Мораль и нравственность

Вопрос 2

Вопрос 2. Этика, мораль, нравственность: соотношение понятий.

Этика– это философская наука, предметом которой является мораль и нравственность. Это – учение о сущности морали, ее структуре, функциях, законах, ее историческом развитии и роли в общественной жизни. Термин «этика» употребляется в значении системы норм нравственного поведения человека, общественной или профессиональной группы и как способ оценки человеческих поступков (одобрение, осуждение). Этика дает ответ на вопрос как надо правильно жить. Этика исполняет роль «социального регулятора» в поведении и отношениям между людьми. Этика старается указать человеку общее направление в жизни.

Мораль – это специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему. Мораль – это индивидуальные и общественные формы человеческих отношений, основанные на различении добра и зла. Мораль, как предмет изучения этики проявляет себя в конкретных человеческих взаимоотношениях. Сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, регулируя и упорядочивая поведение людей в коллективе.

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. В данном определении она сводится к определенным духовным качествам человека, а также к определенным внутренним нормам и принципам поведения. Но не охватывает все как мораль. Мораль, как правило, ориентирована на внешний оценивающий субъект (других людей, общество, церковь и т.д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения. Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и позицию к окружающей среде.

Этимологически термины «этика», «мораль» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означающие единое понятие – «нрав», «обычай». В ходе употребления этих терминов слово «этика» стало обозначать науку о морали и нравственности, а слова «мораль» и «нравственность» стали обозначать предмет исследования этики как науки. В обычном словоупотреблении эти три слова могут употребляться как тождественные. Например, говорят об этике учителя, имея в виду его нравственность, то есть выполнение им определенных моральных требований и норм. Вместо выражения «моральные нормы» употребляется выражение «этические нормы».Многие авторы считают мораль и нравственность как тождественные понятия, как термины, имеющие одинаковое содержание, а этику полагают как науку о морали и нравственности.

Вопрос 3. Вопросы происхождения морали

Вопросы происхождения морали рассматриваются по-разному в различных этических системах.

В рамках данного направления в этических учениях можно рассматривать и концепцию утилитаризма. Ее основным понятием является польза индивида (выгода, личный интерес, корысть и т. д.). Источником нравственности является «природа человека», а содержание морального выбора оценивается путем арифметического подсчета выгод и потерь по результатам поступка.

Креационистские теории (креация – творение) представляют различного вида религиозные системы морали. Источником нравственности в рамках этих концепций является Бог. Мораль – это божий дар, который, подобно удару молнии, отсек человека от мира животных. Поскольку авторитет Бога священен и непререкаем, моральные заповеди его столь же сакральны, абсолютны и не требуют обоснования. Эти заповеди ассоциируются с именами Моисея, Иисуса Христа, Будды и Мухаммеда. Следование им, соблюдение их приближает человека к нравственному идеалу.

Источник:
Вопрос 2
Вопрос 2. Этика, мораль, нравственность: соотношение понятий. Этика – это философская наука, предметом которой является мораль и нравственность. Это – учение о сущности морали, ее структуре,
http://lektsii.org/15-32416.html

Мораль и нравственность

Мораль и нравственность. Урок-презентация по обществознанию, 11 класс, профильный уровень

Презентация по обществознанию «Мораль и нравственность» предназначена для учителей и учащихся 11 профильного /социально-гуманитарное направление/ класса (УМК Л.Н. Боголюбова). Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Обществознание» раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Мораль и нравственность. Урок-презентация по обществознанию, 11 класс, профильный уровень»

Обществознание 11, профильный уровень

Мораль и нравственность

  • Дать представлениео духовном мире личности;
  • Развиватьумения осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные проблемы и проблемные задачи,раскрыватьна примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук,участвоватьв дискуссии,работатьс документами;
  • Формироватьуважительное отношение к духовному миру каждого человека.

Универсальные учебные действия

  • Знать понятия:мораль, нравственность, нравственная культура
  • Развиватьумение нравственной оценки социального поведения людей.

