Культура педагогического общения

Культура педагогического общения

Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимся, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. В целостном процессе педагогического общения можно выделить коммуникативный и предметный аспекты.

Коммуникативный аспект составляет обмен мыслями, взглядами, интересами, чувствами, настроениями в связи с предметным взаимодействием.

Предметное взаимодействие — на уроке, в процессе подготовки и проведения какого-либо мероприятия.

Общение — это форма сотворчества, в процессе которого человек познает и преобразует окружающий его мир.

Общение — это источник и канал информации: рои этом в процессе общения человек приобретает и передает не только факты, представления, идеи, но и ценностное отношение, интересы, настроения, чувства.

Общение создает условия для воспитания человека: педагоги справедливо утверждают, что искусство воспитания — это прежде всего — искусство общения.

В общении осуществляется стремление личности к реализации своей социальной роли, своих организаторских и партнерских качеств.

Мир общения можно представить как: общение с реальным партнером (подлинным субъектом): межличностное, групповое, представительское, общение культур; Общение с иллюзорным партнером (субъектированным партнером): общение с животным, общение с вещью; общение воображаемых партнеров (художественных персонажей): общение с образом отсутствующего реального человека, общение со своим вторым «я» (самообщение).

Общение как коммуникация делится на вербальное (речь) и невербальное (неречевые средства). Речь может быть внешней и внутренней. Внешняя речь, в свою очередь, бывает устная и письменная, устная же делится на монологическую и диалогическую. Невербальное общение делится на кинетическое, т. е. общение с помощью жестов, мимики (движений лицевых мышц), пантомимики (выразительных движений тела); визуальное — информационный контакт с помощью глаз; паралингвистическое — передача дополнительной информации через изменение звучания голоса: диапазона, тональности и т.д.; экстралингвистическое — передача дополнительной информации через включение в речь пауз, изменение темпа речи и т. д.

Вступая в общение, человек несет в себе: сложившиеся убеждения, отношения, ценностные ориентации, определяющие социально-нравственную позицию; стиль поведения в общении; стремление реализовать свои ролевые притязания, самоутвердиться; намерение понять другого, опыт восприятия, изучения, понимания, объективного оценивания; сложившийся способ воздействия на партнера по общению.

Стадии педагогического общения

1. Моделирование предстоящего общения в процессе подготовки к уроку или мероприятию (прогностический этап).

2. Организация непосредственного общения.

3. Управление общением в педагогическом процессе.

4. Анализ осуществленной технологии общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи.

Предварительное моделирование помогает педагогу представить вероятностную схему взаимодействия. Можно выделить следующие рекомендации по реализации первой стадии общения:

— представить конкретный класс, в котором предстоит проводить урок или мероприятие;

— попытаться восстановить в своей коммуникативной памяти опыт общения именно с данным коллективом, причем стремиться развивать положительные эмоции и блокировать отрицательные;

— вспомнить, какой стиль общения присущ вам именно в данном классе, возможен ли он на предстоящем уроке;

— попытаться представить как класс воспримет вас и материал урока;

— соотнести присущий вам стиль общения с классом с целями (обучающими, развивающими, воспитательными) на предстоящем уроке;

— работая над конспектом, планируя фрагменты урока, представьте себе общую психологическую атмосферу их реализации;

— вспомнить взаимоотношения с отдельными учащимися и постараться избегать стереотипных психологических установок по отношению к учащимся;

— попытаться почувствовать предстоящую атмосферу общения на уроке или мероприятии.

Вторая стадия предполагает организацию непосредственного общения, во время которого педагог берет на себя инициативу, позволяющую ему иметь некоторое преимущество в управлении общением. С этой целью осуществляются:

— осознание педагогом стиля собственного общения с учащимися;

— мысленное восстановление опыта общения с данным классом;

— уточнение стиля общения в новых коммуникативных условиях.

