Закономерности общения

Закономерности процесса общения

Искусство общения и понимания. Закономерности процесса общения. Структура общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная сторона общения. Социальная психология малых групп: понятие, классификация, уровень сплоченности. Лидерство в малой группе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1Закономерности процесса общения. Структура общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная сторона общения.

Коммуникативная сторона общения.

Перцептивная сторона общения.

Интерактивная сторона общения

2. Социальная психология малых групп: понятие, классификация, уровень сплоченности. Лидерство в малой группе.

Уровень сплоченности малой группы.

Лидерство в малых группах.

1 Закономерности процесса общения. Структура общения:

коммуникативная, перцептивная и интерактивная сторона общения.

— Предпринимается попытка общения.

— Осуществляется обучение. Меняется поведение, либо используются переданные знания или навыки.

— Достигаются определенные результаты, которые благоприятно влияют на первоначальную ситуацию. Другими словами, наблюдается улучшение первоначальной ситуации.

Таков цикл коммуникативных усилий, предпринимаемых для того, чтобы оказать слушателям помощь в учебе. Для уверенной и эффективной работы с менеджерами и руководителями чрезвычайно важно понимание необходимости:

— изменить стереотипы поведения учащегося,

— добиться появления результатов обучения в жизни или работе слушателей,

— улучшить первоначальную ситуацию.

Такое понимание — ключ ко многим особенностям, отличающим обучение квалифицированного специалиста от обучения человека, не имеющего опыта работы. Общение должно быть двусторонним процессом. Как только определены все потребности в обучении — от целей до результатов — двусторонняя природа процесса общения становится наиболее важным моментом.

Коммуникативная сторона общения.

При ошибочном рассмотрении человеческой коммуникации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличие от простого “движения информации” между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает нала­живание совместной деятельности. Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в своем партнере, он не может рассматривать его как некий объект.

Другой участник предстает тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентиро­ваться, т.е. анализировать его мотивы, цели, установки. Схематично коммуникация может быть изображена как интерсубъектный процесс. Но в этом случае нужно предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера.

Поэтому в коммуникативном процессе и происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею. Главная “прибавка” в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль играет для каж­дого участника общения значимость информации, потому, что люди не просто “обмениваются” значениями, но стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса — не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета.

Характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, т.е. знак изменяет состояние участников коммуникативного процесса. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает, что при обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации.

Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: “все должны говорить на одном языке”.

Перцептивная сторона общения.

Как уже было установлено, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Весьма часто восприятие человека человеком обозначают как “социальная перцепция”. Это понятие в данном случае употреблено не слишком точно. Термин “социальная перцепция” впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в частности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее.

Если представить себе процессы социальной перцепции в полном объеме, то получается весьма сложная и разветвленная схема, которая включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать другого индивида, принадлежащего к “своей” группе; другого индивида, принадлежащего к “чужой” группе; свою собственную группу; “чужую” группу. Получаются четыре различных процесса, каждый из которых обладает своими специфическими осо­бенностями.

Еще сложнее обстоит дело в том случае, когда в качестве субъекта восприятия интерпретируется не только отдельный индивид, но и группа . Тогда к составленному перечню процессов социальной перцепции следует еще добавить: восприятие группой своего собственного члена ; восприятие группой представителя другой группы ; восприятие группой самой себя , наконец, восприятие группой в целом другой группы. Хотя этот второй ряд не является традиционным, однако в другой терминологии почти каждый из обозначенных здесь “случаев” исследуется в социальной психологии. Не все из них имеют отношение к проблеме взаимопонимания партнеров по общению

Для того чтобы более точно обозначить, о чем идет речь в интересующем нас билете, целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии (или — как вариант — о восприятии человека человеком). Именно эти процессы непосредственно включены в общение в том его значении, в каком оно рассматривается здесь. Иными словами, в данном контексте речь идет лишь о позициях, выделенных красным цветом в вышеизложенной схеме.

Интерактивная сторона общения

Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

2. Социальная психология малых групп: понятие, классификация,

уровень сплоченности. Лидерство в малой группе.

При таком понимании малая группа — это группа, реально существующая не в вакууме, а в определенной системе общественных отношений, она выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, «как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры». Определение фиксирует и специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп: общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов. Распространенный в психологии термин «контактная группа» приобретает здесь конкретное содержание: малая группа — это не просто любые контакты между людьми (ибо какие-нибудь контакты есть всегда и в произвольном случайном собрании людей), но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью.

Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и поэтому для целей исследований необходима их классификация. Неоднозначность понятия малой группы породила и неоднозначность предлагаемых классификаций. В принципе допустимы самые различные основания для классификации малых групп: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации. Целесообразно выбрать из них наиболее распространенные, каковыми являются три классификации: 1) деление малых групп на «первичные» и «вторичные», 2) деление их на «формальные» «неформальные», 3) деление на «группы членства» и «референтные группы». Как видно, каждая из этих трех классификаций задает некоторую дихотомию.

Уровень сплоченности малой группы.

Характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям, наиболее значимым для группы в целом. Сплоченность как черта выражает степень единомыслия и единодействия ее членов, является обобщенным показателем их духовной общности и единства. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач. Военные называют подобный процесс «боевое слаживание».

«Согласно представлениям американских исследователей сплоченности Кута Левина, Л. Фестингера, Д. Картрайта, А. Зандера, она является своего рода результатом действия тех сил, которые удерживают людей в группе. При этом считается, что группа удовлетворяет человека, насколько и пока он полагает, что «выгоды» от членства в ней не просто превышают «издержки», но превышают более, чем могли бы в какой-то другой группе или вообще вне ее. С данной точки зрения силы сплочения определены «балансом» степеней привлекательности собственной и других доступных групп.

К числу основных факторов групповой сплоченности относятся прежде всего:

— сходство главных ценностных ориентаций членов группы;

— ясность и определенность групповых целей;

— демократический стиль лидерства (руководства);

— кооперативная взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности;

— относительно небольшой объём группы;

— отсутствие конфликтующих между собой микрогрупп; престиж и традиции группы.

