Факторы общения

Куницына В

Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение

Межличностное общение как предмет научного знания.

Теория межличностного общения как междисциплинарное знание.

Предмет теории межличностного общения.

Теоретические направления (бихевиоризм, когнитивизм, ролевая парадигма, психоанализ, гуманистическая психология).

Потребность в общении и методы ее изучения.

Потребности и мотивы личности в общении (классификация потребностей, фрустрация потребностей и ее последствия, социальная мотивация, мотив достижения в человеческих отношениях, мотивационный кризис).

Методы изучения общения.

Потребности в доверительном общении, милосердии и поддержке (аффилиация, помогающее поведение, милосердие в общении, характеристики ситуации и влияние черт личности).

Речь в межличностном общении.

Речевая коммуникация (организация и развитие речевой коммуникации).

Речь и взаимопонимание (денотация и коннотация, полисемия и синонимия, наблюдения и оценка, статичность высказывания).

Особенности речи в социально ориентированном общении (правила речевой коммуникации, речь как средство утверждения социального статуса).

Принципы и нормы вербальной коммуникации в межличностном общении (особенности повседневной коммуникации, функции речи в межличностном общении).

Место и функции невербальной коммуникации в межличностном общении.

Основные каналы невербальной коммуникации (кинесика, мимика, контакт глазами, жесты, такесика, проксемика, акустические средства передачи невербальной информации).

Проблема интерпретации невербального поведения.

Слушать и слышать.

Цели и факторы эффективного слушания.

Обратная связь в межличностном общении.

Стили слушания (рефлексивное слушание, эмпатическое слушание).

Структура межличностного взаимодействия.

Контексты межличностного взаимодействия.

Пространство межличностного взаимодействия.

Сценарии и механизмы взаимодействия.

Ритуальное поведение в межличностном взаимодействии.

Социальный ритуал (функции социальных ритуалов, формы ритуального поведения).

Межличностные ритуалы (ритуалы как способ обозначения границ взаимодействия, как форма поддержки или взаимного принятия, как форма защитного поведения).

Культурные особенности ритуального поведения в общении.

Межличностное взаимодействие в деловом общении и игре.

Деловое общение как межличностное взаимодействие (особенности и формы межличностного взаимодействия в деловой среде, фактор группы в деловом взаимодействии, проблема совместимости в группе).

Межличностное взаимодействие в игре (понятие игры, значение игр для человеческого общения).

Феномен личного влияния.

Понятие личного влияния.

Личное влияние, власть и лидерство.

Коммуникативно-личностный потенциал влияния.

Типы личного влияния.

Стратегии и тактики влияния и манипулирования.

Основные стратегии воздействия на человека.

Манипуляция в общении (средства и механизмы манипулятивного воздействия, распознавание и защита от манипуляции).

Экспериментальные исследования тактик влияния (тактики влияния в работе менеджера, тактики с сильным и слабым контролем ресурсов, самопрезентация как средство воздействия).

Понятие межличностной аттракции.

Внешние факторы аттракции.

Внутренние факторы межличностной аттракции (физическая привлекательность, стиль общения, сходство, дополнительность, поддержка).

Способы измерения межличностной аттракции.

Чувства и эмоции в общении.

Основные характеристики чувств и эмоций в общении.

Социальные эмоции (влияние значимых других на чувства и эмоции, виды социальных эмоций: смущение, зависть, ревность).

Способы управления эмоциями и чувствами (осознание эмоций, язык эмоций, управление чувствами и эмоциями в социальном взаимодействии).

Отношения в развитии.

От первой встречи до разрыва: этапы развития отношений (стадия сближения и стадия близости, стадия дифференциации и стадия отдаления, стадия распада).

Факторы стабильных эмоциональных отношений (самораскрытие и особенности отношений).

Раздел. Неформальное общение и его особенности.

Общение, обращение, отношение.

Общение как центральная категория социальной психологии.