На этой стадии происходит и конкретизация объекта общения, причем обычно в качестве объекта выступает класс в целом, но это может быть группа детей или отдельные учащиеся. Важным моментом второй стадии является привлечение педагогом внимания учащихся, поскольку эффективное общение с классом возможно только в том случае, если внимание учащихся сконцентрировано на педагоге.

Суть третьей стадии в коммуникативном обеспечении применяемых методов воздействия. Основным условием управления общением является инициативность педагога, которая позволяет решать ряд задач: обеспечить руководство процессом, создать эмоциональную атмосферу и др.

Для завоевания инициативы в общении необходимо соблюдение следующих условий (В.А.Кан-Калик):

— оперативность при организации начального контакта с классом (уход от трех «Д» — дистанции, дидактизма, демонстративности);

— отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными моментами в начале взаимодействия;

— преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к отдельным учащимся;

— организация контакта со всем классом;

— постановка задач и вопросов, которые уже в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив;

— сокращение запрещающих педагогических требований;

— внимание к внешности;

— использование речевых и невербальных средств взаимодействия;

— умение «транслировать» в класс собственную расположенность к детям, дружелюбность;

— нахождение ярких, притягательных целей деятельности и показ путей к их достижению;

— достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего у учащихся потребность во взаимодействии с учителем.

В процессе осуществления непосредственного общения нередко возникают некие «психологические барьеры», которые мешают общению и отрицательно сказываются на общем ходе урока или мероприятия, самочувствием педагога и учащихся.

Четвертая стадия чаще всего называется стадией обратной связи в общении и по своему содержанию и технологии реализации соответствует заключительному этапу решения коммуникативной задачи. Содержательная обратная связь дает информацию об уровне усвоения учебного материала учащимися. Главное назначение этой стадии — диагностически-коррекционное.

Педагогический такт и авторитет учителя.

Из всей совокупности взаимоотношений учителя с детьми, основанных на профессиональном долге и чувстве ответственности, следует выделить педагогический такт.

Педагогический такт — это соблюдение педагогического принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся, исходя из их личностных особенностей и отношений с ними.

Педагогический такт есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка воздействия, и способность проконтролировать и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения и действий учителя, обладающего педагогическим тактом, состоит в предвидении возможных последствий применения тех или иных методов и своевременной их корректировке, а также в том, чтобы, предвидя последствия, выбрать стиль и тон, время и место педагогического воздействия.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольнооценочной деятельности педагога, где крайне важна особая внимательность и справедливость. Проявления педагогического такта изо дня в день поднимают авторитет учителя.

Существенным моментом, который не может не учитываться при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений, является то, что подростки не терпят никаких запретов (особенно необоснованных). Но при этом они не уважают учителей, потакающих любой прихоти. Это расценивается учащимися как проявление слабости, и поэтому они не считают для себя зазорным игнорировать просьбы и распоряжения учителя.

Учащиеся наиболее высоко ценят учителей, предъявляющих к ним строгие требования, настойчивых, но тактичных и справедливых, учителей, умеющих занимательно изложить новый материал, держать класс «на взводе». Таких учителей уважают даже те ученики, которые в авторитете учителя усматривают угрозу своей «свободе». Ему обеспечена поддержка класса, избранная им мера педагогического воздействия, какой бы она строгой ни была, лишь бы в ней не было посягательства на достоинство провинившегося.

Рассматривая вопрос о влиянии личности учителя на воспитанника, необходимо отметить, что установление педагогически целесообразных отношений во многом зависит от того, какое место педагог занимает в педагогическом коллективе. Характерно, что подростки склонны использовать любое разногласие в педагогическом коллективе не в пользу учителя и во вред педагогическому процессу. Наличие в личности учителя таких качеств, как самомнение, зазнайство, грубость, эгоизм, нетерпимость, завистливость, не может остаться незамеченным.

