Нравственное воспитание

Islam Education

Исламская система воспитания и обучения

Главная » Статьи » Духовно-нравственное воспитание молодежи

Духовно-нравственное воспитание молодежи, направленное на формирование гражданской позиции, уважения к культурно-историческому наследию своего народа, нравственных приоритетов в профессиональной деятельности является одной из актуальных проблем образования. Современное образование должно ориентироваться на наиболее ценные элементы культурного наследия и национальную самобытность, оно обязано одновременно способствовать укреплению этических принципов, на которых будет строиться новый, более справедливый, более гуманный порядок для всех людей и народов.

Такая этика не сможет укорениться, если она не будет исходить, с одной стороны, из осознанного понимания взаимозависимости людей в рамках государств и мирового сообщества, с другой стороны, из бережного отношения к общечеловеческим ценностям, к общему достоянию человечества. Пришло время осознать тот факт, что образование призвано всесторонне готовить молодое поколение к жизни, не порывая с лучшими традициями такой подготовки, доказавшими свою жизненность. Для этого следует взять из отечественного наследия то, что не противоречит современной действительности и отвечает потребностям жизни.

Духовные ценности народа, его традиции в течение многих веков всегда играли главенствующую роль в гражданском становлении подрастающего поколения, формировании его нравственных качеств, социализации личности в целом. Поэтому изучение и объективная оценка воспитательного влияния различных общественных институтов, в т.ч. религий – является важнейшей задачей. Переработка и осмысление явлений духовной культуры, созданной всем периодом развития человечества и ее влиянием, поможет строить педагогическую культуру настоящего и будущего. Без учета религиозного учения о морали и духовности человека, без изучения педагогического опыта различных народностей, не может быть полной и объективной картины воспитания человека. Знание духовной культуры прошлого поможет успешно решать задачи воспитания в настоящем.

Развитие морально-этического учения и формирование ду­ховной культуры народа имеет многовековую историю. Только опора на самобытную духовно-историческую тра­дицию, на устные и письменные источники дает возможность понимать господствовавшие этические воззрения и нравст­венные проповеди той или иной культуры, того или иного народа и этнических групп. Во все времена в центре внимания общественного опыта стояла вечная категория бытия: что значит нравственно жить, придерживаться определенных нравственных устоев, обычаев, устоявшихся общественных норм поведения определенного этнического социума. От простых форм восприятия окружающей действительно­сти, природной среды и социальной жизни развивались про­стые привычки человеческого общежития, что постепенно перерастало в стройное учение о морали, этнопедагогическую культуру.

В определенной стадии развития морально-этическое учение – истоками которого является многовековой нравственный опыт народа, сформированный в форме стереотипов поведения, было подхвачено зарождающимися религиозными учениями. Как показывает история мировых религий, на начальном этапе своего становления они играли объединяющую роль под знаменем той или иной религии разных племен, родов. Зарождающиеся религиозные учения все­гда стремились вобрать в себя все лучшее и доброе (тради­ции, обычаи, нравы) из жизнедеятельности народа, учитывали также психологию народа. Следовательно, трудно и почти невозможно отделить религиозные учения от традиций народа. Религия в определенной мере служила как бы хранительницей традиций.

Это обстоятельство, прежде всего, послужило привлекательной силой для простого народа. Это особенно ярко выражено в исламской религиозной культуре. Именно из привлекатель­ности для простого народа религия стала в отдельные перио­ды истории ведущей политической силой того или иного на­рода, общества. Поэтому нельзя не считаться или пренебре­гать тем, что в свое время религиозная культура играла ведущую роль в жизни народов, особенно в формировании духовной культу­ры, морально-этических, социальных норм поведения (у на­родов исламской культуры в форме «адаб»). И в более поздних этических учениях прослеживаются первоначальные представления о нравственном содержании взаимоотношений людей.

Таким образом, игнорировать общечеловеческое гуманистическое содержание религиозного учения мы не вправе. Но при этом возникает сложный вопрос – как использовать это учение в целях воспитания? Целенаправленное религиозное воспитание, включающее обряды, молитвы, посты для светских образовательных учреждений неприемлемы. Речь может идти о воспитании через религию, об использовании воспитательного потенциала религии.

Ценностями любого общества являются те предметы, явления общественной жизни, которые служат всестороннему развитию всех членов общества, воспитанию у них общечеловеческих идеалов, избавлению их от страданий, зла. Все это относится к материальной, социальной и духовной сферам жизни человека. Необходима выработка общих принципов духовности и нравственности, обеспечивая соблюдение конституционного принципа свободы совести и равенства традиционных религий перед государством.

Значительный интерес в этом отношении представляет накопленный многочисленными нациями и народностями нашей страны, в том числе народами, исповедующими ислам, опыт воспитания детей. Опыт, зародившийся в глубине веков и являющийся важнейшим духовным наследием. Успешное решение задач полноценного воспитания предполагает изучение этого опыта и использование педагогического потенциала ислама в практике воспитания. Познание сущности воспитательного процесса и закономерностей воспитания представляет собой одно из основных, «стержневых» направлений исламской педагогики.

Исламская система воспитания опирается на Коран и Сунну, в которых детально изложены предписания, задающие ориентиры для жизнедеятельности мусульманина во всех сферах жизни и социальных отношений. Такие предписания определяют убеждения и формируют нравственные ценности. Ценности оформляются в виде призыва к добру или воздержания от дурного, становясь мерилом любого действия человека и в определении его судьбы в будущей жизни. Есть постоянные высшие ценности, которые не требуют объяснения, изменения или замены, такие, как: ценности вероучения, поклонения, требования призывать к добру и бороться со злом. В случае возникновения новых ситуаций, когда нужно дать объяснение новому явлению, устанавливаются новые ценности в соответствии с требованиями данного времени и места (фетвы).

Основные принципы, на которых базируется исламская педагогика, были разработаны еще в средневековье, они нашли отражение в научных и теоретических достижениях ранних мусульманских мыслителей: Аль-Газали, Абу-Али Ибн-Сины, Аль-Фараби, Ибн Кутуби, Насиретдина Тусси, Ибн-Рушда. Ученые (в исламе – ‘алимы) исходят из целостности человеческой жизни и единства всех ее аспектов: мировоззренческого, поведенческого, этического и т.д.