Общение, обращение, отношение (формальное и неформальное межличностное общение, контактное общение, соотношение понятий «установка» [«аттитюд»], «отношение», «оценка», «интерес»; классификация типов отношений).

Закономерности доверительного общения.

Формальное и неформальное межличностное общение.

Доверительное общение, его функции и стадии (специфика доверительного общения, псевдодоверие, структура и функции доверительного межличностного общения, стадии доверительного общения, психологическая близость).

Формы и способы доверительного общения (аттракция и физическая привлекательность, дружба и любовь).

Восприятие и понимание в структуре межличностного общения.

Межличностное общение: социальная перцепция (что такое восприятие человека человеком, что мы видим в другом человеке, как и для чего использует человек свои знания).

Первое впечатление и точность интерпретации (типичные ошибки первого впечатления, физиогномические стереотипы и стереотипы внешности, роль установки в восприятии, от чего зависит точность первого впечатления).

Направленное формирование первого впечатления.

Психологические основы и закономерности понимания (интерпретация или понимание, каузальная атрибуция — приписывание причин поведения, внешность и личность, тип конституции и черты личности, проницательность).

Роль национальных и этнических стереотипов в понимании других людей (стереотип и его общие характеристики, национальные и этнические стереотипы, методы изучения и конкретные исследования стереотипов, профессиональные стереотипы, предрассудки и предубеждения).

Трудности и дефекты общения.

Трудности межличностного общения.

Нарушения, барьеры, трудности общения (нарушения общения и коммуникативные барьеры, трудности общения, распространеность психологических трудностей в разных возрастах).

Застенчивость как специфическая трудность межличностного общения (исторический подход к проблеме застенчивости, природа застенчивости, психологическое содержание феномена застенчивости, типы застенчивости, беззастенчивость).

Одиночество (одиночество в юности, типы одиночества, принципы и способы измерения одиночества, некоторые психологические механизмы одиночества, причины хронического чувства одиночества).

Аутистичность и отчужденность (аутистичиостъ как свойство личности, отчужденность, аномия).

Комплексные трудности в общении.

Акцентуации характера и дефекты общения (дефекты общения, нарушения общения и акцентуации, типы акцентуаций и особенности общения).

Ригидность и тревожность как факторы дефектного общения.

Корыстные формы общения (вранье, обман, ложь; эгоизм — основа деструктивного общения).

Агрессивно-конфликтное взаимодействие (источники агрессивности, закономерности агрессивного поведения и взаимодействия, криминогенное общение).

Раздел Эффективное общение.

Факторы успешного общения.

Понятие, критерии и уровни успешности общения.

Общительность, контактность, коммуникативная совместимость (контактность как важнейшее условие успешности общения, коммуникативная совместимость, адаптивность).

Стиль общения как фактор успешности (характеристики стиля общения, темперамент и стиль общения, направленность личности и стиль общения, культура и стиль общения, стили общения в совместной деятельности, формирование стиля общения в семье, оптимальный стиль общения).

Мужской и женский стили общения (полоролевые стереотипы, мужчины и женщины как лидеры, андрогинность и особенности мужского и женского личного влияния).

Общение в сфере средств массовой коммуникации.

Массовая коммуникация как вид межличностного общения (принадлежность к малой группе, лидер мнений).

Убеждаемость (убеждаемостъ и статус человека в группе, убеждение и внушение, убеждаемостъ и конформность, податливость).

Новые направления в исследовании межличностного общения.

Социальный интеллект (история развития представлений о социальном интеллекте, социальный интеллект и когнитивная структура, содержание социального интеллекта в представлении людей, является ли социальный интеллект самостоятельным феноменом, отечественные разработки по проблеме социального интеллекта, новый подход к проблеме социального интеллекта, социальный интеллект и социальный успех).

Социальная компетентность (социальная компетентность — механизм адаптации к новым условиям, содержание и структура социальной компетентности, взаимосвязь социального интеллекта и социальной компетентности).