Источник:
Культура педагогического общения
Тема 3. Культура педагогического общения
http://txtb.ru/86/19.html

Культура педагогического общения

Высокая культура общения является одной из составляющих имиджа педагога как профессионала. Имидж – это образ, впечатление, которое оставляет человек в воспоминаниях и представлениях о нем. Одной из важнейших составляющих имиджа педагога является коммуникативная толерантность. Это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Педагог, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, терпим и совместим с очень разными людьми. Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка для совместной деятельности в педагогическом процессе. Учитель должен стремиться безусловно принимать ребенка, со всеми его недостатками, промахами, бедами.

Принимать ребенка – это значит:

• проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему;

• проявлять уважение к его личности, поддерживать в нем чувство собственного достоинства;

• признавать за ним право быть непохожим на других; смотреть на проблему с его позиций, его глазами;

• учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка.

Особенно важно проявление коммуникативной толерантности в напряженной, конфликтной ситуации. Однако в таких ситуациях зачастую наблюдается высказывание прямых негативных оценок в адрес ребенка. На такие высказывания ребенок обычно отвечает отрицанием, обидой, защитой.

Придя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сложившиеся стереотипы.

Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других людей. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общаетесь.

Чаще улыбайтесь людям. Улыбка располагает к вам окружающих людей, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает у других стремление общаться с вами.

Развивайте свой внутренний духовный мир, ваши таланты и способности. Помните, что людей привлекают творческие, духовно богатые личности.

Активное слушание как культура педагогического общения

Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение. Слушание требует определенных навыков, которым необходимо научиться учителю, так как процесс слушания занимает существенную часть его жизни.

Различают несколько видов слушания: активное, пассивное, эмпатическое.

Активное слушание – вид слушания, когда на первый план выступает отражение информации. К нему относятся постоянные уточнения той информации, которую хочет донести собеседник, путем задавания уточняющих вопросов.

Продуктивные способы активного слушания таковы.

Перефразирование. Возвращение собеседнику его высказывания, сформулировав его своими словами. Начать можно так: «Если я вас правильно понял…»; «По вашему мнению…»; «Иными словами…» При «возврате» реплики не стоит что-либо добавлять «от себя», интерпретировать сказанное. Эхо-техника позволит дать собеседнику представление о том, как вы его поняли, и натолкнуть на разговор о том, что в его словах кажется вам наиболее важным.

Резюмирование . Эта техника предполагает воспроизведение слов партнера в сокращенном виде, краткое формулирование самого главного, подведение итога: «Если теперь подытожить сказанное вами, то…» Резюмирование помогает при обсуждении, рассмотрении претензий, когда необходимо решить какие-либо проблемы. Оно особенно эффективно, если обсуждение затянулось, идет по кругу или оказалось в тупике.

Развитие идеи. Эта техника отличается от предыдущих тем, что высказывание собеседника не просто перефразируется или резюмируется, а делается попытка вывести из него логическое следствие, выдвинуть предположение о причинах услышанного. Эта техника позволит уточнить смысл сказанного, быстро продвинуться в беседе вперед.

Активное слушание незаменимо в конфликтных ситуациях, когда собеседник ведет себя агрессивно или демонстрирует свое превосходство. Это очень хорошее средство успокоиться, настроиться, если возникает угроза конфликта.

Пассивное и эмпатическое слушание как культура педагогического общения

Пассивное слушание – умение дать понять собеседнику, что он не один, что его слушают, понимают и готовы поддержать. Лучше всего при этом действуют реплики типа «да-да», «ну конечно», кивание головой. Эмоциональное состояние подобно маятнику: дойдя до высшей точки эмоционального накала, человек начинает успокаиваться, затем сила его чувств опять увеличивается, дойдя до высшей точки, затем падает. Если не вмешиваться в этот процесс, не «раскачивать» маятник дополнительно, то, выговорившись, человек успокоится, и после с ним можно будет общаться нормально.