Конкретными показателями психологической сплоченности обычно являются:

— уровень взаимных симпатий в межличностных отношениях (чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность);

— степень привлекательности (полезности) группы для ее членов: она тем выше, чем больше число людей, удовлетворенных своим пребыванием в группе, — тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превышает значимость затрачиваемых усилий».

Лидерство в малых группах.

Влияние в группе имеет тенденцию сосредотачиваться в руках одного или нескольких лиц, но не распределяется равномерно среди всех участников группы. Это проявляется наиболее отчетливо, когда с течением времени группа стабилизируется во внешней среде. Ю.Н. Емельянов отмечает, что история концентрации лидерства в каждой группе протекает по-разному.

Ранговая иерархия. В процессе количественного роста, увеличения числа функций и конкретизации групповых целей развивается иерархия по степени влияния среди членов группы. На верхней ступени иерархической лестницы оказывается первостепенный лидер, посередине лидеры второго и третьего уровней и на нижних ступенях находятся последователи.

Критические ситуации. Потребность во влиятельном лидере особенно остро ощущается группой в тех случаях, когда на пути к достижению групповых целей возникает какое-либо препятствие или что-то угрожает группе извне, т.е. когда складывается сложная, критическая ситуация. В таких случаях возникает недостаток согласованного понимания членами группы того, какие шаги следует предпринять, чтобы достигнуть цели или отразить опасность. Если при этом какой-либо индивид сумеет обеспечить достижение целей или безопасность группы в силу своих личностных качеств, тогда он вероятнее всего станет лидером данной группы.

Групповая неустойчивость. Благоприятная обстановка для выдвижения нового лидера может возникнуть вследствие внутригрупповых конфликтов. В какой-то момент лидеры конфликтующих подгрупп займут положение равновесия сил относительно верховного лидера; если группа не распадается, то лидеры подгрупп вытеснятся одним верховным лидером.

1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические ориентации). М., 1978.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. М., 1988.

3. Бородкин Ф.М., Каряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1983.

4. Ершов П.Н. Режиссура как практическая психология. М., 1972.

5. Крижанская Ю.С., Третьяков Г.П. Грамматика общения. Л., 1987.

6. Кудрявцев С.В. Конфликт и насильственное преступление. М., 1991.

7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

8. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.

9. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов. // Методология и методы социальной психологии. М., 1977.

10. Хараш А.У. К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности. // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977.

11. Толковый словарь обществоведческих терминов под редакцией Н.Е.Яценко, СПб., 1999

12. Социологический энциклопедический словарь под редакцией Г.В.Осипова. — М.: издательская группа ИНФРАoМ-НОРМА, 1998

13. Всемирная энциклопедия. Филисофия под редакцией А.А. Грицанова. — М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001

14. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом. Под редакцией С.А.Багрецова.- СПб. Университет МВД России, 1999

15. Психология и психоанализ власти» , 2 том, под редакциейД.А. Райгородского. — Самара:Издательский дом «БАХРАХ», 1999

Роль общения в психическом развитии человека. Аспекты и виды общения. Структура общения, его уровень и функции. Понятие кодирования информации в процессе общения. Интерактивная и перцептивная стороны общения. Накопление человеком культуры общения.

Функции и специфика общения. Структура общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона. Вербальные и невербальные средства общения. Факторы, способствующие установлению контакта. Свойства характера, психологические установки, эмпатия.

Сущность общения: функция и виды. Три взаимосвязанных стороны этого процесса: коммуникативная, интерактивная и персептивная. Факторы межличностного общения. Паралингвистические особенности невербального общения. Характеристика основных категорий общения.

Стороны структуры общения. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения. Информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная функции. Механизмом социально-психологической регуляции поведения людей.

Понятие делового общения. Устный и письменный способы обмена информацией. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная функции общения. Этические и культурные требования к выступлению с речью. Установление контакта с аудиторией, жесты и мимика оратора.

Виды делового общения: устные и письменные виды делового общения. Структура и функции общения. Уровни общения. Коммуникативная функция общения. Деловая беседа, как основная форма делового общения. Влияние имиджа делового человека. Тактика общения.

Общение как базовая категория психологии наряду с сознанием, деятельностью и личностью. Процесс установления и развития контактов между людьми. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Вербальная и невербальная коммуникация.

Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения. Визуальные виды общения. Теория обмена, символического интеракционизма, трансактного анализа, мотивации А. Маслоу, межличностного взаимодействия. Психоаналитическая теория З. Фрейда.

Содержание делового общения. Межличностное и ролевое, ритуальное и монологическое виды общения. Разновидности монологического общения. Типы информации (побудительная, констатирующая) и функции общения. Аспекты трехкомпонентной структуры делового общения.

Перцептивная сторона общения как процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания. Формирование первого впечатления. Понятие каузальной атрибуции. Проявления самоподачи превосходства и привлекательности.

Закономерности психологии общения между людьми Текст научной статьи по специальности — Социология

Закономерности психологии общения между людьми Текст научной статьи по специальности «Социология»

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Дубинин Сергей Николаевич

Данная статья посвящена закономерностям общения, взаимодействия и межличностным отношениям между людьми. В статье рассматриваются методики исследования межличностных отношений с точки зрения социальной психологии, автор пришёл к выводу, что принцип связи и органического единства общения с деятельностью открывает новые перспективы в изучении этого явления.

Похожие темы научных работ по социологии , автор научной работы — Дубинин Сергей Николаевич,

Текст научной работы на тему «Закономерности психологии общения между людьми»

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

Данная статья посвящена закономерностям общения, взаимодействия и межличностным отношениям между людьми. В статье рассматриваются методики исследования межличностных отношений с точки зрения социальной психологии, автор пришёл к выводу, что принцип связи и органического единства общения с деятельностью открывает новые перспективы в изучении этого явления.

Ключевые слова и фразы: меэ/сличностные отношения, социальная

психология, общественные отношения.

