Эффективное общение психология

Психология общения

СПб.: Прайм-Еврознак, 2003 — 320 с. (Сер. "Главный учебник")

Книга Рудольфа и Кэтлин Вердербер — идеально сбалансированное теоретико-практическое пособие по психологии общения, которое выдержало на Западе десять изданий! Это лучшее на сегодняшний день введение в основы процессов человеческой коммуникации. Оно включает в себя базовые сведения по социальной психологии, по психологии межличностного общения и малых групп, влияния речевых коммуникаций на социальные процессы. Знания, умения и навыки, которые вы получите и освоите с помощью данной книги, помогут вам быть компетентным, успешным и эффективным коммуникатором в любой области общественной практи

Скачать / Download файл

Преимущества этой книги 12

Новое в этом издании 12

Новые приложения и рубрики 13

Переработанные рубрики 13

Выражение благодарности 13

ЧАСТЬ 1. ОСНОВЫ КОММУНИКАЦИИ 14

ГЛАВА 1. ПЕРСПЕКТИВА КОММУНИКАЦИИ 15

Физический контекст 16

Социальный контекст 16

Исторический контекст 16

Психологический контекст 17

Культурный контекст 17

Кодирование и декодирование 18

Форма или организация 18

Обратная связь 18

Модель процесса 18

Коммуникация в нашей жизни 19

Функции коммуникации 20

Условия коммуникации 20

Ситуация межличностного общения 21

Ситуация группового принятия решений 21

Ситуация публичного выступления 21

Ситуация общения через электронные средства 21

Принципы коммуникации 22

Коммуникация имеет цель 22

Коммуникация непрерывна 22

Коммуникационные сообщения меняются в зависимости от осознанного кодирования 23

Коммуникация относительна 23

Культурные границы коммуникации 24

Коммуникация имеет этический аспект 25

Коммуникации можно научиться 26

Развитие коммуникационной компетенции 26

Запишем формулировку цели 26

ГЛАВА 2. ВОСПРИЯТИЕ СЕБЯ И ДРУГИХ 30

Внимание и отбор 31

Организация стимулов 31

Интерпретация побуждений 32

Восприятие себя: я-концепция и самооценка 32

Формирование и поддержание я-концепции 32

Восприятие себя 32

Реакции других людей 32

Развитие и поддержание самооценки 33

Правильность я-концепции и самооценки 33

Самоисполняющиеся пророчества 34

Фильтрация сообщений 34

Изменение я-концепции и самооценки 34

Представление себя 35

Я-концепция, самооценка и коммуникация . 35

Восприятие себя снижает конкуренцию внутренних сообщений 35

Восприятие себя влияет на то, как мы говорим о себе с другими 36

Культурные и гендерные различия 36

Восприятие других 36

Физические характеристики и социальное поведение 36

Эмоциональные состояния 40

Совершенствование социального восприятия 40

ГЛАВА 3. ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ 44

Использование языка 45

Язык и значение 45

Значение изменяется в зависимости от

подгруппы языкового сообщества 47

Говорите яснее 48

и точность в использовании языка 48

говорить более ясно 49

Создание словаря 49

Мозговой штурм 50

Датировка информации 51

Индексация обобщений 51

в вербальной коммуникации 52

в вербальной коммуникации 52

Официальный язык Жаргон и сленг

Ругательства и вульгарные выражения 54

Родовой язык 55

Непараллельный язык 55

Причины и следствия

нечувствительности в языке 56

ГЛАВА 4. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. . 58

Зрительный контакт 59

Выражение лица 60

Вокальные помехи 63

Как используются движения Культурные различия

Жесты, движения и выражения лица 61

Гендерные различия Зрительный контакт

Выражения лица и жесты 62

Одежда и внешний вид 64

Коммуникация через организацию

окружающей среды 66

Организация постоянных структур 66

Организация предметов в пространстве 66

Организация неформального пространства 67

Температура, освещение и цвет 69

Культурные различия в организации окружающей среды 69

коммуникативной базы. Главы 2 – 4 70

ЧАСТЬ 2. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ 71

ГЛАВА 5. ВЕДЕНИЕ БЕСЕДЫ 72

Типы и структуры беседы 73

Структура непринужденных бесед 73

обсуждения проблем 74

Правила беседы 75

Характеристики правил 75

Формулирование правил 75

Эффективные беседы подчиняются разговора один на один 77

Сообщайте качественную информацию 77

