Эссе на тему мораль и нравственность

Билет 38

Билет 38. Право и нравственность. Их единство, различие и взаимодействие

Право и нравственность, или мораль, являются видами социальных норм, т.е. правил социально значимого поведения членов общества. Это наиболее важные и распространённые регуляторы общественных отношений. Все социальные нормы тесно взаимосвязаны между собой, хоть и имеют свою специфику. Для юридической науки приоритетный интерес представляют вопросы соотношения права и морали.

Древние философы (Аристотель, Платон, Демокрит, Цицерон) указывали на значимость двух этих видов норм, их сходство и различие. Русские учёные (В.С.Соловьёв, И.А.Ильин и др.) подчёркивали, что право есть минимум нравственности или юридически оформленная мораль. Право – средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без нравственности право немыслимо.

Итак, под правом понимается система общеобязательных формальных норм, представляющих собой волю государства, основанных на идеях добра, справедливости, гуманизма, охраняемых государственной волей, силой государственного принуждения.

Мораль же представляет собой совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, окружающей действительности. Мораль включает психологические моменты – эмоции, интересы, мотивы, установки и т.д. Однако главным в морали является представление о добре и зле.

Нравственность предполагает не только ценностное отношение человека к другим, но и к себе, чувство собственного достоинства, самоуважения, осознание себя как личности.

Соотношение права и морали является довольно сложным. Оно включает такие компоненты как единство, различие и взаимодействие права и морали.

Единство права и морали состоит в том, что:

— они представляют собой разновидности социальных норм, и поэтому имеют единую нормативную основу;

— они преследуют в конечном итоге одинаковые цели – упорядочение и совершенствование общественной жизни, развитие личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма и справедливости;

— имеют один объект регулирования – общественные отношения (различен лишь объём), они адресуются одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам;

— в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат для гармонизации интересов личности и общества;

— являются важнейшими инструментами установления и поддержания в обществе дисциплины и порядка;

— выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества.

Различие права и морали заключается в следующем:

— способы установления и формирования. Правовые нормы создаются либо санкционируются, а также дополняются, изменяются и отменяются государством. Поэтому право выражает государственную волю народа и выступает государственным регулятором. Нормы морали возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей. Для признания за нормой морали права на существование достаточно чтобы она была признана самими участниками социального общения. Мораль носит негосударственный характер.

— методы обеспечения и характер ответственности. Право обеспечивается и охраняется государством посредством аппарата принуждения, который следит за исполнением норм права и наказывает тех, кто их нарушает. Противоправные действия влекут за собой юридическую ответственность, порядок возложения которой регламентирован законом. Мораль же опирается на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечёт вмешательства государства. Вопрос о реагировании на нарушения решает само общество, общественный коллектив. Нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия – выговор, замечание, исключение из организации и т.п.

— форма выражения. Правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются в кодексы, уставы, сборники, составляющие законодательство. Нормы морали возникают и существуют в сознании людей, не имеют чётких форм выражения. Однако, нравственные нормы могут содержаться в литературных и религиозных памятниках, хрониках, манускриптах, могут вытекать из статей законов. Но всё-таки мораль – относительно свободное, внутренне не систематизированное образование.

— характер и способы воздействия на сознание и поведение людей. Право регулирует взаимоотношения субъектов с точки зрения их юридических прав и обязанностей, правомерного и неправомерного, законного и незаконного. Мораль – с позиции добра и зла, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, долга и т.д. Поэтому нормы права по сравнению с нормами морали более детализированы, точно указывают нужный вариант поведения, отличаются чёткостью, формальной определённостью, заранее устанавливают санкцию.

— сферы действия и уровень требований, предъявляемых к человеку. Мораль регулирует гораздо более широкий круг общественных отношений, нежели право. Право регулирует лишь наиболее важные области жизни общества (власть, собственность, правосудие и т.д.), оставляя за рамками регламентации такие отношения как дружба, любовь, товарищество и т.д. Более того, вторжение права в эти сферы было бы антидемократичным, негуманным. Нравственность же проникает во все ячейки общества, её оценке поддаются все виды и формы человеческих взаимоотношений. Соответственно, уровень требований к поведению человека выше у морали, хотя закон и предусматривает довольно суровые санкции. Мораль осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, не терпит никакого антиобщественного поведения, выверяет поступки людей категорией совести, повелевает блюсти не только закон, но и долг.

— исторические судьбы. Мораль древнее права, она всегда существовала и будет существовать в обществе, право же появилось лишь с образованием государства.