  • нравственная культура;
  • мораль;
  • нравственность;
  • этика;
  • добро и зло;
  • долг;
  • совесть;
  • честь и достоинство личности;
  • моральный идеал;
  • этические категории;
  • моральное сопротивление

Изучение нового материала

  • Нравственные ориентиры личности.
  • Нравственная культура

Вспомните. Какое место занимает мораль в системе социальных норм и ценностей? Чем отличается моральное регулирование от правового? Можно ли считать личностью человека с низким уровнем нравственной культуры?

— специализированная философская наука, которая исследует целостное теоретическое рассмотрение нравственной жизни общества в системе её разнообразных проявлений.

В Древней Индии, Древнем Китае философское измерение раскрывало общественно значимый смысл нравственных и безнравственных Поступков человека.

Этика исследовала структуры и механизмы подготовки и принятия нравственных решений конкретными личностями, раскрыла влияние на уровень, характер и направленность этих решений самосознания личности. Основной предмет этики МОРАЛЬ .

Два мира есть у человека —

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Появление надписи – автоматически после первого щелчка мыши (с задержкой для чтения строк).

«Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звёздное небо над нами и нравственный закон внутри нас». И. Кант

Что хотели выразить в своих мыслях поэт ХХ века и философ Х VIII- нач.Х I Х в.?

Создавая род человеческий, боги позаботились о нём с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству . Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели . И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела — строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой. И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.

Тогда отец богов Зевс , чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.

Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому – музыканта, третьему – лекаря и т. д.

А как поступить со стыдом и правдой?

Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди . Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей . . .

Какие вечные универсальные ценности и зачем даровал человеку Бог?

Сформировалась вместе с возникновением человеческого общества

Связана со всеми сферами общественной жизни

Форма общественного сознания

Явление культурно-историческое, классовое

Предмет изучения этики

Свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором.

Мораль — это совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом.

Источник:
Мораль и нравственность
Презентация по обществознанию "Мораль и нравственность" предназначена для учителей и учащихся 11 профильного /социально-гуманитарное направление/ класса (УМК Л.Н. Боголюбова). Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмет
http://multiurok.ru/files/moral-i-nravstviennost-urok-priezientatsiia-po-obshchiestvoznaniiu-11-klass-profil-nyi-urovien.html

Мораль и нравственность

68. Мораль, нравственность

Жизнь людей в обществе подчиняется не только правовым, но и нравственным принципам, что изучается этикой.

Слово этика вошло в научный обиход из французского языка, а во Францию – из Древнего Рима. Однако науке известен и более ранний источник – Древняя Греция, где существовало понятие «этос», в далекие времена означавшее местопребывание, жилище, а также логово зверя, птичье гнездо. Со временем оно приобрело более глубокий смысл, означавший уже не просто некое местопребывание, а устойчивую внутреннюю природу какого—либо явления – характер, обычай, образ жизни, внутренний нрав, темперамент.

Слово «этос» постепенно начинает приобретать нормативный смысл, т. е. означать правило жизни, поведения. Слово «этос» в его новом значении послужило основой для образования еще более сложного понятия «этика». Аналогом слов «этос» и «этика» в латинском языке стало понятие «мораль» (от лат. moralis—относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам), а в русском – нрав.

Позднее в ходе развития истории и культуры понятие «этика», «мораль», «нравственность» стали приобретать различные смысловые оттенки, хотя по своему происхождению они приблизительно однотипны.

Следует отметить, что в живом языке все эти термины перекрещиваются и являются взаимозаменяемыми. Но в научном плане они не однозначны. Словом «этика» называется учение о морали. Вокруг понятий «мораль» и «нравственность» ведутся научные споры.

Основными оценочными категориями этики и морали являются: добро, зло, справедливость, долг, совесть, честь, достоинство, счастье, смысл жизни.

В морали заключается общечеловеческое ядро ценностей, нравственных идеалов и принципов. В ней находят отражение общепринятые нормативы поведения и оценки человеческих поступков.

Нравственность проявляется в отношении человека к семье, своему народу, родине, другим народам. Она распространяется и на отношение личности к самой себе.

Нравственные нормы выступают как неписанные законы: им подчиняются все как должному. Соответственно и нравственная санкция (одобрение или осуждение) имеет идеально—духовный характер: человек должен осознать оценку его поведения общественным мнением, принять ее и скорректировать свое поведение на будущее.

