Конструктивное общение

Конструктивное общение

Способы конструктивного общения

2. В действительности .

7. Это неверно, что .

8. Будет время, когда .

9. Основная проблема .

10. Самая большая .

В нашей жизни сложился язык негативных утверждений. Нам намного легче начать критиковать другого человека, обвинять, навешивать ярлыки или жаловаться, чем сказать доброе слово, похвалить, поощрить. А ведь слово – самая мощная энергия. Язык человека не является чем-то случайным, это его выбор (сознательный или бессознательный), отражающий состояние души. И каков человек, таковы и его слова. По речи человека можно определить систему его ценностей и угадать образ жизни. Если мысли, слова и поступки человека направлены на добро, то сам человек считается добрым. Если мысли, слова и поступки человека направлены на зло, то и сам человек – зол. Слова, как проявление мыслей, играют роль катализатора души.

Выяснилось, что некоторые слова могут оказаться страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажая его наследственные программы, вызывая мутации, в конце концов, приводящие к вырождению. Негативные высказывания корежат и рвут хромосомы, вызывают мутации, аналогичные воздействию радиации. Негативными словами можно не только расшатать здоровье, вызвать болезнь, но и убить человека.

— Мне с вами очень хорошо работать вместе

— Мне с тобой хорошо

— Я благодарна, что именно вы преподаете этот предмет

— Мне так понравилось, как ты отвечал на уроке

Несомненно, попадая в обстоятельства, в которых эмоции разрывают душу, и промолчать просто не представляется возможным, управлять своими эмоциями и помнить о «позитивных утверждениях» трудно. Но человек – существо обучаемое. Всему можно научиться, стоит только захотеть. Практикуйтесь каждый день. Сделать это можно следующим образом.

Сядьте, вспомните все ситуации, в которых вы ОБЫЧНО впадаете в сильные эмоции. Путь это будет мусор, который не убрал кто-то из ваших родных; вас обсчитывают в магазине; вам делают замечание; вас явно кто-то не любит на работе; соседская машина стоит под окнами; дети в соседней квартире слишком шумные и т.д. и т.п. Затем составьте список всех этих ситуаций, а под каждой напишите, что вы скажете и сделаете в следующий раз, когда ситуация повторится. Путь ваша предполагаемая реакция будет отличаться от прежней. Путь она будет позитивной с учетом следующих пожеланий:

— Уважение к чувствам других людей.

Каждый неосознанно склонен оценивать, одобрять или осуждать то, о чем говорит он сам или что слышит от других. Вы не раз, скорее всего, замечали, что как только вас начинают оценивать, поправлять и корректировать, вы занимаете оборонительную позицию, что становится барьером в общении. Представьте, что то же самое чувствуют и ваши собеседники. Измените стиль суждений, и вы заметите, как и отношение к вам изменится. Попробуйте прямо сейчас, например, без оценок, ярлыков, личного мнения и критики описать трех людей:

Человеку легче принять замечание по делу, а не по личности. Услышав замечание, обращенное к нашей роли или функции, мы будем стараться изменить свое поведение. Но негативная оценка личности в целом вызывает агрессию, обиду или чувство безнадежности.

— Вы сегодня опять не сделали того, что пообещали (оценка роли)

— Вы ленивый и безответственный человек (оценка личности)

— В этой ситуации вы допустил ошибку (оценка роли)

— У вас никогда ничего не получается (оценка личности)

— Вы не сдали отчет о результатах работы на прошлой неделе (оценка роли)

— Вы несерьезно относитесь к системе отчетности в нашей организации (оценка личности).

«Ты — высказывание» — это критика другого в форме оценки, раздачи ярлыков («ты лентяй») или приписывания мотивов («тебе не интересно»). Ты-высказывание направленно на обвинение другого. Подобное отношение вряд ли облегчает общение или помогает достигнуть нужных результатов.

Ты–высказывание: «Ты постоянно опаздываешь», «Ты меня не любишь».

Я-высказывание: «Мне сложно, когда ты приходишь поздно», «Мне показалось, что в наших отношениях не хватает внимания».

