Философские мысли

История философии в кратком изложении

История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. Богута И.И.

М.: Мысль, 1995 — 590 с .

Книга коллектива авторов Чехословацкой АН представляет собой краткие очерки по истории философской мысли от се истоков до немецкой классической философии включительно. Рассматриваются философские культуры стран Междуречья, древней и средневековой Индии, Китая, античного мира, средневековья и Нового времени.

Формат: doc / zip ( М.: Мысль, 1995 — 590 с .)

Скачать / Download файл

Примечание: формат PDF лучше, здесь сама книга.

Формат: pdf / zip ( М.: Мысль, 1991 — 590 с .)

ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 3

Древний Ближний Восток — истоки философского мышления 8

Философия древней и средневековой Индии 17

Джайнизм — 25, Буддизм — 27

УЧЕНИЕ МАТЕРИАЛИСТОВ 31

ФИЛОСОФСКИЕ СИСТЕМЫ ИНДУИЗМА 34

Санкхья — 35, Йога — 36, Вайшешика — 37, Ньяя — 37, Миманса — 39, Веданта — 40

Философия древнего и средневекового Китая 42

Классические книги китайской образованности — 43

СТО ШКОЛ — ПЕРИОД РАСЦВЕТА КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 47

Конфуцианство — 48, Даосизм — 52, Школа имен — 55, Моизм — 56, Цзоу Янь и пять элементов — 57, Легизм — 58, Эклектики — 59

ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ ДИНАСТИИ ХАНЬ 60

ФИЛОСОФИЯ В III—X вв 62

Даосизм в III—X вв.— 63. Буддизм — 63,

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 66

Досократовская философия 69

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА 72

Фалес из Милета — 73, Анаксимандр — 76,

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ 79

Ксенофан из Колофона — 84, Парменид — 87, Зенон из Элей — 90, Мелисс — 92

ПИФАГОР И ПИФАГОРЕЙЦЫ 94

Ученики Пифагора — 99

ЭМПЕДОКЛ И АНАКСАГОР 100

Эмпедокл — 101, Анаксагор — 105

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ АТОМИСТЫ 109

Левкипп— 109, Демокрит— 110

Античная философия классического периода 122

МАЛЫЕ СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ 143

Философия эллинистического и римского периодов 164

Перипатетики — 164, Академическая филосо¬фия— 166, Эпикуреизм— 167, Стоицизм — 172, Скептицизм — 176, Эклектицизм — 178

РИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 179

Стоицизм — 180, Эпикуреизм— 185, Скепти¬цизм — 189, Эклектицизм — 190, Неоплато¬низм — 191

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ 196

Период патристики 202

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БОГОСЛОВСКАЯ ШКОЛА И СБЛИЖЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ С ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИЕЙ 207

Ориген — 207, Арий — 208, Афанасий — 208

КАППАДОКИЙСКИЕ «ОТЦЫ ЦЕРКВИ» 209

АВРЕЛИЙ АВГУСТИН 210

ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ И ПОСЛЕДОВАТЕЛИ АВГУСТИНА 221

Возникновение схоластической философии в Западной Европе 224

УКРЕПЛЕНИЕ ФЕОДОЛИЗМА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В XI И XII вв 230

СПОР ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ 231

Ансельм Кентерберийский — 232, Иоанн Росцел-лин — 235, Гильом из Шампо — 236, Пьер Абеляр — 236

РАЦИОНАЛИЗМ И НАТУРАЛИЗМ ШАРТРСКОЙ ШКОЛЫ 238

ШКОЛА СВ. ВИКТОРА 240

Арабская и еврейская философия средневековья 242

Авиценна — 245, Аверроэс — 246, Скептическая мистика — 247

ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 248

Период расцвета схоластики 250

ПАНТЕИСТИЧЕСКИЙ АРИСТОТЕЛИЗМ XIII В. — Александризм — 253, Латинский аверроизм — 253