Нравственность предполагает относительную свободу воли, что обеспечивает возможность сознательного выбора определенной позиции, принятие решения и ответственности за содеянное.

Нравственные нормы, принципы и оценки в конечном счете выражают и закрепляют правила поведения, которые вырабатываются людьми в труде и общественных отношениях.

Источник:
Мораль и нравственность
Автор: Барышева Анна, 68. Мораль, нравственность — Обществознание. Шпаргалка
http://www.e-reading.club/chapter.php/101780/75/Barysheva_-_Obshchestvoznanie._Shpargalka.html

Нравственность и мораль

Мораль (нравственность) — ряд правил, которые позволяют оценить любое действие с положительной или отрицательной стороны, в частности, с позиций, что является добром — злом, хорошим — плохим, пользой — вредом и т.д.

Существует личная и общественная мораль. Личная основывается на мировоззрении, воспитании, внутренних качествах человека. Общественная — на принятой в обществе идеологии, культурных и национальных традициях. В отличие от правовых норм, которые имеют обязательный характер, за нарушение моральных правил не всегда следует наказание со стороны государства. Тем не менее, несмотря на кажущуюся условность, мораль регулирует взаимоотношения между людьми, показывает, как нужно вести себя в различных жизненных ситуациях и оказывает значительное влияние на качество жизни.

Моральные правила устанавливают нормы поведения и формируют определенную шкалу ценностей, как для отдельного человека, так и в целом для общества. Нравственность является практически синонимом морали, с той лишь разницей, что это понятие чаще применяется по отношению к отдельному человеку и его внутренним установкам.

Представим ситуацию: человек курит, пьет, плохо работает, не заботится о своей семье. С юридической точки зрения он не нарушает никаких законов и, быть может, не приносит своими поступками никому вреда, кроме, как самому себе. Однако другие люди относятся к нему негативно и называют такое поведение безнравственным. Своему поведению этот человек находит оправдание или не отдает отчета своим действиям. В противоположность, человек заботливый, ответственный, трудолюбивый воспринимается как нравственный. Люди в своих оценках обычно опираются на традиции и понимание того, что принесет пользу или вред самому человеку, или окружающим.

Личная мораль накладывает ограничение на поведение человека. Она подсказывает, что допустимо делать, а что нет. Например, для одних людей вполне приемлемо употреблять нецензурные выражения. Для других употребление ненормативной лексики неприемлемо. У них существуют ограничения — нравственные правила, которые влияют на их поведение и не позволяют ругаться.

Можно подумать, что мораль понятие относительное. Действительно, то, что является нормой в одном обществе, может быть совершенно неприемлемо в другом. Так, европеец и не подозревает, за что его могут наказать, если он вдруг окажется в арабской стране. У арабов не принято распивать алкогольные напитки в общественных местах, у них особое отношение к женщинам. Человеку, выросшему в европейской стране, трудно понять ограничения, накладываемые иной культурой.

Еще большие различия присутствуют между традициями людей, которые жили в разные исторические эпохи. У многих древних народов были обряды, где в качестве жертвоприношений убивали ни в чем неповинных людей, или почти все страны прошли через период рабовладельческого строя, где человек — раб не имел никаких прав и личных свобод. Такие примеры теперь воспринимаются, как проявление безнравственности и жестокости, хотя ранее были вполне обычным явлением.

В обществе всегда есть люди, которые по-своему трактуют общепринятые моральные правила, подстраивают их под свое понимание, что является добром, а что злом. Эти люди могут настолько искажать нравственные ценности, что даже преступные действия воспринимают, как нечто вполне обычное. Их аргументы — совершаемое зло служит во благо какой-то великой цели. На самом деле, цель может заключаться в личной корысти, в удержании власти, боязни понести ответственность. Для таких людей мораль действительно является относительным понятием. Они трактуют её, как им удобно, хотя, в общем-то, могут понимать, что поступают неправильно.

Некоторые личности, совершив проступок или преступление, и не пытаются оправдываться. Они просто не понимают, что сделали, не способны адекватно оценить произошедшее. В этом случае человек не рассматривает мораль, как относительное понятие. Он так воспитан, что у него сформировано неверное представление о добре и зле.