Исходя из того, что социальная психология, прежде всего, анализирует те закономерности человеческого поведения и деятельности, которые обусловлены фактом включения людей в реальные социальные группы, то первый эмпирический факт, с которым сталкивается эта наука, есть факт общения и взаимодействия людей [5].

¦О Дубинин С.Н., 2008

Дубинин Сергей Николаевич (dubinin-sergey@mail.ru), кафедра теории государства и права Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова, 110000, Казахстан,

г. Костанай, ул. А. Байтурсынова, 47.

Но все дело в том, что содержание, уровень этих отношений человека с миром весьма различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо, прежде всего, различать два основных вида отношений: общественные отношения и то, что Мясищев называет «психологические» отношения личности [6].

Структура общественных отношений исследуется социологией. В социологической теории раскрыта определенная субординация различных видов общественных отношений, где выделены экономические, социальные, политические, идеологические и другие виды отношений. Все это в совокупности представляет собой систему общественных отношений.

Специфика их заключается в том, что в них не просто «встречаются» индивид с индивидом и «относятся» друг к другу, но индивиды как представители определенных общественных групп (классов, профессий или других групп, сложившихся в сфере разделения труда, а также групп, сложившихся в сфере политической жизни, например, политических партий и т.д.). Такие отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества. Поэтому такие отношения обусловлены объективно, они являются отношениями между социальными группами или между индивидами как представителями этих социальных групп. Это означает, что общественные отношения носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во

взаимодействии конкретных социальных ролей [2].

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Более конкретно под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию». Эти ожида-

принципиально важно уяснить себе место этих межличностных отношений в реальной системе жизнедеятельности людей [9].

При таком понимании становится ясным, почему межличностные отношения как бы «опосредствуют» воздействие на личность более широкого социального целого. В конечном счете, межличностные отношения обусловлены объективными общественными отношениями, но именно в конечном счете. Практически оба ряда отношений даны вместе, и недооценка второго ряда препятствует подлинно глубокому анализу отношений и первого ряда [10].

Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия.

Вместе с тем в ходе этой реализации отношения между людьми (в том числе общественные) вновь воспроизводятся. Иными словами, это означает, что в объективной ткани общественных отношений присутствуют моменты, исходящие из сознательной воли и особых целей индивидов. Именно здесь и сталкиваются непосредственно социальное и психологическое. Поэтому для социальной психологии постановка этой проблемы имеет первостепенное значение.

Предложенная структура отношений порождает важнейшее следствие. Для каждого участника межличностных отношений эти отношения могут представляться единственной реальностью вообще каких бы то ни было отношений Хотя в действительности содержанием межличностных отношений, в конечном счете, является тот или иной вид общественных отношений, т.е. определенная социальная деятельность, но содержание и тем более их сущность остаются в большой мере скрытыми. Несмотря на то что в процессе межличностных а значит и общественных, отношений люди обмениваются мыслями, сознают свои отношения, это осознание часто не идет далее знания того, что люди вступили в межличностные отношения [11].

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школьной психологии различаются три вида или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений [6]. — .

Однако в социальной психологии обычно характеризуется именно третий

компонент этой схемы — чувства, причем термин употребляется не в самом строгом смысле. Естественно, что «набор» этих чувств безграничен. Однако

все их можно свести в две большие группы:

1) конъюнктивные — сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.;

2) дизъюнктивные чувства — сюда относятся разъединяющие людей чувства когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть, даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к

сотрудничеству и т.д. Интенсивность того и другого родов чувств может быть весьма различной Конкретный уровень их развитии, есгсспмгнно не может быть безразличным для деятельности групп.

Имеете с тем анализ лишь этих межличностных отношений не может считаться достаточным для характеристики группы: практически отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому-то и является чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в группе как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т.е. в конечном счете стоящих за ними общественных отношений. Все тго ставит очень остро вопрос о методических средствах такого анализа [14].

I. Баранов, A.B. Социология и перестройка / А.В.Баранов // Постижение. — М,

2 Бибяср, B.C. От наукоучения к лотке культуры / B.C. Бнблер. — М., 1991.

3. Гурова, Р.Г. Социологические проблемы воспитания / Р.Г. Гурова. — М.. 1991.

4. Кабыща, A.B. Наукометрический анализ структуры социологического знания / A.B. Кабыща, М.Р. Тульчинский // Социс. — 1993. — № 4.

5. Каныгин, Ю.М. Введение в социальную когнитологию / Ю.М. Каныгин, К.И. Яковенко. — Киев., 1992.

6. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. — М., 1992.

7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л И. Божович. -М,1968.

8. Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт/Ф.М. Бородкин. — Новосибирск, 1984.

9. Злобина, Е.М. Учителю о практике психологической помощи / ЕМ. Злобина. -М.. 1988.

10. Леонтьев, А.Н. Психология юношеской дружбы / А Н. Леонтьев. — М, 1973.

II. Ломов, Б.Ф. Открытие «Я» / Б.Ф. Ломов. — М., 1978.

12. Мудрик. A.B. Личность школьника и ее воспитание в коллективе

A.B. Мудрик. -М., 1983.

13. Новикова, Л.И. О методологическом подходе в исследовании воспитательных

коллективов / Л.И. Новикова. — Тарту, 1973.

14. Прихожан, A.M. Индивид и его потребность быть личностью /

A.M. Прихожан. — М., 1989.

INTERCOURSE PSYCHOLOGY REGULARITIES BETWEEN PEOPLE

The paper is dedicated to the regularities of communications, interaction and interpersonal relations between people. The author of this article considered the methods of interpersonal relations research from the social psychology point of view and he came to the conclusion that the principle of communication and organic unity with the activity opens new perspectives in researching of this phenomenon.

Keywords and phrases: interpersonal attitudes; social psychology, social relations.

Статья принята в печать в окончательном варианте 26.12.06 г.

Практическое занятие № 1 Психология общения, Раздел 1

Практическое занятие № 1 Психология общения, Раздел 1. Основные закономерности общения

Практическое занятие № 1 «Психология общения»

Раздел 1. Основные закономерности общения

Тема 1.1 Основные понятия. Функции общения. Стороны и виды общения.