Главное в этом виде слушания:

• не молчать, потому что глухое молчание у любого человека вызывает раздражение, а у возбужденного человека – тем более;

• не задавать уточняющих вопросов, потому что это только вызовет ответный взрыв негодования;

• не говорить партнеру: «Не волнуйся, все уладится», так как за этими словами он увидит недооценку его проблемы. Иногда в таких случаях полезно «подстроиться» к партнеру, повторить его слова, эмоции, движения.

Эмпатическое слушание позволяет переживать те чувства, которые переживает собеседник, отражать их, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не критикуют, не поучают. Именно в этом и состоит секрет хорошего слушания – такого, которое дает другому человеку облегчение и открывает ему новые пути для понимания самого себя.

Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, освободить душу от собственных переживаний и постараться отойти от готовых установок и предубеждений относительно собеседника. В своей реакции на слова партнера необходимо в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но и принято.

Нужно уметь держать паузу, чтобы собеседник мог помолчать, подумать, разобраться в своем переживании.

Стремление многих учителей слушать другого человека не столько с целью вслушиваться в то, что он им сообщает, сколько с целью оценить его, часто становится причиной коммуникативных барьеров. К ним относятся барьеры диалогического общения (предубеждение, недоверие, отсутствие чувства юмора, навыков социального контакта). Одним из разновидностей диалога между учителем и учеником является спор. Только высокая культура диалога страхует от опасности превратить его в ссору, то есть в «состояние взаимной вражды».

Культура спора обеспечивается соблюдением следующих педагогических правил:

• умение слушать, способствующее лучшему пониманию учителем ребенка и нейтрализующее склонность учителя к оценке;

• восприятие несогласия учащихся как естественной реакции, следствия критического отношения к информации;

• учет глубинных мотивов конфронтации учащихся (потребности в личностном самоутверждении, повышении статуса в среде сверстников, обиды, эмоционального возбуждения, состояния психологического дискомфорта и пр.);

• выражение неизменной доброжелательности по отношению к оппоненту, невзирая на репутацию и статус;

• заинтересованное и уважительное отношение к любой точке зрения, даже абсурдной, забота о сохранении и повышении престижа каждого учащегося;

• критическая оценка конкретных действий, а не личности в целом («Этот поступок представляется мне некрасивым», а не: «Ты всегда стремишься сорвать урок, потому что бездельник» и др.);

• контроль за эмоциональной тональностью спора, чтобы предупредить его перерастание в ссору;

• при отстаивании своего мнения использование общепринятых этикетных норм («Мне кажется»; «Подумаем вместе»; «Может быть, я ошибаюсь» и т. п.), готовность признать ошибки, извиниться за оплошность;

• готовность принимать компромиссные решения, учитывая интересы учащихся, их потребности;

• терпимость, уступчивость в мелочах;

• дисциплинирование класса с помощью косвенных воздействий – переключения внимания, шутки;

Источник:
Культура педагогического общения
Высокая культура общения является одной из составляющих имиджа педагога как профессионала. Имидж – это образ, впечатление, которое оставляет человек в воспоминаниях и представлениях о нем. Одной из
http://psyera.ru/6636/kultura-pedagogicheskogo-obshcheniya

Культура педагогического общения

Полная версия научной работы доступна в формате PDF

Одной из самых сложных областей педагогического труда является педагогическое общение. Педагогическое общение есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников. Используя всю совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств, оно реализует коммуникативную, персептивную функцию.

Называя педагогическое общение «белым пятном на карте пелагического процесса» В.А.Кан-Калик обращает внимание на реальное неудовлетворительное положение, существующее в области педагогического общения: «Многочисленные беседы, проведенные с детьми и с их родителями, свидетельствует о том, что ребят угнетают не столько трудности познания, сколько трудности общения — с учителем и одноклассниками. За неуспехами в учении часто кроются неуспехи общения». Такого же мнения и видный психолог А.Н.Леонтьев: «Проблема обучения — это, прежде всего проблема психологии общения и решить её, не обращаясь к тому, что имеет сказать, поэтому психология общения, не возможно».

