Популярные записи:

Что испытывает мужчина когда хочет женщину 15 признаков, что женщина нравится мужчине. Если мужчина хочет женщину:…
мужчина провоцирует на эмоции КАК МУЖЧИНЫ МАНИПУЛИРУЮТ ЖЕНЩИНАМИ КАК МУЖЧИНЫ МАНИПУЛИРУЮТ ЖЕНЩИНАМИ Вопреки расхожему…
Первая ночь с новым мужчиной Первая ночь с новым мужчиной Многих женщин волнует вопрос: на…
Посмотри ей в глаза куда она отведет взгляд Женские заблуждения: посмотри мне в глаза Пристальный взгляд — это…
Если мужчина спрашивает люблю ли я его Почему муж спрашивает, люблю ли я его? Бывают такие ситуации,…

Модели общения

Модели общения

Помимо владения функциями общения каждому человеку для эффективного взаимодействия необходимо оперировать всем многообразием существующих моделей общения. В коммуникации выделяют информационную, убеждающую, экспрессивную, внушающую (суггестивную) и ритуальную модели общения.

Информационная модель общения. Она обычно применяется для передачи и получения информации, ее анализа, интерпретации и комментирования. Передаваемая информация расширяет информационный фонд участников общения, сообщает инновационные сведения, разъясняет обстоятельства сложившейся ситуации, предоставляет конкретные факты и цифры, позволяющие получить новые знания или принять эффективное решение.

Во время передачи информации, которая рассчитана не на одного человека, а обращена одновременно к группе людей (например: на уроке, лекции, семинаре), срабатывают общепринятые правила. Большинству участников не приходит в голову изменить ход сценария, публично перебить оратора до конца его сообщения. Поэтому выступающий должен быть уверен как в том содержании информации, которое он собирается озвучивать, так и в той форме, в которой он это собирается делать; необходимо также продумать — захотят ли собравшиеся его слушать и будут ли способны адекватно воспринимать сообщение.

Для достижения информационных целей обычно используют доклад, сообщение, лекцию или урок, беседу, консультацию, а также письменные работы: рефераты, курсовые, проектные работы, позволяющие оценить степень освоения теории вопроса, просмотр видео- и телевизионных обучающих передач, а также вопросы и ответы для обмена информацией.

Однако для того чтобы коммуникация в информационной модели общения была эффективной, необходимы следующие условия: учет познавательных возможностей конкретных собеседников, их индивидуальных установок на получение новой информации и интеллектуальных возможностей для ее переработки, понимания и восприятия.

Убеждающая модель общения. Эта модель позволяет сделать участников общения своими единомышленниками, выйти из той или иной ситуации с наибольшей продуктивностью. Однако убеждение — это сложный коммуникативный процесс, и не каждому удается пользоваться этой моделью общения с максимальной эффективностью. Известно, что убеждение было формализовано как определенная концепция более двух тысяч лет назад греками, которые сделали риторику (от гр. rhetorikos — красивая, напыщенная, но малосодержательная речь) — искусство использовать речь эффективно и убедительно — частью своей системы образования. Аристотель первым ввел понятия «этос», «логос» и «пафос», которые в приблизительном переводе означают «надежность источников», «логичные доводы» и «эмоциональный призыв». Все это — необходимые составляющие убеждающей модели общения.

Убеждение — это коммуникативный процесс, в котором коммуникатор пытается вызвать изменение в убеждениях, отношении или поведении другого индивидуума или группы индивидуумов через передачу сообщения в таком контексте, где убеждаемый имеет некоторую степень свободы выбора. В литературе описаны базовые принципы, влияющие на убеждение. Среди них предпочтительны устные, позитивные сообщения, сдержанно эмоциональные обращения, логические выводы, опирающиеся на факты и веские аргументы, удовлетворение альтруистических потребностей человека, ораторское мастерство.

Наиболее трудная задача убеждения — это превратить противоположные мнения по поводу тех или иных действий, решений в совпадающие. Люди делают обобщение на основе личного опыта и того, что говорят им члены их группы. Убеждение происходит гораздо легче, если сообщение совместимо с общей позицией по отношению к тому или иному предмету, ситуации, проблеме. Самая легкая форма убеждения — это коммуникация, усиливающая благоприятные мнения и позиции. Каждому участнику общения необходимо осуществлять непрерывные усилия по поддержанию запаса доброжелательности и таким образом превентивно создавать условия для эффективной совместной деятельности.

Убеждение — это также метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Чтобы убедить в чем-либо профессиональных партнеров, коллег, чей интеллект, как правило, высоко развит, участникам общения необходимо использовать специальные коммуникативные техники. Результат убеждения считается успешным тогда, когда собеседник в состоянии самостоятельно обосновать принятое им решение или мнение, оценить положительные и отрицательные его стороны, а также возможности и последствия других вариантов и решений.

В процессе общения следует помнить, что убеждение как коммуникативная техника более убедительно и действенно в следующих ситуациях:

— в рамках одной потребности;

— при малой интенсивности эмоций;

— с интеллектуально развитым партнером.

Экспрессивная модель общения. Цель такой модели общения — сформировать у участников взаимодействия психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому социальному действию, вовлечь в конкретные акции. Для использования такого вида коммуникации необходимо, например, в своем публичном выступлении (лекция, речь) использовать разнообразные не только вербальные и невербальные коммуникативные техники, но и аудио-, видео- и другие иллюстративные средства.