Мыслители прошлого, впитав духовные, культурные традиции народов, сыграли большую роль в становлении морально-этического учения и формирования педагогических идей воспитания человека. Педагогические воззрения этих ученых развивались не в противовес нравственным проповедям ислама, как представляли послереволюционные исследователи. Кри­тикуя ортодоксальные религии, мусульманские алимы строили свое учение в русле воспитания нравственности, формирования «адаба», отвечающего социальным нормам общества, лично­стным потребностям человека и нравственным проповедям религии. Ислам, связав различные народы с разными этническими и этическими особенностями в единое целое, поставил во главу угла деяний человека, прежде всего, его индивидуальную моральную ответственность.

В XIX в. педагогические идеи великих мусульманских мыслителей развивали Г. Курсави, Ш. Марджани, Р. Фахретдин и др. На рубеже XIX-XX вв. ученый-богослов, просветитель Г. Галеев-Баруди расматривал идеи исламских ученых применительно к национальной педагогике, разработал концепцию исламского образования. Он в своих трудах исследовал историю развития и особенности мусульманского образования в России, а также попытки ее преобразования. Проблемы исламского образования на примерах мактабов и медресе рассматривались также в работах Али Кияева, И. Ардашева, Дж. Валидова, Я. Коблова, А. Любимова, С. Рыбакова, Суфийан Акаева, Р.А. Утябай-Карими и др. Известным реформатором исламского образования был теоретик и практик Исмаил Гаспринский. Его идеи о новометодной школе охватывали все больше и больше мусульманских школ России.

В практике современного российского образования педагогами, работающими в российских регионах с преобладающим мусульманским населением, накоплен первый опыт использования педагогического потенциала ислама в учебных и воспитательных целях, что дает возможность в процессе научного осмысления систематизировать и разработать научно обоснованное учебно-методическое обеспечение с учетом особенностей воспитанников и образовательных учреждений.

Обучение и воспитание в исламе ориентируют на пророка Мухаммада как совершенного человека, дающего пример для подражания, что происходит по воле Всевышнего: «Был для Вас в посланнике Аллаха хороший пример тем, кто надеется на Аллаха и последний день» (Коран, 33: 21); «и, поистине, ты – великого нрава» (Коран, 68: 4; 33: 21). Соответственно как образец поведения являются слова и мысли пророка. Исламское образование предполагает формирование высоконравственного человека, в максимальной степени приближающегося по своим качествам к идеалу, с учетом индивидуальных способностей и стремлений личности

Воспитание моральных качеств и формирование системы ценностей предполагается через науку и образование. В Коране сказано: «Бог доставит высокую степень тем из вас, которые веруют и получили познание» (Коран, 58:12); «Скажи: разве сравняются те, которые знают, и те которые не знают? Пусть об этом размышляют люди рассудительные» (Коран, 39:12).

Знание ниспосылается Богом, но каждый человек приобретает его разными путями, истолковывает их по-своему. Знание не является лишь свойством человеческого разума и, следовательно, возникающие на основе разума науки не являются продуктом только человеческого мышления и опыта. Разъясняя основные положения исламской концепции образования, Сейд Мухаммад Накыб Аль-Аттас пишет: «Знания и науки прежде всего должны руководствоваться положениями и общими выводами Божественной истины и сверять с ними свои достижения: нравственно ли это с точки зрения ислама, не несет ли данное научное открытие людям зло?[5]»

Исламское воспитание предполагает привитие комплекса моральных качеств, «носитель которых относится к миру так, как если бы он жил в нем вечно, а отношение к Богу должно было быть таким, что человек должен быть готов предстать пред Ним в каждый конкретный момент времени», – пишет персидский исследователь истории ислама, исламской цивилизации А.Х.Зарринкуб[6]. Возможно, этот тезис раскрывает значение воспитания для всех времен.

Примерно такую же роль воспитания отмечает тезис Коменского о том, что цель воспитания заключается в подготовке человека к вечной жизни. «Кажется естественным, пишет автор учебника по педагогике Кроль В.М., что для повышения эффективности всеобщего воспитания Коменский предлагал создать универсальный язык, на котором должна развиваться культура мира. Целям всеобщего воспитания и «всеобщего исправления» должны были служить всемирные социальные институты, такие, как международная организация ученых для сотрудничества в области науки и воспитания, международный церковный совет (консистория), международный суд»[7].

XXI век справедливо называют веком глобальных открытий и новых технологий. Современные технологии открывают перед человечеством новые возможности, с одной стороны, расширяя потенциал человека, а с другой – ставя нас перед ситуациями, которые выходят за рамки морального опыта человечества. Возникает ряд непростых вопросов этического и правового характера, в том числе, о допустимых границах исследований, о возможности вторжения в святая святых человеческого бытия – рождение и смерть. Наука настолько глубоко проникает в человеческую суть, что человек как бы сам становится «создателем» и «производителем».

К чему могут привести научные знания? И с чем может столкнуться человечество, если будет слепо следовать развитию науки и забудет свои обязательства перед Всевышним? Здесь не противопоставляются религия и наука – между ними нет противоречий. В настоящее время назрела острая необходимость сформировать мировоззрение, возвышающее мораль общества. Любое развитие только тогда имеет прогрессивный смысл, когда служит нравственному возрождению и совершенствованию человека и общества. Каждый человек должен стремиться к духовному возрождению. Для формирования нравственности человека необходимо использовать процесс приобретения знаний и духовное наследие всех форм светской и религиозной культуры. Духовная история общества свидетельствует, что, несмотря на мировоззренческие различия, этико-нормативное содержание, нравственные программы светских и религиозных учений имеют много общего.

В настоящее время в обществе все чаще обсуждаются с морально-этической точки зрения успехи генной инженерии, вопросы клонирования, эвтаназии и т.д. Врачебная практика испокон веков основывалась на определенных моральных принципах, главный из которых – «не навреди». Сейчас выделилась целая отрасль науки, которая рассматривает эти вопросы – биоэтика. Биоэтика представляет собой важную отрасль философского знания. «Формирование и развитие биоэтики связано с процессом трансформации традиционной этики вообще, медицинской и биологической этики в частности. Оно обусловлено, прежде всего, резко усиливающимся вниманием к правам человека и созданием новых технологий, порождающих множество проблем, требующих решения, как с точки зрения права, так и морали. В связи с этим возрастает связь биоэтики с проблемами, которые рассматриваются в области духовно-нравственного воспитания.[8]»

А как рассматриваются существующие проблемы в исламских источниках?

