Эрих фромм человек для себя

Бегство от свободы

Эта книга — часть обширного исследования, посвященного психике

современного человека, а также проблемам взаимосвязи и взаимодействия между

психологическими и социологическими факторами общественного развития. Я

занимаюсь этой работой уже несколько лет, ее завершение потребует еще

Полный текст книги (читать онлайн): Бегство от свободы

Прекрасная книга, которая выражает интересное независимое мнение Фромма как социолога и психолога. Конечно, есть некоторые ньюансы, с которыми согласиться никак нельзя, но как одно из мнений, работа, безусловно, достойна прочтения.

Оценка 5 из 5 звёзд от Нина 13.10.2017 07:28

Писать о единственно свобоной нации — американцах, в то время, когда они ещё линчевали негров?! Ну да, не зря у него в эпиграфе:
Итак, изменить можно все, кроме врожденных и неотъемлемых прав человека
Томас Джефферсон, рабовладелец.
Бедолага гринкарту отрабатывал: в США было куда лучше, чем в Освенциме.

Оценка 1 из 5 звёзд от Гость 29.07.2017 12:05

Бідолахи! Зробіть зусилля та прочитайте «іноземною» чи в оригіналі, зокрема про психологію нацизму і негативну свободу. Напевно це буде вам дуже корисно.

Оценка 5 из 5 звёзд от biggvsdiccvs 29.07.2017 00:12

Підтримую Степана. Чи можна знайти десь українською. Не можу іноземною читати.

Є десь українською? Іноземною важко читати

Оценка 5 из 5 звёзд от bitchwhere 08.02.2016 22:21

Слушал книгу в аудиоформате.На слух воспринимается очень тяжело,потому решил прослушать ее дважды.Многие мысли и тезисы,изложенные в книги,интуитивно понятны любому здравомыслящему человеку.Очень хорошо раскрыта тема несвободы современно человека-биоробота.

Оценка 4 из 5 звёзд от Дмитрий 26.10.2015 12:07

Отличная книга и философия. Следуйте ей и увидите, как он прав. Однако, не забывайте подвергать критике.

Оценка 5 из 5 звёзд от Богдан 11.02.2015 08:10

Источник:
Бегство от свободы
Эта книга — часть обширного исследования, посвященного психике современного человека, а также проблемам взаимосвязи и взаимодействия между психологическими и социологическими факторами общественного развития. Я занимаюсь этой работой уже несколько лет, ее завершение потребует еще большего времени
http://www.e-reading.club/book.php?book=60813

Человек для самого себя

«Человек для самого себя» – одна из основополагающих работ Эриха Фромма, произведение, ставшее классическим для философии ХХ века и имевшее огромное значение для развития современной психологии.

В этой книге Фромм объясняет основные постулаты своего революционного «гуманистического психоанализа», преодолевает рамки «биологичности» и «мифологичности» фрейдизма и с успехом соединяет несомненные достижения классического психоанализа с социологическими теориями в стремлении гармонизировать не только человеческую личность, но и человеческое общество в целом.

  • Возрастное ограничение: 12+
  • Дата выхода на ЛитРес: 16 сентября 2011
  • Дата написания: 1947
  • Объем: 340 стр.
  • ISBN: 978-5-17-055522-2, 978-5-9713-9549-2
  • Переводчик: Эльвира Спирова
  • Правообладатель: АСТ
  • Оглавление

В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей.

Трагедия человека отчасти заключается в том, что его развитие никогда не завершается; даже при наиболее благоприятных условиях человек реализует лишь часть своих возможностей, ибо он успевает умереть, прежде чем полностью родится.

Равенство, вместо того чтобы быть условием развития индивидуальности каждого человека, стало означать угасание индивидуальности.

Будь светильником для самого себя,

Будь опорой самому себе,

Придерживайся собственной правды

как единственного света.

Мы — стадо, верящее, что дорога, по которой мы идем, должна вести к цели, раз мы видим, что и другие идут той же дорогой.

Книга Эриха Фромма «Человек для самого себя» фундаментальна. Фундаментальна она не только в смысле основополагания. Она переворачивает жизнь. Не только взгляд на человечество, гуманистичность, природу деструктивности, но и радость от того, что человек может стать человеком – вот что положено в основу. Интересна позиция философа относительно авторитарной личности и авторитарного лидерства – перепетии этой дихотомии созвучно с такими двойками как «анархизм» и «коммунизм», «тоталитаризм» и «свобода», «индустриальность» и «естественность». Фромм объясняет многое, и еще больше возникает вопросов.