В качестве инициатора разговора задавайте значимые вопросы 77

Отвечая, обеспечьте собеседника открытой информацией 77

Указывайте источники 79

Поддерживайте баланс между произнесением речей и слушанием 79

Практикуйте вежливость 80

Навыки эффективного общения через средства электронной коммуникации 81

Общение через электронную почту 81

конференции и в Интернет-чатах 83

в эффективном разговоре 84

Беседа и анализ 86

ГЛАВА 6. УМЕНИЕ СЛУШАТЬ 88

Задавание вопросов 92

Запоминание: хранение информации 93

Повторение информации 93

Мнемонические приемы 95

Использование заметок 95

Критический анализ 95

Использование эмпатии для утешения . 98

Поддержка позитивных эмоций 98

при негативных эмоциях 100

Беседа и анализ 103

ГЛАВА 7. САМОРАСКРЫТИЕ И ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ 106

Руководящие принципы самораскрытия 107

Культурные и гендерные различия 108

Раскрытие чувств 109

Сдерживание или маскировка чувств 109

Проявление чувств 109

Описание чувств 109

Персонализация чувств и мнений 114

Предоставление персональной обратной связи 114

Конструктивная критика 116

Другие способы выражения потребностей и прав 117

Пассивное поведение 117

Агрессивное поведение 118

Ассертивное поведение 118

Различия между пассивной, агрессивной и ассертивной реакциями 118

Культурные различия 120

Беседа и анализ 120

ГЛАВА 8. КОММУНИКАЦИЯ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ 126

Что нас привлекает в друзьях 127

Чего мы ожидаем от своих друзей 127

Близкие люди 127

Общение на разных стадиях взаимоотношений 128

Начало, или Установление взаимоотношений 128

Вступление в разговор 128

Продолжение разговора 128

Установление дружеских отношений 129

Исследование соотношения между самораскрытием и обратной связью 129

Стабилизация отношений 131

Описательный тип разговора 131

Откровенный разговор 131

Разговор в форме предположения 131

Разговор с другими людьми с позиции равенства 131

Разрыв отношений 132

Роль электронной коммуникации в построении взаимоотношений 132

Электронные знакомства 132

От электронной переписки к личным встречам 134

Оборотная сторона взаимоотношений по электронной почте 134

Злоупотребление анонимностью 134

Теория взаимоотношений 135

Теория межличностных потребностей 135

Теория обмена 135

Как справиться с конфликтной ситуацией 136

Уход от конфликта 137

Навыки коммуникации для разрешения конфликтов через сотрудничество 140

Как нужно начинать конфликт 140

Как эффективно реагировать на конфликт .. 142

Обучение на собственных неудачах при разрешении конфликтов 143

Беседа и анализ 144

ГЛАВА 9. ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ. 148

Подготовка к собеседованию 149

Напишите сопроводительное письмо 149

Составьте резюме 149

Электронные сопроводительные письма и резюме 150

Навыки межличностного общения при проведении собеседования 154

Форма проведения собеседования 154

Проведение собеседования 154

Вступительная часть 155

Вопросы в основной части собеседования 155

Самоанализ. Межличностная коммуникация. Главы 5—9 157

ЧАСТЬ 3. ГРУППОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ 158

ГЛАВА 10. КОММУНИКАЦИЯ В ГРУППЕ 159

Четко определенные цели 160

Оптимальный состав группы 161

Физические условия 163

Стадии развития группы 165

Выработка норм 166

Выполнение задачи 166

Решение проблем в группах 167

Постановка проблемы 167

Анализ проблемы 168

Определение критериев правильного решения 169

Поиск возможных решений 169

Оценка решений 170

Принятие решения 170

эффективному принятию решений 173

ГЛАВА 11. РОЛИ И ЛИДЕРСТВО В ГРУППАХ 175

Роли, обеспечивающие решение поставленной задачи 176

Поддерживающие роли 176

Процедурные роли 177

Эгоцентрические роли 178

Нормальное распределение ролей 178

Ответственность участников на групповых собраниях 179

Функции лидерства 181

Типы лидеров 181

Как члены группы устанавливают и поддерживают неформальное лидерство 181

Гендерные различия в лидерстве 183

Ведение собраний 184

Перед собранием 184

В течение собрания 184

Завершение собрания 186

Оценка эффективности групп 187

Личное участие и модели поведения 187

Самоанализ. Групповая коммуникация.