Название практической работы:

Учебная цель: Исследование собственных навыков общения.

Формирование и отработка навыков общения в учебной группе.

Повторение теоретического материала по теме.

Отработка навыков общения посредствам игр

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ПК 3.1. Проводить наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

— применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

— использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

взаимосвязь общения и деятельности;

цели, функции, виды и уровни общения;

роли и ролевые ожидания в общении;

виды социальных взаимодействий;

механизмы взаимопонимания в общении;

техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

этические принципы общения;

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

Задачи практической работы :

Работа с дополнительными источниками по теме.

Самоанализ навыков общения.

Отработка практических навыков общения с целью выявления уровня собственных коммуникативных способностей, умения взаимодействовать в группе.

Бодалев А.А. Психология общения, М.: МПСИ, 2002.

Вердербер К. Психология общения, СПб.: Еврознак, 2003.

Волкова А.Н. Психология общения /Практикум по психологии, М., 2006.

Технические средства обучения:

Программноеобеспечение :Microsoft Office, Microsoft Office Power Point

Рабочая тетрадь (обычная, в клетку).

Ручка. Карандаш простой, цветные карандаши.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы

по теме практической работы.

Общение – как многоплановый процесс обмена информацией. Понятие общения. Стороны общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная. Виды общения: вербальное и невербальное. Элементы невербального общения: жесты, позы, мимика, паралингвистика, проксемика, визуальный контакт. Функции общения.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

Что такое общение?

Назовите основные функции общения.

Раскройте содержание каждой из сторон общения.

Задания для практического занятия

Повторить теоретический материал по теме. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

Оформление словаря основных понятий (общение, коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения, вербальное, невербальное общение). Словарь – отдельная тонкая тетрадь.

Провести исследование, самоанализ собственных коммуникативных способностей.

Задания к исследованию

Задание №1. Выполните психологические тесты.

« Приятный ли вы собеседник»;

«Потребность в общении»;

«Определение уровня общительности».

Обработайте результаты тестов. Полученную информацию представьте в виде резюме (выводов). Старайтесь отвечать на вопросы тестов и опросников как можно правдиво это приблизит результаты опроса к реальности.

Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:

Вы больше любите слушать, чем говорить?

Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?

Вы всегда внимательно слушаете собеседника?

Любите ли вы давать советы?

Если тема разговора вам не интересна, станете ли вы показывать это собеседнику?

Раздражаетесь, когда вас не слушают?

У вас есть собственное мнение по любому вопросу?

Если тема разговора вам не знакома, станете ли вы ее развивать?

Вы любите быть в центре внимания?

Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточными знаниями?

Вы оратор хороший?

Если вы ответили положительно («да») на вопросы 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, можете зачислить себе по одному баллу за каждый из них.

От 1 до 3 баллов — трудно сказать: то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что вас стараются избегать. Но факт остается фактом: общаться с вами не всегда приятно, а порой даже тяжело. Вам бы следовало над этим задуматься.

От 4 до 8 баллов — вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник. Вы можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но не требуете от окружающих в такие минуты особого внимания к вашей персоне.

От 9 до 11 баллов — вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: не приходится ли вам иногда играть, как на сцене?

Тест «Потребность в общении»

Елисеев О.П. Конструктивная психология и психодиагностика личности. – Псков: Изд-во ПОИУУ, 2002. – С. 149 – 151.

Ильин Е.П. Мотивы человека: теории и методы изучения. – Киев: Вища школа, 2001. – С. 221 – 222.

Инструкция: Прочитайте ряд утверждений. Если вы с ними согласны, то рядом с номером положения напишите «да», если не согласны, напишите «нет».

Текст опросника (перечень утверждений)

Мне доставляет удовольствие участвовать вразличного рода торжествах.

Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих товарищей.

Мне нравится выказывать кому-либо свое расположение.

Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем дружбы.

Я чувствую, что в отношении к моим друзьям у меня больше прав, чем обязанностей.

Когда я узнаю об успехе своего товарища, у меня почему-то ухудшается настроение.

Чтобы быть удовлетворенным собой, я должен кому-то в чем-то помочь.

Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди товарищей по работе.

Мои друзья мне основательно надоели.

Когда я делаю плохую работу, присутствие людей меня раздражает.

Прижатый к стене, я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мнению, не повредит моим друзьям и знакомым.

В трудной ситуации я больше думаю не столько о себе, сколько о близком человеке.

Неприятности у друзей вызывают у меня такое состояние, что я могу заболеть.

Мне приятно помогать другим, если даже это доставит мне значительные хлопоты.

Из уважения к другу я могу согласиться с его мнением, даже если он не прав.

Мне больше нравятся приключенческие рассказы, чем рассказы о любви.

Сцены насилия в кино внушают мне отвращение.

В одиночестве я испытываю тревогу и напряженность больше, чем когда я нахожусь среди людей.

Я считаю, что основной радостью в жизни является общение.

Мне жалко брошенных собак и кошек.

Я предпочитаю иметь поменьше друзей, но более мне близких.

Я люблю бывать среди друзей.

Я долго переживаю ссоры с близкими.

У меня определенно больше близких людей, чем у многих других.

Во мне больше стремления к достижениям, чем к дружбе.

Я больше доверяю собственным интуиции и воображению в мнении о людях, чем суждению о них других людей.

Я придаю больше значения материальному благополучию и престижу, чем радости общения с приятными мне людьми.

Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей.

По отношению ко мне люди часто неблагодарны.

Я люблю рассказы о бескорыстной дружбе и любви.

Ради друга я могу пожертвовать всем.

В детстве я входил в одну «тесную» компанию.

Если бы я был журналистом, мне нравилось бы писать о дружбе.