Источник:
Человек для самого себя
Сервис электронных книг ?? ЛитРес предлагает скачать книгу ?? Человек для самого себя, Эриха Фромма в форматах fb2, txt, epub, pdf или читать онлайн! ? Оставляйте и читайте отзывы о книге на ЛитРес!
https://www.litres.ru/erih-fromm/chelovek-dlya-samogo-sebya/

Человек для себя

ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ

Будьте светочами себе,

Будьте себе опорой.

Храните истину в себе

Как единственный светоч.

Истинные слова всегда кажутся парадоксальными, но никакая другая форма

учения не может заменить их.

Кто же тогда истинные философы?

Те, кто любят зреть истину.

Истреблен будет народ

Мой за недостаток ведения;

Так как ты отверг ведение,

То и я отвергну тебя.

Если же путь, который, как я показал, ведет к этому, и кажется весьма

трудным, однако все же его можно найти. Да он и должен быть трудным, ибо его

так редко находят. В самом деле, если бы спасение было у всех под руками и

могло быть найдено без особенного труда, так как же могли бы почти все

пренебрегать им? Но все прекрасное так же трудно, как и редко.

Эта книга во многих отношениях является продолжением «Бегства от свободы»*, где я пытался

проанализировать бегство современного человека от самого себя и от своей

свободы; теперь я рассматриваю проблемы этики, норм и ценностей, ведущих к

реализации человеком своего Я и своих возможностей. Некоторые идеи,

выраженные в «Бегстве от свободы», неизбежно повторяются и в этой книге, и

хотя я пытался, насколько возможно, сократить рассмотрение частично

совпадающих вопросов, но не смог полностью избежать этого. В главе

«Человеческая природа и характер» я рассматриваю вопросы характерологии,

которые не затрагивались в предыдущей книге, и лишь вкратце касаюсь уже

рассмотренных проблем. Читатель, желающий иметь полную картину моей

характерологии, должен прочесть обе книги, хотя предыдущая и не обязательна

для понимания нынешней работы.

Многих читателей может удивить, что психоаналитик берется за проблемы

этики и, в частности, утверждает, что психология должна не только

разоблачать ложные этические оценки, но и может, сверх того, быть основой

для построения объективных и правильных норм поведения. Такая позиция

находится в противоречии с преобладающим в современной психологии

направлением, которое придает большее значение «приспособлению», чем

«добродетели», и ориентируется на этический релятивизм. Мой опыт как

практикующего психоаналитика подтверждает мое убеждение, что проблемы этики

нельзя исключать из изучения личности, как в плане теоретическом, так и в

терапевтическом. Наши ценностные суждения определяют наши действия, на их

правильности покоится наше духовное здоровье и счастье. Рассмотрение оценок

лишь как рационализаций бессознательных, иррациональных желаний — хотя они

могут быть и ими тоже — сужает и искажает нашу картину целостной личности.

Сами неврозы, в конечном счете, являются симптомами морального поражения

(однако «приспособление» ни в коем случае не является симптомом моральной

победы). Во многих случаях невротический симптом — это конкретное выражение

морального конфликта, и успешность терапевтического усилия зависит от

понимания и решения моральной проблемы человека.

Отделение психологии от этики — явление сравнительно недавнее. Великие

гуманисты, этические мыслители прошлого, на чьих трудах основана данная

работа, были и философами, и психологами; они считали, что понимание

человеческой природы и понимание ценностей и норм человеческой жизни

взаимозависимо. Фрейд же и его школа, хотя и внесли неоценимый вклад в

прогресс этической мысли благодаря разоблачению иррациональных ценностных

суждений, заняли релятивистскую позицию относительно ценностей, позицию,

имевшую отрицательное воздействие не только на развитие этической теории, но

также и на прогресс самой психологии.