Отсутствие в исламе института священнослужителей затрудняет нахождение ответа на эти вопросы – ответственность за принятое решение несет сам верующий. Источники мусульманского права часто используют термины «Истислах» – общие интересы; «Ра’й» – собственное мнение; «Кийас» – суждение по аналогии; «Иджтихад» – способность и право на разъяснение и толкование, который позволяет избегать застывшего, неизменного подхода, разрешает верующему мусульманину осмысливать проблему и менять свое отношение к ней с учетом новых обстоятельств, возникающих в связи с огромными достижениями медицины, биологии и биотехнологии.

«Аллах сотворил человека наилучшим образом и воздал ему наивысшую честь. Всевышний говорит: «Мы почтили сынов Адама и позволяем им передвигаться по суше и морю. Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими другими тварями»[10]. Аллах наделил человека разумом, сделал его дееспособным, поставил его своим наместником на земле, расселил человеческий род повсюду и даровал ему свой Завет в соответствии с природой творения человека. Об этом Всевышний говорит: «Обрати свой лик к религии, исповедуя единобожие. Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера, но большинство людей не знают этого»[11].

О своем неприятии клонирования человека заявили теологи мусульманского университета Аль-Азхар (Египет) – одной из мировых твердынь ислама. «Клонирование человека – это грех, которому нужно сопротивляться всеми доступными средствами», – говорится в фетве Аль-Азхара, «клонирование противоречит природе человека, возвеличенного Аллахом, делает человека объектом игр и экспериментов, искажает и фальсифицирует его личность»[12]. Богословы крупнейшего в мире исламского университета подчеркивают, что «ислам не против созидающей науки, но против той, которая наносит вред творению Аллаха»[13].

«Ислам, – продолжает Юсеф аль-Карадави, – выступает за научные исследования и прогресс, – никогда на протяжении всей истории между исламом и наукой не было конфликта. В действительности, в исламе считается «фард кифайя» (коллективным долгом) общества достижение прогресса в каждой области знания. Тем не менее, этот прогресс, подобно всему в нашей жизни, не должен входить в противоречие с религией. Он должен учитывать те ограничения, которые накладываются верой. Соблюдать приоритет веры необходимо постоянно, на протяжении всей человеческой жизни, и в соответствии с ее принципами рассматривать общечеловеческие жизненные процессы»[14].

Ислам уделяет особое внимание развитию первозданной природы человека, в равной степени заботясь о сохранении его пяти субстанций: религии, души, разума, потомства, благосостояния.

Развитие биомедицинских технологий, вторгающихся в жизнь современного человека от рождения до смерти, вызывают серьезную озабоченность общества. Попытки людей по своему желанию изменять и «улучшать» природу могут принести человечеству новые тяготы и страдания.

Нравственное отношение к человеческой жизни необходимо, чтобы защитить человеческую жизнь от попыток произвольного манипулирования ею. Человеческая жизнь с самого момента своего зачатия зависит от воли Аллаха. Жизнь зарождается, развивается и осуществляется именно в сообществе сострадающих и соучаствующих в ней людей. Доверие, которое существует между людьми, обеспечивает благополучие в обществе. Очень важным представляется дальнейшее исследование поставленной проблемы и создание соответствующей системы нормативного регулирования в государстве. При этом следует учитывать, что затронутая сфера – область не только морально-этического, правового, но и национально-государственного интереса.

Таким образом, в настоящее время развитие новых технологий значительно опережает осмысление возможных духовно-нравственных и социальных последствий их бесконтрольного применения. В образовательной и профессиональной подготовке, в налаживании воспитательного процесса исключительное значение приобретают вопросы взаимодействия науки и религии, понимания границ теологизации в самом содержании образования.

Как известно, содержание воспитания определяется на основе целей, задач воспитания, социальных ценностей и идеалов. Содержание воспитательного процесса описывается как деятельность по формированию базовой культуры личности, по формированию ценностных отношений. В мировой практике принято выделять как относительно самостоятельные направления воспитания: нравственное, эстетическое, трудовое воспитание, а также санитарное просвещение (сегодня это называют валеологическим воспитанием), половое воспитание, антинаркотическое и ряд других направлений. Сегодня крайне важно развитие направления экологического воспитания человека.

Меняется смысл образования, которое подразумевает, прежде всего, от «человека образованного к человеку культуры», сопрягающему в своем мышлении и деятельности различные, не сводимые друг другу культуры, формы деятельности, ценностные, смысловые отношения. На основе этого должно быть преобразовано содержание образования.

[1] Койчуев А.А.-Дж. Педагогический потенциал ислама в светских образовательных практиках: монография / А.А. – Дж. Койчуев, В.К. Шаповалов. – М.: Илекса; Ставрополь: Сервис-школа, 2008. С. 71.

[2] Сейд Мухаммад Накыб аль-Аттас. Введение в метафизику ислама – изложение основополагающих элементов мусульманского мировоззрения. – Пер. с англ. Под ред. Саида Х. Кямилева, Тауфика Ибрагима. – М., 2001. C. 164.

[3] См. там же, C. 167.

[4] С.- М. Накыб аль-Аттас. Введение в метафизику ислама , С. 21.

[5] Сейд Мухаммад Накыб аль-Аттас. Концепция образования в исламе. Основы построения исламской философии образования. – Пер. с англ. Под ред. Кямилева С.Х. – М.: Типография МПГУ, 2000. С. 60.

[6] Зарринкуб А.Х. Исламская цивилизация / Пер. М.Махшулов. — М.: «Андалус», 2004. С. 158.

[7] В.М. Кроль.Педагогика: Учеб. пособие – М.: Высш. шк., 2008. С. 231.

[8] И. В. Силуянова Биоэтика в России. Ценности и законы. Издательство: Грантъ, 2001 г.

[9] Постановления и рекомендации Совета исламской академии правоведения (фикха) – фетвы / Пер. С араб. М.Ф. Муртазина. – М.: Ладомир, 2003. С. 215, 216.

