Нравственное здоровье человека

Возможно ли духовно-нравственное воспитание детей в библиотеке в XXI веке?

Возможно ли духовно-нравственное воспитание детей в библиотеке в XXI веке?

Хранилище книг – библиотека – это хранилище знаний, истории, культурных ценностей, связующее звено между поколениями. Проблема настоящего времени в том, что нравственные идеалы и устои в обществе заменяет стремление к материальным благам. Компьютерные технологии и интернет постепенно вытесняют бумажные носители информации, в том числе и книгу. Ответ на вопрос: возможно ли возродить актуальность библиотеки в деле воспитания духовности, нравственности детей и молодежи, зависит от нескольких факторов. Но, для начала нужно определиться с понятиями духовности и нравственности.

Книга в библиотеке — источник

Духовность – особенность человеческой психики, ориентированная на стремление к идеалам справедливости, добра, человеколюбия, веры, на преобладание интеллектуальных ценностей над материальными благами. Под духовностью часто подразумевают веру, религиозность. Это объясняется тем, что любое религиозное учение проповедует общечеловеческие ценности и принципы морали. Заповеди из Нагорной проповеди Христа: «не убий», «не укради», «почитай отца и мать своего» — лежат в основе многих идеологических теорий и этических норм.

Нравственность – система норм и правил поведения человека, не противоречащая нормам общественной морали, основанная на духовности, синонимы: мораль, этика. Человеческое общество часто сотрясают разнообразные «культурные революции». В результате, истинные нравственные ценности подменяются проявлениями массовой культуры, стремлением к стяжательству, воспитывают в подрастающем поколении жестокость, агрессию, аморальность, культивируются вредные привычки.

Духовность и нравственность — различие

Здоровое общество обязано противостоять насаждению безнравственности у молодого поколения. Воспитание достойных своих членов на лучших образцах национального и культурного наследия великой нации, великой страны – его основная задача.

Современная роль библиотеки в воспитании нравственности

Нет секрета в том, что усадить молодого человека в читальном зале или заставить школьника прочитать книгу – задача в XXI веке фактически невыполнимая. Интернет, Wi-Fi, планшет, смартфон – вот кумиры, помощники и советчики современного поколения. Библиотеке в привычном смысле, как традиционному хранилищу бумажных книг, очень непросто выживать в таких условиях. Но выход есть. Он в изменении подхода, концепции и технологии библиотечного дела.

Нет ничего плохого в том, что юноша или девушка читает с экрана планшета или ноутбука Пушкина, Ахматову, Булгакова или слушает аудиокнигу. Значит и современная библиотека, особенно школьная или молодежная, должна быть оснащена высокотехнологичными новинками:

  • компьютерами,
  • ноутбуками,
  • оцифрованным каталогом,
  • электронным книжным фондом,
  • интерактивными устройствами.

Причины снижения интереса к чтению

Подбору кадров для библиотек следует уделить особое внимание. Интересная, образованная личность, мыслящая креативно, владеющая компьютером и умеющая найти подход, заинтересовать человека в чтении книг – вот приблизительный портрет современного библиотекаря. Духовно богатому, интересному человеку легко воспитать с помощью такого мощного инструмента, как библиотека, высокую нравственность у молодого поколения.

Формы библиотечной работы: книжные выставки, тематические стенды, заседания клубов по интересам, семейные вечера, дискуссии, встречи с интересными людьми – должны организовываться и проводиться с учетом требований современной жизни, чтобы привлечь, вернуть утраченный интерес, не дать ему угаснуть. Основа духовно-нравственного воспитания в современной библиотеке – использование преимуществ современных технологий.

Школьная библиотека – информационный центр и советчица

Воспитание школьников также немыслимо без библиотеки. Классическая литература – источник духовности, морали, национальная гордость и достояние. Изучая ее, знакомясь с богатым литературным наследием, можно не только воспитать в себе лучшие человеческие качества, но и развить грамотность, интеллект, научиться правильно и красиво излагать мысли.

Задача школьной библиотеки, библиотекаря, учителей – увлечь школьника волшебным миром книг, научить пользоваться духовным богатством, собранным в библиотеке, ценить и беречь книгу.

Школьная библиотека — приобщение к книге

Непростая это задача – объяснить «интернет-поколению», что книга – это на века. Что книги читали при свечах, а вот интернет без электричества не существует. Гораздо проще одним нажатием кнопки получить уйму информации, но вот достоверна и правдива ли она – ответит простой бумажный справочник, найденный на полках библиотеки.

Духовно развитая личность немыслима без изучения понятий героизма, трудолюбия, патриотизма, чести, национальной гордости. В школьной библиотеке необходимо и уместно организовывать встречи с людьми, словно сошедшими с книжных страниц: ветеранами войн, героями труда, известными личностями, лицами духовного сана, врачами, людьми героических профессий, артистами, художниками.

