Этические нормы общения

Чисто по-русски

Этические нормы регулируют обязательное соответствие речи как моральным законам общества, так и духовному миру человека, осознанию своего места в жизни и в обществе.

Задача этических законов — сплочение, объединение членов данного общества. Это основа культуры общения. Речь выполняет в этом плане важную социальную функцию.

Критерии оценки этичности речи

Критериями оценки этичности речи и речевого поведения являются истина, добро, красота. Доверие к говорящему, без которого невозможно общение, возникает благодаря истинности, правдивости, желанию добра другим, поэтому все этические правила содержат доброжелательность как норму общения, норму речевой культуры.

Основные моральные качества личности, которые проявляются в общении, это честность, правдивость, уважительность к другим, справедливость, доброта, забота о других, доброжелательность, одобрение других, искренность в проявлении своих чувств и оценок, высокий общий уровень знаний, культура, вежливость как проявление этой культуры.

В соответствии с этими качествами личности основными этическими достоинствами и этическими нормами речевой культуры являются: правдивость, понятность ( речь должна быть доступна адресату, не должна заставлять его прилагать излишние усилия на её расшифровку), содержательность, целесообразность, краткость в меру необходимости, логичность, вежливость.

Обязательность этических норм речевой культуры

Этические нормы речевой культуры способствуют правильному общению, предупреждают этические ошибки. В современном обществе этической нормой являются доброжелательность, уважение к людям, к их мнению, терпимость. Неприемлемы притворство, неискренность, обман, грубость и т.п.

Выделяется различная степень обязательности соблюдения этических норм. К обязательным для исполнения при любых условиях коммуникации и в любой сфере общения является запрет на причинение ущерба другому человеку. Причем, принцип : «Не навреди!» в этом плане касается в первую очередь морального ущерба. В эти нормы входят предписания сдерживать негативные эмоции и смягчать негативную информацию, не допускать унижения и оскорбления человеческого достоинства, грубости, зависти. Кроме того, обязательная для исполнения норма — это требование всемерно проявлять уважение к людям.

Другие этические нормы можно отнести к рекомендуемым. В первую очередь, это касается позиции говорящего относительно себя и своего места в общении. Этично иметь чувство собственного достоинства, быть скромным, не противопоставлять себя другим, не восхвалять себя. Из этого следует и уважительное отношение к другим: уважение чувства собственного достоинства других, умение видеть в людях прежде всего их достоинства.

Несоблюдение этических норм приводит к моральному ущербу не только для адресата (тот, кто говорит), но и для адресанта ( тот, кому адресована речь), поскольку нравственный человек всегда, даже в случае невольного нарушения норм этики, испытывает стыд и угрызения совести. Кроме того, нарушение этических норм общения часто приводит к коммуникативным помехам и неудачам.

Специфика э тических норм в том, что они действуют на всём протяжении речевой деятельности, а не только для оценки готового высказывания, а именно: этика определяет в речи мотивы, с которыми человек вступает в общение, далее цели, которые он ставит, средства для достижения этих целей и оценку результата речи, то есть этичность действий слушателя, предпринятых под влиянием данной речи.

Общий этический принцип: «Поступай с людьми так, как тебе хотелось бы, чтобы поступали с тобой». Другими словами, этические нормы речевой культуры и правила речи выводятся исходя из принципа взаимного уважения и одобрения, хотя прямо, словесно это в речи может и не проявляться.

Проблема этического выбора возникает уже на этапе формулирования целей речи. Этичные мотивы и цели определяются стремлением сказать что-то интересное и важное. Доставить радость, сделать человеку приятное, утешить, то есть удовлетворить его духовные потребности во внимании, заботе, уважении, любви.

Этичные мотивы могут быть не только эмоционально положительными, но и эмоционально нейтральными (например, сообщить информацию). Этичными могут быть даже отрицательные эмоции в речи (например, возмущение, несправедливость, гнев, порицание за неэтичный поступок), поскольку эти эмоции проявляются на основе более высоких этических побуждений.

В то же время, если кто-то говорит исходя из низких побуждений (например, обмануть, испортить настроение кому-то, отомстить), то это нарушает законы этики, хотя речевая форма, в которую будет спрятано это намерение, может вполне соответствовать всем остальным этическим нормам речевой культуры.