Однако, между правом и моралью часто возникают острые противоречия, коллизии, расхождения. Вообще, вершин нравственности не удалось достичь ещё ни одному обществу, равно как и право никогда не выражало всей полноты моральных императивов. Противоречия заключаются уже в самой специфике права и морали, в вышеперечисленных их различиях, в том, что право более консервативно, мораль же подвижна и динамична. Кроме того, расхождения вызываются сложностью и противоречивостью самих жизненных ситуаций. Хотя в основе права лежит мораль, это вовсе не значит, что право автоматически закрепляет все веяния морали. К примеру, существуют «безнравственные» норм права, такие как, смертная казнь; решения суда могут расходиться с моральной оценкой ситуации.

Сегодня моральные основы нашего бытия подорваны, процветает правовой и нравственный нигилизм. Обострились противоречия между правом и моралью. Понизился порог нравственных требований, предъявляемых к личности. Преодоление этих явлений – предпосылка социального, правового и духовного возрождения России.

Источник:
Билет 38
Билет 38. Право и нравственность. Их единство, различие и взаимодействие Право и нравственность, или мораль, являются видами социальных норм, т.е. правил социально значимого поведения членов
http://studopedia.org/8-85782.html

Нравственность и мораль в современном обществе

Если посмотреть в «Большой энциклопедический словарь», то мы увидим, что там определение слов «нравственность» и «мораль» означают одно и то же. С этим сложно согласиться. Еще в древней античности нравственность понималась, как возвышение человека над собой, она являлась показателем того, как человек отвечает за свое поведение и поступки. Нравственность тесно связана с характером и темпераментом человека, его душевными качествами, способностью к умеренности и подавлению своего эгоизма. Мораль же предполагает определенные нормы и законы поведения в обществе.

Понятие нравственности и морали, таким образом, имеют разные определения. Если моральная составляющая может отличаться в зависимости от времени и места, то нравственная зависит от личных мироощущений человека. Моральные принципы – это понятия и категории, являющиеся основой для оценки осуждений. Нравственность человека зависит от воспитания его на неких нравственных идеалах.

Мораль в современном обществе строится на принципах не создавать препятствий для другого человека. То есть ты можешь делать все, что тебе угодно, но только пока не станешь наносить ущерб другим. Если, например, ты обманываешь другого человека и это ему принесло вред, то это аморально. А если не принесло? Тогда это не осуждается. Такова мораль нашего сегодняшнего поведения.

Понятия «нравственность и мораль» завтрашнего дня пойдут еще дальше. Живи, как хочешь, главное – не суйся в чужие дела и чужую жизнь, если тебя не просят. Решай за себя, а не за других, а если хочешь кому-то помочь, то сначала узнай у него, а нужно ли ему это? Возможно ваши взгляды насчет того, что такое хорошо, а что есть плохо, совсем не совпадают. И помни: мораль у каждого своя. Объединяют только несколько общих правил: не трогай чужого, не покушайся на жизнь другого человека, его свободу и имущество – все довольно просто.

Как бы разграничивая понятия нравственность и мораль, можно дать такие определения. Мораль можно назвать еще словом «приличия», то есть это сумма каких-то норм поведения и предрассудков, принятых в данном обществе. Нравственность же понятие более глубокое. Нравственным человеком можно назвать такого, который мудр, неагрессивен, не желает человеку зла, сочувствует и сопереживает ему, готов прийти на помощь другому. И если мораль более формальна и сводится к неким разрешенным и запрещающим действиям, то нравственность – более тонкая и ситуативная штука.

Главное различие между понятиями «нравственность» и «мораль» заключается в том, что мораль предполагает оценку со стороны общества, соседей, Бога, руководства, родителей и так далее. В то время как нравственность – это такой внутренний самоконтроль, внутренняя оценка своего поведения, поступков, мыслей и желаний. Она не зависит от внешних факторов, это внутренние убеждения человека.

Мораль зависит от общественной группы (религиозной, национальной, социальной и так далее), которая предписывает определенные нормы поведения в этом обществе, свои запреты и предписания. Все поступки человека соотносятся с этими кодексами. За соответственное следование этим законам предполагается поощрение от общества в виде уважения, славы, наград и даже материальных благ. Поэтому моральные нормы тесно связаны с уставами определенной группы и зависят от места их использования и времени.

Нравственность же, в отличие от морали, имеет более универсальный характер. Она направлена не на достижение каких-то благ и наград, а на других людей. Нравственный человек видит в другом человеке не себя, а его личность, он способен увидеть его проблемы, помочь и посочувствовать. В этом кардинальное отличие этих понятий, и нравственность больше всего выражается в религии, где проповедуется любовь к ближнему.