Вникая в нюансы и подробности педагогического процесса, убеждаешься, что многие учителя не осознают коммуникативную задачу и подсознательно относятся к ней. И в результате резко снижается эффективность и продуктивность педагогического процесса.

Основные коммуникативные задачи говорящего были определены еще Цицероном: «что сказать, где сказать и как сказать». Рассматривая эти три задачи он выделил такое качество выступающего, как уместность. Если педагог будет соблюдать эти три задачи — «что, где, как» сказать, то его достижения будут несомненны.

В.А.Кан-Калик в структуре обучения выделяет две подсистемы: дидактическую и коммуникативную. Он графически это выражает следующим образом:

Дидактическая подсистема ↔ Коммуникативная подсистема

Дидактическая подсистема реализуется непосредственно через коммуникативную. Беда в том, что последняя не всегда учитывается педагогом. Считается, что достаточно знать науку, материал, методы обучения.

Л.А.Григорович в составе педагогического общения выделяет три компонента: 1) Мотивационный, 2) Когнитивный и 3) Поведенческий. Представленная ученым структура процесса общения состоит из следующих стадий:

  1. Потребность в общении.
  2. Ориентировка в целях общения в ситуации общения.
  3. Ориентировка в личности собеседника.
  4. Планирование (чаще бессознательно) темы, стиля, общения, речевых фраз.
  5. Реализация общения.
  6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника.
  7. Коррекция направления, стиля общения.

Как видно, каждый из этих пунктов составляет определенный этап в структуре педагогического общения. Их применение, несомненно, принесет свои положительные результаты.

Основной педагогически значимой проблемой психологии общения является проблема затруднений, или «барьеров» общения. По определению И.А.Зимней, «Затруднение, «барьер» общения — это субъективное образование, переживание субъектом некоторой сложности, необычности, нестандартности, противоречивости ситуации». Психолог выделяет такие основные области затруднений человека в общении, как этно-социокультурная, статусно-позиционно-ролевая, возрастная, индивидуально-психологическая, деятельностная, область межличностных отношений. Затруднения в педагогическом общении были названы В.А.Кан-Каликом некими психологическими барьерами, которые препятствуя нормальному общению, в основном негативно влияют на всю учебную деятельность всех ее субъектов, Кстати говоря, А.К.Маркова наряду с негативной функцией фиксирует и позитивную функцию затруднений.

Вот некоторые, наиболее типичные затруднения, выявленные В.А.Кан-Каликом : «Барьер» несовпадения установок; «барьер» боязни класса; «Барьер» отсутствия контакта; «Барьер» сужения функций общения; «Барьер» негативной установки на класс; «Барьер» прошлого негативного опыта общения с данным классом или учеником; «Барьер» боязни педагогических ошибок (не уложиться во времени, не верно оценить, ошибаться и т.п.); «Барьер» подражания.

На вопрос «Каковы же пути преодоления психологических барьеров»? психолог рекомендует и пути их устранения в общей форме. Мы считаем целесообразным довести до внимания небольшой текст этих советов: «Прежде всего попытайтесь зафиксировать, нет ли у вас перечисленных выше «барьеров» в общении с учащимися. Затем проанализируйте те стороны вашего общения со школьниками, которые, по вашему мнению, больше всего импонируют им, а также те, которые вызывают неудовлетворенность.

В процессе общения со студентами старайтесь уходить от стереотипов, явно мешающих усиленному взаимодействию (манерность, дистанционность, дидактизм и т.д.).

Попытайтесь для себя ответить на такой вопрос: «Каким видят меня студенты?». Стремитесь, чтобы этот анализ был наиболее адекватен реальному положению дел.