[10] Смысловой перевод СвященногоКорана. На русском языке.1-е издание пере. С араб.Кулиев Э. Коран, 17:70

[11] Смысловой перевод СвященногоКорана. На русском языке.1-е издание пере. С араб.Кулиев Э.Коран, 30:30

[14] Сборник статей и фетв. Изд.2-е, испр. и доп. – М.: Издательский дом «Ансаров», 2005. стр.282.

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник:
Islam Education
Современное образование должно ориентироваться на наиболее ценные элементы культурного наследия и национальную самобытность, оно обязано одновременно способствовать укреплению этических принципов, на которых будет строиться новый, более справедливый, более гуманный порядок для всех людей и народов.
http://islameducation.ru/article/education

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

«Надо твердо помнить, что все пережитое нашим народом
окажется напрасным, а сами мы станем предателями
и изменниками великого русского дела, если не сделаем
должных выводов из горького опыта, доставшегося
нам безмерной, невосполнимой ценой. Стоит лишь начать,
и Господь Всемогущий подаст нам силы на духовную брань,
чистую жизнь и благие дела!»

Митрополит Санкт-Петербургский и
Ладожский Иоанн

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

Наши педагоги, изучая все лучшее, что было наработано до революции и после, пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, которой обладает православие, интеллектуально развитую личность.

Используемые в школе учебные авторские программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, что так актуально сегодня.

Переступив порог школы, первоклассники сразу встретились с игрой. На уроке знаний ребята путешествовали через весь земной шар на веселом поезде, встретились с островами школьных предметов, вернулись в родной Прокопьевск увидели его красивые дома и улицы, попрощались с детским садиком и вошли в светлую, просторную школу.

Родная наша школа начинает новую жизнь — творческую, интересную, плодотворную.

Дети, пришедшие за парты уже не те, что были 50, 30, даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.

В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными, и соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, «продовольственно-вещевые» по характеру. В оценках окружающего у 1,2% младших школьников проявляются их религиозные воззрения. Ценностное отношение к Родине, родному краю выражают в своих суждениях всего 3% детей. Вместе с тем имеются проявления негативного отношения к своему Отечеству («хочу уехать жить в Германию»), а представления детей по мере их взросления о «должном» русском человеке не становятся определеннее, приобретают критически-циничный оттенок: «Быть русским — значит мусорить как все русские». В причислении себя детьми к русскому народу не последнее место занимают и внешние признаки: цвет кожи, волос.

1. Привлечение Библии к нравственному воспитанию детей

Методика формирования нравственных ориентаций в связи с религиозно-культурным просвещением учащихся на основе начального курса родной словесности направлена на создание у них определенного запаса систематических представлений, эмоционально окрашенных впечатлений о складывании через верования народа содержания его нравственного идеала и развитие ценностного отношения к нему как к духовному наследию.

1. Значение ознакомления младших школьников с предысторией православия состоит в раскрытии для них в древних верованиях, основанных на тотемизме, фетишизме, анимизме, истоков народного нравственного духа, проявляющегося:

  • в «нежном сочувствии к природе», в «дружестве к животным и предметам». (Ф.И.Буслаев);
  • в почитании рода («дедины», «отчины») и лада («дабы его помощью брак добрый и любовный был» — Ипатьевская летопись) как следствии их языческого обожествления;
  • в проявлении веры в «волшебную» силу слова как следствие неразделения «вещи» и «имени», «имени» и «свойства».

Наши рекомендации направляются на расширение мифологического аспекта анализа фольклора и созданных по их мотивам произведений (выявление символики образов, в том числе Ивана-дурака как образа «скрытого ума» и мудрости Василисы Премудрой как доброумия), на выявление обрядового характера календарного и семейно-бытового фольклора, на раскрытие различных проявлении магического отношения к слову (в наименованиях, этикетных формулах, словесных ритуалах.) и в том числе табуистической обусловленности иносказательной речи в загадках, считалках с подключением этимологических и ономастических справок.

Возникающие на этом мути методические вопросы касаются того, как повести младших школьников (уровень религиозных представлений которых ограничивается Богом-«дедушкой», помогающим, «когда перекрестишься») от конкретных библейских сюжетов, заповедей, притч к извлечению и последовательному обобщению заключенных в них понятий, идей. Не меньшая методическая проблема состоит в нахождении верной интонации чтения Библии как «величавого памятника» (К. Чуковский) культуры, ее ключевого текста.

4. Первоначальное знакомство учащихся с историей православия, его идеями (у 89% детей отсутствуют об этом всякие представления) направляется нами на то, чтобы:

  • показать особенности прорастания христианства в национальной почве, породившей такие нравственные содержания православного духа как праведничество, соборность, патриотизм;
  • проявить «добрые обычаи» (К.Д.Ушинский) в православных традициях и праздниках;
  • обогатить понятия Отечества, Родины смыслом нравственной общности в вере.

Средством решения указанных задач выступает возвращение в построенный нами начальный курс чтение произведений духовно-нравственной тематики: фольклора (прежде всего пословиц — таких, как «Бог правду любит», «Кто добро творит, того Бог благословит»), фрагментов древнерусской книжности (летописаний, житий, поучений, «слов»), несущих, по выражению Д.С. Лихачева, «этикет миропорядка, этикет поведения и этикет словесный», и отечественной духовной поэзии, произведений русской классики (Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.Н. Майков, Ф.И. Тютчев), наполненных «светлым» мироотношением.

5. В христианско-ориентированной педагогике подчеркивается, что «с пробуждением у ребенка самосознания наряду с нравственным воспитанием возрастает роль нравственного образования, поэтому большое внимание следует уделить формированию у детей правильных духовно-нравственных понятий» (Т.И. Петракова. Духовные основы нравственного воспитания. М.. 1997. с. 82). В этой связи мы привлекаем внимание к проблеме расхождения социально-этических понятий и духовных и «светских» смыслах и все большего размывания последних, что нравственно дезориентирует детей.

Каждый десятый из опрошенных нами выпускников начальной школы отнес к антиценностям любовь (ограничив содержание этого понятия смыслами слова, «которое говорят в барах, в ресторанах и всяких заведениях»), каждый пятый дал отрицательную опенку скромности и кротости («кого бьют»). В этой связи мы рекомендуем проведение углубленного семантического анализа «лексического собора духовности», содержащегося в святоотеческих «беседах», наставлениях («О зависти» святого отца Василия Великого. «О трех видах лжи» Аввы Дорофея), обеспечивающего собой «свод» нравственных понятий.