ФИЛОСОФСКО-ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ АРИСТОТЕЛИЗМ , 255

Александр из Гэльса — 256, Джованни Фиданца — 256

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ И ФОМА АКВИНСКИЙ 258 Альберт Великий — 256, Фома Аквинскнй — 260

ОКСФОРДСКАЯ ШКОЛА В XIII в 268

Роберт Гроссетест — 269, Роджер Бэкон — 270

Поздняя схоластика 273

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛ ТИПА «VIA ANTIQUA» В XIV И XV вв 277

Томизм — 277, Скотизм — 277, Аверроизм — 278 Неоплатоновский альбертизм и мистика — 278

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛ ТИПА «VIA MODERNA» В XIV И XV вв 281

Уильям Оккам и оккамизм — 281, Джон Уиклиф — 285

ФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА 288

Эпоха, культура, философия 289

Гуманизм в Италии 293

Данте Алигьери — 294, Франческо Петрарка — 295

ПЛАТОНИЗМ РЕНЕССАНСА 297

Марсилио Фичино — 300, Пико делла Мирандо-ла — 301

АРИСТОТЕЛИЗМ РЕНЕССАНСА 303

Пьетро Помпонацци — 303

Гуманисты заальпийских европейских стран 315

Натурфилософия Ренессанса и новое естествознание 320

Николай Кузанский — 323, Бернардино Телезио — 326, Джордано Бруно — 329

Социальные теории 334

Никколо Макиавелли — 335, Жан Воден — 337

ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА 338

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ УТОПИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА 339

Томас Мор — 339, Томмазо Кампанелла — 341

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 345

Начало формирования философского мышления Нового времени 346

Английская философия XVII в 380

Рационализм европейской философии XVII в. 383

Субъективно-идеалистическое завершение сенсуалистской философии и критическая реакция на нее 407

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В АНГЛИИ 422

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ 424

ФИЛОСОФИЯ «ЗДРАВОГО СМЫСЛА» 425

Французская философия XVIII в 427

Пьер Бейль — 428, Жан Мелье — 430, Шарль Луи Монтескье — 431

Вольтер — 433, Руссо — 436, Кондорсе — 442

Дени Дидро — 445, Д’Аламбер — 446

МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ 448

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 455

Немецкая классическая философия 456

ИММАНУИЛ КАНТ 467

Теоретическая философия — 467, Этика — 481, Эстетика — 490

ФИЛОСОФИЯ ФИХТЕ 495

Ф.-В.-И. ШЕЛЛИНГ 504

Феноменология духа — 521, Наука логики — 531, Эстетика — 538, Философия истории — 542, Основания философии права — 550

Источник:
История философии в кратком изложении
Скачать: История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. Богута И.И. ( pdf; doc)
http://www.alleng.ru/d/phil/phil041.htm

Философия науки

Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам — скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!

С принятием христианства на Руси (988 год) языческая мифология начинает вытесняться христианским мировоззрением, которое способствует зарождению философии и придает ей религиозный характер. Однако формула средневековой мысли Запада «философия – служанка богословия» на Руси малоприменима ввиду неразвитости богословия. На формирование мысли средневековой Руси заметное влияние оказала патристика, особенно учения представителей Каппадокийской школы: Василия Великого, Григория Нисского, Григория Назианзина, а также последнего представителя восточной патристики Иоанна Дамаскина.

В XI веке появляются летопись «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха. Из работ XII столетия следует отметить творения Кирилла Туровского. У митрополита Илариона представлена своеобразная философия истории. Он выделяет два периода: закона и благодати, первый подготовительный, второй – эпоха свободы. Принявшая христианство Русь стала «народом Божьим», перед которым – великое будущее.

Формирование и развитие отечественной философской мысли не прерывалось в годы монгольского ига. В ХIII-ХIV веках развивается агиографическая (житийная) литература. За ее религиозной оболочкой скрывалась сильная и самобытная мысль, исследовавшая вопросы мироздания.