И последнее, старайтесь не выяснять отношения с детьми, а тщательно анализировать, как они развиваются, устраняйте нежелательные элементы, ведущие к образованию барьеров».

Н.В.Клюева определила целый ряд предпосылок, обусловливающих успех учителя в общении:

Автор к техникам общения относит следующие блоки:

  1. Обращение (жесткое, суровое, нейтральное, нежное, рациональное, шуточное, абсурдное).
  2. Степень причинности (игнорирование этикета, корректность, любезность, дискретность, деликатность, тактичность).
  3. Стиль поведения (строго формальный, деловой, неформальный, фамильярный, рафинированный, простой).
  4. Выражение чувств (преувеличенно, свободное, сдержанное, заторможенное).
  5. Речь (а), дикция; желанная, корректная, свободная, вульгарная; (б), диалогизация: асимметрия в пользу партнера, симметрия (оба говорят одинаково), асимметрия в пользу субъекта; в) жестикуляция; отчаянная, порывистая, умеренная, отсутствует; г) язык; научный, литературный, профессиональный, народный, вульгарный, диалект; д) стиль речи; протоколирующая, штамповая, «житейская», лаконичная, патетическая, риторическая, поэтическая).

Эффективность общения учителя во многом зависит от умелого применения социально-психологических механизмов операциональных средств профессионального общения. К социально-психологическим механизмам В.С. Грехнев относит такие механизмы, как внушение, подражание, убеждение, заражение, идентификация. В.А.Сластенин к ним добавляет и психическое принуждение, в основе которого находиться механизм психологического давления с использованием властных отношений . Психическое принуждение еще чаще встречается у так называемых авторитарных учителей.

В.С.Грехнев чрезвычайно большое значение придает культуре педагогического общения учителя. Он обусловливает культуру общения учителя с его общей культурой: «Чем выше культура человека, тем более она сказывается на самом содержании и характере общения». Это условие первой очередью касается учителя. Он должен и обязан быть культурным. Иначе его вряд ли можно назвать учителем.

Таким образом, на основе сказанного можно утверждать, что овладение учителем высокой культурой педагогического общения предполагает и требует глубокого и всестороннего изучения психологии общения и постоянной, регулярной интеллектуальной и нравственной подготовки.

Источник:
Культура педагогического общения
IV Студенческий научный форум (15 — 31 марта 2012 года)
http://www.rae.ru/forum2012/10/958

Культура педагогического общения

Культура педагогического общения

«Гладко было на бумаге, да забыли про овраги» — эту фразу всегда вспоминает учитель, когда идеально, как казалось, подготовленный урок оказывается неэффективным по одной простой причине – нет должного взаимодействия между педагогом и учащимися, а то и просто отсутствует дисциплина на уроке. Какими бы методиками и технологиями не владел учитель, они никогда не будут результативными, если нет взаимопонимания и уважения между участниками педагогического процесса.

Культура педагогического общения

Почти все, кто трудится сегодня в школе, отмечают: »С детьми стало работать сложнее». Верное наблюдение. Но почему? Дети стали плохими? Наверняка, нет. Просто они стали другими. А вот методы нашей работы с ними порой отстают от развивающейся педагогической действительности, «вечно зелёного древа жизни» – растущего ребёнка.

Приходишь на урок, подготовишься, хочешь им всё рассказать, а они равнодушны.

Я им о Лермонтове, а у них глаза отсутствующие…

Такие фразы очень часто – результат неверно организованного общения.

Неумение наладить контакт.

Непонимание внутренней психологической позиции ученика.

Сложности в управлении общением на уроке.

Неумение выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от педагогических задач.

Трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к материалу.

Сложности в управлении собственным психическим состоянием в общении.

Сегодня в наш профессиональный язык прочно вошли такие понятия как «гуманный подход», педагогика сотрудничества», «личностно-ориентированное обучение». В современной парадигме образования ученик не рассматривается в качестве объекта обучения и воспитания, а сам учебно-воспитательный процесс не сводится к целенаправленному воздействию активной личности на пассивную.