Вместе с тем именно на уроке или учебной лекции, на совещании или на конференции нельзя увлекаться этой моделью. Необходимо постоянно управлять эмоциональным накалом занятия, чтобы споры и высказывание разных точек зрения не переросли в неприязнь и отторжение.

Столкновение мнений, конфронтация участников взаимодействия могут привести к такому виду эмоционального спора, когда собеседников вынуждают принять чью-то субъективную точку зрения в качестве истинной. В таком споре зачастую прибегают к аргументам (ad hominem — к толпе, к человеку), аппелируя к эмоциям слушателя. Естественно, никаких истин в таком споре родиться не может, просто каждый активно высказывает свою версию, субъективную точку зрения и пытается навязать ее как самую правильную другим собеседникам.

В общении, особенно в деловом, такой спор имеет широкое распространение и зачастую оказывает негативное влияние на деловое взаимодействие. Это происходит не только в беседах или на совещаниях, но и на конференциях, переговорах, собраниях, и прежде всего потому, что можно любую версию очень долго доказывать и в конце концов доказать все что угодно. Про такой спор обычно говорят: «Споры погубили Рим». Действительно, если Мнение участников по той или иной проблеме не совпадает, и собрались вместе люди, умеющие вести свою линию и владеющие приемами эристики (от гр. eristikos — спорящий, искусство побеждать в спорах, даже будучи неправым, по существу), то спор, как правило, перерастает в конфликт мнений.

Суггестивная модель общения. Суггестивная, т.е. внушающая, модель общения, искусство внушать, а не рассказывать, широко используется в практике взаимодействия, например на деловых совещаниях или в воспитательных беседах с людьми, нуждающимися в мотивационной коррекции. Эта модель общения используется также на презентациях, где для демонстрации тех или иных возможностей используется, наряду с рассказом о них и показом преимуществ, реклама, цель которой, помимо информационной, сформировать определенные установки, осуществить внушение.

Внушение, или суггестия (от лат. suggestio — внушение) — это такое психологическое воздействие одного человека (или группы) на другого, при котором оказывается определенное влияние на убеждения, установки, решения последнего. Находясь под влиянием внушения, человек действует без собственной мотивации, не может контролировать направленное на него воздействие. Психологами установлено, что если человек находится в спокойном состоянии, то при прочих равных условиях гораздо результативнее воздействовать на него убеждением, а в случае возбужденного состояния или повышенной тревожности — кратким внушением.

Поскольку для успешного взаимодействия необходимо владеть всеми моделями общения, постольку нужно знать, что разные люди обладают разной степенью внушаемости, уровнем восприимчивости к внушению, субъективной готовностью испытать внущающее воздействие и подчиниться ему.

К факторам, способствующим внушаемости, относят следующие человеческие характеристики:

— неуверенность в себе;

— чувство собственной неполноценности;

— повышенная эмоциональность, впечатлительность;

— слабое владение логическим анализом;

— вера в авторитеты.

Суть внушения состоит в воздействии на чувства человека, а через них на его разум и волю. Поэтому необходимо не просто владеть разными моделями общения, но и очень хорошо понижать: когда, для достижения каких целей, по отношению к кому из собеседников какую модель взаимодействия использовать. В то же время очевидно, что разнообразные модели во многих ситуациях используются одновременно. Например, при передаче важной информации могут быть использованы все перечисленные подели: информационная, убеждающая, экспрессивная, внушающая.

Ритуальная модель общения. В профессиональной деятельности к ритуальной модели общения обращаются тогда, когда необходимо: закрепить и поддержать формальные отношения в деловой среде; обеспечить регуляцию социальной психики в больших и малых группах людей; сохранить ритуальные традиции организации, связанные с ее корпоративной культурой и миссией, а также создать новые праздники и обряды (например, презентация Новых образовательных услуг).

Условия организации такой коммуникации предполагают ритуальный (церемониальный) характер акций взаимодействия, художественно оформленную среду, соблюдение конвенций (от лат. convention — договор, соглашение), праздничное или адекватное ситуации настроение, опору на национальные, территориальные : профессиональные традиции и нормы поведения и общения.

Известно, что для интеграции коллектива, для формирования приверженности к организации большое значение имеют возможности слияния формального и неформального общения. Морально-психологический климат в коллективе как раз и определяется степенью этого единства. Чем выше эта степень, тем более отведает требованиям поставленных задач атмосфера трудового коллектива. Если в коллективе развита система неформальных отношений, корпоративные праздники, коллективные традиции, то чувства и мысли людей более естественны, свободны, исчезает Скованность в общении, растет доверие и уважение друг к другу, повышаются совместимость и срабатываемость.

В качестве форм такого взаимодействия коммуникаторы обычно используют: рамочную, торжественную, траурные речи; ритуальные акты, церемонии, обряды; праздники, посвящения, чествования. Для педагогической среды весьма типичными, например, являются такие традиционные праздники, как День знаний, праздник выпускников, Татьянин день, празднование Дня учителя, а также разнообразные профессиональные праздники и презентации.