Поведение истинно воспитанного человека основывается на балансе двух основных тенденций, которые характерны для каждой личности. Это, с одной стороны, тенденция к объединению, сплочению, сближению, консолидации, а с другой стороны, тенденция отделения себя от других, к сохранению своей индивидуальности. Эти тенденции по-разному проявляют себя в различных сферах общения, а также в зависимости от ситуации и взаимоотношений партнёров.

Именно на это нацелен принцип вежливости Дж.Лича. Этот принцип предполагает соблюдение шести максим. Максима (от лат. Maxima (regula — основное правило, принцип) — логический или этический принцип, выраженный в краткой формуле, правило, норма поведения:

максима такта ( Соблюдай интересы другого! Не нарушай границ его личной сферы!)

максима великодушия ( Не затрудняй других!)

максима одобрения ( Не хули других!)

максима скромности (Отстраняй от себя похвалы!)

максима согласия (Избегай возражений!)

максима симпатии (Высказывай благожелательность!).

Общение всегда предполагает духовное взаимодействие с другим человеком, а также потребность и необходимость в нем самом как партнере для достижения общей цели. И потребность эта превращается в готовность согласования своего личного поведения с поведением партнера в стремлении к содружеству, сотрудничеству.

Источник:
Чисто по-русски
Этические нормы речевой культуры способствуют правильному общению, предупреждают этические ошибки, действуют на всём протяжении речевой деятельности
http://chisto-po-russki.ru/eticheskie-normyi-rechi/eticheskie-normyi-rechevoy-kulturyi

Этические нормы и их значение

Этика — это свод правил, определяющих норму поведения при общении и взаимодействии с другими людьми. А этические нормы — это, собственно, сами правила, соблюдение которых делает контакты с окружающими приятными для всех. Несоблюдение этикета не влечет за собой уголовной или административной ответственности (в большинстве случаев), но порицается окружающими, что также является наказанием для нарушителя.

На работе, в школе или университете, дома с родными, в магазине, в общественном транспорте — везде происходит взаимодействие друг с другом как минимум двух людей. Это взаимодействие включает в себя мимику, действия и разговор, причем все эти составляющие оцениваются окружающими. Разумеется, никому неприятно получить пинок в метро, услышать грубость от продавца, увидеть скорченную рожицу сослуживца или одноклассника, почувствовать пренебрежение своих близких. Воспитанный человек никогда не будет нарочно совершать действия, причиняющие дискомфорт и, тем более, боль другим людям. Он будет соблюдать особые правила — этические нормы.

Не толкаться, не грубить собеседнику, не разговаривать с набитым ртом — все это правила этикета, позволяющие сделать общение с окружающими легким и приятным. Соблюдать этические нормы очень важно, ведь в противном случае велик риск прослыть грубияном и хамом, а с такими людьми предпочитают не иметь дела. А человеку, от которого отворачиваются все, приходится очень тяжело.

Очень важно соблюдать этические нормы поведения, ведь именно действия характеризуют человека. К сожалению, правила хорошего тона давно перестали изучаться в обязательном порядке. Именно этим объясняется грубость и бестактность нынешней молодежи, ее вызывающее поведение. Соблюдения этикета можно добиться, лишь подавая хороший пример, но редкий подросток берет пример со своих родителей и учителей. Служить образцом для подражания могут «крутые» сверстники и друзья, кумиры, но не родители. Таким образом, в современном обществе этические нормы постепенно уходят в прошлое, что приводит к бескультурности, хамоватости и необразованности растущего поколения.

Однако даже человек, не получивший должного воспитания в детстве, может исправиться, для того и существует самосовершенствование. Библиотеки, театры, специальные школы — все это существует специально для тех, кто хочет стать культурным человеком, Человеком с большой буквы.

Не менее важны и этические нормы общения, ведь потребность в контакте, диалоге с окружающими испытывает каждый человек. Даже тот, кто сам себя называет нелюдимым и необщительным испытывает потребность в контакте, просто подбирает себе собеседников более тщательно.

Общение с вежливым человеком всегда приносит удовольствие, с ним хочется говорить еще и еще. Диалог же с грубияном оставляет неприятный осадок и нежелание продолжать разговор.

Этика общения включает в себя не так уж много правил. Так, в диалоге недопустимо повышать тон и грубить собеседнику, запрет распространяется и на завуалированные оскорбления. Необходимо внимательно прислушиваться к говорящему, а вот перебивать его или повторять по нескольку раз одно и то же.