Методы измерения особенностей общения и личностно-коммуникативных свойств.

Методы измерения симпатии, любви, самоактуализации.

Методы измерения эмоциональных взаимоотношений.

Мотивация общения и взаимодействия.

Методы исследования самоотношения и самооценки, психологической защиты.

(Бланковые методики В.Н. Куницыной «Национальные стереотипы», «Значимые лица», «Самооценка-12», «Самооценка-25», «Линия жизни», «Боязнь неудачи», «Семья и друзья»).

Программа учебного курса «Межличностные отношения».

Источник:
Куницына В
СПб: Питер, 2001. 544 с.: ил. — Серия Учебник нового века . ISBN 5-8046-0173-3 Предисловие. Межличностное общение как предмет научного знания . Теория межличностного общения как междисциплинарное знание. Предмет теории межличностного общения. Аналитические модели. Теоретические направления…
http://www.twirpx.com/file/753305/

Факторы, влияющие на общение

Воспитание в человеке полезных норм культуры поведения и общения дело не простое. Они закладываются в детском, юношеском возрасте и закрепляются в зрелые годы. Но как же влияет характер человека на его манеру общения с другими людьми?

· Большое значение в процессе общения имеет умение проявлять участие к собеседнику, заряжать его оптимизмом, бодростью, внушать ему веру в свои силы. Подлинная культура общения несовместима с равнодушием, с появлением таких качеств как тщеславие, эгоизм, зависть и т.п.

· Конечно, любой человек может поддаться различным, в том числе и отрицательным эмоциям. Но культура общения, поведения и проявляется в умении управлять своими эмоциями, сдерживать их и даже стараться изжить отрицательные черты характера, не переносить свое дурное настроение на других, не заражать им окружающих.

Поведение человека, обладающего культурой общения, отличается тактом и чувством меры, умением учитывать настроение и чувства других людей. Его характеризуют благожелательность, приветливость, участие и т.п.

Противоположностью общительности является замкнутость. Замкнутый человек, как правило, не делится с окружающими своими мыслями и чувствами, хотя ему есть что сказать. В общении с другими замкнутость не порок, и ее причина может лежать не в отсутствии доверия, уважения и нежелании поделиться с близкими людьми своими переживаниями, а в том, что человек в силу склада своего характера и темперамента не склонен делиться своими мыслями, не вырабатывая у себя привычки межличностного общения. Но замкнутый человек просто не хочет вступать в контакт с другим человеком. Меня же интересует случай когда человек хочет общаться, но не может по каким-то внутренним причинам.

Можно сделать вывод, что общительным человек может быть независимо от того, хороший у него характер или плохой. Собеседнику может и не очень нравится общаться с самовлюбленным эгоистом, но он то этого не замечает и с удовольствием вступает в контакт. Если характер не влияет на способность человека к общению, тогда что?

Если периферическая теория утверждала, что решающим для возникновения определенной эмоции является специфическое состояние организма, то противники этих взглядов искали детерминанты эмоций в интеллектуальной или познавательной сфере. На начальных этапах развития психологии использовались идеи немецкого философа и педагога Гербарта, кото .

Вопрос об адекватности конфликтных форм или адекватности способов регулирования детских конфликтов, реализуемых учителем на уроке, является центральным и затрагивает проблему конфликтной компетентности учителя. Последовательность образовательных «встреч» ребенка и учителя или конфликтная динамика детей младшего школьного возраста на уро .

В отечественной психологи сложилась традиция обозначать те виды тренинга, объектом воздействия в которых являются качества, свойства, умения, способности и установки, проявляющиеся в общении, социально-психологическим тренингом. Это понятие ввел в обиход М. Форверг. Под социально-психологическим тренингом в самом широком смысле понимае .