Ключ к опроснику. Ответ по каждому пункту оценивается в 1 балл. Баллы проставляются только при ответе «да» по следующим пунктам: 1, 2, 7, 8, 11 — 14, 17 — 24, 26, 28, 30 — 33; только при ответе «нет» по пунктам 3-6, 9,10,15, 16, 25, 27, 29. Определяется сумма баллов, полученных при ответах «да» и «нет».

Чем больше сумма, тем больше потребность в общении.

Автор: Рощаховский В.Ф.

Литература: Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. – Казань: Татарстанское кн. изд-во,1991. – С. 25 – 28.

Прочтите каждый из 16 вопросов и напишите ответ «да», «нет» или «иногда».

Вам предстоит обычная или деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?

Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?

Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступать с до кладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки.

Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вас с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)’

Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

Иск стесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 100 рублей, которые занял несколько месяцев назад?

В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он? Так ли это?

Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была. Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения или встанете в очередь и будете томиться в ожидании?

Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?

Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор?

Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

Охотнее ли вы, излагаете свою точку зрения в письменной форме, чем в устной?

Обработка и интерпретация результатов

За каждое «да» начисляется 2 балла, за ответ «иногда» — 1 балл, за ответ «нет» — 0 баллов. Вычисляется сумма набранных баллов по всем вопросам и по классификатору определяется, к какой категории людей вы относитесь.

19-24 балла — в известной степени вы общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми вы сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно.

14-18 баллов — у вас нормальная коммуникабельность. Вы охотно слушаете интересного собеседника, терпеливы в общении с другими. Без неприятных переживаний идете на встречу с незнакомыми людьми. В то же время не любите шумных компаний, многословие вызывает у вас раздражение.

9-13 баллов — вы весьма общительны (порой даже без меры). Разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, раздражает окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя и не всегда можете их выполнить.

4-8 баллов — общительность бьет из вас ключом. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому поводу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке.

3 балла и менее — ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых вы совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в своем окружении.

Методика анализа результатов, полученных в ходе практической работы

Какой я собеседник? Какой у меня уровень общительности?

Какова потребность в общении?

Порядок выполнения отчета по практической работе

Сделать вывод по результатам исследования.

Вывод написать на отдельных листах А 4

Заполнить словарь терминов.

Образец отчета по практической работе

Бланк отчета по практической работе

Пример оформления словаря основных понятий:

Психологические закономерности делового общения

Любое общее дело предполагает общение и взаимодей­ствие участников как необходимое средство обеспечения его эффективности,

В деловом общении предметом общения является дело, определенный вид деятельности, связанный с производ­ством какого-либо продукта. Субъекты общения—сотруд­ники организации, менеджеры. Они выступают в формаль­ных (официальных) статусах, которые определяют нормы и стандарты поведения людей.

Но взаимодействие людей в организации может и не быть по своей психологической сути общением, если дру­гой субъект выступает в качестве объекта. Например, отно­шение начальника жестко авторитарного типа к подчинен­ному выступает как отношение субъекта к объекту. Связь между ними монологична, а не диалогична, а формой от­ношений является дисциплина, строго регулирующая их взаимные действия.

Особенности делового общения следующие:

• партнер в деловом общении выступает как личность, значимая для субъекта;

• общающихся людей отличает взаимопонимание в воп­росах дела;

• основная задача делового общения — продуктивное сотрудничество.

В межличностном общении существуют психологические, закономерности, знание которых облегчает, коммуни­кацию и повышает ее эффективность.

В этом разделе речь пойдет об этих закономерностях, о том, как в процессе общения люди воспринимают друг дру­га, обмениваются информацией и взаимодействуют. К закономерностям, которые определяют процессы меж­личностных взаимоотношений, можно отнести следующие:

1. Зависимость общения от восприятия партнера.

Под восприятием понимается образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и пове­дения.

Все люди разные, они отличаются друг друга но сво­ему социальному статусу, жизненному опыту, интеллекту и т.д. Ввиду этого при восприятии возникают ошибки не­равенства, получившие название факторов -превосходства, привлекательности и отношения к нам.

При встрече с человеком, превосходящим нас по како­му-то важному для нас параметру, мы оцениваем его не­сколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком,- которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. При­чем превосходство фиксируется по какому-то одному пара­метру, а переоценка (или недооценка) проиеходатир мно­гим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком, а только при действительно важным, значи­мом для нас неравенств.

Действие фактора привлекательности при, восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек внешне нам нравится, то мы одновременно., склонны счи­тать его более умным, интересным и т.д., т.е. переоцени­вать многие его личностные характеристики» Если же че­ловек непривлекателен, то и остальные его качества недо­оцениваются.

Фактор отношения к нам действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. Так, например, чем ближе мнение человека к нашему собственному, тем выше оцен­ка высказавшего это мнение человека.

Люди неадекватно «отображают» друг друга. На это есть серьезные причины:

• человек слишком сложен, Ларошфуко принадлежат слова: «Легче познать людей вообще, чем одного человека»;

• человек осознанно или неосознанно защищается от попыток раскрыть его особенности и возможности;

• человек нередко не может дать о себе информацию просто потому, что не знает себя.

2. Неадекватность самооценки. Она может быть сильно завышена или занижена, в зависимости от психологи­ческих особенностей личности.

3. Обусловленность процесса понимания друг друга про­цессом рефлексии.

Рефлексия — осознание индивидом того, как он воспри­нимается партнером по общению. Это не просто знание дру­гого, но знание того, как другой понимает меня, т.е. свое­образный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.

4. Расщепление смысла передаваемой информации. При­чинами этого выступают:

• различное толкование информации, вызванное ино­сказательными возможностями языка;

• различия в образовании, интеллектуальном развитии, потребностях общающихся.

5. Стремление человека сохранить свой личный статус, личную состоятельность, собственное достоинство.

6. Компенсация. Недостаток одних качеств сознательно или бессознательно компенсируется другими.

Все эти закономерности проявляются в деловом обще­нии. Для того, чтобы оно было конструктивным, необхо­димы:

1) Понимание целей, задач, надежд, психологического со­стояния партнера.

2) Способность к моделированию личностных особеннос­тей партнера по общению.

3) Способность ставить себя на место партнера по обще­нию.