Рассмотренные модели общения не охватывают все возможности деловой коммуникации, но позволяют определить специфику взаимодействия, особенности собеседника и грамотно использовать жанр, коммуникативные средства и технологии, получить планируемый (прогнозируемый) результат.

Источник:
Модели общения
Помимо владения функциями общения каждому человеку для эффективного взаимодействия необходимо оперировать всем многообразием существующих моделей общения. В коммуникации выделяют информационную,
http://psyera.ru/modeli-obshcheniya-1676.htm

Модели общения

В процессе общения вступивших во взаимодействие людей у каждого из них проявляются индивидуальные, наиболее характерные типологические особенности, которые и создают конкретный стиль общения. Свой собственный стиль общения есть у каждого человека. Он вырабатывается в процессе всей жизнедеятельности и во многом обусловлен опытом общения, социальным статусом личности, наконец, его коммуникативными навыками и умениями. В психологической практике принята классификация наиболее распространенных стилей общения:

СТИЛЬ "СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО" – наиболее продуктивный стиль общения. Деятельностно-диалоговая схема этого стиля взаимодействия ставит общающихся людей в паритетное положение, когда они стремятся к общей цели и совместными усилиями находят оптимальное решение. В этом стиле очень ярко проявляются все личные качества обеих сторон, а наиболее отчетливо видится профессиональная компетентность и этические установки общающихся.

СТИЛЬ "ДРУЖЕСКОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ" – вплотную примыкает по своим осо­бенностям к предыдущему. В его основе лежит искренний интерес к личности партнера по общению, уважительное (без снисходительности) отношение к нему, открытость к контактам. Следование этому стилю– предпосылка успешной совместной деятельности.

Как крайнюю форму стиля "дружеское расположение", несущую отрицательный заряд в отношениях, можно рассматривать СТИЛЬ "ЗАИГРЫВАНИЕ". Он основан на стремлении завоевать ложный, дешевый авторитет у партнера по общению. Появление этого стиля вызывается желанием понравиться, быть признанным партнером даже при отсутствии или минимальном развитии личной коммуникативной культуры. Такой стиль часто бывает характерен для начинающих малоопытных руководителей, а также для многих взрослых в их общении с детьми. Вместе с тем, такой стиль вполне допустим в процессе общения лиц противоположного пола (особенно на стадии знакомства), когда каждая из сторон пытается казаться лучше, чем она есть на самом деле.

В противовес стилю "заигрывания" встречается СТИЛЬ "УСТРАШЕНИЕ", возникающий как следствие собственной неуверенности при более высоком социальном статусе, чем у партнера, или же ввиду неумения организовать процесс общения на основе продуктивной совместной деятельности. Этот стиль искусственно ставит партнера в зависимое положение, вызывая у того негативное отношение к противоположной стороне. Процесс общения оказывается жестко регламентированным, загнанным в формально-официальные рамки. Между общающимися возводится на основе страха незримый барьер отчуждения. Для продуктивной творческой деятельности этот стиль совершенно неприемлем.

Одной из крайних разновидностей стиля "дистанция" можно считать СТИЛЬ "МЕНТОРСКИЙ", когда один из партнеров (чаще всего это бывает лицо, считающее себя "бывалым" человеком) добровольно или непреднамеренно принимает на себя роль наставника-ментора. Назидательно-покровительственный тон с его стороны, присутствующий не только в диалоге, но и во всем внешнем облике, не просто увеличивает разрыв между общающимися, а может легко стать предметом насмешек и шаржирования. В худшем случае этот стиль приведет к полной утрате контактов, а общение приобретет односторонний характер передачи информационного содержания.

"Устрашение", "заигрывание" и крайние формы стиля общения "ДИСТАНЦИЯ" несут в себе невидимую опасность своей высокой проникающей способностью в индивидуальность личности, поскольку представляют собой особый механизм психологической защиты от воздействия извне. Они легко могут превратиться в устойчивые стереотипы поведения, отгораживающие личность от окружения, в котором она находиться. Значительно увеличивается риск стать отверженным социальной средой и попасть в положение изгоя.

Вышеперечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его аспекте возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного человека оказывается зачастую совершенно непригодным для другого. Очень часто можно видеть как, сменив партнера по общению, человек меняет полностью и свой стиль общения, переходя от "заигрывания" к "устрашению" и наоборот. Такой переход обусловлен развитием коммуникативных навыков, неустойчивостью психических состояний, либо ярко выраженной мимикрией в поведении. В целом же в стиле общении ярко появляется индивидуальность личности.

Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают разнообразные модели общения. Если стиль общение – это более устоявшееся типологическое образование, то модель общения носит чаще ситуативный характер. Однако при частой повторяемости данной модели происходит ее сознательное закрепление в поведении и она может перейти в соответствующий стиль общения. Условно можно обозначить ряд моделей, наиболее часто встречающихся в общении людей:

МОДЕЛЬ ДИКТОРСКАЯ ("МОНБЛАН"). Один из общающихся как бы отстранен от остальных, он парит над ними, упиваясь своим положением. Он не говорит, а изрекает. Слушатели для него– всего лишь безликая масса, которая недостойна какого-либо личностного взаимодействия. Все функции общения сводятся лишь к передаче информационного сообщения, причем последнее не подлежит никакой критике "снизу". Как следствие выбора такой модели общения, является отсутствие какого-либо психологического контакта, безразличие и пассивность слушающих.