Наиболее выдающимся исключением из этого направления психоанализа

является К. Г. Юнг. Он признал, что психология и психотерапия тесно связаны

с философскими и моральными проблемами человека. Но хотя это признание само

по себе чрезвычайно важно, философская ориентация Юнга привела лишь к

противостоянию Фрейду, а не к философски ориентированной психологии, идущей

дальше Фрейда. Для Юнга «бессознательное» и миф стали новыми источниками

откровения, которые должны быть выше рационального мышления только потому,

что их происхождение внерационально. Сила монотеистических религий Запада,

как и великих религий Индии и Китая, состояла в сосредоточении внимания на

истине и в утверждении, что эти религии и были истинной верой. Хотя эта

убежденность часто служила причиной фанатичной нетерпимости по отношению к

другим религиям, в то же время она внушала приверженцам и оппонентам

одинаковое уважение к истине. Эклектически восхищаясь всякой религией, Юнг в

своей теории отказался от поиска истины. Любая система, если только она

внерациональна, любой миф или символ имеют для него равную ценность. Он

релятивист в отношении религии — негативный и не чуждый рационального

релятивизма, с которым он так горячо сражается. Такой иррационализм,

прикрытый психологическими, философскими, этническими и политическими

терминами, это не прогресс, а реакция. Поражение рационализма восемнадцатого

и девятнадцатого столетий было обусловлено не его верой в разум, а узостью

его понятий. Ошибки одностороннего рационализма может исправить не

ослабление, а усиление разума и неотступный поиск истины — но не

Психологию нельзя отделять ни от философии и этики, ни от социологии и

экономики. Тот факт, что в этой книге я уделил особое внимание философским

проблемам, не означает, что я пришел к убеждению, будто

социально-экономические факторы менее важны; этот односторонний акцент

всецело обусловлен задачами изложения. Я надеюсь опубликовать еще работу по

социальной психологии, посвященную взаимодействию психических и

Может показаться, что психоаналитик, наблюдавший стойкость и упорство

иррациональных влечений, станет пессимистически оценивать человеческую

способность управлять собой и освобождаться от рабства у иррациональных

страстей. Должен признаться, что в течение моей аналитической работы я все

больше поражался противоположному феномену: силе стремлений к счастью и

здоровью, стремлений, данных человеку от природы. «Лечение» означает

устранение помех, мешающих успешности этих стремлений. На деле более

озадачивает не то, что среди людей так много невротиков, а то, что

большинство людей все же относительно здоровы, несмотря на множество вредных

влияний, которым они подвергаются.

Вероятно, надо все же сказать и слово предостережения. Многие люди

сегодня ждут, что книги по психологии дадут им предписания, как достичь

«счастья» или «душевного мира». Эта книга не содержит подобных советов. Это

теоретическая попытка уяснить проблемы этики и психологии; ее цель —

побудить читателя обратиться с вопросом к самому себе, а не успокоить его.

Мое чувство благодарности друзьям, коллегам и ученым, чье поощрение и

советы помогли мне в написании данной книги, не умещается в те слова, какими

можно выразить благодарность. Однако я хочу особенно поблагодарить тех, кто

прямо содействовал завершению этой работы. Особенно бесценной была помощь

Источник:
Человек для себя
Скачать книгу Человек для себя в формате fb2 или читать онлайн. Книги Эрих Фромм в Доме Солнца.
http://www.sunhome.ru/books/b.chelovek_dlya_sebya

Эрих Фромм

Минск, Коллегиум, 1992. Перевод с английского Л. Чернышевой по изданию: Fromm Erich. Man for Himself. An inquiry into psychology of ethics. Holt, Rinehart and Winston. New York, 1964

Примечание переводчицы: Перевод немного отредактирован для публикации на сайте. Сноски даны в конце каждой главы, в отличие от печатного издания 1992 года, где они — постраничные. Все издания этой книги Э. Фромма в моем переводе, выпущенные издательством АСТ, являются контрафактными, осуществлены без моего ведома.

Будьте светочами себе,
Будьте себе опорой.
Храните истину в себе
Как единственный светоч.

Истинные слова всегда кажутся парадоксальными, но никакая другая форма учения не может заменить их.

Кто же тогда истинные философы? Те, кто любят зреть истину.

Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения; Так как ты отверг ведение, То и я отвергну тебя.

Если же путь, который, как я показал, ведет к этому, и кажется весьма трудным, однако все же его можно найти. Да он и должен быть трудным, ибо его так редко находят. В самом деле, если бы спасение было у всех под руками и могло быть найдено без особенного труда, так как же могли бы почти все пренебрегать им? Но все прекрасное так же трудно, как и редко.

Эта книга во многих отношениях является продолжением «Бегства от свободы»*, где я пытался проанализировать бегство современного человека от самого себя и от своей свободы; теперь я рассматриваю проблемы этики, норм и ценностей, ведущих к реализации человеком своего Я и своих возможностей. Некоторые идеи, выраженные в «Бегстве от свободы», неизбежно повторяются и в этой книге, и хотя я пытался, насколько возможно, сократить рассмотрение частично совпадающих тем, все же полностью избежать повторения не смог. В главе «Человеческая природа и характер» я рассматриваю вопросы характерологии, которые не затрагивались в предыдущей книге, и лишь вкратце касаюсь уже рассмотренных проблем. Читатель, желающий иметь полную картину моей характерологии, должен прочесть обе книги, хотя предыдущая и не обязательна для понимания нынешней работы.
__________________

* См. Э. Фромм. Бегство от свободы. М., 1990. – Примеч. перев.