В XV-XVI веках русская философская мысль переживает значительный подъем, который некоторые исследователи считают сравнимым с европейским «предвозрождением». В это время усиливается влияние на нее православной византийской и западной мысли.

Можно выделить следующие основные составляющие философской культуры Руси того времени:

1) мистико-аскетическое направление, концентрировавшееся вокруг северных монастырей и авторитетных старцев (Кирилл Белозерский, Нил Сорский) и опиравшееся на философско-практическую систему византийского исихазма;

2) аллегорический рационализм, также преимущественно развивавшийся в монашеской среде (Иосиф Волоцкий, Даниил Рязанец, старец Филофей, Зиновий Оттенский), основывавшийся на традиции христианской экзегезы, то есть многоуровневого символического толкования священных текстов;

3) рационалистические ереси (стригольники, жидовствующие, тверские антитринитарии, феодосиане), отрицавшие догматику и культ православной церкви исходя из систематизации здравого смысла и повседневного опыта;

4) социально-политическая мысль ренессансного типа (Федор Курицын, Федор Карпов, Иван Пересветов, Ермолай-Еразм, Иван Грозный).

Важной составляющей отечественной культуры этого периода является исихазм (от греч. исихия – безмолвие) — религиозно-мистическое учение, культивировавшее безмолвную молитву, духовное сосредоточение. Один из крупнейших представителей исихазма – Григорий Палама, византийский мистик XIV века. Противопоставляя Бога и мир, исихазм понимал мир как несотворенную энергию. Веру в Бога необходимо дополнить постижением энергии мистическим опытом, соединением души и энергии. Исихазм оказал влияние на крупнейшего представителя движения «нестяжателей» Нила Сорского (1433-1508) и философа XVI века Максима Грека (1470-1556).

Максим Грек (в миру – Михаил Триволис) приехал в Россию, еще не владея русским языком. И, тем не менее, именно он стал наиболее плодовитым и известным писателем всего русского средневековья. Исихазм, хоть и затронул Максима, не был сердцевиной его взглядов, сложившихся в Италии конца XV века. Максим был первым русским гуманистом, проповедовавшим идеи антропоцентризма, социального служения церкви, гуманистической ориентации государства. Большую роль сыграла его переводческая деятельность, познакомившая русских образованных людей того времени с достижениями античной культуры. Трагическая судьба Максима (он двадцать семь лет провел в монастырских застенках) сделала его фигуру притягательной для неортодоксальных мыслителей того времени, а впоследствии – для боровшихся с официальной церковью старообрядцев.

Влияние исихазма прослеживается и в последующем развитии русской философской мысли, в ее склонности к мистико-интуитивному познанию.

Наиболее богатой и близкой западноевропейскому Возрождению была социально-политическая мысль Московской Руси. В русле аристотелевского учения о государстве работали Федор Карпов, Иван Пересветов, Ермолай-Еразм. Эти мыслители создали специфическую терминологию, включавшую такие политические категории как «правда», «гроза», «милость» и выступили идеологами монархии переходного от сословно-представительского к абсолютистскому типа. Ермолай-Еразм даже разрабатывал проекты конкретных реформ, порою очень наивные. Особняком стоит фигура дипломата и еретика Федора Курицына (конец XV века), автора «Сказания о Дракуле» — аллегорического трактата о власти истинного абсолютного монарха в духе макиавеллизма.

Однако на историю русской мысли больше повлияли послания старца Филофея, в которых получила оригинальное развитие древняя мистическая концепция «блуждающего царства». Филофей – автор идеи «Москва – третий Рим» (1520-е годы). В соответствии с ней два «Рима» (Древний Рим и Византия) пали, не приняв христианство или изменив ему. Носителем истинной веры стала Москва – третий и последний Рим, который станет последним приютом верующих перед и во время пришествия антихриста. Отсюда следует мессианская роль Москвы, вовсе, однако, не обещающая ей никаких выгод или политических успехов. Так или иначе, полноценная теория русского самодержавия была выработана митрополитом Макарием и отражена в саркастичной публицистике Ивана Грозного.