Запомнить эти правила не так уж и сложно, а соблюдая их можно легко стать душой любой компании.

Источник:
Этические нормы и их значение
Не грубить собеседнику, аккуратно есть в присутствии других людей, не высмеивать чужие недостатки, не причинять неудобства окружающим словами и действиями — все эти правила известны даже детям, а определяют их этические нормы. Этикой называют свод правил, позволяющих сделать общение и любое взаимодействия между людьми взаимно приятными.
http://fb.ru/article/57490/eticheskie-normyi-i-ih-znachenie

Этические нормы общения

Этичное поведение — принятый во всех разделах Википедии свод норм поведения, которого следует придерживаться при редактировании статей, в ходе обсуждения каких бы то ни было вопросов, а также при написании комментариев к правкам. Неэтичное поведение можно кратко охарактеризовать как переход на личности, который создаёт конфликтную атмосферу и напряжённость. Нормы поведения, принятые в Википедии, требуют, чтобы все участники вели себя по отношению друг к другу этично. Это одно из важнейших правил Википедии.

Википедия открыта для всех желающих принять участие в улучшении имеющихся в ней статей, что, однако, нередко приводит к спорам по поводу того, действительно ли то или иное изменение «улучшает» статью. В ходе таких споров иногда бывает довольно трудно отказаться от субъективизма в оценках ситуации. Участники, пытаясь наиболее чётко обосновать внесённые ими изменения, иногда могут высказываться с излишней жёсткостью. С другой стороны, некоторые участники могут очень чувствительно относиться к тому, что их текст заменяется другим, якобы «улучшающим» статью — тем более, если при этом сильно изменяется смысл сказанного.

Сухие и обезличенные комментарии к правкам или на страницах обсуждения не могут передать всех нюансов живого общения и поэтому нередко истолковываются неверно. Одно неосторожное невежливое замечание может легко привести к горячей дискуссии, уводящей далеко в сторону от сути проблемы. Втягиваясь в конфликты, участники забывают о работе над статьями, больше думая о «победе» над «врагом».

Данное правило призвано помочь избежать подобных ситуаций.

Некоторые типичные примеры поведения, способствующего созданию нездоровой атмосферы

  • Грубый, агрессивный стиль общения («А мне вообще плевать на то, что вы думаете по этому поводу»).
  • Предвзятость, навешивание «ярлыков» на оппонентов («националист», «сталинист» и др. — то есть подмена критики тех или иных суждений личными выпадами против человека, высказывающего их).
  • Уничижительные комментарии к правкам, которые не выглядят явно вандальными («Убрал бред», «Удаление мусора»).
  • Нападки на участников из-за допускаемых ими ошибок в орфографии или грамматике (если, разумеется, речь не идёт о сознательном внесении в статьи безграмотных дополнений или исправлений).
  • Необоснованные обвинения в нарушении норм и правил Википедии.
  • Замечания, содержащие текст вроде «Не хочу переходить на личности, но…», «Не сочтите за грубость, но…».
  • Сознательное передёргивание фактов и фальсификации.
  • Обвинения оппонентов во «лжи» или «клевете» (такие обвинения, даже если они справедливы, скорее усугубят проблему, чем разрешат её).
  • Использование ненормативной лексики [1] .

Примеры более грубых нарушений этики (см. также ВП:НО)

  • Злые насмешки и провокации.
  • Грубость в адрес другого участника, нападки на его личность, включая расовые, национальные, религиозные и сексуальные ярлыки и намёки.
  • Вандализм на личных страницах участников.
  • Намеренное искажение имени и (или) ника участника.
  • Неприличные предложения и намёки.

Нарушение принципов этичного поведения происходит, например, когда участнику, только что создавшему новую статью, говорят: «Если вы уже собрались написать ненужную статью, может, хотя бы уберёте из неё орфографические ошибки?». Достаточно просто ответить: «Не лезьте не в своё дело» — и одно-единственное невежливое замечание приводит к конфликту.

Такой стиль общения отпугивает новичков, отвлекает участников от работы над важными для проекта задачами и наносит вред всему сообществу.

  • Войны правок и ситуации, связанные с конфликтом полномочий.
  • С ростом сообщества участники реже пересекаются друг с другом, не всегда способны адекватно оценить вклад того или иного участника в развитие проекта и не задумываются о необходимости поддерживать с ним нормальные отношения. Кроме этого, зачастую в крупном сообществе бывает легче скрывать свою дурную репутацию.
  • Появление в проекте чересчур агрессивного новичка может провоцировать других участников на ответную грубость.