Чтения, конференции, круглые столы проходят, это отрадный факт. Он свидетельствует о том, что сейчас явно рождается интерес и понимается необходимость возвращения духовно-нравственного воспитания. Это происходит не только на уровне Церкви, богословов, отдельных лиц, а на самом высоком уровне. Многим известно, наверно, что наш Президент, когда был в отпуске осенью и посещал северные обители, говорил, что трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни. Очевидно, что это не просто дань моде или очередная кампания. К этой теме нас уже вынуждают обращаться обстоятельства. Хотя сейчас есть целый ряд, несомненно положительных, тенденций, в среднем положение по России не может не тревожить.

Скажем, журнал “Русский Дом” опубликовал прогнозы ученых, один из которых предрекает то же самое через 30 лет.

В чем же дело? Этот вопрос многих волнует, и мы ищем пути выхода из кризиса. Можно приводить множество причин — социальных, исторических, экономических, но есть одна фундаментальная причина, из-за которой возникли эти негативные последствия по всем направлениям жизни.

Поясню эту причину на примере. В свое время у нас на приходе один наркоман по моей просьбе записал свою исповедь, с его разрешения мы ее потом опубликовали в газете. Он рассказывает, как он начал употреблять наркотики. Учился в десятом классе, жизнь была совершенно серой и неинтересной. “Пытался покончить жизнь самоубийством, как и мои одноклассники”. Когда среди этой серой жизни представилась ему возможность попробовать наркотик, то это произошло совершенно спокойно, безболезненно для совести. Раз жизнь не дорога, почему бы этого не сделать? Слава Богу, он уже давно православный человек и от своего порока избавился, но это очень хорошо характеризует то состояние души, которое может быть у человека, когда он духовно пал.

Если мы не будем обращать внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние нашей молодежи, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить. Мы придем к такому человеку со своими инициативами, а он скажет, что это ему не интересно и не нужно. Очевидно, что состояние души, которое обходится молчанием в наших образовательных учреждениях, — одна из тех фундаментальных задач, которые стоят перед всеми нами. Это не просто задача, например, повышения качества гуманитарного образования, когда нужно ввести какие-то духовно-нравственные дисциплины, а это та задача, которая стоит сейчас в самой основе нашей жизни. Если мы ее не решим, можем просто потерять и детей наших, и Россию. Как это делать?

Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Методика работы со сказками в начальных классах обусловлена качественной неоднородностью этого жанра. Учителю при руководстве чтением сказок необходимо, опираясь на специфику сказочного жанра, целенаправленно формировать у учащихся оптимальный объем умений, концентрирующих внимание детей на главном в “сказочном мире”, умение выделить при чтении и рассказывании сходные по идейному содержанию эпизоды с одним и тем же героем и определять их эмоциональный характер для развития у детей способности к сопереживанию, эмоциональной и образной памяти.

Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Очень много нужно еще сделать начальной школе, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство, вести их к подлинной духовности. Будем искать.

Одной из наших находок был обобщающий урок в 3-м классе на свободную тему “Десять заповедей”. Дети припомнили все, что читали об этом за три года: из полузабытых рассказов учебной книги и внеклассного чтения у них вновь возникли образы друзей детства. Учащиеся готовились к нему в течение недели, и общий разговор убедил их, что десять заповедей можно разделить на три условные группы. Почему о десяти заповедях можно сказать, что они составляют “костяк” нравственности христианина, его конституцию? (Приложение 1).

Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное — они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Примеры доброты и милосердия мы видели во время трагических событий в нашей стране и радовались тому, как много в мире хороших людей. Ученики начальной школы постоянно поддерживают связь с жителями Дома ветеранов, который расположен в микрорайоне (изготовление поздравительных открыток, встречи, концерты).

Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.

3. Воспитательная работа по нравственному воспитанию

В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.

Важным механизмом, обеспечивающим успешное вхождение ребенка в школьную жизнь, является психологическая готовность, которая включает определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка, в том числе и коммуникативные компоненты готовности к школьному обучению.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные “Дню Победы”, литературные вечера, “Дни духовности и культуры” предполагают встречи с интересными людьми.

Пытаемся возродить классный народный театр, руководителем которого является Гренц Л.В., над этим работают учителя и музыканты.

В школе проводятся свои праздники:

  • сентябрь (День знаний);
  • октябрь (Посвящение в ученики-первоклассники);
  • ноябрь (Дни духовности и культуры);
  • декабрь (Крещенские чтения);
  • январь (Рождество Христово);
  • февраль (Неделя патриотической песни);
  • март (Неделя малышей);
  • апрель (Пасха);
  • май (День славянской письменности).

Хочется поделиться опытом проведения классного часа. Его тема — “Мир человеческих отношений”. Форму его проведения переняли у телевизионного клуба знатоков “Что? Где? Когда?”. Наш классный час проходил в форме викторины и назывался “Можно — нельзя?”.

На классной доске помещен рисунок с изображением совы — символа мудрости. К нему прикреплены разноцветные листки бумаги, на обороте которых написаны правильные ответы на вопросы, а сами вопросы прикреплены вокруг совы в конвертах тех же цветов. Вопросы даны в форме ситуаций, на которые ребята, подумав, должны коллективно ответить. Конвертов семь, расположены они в порядке радужного цвета — символа детской радости, счастья.

Учащиеся садятся за столы небольшими группами, договариваются, кто будет капитаном команды. По очереди капитаны выходят к доске, берут один из конвертов и читают всему классу вопрос-ситуацию. Ребята коллективно находят ответ. Первыми высказывают свою точку зрения капитаны, а затем добавляют или поправляют остальные ребята. В конвертах содержатся задания такого типа:

  • Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги — ребята весело смеются.

Что вы можете сказать о таких мальчиках?

  • В автобусе тесно, все едут с работы. Оля занимает освободившееся место и с улыбкой смотрит на тех, кто стоит.

Как должна была поступить Оля?

После того как ребята выскажут свое мнение, приведут свои примеры, я беру листочек, с ответом, который прикреплен к сове, и читаю “мнение” СОВЫ.