В ХVII веке западноевропейское влияние на русскую философскую культуру стало пересиливать византийскую традицию. Решающую роль в этом сыграл процесс институциализации образования и науки, начавшийся на Украине открытием в 1632-м году коллегиума Петра Могилы, построенного по образцу иезуитских учебных заведений. Вскоре коллегиум стал знаменитой Киево-Могилянской академией – проводником схоластической философии на русских землях. В течение более ста лет большинство иерархов православной церкви были выпускниками академии, в которой читались систематические курсы лекций по философии в целом, а также по отдельным философским дисциплинам, логике в первую очередь.

Также прозападный характер первоначально должен был играть университет, проект которого был разработан при дворе царя Федора Алексеевича к 1682-му году. Однако смерть этого просвещенного монарха привела к тому, что открыто было фактически цензурно-надзорное учреждение – Славяно-Греко-Латинская академия. Первыми ее преподавателями были греческие монахи – братья Лихуды, ориентировавшиеся на византийскую традицию. Но при Петре она была преобразована в учебное заведение по типу Могилянской академии.

В ХVII веке Москва стала центром притяжения для мыслителей из славянских стран. Хорват (и католик) Юрий Крижанич (XVII век) выдвинул идею самобытного славянского мира, противостоящего другим культурам. Мыслитель разработал фундаментальную классификацию всех видов знания, выяснял соотношение мудрости, знания и философии, считал философию высшей ступенью познания. Он по праву вошел в ряд отечественных философов.

Таким образом, в Древней Руси были заложены основы философской культуры, хотя оригинальная философия еще не получила развитую систематическую форму.

Источник:
Философия науки
С принятием христианства на Руси (988 год) языческая мифология начинает вытесняться христианским мировоззрением, которое способствует зарождению философии и придает ей религиозный характер. Однак…
https://filnauk.ru/lekczii-po-istorii-filosofii/650-filosofskaya-mysl-drevnej-rusi.html

Философские мысли

Ру?сская филосо?фия — собирательное название философского наследия русских мыслителей.

В историографии нет единого мнения касательно истоков русской философии, её периодизации и её культурного значения. Исторические границы русской философии напрямую зависят от того философского содержания, которое усматривает в русской интеллектуальной истории конкретный исследователь. Традиционно с XIX века выделяют «допетровский/древнерусский» и «послепетровский/просвещенческий» этапы развития русской философии. В современной историографии также выделяют третий, «советский», период. Отталкиваясь от религиозной мысли архимандрит Гавриил — первый историк русской философии — усматривал её истоки в дидактическом «Поучении» Владимира Мономаха, тем самым он напрямую возводил русскую философию к традиционным древнерусским книжникам. Ряд крупных историков русской философии, однако, склонен рассматривать философию в более строгих границах: русская философия оформляется как самостоятельное явление, таким образом, в эпоху Петра Великого.

Сведение русской философии к просвещенческой парадигме неоднократно подвергалось критике в виду редуктивизации русского философского наследия прежних эпох. Дискуссии об истоках и границах русской философии не утихают по сей день, хотя в большинстве современных историко-философских очерков русская философия рассматривается как явление русской интеллектуальной культуры уходящее корнями в богословско-дидактическую литературу Древней Руси (к числу первых русских философов относят Климента Смолятича, Кирика Новгородца, Кирилла Туровского и др.).

По профессору А. Д. Сухову, ни одна другая философия не содержит так много размышлений о судьбах своей страны [1] .

Как отмечает исследовательница М. Н. Варламова, в России гораздо более значимой фигурой чем Аристотель является Платон [2] .

Проф. Нина Дмитриева отмечает, что «русская философская мысль вплоть до рубежа XIX—XX веков развивалась главным образом в русле литературной критики и публицистики при преимущественном внимании к злободневным социально-политическим и этическим вопросам. А в последние десятилетия XIX века тон в академической и так называемой вольной философии стали все больше задавать мыслители мистико-религиозного толка» [3] .