Главы 10 и 11 189

ЧАСТЬ 4. ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ 190

ГЛАВА 12. ОПРЕДЕЛЯЕМ ЦЕЛИ 191

Как выбрать предмет выступления 192

Выбор тем с помощью «мозгового штурма» 193

Оценка аудитории 194

Что нужно знать о слушателях 194

Род занятий 194

Культурные особенности 194

Место жительства 194

Социальная принадлежность 194

Способы сбора информации 194

Использование данных для прогноза реакции слушателей 194

Интерес аудитории 195

Отношение аудитории к вам как к оратору 195

Установки аудитории по отношению к вашей теме 195

Определение цели речи 197

Конкретная цель 197

Взаимосвязь между предметом, темами, целями и тезисом речи 198

ГЛАВА 13. ПРОВОДИМ ИССЛЕДОВАНИЯ 201

Личные знания, опыт и наблюдения 202

Поиск информации в библиотеках и электронных базах данных 202

Периодические издания 203

Статистические источники 204

Биографические источники 204

Книги цитат 204

Правительственные издания 204

Советы исследователям 205

Беглый просмотр с целью определения ценности источника 206

Выбор наиболее подходящего человека 206

Составление списка вопросов 206

Как проводить интервью 207

Обработка интервью 207

Какую информацию искать 208

Изложение фактов 208

Экспертные мнения 209

Представление информации с мультикультурной точки зрения 209

Вербальные формы информации 209

Сравнения и противопоставления 212

Запись информации и цитирование традиционных и электронных источников 213

Как записывать информацию 213

Цитирование источников в речи 214

ГЛАВА 14. ОРГАНИЗУЕМ МАТЕРИАЛ 216

Формулирование основных положений 218

Напишите основные положения речи в форме развернутых предложений 218

Проверьте основные положения 218

Определение наилучшего порядка изложения 220

Отбор и подача иллюстративного материала 221

Составьте список иллюстративных материалов 221

Приведите в порядок иллюстративный материал 221

Планирование переходов в докладе 222

Разработка вступления 223

Цель вступления 223

Привлечь внимание 223

Подвести к основному содержанию 223

Внушить доверие к материалу 223

Создать настроение 223

Установить доброжелательную атмосферу 224

Виды вступления 224

Неожиданное заявление 224

Риторический вопрос 224

Апелляция к личному отношению 224

Интригующее начало 225

Планирование заключения 225

Заключения в форме истории 226

Заключения в форме призыва к действию 226

Заключение — эмоциональное воздействие 226

Список источников 226

Составление плана 227

ГЛАВА 15. ВЕРБАЛЬНАЯ И ВИЗУАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ 232

Использование личных местоимений 233

Задавайте риторические вопросы 233

Делитесь общими переживаниями 233

Персонифицируйте информацию 234

Привлечение и поддержание интереса аудитории 234

Адаптация к уровню понимания аудитории 235

Как сориентировать слушателей 235

Как представлять новую информацию 236

Формирование позитивного отношения к вам как к оратору 238

Как сделать так, чтобы аудитория считала вас знающим и опытным человеком 238

Как сделать так, чтобы аудитория считала вас надежным человеком 239

Как создать у аудитории хорошее мнение о себе лично 239

Адаптация к установкам аудитории 239

Проблемы, возникающие, когда оратор и аудитория принадлежат к разным культурам 240