В одном из конвертов было сразу три вопроса — это означало блицтурнир. В другом конверте была команда — провести музыкальную паузу, которую мы с удовольствием провели, танцуя вальс (мальчики приглашали девочек).

А в конце нашей викторины была прочитана (я бы назвала ее нравственной проповедью) статья Л. Н. Толстого “Беседы с детьми по нравственным вопросам”.

Этот классный час я проводила с выпускниками начальной школы, ребятами 4-го класса. Такая форма проведения разнообразила наши традиционные классные часы и вызывала активность даже у пассивных ребят.

Традиционно проводятся посиделки с родителями, учащимися, конкурсы “Папа, мама и я – дружная семья”.

Интересно проходят предметные недели с подведением итогов: а это и концерты, и олимпиады, и научно-практические конференции и выпечка пирогов.

Незаметно идет работа по хореографии. Но начинается праздник, и мы видим радостные лица, красивые, плавные движения.

Тем, кто любит бегать, прыгать наш спортзал поможет мигом. Веселые старты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души. Большую работу проводит с нашими учениками учитель физкультуры. Все занятия проводятся в первой половине дня с чередованием учебных предметов.

4. Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности

Как учителя, мы не случайно обратились к проблеме использования краеведения на уроке и во внеурочной деятельности. Анализируя работу по природоведению, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, т.е. преподавания основных предметов, пришли к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, мы обратилась к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения.

Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как преподавать краеведческий материал?

Не менее важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет связь с социосредой (родителями, учреждениями города, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края). Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире (“Я — мой город”), значения Кемеровской области в истории и культуре России (“Я — мой город, мой край, мое Отечество”). Она не позволяет скатиться на позиции местничества при изучении края и в то же время содействует формированию гражданственности.

Для чего же изучается свой край в начальной школе? Остановимся на этом более подробно. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д.

Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельности представляет изучение предмета “природоведение”. Здесь, на мой взгляд, необходимо систематизировать и расширять представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы. Основными направлениями являются геологическое строение, климатические условия, растительный и животный мир. Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, выбираю разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разные профессий и т.п. (Приложение 2).

Современные родители уже привыкли к личной безответственности, которую в нас воспитали на протяжении последних десятилетий.

Но нельзя давать согласие на эту разрушительную работу. Для этого надо создавать свои учебные заведения, делать все, чтобы помогать людям и в первую очередь детям воцерковляться, приходить к Богу, чтобы утвердиться на единственно верном фундаменте.

Православие – это не система, это жизнь в любви. И православным наше воспитание получается только тогда, когда мы начинаем совершать его в любви.

Благочестивая мать и жена, любящая, нежная, твердая и терпеливая в жизненных невзгодах, опора семье и Отечеству – это и идеал русской женщины и наша история, это боль, тревога и забота наших дней. Как воспитать девочку такой? Конечно, это немыслимо без восстановления исторической памяти, возрождения русской национальной традиции. (Приложение 3).

В конце каждого учебного года учителя подводят итоги, было ли интересно жить ребятам в школе. Для этого предложили детям анкету. Первый вопрос был такой: “Какие наши общие дела тебе показались интересными и больше всего запомнились? Ребята перечислили много мероприятий, проведенных за год, а те ребята, которые пришли вновь, написали: “Я узнала, что в школе можно не скучать, а жить интересно и весело”. На вопрос “Чему научили тебя наши дела?” дети написали, что они научились любить Родину, свой город, научились охранять природу, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, вежливости, научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде.

Все эти годы мы наблюдали, как дети ведут себя во время общих дел, каких-либо событий в классе, на переменах и после уроков. Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу, слушаются старосту и вожатых. Детские коллективы живут согласно урокам хороших манер (Приложение 4).

Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.

Источник:
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы; в центре ее — формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы — воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие. Происходит переориентация со "знаниецентрической" системы преподавания (основная цель которой — готовить будущего специалиста для производства) на "культуросообразную" систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/212640/

Нравственное воспитание

В соответствии с Приказом МВД России №80 от 11.02.2010 года «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» воспитательная работа проводится по нескольким направлениям, одно из которых профессионально-нравственное воспитание.

Профессионально-нравственное воспитание, развивающее у сотрудников представления о нравственных основах службы в органах внутренних дел, знания профессионально-этических требований к поведению на службе и в быту, взаимоотношениям в служебном коллективе и вырабатывающее устойчивые навыки соблюдения профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения.

Нравственное воспитание, формирование этически-духовного типа личности является приоритетным для системы органов внутренних дел. С одной стороны, органы внутренних дел действуют в первом эшелоне борьбы с преступностью, защищая жизнь, честь, достоинство, права и свободы, имущество граждан. С другой стороны, сотрудники органов внутренних дел самим характером труда подвергают риску своё здоровье и порой саму жизнь. Совершить же благородный, мужественный и тем более героический поступок без моральной составляющей невозможно. Нельзя также забывать, что от профессиональных действий сотрудников нередко зависит судьба других людей. Пожалуй, нигде профессиональные качества работника так не зависят от качеств моральных, как в органах внутренних дел.

Важной задачей нравственного воспитания личного состава института является формирование у каждого сотрудника прочных моральных убеждений, качеств, нравственных чувств и привычек.

Решение задач нравственного воспитания достигается при помощи определенной системы.

Под системой нравственного воспитания следует понимать совокупность задач, способов, методов, форм и средств воздействия субъекта воспитания на объект и критериев нравственности. Этому процессу, как правило, предшествует этап внесения в сознание сотрудников необходимых этических знаний, формирование у них представлений об основных категориях этики, нравственных нормах и принципах, о моральном идеале личности. Эту задачу решают этическое просвещение (агитация и пропаганда).

В институте используются разнообразные формы распространения этических знаний: лекции, беседы, читательские конференции, кинолектории, тематические вечера, конференции, теоретические семинары, занятия в системе служебной подготовки, встречи за «круглым столом», диспуты, специально посвященные вопросам морали, нравственному облику сотрудника, моральному идеалу, моральному фактору и моральному выбору, другим моральным проблемам.

Основными целями профессионально-нравственного воспитания, реализуемыми в Восточно-Сибирском институте МВД России является:

— Формирование у личного состава учебного заведения комплекса гражданских, нравственных, духовных и иных профессионально-значимых качеств личности, обусловленных потребностями и особенностями оперативно-служебной деятельности.