Источник:
Факторы, влияющие на общение
Воспитание в человеке полезных норм культуры поведения и общения дело не простое. Они закладываются в детском, юношеском возрасте и закрепляются в зрелые годы. Но как же влияет характер человека на
http://www.psinside.ru/ndos-785-1.html

Факторы общения

2. Резкая смена предмета разговора может прервать нить взаимопонимания. Рекомендуется делать частые паузы во время разговора с использованием переходных фраз. На фоне ответов и реплик возникнет возможность для обдумывания.

3. Защита людей, которых критикует пациент. У пациента возникнет предположение, что медсестра осуждает его, и это будет препятствовать дальнейшему выражению чувств во время беседы.

4. Преуменьшение чувств пациента.

5. Обещания пациенту. Говоря: «Все будет хорошо», медсестра отрицает реальность ситуации, в которой находится вместе с пациентом, заставляет его прятать страх и беспокойство, которые являются обычными человеческими реакциями и требуют сестринского вмешательства.

6. Поспешные заключения могут вызвать противодействие со стороны пациента. Будьте мудрыми, проверьте факты. Например, не предполагайте, что человек, страдающий злокачественной опухолью, автоматически согласится на ее оперативное удаление.

7. Культурные отличия: язык, нормы, общения. Различия культур влияет на то, как могут быть поняты вербальные и невербальные средства общения. Например, японцы выражают радость, широко раскрыв глаза. В славянской культуре это выражает чувство страха. Культура влияет и на поверья, поведение, связанные со здоровьем: магия, ритуалы, употребление определенной пищи. Поэтому важно определить этническую ориентацию человека и расспросить его об убеждениях, образе жизни.

8. Стили общения. На словесное и бессловесное общение влияют культура и воспитание, традиций и нормы. Чтобы адаптироваться к стилю беседы, необходимо принимать во внимание культурные особенности нации. Например, прикосновение в некоторых культурах является проявлением внимания, другие считают прикосновения сексуальными проявлениями.

9. Различия в возрасте. Возраст человека может влиять на способ ведения беседы, особенно если между собеседниками имеются большие различия в возрасте. Для ребенка до 6 лет обычно необходима беседа с родителями или опекуном, хотя учитывается и поведение самого ребенка. Часто родители считают себя виноватыми в нарушениях состояния здоровья детей. В таких случаях нужно применять неосуждающие вопросы, чтобы получить нуж-, ные сведения. Например, вопросы типа «Когда Вы заметили первые признаки повышения температуры?» более подходят, чем такой вопрос: «Почему Вы не доставили его в больницу раньше?» Проявляйте сочувствие родителям и оказывайте им поддержку и утешение.

С детьми старше 6 лет беседуют непосредственно. Игра и рисунки являются альтернативными средствами получения информации. Не обращайтесь с ними, как с малышами, не говорите свысока. Беседуйте с дктьми так же, как и со взрослыми. Если присутствуют родители, наблюдайте за внутрисемейными отношениями. Если родители доминируют в разговоре и инструктируют ребенка, как ему надо отвечать, медсестра может обращаться прямо к ребенку с комментариями типа: «Теперь я бы хотела услышать, как ты чувствуешь себя в этой ситуации?». Используйте этот прием и при беседе с пожилым человеком. Необходимо выяснить, нет ли у него проблем со слухом. Избегайте повышать голос, даже если у пациента проблемы со слухом.

Громкие слова могут быть раздражающими и даже обидными. У пожилых людей с потерей слуха обычно не воспринимаются звуки высокой тональности, а повышение вашего голоса обычно повышает высоту звука. Убедитесь перед началом беседы, что у пациента нет проблем со слухом. Если пациент плохо слышит, то сядьте напротив него, говорите медленно. Это поможет облегчить общение с ним, возможно, он может читать по губам.

Лучшие взаимоотношения обеспечат вам хорошее освещение, отсутствие посторонних звуков (радио, телевизор). Для беседы с пожилыми людьми одной беседы недостаточно — уделяйте им больше времени. Часто пожилые люди не договаривают, считают, что некоторые симптомы являются возрастными особенностями, не имеющими большого значения. Установление доверия, взаимопонимания — единственный путь к преодолению препятствий в общении. Один из эффективных способов установить взаимопонимание с пожилым человеком — дать возможность вспрмнить прошлые дни и его бывшие заслуги.