Обработка результатов тестирования состоит в подсчете количества использований во всех десяти предложениях имен собственных-производных от "я" (включая и само "я"): "мне","мое","мои" и т.д. Норма составляет 1-3 упоминаний. При количестве упоминаний больше 6 можно говорить о ярко выраженном эгоцентризме — такая трактовка в давние советские времена внедрялась в головы повсеместно, что думать о себе, говорить о себе, заботиться о себе — это плохо, это эгоизм. В настоящее время, и в системе МЕ Литвака умение думать о себе, заботиться о себе, развивать себя — никак не связано с понятие "эгоизм", и являлестя основой ответственного, счатсливого существования человека. См. работы Э.Фромма, в т.ч. "Человек для себя". (комментарий — Г. Китаева)

Однако когда всё в жизни для вас выглядит в "черном свете", то над результатами теста стоит подумать — может в них есть зерно истины?! Может вы действительно весь фокус вашего внимания сосредоточили на вас самих? Как говорится — "сними фокус с себя", начни видеть и других людей, и не только негативное. Легко сказать, трудно сделать. И тут действительно вскрывается сложная проблема, которая человеку может показаться неразрешимой. Однако опыт говорит что эмоциональное состояние, и то как человек видит мир — можно изменить, но только при его желании. Обо все этом — читайте в других наших материалах. (комментарий — Г. Китаева)

Источник:
Конструктивное общение
Способы конструктивного общения 2. В действительности . 7. Это неверно, что . 8. Будет время, когда . 9. Основная проблема . 10. Самая большая . В нашей жизни сложился язык
http://www.mlitvak-ural.ru/blog/konstruktivnoe_obshhenie/2010-07-03-38

Конструктивное общение

(ФЕДОРОВА Е.В., психолог, песочный терапевт)

На прием пришла семья – мама, папа и тринадцатилетний отрок, представившийся Иваном. Стандартный вопрос: «Чем могу помочь?» Стандартный ответ: «Сын совсем отбился от рук, грубит, ничего не хочет делать, ничем не интересуется».

После непродолжительной беседы прошу построить из фигурок, которых в моем кабинете изобилие, семью в символической форме. Иван для папы выбрал фигурку короля, сидящего на троне, между собой и родителями положил большую колючку и прокомментировал ее так: «Мы с родителями не понимаем друг друга». На вопрос, какое изменение в семейной скульптуре помогло бы чувствовать себя комфортнее – убрал колючку. Родители удивились, им казалось, что сын всеми силами пытается отгородиться от них, а, как оказалось, он тоже переживает из-за существующего конфликта.

Папина позиция была такова: «Пусть сын первым уйдет с тропы войны и начнет прислушиваться к советам родителей».

Дорогие папы и мамы, не может подросток начать первым выстраивать отношения с вами. Он слишком противоречив – с одной стороны нуждается в самостоятельности, независимости, с другой – в опоре на взрослого, у него очень мало опыта, он сам не знает, чего хочет. Выстраивание отношений с ребенком — ответственность взрослого, более мудрого.

Как это сделать наиболее конструктивно, особенно если конфликт зашел достаточно далеко? Существуют определенные психотехнические навыки, помогающие улучшить отношения с детьми. Мы рассмотрим три таких навыка, которым не устают обучать родителей психологи на своих консультациях и тренингах.

Первый психотехнический навык – поддержка подростка. Этот навык является основой формирования у ребенка уверенности в себе, укрепляет самооценку. Поддерживая ребенка, взрослый, сосредотачиваясь на позитивных сторонах своего чада, помогает поверить ему в свои силы, способности.

Поддержка значительно отличается от похвалы. Когда мы хвалим ребенка, мы оцениваем положительно его успехи. Поддержка – знак внимания подростку тогда, когда он оказывается в ситуации неуспеха. Таким образом, родитель дает ребенку следующее послание: «Я верю в тебя, в твои способности, ты сумеешь преодолеть эту трудность», при этом, родитель опирается на его сильные стороны, а не подчеркивает промахи.

Это можно сделать, используя фразы: «Я горжусь тобой», «Помнишь, у тебя не получалось, а ты сумел справиться, значит и в этот раз получится», «На ошибках учатся» и тому подобное. Можно поддержать ребенка прикосновением, улыбкой.

Одним из самых эффективных способов поддержки является умение слушать своего ребенка. Для того чтобы правильно общаться с подростком, чтобы ему хотелось делиться своими трудностями, переживаниями, существует навык, называемый техникой активного слушания.