Адаптация к аудитории визуальными средствами 240

Наглядные пособия, которые вы можете взять с собой 242

Наглядные пособия, которые вы можете сделать 242

Средства для демонстрации наглядных пособий 244

Раздаточный материал 244

Доска и мел 245

Наглядный материал, демонстрируемый посредством компьютера 245

Изготовление рисунков, диапозитивов и компьютерных графических материалов . 246

Как сделать выбор 247

План адаптации речи 248

ГЛАВА 16. ПРАКТИКУЕМСЯ В ПРОИЗНЕСЕНИИ РЕЧЕЙ 251

Вербальные компоненты 252

Невербальные компоненты 253

Овладение разговорным стилем 255

Экспрессивность речи 255

Зрительный контакт 258

График подготовки и тренировки 259

Использование записей во время выступления 259

Использование наглядных пособий 260

Принципы эффективной репетиции 261

Первая тренировка 261

Вторая тренировка 262

Достижение спонтанности 262

Преодоление нервозности 263

Конкретные действия 264

Постоянная нервозность 266

Критерии оценки речи 267

Пример речи «Жилище для человека» (Миранда Брэнтон) 268

Конспект речи 268

План адаптации речи к аудитории 269

Речь и анализ 269

ГЛАВА 17. ИНФОРМАТИВНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ 272

Интеллектуальная стимуляция 273

Альтернативные линии развития темы 275

Различные варианты формулировки одних и тех же тезисов 276

Расстановка акцентов 277

Используйте наглядные материалы 277

Повторяйте ключевые слова и идеи 277

Направляйте мысли слушателей, используя логические переходы 277

Используйте юмор для выделения ключевых мыслей 277

Предлагайте аудитории мнемонические приемы для запоминания информации 278

Методы информирования 279

Характеристики описания 280

Краткие определения 281

Примеры и сравнения 281

Развернутые определения 281

Объяснение процессов или демонстрация 282

Критерии оценки информационной речи 283

Пример информационной речи на тему «Кем был Шекспир?», прочитанной Хиллари Картер-Лиггетт 284

Набросок речи 284

План адаптации выступления к конкретной аудитории 285

Речь и анализ 285

ГЛАВА 18. УБЕДИТЕЛЬНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ 290

Формулировка конкретной цели 291

Адаптация к установкам слушателей 291

Позитивная установка аудитории 292

Отсутствие определенного мнения 292

Негативная установка аудитории 293

Хорошие доводы и доказательства 294

Как найти хорошие доводы 295

Как найти доказательства, обосновывающие ваши доводы 295

Как проверить рассуждения 296

Как избежать ошибок 297

Организация доводов в соответствии с установками аудитории 298

Метод изложения рациональных доводов 299

Метод решения проблемы 299

Метод сравнительных достоинств 300

Метод мотивации 300

Возбуждение эмоций средствами языка 302

Как завоевать доверие 303

Гендерные и культурные различия 304

Критерии для оценки убеждающих речей 306

Образец речи «Опасные грузовики», речь Шарон С. Франкел 307

Конспект речи 307

Речь и анализ 308

Самоанализ. Выступление на публике. Главы 12 – 18 310

Источник:
Психология общения
Скачать: Психология общения. Вердербер Р, Вердербер К. (pdf)
http://www.alleng.ru/d/psy/psy037.htm

Психология успешного общения

Межличностное общение сегодня служит очень важным фактором взаимодействия между людьми, поскольку без него невозможно сформировать ни одну психологическую функцию. Во время разговора мы разворачиваем взаимопонимание и устанавливаем взаимоотношения в сложной системе «человек-человек» во всей его динамике с множеством аспектов.

Психология успешного общения важна не только в повседневной жизни, а также в ежедневной рабочей деятельности для гармоничного пребывания в социуме. Психология профессионального общения определяет профессиональный рост в не меньшей степени, чем квалификация. В межличностном разговорном процессе участники преследуют значительные цели, которые могут как совпадать, так и различаться. Существуют определенные способы и средства, так важные для успешного общения между людьми.

Удачный ход групповой деятельности может быть определен:

  • Достижением поставленных целей с появлением контакта и теплых отношений;
  • Удовлетворенностью без чувства недопонимания и досадных долгих пауз во время разговора;
  • Отсутствием зажатости, скованности и других трудностей.