Источник:
Факторы общения
Факторы, препятствующие общению
http://med.hardholod.ru/nevrologia/faktory-prepyatstvuyushhie-obshheniyu/

Экстралингвистические факторы

Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник. — Назрань: ООО «Пилигрим» . Т.В. Жеребило . 2011 .

Смотреть что такое «Экстралингвистические факторы» в других словарях:

Экстралингвистические факторы — (Социальные факторы) Параметры социальной (внеязыковой) действительности, обусловливающие изменения в языке как глобального, так и более частного характера. Глобальное действие Э.ф. ведет к изменениям, затрагивающим всю или значительною часть … Словарь социолингвистических терминов

экстралингвистические факторы коммуникативного акта — см. экстралингвистические факторы речевого акта … Толковый переводоведческий словарь

экстралингвистические факторы (социальные факторы) — Параметры внеязыковой социальной действительности, обусловливающие изменения в языке как глобального, так и частного характера. К Э.ф. относятся: 1) демографические параметры: а) численность населения, говорящего на том или ином языке; б) способ… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

экстралингвистические факторы речевого акта — а) предмет (тема); б) ситуация (обстановка в которой осуществляется коммуникация); в) участники речевого акта (отправитель получатель) … Толковый переводоведческий словарь

экстралингвистические факторы стилеобразования — сфера общения; ситуация; тип мышления; функция; цели … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

экстралингвистические факторы стилеобразования — сфера общения; ситуация; тип мышления; функция; цели … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

Экстралингвистические, или внелингвистические, стилеобразующие факторы функциональных стилей — – это те явления внеязыковой действительности, в которых протекает речевое общение и под влиянием которых происходит отбор и организация языковых средств, т.е. речь приобретает свои стилевые характеристики. Употребление языка говорящими… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

факторы текстообразования объективные — 1) лингвистические: а) языковая норма; б) функциональный стиль; в) типы изложения; 2) экстралингвистические: а) ситуация (фрагмент реального мира, отраженный в тексте); б) жанр; в) ассоциативные нормы; г) пресуппозиция (фоновые знания) … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

факторы текстообразования субъективные — 1) лингвистические: языковые средства в определенных комбинациях (отбор и организация речевых средств): а) ключевые слова; б) заглавие; в) тематические группы; г) стилистические приемы; д) типы выдвижения; 2) экстралингвистические: а) условия или … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

факторы текстообразования объективные — 1) лингвистические: а) языковая норма; б) функциональный стиль; в) типы изложения; 2) экстралингвистические: а) ситуация (фрагмент реального мира, отраженный в тексте); б) жанр; в) ассоциативные нормы; г) прессупозиция (фоновые знания) … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

Источник:
Экстралингвистические факторы
Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник. — Назрань: ООО «Пилигрим» . Т.В. Жеребило . 2011 . Смотреть что такое «Экстралингвистические факторы» в
http://sociolinguistics_dictionary.academic.ru/825/%D0%AD%D0%BA%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B2%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как пригласить девушку на свидание 4 оригинальных способа того, как пригласить девушку на свидание Если… (1)

Как ответить на вопрос как впечатление 5 психологических приемов, как отвечать на «неудобные» вопросы5 психологических приемов,… (1)

Письмо в редакцию Мой парень нежный и любящий человек, у нас замечательные отношения.… (1)

Ну что маленький натурал познакомимся поближе Детские сказки, смысл которых намного глубже, чем кажетсяДетские сказки, смысл… (1)

Как проходит собеседование в магнит косметик Вакансии в магазинах «Магнит Косметик»«Магнит Косметик» – набирающая популярность сеть… (1)

COMMENTS