Как отмечает в своём труде «История русской духовной культуры» (Омск, 2015) профессор, д-р ист. наук Н. В. Воробьева, современные исследователи постулируют отсутствие оригинальной национальной славяно-русской философской системы, полагая систему русской философии как явление Нового времени [4] .

Как пишет акад. Д. С. Лихачёв: «в течение многих веков русская философия теснейшим образом была связана с литературой и поэзией. Поэтому изучать ее надо в связи с Ломоносовым и Державиным, Тютчевым и Владимиром Соловьевым, Достоевским, Толстым, Чернышевским…» [5] .

К числу основных направлений русской философии можно отнести:

Философская мысль в Древнерусском государстве (XI—XIII вв.) Править

Философская проблематика в трудах русских книжников XIV—XVII веков Править

Геннадиевский кружок Философия в кругу спротивномудрствующих Острожская школа

Пётр Могила и Киевская коллегия Ртищевская школа Московская славяно-греко-латинская академия

Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев и братья Лихуды. Феофилакт Лопатинский. Палладий Роговский.

Философия в Смоленском коллегиуме

Реформы Петра I способствовали ограничению власти церкви и проникновению в Россию западной философии посредством формируемой системы высшего образования. Самым популярным западным новшеством стал деизм, приверженцами которого стали такие ключевые мыслители русского Просвещения как Михаил Ломоносов и Александр Радищев. Именно в этот момент на русскую почву попадают атомизм и сенсуализм. Практически идеи деизма выражались в антиклерикализме и обоснованию подчинения духовной власти светской, за что ратовала ещё учёная дружина Петра I. Также философия русского просвещения адаптировала многие идеи масонства (Николай Новиков). Григорий Теплов составляет один из первых русских философских словарей.

Феофан Прокопович и Стефан Яворский. Михаил Ломоносов. «Разговор двух приятелей» Василия Татищева. «Детская философия» Андрея Болотова. Григорий Сковорода. «Знания, касающиеся вообще до философии» Григория Теплова. «О человеке, о его смертности и бессмертии» Александра Радищева. Русские мартинисты и «внутренние христиане».

В начале XIX века в России появляется шеллингианство. В 1823 году создается Общество любомудрия. У истоков оригинальной философии стоял Петр Чаадаев, который задается вопросом о смысле России как отдельной цивилизации. В остальном он повторяет старые идеи о механистическом устройстве мира и провиденциальном характере истории. Неудовлетворительное решение о смысле России провоцирует мысль славянофилов. Алексей Хомяков отстаивает идеи соборности. Иван Киреевский отстаивает идеал допетровской патриархальной Руси. Константин Аксаков проводит различение между страной и государством. Фёдор Достоевский заявляет о «русской идее» и восстановлении связи «образованного общества» с народом на основе национальной «почвы».

Герцен, Белинский, Добролюбов, Чернышевский. Писарев.

Современники называли Владимира Сергеевича Соловьёва (1853—1900) центральной фигурой русской философии. Он критиковал существующую до него философию за отвлеченность и не принимал таких крайних её проявлений как эмпиризм и рационализм. Выдвигал идею положительного всеединства, во главе которого стоит Бог. Благо он видел как проявление воли, истину как проявление разума, красоту как проявление чувства. Весь материальный мир философ видел подконтрольным Ему, человек же в его философии выступал связующим звеном между Богом и природой, Им созданной, но не совершенной. До совершенства (вплоть до одухотворения) должен довести её человек, в этом смысл его жизни (движение к Абсолюту). Поскольку человек занимает промежуточное положение между Богом и природой, его нравственная активность проявляется в любви к другому человеку, к природе и к Богу.