Отделение психологии от этики — явление сравнительно недавнее. Великие гуманисты, этические мыслители прошлого, на чьих трудах основана данная работа, были и философами, и психологами; они считали, что понимание человеческой природы и понимание ценностей и норм человеческой жизни взаимозависимо. Фрейд же и его школа, хотя и внесли неоценимый вклад в прогресс этической мысли благодаря разоблачению иррациональных ценностных суждений, заняли релятивистскую позицию относительно ценностей, позицию, имевшую отрицательное воздействие не только на развитие этической теории, но также и на прогресс самой психологии.

Психологию нельзя отделять ни от философии и этики, ни от социологии и экономики. Тот факт, что в этой книге я уделил особое внимание философским проблемам, не означает, что я пришел к убеждению, будто социально-экономические факторы менее важны; этот односторонний акцент всецело обусловлен задачами изложения. Я надеюсь опубликовать еще работу по социальной психологии, посвященную взаимодействию психических и социально-экономических факторов.

________________
* Перевод с древнегреческого Владимира Соловьева. – Примеч. перев.

В течение последних столетий западную культуру отличал дух гордости и оптимизма: гордости за разум как инструмент познания человеком самого себя и овладения природой; оптимистической веры в исполнение самых сокровенных надежд человечества, в достижение величайшего счастья для огромного числа людей.
Гордость человека была оправданной. Силой своего разума он построил материальный мир, реальность которого превосходила даже мечты и образы волшебных сказок и утопий. Человек подчиняет себе физические энергии, способные обеспечить роду человеческому материальные условия, необходимые для достойного и плодотворного существования, и хотя многие из человеческих целей еще так и не достигнуты, едва ли кто-либо сомневается, что они в пределах досягаемости, и проблема производства, которая была проблемой прошлого, в принципе решена.

Теперь, впервые за всю свою историю, человек может ощутить, что идея единства рода человеческого и завоевание природы на благо человека — это больше не мечта, а реальная возможность. Разве это не основание для гордости и уверенности в себе и в будущем человечества? Тем не менее, современный человек обеспокоен и все более и более приходит в замешательство. Он упорно трудится, но смутно осознает чувство тщетности всех своих трудов. Хотя его власть над материей растет, он чувствует бессилие в своей индивидуальной и общественной жизни.

Создавая новые и лучшие средства для овладения природой, человек оказался пойманным в сети этих средств и потерял из виду цель, которая одна только и дает этим средствам смысл,- самого человека. Завоевывая природу, человек стал рабом машины, которую создал собственными руками. При всем своем знании о материи он невежествен в отношении самых важных и фундаментальных вопросов человеческого существования: что такое человек, как он должен жить, как огромные энергии, заключенные в самом человеке, можно высвободить и плодотворно использовать.

Современный кризис человечности привел к отказу от надежд и идей Просвещения, под знаком которых начался наш политический и экономический прогресс. Сама идея прогресса названа детской иллюзией, и вместо него проповедуется «реализм», новое слово для окончательной утраты веры в человека. Идее достоинства и силы человека, наделявшей его мощью и мужеством для огромных достижений несколько последних столетий, брошен вызов предложением вернуться к признанию полного бессилия и ничтожности человека. Такой подход грозит разрушить сами корни, из которых выросла наша культура.

Источник:
Эрих Фромм
Минск, Коллегиум, 1992. Перевод с английского Л. Чернышевой по изданию: Fromm Erich. Man for Himself. An inquiry into psychology of ethics. Holt, Rinehart and Winston. New York, 1964 Примечание
http://www.tchernyshova.ru/Fromm-Chelovek-1.html

(Visited 5 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Характеристика на ученика с неадекватным поведением Характеристика на ученика (образцы) Характеристика на ученика - один из… (2)

Что делать если жена сучка Если жена стерва что делатьЕсли жена стерва что делать. Как… (2)

Сильный отворот Быстрый отворот, чтобы забытьИ еще один быстродействующий заговор от любовной… (2)

Случайное общение Онлайн общение по веб-камереБесплатные чаты являются прекрасным инструментом и на… (2)

Как простить обман Стоит ли прощать обман? Обманувшие доверившихся мучаются в самом последнем… (2)

COMMENTS