В этом случае учитель проявляет инициативу, осуществляет самоуправление, контроль и планирование ситуации, реализует свои цели. Партнёр по коммуникации является зависимым от учителя как ведущего объекта общения. Этот тип коммуникации характерен для взаимодействия «учитель — ученик».

Учитель занимает подчинённое положение относительно партнёра по общению, что характерно в его коммуникативных контактах с руководителем и администрацией.

Моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап).

Организацию непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака).

Управление общением в ходе педагогического процесса.

Анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность.

Этап моделирование требует знания особенностей аудитории: характера ее познавательной деятельности, вероятностных затруднений, динамики работы. Готовящийся к уроку материал должен быть мысленно представлен в ситуации предстоящего взаимодействия и продуман не только от лица учителя, но и о лица школьников, по возможности в разных вариантах.

обращение к учащимся в форме жесткого приказа, распоряжения, указания;

тон речи командный, лаконичный;

речь неприветливая, требования к учащимся завышенные, без учета реальных возможностей и условий;

преподаватель подавляет всякое проявление чувств учащихся, не учитывает их психологических особенностей. Не обращает внимания на их реакцию на его действия. Никогда с ним не советуется;

находит вне руководимой ими группы формальное лидерство. Учащиеся такого преподавателя боятся и не любят. Ему дают прозвища, характеризующие такие его отрицательные черты, как жесткость, злость, неприветливость и т.д. Автократ, обладающий негативным восприятием большинства действий детей, у него сильно выражена отрицательная установка на неформальное обращение с ними;

редко хвалит учащихся, чаще ругает, т.е. оценивает субъективно и предпочтение отдает в основном формальной стороне деятельности.

отношение к учащимся как к бесправным объектам деятельности;

четко планирует предстоящую деятельность и требует неукоснительно того же от учащихся. Любит планировать все до мелочей письменно, способен изобретать всевозможные планы, графики, отчеты;

проявляя сам разумною инициативу, в то же время пересекает инициативу учащихся, не верит в их способности. Свое мнение считает единственно правильным и непогрешимым. Считает себя вне критики;

эффективную деятельность учащихся на уроке обеспечивает в основном за счет «волевого нажима» на износ;

имеет трудности в общении с учащимися. Часто бывает сам инициатором конфликтных ситуаций;

обладает формальным авторитетом, к нему не приходит советоваться, поделиться своими радостями.

формальное обращение к учащимся очень непоследовательно;

то просьба, то заискивание, а то приказ или угроза (не имеет четких и постоянных требований к учащимся);

тон речи ласково-заискивающий или нерешительный, так как не уверен, что его требование будет исполнено;

характер речи торопливый, так как преподаватель стремится до минимума сократить обращение к учащимся;

«забывает» о своих прежних требованиях и может быстро предъявить противоположное требование;

учащиеся широко развивают при либерале собственную инициативу, и в группе руководят неформальные лидеры;

либерал является формальным лидером. Учащиеся его не любят, смеются и часто дают прозвища, характеризующие его бесхарактерность, конъюнктурность, слабоволие, непоследовательность;

не способен объективно оценивать итоги своих действий и действий учащихся. Захваливает себя и завышает оценки учащихся, занимается очковтирательством.

не имеет четкого плана действий, работает «на авось»;

безынициативен на работе (но не в личной жизни). Все стремится предложить на инициативу учащихся;

стремится уйти от ответственности. С большой радостью приветствует инициативу, где исполнителем будет кто-то другой;

не обеспечивает эффективности учебной деятельности. Стремится ни во что не вмешиваться, не мешать органам самоуправления;

легко общается с людьми. Стремится ни с кем не портить отношения;

не выступает с открытой критиков. Ласков и доброжелателен (на словах) со всеми. Уходит от ответов. Обладает временным формальным авторитетом, не оказывает влияния на учебную деятельность учащихся.