Такая техника дает подростку ощущение собственной значимости, нужности, дает ему возможность выразить свои чувства, самому разобраться в сложившейся ситуации. Такая беседа между подростком и взрослым строится на равных, в чем подросшие дети нуждаются больше всего.

Для того чтобы слушать активно необходимо, во-первых, установить с ребенком контакт глазами. Такой контакт показывает подростку, что вам интересно то, что он говорит, вы в полном внимании.

Во-вторых, используются вопросы на понимание того, о чем рассказывает подросток, помогающие прояснить его позицию без критики.

В-третьих, активное слушание предполагает парафраз, то есть перефразирование того, что вам сообщили. Парафраз помогает уточнить смысл сказанного: «Я правильно понял, что …?».

В-четвертых, оно включает в себя «озвучивание» родителем чувства ребенка, например, «ты обижен на Петю» или «тебя огорчила эта ситуация», «ты чувствуешь себя растерянным».

При всей кажущейся простоте, освоение этой техники требует от родителей терпения, искреннего желания понять своего подростка. Гораздо проще дать кучу советов или раскритиковать его поведение, но такой стиль общения не сближает родителей и детей, хотя изредка дети и нуждаются просто в совете.

Следующая техника – Я-высказывание. Родитель постоянно оказывается в ситуации, когда необходимо заявить о своей точке зрения, когда он испытывает сильные чувства по отношению к поступку своего ребенка.

Я-высказывание – это способ конструктивного выражения своих негативных эмоций без оскорбления подростка. Такое сообщение вызовет наименьшее сопротивление со стороны ребенка и, скорее всего, не приведет к новому конфликту. Алгоритм построения Я-высказвания такой:

  1. Безоценочное описание ситуации, вызвавшей ваши негативные чувства, например, «Когда я вижу огрызки на журнальном столике…», «Когда ты не предупреждаешь меня о том, что задерживаешься после тренировки…» и т.д.
  2. Описание чувства, которое вы испытываете: «…я чувствую злость, раздражение…», или «…я испытываю беспокойство…».
  3. Называние причин Ваших эмоций: «…ведь мы договаривались о том, что…».
  4. Предпочтительный выход из этой ситуации: «…мне бы хотелось, чтобы огрызки выбрасывались в мусорное ведро», «…я рассчитываю на то, что ты будешь предупреждать меня о том, что задержишься».

Грамотно сформулированные Я-высказывания помогут Вам выразить свое недовольство, «спустить пар», высказать свои пожелания, но при этом не будут восприняты подростком негативно.

Рассмотренные нами психотехники при правильном их использовании могут оказаться чрезвычайно эффективными для выстраивания новых, искренних отношений со своими детьми, такие отношения не задевают самолюбие подростка и обучают его конструктивному взаимодействию с людьми.

Кстати, Иван и его родители приходили на семейные консультации, на которых обучались, в том числе и техникам общения. Через несколько консультаций Иван сказал, что та колючка, которая была между ним и родителями пропала.

ДРУГИЕ СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ВЫ МОЖЕТЕ УЗНАТЬ В НАШЕМ

«7 СЕКРЕТОВ ДЛЯ МУДРЫХ РОДИТЕЛЕЙ или КАК СПРАВИТЬСЯ С ДЕТСКИМ

БЕСПЛАТНУЮ РАССЫЛКУ ИНТЕРЕСНЫХ И ПОЛЕЗНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ПСИХОЛОГИИ

супружеских, партнерских, детско-родительских взаимоотношений, можно ЗДЕСЬ:

Источник:
Конструктивное общение
Громоотвод — cемейное, индивидуальное психологическое консультирование и тренинги
http://gromootwod.ru/articles/konstruktivnyie-texniki-obshheniya-roditelej-s-podrostkami

Конструктивное общение

(Авторский материал)

То, что у людей, живущих вместе день за днём, различная психология, неизбежно обостряет страдание, нетерпимость, разобщённость, непонимание между супругами.

Это единственное средство, которое поможет браку выстоять.

Общение между людьми разных полов должно быть конструктивным, поскольку, как мне кажется, иначе их различная природа может привести к разобщённости, к непониманию.

— быть педантичными и повторять одно и то же.

Следовательно, общение должно быть всегда новым, подлинным, никогда не повторяющимся и не избыточным.

В общении лучше не жаловаться и не делать из себя жертву; оно должно позволять супругам узнавать глубокую внутреннюю сущность друг друга.