Одно из центральных мест в русской философии занимает Лев Николаевич Толстой (1828—1910). На его философию оказали влияние взгляды Канта, Руссо, А. Шопенгауэра. Взгляды Толстого разделяли многие современники («толстовцы») и последователи. Сам Ганди считал его своим учителем.

В своей философии Толстой признает ценность моральной составляющей религии, но отрицает все богословские её аспекты («истинная религия»). Цель познания видит в поиске человеком смысла жизни.

Русская религиозная философия рубежа XIX и XX вв. стала своеобразным синтезом между славянофильством и западничеством. Вслед за Чаадаевым сохранились проекты построения царства божьего на Земле, которые приобрели черты софиологии (Вл. Соловьев, С. Булгаков) и розы мира (Д. Андреев). Важной частью построения справедливого общества мыслилась религия и духовно-нравственное перерождение. Отчасти идеи софиологии наследуют большевизм (коммунизм) и космизм (ноосфера).

В XX веке в связи с драматическими событиями русской истории происходит разделение русской философии на русский марксизм и философию русского зарубежья. Часть философов была выслана за границу, но часть осталась в Советской России: Павел Флоренский и его ученик Алексей Лосев. Через последнего традиции русской философии были возрождены в Советской России, поскольку от него духовное преемство получили С.С. Аверинцев и В.В. Бибихин

Важнейшее место в русской философской мысли первой половины XX века занимает творчество Николая Александровича Бердяева (1874—1948), наиболее яркого представителя русского экзистенциализма. В начале своего пути Бердяев придерживался марксистских взглядов, участвуя в антиправительственных демонстрациях и ведя переписку с одним из лидеров германской социал-демократии Карлом Каутским. Однако вскоре молодой философ и мыслитель отошёл от марксизма, став одним из наиболее обстоятельных критиков этого учения.

Бердяев называет основной противоположностью, которая должна развиваться в мировоззрении философа, противоположность между духом и природой. Дух есть субъект, жизнь, творчество и свобода, природа — объект, вещь, необходимость и неподвижность. Познание духа достигается посредством опыта. Бог есть дух. Те из людей, кто имел духовный опыт и опыт творчества, не нуждаются в рациональном доказательстве существования Бога. По своей сути божество иррационально и сверхрационально.

Развивая в своем учении тему творчества и духовности, Бердяев уделяет огромное внимание идее свободы, в которой раскрывается связь между Богом, Вселенной и человеком. Он различает три вида свободы: первичную иррациональную свободу, то есть произвольность; рациональную свободу, то есть исполнение морального долга; и, наконец, свободу, проникнутую любовью Бога. Он утверждает, что свобода не создается Богом, и поэтому Бог не может быть ответственным за свободу, которая породила зло. Первичная свобода обуславливает возможность как добра, так и зла. Таким образом, действия человека, обладающего свободной волей, не может предвидеть даже Бог, он выступает помощником, чтобы воля человека становилась добром.

Экзистенциальные воззрения в творчестве Бердяева проявляются в его мыслях о проблеме личности. По Бердяеву, личность — не часть космоса, напротив, космос — часть человеческой личности. Личность — не субстанция, она — творческий акт, она неизменна в процессе изменения. Личность, проявляющая творческую деятельность, тем самым находит в себе божество.

В числе главных трудов Бердяева «Философия свободы» (1911), «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916), «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии» (1923), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937), «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX—XX века» (1946).

Еврази?йство — философско-политическое движение, выступающее за отказ от европейской интеграции России в пользу интеграции с центральноазиатскими странами. Евразийское движение, появившееся в среде русской эмиграции в 1920—1930-е гг., приобрело популярность к началу XXI века.

В настоящее время существует несколько организаций, заявляющих о своей преемственности идеям евразийцев. Основными среди них являются Евразийский союз молодёжи, Международное Евразийское движение главного идеолога неоевразийства Александра Дугина и ряд других организаций.