МОДЕЛЬ НЕКОНТАКТНАЯ ("КИТАЙСКАЯ СТЕНА") – очень близка по своему психологическому содержанию к первой. Разница состоит лишь в том, что между партнерами существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступить отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер передачи сообщения, непроизвольное подчеркивание одним из партнеров своего статуса, снисходительное отношение к партнеру. Следствием в данном случае будет слабое взаимодействие между партнерами, равнодушие и отсутствие общих целей.

МОДЕЛЬ ГИПОРЕФЛЕКСИВНАЯ ("ТЕТЕРЕВ") заключается в том, что такой человек в общении как бы замкнут сам на себя: его речь большей частью монологична. При этом, говоря, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. В диалоге с таким оппонентом бесполезно пытаться вставить реплику, она просто не будет воспринята. Даже в совместной трудовой деятельности такой человек поглощен только своими идеями и проявляет эмоциональную глухоту к окружающим. В таких случаях практически отсутствует взаимодействие между партнерами по общению, а в наиболее сложных ситуациях использование такой модели приводит к образованию поля психологического вакуума. Стороны процесса общения существуют изолированно друг от друга.

МОДЕЛЬ ГИПЕРРЕФЛЕКСИВНАЯ. ("ГАМЛЕТ") представляет собой по психологическому содержанию противоположность предыдущей модели. Человек, придерживающийся такой модели, озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая для него доминирующее значение. Он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на малейшие нюансы психологической атмосферы общения, принимая их на свой счет. Такой человек в общении подобен обнаженному нерву. Следование такой модели предопределяет обостренную социально — психологическую чувствительность человека, его неадекватную реакцию на реплики и действия аудитории. В такой модели поведения заложена позиция ведомого в межличностных отношениях.

МОДЕЛЬ НЕГИБКОГО РЕАГИРОВАНИЯ («РОБОТ»). Выбор этой модели общения одним из партнеров сразу же ставит процесс общения в жесткие рамки. Взаимоотношения строятся по заранее запланированной программе, без учета реальной действительности и психологического состояния партнера по общению. Цель общения для одного из партнеров приобретает главенствующее значение. Способы ее достижения характеризуются примитивностью и весьма низкой эффективностью. Взаимодействие и взаимопонимание партнеров сводятся к минимуму. Даже при безупречной логике изложения информации и весомой аргументации процесс общения затруднен действиями такого партнера.

МОДЕЛЬ АВТОРИТАРНАЯ (" Я — САМ"). Такая модель характерна для некоторых руководителей, вступающих в общение со своими подчиненными. Процесс общения целиком фокусируется на руководителе. Он – главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Односторонняя активность руководителя подавляет всякую личную инициативу со стороны подчиненных, которые осознают себя лишь в качестве послушных исполнителей, ждут инструкций к действию. Такое общение воспитывает безынициативность, послушность, автоматическое следование указаниям старшего, искажает мотивацию деятельности подчиненных.

МОДЕЛЬ АКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ("СОЮЗ") является полной противоположностью предыдущей модели. Здесь руководитель постоянно находится в диалоге с подчиненными, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу и самостоятельность, легко схватывает изменения в психологическом настрое коллектива и гибко реагирует на них. Такая модель существует в рамках стиля "дружеские отношения" с сохранением ролевой дистанции. Процесс общения носит творческий характер и способствует полному взаимопониманию общающихся. Эта модель наиболее продуктивна.

Источник:
Модели общения
Наукова бібліотека Буковина
http://buklib.net/books/36813/

Модели общения

1. Познавательная модель

а) цель — передать информацию и расширить информационный фонд друг друга;

б) условия — учет познавательных возможностей партнеров по общению, их интеллектуальных способностей и установок на общение;

в) формы коммуникативных процессов воздействия:

· отчет о деятельности;

· сообщение о результатах деятельности;

· лекция о принципах понимания или путях решения проблемы;

· реферат по результатам изученных первоисточников информации;

г) технологические особенности организации коммуникативного действия:

· концентрация внимания на предмете информирования;

· рационализация изложения материала;

· логически безупречная аргументация;

· доказательность всех выдвигаемых положений;

· подробная характеристика причинно-следственных и условно-следственных взаимосвязей.

2. Убеждающая модель

а) цель — вызвать у партнера по общению определенные чувства и сформировать определенные ориентации и установки;

б) условия — опора на восприимчивость партнера, его эмоциональную культуру;

в) формы коммуникативных процессов воздействия;

г) технологические особенности организации коммуникативного действия;

· опора на эмоциональный настрой партнера;

· учет контраргументации и критической позиции одного партнера по отношению к другому;

· эмоциональное отношение к предмету общения.

3. Экспрессивная модель

а) цель — передать чувства, переживания, сформировать общий психоэмоциональный настрой и на его основе побудить партнера к тем или иным формам социального действия (чаще всего массового);

б) условия — опора на эмоциональную сферу партнера с целью изменения соотношения активности и реактивности в сторону стимулирующего влияния эмоций на волю, широкое использование средств художественно-эстетического воздействия и опора на механизм социально-психологического выражения;

в) формы коммуникативных процессов воздействия:

· рассказ о собственных переживаниях и чувствах, связанных с предметом общения;

· анализ возможных последствий;

г) технологические особенности организации коммуникативного действия:

· ситуативная обусловленность; яркость жестикулирования;

· демонстративный характер поз;

· аффектация и акцептация;

· фасцинации при помощи художественного подкрепления.