Однако отсутствие прямых конфликтов еще не служит показателем непринужденного общения — под формально спокойным тоном могут скрываться проблемы общения. Кроме того, конфликты в социальной сфере перестали, к сожалению, рассматриваться как недостаток, но хорошо учат достойно выходить из них.

Имидж делового человека, включающий психологию успешного общения, содержит в своей основе порядочность и участливость.

Таким образом, моделью его поведения можно считать:

  • Уважение к себе и партнерам, проявление в разговоре деликатности, толерантности, такта;
  • Признание роли общения не только для бизнес-контактов, но и сотрудничества;
  • Избегание излишней самоуверенности;
  • Умение слушать человека;
  • Вежливое отклонение ненужных тем;
  • Отсутствие растерянности и неуверенности.

Для психологии эффективного общения существует несколько уровней, определяющих его мастерство. Это свобода, предполагающая высокую совместимость, гибкость и контактность; активное лидерство с демонстрацией смелости и чувства достоинства; партнерский уровень, позволяющий выслушать идею и найти лучшее решение. Общительность напрямую связана с доброжелательным эмоциональным состоянием человека, которое обеспечивает легкость и непринужденность знакомства и общения.

Коммуникативные навыки позволяют поддержать любую беседу, изменять тему разговора, в нужный момент высказываться и находить правильный подход к собеседнику. Помимо этого, психология эффективного общения включает в себя артикуляцию, жестикуляцию, владение мимикой и выразительными интонациями и позами.

Все эти мелочи складываются в единое полотно профессионального качественного общения, которое рушит границы непонимания и отчуждения между людьми. Проявляя искренний интерес к собеседнику, улыбаясь и показывая жизнерадостное участие, вы всегда сможете расположить к себе людей и улучшить с ними отношения.

Язык нашего тела, по сравнению с вербальными способами коммуникативного взаимодействия, является универсальным. С его помощью мы передаем собеседнику 80% информации. Невербальное общение осуществляется без словесного контакта, оно может как сопровождать вербальную коммуникацию, так и существовать как отдельная форма передачи информации.

Психология невербального общения выделяет несколько видов коммуникации:

  • кинетические (жесты, мимика, поза);
  • фонационные (тембр голоса, интонация, темп и громкость речи);
  • графические (особенности письменной коммуникации).

Люди не могут постоянно себя контролировать. Специалисты в области психологии и социологии обнаружили, что сообщение, переданное на языке тела, влияет на человека сильнее, чем вербальное. Об эмоциональном состоянии и настроении человека многое может сказать его одежда. Например, если девушка приходит на встречу в слишком откровенном наряде, то, возможно, сама того не осознавая, она передает мужчине определенный сигнал. А человек, желающий показать особое отношение к окружающим, может появиться на официальном приеме в шортах и майке.

Следует отметить, что выразить свое отношение к людям можно с помощью дистанции, которую Вы соблюдаете во время разговора. Самых близких людей мы подпускаем к себе на интимное расстояние — от нескольких сантиметром до половины метра. Если же на эту территорию попадает кто-то чужой или неприятный для нас человек, то мы начинаем испытывать раздражение и дискомфорт. После полуметрового расстояния начинается личная зона, располагающая к дружеской беседе или обмену информацией. На дистанции от полутора метров начинается социальное пространство, к которому мы подпускаем многих людей. А общаться в группах удобней на расстоянии от четырех метров.

В невербальных средствах общения психология выделяет такие важные компоненты, как жесты и мимика. При оценке этих сигналов тела стоит учитывать все детали поведения человека, его настроение и состояние, иначе Вы можете ошибиться в их интерпретации.

Прямое положение тела, естественное выражение лица, руки раскинуты в стороны — это поза дружелюбия, которая говорит об открытости человека. Если Вам нужно расположить человека к себе или убедить его в чем-либо, нужно скопировать положение его тела. Этот метод широко используется в гипнозе.

Наблюдая за людьми, Вы, наверное, замечали, как кто-то во время беседы прячет руки, дотрагивается до кончика носа или потирает глаза. Такие действия трактуются как признаки того, что человек не совсем откровенен. Типичный жест закрытости — скрещенные руки и ноги, а частое моргание часто свидетельствует о растерянности.

