрезентаций влечения затем создается бессознательное «ядро вытеснения», которое подобно магниту притягивает другие элементы психики, подлежащие вытеснению.
  2. Собственно, вытеснение как процесс устранения от осознания представлений и образов, который вызывает одновременное возникновение тенденции к возвращению вытесненного.
  3. Возврат вытесненного. Это волнующий и загадочный процесс, который мы наблюдаем в виде сновидений, разного рода симптомов (психических и соматических), ошибочных действий и так далее.

Эти этапы характеризуют вытеснение в широком смысле. В то время как собственно вытеснением (как динамическим процессом), строго говоря, является второй этап, и хронологически третий этап скорее присоединяется к этому процессу, а не сменяет его.

Возвратом называется процесс, при котором бессознательным элементам, которые были вытеснены, удается вновь появиться в сознании. При этом конкретные представления, как правило, меняют форму, искажаются под воздействием вытеснения и проявляются только в тех состояниях, которые меньше всего находятся под контролем.

Например, по сигналам, которые подают нам эмоционально заряженные образы из сновидений, мы можем распознать то или иное вытесненное содержание.

Стоит обращать внимание на сны, которые вызывают сильную эмоциональную реакцию – страх, сексуальное возбуждение, эйфорию и другие. Особенно важно стараться понять эмоциональный смысл тех образов, которые поначалу кажутся бессмысленными.

Процесс возвращения вытесненного материала не равномерен, он может провоцироваться усилением влечения, ослабеванием защит, например, в процессе психотерапии, в измененном состоянии сознания или в психотическом бреду.

Очень часто возращение представлений, которые не удалось вытеснить окончательно, сопровождаются болезненными переживаниями, таким образом выражается сопротивление – еще один защитный механизм. Это может быть неясное чувство вины, стыд, страх, отвращение или ненависть к себе.

Эти чувства наряду с актуальным влечением могут быть весьма интенсивными и вызывать внутренний конфликт, становясь причиной развития невроза.

Одной из задач психотерапии считается возвращение неудачно вытесненного материала и развитие новых способов обращения с влечениями, которые позволят человеку стать более психологически устойчивым и адаптивным.

Источник:
Вытеснение как защитный механизм психики
В психоанализе под вытеснением понимают способность психики скрывать некоторую информацию от сознания. Что подвергается вытеснению в первую очередь? Как работает этот механизм, и в чем его функция? Поможет разобраться психолог.
http://opsihike.ru/lichnost/vytesnenie-v-psixologii.html

Я» и защитные механизмы психики

Термин «защита», по отношению к психике, в научный обиход ввел З. Фрейд. Впервые он написал о психологической защите в работе «Защитные нейропсихозы» 1894г. По началу, термин «защита» обозначал такую психологическую защиту, как «вытеснение». Далее выяснилось, что «вытеснение» – это один из способов защиты. Т.е. есть разные механизмы и способы защиты. Далее мы обсудим каждую защиту подробнее.

Итак, психологическая защита служит препятствием и сопротивлением к осознанию болезненных чувств и мыслей.

Часто говорят о психологических защитах, как о чем-то патологичном, многим известна фраза, направленная на них как упрек – «ты защищаешься!». Но не стоит забывать, что именно психологические защиты не дают нашему «Я» распасться под действием горя и различных тревог, не говоря уже о том, что человек использует их неосознанно. Хотя чрезмерное их использование, либо покрывает нашу личность броней, что лишает нас естественной спонтанности и радости жизни, либо вообще ее разрушает.

Исследователи выделяют разное количество защитных механизмов, «так как любой психологический процесс может использоваться как защита» [Н. Мак-Вильямс], но мы остановимся на основных, важнейших и общепризнанных видах.

Одна из основных психологических защит, так называемого высшего порядка. « Она была одной из первых, что привлекли внимание Фрейда» [Н. Мак-Вильямс] и является виновницей амнезии детских лет, причиной неврозов и «промахов» повседневной жизни (забывание имен, описки, оговорки, очитки, распространенный пример – это когда мы не можем найти какую-нибудь вещь, нужную в данный момент, которую сами же куда-то и запрятали, т.е. все эти промахи имеют скрытый мотив).

Вытеснение, « в узком смысле слова – действие, посредством которого субъект старается устранить или удержать в бессознательном представления (мысли, образы, воспоминания), связанные с влечением» [Ж. Лапланш Ж.-Б. Понталис], другими словами «суть вытеснения состоит в том, что нечто просто удаляется из сознания и удерживается на дистанции от него» [З. Фрейд].

Вытеснение действует в каждом из нас в большей или меньшей степени, это нормальное функционирование культурного человека.

Вытеснение включает в себя три этапа: 1) первовытеснение (ядро, притягивающие последующие вытеснения) 2) вытеснение в собственном смысле слова ( удаление неприемлемых мыслей из сознания ) 3) возвращение вытесненного (симптомы, сны, ошибочные действия).

Вытеснению подвергаются мысли, с которыми связаны, крайне неприятные чувства, такие как чрезмерный страх, стыд, вина и т.д.

Примером может быть то, что сейчас называется ПТСР (Посттравматическое стрессовое расстройство). Пережив сильное потрясение, такое как смерть любимого человека, катастрофу, чуть не отнявшую жизнь, изнасилование и т.п. человек часто не помнит подробностей и ключевых моментов данного события (психогенная амнезия или собственно вытеснение), а также страдает от постоянной тревоги и находящих на него внезапных приступов страха, связанных либо с внезапными воспоминаниями, либо с актуальными жизненными ситуациями, которые напоминают травмирующую (возврат вытесненного).

Надо заметить, что данный защитный механизм часто путают с понятием «подавление», нередко эта путаница имеется и в трудах специалистов (о подавлении будет написано дальше).

Вытеснение очень сложное и многогранное явление, выше было только краткое знакомство, поэтому предлагаю вам к прочтению литературу, где можно более подробно изучить это явление.

Литература для углубления знаний о данной защите: Все труды З. Фрейда, начиная с 1894 года. При этом у него имеются работы, в которых более детально разобрана данная тема: «Исследование истерии»1895г., «Бессознательное» 1915г., «Вытеснение»1915г. и т.д. А также один из лучших психоаналитических словарей «Словарь по психоанализу» Ж. Лапланша, Ж.-Б. Понталиса.

Источник:
Я» и защитные механизмы психики
Термин защита , по отношению к психике, в научный обиход ввел З. Фрейд. Впервые он написал о психологической защите в работе Защитные нейропсихозы 1894г. По нач …
http://www.b17.ru/article/4956/