обращение в форме совета, просьба, пожелания и требования, но без жесткости, тон обращения дружелюбный, товарищеский;

требования к учащимся адекватны их возможностям. Чутко реагирует на реакцию учащегося, на его действия. Прислушивается к коллективному мнению;

является неформальным лидером руководящего им коллектива. Общается во внеслужебное время без панибратства. Постоянно хвалит учащихся за их фактически хорошие дела, очень осторожен в оценке по формальным показателям. Умеет использовать положительные стимулы в своей педагогической деятельности и отдает им предпочтение.

имеет четкий перспективный план своих действий, избегая при этом излишнего «бумаготворчества». Умеет видеть сначала человека, его дела, мотивы его поступков, а затем уже «бумагу» (план, справку, отчет и т.д.);

умеет проявить самую разумную инициативу, в то же время поддерживать ее у учащихся. Критически осмысливает свои действия. Не пересекает критику и не преследует за нею;

обеспечивает эффективность учебно-познавательной деятельности учащихся, умеет не допускать их работы «на износ»;

истинная, а не формальная забота о детях, помощь словом и делом;

демократ никогда не бывает инициатором конфликтных ситуаций и умеет «погасить» конфликт;

пользуется истинным неформальным авторитетом у учащихся.

общение на основе увлеченностью совместной творческой деятельностью,

общение на основе дружеского расположения,

В основе общения на основе увлеченности совместной творческой деятельностью лежит устойчиво – положительное отношение педагога к детям и делу, стремление демократичное решать вопросы организации деятельности. Вместо односторонних воздействий педагога на учащихся – общая творческая деятельность воспитанников с воспитателями и под их руководством.

Предупреждение и пути решения конфликтных ситуаций.

Все учителя — молодые и опытные, обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Уже после первых дней своей работы в школе учитель знает, что у его ученика имеются сотни способов мешать уроку, «заводить» класс и исподтишка срывать объяснение материала.

Обладает умением легко и быстро устанавливать контакт с воспитанниками в процессе фронтального общения

Уровень и стиль педагогического общения – необходимое условие развития современного человека

Объясняют кто такой орнитолог, обращаясь к толковому словарю. Учащиеся читают заранее подготовленные доклады о зимующих птицах

Согласно марксистской доктрине, культура относилась к сфере надстройки, определяемой экономическим базисом общества, следовательно.

Иными словами, педагогиче­ское общение это общение педагога с воспитанниками в педагогиче­ских целях

Икт, астрономия, русский язык, литература, история, обществознание, право, иностранные языки, технология, физическая культура, обж.

Когда ты выходишь из своего дома (маленького мирка) в большой мир (на улицу, в культурное учреждение ), туда, где много людей, необходимо.

В начальной школе на изучение компонента «Физическая культура»а выделяется 2 часа в неделю

При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.

Источник:
Культура педагогического общения
Тип: Урок; Размер: 374.77 Kb.; Какими бы методиками и технологиями не владел учитель, они никогда не будут результативными, если нет взаимопонимания и уважения между участниками педагогического процесса
http://sov.opredelim.com/docs/99700/index-240-2.html

(Visited 3 times, 1 visits today)

Популярные записи:

О длине его члена и отношениях (Манифест Лены Р и… 2 жестких женских поста на тему "Размер имеет значение". Первый… (1)

Измена жены рассказы Измена жены рассказы На собственном опыте (горьком) убедился, что вычислить… (1)

Презентация тимбилдинга Ивент-бюро "RED" О рганизация и проведение мероприятий в Екатеринбурге и… (1)

Как понять что бывшая еще любит Как понять, что мужчина любит бывшую? Кошечка.ру понимает, что если… (1)

Как не держать обиду в себе Психология обиды Причем, в первую очередь страдаем от этого мы… (1)

COMMENTS