Мораль может по-разному истолковываться, как отдельным человеком, так и всем обществом. Рассмотрим время правления национал-социалистов в Германии, когда немецкий народ был жестоко обманут, одурманен нацистской идеологией. Государственная пропаганда призывала уничтожать целые народы, расчищать жизненное пространство для высшей расы — немцев. Тогда война воспринималась, как нечто вполне естественное. Народ переносил трудности, умирал и всё ради каких-то безумных идей, которые преподносились, как благо. Общественная мораль была искажена, и люди не замечали совершаемых преступлений. Несогласные с такой политикой уничтожались или вынуждены были молчать.

Возможно, пройдет ещё какое-то время, и, в некоторых своих проявлениях, жизнь современных людей будет так же осуждаться последующими поколениями. И сегодня существуют такие проявления безнравственности, как широкое распространение коррупции, высокий уровень преступности, нарушение прав человека, имеют место религиозные, национальные конфликты и т.д.

Найти пути решения проблем современного общества можно выработав единую систему моральных ценностей и нравственных ориентиров, которая являлась бы абсолютным критерием для оценки личных качеств и создавала бы механизмы для гармоничного существования. Те люди, которые рассуждают об относительности морали или истолковывают её принципы на свой лад, как правило, отступают от норм, принятых в обществе, ищут себе выгоду или оправдание своим поступкам.

Соблюдение нравственных законов является необходимым условием для построения общества без войн и насилия, со стабильной политической и экономической системой, социальными гарантиями. До тех пор, пока не будет выработана мораль, в основу которой положены верные принципы существования, будут иметь место нестабильность и конфликты. Как и в любом деле, противоречия наблюдаются до тех пор, пока не установлена истина; с нахождением которой противоречия исчезают, так как можно опираться на некоторые незыблемые понятия.

Ясно, что моральные правила имеют большое значение в жизни. Тогда возникает вопрос, где они сформулированы?

В настоящий момент часть моральных правил существует в виде негласных требований к поведению человека. Эти требования устанавливают нормы поведения в различных жизненных ситуациях, лежат в основе правил приличия — этикета. С детства нас учат, как нужно вести себя в коллективе, что делать плохо, а что хорошо. Эти простые ограничения прививаются семьей и обществом. Другая часть моральных правил основана на принятом в обществе мировоззрении.

Попробуем сформулировать, с точки зрения излагаемых здесь взглядов, какими качествами должен обладать человек, чтобы соответствовать понятию нравственная личность. Итак, эти качества:

  1. стремление к развитию собственного интеллекта;
  2. стремление управлять с помощью разума своими эмоциями, чувствами;
  3. способность признавать свои ошибки и свою вину;
  4. умение посмотреть на себя со стороны;
  5. умение различать положительные и отрицательные человеческие черты;
  6. умение соблюдать правила поведения в отношении с другими людьми, элементарные нормы приличия;
  7. умение поддерживать свое физическое и духовное здоровье;
  8. умение жить самостоятельно, за счет своего труда, а не за счет других людей;
  9. умение определять собственные нормы потребления;
  10. умение регулировать сексуальные потребности;
  11. понимание роли семьи;
  12. понимание, что не стоит идеализироватьдругих людей;
  13. ответственность;
  14. осознание роли человека в мире;

1) Стремление к развитию интеллекта включает в себя:

  • повышение умственных способностей через приобретение знаний и изучение свойств окружающего мира;
  • всестороннее развитие, интересы человека не ограничены лишь какой-то единственной областью знаний ;
  • развитие памяти, накопление опыта;
  • развитие творческих способностей.

2) Стремление управлять с помощью разума своими эмоциями, чувствами означает:

  • что в жизни человек руководствуется разумом, логически мыслит, не даёт возобладать над собой эмоциям и чувствам;
  • в случае проявления своих эмоций, задумывается, как они будут восприняты окружающими;
  • понимание, что частое проявление негативных эмоций и таких чувств, как зависть, злость, ненависть и других, отрицательно скажется на собственном здоровье человека.

3) Способность признавать свои ошибки и свою вину.

Человеку трудно признавать свои ошибки. Проще найти причины своих неудач в окружающих или ссылаться на сложившиеся обстоятельства. Зато, как легко замечать недостатки в других!