4. Суггестивная модель

а) цель — оказать внушающее воздействие для изменения мотивации ценностных ориентаций и установок личности;

б) условия — некритичность отношения одного партнера к другому, слабый уровень контрсуггестии, внушаемость партнера, взявшего коммуникативную роль воспринимающего;

в) формы коммуникативных процессов воздействия:

· внушение через мотивационную сферу сознания;

· внушение через идентификацию;

· внушение через ссылки на авторитет;

· внушение через персонификацию;

· внушение через предупреждение;

г) технологические особенности организации коммуникативного действия:

· опора на суггестивные потенциалы партнера по переговорам;

· постоянное разъяснение внушаемых установок;

· формирование аттракции как необходимого компонента в суггестивном общении;

· интонационная стимуляция внушаемой информации;

· дистанционное управление эмоциональным напряжением и т. д.

5. Ритуальная модель

а) цель — закрепить и поддерживать нормы отношений, обеспечить психорегуляцию социальной психики в больших и малых группах;

б) условия — художественно оформленная среда, канонизация действий и концентрация внимания на алгоритме их исполнения, церемониальный характер взаимодействия и его ориентация на бинарное воздействие (на воспринимающих и исполняющих ритуал одновременно);

в) формы коммуникативных процессов воздействия:

г) технологические особенности организации коммуникативного действия:

· опора на национальные и территориально-профессиональные традиции и нормы общения;

· предварительное заключение конвенции о порядке ритуала;

· концентрация внимания на самоценности ритуальных действий;

Источник:
Модели общения
1. Познавательная модель а) цель — передать информацию и расширить информационный фонд друг друга; б) условия — учет познавательных возможностей партнеров по общению, их интеллектуальных
http://adload.ru/page/eco_03-0414_497.htm

Стили и модели общения

Стиль как константная характеристика общения 3

Коммуникативные стили общения 6

Модели общения. Базовая модель общения 7

Модели комфортно-психологического общения 8

Модели дискомфортно-психологического общения 9

Модель гармонического общения 10

Каждому человеку присущ свой целостный стиль общения, который накладывает вполне узнаваемый, характерный отпечаток на его поведение и общение в любых ситуациях. Причем этот стиль не может быть выведен только из каких-то индивидуальных особенностей и личностных черт людей. Он отражает именно особенности общения человека, характеризующие его общий подход к построению взаимодействия с другими людьми.

Стиль общения, который присущ каждому человеку, по-видимому, зависит от очень разных моментов — от истории жизни, от отношения к людям, от того, какое общение наиболее предпочитаемо в обществе, в котором они живут. Вместе с тем стиль общения, определяя то, как человек должен строить и понимать различные ситуации, сам оказывает огромное влияние на его жизнь, формируя его отношение к людям, способы решения проблем и его личность.

Стиль общения существенно определяет поведение человека при взаимодействии с другими людьми.

В данной контрольной работе я раскрою основные виды стилей общения, а также модели стилей общения.

Стиль как константная характеристика общения

Общение человека всегда разворачивается в конкретной деятельности и обусловлено ее целями и содержанием. Теплоты и понимания между людьми было бы гораздо больше, не будь они обременены внешне устанавливаемыми требованиями что-то делать и добиваться практических результатов. Поэтому недостаточно говорить об отношениях или деятельности. Совокупной единицей анализа выступает общение как двуединый процесс взаимосвязи или взаимного контакта субъектов, в котором происходит обмен информацией, психическое отражение друг друга и взаимовлияние друг на друга.

В отечественной психологии известна и широко разрабатывается идея о влиянии на индивидуальную деятельность человека других людей. Это в основном работы по проблеме общения. Подробно рассматривается эта проблема и в зарубежной психологии. Общепринятым является положение о том, что индивидуальные возможности человека возрастают в условиях межличностного общения, особенно в группах высокого уровня развития. Более того, общение перестраивает самого человека, формирует его новые возможности, проявляет те, которые существуют потенциально. И хотя вышеобозначенные факторы не вызывают сомнения, процессы оптимизации межличностного общения пока еще изучены слабо.

В общении всегда присутствуют два компонента: содержание и стиль. Содержание определяет, вокруг чего или по поводу чего развертывается то или иное общение. Стиль указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими. В любом случае содержание общения — сила переменная, поскольку оно определяется конкретной деятельностью, объемом выполняемых заданий и многими другими преходящими условиями и обстоятельствами.

Константой при этом выступает стиль общения, т. е. Способ, с помощью которого человек строит свои отношения с другими в той или иной деятельности. У каждого человека свой, характерный только для него стиль общения с людьми. Он несколько изменяется в зависимости от партнера и характера деятельности, но в то же время сохраняет свои сущностные черты, отражающие неповторимость и уникальность личности. При этом стиль отражает специфику взаимоотношений между людьми, которые, в свою очередь, выражают многообразную и в то же время неповторимую сущность личностей, включенных в общение.