— Достижение высокой степени мотивационной готовности личного состава института к безусловному и качественному выполнению оперативно-служебных задач, надежности и управляемости в любых условиях обстановки; формирование и поддержание здорового, устойчивого морально-психологического состояния личного состава.

— Подготовка сотрудников, способных успешно решать задачи правоохранительной деятельности при строгом соблюдении служебной дисциплины и законности, норм профессиональной этики, обеспечении гарантий защиты прав человека и гражданина.

Среди основных направлений совершенствования профессионально-нравственного воспитания личного состава института:

— Повышение эффективности духовно-нравственного и профессионального воспитания личного состава на основе восстановления основополагающих мировоззренческих ценностей: гражданственности, государственности, патриотизма; развития профессионально-значимых качеств: верности Присяге, служебному долгу, личной ответственности за историческую судьбу Отечества, самоотверженности, готовности к самопожертвованию, объективности, справедливости и неподкупности, честности и нравственной чистоплотности.

— Создание системы изучения со всеми категориями личного состава важнейших этических принципов, правил и норм службы в органах внутренних дел, формирования коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел, их правовой культуры, практической готовности к профессионально-грамотному общению с гражданами при исполнении служебных обязанностей и вне службы.

— Разработка специализированных планов нравственного воспитания для различных категорий курсантов и слушателей: первокурсников, курсантов 2-4 курсов, выпускников.

Важным направлением работы в рамках профессионально-нравственного воспитания является деятельность преподавателей-кураторов учебных групп.

Задачи профессионально-нравственного воспитания решается также путем вовлечения курсантов и слушателей в работу общественных формирований. В настоящее время в каждом служебно-боевом подразделении созданы и функционируют выборные органы курсантского и слушательского самоуправления: Советы курса, редакционные коллегии, культурно-массовые и спортивные сектора.

Также, в целях профессионально-нравственного воспитания, в институте используются следующие формы:

— Участие в городских, областных фестивалях и смотрах, конкурсах профессионального мастерства;

— Встречи и взаимодействие с сотрудниками практических органов, выпускниками института, достигшими высоких показателей в служебной деятельности, ветеранами института и органов внутренних дел;

— Профориентационная работа со школьниками и молодежью. Институт на постоянной основе оказывает помощь в обеспечении обучения учащихся МВД-классов средних общеобразовательных школ Иркутской области. Курсанты и слушатели регулярно выступают перед учащимися средних образовательных организаций с беседами об истории института, разъясняют порядок поступления в вуз, условия обучения и службы, проводят экскурсии для школьников в комнату истории института, участвуют в подготовке и проведении совместных культурно-массовых мероприятий, исторических и правовых олимпиад;

— Привлечение к работе по профессионально-нравственному воспитанию представителей традиционных религиозных конфессий.

Личный состав института широко вовлечен в шефскую работу над воспитанниками школ-интернатов и детских домов. Сотрудники, курсанты и слушатели института оказывают помощь в работе по профилактике беспризорности, социальной адаптации и психологической поддержке воспитанников.

В системе профессионально-нравственного воспитания с переменным составом института активно используется принцип состязательности: проводятся смотры-конкурсы на лучшее подразделение, лучшую спальную комнату, конкурсы художественной самодеятельности и стенной печати, спортивные праздники.

Активное участие личный состав института принимает в Фестивале музыкального творчества МВД России «Щит и Лира», заключительный гала-концерт победителей которого транслируется по телевидению на всю страну.

В целях повышения престижа службы в органах внутренних дел и формирования позитивного общественного мнения о деятельности института проводятся внутренние этапы фотоконкурса МВД России «Открытый взгляд» и литературного конкурса МВД России «Доброе слово», победители которых направляются для участия в финальной части конкурсов.

В институте проводятся мероприятия профессионально-нравственной направленности в связи с празднованием государственных праздников и памятных дней истории страны и летописи МВД России. Они включают в себя организацию дней открытых дверей, посещение учащейся молодежью и школьниками Комнаты истории института, встречи с ветеранами, показательные выступления плац-парада института, концерты с художественной самодеятельности института.

Одной из наиболее эффективных форм профессионально-нравственного воспитания является проведение торжественных ритуалов и церемоний (Присяги, выпуска, вручения знамени, празднования Дня сотрудника органов внутренних дел, Дня Победы и т.д.). Для ритуалов характерны устойчивость и преемственность, когда при изменении содержания продолжают сохраняться традиционные формы их проведения, как дань уважения предшествующим поколениям. Особую эмоциональность ритуалам придает использование государственной символики и торжественной атрибутики.

Личный состав традиционно принимает участие в ежегодных всероссийских, региональных и межрегиональных турнирах, спартакиадах, спортивных соревнованиях, посвященных памяти сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей.

В институте стало доброй традицией проводить спортивно-оздоровительные мероприятия, посвященные памятным датам и историческим событиям, такие как: велопробег протяженностью 250 километров до поселка Аршан; восхождение на горные вершины и пики — самую высокую точку Восточной Сибири – Мунку-Сардык (3491 м.), пик Тальцинский (1806 м.), пик Черского (2090 м.); ночной лыжный переход от города Слюдянка до метеостанции «Хамар-Дабан» к памятнику сотрудникам ОВД, погибшим при выполнении служебного долга.

Источник:
Нравственное воспитание
В соответствии с Приказом МВД России №80 от 11.02.2010 года «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» воспитательная
http://xn--b1am0a.xn--b1aew.xn--p1ai/document/3372278

Нравственное и эстетическое воспитание школьников

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентирования на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Воспитание нравственной культуры предполагает приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным моральным ценностям, потребность в нравственном самосовершенствовании. Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются посредством этических требований общества.

Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания, поэтому основной его категорией является мораль. Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.

Нравственное воспитание решает следующие задачи:

— формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества;

— накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах);

— разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как внимательное и заботливое отношения к людям; честность, терпимость, скромность и деликатность; организованность, дисциплинированность и ответственность, чувство долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.

Содержание НВ включает

· представления и понимания нравственных основ общества

· развитие нравственных чувств (совестливости, сопереживания, честности)

· воспитание высоких моральных качеств (доброты, милосердия и др.)