4) Доверительность коммуникации.

Что понимается под доверительностью?

• открытая демонстрация своих намерений;

• проявление доброжелательности по отношению к партнеру;

• устранение недопонимания. Причинами недопонимания часто являются:

I • склонность не говорить того, о чем действительно ду­мают и хотят;

• стремление говорить то, что кажется целесообразным в данной ситуации, а не то, что в действительности хотели бы сообщить;

• неуемное желание говорить самим, неумение слушать других;

• стремление слушать других не с целью услышать, а с целью оценить говорящего.

Конструктивности делового общения часто мешают раз­нообразные коммуникативные барьеры. К ним относятся:

социальные барьеры — политические, религиозные и т.д. Они порождают непонимание, подозритель­ность, ведут к блокированию межличностного обще­ния;

этнокультурные барьеры. Национально-культурные особенности сильно влияют на восприятие других народов. Свои традиции и привычки воспринимаются как норма, их отсутствие у других — как недоста­ток;

психологические барьеры — индивидуальные особен­ности личности (замкнутость, застенчивость, нереши­тельность, назойливость, вздорность и др.); психо­логические отношения общающихся (взаимная сим­патия, неприязнь, несовместимость и др.); отсутствие необходимых навыков общения.

Деловое общение — это прежде всего коммуникация, т.е. обмен информацией, значимой для участников обще­ния. Поэтому, чтобы процесс общения был эффективным и способствовал достижению целей его участников, нужно правильно выбирать и использовать средства коммуника­ции, а также преодолевать коммуникационные барьеры непонимания.

Все средства общения делятся на две большие группы:

1) вербальные (словесные);

Различными исследованиями установлено, что в бесе­де подавляющая часть информации передается с помощью невербальных средств. К ним относятся:

• все движения тела;

• пространственная организация общения.

Наиболее значимыми невербальными средствами вы­ступают кинесические средства — движения человека. Они проявляются в мимике, позе, жестах, взгляде, походке.

Так, визуальный контакт свидетельствует о расположен­ности к общению. Взгляд несет очень большую информа­цию о человеке. Если человек возбужден, заинтересован , чем-либо или находится в приподнятом настроении, его зрачки сильно расширены; если настроение мрачное, сер­дитое, то зрачки сужаются.

Во многих ситуациях еще более информативными ока­зываются движения тела человека, а конкретно, его поза, жесты, походка.

Так называемые «закрытые» позы воспринимаются как позы недоверия, несогласия, психологического дискомфор­та. «Закрытые» позы:

• стоя — скрещенные на груди руки;

• сидя — обе руки упираются в подбородок;

• сидя — руки в замке обхватывают колено или лежат на столе и др.

«Открытые» позы воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфор­та. «Открытые» позы:

• стоя — руки раскрыты ладонями вверх;

• сидя — руки раскинуты, ноги вытянуты.

Есть поза критической оценки — рука под подбород­ком, указательный палец вытянут к виску.

Если человек заинтересован в общении, ему нравится общаться с собеседником, он будет наклоняться в его сто­рону, если нет — откидываться назад. Обвинительно-агрес­сивная позиция, которую занял человек, часто выражается в позе стоя прямо, плечи развернуты, руки упираются в бедра.

Обычно позы распознаются в общении довольно лег­ко. Это относится и к жестам. По меткому выражению Ф. И. Шаляпина, «жест есть не движение тела, а движе­ние души. ». Интенсивность жестикуляции растет вместе с эмоциональной возбужденностью человека и желанием достичь более полного понимания. Известны жесты при­ветствия, прощания, запретов и т.д.

Если жесты человека не совпадают со смыслом его ре­чевых высказываний, то это свидетельство лжи. В беседе очень важны язык тела, открытая поза, показывающая ин­терес к собеседнику.

По походке человека можно распознать его эмоциональ­ное состояние. Так, исследования показали, что легкая по­ходка — свидетельство радости, тяжелая говорит о гневе, вялая бывает при страдании.

Из невербальных средств общения немалое значение имеет голос (его высота, тембр). Скорость речи, паузы во время разговора, различные психофизиологические проявления — плач, смех, вздохи, покашливания и т.п. — также несут определенную смысловую нагрузку.

Например, если речь очень быстрая, то это часто гово­рит о взволнованности, обеспокоенности; медленная речь свидетельствует о высокомерии или усталости. Печаль, усталость обычно передают мягким и приглушенным го­лосом, а к концу фразы интонации понижаются; энтузи­азм, радость — высоким голосом.

В процессе общения часто присутствуют различные при­косновения общающихся:

Это такесические средства общения. Использование их определяется такими факторами, как возраст, пол, статус партнеров по общению, степень их знакомства. Такесичес­кие средства являются символом степени близости общаю­щихся. Например, похлопывание по плечу возможно, если у общающихся социальное положение равное, а отноше­ния между ними близкие. Неадекватное использование такесических средств может привести к резкому дискомфор­ту в общении и даже к конфликтам.

В деловом общении широко используется рукопожатие. Оно бывает очень разным. Можно заметить те или иные оттенки рукопожатия: доброжелательное, вынужденное, открытое (закрытое), теплое (холодное), высокомерное (за­висимое) и т.д. При рукопожатии имеет значение не толь­ко «сжимание рук», но и расстояние, на котором оно проис­ходит. Можно выделить три типа рукопожатия:

• доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз);

• покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх);

В общении партнеры всегда занимают определенное по­ложение в Пространстве по отношению друг к другу. Слиш­ком маленькое расстояние (до 0,5 м) в деловом общении недопустимо, слишком большое (свыше 3 м) — свидетель­ство равнодушия к проблеме и партнеру по общению.

Позиции общающихся сторон за столом определяются характером общения. На рис. 10 показаны различные пози­ции общающихся. Если общающиеся являются соперника­ми, то они часто садятся напротив; в обычной дружеской беседе — занимают угловую позицию; независимая пози­ция выражается в расположении по диагонали; при коопе­ративном поведении общающиеся располагаются с одной стороны стола.