Никогда нельзя ни выдвигать обвинений против партнёра, ни занимать защитную позицию, но идти на риск предстать такими, какие мы есть, и услышать критику, быть наказанными, осмеянными, оскорблёнными.

Ни в коем случае нельзя, чтобы общение приводило к мести или наказанию; оно должно ободрять, способствовать взаимному принятию и изменению, преобразованию на пути к психологическому и духовному росту обоих супругов.

В общении недопустимы вероломство и фальшь; оно должно быть смелым, всегда активным и позволять каждому из супругов лучше познавать самого себя.

Как мы уже видели, полагая, что супруг понимает нас без слов, мы создаём себе иллюзию. В супружеских отношениях молчание обычно воспринимается плохо. Если один из партнёров не говорит, постоянно пребывает в молчании, то тем самым вызывает у другого чувство вины. Это может даже восприниматься как наказание.

Часто молчание является маской, скрывающей неспособность признать свою неправоту, свои слабости, страх перед реальной действительностью, безответственность и так далее. В некоторых браках дело доходит до того, что один из супругов боится сказать другому о своей любви, не желая услышать в ответ гробовое молчание.

Однако следует в любом случае избегать пустых слов, бессмысленных фраз, сказанных просто для того, чтобы что-нибудь сказать. Не будьте поверхностными. Я встречал супругов, которые были уверены в том, что общаются между собой, хотя на самом деле говорили только о незначительных или нейтральных вещах, обсуждали внешние темы.

Если мы всё время хотим быть правыми, то общения не происходит.

Отдавая приказы, мы также не общаемся.

Общение подразумевает принятие друг друга, одинаковые права и обязанности, равенство, понимание, честность, стремление к истине.

Источник:
Конструктивное общение
по книге Валерио Альбисетти Я всегда придерживался того мнения (См. мои предыдущие работы: Любовь. Как прожить…
http://vlublen.com/blog/214/311

Конструктивное общение педагога с учащимися

Общение в педагогической деятельности это не просто одна из функций педагога, это универсальное средство и форма этой деятельности. Оно выступает в роли способа организации взаимоотношений, совместной деятельности. Для преподавателя знание способностей и навыков общения, его закономерностей особенно важно в решении задачи быть успешным. А это возможно лишь при условии продуктивного включения учащихся в совместную с учителем деятельность, налаженного взаимопонимания, т.е. полноценного педагогического общения.

При установлении подлинного сотрудничества и взаимодействия между преподавателем и учениками в учебно-воспитательном процессе нужно ориентировать учеников на совместную с учителем творческую деятельность. Существует как минимум три принципа, которые можно включить в основу моделирования конструктивного общения и продуктивного учебного взаимодействия:

Большая часть конфликтов в школьной жизни возникает по причине непонимания друг друга учителем и учеником. Часто ошибка заключается в постановке социальных ролей взрослого и ребенка – учитель передает знания, ученик их принимает. При этом статус учащегося означает позицию долженствования: должен учиться хорошо, выполнять домашнее задание, уважительно относиться к классу, педагогам и т.д. Такой подход удобен в случае, когда обучение рассматривают как управление, но в то же время, при этом подходе минимизируется развитие личности ученика.

Возникновение межличностных отношений является одной из сторон общения – перцептивной. Основа такого взаимодействия – эмоциональный обмен. Любые эмоции остаются в памяти, поэтому ученики запоминают эмоционально насыщенные, игровые моменты урока, которые способны вызвать у них положительно переживаемые эмоции, а значит активизировать познавательную деятельность. Интерес – это постоянный механизм познания, с его помощью происходит обогащение внутреннего мира личности. Особую роль интерес играет в развитии познавательной активности учащихся младших классов, это один из важнейших мотивов и целей учения, направленных на овладение знаниями.

Для развития познавательного интереса и активизации деятельности учащихся существует несколько приемов:

  1. Прием новизны, который предполагает наличие в учебном материале интересных сведений и фактов. Учитель должен заботиться о том, чтобы его изложение материала не сводилось к пересказу учебника, а было живым, глубоким по содержанию и увлекательным, обогащающим знания, которые уже имеются у учеников. Признаком эмоционального интереса является, к примеру, наступившая тишина, свидетельствующая о поглощенности от услышанной информации.
  2. Прием семантизации предполагает возбуждение интереса через раскрытие смыслового значения названия или слова. Например, описание цветка «мать и мачеха» можно насытить сравнением нижней стороны листка растения (с нежным пушком) с прикосновением матери, а верхней (холодной) части листка – с холодом мачехи.