Гиппократ в своей классической типологии заменил зодиакальные созвездия наименованиями «телесных соков»: крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи — и стал различать холериков, флегматиков, сангвиников и меланхоликов. Эта последняя типология сохранилась и до наших времен, а среди попыток ее реформировать удачной можно назвать лишь типологию И.П. Павлова, который выделил четыре типа высшей нервной деятельности на основе сочетания ее характеристик: силы нервных процессов, их сбалансированности и подвижности. Сочетания этих характеристик дают те же четыре типа, которые описывал Гиппократ.

Современные ученые, пытаясь разработать типологии темпераментов, характеров или стилей, отходят от этих старых интуитивных путей, пытаются найти собственное решение, которое удовлетворяло бы запросам науки. И первый вопрос, встающий перед любым исследователем, — критерии стиля, или признаки, по которым можно было бы отнести ту или иную устойчивую форму общения к определенному стилю.

Астрологи использовали простой критерий — объективно заданное положение звезд при рождении. И хотя вопрос, каким образом созвездия и планеты приобретают качества темперамента, до сих пор остается без ответа, астрологическая типология весьма популярна, и психолог сегодня стоит перед необходимостью учитывать этот фактор в работе с клиентом. Сегодняшняя физиологическая типизация использует критерий четырех старых физиологических темпераментов — внешний вид и поведение индивида. А современные исследователи пытаются найти научный подход к этой проблеме, преодолевая на своем пути колоссальные трудности, сопутствующие любой молодой науке.

Начало научного исследования стиля общения связано с именем немецкого психолога Курта Левина. Заслуга К. Левина и его сотрудников состояла в том , что они положили начало углубленному исследованию проблемы стиля общения, разработали социально-психологическое понятие «стиль лидерства».

Лидерство рассматривается в социальной психологии как феномен, характеризующий динамические процессы в группе, связанные с отношениями доминирования и подчинения. Начиная с 30-х гг. социальные психологи активно исследуют проблему лидерства, формулируют различные теории лидерства. Наиболее известными из них являются теории лидерских ролей, теория черт, интерактивная теория, ситуационная теория и «синтетическая» теория.

В рамках исследуемой проблемы выделяют и понятие «стили лидерства», обозначающее «совокупность приемов и методов, применяемых лидером и руководителем с целью оказания воздействия на зависящих от него или находящихся в его подчинении людей».

К. Левиным и его последователями были выделены и описаны три стиля лидерства: авторитарный, демократический и анархичный. В более поздних классификациях стали использоваться и другие, синонимичные обозначения, например: «директивный», «коллегиальный», «либеральный», или «властный», «коллективный», «попустительский».

«Авторитарным» (директивным, властным) называют стиль лидерства, при котором лидер действует властно, директивно, жестко распределяя роли между членами группы, сосредоточивает основные функции управления у себя в руках.

«Демократический» (коллегиальный, коллективный) лидер стремится управлять группой совместно с подчиненными, давая им достаточную свободу действий.

«Либеральный» (анархический, попустительский) стиль лидерства — форма руководства, при которой лидер отстраняется от активного управления группой, позволяя членам группы делать все, что им захочется. Экспериментальные исследования, осуществляемые отечественными психологами, показывает, эффективность стиля лидерства зависит от не только от качеств руководителя, но и от уровня развития группы. Рассмотрим критерии стилей, предлагаемые К. Левиным.

Формальную сторону составляют следующие характеристики:

— интонации голоса руководителя (неприветливая — в авторитарном, товарищеская — в демократическом, конвенциальная — в попустительском стиле).

— Распоряжения руководителя (деловые, краткие — в авторитарном, с дискуссиями — в демократическом, непоследовательные — в попустительском стиле).

— Запреты руководителя (без снисхождения, с угрозой — в авторитарном, с дискуссиями — в демократическом, без запретов — в попустительском стиле).

— Похвала и порицания руководителя (субъективные — в авторитарном, с советами — в демократическом, без похвалы и порицаний — в попустительском стиле).

— Позиция, занимаемая руководителем (над группой — в авторитарном, внутри группы — в демократическом, в стороне от группы — в попустительском стиле).

Содержательную сторону составляют:

— характер планирования дел в группе (заранее — авторитарном, совместно в группе — в демократическом, не планируются — в попустительском стиле).

— Характер целей (непосредственные, близкие — в авторитарном, близкие и дальние — в демократическом, отсутствие целей — в попустительском стиле).

— Ответственность за реализацию дел в группе несут: руководитель — в авторитарном, все члены группы — в демократическом, никто — в попустительском стиле.

Эти критерии стилей руководства используются в современной психологии управления. Весьма значимой для решения проблемы психокоррекции стиля общения представляется характеристика позиции, занимаемой руководителем (над группой — в авторитарном, внутри группы — в демократическом, в стороне от группы — в попустительском стиле). Именно этот критерий стоит во главе угла любого общения и определяет его характер.

Исследование К. Левина и его сотрудников положило начало углубленному психологическому изучению проблемы стиля общения, которое получило широкое распространение во всем мире и продолжается вот уже несколько десятков лет.