· формирование норм поведения (вежливости, тактичности, соблюдениеправил этикета и др.)

В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества. Непреходящие нравственные качества – честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим. Среди нравственных качеств, рожденных современным развитием общества, выделим уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, Конституции, честное и добросовестное отношение к труду, патриотизм, дисциплинированность, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность, милосердие.

Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных явлений и дают возможность понять, что хорошо, что плохо, что справедливо, что несправедливо. Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия – определяющий критерий нравственного развития личности. Нравственные чувства – это переживание своего отношения к нравственным явлениям. Они возникают у человека в связи с соответствием или несоответствием его поведения требованиям общественной морали. Чувства побуждают к преодолению трудностей, стимулируют освоение мира.

Нравственная воспитанность или невоспитанность человека может проявиться в различных качественных состояниях. Индивидуальное нравственное сознание может находиться в противоречии с нравственными отношениями. Низкая нравственная воспитанность проявляется в импульсивном поведении, недостаточно осознанном в рамках общественной морали. Высокая нравственная воспитанность проявляется в единстве развитого нравственного сознания, мышления, воли, чувств и поведения. Она достигается при условии целостности процесса воспитания.

В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека. Также целесообразно проведение этических бесед и диспутов на примерах художественных произведений и практических ситуаций. Одновременно спектр нравственного воспитания предполагает как общественное порицание, так и возможность дисциплинарных и отсроченных наказаний.

Условия воспитания нравственной культуры личности:

· наличие нравственно-этической культуры педагога;

· нравственно благоприятная среда в учреждении образования, позитивное взаимодействие между педагогом и обучающимся;

· актуализация нравственного потенциала личности;

· педагогическая поддержка потребности в нравственном самосовершенствовании; наличие нравственного идеала;

· реализация нравственного потенциала всех видов деятельности.

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты ». Оно включает в себя эстетическое развитие – организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирования духовных потребностей. Сущность эстетического воспитания состоит в формировании у школьников нравственно-эстетического, гуманистического идеала, всестороннего развития личности, умение видеть, чувствовать понимать и творить красоту

Цель ЭВ— формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты. Эстетическое восприятие — способность выделять в искусстве и жизни эстетическое свойства, образы и испытывать эстетическое чувства. Эстетические чувства — эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства. Эстетические потребности — нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях. Эстетические вкусы — способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов. Эстетические идеалы — социально и индивидуально-психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.

Эстетическая культура – элемент культуры человечества, способствующий преобразованию высших эстетических ценностей (красоты, совершенства, гармонии, созидания, творчества, эстетического наслаждения), в субъективные потребности личности обучающегося.

Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы – приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая – активного включения в эстетическую деятельность. Задачи приобщения – формирование эстетических знаний, воспитание эстетической культуры, овладение эстетическим и культурным наследием прошлого, формирование эстетического отношения к действительности, развитие эстетических чувств, приобщение школьников к прекрасному в жизни, природе, труде, развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты, формирование эстетического идеала и стремления быть прекрасным во всем – в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих объединениях, группах, студиях и т.п. В процессе эстетического воспитания используют художественные и литературные произведения – музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор. Этот процесс предполагает участие в художественном, музыкальном, литературном творчестве, организацию лекций, бесед, встреч и концертных вечеров с художниками и музыкантами, посещение музеев и художественных выставок, изучение архитектуры города.

Содержание включает

· усвоение художественных и искусствоведческих знаний

· воспитание эстетического отношения к природе и искусству

· развитие эмоциональной сферы личности художественными средствами

· приобщение обучающихся к отечественной и мировой художественной культуре

· развитие и реализацию творческого потенциала детей и учащейся молодежи

Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Оно реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Во внеурочное время оно проводится в работе кружков, студий, группах художественной самодеятельности, театрах. Последнее имеет богатые возможности по формированию художественных умений, развитию эстетических переживаний. Природа, техническая эстетика тоже являются средством эстетического развития детей.

Воспитательное значение имеет эстетическая организация труда – привлекательное оформление классных комнат, аудиторий и образовательных учреждений, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды учеников, студентов и преподавателей.

Условия воспитания эстетической культуры личности:

· создание условий для реализации эстетической потребности личности в преобразовании окружающей действительности; эстетизация среды жизнедеятельности;

· соблюдение единства эстетического и нравственного воспитания;

· эстетика общения: красота поступка, речи, уважение достоинства, личности, культура выражения чувств;

· формирование ценностного отношения к народному искусству, историко-культурным традициям своей страны; стремления к их творческому освоению и сохранению.

Показателями эстетической воспитаности служат следующие критерии:

· сформированность эстетического идеала;

· периодическое посещение театров, концертных залов, художественных выставок, памятников природы и архитектуры;

· самостоятельное изучение дополнительной инфор­мации из области искусства и природы;

· знание эстетических понятий, ориентация в видах и жанрах искусства;

· знание известных деятелей и их ра­боты из области не менее четырех видов искусства;

· способность назвать не менее одного автора и ра­боту, связанную с художественным воплощением при­родных явлений и красоты природы (из области лите­ратуры, музыки, живописи как обязательное условие) в различных видах искусства;

· умение дать эстетическую оценку произведению живописного искусства (примерная схема оценочных суждений: назвать картину или придумать название; оп­ределить жанр, к которому относится картина; проана­лизировать сюжет картины; цветовую гамму; высказать отношение к данному произведению: чувства, ассоциа­ции и пр.).

Источник:
Нравственное и эстетическое воспитание школьников
Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности
http://studopedia.su/2_52280_nravstvennoe-i-esteticheskoe-vospitanie-shkolnikov.html

(Visited 9 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Приемы выявления обмана агрессивных и преступных намерений Диагностика поведения окружающих и выявление лиц, имеющих противоправные намеренияДиагностика поведения… (2)

Пост про осень 30 идей для постов на осень 2017 Мы продолжаем добрую… (2)

Муж пилит меня за прошлое Муж пилит меня за прошлоеДревние дед и бабка ужинают. Вдруг… (2)

Если мужчина спрашивает люблю ли я его Почему муж спрашивает, люблю ли я его? Бывают такие ситуации,… (2)

Неравный секс — большое разочарование Кто старше, кто моложе - какая разница? Оказывается, разница существенная.… (2)

COMMENTS