Человек способен самостоятельно оценивать свои поступки, определять приоритеты и нормы поведения. Через осознание ошибок появляется возможность исправления.

4) Уметь посмотреть на себя со стороны — это:

  • умение адекватно себя оценивать, знать свои сильные и слабые стороны;
  • воспринимать обоснованную критику других людей;
  • давать оценку своим действиям.

5) Умение различать положительные и отрицательные человеческие черты.

Когда характеризуют человека с положительной стороны, говорят, что он добрый, отзывчивый, терпеливый, честный и т.д. Есть множество слов, описывающих положительные качества личности, и не меньше, которые описывают отрицательные. Задача человека — развивать в себе положительные качества, хотя любые крайности, в частности, безграничная доброта, могут, на самом деле, обернуться злом. Чтобы такого не происходило, любое полезное действие надлежит соотносить с возможными будущими последствиями.

6) Умение соблюдать правила поведения в отношении с другими людьми, элементарные нормы приличия.

В обществе всегда устанавливались определенные требования к поведению человека. Как, например, следует себя вести в общественных местах. Соблюдение этих правил — признак воспитанного человека.

Золотое правило нравственности призывает относиться к другим так же, как к себе. Здесь требуется уточнение: невозможно ко всем относиться одинаково. Все люди отличаются. У каждого разные требования к себе и к окружающим. То, что для одного норма, может быть совершенно неприемлемо для другого.

В своем поведении люди, в первую очередь, должны руководствоваться общепринятыми этическими нормами, придерживаться определенной культуры во взаимоотношениях, что выражается в уважении к другому мнению, умении понять, выслушать.

Возникающие между людьми разногласия, споры ни в коем случае не должны решаться силовым путём. В коллективе лучше избегать контакта с людьми, которые намеренно идут на конфликт, не принимают во внимание иное мнение.

7) Умение поддерживать своё физическое и духовное здоровье.

От того, какой образ жизни ведёт человек, во многом зависит состояние его здоровья. Для поддержания физического здоровья необходимо:

  • правильное питание;
  • полноценный отдых;
  • физическая активность;
  • поддержание нормального веса;
  • умение справляться со стрессовыми ситуациями;
  • отсутствие вредных привычек;
  • сексуальная активность.

Для поддержания духовного здоровья нужно:

  • правильное восприятие жизни (не стоит придумывать несуществующих вещей);
  • наличие каких-либо целей, увлечений, занятость делами;
  • адекватная реакция на любые события;
  • умение не допускать любых крайних эмоциональных состояний: истерик, депрессий и т.д;
  • умение освобождаться от негатива, навязчивых мыслей, внутренней тревоги, не допускать наличие внутренних конфликтов;
  • умение взаимодействовать с окружающими людьми.

8) Умение жить самостоятельно, за счёт своего труда, а не за счёт других людей.

Взрослый, физически здоровый человек должен стремиться жить самостоятельно. Не стоит рассчитывать на родителей, на государство, на социальные пособия, на то, что удастся устроиться в «тёплое» местечко. Нужно надеяться на себя, пытаться найти своё место в жизни.

Чувствовать себя независимым и уверенным помогает работа, которая, как минимум, должна давать возможность нормально жить. В идеале она должна приносить не только доход, а еще доставлять моральное удовлетворение. Конечно, все работы различны. Простая механическая, скорее, скучное занятие. В такой работе мало чего радостного, но и она имеет преимущества: меньше нагружает человека умственно, психологически, а результат труда виден практически сразу. Интеллектуальная работа требует большего напряжения, порой заставляет думать о ней даже в свободное время, а результат, зачастую, будет виден только в будущем.

В коллективе нередко находятся личности, которые пытаются увильнуть от работы, переложить обязанности на других. Часто встречаются люди, стремящиеся продвинуться по карьерной лестнице, чтобы зарабатывать больше денег, достичь определённого статуса. Они начинают особенно усиленно работать, а достигнув своего, паразитируют за счёт коллектива.

Перечислим черты, показывающие отношение человека к труду. Это добросовестность в работе, ответственное отношение, инициативность, настойчивость, творческий подход. Противоположные им черты — лень, недобросовестность, безответственное отношение к делу, пассивность.