Из всего вышесказанного становится ясно, что понятие нравственности и морали есть вещи разные и чем они, собственно, отличаются.

Источник:
Нравственность и мораль в современном обществе
Если посмотреть в «Большой энциклопедический словарь», то мы увидим, что там определение слов «нравственность» и «мораль» означают одно и то же. С этим сложно согласиться. Еще в древней античности нравственность понималась, как возвышение человека над собой, она являлась показателем того, как человек отвечает за свое поведение и поступки. Нравственность тесно связана с характером и темпераментом человека, его душевными качествами, способностью к умеренности и подавлению своего эгоизма. Мораль же предполагает определенные нормы и законы поведения в обществе.
http://fb.ru/article/7365/nravstvennost-i-moral-v-sovremennom-obschestve

Презентация на тему: Мораль и нравственность

Мораль и нравственность «Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки». Древнекитайское изречение.

Домашнее задание: Эссе: «Нравственность не упала. Нравственность изменила позицию» (К. Сломиньский) 2. «Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик» ( И. Гете) 3. «Нравственное уродство — равнодушие к плохим поступкам и словам» (Теофраст)

План: Мораль в жизни людей. Мир моральных категорий. Нравственная культура.

Два мира есть у человека — Один, который нас творил. Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Н.Заболоцкий.

«Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас» И. Кант

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:»В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь . Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность . » Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Назовите вечные универсальные ценности

Предмет изучения этики Связана со всеми сферами общественной жизни Форма общественного сознания Явление культурно-историческое, классовое Сформировалась вместе с возникновением человеческого общества МОРАЛЬ

РОЛЬ МОРАЛИ Регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни Является жизненным ориентиром для человека, стремящегося к самосовершенствованию Формирует нравственный облик личности Обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей при различных обстоятельствах

Мораль — совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом

Рим нэп Гедонизм — этическое учение, в котором все моральные определения выводятся из удовольствия и страдания, разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу, подавляющими его самобытность. христиане Советская молодежь АСКЕТИЗМ (от греческого asketes — упражняющийся в чем-либо), ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.п.

Что помогает избрать правильную модель поведения?

Не лги Не укради Не убий … Доброжелательность Справедливость Мудрость … Коллективизм / индивидуализм Эгоизм / альтруизм … Долг Совесть Смысл жизни Свобода Счастье …

Моральные нормы и требования стимулируют развитие моральных взглядов, убеждений, чувств, которые в совокупности образуют нравственное сознание. Человек свободен в моральной деятельности — он волен выбрать или не выбрать путь следования требованиям долга. Эта свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором.

Утверждение человеческого в человеке Формирование нравственного облика личности Безнравственность недопустима Единство и согласованность действий людей

Различия и в уровнях одобрения моральных норм.

ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ. evg3097@mail.ru ВОПРОСЫ МОРАЛИ- ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ. ЧЕЛОВЕК, ВЫБИРАЯ, ОПИРАЕТСЯ НА ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ ЦЕННОСТИ- ЭТО НЕЧТО ВАЖНОЕ ДЛЯ ЖИЗНИ. МОРАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ- ЭТО ВСЕ ЛУЧШЕЕ, ЧТО ВЫРАБОТАЛА МОРАЛЬ — ВСЕОБЩЕЕ ДУХОВНОЕ ЕДИНЕНИЕ ЛЮДЕЙ, КОТОРОЕ ДОСТИГАЕТСЯ ЧЕРЕЗ СОБЛЮДЕНИЕ НОРМ И ПРИНЦИПОВ МОРАЛИ. ЗА ДОЛГУЮ ИСТОРИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВЫРАБОТАЛО ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ НОРМЫ И ЦЕННОСТИ- В РЕЛИГИИ, В ФИЛОСОФИИ- ПРАВДА И СТЫД, ТЕРПИМОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ. evg3097@mail.ru

Чем отличается нравственность от морали?

Мир сущего Мир должного принципы реального практического поведения людей степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни Нравственность Мораль

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ. НРАВСТВЕННОСТЬ – ЭТО САМА ЖИЗНЬ. ИЗ НРАВСТВЕННОСТИ ПОСТЕПЕННО ВЫРАСТАЕТ МОРАЛЬ, СУЩЕСТВУЮТ САМЫЕ РАЗЛИЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА НРАВСТВЕННОСТЬ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВЫРАБОТАЛО ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ. КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ПОСТУПАТЬ ТАК,ЧТОБЫ ТВОИ ДЕЙСТВИЯ МОГЛИ СТАТЬ ОБРАЗЦЕМ ДЛЯ ВСЕХ

Другим видом поведения личности является разрешение моральных ситуаций, требующих активного привлечения моральных представлений и этических категорий. Этические категории — это фундаментальные понятия морали, отражающие события жизни с точки зрения самых общих моральных оценок.