В большинстве случаев участники высказываются неэтично в острые моменты затяжного конфликта. Неэтичное поведение, как правило, обрывает дискуссию. Зачастую участник может впоследствии сожалеть о допущенной грубости. Не стоит поэтому возражать, если он (или кто-то другой) захочет убрать некорректное высказывание или смягчить его.

Следует также принимать во внимание, что невежливое поведение может быть вызвано причинами, не имеющими отношения к сути проблемы, — усталостью, проблемами в жизни, просто плохим настроением и прочим, — что, в свою очередь, может сказываться на способности участника адекватно оценивать свои и чужие слова.

Некоторые участники могут специально подталкивать оппонента к нарушению этических норм, при этом сами вроде бы не переходят за грань нарушения. Такое поведение является разновидностью троллинга и, несомненно, нарушает этические принципы.

Бывает и так, что человек специально ведёт себя вызывающе, — то ли для того, чтобы отвлечь «оппонентов» от сути дела, то ли пытаясь заставить их уйти из определённой статьи или из Википедии вообще, или, наконец, для того, чтобы спровоцировать оппонента на откровенную грубость, которая могла бы привести к его публичному осуждению или блокировке. В таких ситуациях от нарушителя не приходится ожидать сожаления или извинений.

С другой стороны, отдельные участники бывают предрасположены целыми днями или даже месяцами таить обиду на неосторожные слова, сказанные кем-то, и добиваться «восстановления справедливости».

  • Обижает других участников, отбивая у них желание работать над статьями.
  • Раздражает других участников, ведёт к неконструктивным спорам, провоцирует их на ответную грубость и агрессивность.
  • Вынуждает оппонентов занимать оборонительную позицию, что часто ведёт к полному неприятию других мнений и препятствует формированию консенсуса.
  • Подрывает веру в добрые намерения и, таким образом, препятствует разрешению данного конфликта и возможных будущих споров.
  • Приводит к тому, что время фактически тратится на склоки, а не на улучшение статей.
  • Ведёт к тому, что утрачивается понимание цели, для которой люди участвуют в сетевом сообществе.
  • Превращает Википедию в некомфортную и недружественную среду с подспудным ощущением возможной опасности.
  • Не допускайте войн правок и разрастания конфликтов между участниками.
  • В случае необходимости предлагайте оппонентам сделать паузу, чтобы снизить возникшую напряжённость и помешать усугублению конфликта. С этой целью администраторы могут временно защищать статьи от редактирования, чтобы дать время на спокойное обсуждение возникшего спорного вопроса.
  • Поощряйте действия тех, кто не отвечает грубостью на грубость и провокации.
  • Используйте фактор влияния сообщества, выражая неодобрение в связи с каждым проявлением грубости.
  • Старайтесь в первую очередь разрешить суть возникшего конфликта, ищите компромиссы.
  • В случае накала страстей рекомендуйте некоторым участникам временно оставить обсуждение данной темы и вернуться к ней после паузы и переосмысления ситуации. Часто такую рекомендацию стоит давать обеим сторонам конфликта.
  • Рекомендуйте некоторым пользователям воздержаться от редактирования определённых тем, где их действия способствуют нарушению принципов этичного поведения.
  • Используйте почтовые фильтры для удаления почты от нарушителей.
  • Действуйте с пониманием того, что в проекте, подобном Википедии, невозможно полностью избежать неэтичного поведения, но в то же время не следует реагировать на нарушение этических принципов своими собственными ответными нарушениями.
  • Поощряйте достойный вклад участников в развитие проекта.

В целом можно дать такой совет: старайтесь оформлять свои сообщения не как поучения, а как напоминания тем, кто уже это знает или догадывается.