9) Умение определять собственные нормы потребления.

Каждый человек, хочет он того или нет, оказывает воздействие на окружающий мир. Всем нужна одежда, дом, еда. Чтобы это произвести, требуются ресурсы.

Общество должно устанавливать границы материального потребления для человека, показывая, что необходимо для жизни, а что является излишеством. Соблюдение этих границ, а также проявление таких качеств, как: бережливость, отсутствие стремления к роскоши, умеренность в своих требованиях — есть проявление скромности человека, показатель его нравственности. Определяя границы собственного потребления, люди снижают воздействие на природу.

10) Умение регулировать сексуальные потребности.

Нет темы, на которую люди накладывали бы больше моральных запретов, чем на тему обсуждения сексуальных взаимоотношений. В обществе до сих пор не выработана культура сексуального поведения. Родители не всегда могут правильно объяснить подрастающему ребенку, как следует общаться с противоположным полом. Да и смогут ли они правильно это сделать? В такой деликатной теме грамотный педагог по отработанной методике с большей вероятностью сформирует правильное представление, чтобы все воспринималось всерьез, без стеснения и комплексов.

Вопросам полового воспитания необходимо уделять пристальное внимание. Это поможет бороться с распространением половых болезней, предотвратить нежелательные беременности, уменьшить количество ранних браков.

Нравственное поведение в сексуальных отношениях заключается:

  • в поиске постоянного партнера, чтобы в конечном итоге создать семью;
  • в понимании, что измены приносят боль человеку, с которым уже есть отношения, могут привести к расставанию;
  • в бережном отношении к партнеру (использование средств контрацепции);
  • в исключении в отношениях насилия, принуждения.

Поиск партнера вовсе не означает постоянный перебор всевозможных вариантов. Бесконечное сравнение истощает морально и физически, а результат, зачастую, разочарование.

Большее внимание следует уделять психологической совместимости, чем физиологической. Под красивой внешностью иногда скрывается примитивное внутреннее содержание.

В отсутствии партнера человек может с помощью воли подавлять желание или самоудовлетворяться. То и другое допустимо, главное чтобы не возникало качественных изменений в психике, не появлялось чувство собственной неполноценности. Одиноким людям стоит помнить — ничто и никогда не заменит живого человека. Кроме физической близости существует целый комплекс отношений: общение, духовная близость и т.д.

11) Понимание роли семьи.

Семья появилась, как самая удобная форма отношений между мужчиной и женщиной, главным образом, для рождения и воспитания детей. Функции семьи хорошо известны, нет смысла их повторять.

Для создания нормальной семьи желательно соблюдение нескольких условий:

  • любовь между супругами;
  • согласие жить вместе, готовность к компромиссу, уступчивость, взаимное уважение и доверие;
  • психологическая совместимость;
  • общность взглядов и интересов;
  • сексуальная совместимость.

Создание семьи очень ответственный шаг. Еще более ответственный шаг — рождение ребенка. Его спланированное появление на свет указывает на то, что супруги готовы стать заботливыми родителями. Плохо, когда дети рождаются неосознанно, или, если один из супругов не понимает ответственности, которая на него ложится. Дети связывают двух людей на долгие годы. Плохая психологическая атмосфера между родителями отрицательно сказывается на детях.

Самая важная роль, которую выполняет семья — воспитательная. В ней в значительной степени формируются основные качества человека, определяется, какими будут его жизненные взгляды.

Случаются ситуации, когда в супружеских отношениях возникает кризис. Каждый случай уникален, нелегко выработать общую методику решения всех проблем. Так или иначе, любые разногласия преодолимы, когда люди идут навстречу друг другу. Если не получается наладить отношения, тогда, возможно, лучше расстаться.

Созданию крепкой, дружной семьи нужно учиться. Для этого еще в школе необходимо обучать основам взаимоотношений с противоположным полом, как правильно подбирать себе партнера.