Следует иметь в виду, что невербальные средства про­являются неосознанно, человек их часто не контролирует, но эти проявления можно и нужно учиться держать под контролем, особенно в значимых для нас ситуациях обще­ния, а также учиться распознавать их, ориентируясь не на какой-то отдельный жест или взгляд, а на всю совокуп­ность невербальных проявлений данного человека. Так мы лучше будем понимать человека в процессе общения. Мож­но усилить свое воздействие на других людей, контроли­руя следующее:

1) следить за правильной осанкой. Высоко поднятая го­лова, прямая осанка создают впечатление увереннос­ти в себе и непринужденности, делают человека строй­нее. Жалкая осанка — уязвимая мишень, свидетель­ство слабости;

2) сохранять темп движений, соответствующий вашему имиджу. Спешащий человек производит впечатление суетливого, медлительный — увальня. Неспешные движения способствуют процессу концентрации вни­мания на главном;

3) избегать нелепых позиций;

4) использовать краткое и крепкое рукопожатие как вер­ное средство установления конструктивного контакта; 5) контактировать глазами. Таким образом вы демон­стрируете свою искренность и убедительнее излагае­те свою точку зрения.

Теперь рассмотрим речь как вербальное средство обще­ния. Умение говорить предполагает умение точно форму­лировать свои мысли и излагать их доступным для собе­седника языком.

Важно, чтобы речь была содержательной (насыщенной

информацией) и логичной.

Перечислим законы логичности речи:

1. Закон тождества. Предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным (одно зна­ние о предмете не подменяется другим).

2. Закон противоречия. Не могут быть одновременно ис­тинными два высказывания, одно из которых что-либо утверждает о предмете, другое отрицает то же самое в то же самое время.

3. Закон исключения третьего. Если имеются два проти­воречащих друг другу суждения о предмете, то одно из них ложно, между ними не может быть ничего сред­него.

4. Закон достаточного основания. Для того чтобы при­знать суждение истинным, нужно обосновать свою точку зрения, доказать истинность выдвигаемых положений, последовательность и аргументированность высказываний.

Причинами нарушения логичности речи выступают;

• алогизм — сопоставление несопоставимых понятий

• подмена понятия в результате неправильного слово употребления;

• неоправданное расширении или сужение понятия;

• нечеткое разграничение конкретных и отвлеченных

Правила ясности, точности, речи:

1. О точности высказывания должен заботиться говоря­щий. Ясность мысли оценивается слушателями.

2. Слова следует употреблять в полном соответствий с теми значениями, которые за ними закреплены в языке: сло­во должно быть адекватно выражаемому понятию.

3. Следует избегать книжных, мудреных, канцелярских слов, делающих речь запутанной и сумбурной.

4. Псевдонаучный стиль изложения является причиной не­уместного комизма речи.

5. Необходимо точно следовать нормам связи слов в фра­зе. Возможность по-разному объединять слова в слово­сочетания порождает двусмысленность.

Формами речевого общения являются:

Монолог представляет собой высказывания без ориен­тации на собеседника. При монологическом общений мо­жет теряться до 80 % объема исходной информации.

Наиболее эффективной формой общения является диа­лог. В его основе лежит умение задавать вопросы.

Наиболее эффективны для ведения диалога открытые вопросы, например:

Каково ваше мнение?

Что вы думаете по поводу.

Закрытые вопросы предполагают ответы «да» или «нет», они закрывают диалог. Они могут использоваться не для получения информации, а для подтверждения согласия или несогласия с высказанной позицией/Например: «Вы сдали отчет за первый квартал?».

Для обеспечения непрерывности диалога используются зеркальные вопросы. Такой воярос состоит в повторении с вопросительной интонацией части утверждения, только что произнесенного собеседником для тою, чтобы заставить его увидеть «вое утверждение как бы со стороны: • Яне подпишу этот контракт ни при каких условиях!

Сейчас я не имею возможности.

Не имеете возможности?

Такие зеркальные вопросы придают диалогу новый смысл. Они более эффективны, чем банальное «Почему?», которое часто вызывает защитные реакции, отговорки и может привести к конфликту.

Умение говорить является важной составляющей час­тью авторитета менеджера. Впечатление о руководителе в значительной степени складывается по тому, насколько его речь проста и доходчива, выразительна и эмоциональна. Эти требования относятся, разумеется, не только к речи менеджера, но и каждого из нас.

Успешность делового общения зависит не только от уме­ния говорить, но и от важнейшего умения слушать собе­седника. Плутарх изрек интересную мысль: «Научись слу­шать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто гово­рит плохо». Еще приведем слова Л.Н. Толстого: «Люди учатся, как говорить, а главная наука — как и когда мол­чать».

На Западе для менеджеров существуют специальные курсы по эффективному слушанию.

Слушание — это не просто молчание в то время, когда говорит партнер по общению. Слушание — процесс слож­ный, он требует больших психологических усилий, опре­деленных навыков. Важно слушать активно, что означает:

1) сконцентрироваться на собеседнике (обращать внима­ние на его состояние, жесты и другие невербальные компоненты общения);

2) в процессе слушания выделять главную информацию;

3) задавать уточняющие вопросы типа «Так ли я по­нял. », «Что вы имеете в виду . », «Пожалуйста, уточним это» и т.д.;

4) в процессе слушания не давать оценку услышанному;

5) не давать советов.

Типичные ошибки слушания 1 :

1. Перебивание собеседника. Они сбивают ход мысли со­беседника.

2. Поспешные выводы. Они заставляют собеседника за­нять оборонительную позицию, что препятствует кон­структивному общению.

3. Поспешные возражения. При несогласии с собеседни­ком человек зачастую не слушает, а мысленно форму­лирует возражение и ждет очереди высказаться. Затем, увлекаясь аргументацией своей точки зрения, не заме­чает, что собеседник пытался сказать то же самое.

4. Непрошеные советы. Обычно советы дают люди, не спо­собные оказывать реальную помощь. Прежде всего нуж­но установить, чего хочет собеседник: совместно пораз­мышлять или получить конкретную помощь. Коммуникативные умения можно сформировать, но для

этого потребуется и время, и терпение.