Основным в советской философии считался вопрос о соотношении материи и сознания, а основным методом — диалектика, в которой выделялось три закона. Структурно философия делилась на диалектический и исторический материализм, то есть философию природы и философию истории. Природа, трактуемая как материя и объективная реальность, считалась вечной и бесконечной в пространстве и времени. Сознание интерпретировалось как «свойство высокоорганизованной материи».

В теории познания господствовала ленинская теория отражения. Исторический процесс воспринимался через призму соподчиненного отношения базиса (экономика) и надстройки (культура), который проходил через последовательно сменяющие друг друга формации: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и социализм (как первой стадии коммунизма).

В советские годы приобрели популярность дискуссии о природе идеального (только «в голове» или нет? Давид Дубровский — Эвальд Ильенков), споры о природе информации.

Большой популярностью в позднесоветский период пользовались такие философы как А. Ф. Лосев, С. С. Аверинцев, В. В. Бибихин.

В позднесоветский и постсоветский период получили широкое признание идеи Московско-Тартуской семиотической школы. Михаил Бахтин развивает идеи полифонии, диалога и карнавальности.

Источник:
Философские мысли
Ру?сская филосо?фия — собирательное название философского наследия русских мыслителей. В историографии нет единого мнения касательно истоков русской философии, её периодизации и её
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F

Философские мысли

Философия: студенту, аспиранту, философу / Philosoff.Ru

Философские письма Чаадаева

Петр Яковлевич Чаадаев является одним из ярких представителей философской мысли России западнического направления. Он всегда привлекал внимание историков русской мысли. Правда, ранее интерес этот вызывался больше одной стороной его творчества, его скептицизмом в отношении России, как это выразилось в единственном из «философических писем» напечатанном при жизни автора. Мировой читатель долгое время был лишен возможности узнать развитие и суть философской концепции Чаадаева, так как опубликовано было только одно письмо при жизни. Кроме того, сами письма считались утерянными и найдены были только в 1935 г. несколько писем не было опубликовано, так как в них Чаадаев положительно отзывается о религии.

Древняя и античная философия,

Немецкая классическая философия,

Русская философия,

Философия средневековья,

Философия эпохи Возрождения,

Философия XX века и современности.

История политической философии,

Современная политическа философия,

Философия терроризма.

Категории философии,

Логика,

Предмет философии,

Теории первоначал,

Теория познания,

Этика и Эстетика.

Философия и наука,

Философия и общество,

Философия и религия.

Лекции по философии ,

Ответы на вопросы по философии,

Рефераты по философии,

Шпаргалки по философии.

Сравнительный анализ,

Статьи известных философов,

Труды известных философов.

Петр Яковлевич Чаадаев является одним из ярких представителей философской мысли России западнического направления. Он всегда привлекал внимание историков русской мысли. Правда, ранее интерес этот вызывался больше одной стороной его творчества, его скептицизмом в отношении России, как это выразилось в единственном из «философических писем» напечатанном при жизни автора. Мировой читатель долгое время был лишен возможности узнать развитие и суть философской концепции Чаадаева, так как опубликовано было только одно письмо при жизни. Кроме того, сами письма считались утерянными и найдены были только в 1935 г. несколько писем не было опубликовано, так как в них Чаадаев положительно отзывается о религии.

Перейдем к изучению концепции Чаадаева.

Из этой двойной зависимости человека(от социальной среды, от Бога) происходит не только пробуждение разума в человеке, но здесь же находятся и корни его морального сознания. «Все благо, которое мы совершаем, есть следствие присущей нам способности подчиняться неведомой силе». Этот супранатурализм не переходит в окказионализм у Чаадаева или какую-то предопределенность, — наоборот, Чаадаев всячески утверждает реальность свободы чело- века. Однако свобода человека несет в себе разрушительную силу и, чтобы подействовала ее разрушительная сила, она(свобода) нуждается в постоянном воздействии свыше.