В социальной психологии наряду с термином «стиль лидерства» используются понятия «стиль общения», «индивидуальный стиль деятельности», «стиль отношений», «межличностный стиль общения», «способ общения людей друг с другом», межличностный образ действий», «ориентация межличностного общения», «стратегия», «тактика», «тенденция действий» и др.

Коммуникативные стили общения

это способы взаимодействия с другими людьми в процессе общения Обычно выделяют 10 таких стилей:

1) доминантный (стратегия, направленная на снижение роли других в коммуникации);

2) драматический (преувеличение и эмоциональная окраска содержания сообщения);

3) спорный (агрессивный или доказывающий);

4) успокаивающий (расслабляющая манера общения, имеющая целью снижение тревожности собеседника);

5) впечатляющий (стратегия, ориентированная на то, чтобы произвести впечатление);

6) точный (нацеленный на точность и аккуратность сообщения);

7) внимательный (выказывание интереса к тому, что говорят другие);

8) воодушевленный (частое использование невербального поведения — контакт глаз, жестикуляция, движение тела и т.д.);

9) дружеский (тенденция открытого поощрения других и заинтересованность в их вкладе в общение);

10) открытый (представляющий стремление безбоязненно выражать свое мнение, чувства, эмоции, личностные аспекты своего Я).

Анализ характеристик основных моделей общения позволяет наиболее полно раскрыть характер поведения людей в тех или иных коммуникативных ситуациях.

Базовая модель общения

Для начала рассмотрим базовую модель общения. Она будет представлена как некая система:

Личность как субъект общения

Личность как субъект общения

В представленной системе необходимо выделить три подсистемы:

1. Личность как субъект общения в коммуникативной роли воздействующего;

2. Личность как субъект общения в коммуникативной роли воспринимающего;

3. Коммуникативно-организационная (куда входят цели, содержание, процессы и формы общения).

Психосоциальный контекст общения определяется характером диспозиций взаимодействующих людей, наличием или отсутствием привлекательности между ними, эмоциональным напряжением, которое формирует сам процесс общения, и индивидуально-типологическими особенностями личностей общающихся.

В индивидуально-типологические особенности входят: темперамент, психические процессы (особенности восприятия, память, воображение и мышление), психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия и т. д.) и психические отношения (эмоциональные, волевые, интеллектуальные). К индивидуальным особенностям относятся также и коммуникативные отношения, влияющие на характер общения (установки на общение и ценностные ориентации в общении). На основе данных индивидуально-типологических особенностей выводят типологии субъектов общения.

Модели комфортно-психологического общения

Рассмотрев подсистемы базовой модели общения, перейдем к типологии ее модификаций, в основе которых лежит психоэмоциональный статус личности.

Данный критерий позволяет выделить две группы моделей общения:

1. модели комфортно-психологического общения;

2. модели дискомфортно-психологического общения.

К первой группе моделей комфортно-психологического общения относятся следующие:

1. познавательная модель общения, в которой реализуется цель передать информацию, значимую для другого субъекта общения.

2. экспрессивная модель общения, когда реализуется цель — передать чувства, оценки и состояние друг другу.

3. суггестивная модель общения, реализующая цель оказать внушение или внушающее воздействие.

4. убеждающая модель общения, в которой через систему логических доказательств оказывается взаимовлияние субъектов друг на друга.

5. ритуальная модель общения, необходимость в которой связана с формированием системы психологической поддержки норм отношений (проявляется в ритуальном стиле взаимодействия).

Модели дискомфортно-психологического общения

К группе моделей дискомфортно-психологического общения относятся те, к которым люди прибегают, пытаясь справиться с отрицательными последствиями стресса:

1. модель заискивающего общения.

2. модель обвиняющего общения.

3. модель расчетливого общения.

4. модель отстраненного общения.

Данные группы моделей общения отличаются друг от друга психоэмоциональным статусом личности. В первой группе моделей общение используется как самореализация. Во второй же группе психоэмоциональный статус личности определяется переживанием ожидания опасности.

Во второй группе моделей психологический дискомфорт у общающихся людей возникает в силу несоответствия между вербальным и невербальным компонентами. Это рождает двусмысленность, о чем убедительно пишет американский психолог Вирджиния Сатир. Согласно ее концепции, общение требует включения психофизического аппарата и взаимодействие организуется через:

— вербальное общение (слова),

— телесно-звуковое общение (выражение лица),

— позы тела (со словами и без них).

В связи с этим коммуникативный процесс воздействия и восприятия в общении представляет собой интеграцию трех каналов: словесного, интонационного (экспрессивного) и мимико-пантомимического. А это значит, что субъекты общения в процессе своего взаимодействия оперируют тремя группами сигналов — словесной, экспрессивной, пантомимической. Несоответствие между ними и порождает психологический дискомфорт в общении.

Рассмотрим четыре типа поведения, выделенные Вирджинией Сатир, к которым прибегают люди, чувствуя угрозу отвержения в общении.

Реагируя на угрозу, человек, который не хочет обнаружить собственную слабость,пытается как-то это скрыть. Он может:

1. заискивать, чтобы другой человек не сердился;

2. обвинять, чтобы другой человек считал его сильным;

3. рассчитывать все так, чтобы избежать угрозы;

4. отстраниться на столько, чтобы игнорировать угрозу, вести себя так, будто ее нет.