Общение имеет еще один аспект — воздействие партне­ров друг на друга. В общении происходит постоянная реак­ция на действия другого. Она во многом определяется тем, как партнеры воспринимают свою позицию относительно друг друга, кто в данной ситуации общения ведущий, а кто ведомый.

Подход к анализу общения от позиций, занимаемых партнерами, развивается в рамках трансакционного анали­за. Широко известна теория американского психолога Э. Берна. Многие проблемы межличностного общения мож­но объяснить, используя его теорию трансакционного ана­лиза. Основными понятиями выступают эго-состояния «Я» и трансакции (единицы общения). Приведем эту теорию в популярном изложении.

В каждый конкретный момент времени человек пребы­вает в одном из эго-состояний своего «Я». Определенное эго-состояние детерминирует определенную модель пове­дения и общения.

Каждое эго-состояние является замкнутым и состоит из следующих компонентов:

1. Тот, кто думает, действует и чувствует так, как это де­лают родители, находится в состоянии «родителъ-Я». Критическое состояние «родителъ-Я» хранит опреде­ленные заповеди, запреты, нормы, традиции, всю со­вокупность предрассудков. Кормяще-заботливое состо­яние «родителъ-Я» характеризуется проявлением таких качеств, как тепло, ободрение, готовность помочь, чрез­мерная заботливость.

2. Тот, кто трезво оценивает реальность, собирает и объек­тивно осмысливает факты, находится в состоянии

3. Тот, кто чувствует и действует так, как в детстве, нахо­дится в состоянии «ребенок-Я». В приспосабливающем­ся состоянии «ребенок-Я» повинуются, заучивают наи­зусть, чувствуют себя виноватым, замыкаются в себе, дуются на кого-либо, опасаются чего-либо. Оно ориен­тировано на то, чего, кажется, ожидают от человека. На бунтарское состояние «ребенок-Я» оказывают влияние требования и желания людей, которые не соответству­ют личностным желаниям. В свободном состоянии «ребенок-Я» мы видим «естественного ребенка», без сле­дов влияния на него. Он радуется, сердится, исследует мир, изобретает, смеется и плачет, не заботится о праве и морали.

Позиции партнеров в общении определяются теми со^ стояниями «Я», которые в данный момент общения вступав ют во взаимодействие.

В процессе общения человек посылает информацию из определенного эго-состояния и адресует ее соответствую­щему эго-состоянию партнера.

Все общение «разбивается» на трансакты (единицы отношения). Трансакт — это словесное (вербальное) и невербальное общение минимум двух людей. Он состоит из стимула С (посыл информации) и реакции Р между двумя эго-состояниями.

1. Параллельные трансакты возникают между любыми парами эго-состояний и могут продолжаться сколь угодно долго.

Начальник: «Могу я наде­яться, что вы закончите за­дание в срок?»

Подчинен­ный: «Да, я уже сделал большую часть работы».

Начальник: «Работай спокойнее, у тебя все получится!»

Подчинен­ный: «Я стараюсь, но у меня пока не полу­чается»..

2. Перекрестные трансакты препятствуют течению беседы, вводят разговаривающих в заблуждение, приводят к разрыву коммуникации.

«Ты не подскажешь, где документы?» —. «Вечно ты все теря­ешь!»

3. Скрытые трансакты. Обмен информацией идет од­новременно на двух уровнях (словами — одно, инто­нациями, взглядами, жестами — другое). То, что про­износится ясно, — это социальный уровень, то, что дополнительно подразумевается, — психологический уровень.

Начальник: «Господин Иванов, а который сей­час час?» (С,). С2: «По­чему вас нет на рабочем месте, рабочий день уже начался!» Иванов: «Я пользуюсь услугами об­щественного транспор­та» (Р,). Р2 «Если бы меня, как вас, возила персональная машина, я бы успел вовремя».

1. Не бывает плохих и хороших эго-состояний, каждое имеет свои преимущества и недостатки. Для успешной коммуникации надо уметь свободно владеть всеми эго-состояниями.

2. Следите за своими эго-состояниями. Может быть, в них кро­ется причина многих критических ситуаций.

3. Избегайте сверхкритичного состояния «родитель-Я». Оно де­структивно и бесполезно для делового общения.

4. Если изменить свое поведение, то изменится ситуация и реак­ция партнера.

5. Старайтесь избегать скрытых трансактов, которые сопровож­даются критикой или недовольством.

6. Используйте скрытые трансакты, при которых на скрытом уровне присутствует отношение «Вы мне симпатичны», «Мне нравится работать и говорить с вами» и т.д. Это конструк­тивно.

Источники:
Закономерности процесса общения
Искусство общения и понимания. Закономерности процесса общения. Структура общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная сторона общения. Социальная психология малых групп: понятие, классификация, уровень сплоченности. Лидерство в малой группе.
https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00000600_0.html
Закономерности психологии общения между людьми Текст научной статьи по специальности — Социология
Данная статья посвящена закономерностям общения, взаимодействия и межличностным отношениям между людьми. В статье рассматриваются методики исследования межличностных отношений с точки зрения социальной психологии, автор пришёл к выводу, что принцип связи и органического единства общения с деятельностью открывает новые перспективы в изучении этого явления.
https://cyberleninka.ru/article/n/zakonomernosti-psihologii-obscheniya-mezhdu-lyudmi
Практическое занятие № 1 Психология общения, Раздел 1
Cкачать: Практическое занятие № 1 Психология общения, Раздел 1. Основные закономерности общения
https://infourok.ru/prakticheskoe-zanyatie-psihologiya-obscheniya-razdel-osnovnie-zakonomernosti-obscheniya-1448828.html
Психологические закономерности делового общения
Любое общее дело предполагает общение и взаимодей­ствие участников как необходимое средство обеспечения его эффективности, В деловом общении предметом общения является дело, определенный вид
https://lektsii.org/1-4969.html

COMMENTS