ЧТО ТАКОЕ ДОБРО. ДОБРО ПОНЯТИЕ ДОБРА- ФИЛОСОФЫ ОПРЕДЕЛЯЮТ КАК СТРЕМЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, К ГУМАНИЗМУ. ДОБРО- ЭТО СПРАВЕДЛИВОСТЬ, МИЛОСЕРДИЕ, ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ. НО, ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКА КАК ДОБРОГО? ВАШИ ПРИМЕРЫ.

ЗЛО ЗЛО ВСЕ, ЧТО ПРОТИВОПОЛОЖНО ДОБРУ — ЕСТЬ ЗЛО. ПОНЯТИЕ ЗЛА ОБЪЕДИНЯЕТ В СЕБЕ ВСЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ. ЗЛО- ЭТО ВСЕ ТО, ЧТО ГУБИТ ДУШУ ЧЕЛОВЕКА

КРИТЕРИЙ МОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК ЖЕ РАЗЛИЧИТЬ ДОБРО И ЗЛО НАЛИЧИЕ УВАЖЕНИЯ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ДОСТОИНСТВУ В РЕАЛЬНЫХ ДЕЛАХ И ПОСТУПКАХ – ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ МОРАЛИ, ПО КОТОРОМУ МОЖНО РАЗЛИЧАТЬ ДОБРО И ЗЛО. ЭТО ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП МОРАЛИ : ГУМАНИЗМ.

Долг совокупность обязанностей человека перед обществом на уровне общественного мнения (сознания) , на уровне индивидуального сознания — понимание личностью этих обязанностей и принятие их ею. Требование долга является моральной основой социальной дисциплины.

Совесть способность личности к эмоциональной оценке совершенных и совершаемых ею поступков, соотносимых с идеей должного. Совесть — это «сторожевой пункт» общества в индивидуальном сознании. манипуляция личностью возможна лишь при условии отключения совести.

Честь и достоинство Категории чести и достоинства личности отражают признание ценности личности на основе наличия у нее некоторых обязательных черт: благородства, готовности к самоотверженности, определенной сдержанности и соблюдения в отношениях с другими людьми правил, принятых той или иной референтной группой.

Счастье Категория счастья фиксирует переживания человека, удовлетворенного своей деятельностью, своим положением и открывающимися перспективами.

Нравственная культура личности — степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества

Факторы, определяющие уровень нравственной культуры: Общая культура Социальные интересы Цели жизни и деятельности Степень нравственных переживаний, сопереживания Богатство и разнообразие жизненных связей и интересов личности …

Этапы формирования нравственной культуры личности Совесть «Что я сам о себе подумаю?» Саморегуляция автономная Взрослые люди Стыд, честь «Что обо мне подумают?» Общественное мнение конвенциональ-ная Дети Инфантильные взрослые Страх, боязнь наказания «Что со мной сделают?» Послушание и подражание элементарная Для кого характерна Главный мотив нравственного поведения На чем основана Формируемая нравственность

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА – это реализация человеком в своем поведении нравственных принципов (ценностей и норм).

моральный идеал — это представление о совершенной системе моральных норм, воплощаемых в деятельности и поведении личности.

Человек – подобие Бога, имеет высшую сакральную ценность. Духовный (нравственно-универсальный) Каждый человек обладает равными правами и свободами, обязанностями. Реализация «Золотого правила нравственности». Гуманистический (просоциальный) Равнодушие к тем, кто не принадлежит к группе Группоцентризм Стремление к собственному удобству, выгоде, престижу. Потребительское отношение к окружающим Эгоцентрический Черты поведения Уровень нравственности

Различать добро и зло, применять нравственные нормы в сложившейся ситуации Эмоциональная одухотворенность Формы, манеры поведения в обществе

Самостоятельный моральный выбор и ответственность за него перед обществом и самим собой

Трудности в осуществлении нравственного идеала (причины): Низкая общая культура людей; Различные социальные группы, имеют неодинаковые фундаментальные интересы и цели своей жизни и поведения; Эгоистические групповые и индивидуалистические идеалы и цели заставляют отступить на задний план или вообще исчезнуть общесоциумные задачи и интересы; Паралич эмпатии; Социальная мимикрия.