Сейчас говорят об упадке традиционной семьи. На самом деле традиционная семья по-прежнему высоко ценится. Только, к сожалению, теперь далеко не у всех удается ее создать. Столетие назад у молодых людей порой не было свободы выбора, за кого выходить замуж, на ком жениться. Строгие религиозные рамки жестко осуждали разводы и внебрачные связи. Современное общество предоставило свободу в отношениях, при этом не научило, как полученной свободой распоряжаться. Отсутствие внятной политики по воспитанию молодежи приводит к тому, что уже созданные браки рушатся, возрастает количество семей с одним родителем.

Сегодня скорее следует говорить не об упадке традиционной семьи, а о необходимости перехода ее на новый этап развития. Нужно стремиться к тому, чтобы люди не зависели от материальных и прочих проблем, вступали в брак осознанно, по доброй воле. Чтобы в основе супружеских отношений лежали чувства, доверие, уважение. Любые конфликты между супругами решались «не битьем тарелок», а обсуждением проблем. Дети должны рождаться по обоюдному согласию и воспитываются совместно. По крайней мере всем, кто желает создать семью, следует стремиться к выше описанному типу отношений.

Семья находится в прямой зависимости от процессов, происходящих в обществе. Войны, бедность, упадок нравственности создают препятствия для создания семьи, разрушают ее основы.

12) Понимание, что не стоит идеализировать других людей.

Людям свойственно создавать идеалы, которые служат предметом подражания, нравственным ориентиром. Само по себе ничего в этом плохого нет. Хорошо, если в другом человеке выделяются положительные качества и такие же воспитываются в себе. Но иногда доходит до абсурда: люди начинают во всем подражать своим кумирам, забывая о собственной индивидуальности. Следует понимать, что нет идеальных людей, и никому не стоит сотворять для себя несуществующих образов.

В обществе с авторитарным стилем управления, где принято скрывать правду, искажаются элементарные понятия, выгодно создавать культ личности. Пропаганда специально формирует мнение, что обществом управляют непогрешимые люди, которые принимают правильные решения. А для оправдания неудач ищутся внешние или внутренние враги. Государство с таким стилем управления подавляет волю собственного народа, эксплуатирует его.

13) Под ответственностью подразумевается, что человек:

  • намереваясь совершить какие-либо действия, осознает возможные последствия и готов за них ответить. Ответственный человек не полагается на волю случая, а старается действовать обдуманно;
  • исполняет обещания и выполняет свои обязанности дома, на работе и т.д.;
  • заботится о близких;

14) Осознание роли человека в мире.

Человек изменяет мир вокруг себя. Каким он будет, лучше или хуже, зависит только от него.

Образованный и необразованный человек по-разному смотрят на вещи, живут в разных реальностях. Необразованный надеется на какую-то внешнюю силу, которая изменит ход событий. Образованный, в основном, рассчитывает на себя, прикладывая усилия, чтобы события развивались по определенному им сценарию.

Сегодня, как никогда, роль человека в мире стала решающей. Он стал богом на планете, стал способен получать новые виды растений и животных, изменять под себя окружающую среду. Перед человеком открыты большие возможности: побороть прежде неизлечимые болезни, проникнуть в тайны мироздания, построить жизнь без войн и насилия, научиться взаимодействовать с природой, не принося ей значительного вреда. Всё зависит от того, какие шаги предпримут люди, какую цену готовы заплатить, чтобы перейти на следующий этап общественного развития. Нужно понимать, что будущее зависит только от человека, от каждого из нас.

Источник:
Нравственность и мораль
Личная мораль накладывает ограничение на поведение человека. Она подсказывает, что допустимо делать, а что нет. Например, для одних людей вполне приемлемо употреблять нецензурные выражения. Для других употребление ненормативной лексики неприемлемо.
http://www.lookatlife.ru/morality

(Visited 12 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Ревность мужчины тельца Все о мужчине Тельце На мужчину-Тельца вы можете полностью положиться,… (2)

Случайное общение Онлайн общение по веб-камереБесплатные чаты являются прекрасным инструментом и на… (2)

Какое мнение можно написать о девушке Мнение парней о девушкахМнение парней о девушках На свете очень… (2)

Человек который много говорит психология Почему человек много говорит? Психологи схожи во мнениях, что болтливый… (2)

Характеристика на ученика с неадекватным поведением Характеристика на ученика (образцы) Характеристика на ученика - один из… (2)

COMMENTS