Сосредоточенность выражается в пощипывании переносицы или потирании подбородка. Если человек прикрывает рот рукой, это сигнализирует о его несогласии с тем, о чем говорит собеседник.

Существует большое многообразие сигналов, по которым можно проанализировать поведение и оценить намерения собеседника. Но не стоит забывать о том, что при интерпретации действий человека нужно учитывать его психологическое состояние, настроение, а также все нюансы поведения. Только так вы сможете сделать достоверные выводы.

Сегодня нейролингвистическое программирование популярно во многих сферах деятельности: при обучении, консультациях и в деловом общении. НЛП в психологии общения играет важную роль, поскольку занимается разработкой методов поддержания полноценного коммуникативного взаимодействия людей. Независимо от целей общения, каждому пригодится умение правильно устанавливать контакты с людьми.

Для начала необходимо сосредоточиться на своих желаниях и на том, какой цели Вы хотите достичь посредством общения. После этого тщательно продумайте содержание и форму подачи сообщения с учетом личностных и психоэмоциональных характеристик адресата.

Одним из приемов НЛП в поддержании эффективной коммуникации является уподобление собеседнику. Принадлежность к одному кругу и схожесть интересов помогут установить правильный контакт. Кроме того, используя метод уподобления, следует учитывать индивидуальные особенности собеседника.

Например, пунктуальному человеку сложно наладить общение с людьми, не привыкшими уделять внимание деталям, а мечтателям — взаимодействовать с деятельными людьми.

Способствовать установлению контакта может некоторое внешнее сходство между собеседниками, их манеры, темпераменты и убеждения. В НЛП широко используется техника «зеркального отражения», суть которой заключается в подстройке к человеку. Здесь важно не только положение тела в процессе коммуникативного взаимодействия, но и жесты, мимика, тон и скорость речи.

Метод подстройки можно успешно использовать и в групповом общении. Достаточно одному члену общества принять определенное положение, как через некоторое время такую же позу примут все участники группы. Поэтому при публичных выступлениях важно контролировать положение своего тела.

В процессе коммуникации необходимо следить за тем, чтобы Ваши жесты и мимика соответствовали содержанию разговора. Если вы произносите речь, нацеленную на убеждение аудитории, не качайте головой, поскольку люди расценят этот жест как отрицание. Таким образом, успешность общения во многом зависит от того, насколько согласованы между собой все составляющие Вашего поведения.

Всем известно, что по восприятию реальности все люди делятся на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Если Вы определите, к какому типу относится Ваш собеседник, установить эффективную коммуникацию будет гораздо проще. Это можно сделать посредством анализа речи человека, выделив слова и фразы, которые он наиболее часто употребляет. Аудиал скажет, что «рад Вас слышать», а визуал будет употреблять в разговоре такие фразы, как «вижу, что Вы имеете ввиду» или «это выглядит. ». Определив преобладающий тип восприятия реальности у собеседника, Вы можете смело подстраиваться к нему, используя характерные для него речевые модули.

Правильно применяя техники НЛП и основы психологии в целом Вы сможете с легкостью наладить эффективную коммуникацию с людьми.

Источник:
Психология успешного общения
Психология эффективного общения помогает достигать желаемых результатов. Психология успешного общения направлена на достижение положительного впечатления.
http://videoforme.ru/wiki/psihologija-uspeshnogo-obshhenija

(Visited 6 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как пережить измену жены Как простить измену жены и пережить развод: советы психологов И… (1)

Что чувствует мужчина когда у него стоит Что чувствуют парни, когда у них встает? Всё зависит от… (1)

отношения между мужчиной и женщиной 5 стадий отношений между мужчиной и женщинойУзнайте подробнее о 5… (1)

Пульсация во влагалище: причины, диагностика и ответы врачей Пульсация во влагалище: причины, диагностика и ответы врачей Некоторые ощущения,… (1)

Признаки сильной любви мужчины Как определить поведение влюбленного мужчины Как правило, окружающие больше обращают… (1)

COMMENTS