Согласны ли вы с высказыванием: «Иногда случается, что некто является хорошим гражданином, не имея вместе с тем качеств, по которым можно было бы признать его хорошим человеком: отсюда следует, что качества хорошего человека и хорошего гражданина не одни и те же». К.Тосси

Духовно-нравственные заповеди академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва: Люби людей – и ближних, и дальних. Твори добро, не видя в том заслуги. Люби мир в себе, а не себя в мире. Будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам. Учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь; чтение – путь к житейской мудрости, не гнушайся им! Будь верующим – вера обогащает душу и укрепляет дух. Будь совестлив: вся мораль в совести. Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее.

Время эти понятия не стёрло. Нужно только поднять верхний пласт. И дымящейся кровью у горла Чувства вечные хлынут из нас. Ныне присно, во веки веков, старина, И цена есть цена, и вина есть вина, И всегда хорошо, если честь спасена, Если духом надёжно прикрыта спина. Чистоту, простоту мы у древних берём, Саги, сказки из прошлого тащим Потому, что добро остаётся добром В прошлом, будущем и настоящем. В. Высоцкий. «Баллада о времени»

Источник:
Презентация на тему: Мораль и нравственность
Мораль и нравственность «Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки».
http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/moral-i-nravstvennost6.html

Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность»

Этика – это философская наука, предметом которой является мораль и нравственность. Это – учение о сущности морали, ее структуре, функциях, законах, ее историческом развитии и роли в общественной жизни. Термин «этика» употребляется в значении системы норм нравственного поведения человека, общественной или профессиональной группы и как способ оценки человеческих поступков (одобрение, осуждение). Этика дает ответ на вопрос как надо правильно жить. Этика исполняет роль «социального регулятора» в поведении и отношениям между людьми. Этика старается указать человеку общее направление в жизни.

Мораль – это специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему. Мораль – это индивидуальные и общественные формы человеческих отношений, основанные на различении добра и зла. Мораль, как предмет изучения этики проявляет себя в конкретных человеческих взаимоотношениях. Сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, регулируя и упорядочивая поведение людей в коллективе.

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. В данном определении она сводится к определенным духовным качествам человека, а также к определенным внутренним нормам и принципам поведения. Но не охватывает все как мораль. Мораль, как правило, ориентирована на внешний оценивающий субъект (других людей, общество, церковь и т.д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения. Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и позицию к окружающей среде.

Этимологически термины «этика», «мораль» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означающие единое понятие – «нрав», «обычай». В ходе употребления этих терминов слово «этика» стало обозначать науку о морали и нравственности, а слова «мораль» и «нравственность» стали обозначать предмет исследования этики как науки. В обычном словоупотреблении эти три слова могут употребляться как тождественные. Например, говорят об этике учителя, имея в виду его нравственность, то есть выполнение им определенных моральных требований и норм. Вместо выражения «моральные нормы» употребляется выражение «этические нормы».

На соотношение содержания слов «мораль» и «нравственность» существует две точки зрения, первая из которых считает содержание этих слов тождественным, а вторая – полагает, что они имеют различное содержание. Немецкий философ Г. В. Ф. Гегель (1770-1831 гг.) разделял содержание терминов «моральность» и «нравственность». В содержании моральности он видит такие понятия как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, а в содержание нравственности он включает особенности трех компонентов: семьи, гражданского общества и государства.

Под понятием «моральность» Гегель имел в виду сферу морали, а под понятием «нравственность» — то, что сейчас определяется как социально-политическая сфера общества. Среди современных авторов некоторые из них разделяют содержание терминов «мораль» и «нравственность», считая, что мораль – это сфера должного, того, как нужно делать, как следует поступать, а нравственность – это сфера сущего, система реализованного морального сознания, область практических нравов, осуществление морали в конкретных поступках людей. Многие авторы считают мораль и нравственность как тождественные понятия, как термины, имеющие одинаковое содержание, а этику полагают как науку о морали и нравственности.

Источник:
Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность»
Этика – это философская наука , предметом которой является мораль и нравственность. Это – учение о сущности морали, ее структуре, функциях, законах, ее историческом развитии и роли в общественной
http://studopedia.ru/7_172058_sootnoshenie-ponyatiy-etika-moral-nravstvennost.html

(Visited 192 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Не подскажешь что нам задали 22 истины, которые помогут вам проснутьсяПрожить стоящую жизнь, сделать то,… (1)

Жена хочет чтобы меня имел мужчина Мой парень хочет чтобы я переспала с другимМой парень хочет… (1)

как отомстить человеку за унижение Как отомстить обидчику и врагамКак отомстить обидчику и врагам. Про… (1)

Как хороший мужчина без слов говорит «Я тебя люблю» Но это не значит, что они никак не показывают свои… (1)

Как построить идеальные отношения с девушкой Блог №1 о том, Как соблазнить девушку? Как построить идеальные… (1)

COMMENTS