  • Отвечайте на неконструктивные комментарии конструктивным образом, стараясь смягчить конфликт.
  • Не реагируйте на оскорбительные комментарии, а игнорируйте их. Не усугубляйте конфликт.
  • Если вы всё же ответили, старайтесь делать это ещё более вежливо и уважительно. Многие участники в такой ситуации сами в конце концов будут подстраиваться под ваш более корректный стиль ведения дискуссии.
  • Игнорируйте сознательную грубость, ведите себя так, как будто её нет, — тем самым вы сможете создать своего рода «стену» между нарушителем и сообществом.
  • Временно отвлекайтесь от зоны конфликта: Википедия — большой проект, и можно поработать над чем-то другим, вернувшись в проблемную зону после того, как страсти утихнут.
  • Относитесь к участникам с должным уважением, как к коллегам, вместе с которыми вы длительное время вместе работаете над проектом. Используйте выражения «Спасибо», «Пожалуйста», «Извините», «Я знаю, что мы оба хотим как лучше, давайте выработаем компромисс» и пр.
  • Не привносите своё личное отрицательное отношение к участнику в обсуждение его правок.
  • Зачёркивайте грубые выражения на страницах обсуждения или заменяйте их на вежливые высказывания. (Правки чужих реплик оправданы лишь с целью удаления явных оскорблений при сохранении общего смысла. В противном случае редактирование чужих высказываний не допускается).
  • Удаляйте реплики, целиком состоящие из грубых комментариев. (Они в любом случае сохраняются в истории правок.)
  • В особых случаях обратитесь к администраторам за помощью для полного удаления грубости или для замены грубого комментария к правке.

В тех случаях, когда нарушения этических норм продолжаются или имеют грубую форму, попробуйте обратиться к участнику на его странице обсуждения. Лучше всего приводить конкретные ссылки на правки страниц (так называемые диффы). В случае очевидных и систематических нарушений обратитесь за помощью на ВП:ВУ.

Зачастую быстрое рассмотрение по существу (или выделение) какого-то отдельного вопроса, представляющего предмет конфликта, помогает снизить конфликтную ситуацию в целом, а поэтому именно на этом лучше всего сосредоточить усилия в первую очередь.

Некоторые участники болезненно реагируют на неэтичные комментарии, сделанные в их адрес, что мешает им сосредоточиться на сути вопроса. Попробуйте обратить их внимание на то, что нарушения этики, разумеется, нельзя приветствовать, но это не должно мешать рассмотрению вопроса по существу.

Обиженный участник может понять, что слова, сказанные оппонентом, не следует воспринимать буквально, и принять решение забыть об инциденте.

При осуществлении посредничества между конфликтующими сторонами посредством электронной почты посреднику (третьей, нейтральной стороне) для налаживания диалога иногда может быть полезно перефразировать неудачную реплику участника А так, чтобы его оппонент (участник Б) мог сосредоточиться только на её сути. Например, реплику участника А: «Я не позволю, чтобы неофашистские взгляды загрязняли Википедию!» можно перефразировать для участника Б таким образом: «Участник А обеспокоен тем, что вы, возможно, слишком много внимания уделяете какому-то одному подходу».

По завершении процесса посредничества будет неплохо, если обе конфликтующие стороны по предложению администратора или посредника согласятся самостоятельно убрать свои некорректные замечания, допущенные в ходе дискуссии. Такие действия будут способствовать снижению напряжённости, а также тому, что участники быстрее простят друг друга и забудут об инциденте.

Извинения напрямую не относятся ни к решению проблемы, ни к процедуре посредничества. Однако это определённый ритуал, обычно обоюдный, направленный на восстановление добрых отношений, поэтому извинения могут служить хорошей основой для дальнейшей неконфликтной работы.

Для некоторых участников извинение от обидчика может быть очень важным, поэтому искреннее извинение часто является ключом к разрешению конфликта. В случае, если один из участников допустил неэтичные действия или комментарии, ему настоятельно рекомендуется принести извинения оппоненту.

Источник:
Этические нормы общения
Этичное поведение — принятый во всех разделах Википедии свод норм поведения, которого следует придерживаться при редактировании статей, в ходе обсуждения каких бы то ни было
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F:%D0%AD%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

(Visited 42 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Ролевые игры Ролевая игра Ролева?я игра? или RPG (Role-Playing Game) — игра… (1)

Игнорирование как метод психологического влияния Игнорирование - один из старейших видов эмоционального насилияИгнорирование - один… (1)

как проучить пьющего мужа Как можно проучить мужа за пьянку: действенные способыКак можно проучить… (1)

Психологическая фиксация Основные понятия психоанализа Фиксация - Основные понятия психоанализа. Фиксация -… (1)

Жена не чувствует мужа после негра Жена бизнесмена и негр- Слушай, Димас, а давай бизнес замутим,… (1)

COMMENTS