Дети в библиотеке открывают новый мир

В постсоветское время люди лишились простой радости: духовно общаться друг с другом во время массовых мероприятий. И церковь не всем заполнила эту пустоту. Сельская школьная библиотека, библиотека в сельском клубе должны стать центром семейного досуга, где проводят вечера, демонстрируют фильмы, обсуждают актуальные события, книги, духовно обогащаются.

Библиотека, потому, что не все, написанное в интернете, правда

Очень понравилась реклама библиотеки. Интернет недаром кто-то метко назвал всемирной паутиной. Он оплетает, бывает липким, как паутина, содержит кроме полезной информации, уйму мусора и вранья. Даже взрослым, а детям тем более, трудно отделить правду ото лжи, хорошее от плохого.

Читайте детям — где и как можете.

А книга, написанная классиком, не соврет, научит доброму, светлому, чистому. С детства привить ребенку хороший вкус, умение отличать качественное от низкопробного, хорошее от плохого, добро от зла – главная задача родителей и школы. И книга в библиотеке – огромное этому подспорье, пусть даже аудиокнига или та, которую читают с экрана.

Совет родителям: читайте сами в присутствие ребенка. Читайте вместе с ним. Хвалите его за чтение. Учите представлять наяву героев книг, рисовать их приключения, пересказывать прочитанное.

Нравственное здоровье общества проявляется в отношении к национальным, культурным традициям, духовным ценностям. Библиотека, книги – одно из составляющих этого наследия, барометр политического и экономического, а не только культурного уровня его развития. Воспитать духовно развитую, ценную для общества, высоконравственную личность без участия в этом книг и библиотеки невозможно.

Источник:
Возможно ли духовно-нравственное воспитание детей в библиотеке в XXI веке?
Как оптимально организовать духовно нравственное воспитание на уроках литературы. Роль школьной библиотеки в развитии человеческих качеств
http://detki.guru/vospitanie/duhovno-nravstvennoe/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-biblioteka.html

Духовно-нравственное и физическое здоровье: параметры взаимозависимости

Духовно-нравственное и физическое здоровье: параметры взаимозависимости

Каковы же с точки зрения медицины факторы, влияющие на данное весьма неблагополучное положение? В отечественном медицинском сообществе признание получили исследования академика Ю.П.Лисицина. Среди всех факторов (100%), влияющих на состояние здоровья, среди которых неблагоприятная экология, наследственность, явления медицинского порядка и др., 55% определяющих негативных позиций — это образ жизни человека.

Не умоляя влияния соматического уровня здоровья на психический, нельзя недооценивать и реальность обратной связи. Полезно помнить и другую, древневосточную, максиму: ”Оберегай свой дух покоем, и тело само исправится”. “Питание духа” не менее важно для здоровья, чем питание тела. Воспитание молодежи, и призвано обеспечить качественное и бесперебойное “питание духа” молодого человека. Сбои в “питании духа”, в немалой степени влекут за собой такие заболевания, как наркомания, алкоголизм, неврозы и др. Вряд ли кто будет отрицать, что, например, наркомания в конечном счете связана с бездуховностью, с отсутствием ясных морально-нравственных установок.

В согласии с этими суждениями оказывается и следующее истолкование самого понятия “образ жизни”. Понятие “образ жизни” состоит из двух слов — “образ” и “жизнь”, объединение которых дает словосочетание, фиксирующее момент определенной упорядоченности человеческой жизни. От понятий “существование”, ”бытие”, ”жизнедеятельность” оно отличается четко выраженной рефлексивностью, т.е. понимание жизни входит как основная составная часть в человеческую жизнедеятельность и представляет собой прежде всего определенную духовно-нравственную, ценностно-мировоззренческую, целесообразную упорядоченность жизни личности. Такое понимание образа жизни фиксирует наличие двух силовых линий человеческого существования — смысло-целевую, духовно-нравственную, с одной стороны, и материальную, с другой.

В связи с этими ориентациями могут возникнуть вопросы о соответствии подобных программ реальному мировоззренческому состоянию и духовным потребностям молодежи. Не будут ли данные ориентации некой формой насилия? Будут ли они “стрелой, бьющей в цель”? Ответы на эту вопросы мы можем найти в конкретных социологических опросах.

Сами за себя говорят данные социологического опроса, проведенного среди сегодняшних студентов-медиков.

На вопрос “Ваши религиозные убеждения” — 70,7% студентов ответили — православие. На вопрос “Какое место занимает религия в вашей жизни?” последовали следующие ответы — главное — 4,7%, значительное — 45,5%, незначительное — 35,5%, никакое — 7,4%.

Данный опрос свидетельствует, что духовно-нравственное состояние нашей молодежи — это скорее состояние поиска и пробуждения, нежели твердой осознанной позиции. Такое состояние в принципе характерно для молодежного, по сути своей “поискового” сознания, когда вопросов и исканий больше, чем стойких убеждений. Тем не менее, данный опрос выявил существование мощного интереса молодых людей к духовно-нравственным традициям. И здесь как никогда важна позиция и поддержка старшего поколения, особенно учителей, политиков, ученых, преподавателей, законодателей, писателей, научной и художественной интеллигенции, консолидация сил которых действительно может способствовать духовно-нравственному и физическому здоровью наший детей, что, безусловно, является основанием духовно-нравственного возрождения российского общества.