Это учение о страшной» силе свободы у Чаадаева стоит в теснейшей связи с учением о поврежденности человека и всей природы, — учением о первородном грехе. Для Чаадаева «Субъективных» разум полон «обманчивой самонадеянности»; идеология индивидуализма ложна по существу, и поэтому Чаадаев без колебания заявляет: «Назначение человека — уничтожение личного бытия и замена его бытием вполне социальным или безличным». Гносеологические взгляды Чаадаева, которые он выразил лишь попутно, определялись его критикой кантинеанства, с одной стороны, а, с другой стороны, критикой Декертовской остановки на эмпирическом сознании, которое, по Чаадаеву, есть «начало искаженное, искалеченное, извращенное произволом человека». Для Чаадаева источник знания «столкновение сознаний», иначе говоря, взаимодействие людей. Чаадаев, конечно, не отвергает опытного знания, но весь чувственный материал руководствуется идеями разума.

Если реальность «высшего сознания» стоит над сознанием отдельного человека, — то ключ к этому, кроме самой метафизики человека, дан в личности исторического бытия, как особой форме бытия. Чаадаев подчеркивал, что христианство раскрывается лишь в историческом (а не личном) бытии, но он делает и обратный вывод — само историческое бытие не может быть понято вне христианства.

Смысл истории осуществляется «божественной волей, властвующей в веках и ведущей род человеческий к его конечным целям». Это есть концепция проведенциализма. По Чаадаеву творится Царство Божее и поэтому исторический процесс может быть понят лишь в линиях проведенциализма. Но Царство Божие для него творится на земле, — оттого христианство и исторично по существу, его нельзя понимать «потусторонне». Для Чаадаева (этого требовала логика его историософии) религиозное единство истории предполагает единство Церкви: раз через Церковь входит божественная сила в историческое Бытие, то, тем самым, устанавливается единство самой Церкви. Отсюда высокая оценка Запада. «На Западе все создано христианством». Высокая оценка западного христианства определяется у Чаадаева всецело историко-философскими, а не догматическими соображениями.

Горячие и страстные обличения России у Чаадаева имеют много корней, — в них нет какой-либо одной руководящей идеи. Чаадаев не смог включить Россию в ту схему проведенциализма, какую навевала история Запада. Чаадаев откровенно признает какой-то странный ущерб в самой идее провиденциализма: «Провидение исключило нас из своего благодетельного действия на человеческий разум. всецело предоставив нас самим себе». В развитии своего философского мировоззрения Чаадаев по-разному решал эту «загадку» России. В начале Он пришел к выводу, что Россия предназначена для того, чтобы послужить уроком для остального человечества. Именно эта позиция выражена в первом из «Философических писем»(которое было опубликовано) . Дальше эти мысли у Чаадаева приобретают большую определенность, он приходит к убеждению, что очередь для России еще выступить на поприще исторического действия еще не наступила.

Дальше он развивает мысль: «Провидение сделало нас слишком великими, чтобы быть эгоистами. Оно поставило нас вне интересов национальностей и поручило нам интересы человечества». Вся значительность (для русской мысли) построений Чаадаева в том и состоит, что целый ряд крупных мыслителей России возвращался к темам Чаадаева, Хотя его решения этих тем имели сравнительно мало сторонников.

Источник:
Философские мысли
Философф.ру: Философия Чаадаева
http://www.philosoff.ru/rus/philosophy/exam/lectures/filosofij_250.shtml

(Visited 13 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Обмани меня, Я крепко сплю. О мужчине, с которым я сейчас встречаюсь,… (1)

Вот доказательства того, что Ты Мудрая женщина, а не умная Ольга Валяева в статье «Все беды женщин от ума… И… (1)

Совместное занятие с родителями Сайт для воспитателей детских садов Меню блога Оплата Конспект совместного… (1)

Что значит — быть лучшей подругой? Не бойся меняться! Она легко находит общий язык даже с… (1)

Муж ушел к женщине старше Муж ушёл к женщине старше по возрастуэто все из за… (1)

COMMENTS