То, что учебный процесс необходимо наполнять положительными эмоциями, продиктовано еще и формой обучения, ведь оно для школьника является обязательной ситуацией. Он вступает во взаимодействие с педагогом независимо от своих желаний и ощущений. При этом учитель может высказать свое неудовлетворение в совместной деятельности посредством оценки, устного замечания, а учащийся может лишь принять роль «страдающего». Такое положение побуждает искать в процессе обучения особые средства, которые способны смягчить ситуацию долженствования.

Особую роль нужно уделить речевым моделям, используемым учителем на уроке. К примеру, на этапе организации они имеют положительную окраску, когда словосочетания строятся следующим образом: «Рада вас видеть. Сегодня мы рассмотрим необычный материал»; нейтральную – «Приготовьте рабочие места и настройтесь на серьезную работу, сегодня нам предстоит…»; и негативную – «Сидоров как всегда опаздывает, снова не все достали учебники…».

На этапе инструктажа цель педагога – активизировать познавательную деятельность учеников, расширить имеющиеся опыт и знания, настроить на продуктивную работу. При этом словосочетания с положительной эмоциональной окраской — «Все готовы к выполнению следующей задачи? Немного подождем Сашу и Машу… Спасибо, я вижу, что все настроились…»; нейтральной – «Когда учитель рассказывает, необходимо все отложить и внимательно слушать»; негативной – «Петров, ты почему все время разговариваешь? Если такой умный, рассказывай новый материал сам!».

Использование этого инструмента в воспитании и обучении становится успешным при выполнении определенных условий:

  • Общение педагогически эффективно тогда, когда его осуществление происходит в соответствии с гуманистическим принципом, единым для всех сфер жизни воспитанника – в школе, в семье, внешкольных учреждениях.

Для педагогов характерны следующие черты успешного общения с учениками:

  • открытость личности, способность позволить учениками понять, что учитель тоже человек;
  • способность организовывать общение «от ученика»: в зависимости от его настроения, мыслей;
  • способность встать на место ученика, познать его и в данной ситуации, и вообще;
  • принять ученика в качестве полноправного по общению партнера;
  • чуткость, терпение, заинтересованность воспитанником, способность сопереживать;
  • разнообразие интересов, широта познания и способность использовать их в общении с учеником;
  • способность внушить ученику сознание его значимости.

4. Соответствия методам познания. Этот принцип предполагает соответствие изложенного материала с методами познания (синтезом, анализом) и проявляется в структуре занятий. На уроке основное значение придается анализу ситуации «здесь и сейчас». За выполнением упражнений следует естественная часть рефлексии – обобщение. На повышение межличностных отношений и развитие познавательного интереса значительное влияние имеют игры. Они выполняют несколько функций: познавательную, мотивационно-побудительную, ориентационную. Игровая деятельность используется при проверке знаний учащихся, закреплении материала, способствует активизации мыслительной деятельности и раскрытию творческого потенциала ученика.

Таким образом, развитие познавательного интереса и установление продуктивного взаимодействия учителя и ученика является основой конструктивного общения. Главное для педагога – воспитать в себе способность, готовность и умение сотрудничать с учениками, сформировать умение стать участником совместной деятельности и видеть ученика как личность.

Источник:
Конструктивное общение педагога с учащимися
Общение в педагогической деятельности это не просто одна из функций педагога, это универсальное средство и форма этой деятельности. Оно выступает в роли способа организации взаимоотношений,
http://paidagogos.com/?p=5451

(Visited 7 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как быть строгим с девушкой Как вести себя в отношениях с девушкойЧто такое отношения между… (2)

Если мужчина говорит найди себе другого Ваш любимый мужчина нашел другую? Любимый мужчина нашел другую? Встречается… (2)

Корпоративная культура Корпоративная культура "Отдел кадров коммерческой организации", 2014, N 3 Наша… (2)

Интимная переписка примеры писем Возбуждающее письмо любимому на расстоянииПривет, мое Солнышко! Утром прилегла отдохнуть….и… (2)

как воспитать мужчину под себя Как воспитать мальчика без отца? «Не верьте психологам, утверждающим, что… (1)

COMMENTS