Источник:
Духовно-нравственное и физическое здоровье: параметры взаимозависимости
У 64,8% старшеклассников в РФ зафиксированы пограничные нервно-психические расстройства: асоциальное поведение, курение, употребление алкоголя, психоактивных веществ, рискованные формы сексуального поведения, компьютерозависимость.
http://xreferat.com/71/7021-1-duhovno-nravstvennoe-i-fizicheskoe-zdorov-e-parametry-vzaimozavisimosti.html

Нравственное содержание основных документов о правах человека

Нравственное содержание основных документов о правах человека.

Судебная деятельность предполагает защиту прав и интересов граждан, государства и т.д., которая производится на основе закона, то необходим анализ его нравственного и этического содержания.

Правосудие как вид государственной деятельности, призванной обеспечить справедливость в отношении тех, чьи права и интересы оно затрагивает, базируется на правовых и нравственных началах. Законность и нравственность в правосудии, в деятельности правоохранительных органов находятся в неразрывном единстве. Правосудие, не связанное законом, не отвечающее требованиям права, вообще немыслимо. Правосудие — суд по праву, справедливости. Но сам закон должен отвечать требованиям нравственности, а его применение судом не должно противоречить нравственным нормам. Формальное применение закона вопреки требованиям справедливости извращает саму идею правосудия.

Единство законности и нравственности находит свое воплощение в законодательстве о правосудии, его основных началах, принятых мировым сообществом, а также в конституционном национальном законодательстве. Всеобщая декларация прав человека, принятая Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 г, содержит ряд принципиальных требований к организации правосудия, которые с полным основанием можно отнести к числу общечеловеческих правовых ценностей. Одновременно они воплощают и нравственные требования, общепризнанные нравственные ценности, отражают важнейшие этические категории. Гуманизм, справедливость, защита достоинства человека характеризуют нормы этого важнейшего документа ООН.

Источник:
Нравственное содержание основных документов о правах человека
Судебная деятельность предполагает защиту прав и интересов граждан, государства и т.д., которая производится на основе закона, то необходим анализ его нравственного и этического содержания. Правосудие как вид государственной деятельности, призванной
http://students-library.com/library/read/31334-nravstvennoe-soderzanie-osnovnyh-dokumentov-o-pravah-celoveka

Основы безопасности жизнедеятельности5 класс

Урок 34
Физиологическое и нравственное взросление человека

Появление новой жизни (любой — будь это росток деревца, животное или человек) — всегда волшебный момент, справедливо называемый чудом. Учёные многое объясняют, наука много знает, но появление новой жизни по-прежнему таинство природы.

Рождение ребёнка — это не только большая радость, но и серьёзная ответственность: ведь мама и папа отвечают за здоровье, благополучие своего малыша. Мало кто догадывается о том, что здоровье будущего ребёнка закладывается задолго до его появления на свет. Оно зависит от здоровья будущих родителей, когда им всего 10—12 лет и они совсем не задумываются о том, что придёт время, когда у них могут быть дети. Однако начинающиеся ещё в детстве изменения в организме впоследствии могут повлиять на здоровье будущих детей. Отчасти и поэтому заботиться о сохранении своего здоровья надо уже сейчас.

Как же происходит превращение мальчика в юношу, мужчину, а девочки — в девушку, женщину? Это длительный, постепенный процесс. Этот этап в своей жизни переживает каждый человек. И сохранение своего здоровья, понимание происходящих изменений в организме — это залог не только своего здоровья в будущем, но и здоровья потомства.

Надо сказать, что каждый человек имеет свой индивидуальный темп развития не только в физиологическом, но и в психологическом отношении. Поэтому нет ничего удивительного в том, что кто-то испытывает чувство влюблённости, а кто-то ещё нет. Всему своё время. Мы не можем быть одинаковыми, к этому нужно относиться спокойно.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Объясните, почему уже в вашем возрасте необходимо заботиться о сохранении своего здоровья.
2. Какие черты характера человека вам нравятся?
3. Что значит быть честным?
4. Что значит быть мужественным?
5. Что такое доброта?

Источник:
Основы безопасности жизнедеятельности5 класс
Физиологическое и нравственное взросление человека
http://xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/obzh_05/obzh_materialy_zanytii_05_34.html

(Visited 8 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Характеристика на ученика с неадекватным поведением Характеристика на ученика (образцы) Характеристика на ученика - один из… (2)

Что делать если жена сучка Если жена стерва что делатьЕсли жена стерва что делать. Как… (2)

Сильный отворот Быстрый отворот, чтобы забытьИ еще один быстродействующий заговор от любовной… (2)

Случайное общение Онлайн общение по веб-камереБесплатные чаты являются прекрасным инструментом и на… (2)

Как простить обман Стоит ли прощать обман? Обманувшие доверившихся мучаются в самом последнем… (2)

COMMENTS