Заискивающий субъект общения разговаривает унижаясь, угождая, извиняясь, не споря, соглашаясь и требуя одобрения своим действиям. Это человек с низким уровнем самооценки.

Обвиняющий субъект общения разговаривает максимально резко и жестко, обрывая всех и вся, не давая возможности высказаться никому, командуя, распоряжаясь, подавляя, крича и завоевывая авторитет.

Расчетливый субъект в общении, как правило, проявляет корректность, рассудительность, эмоциональную холодность, спокойствие, монотонность и акцент на сильные стороны своей личности.

Отстраненный субъект при взаимодействии с другими людьми не реагирует ни на какие вопросы, разговаривает певучим голосом, прерываясь и делая неоправданные паузы, расхаживая взад и вперед и не фокусируя ни на чем внимания.

Любой из четырех типов общения в представленных моделях способствует поддержанию заниженной самооценки и ощущению собственного ничтожества.

Эти типы коммуникативного поведения субъектов общения формируются под влиянием социального воспитания, которое прививает следующие установки:

1. «Не навязывайся: это эгоизм просить что-то для себя» — такой совет формирует установку на заискивающее реагирование в общении.

2. «Не давай никому себя подавить: не будь трусом» — усиливает позиции обвинителя.

3. «Не делай глупостей: ты слишком умен, чтобы делать ошибки» — усиливает расчетливость.

4. «Не будь слишком серьезным. Какая разница. Живи как придется» — усиливает отстраненность от жизненных ситуаций.

Модель гармонического общения

Между первой и второй группами общения есть переходная — модель гармонического общения, основные характеристики в которой — это характеристики уравновешенного общения:

— произносимые слова соответствуют выражению лица, позе и интонациям,

— отношения открытые, свободные и честные,

— субъект общения испытывает чувство собственного достоинства.

Основой этой модели общения является состояние внутреннего равновесия, базирующееся на адекватных оценкам и самооценкам реалиях. Уравновешенная модель общения основывается также на подлинности переживаемых и демонстрируемых чувств. Эта модель общения демонстрирует психологическую готовность личности к самореализации.

Не так уж сложно отказаться от привычных стереотипов поведения и стать уравновешенным. Один из путей для достижения этой цели — понять, что в достижении этого вам мешают некоторые страхи. Чтобы избежать отвержения, которого мы так боимся, мы постоянно пугаем самих себя:

1. Я могу совершить ошибку.

2. Кому-то это может не понравиться.

3. Кто-то может меня раскритиковать.

4. Вдруг подумают, что я — выскочка.

5. Люди могут подумать, что я плохой или дефективный.

6. Очень важный для меня человек может меня бросить.

Если вы сможете разумно отнестись к подобным утверждениям, вы сделаете первый шаг на пути личностного роста. Вышеперечисленные утверждения можно заменить на следующие:

1. Я уверен, что в любом деле ошибки неизбежны, особенно, когда дело новое.

2. Я абсолютно уверен, что всегда найдется кто-то, Ому не понравится то, что я делаю. На вкус и цвет товарища нет.

3. Да, всегда найдется кто-то, кто будет критиковать меня. Я действительно не совершенен. Но критика полезна.

4. Конечно! Я всегда перебиваю кого-то, высовываюсь!

5. Может быть то-то и думает, что я не хорош, но ведь на самом деле я могу это пережить. Если я буду считать, что мне не надо быть безупречным, я никогда не буду полностью собой доволен.

6. Итак, он меня бросает. Может быть, он и уйдет, но я переживу и это.

Подобное отношение к происходящим событиям поможет вам чувствовать себя всегда уверенно. Это будет не просто и, может быть, болезненно. Но если вы сумеете посмеяться над собой, вам станет легче. Результат оправдает все усилия.

Из наблюдений, сделанных Вирджинией Сатир, можно сказать о степени распространенности перечисленных видов поведения. Согласно ее выводам, в самых общих чертах при встрече с новыми людьми 50% отвечают «да» независимо от того, что они чувствуют или думают (заискивают); 30% отвечают «нет» независимо от того, что они чувствуют или думают (обвиняют); 15% не отвечают ни «да» ни «нет», не выражая никаких чывств (рассчитывают); и 0,5% ведут себя так, будто вообще не существует никаких эмоций (отстраненные). Остается только 4,5% людей, от которых можно ожидать уравновешенности.

Источник:
Стили и модели общения
Стиль как константная характеристика общения 3 Коммуникативные стили общения 6 Модели общения. Базовая модель общения 7 Модели комфортно-психологического общения 8 Модели
http://www.0zn.ru/etika_i_estetika/stili_i_modeli_obshheniya.html

(Visited 5 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как красиво ответить на игнор Игнор - лучший способ привязать к себе человека? Что ты… (2)
Что входит в эротический массаж Как проводить эротический массаж Эротический массаж – особая техника, идеально… (2)
Половое влечение у девочек Девочкам о мальчиках и наоборот… Мужчины и женщины отличаются друг… (2)
Характеристика на ученика с неадекватным поведением Характеристика на ученика (образцы) Характеристика на ученика - один из… (2)
Виды общественных отношений Виды общественных отношений Обще?ственные отноше?ния (социа?льные отноше?ния) — это различные… (2)

COMMENTS