Нравственное здоровье человека

Возможно ли духовно-нравственное воспитание детей в библиотеке в XXI веке?

Возможно ли духовно-нравственное воспитание детей в библиотеке в XXI веке?

Хранилище книг – библиотека – это хранилище знаний, истории, культурных ценностей, связующее звено между поколениями. Проблема настоящего времени в том, что нравственные идеалы и устои в обществе заменяет стремление к материальным благам. Компьютерные технологии и интернет постепенно вытесняют бумажные носители информации, в том числе и книгу. Ответ на вопрос: возможно ли возродить актуальность библиотеки в деле воспитания духовности, нравственности детей и молодежи, зависит от нескольких факторов. Но, для начала нужно определиться с понятиями духовности и нравственности.

Книга в библиотеке — источник

Духовность – особенность человеческой психики, ориентированная на стремление к идеалам справедливости, добра, человеколюбия, веры, на преобладание интеллектуальных ценностей над материальными благами. Под духовностью часто подразумевают веру, религиозность. Это объясняется тем, что любое религиозное учение проповедует общечеловеческие ценности и принципы морали. Заповеди из Нагорной проповеди Христа: «не убий», «не укради», «почитай отца и мать своего» — лежат в основе многих идеологических теорий и этических норм.

Нравственность – система норм и правил поведения человека, не противоречащая нормам общественной морали, основанная на духовности, синонимы: мораль, этика. Человеческое общество часто сотрясают разнообразные «культурные революции». В результате, истинные нравственные ценности подменяются проявлениями массовой культуры, стремлением к стяжательству, воспитывают в подрастающем поколении жестокость, агрессию, аморальность, культивируются вредные привычки.

Духовность и нравственность — различие

Здоровое общество обязано противостоять насаждению безнравственности у молодого поколения. Воспитание достойных своих членов на лучших образцах национального и культурного наследия великой нации, великой страны – его основная задача.

Современная роль библиотеки в воспитании нравственности

Нет секрета в том, что усадить молодого человека в читальном зале или заставить школьника прочитать книгу – задача в XXI веке фактически невыполнимая. Интернет, Wi-Fi, планшет, смартфон – вот кумиры, помощники и советчики современного поколения. Библиотеке в привычном смысле, как традиционному хранилищу бумажных книг, очень непросто выживать в таких условиях. Но выход есть. Он в изменении подхода, концепции и технологии библиотечного дела.

Нет ничего плохого в том, что юноша или девушка читает с экрана планшета или ноутбука Пушкина, Ахматову, Булгакова или слушает аудиокнигу. Значит и современная библиотека, особенно школьная или молодежная, должна быть оснащена высокотехнологичными новинками:

  • компьютерами,
  • ноутбуками,
  • оцифрованным каталогом,
  • электронным книжным фондом,
  • интерактивными устройствами.

Причины снижения интереса к чтению

Подбору кадров для библиотек следует уделить особое внимание. Интересная, образованная личность, мыслящая креативно, владеющая компьютером и умеющая найти подход, заинтересовать человека в чтении книг – вот приблизительный портрет современного библиотекаря. Духовно богатому, интересному человеку легко воспитать с помощью такого мощного инструмента, как библиотека, высокую нравственность у молодого поколения.

Формы библиотечной работы: книжные выставки, тематические стенды, заседания клубов по интересам, семейные вечера, дискуссии, встречи с интересными людьми – должны организовываться и проводиться с учетом требований современной жизни, чтобы привлечь, вернуть утраченный интерес, не дать ему угаснуть. Основа духовно-нравственного воспитания в современной библиотеке – использование преимуществ современных технологий.

Школьная библиотека – информационный центр и советчица

Воспитание школьников также немыслимо без библиотеки. Классическая литература – источник духовности, морали, национальная гордость и достояние. Изучая ее, знакомясь с богатым литературным наследием, можно не только воспитать в себе лучшие человеческие качества, но и развить грамотность, интеллект, научиться правильно и красиво излагать мысли.

Задача школьной библиотеки, библиотекаря, учителей – увлечь школьника волшебным миром книг, научить пользоваться духовным богатством, собранным в библиотеке, ценить и беречь книгу.

Школьная библиотека — приобщение к книге

Непростая это задача – объяснить «интернет-поколению», что книга – это на века. Что книги читали при свечах, а вот интернет без электричества не существует. Гораздо проще одним нажатием кнопки получить уйму информации, но вот достоверна и правдива ли она – ответит простой бумажный справочник, найденный на полках библиотеки.

Духовно развитая личность немыслима без изучения понятий героизма, трудолюбия, патриотизма, чести, национальной гордости. В школьной библиотеке необходимо и уместно организовывать встречи с людьми, словно сошедшими с книжных страниц: ветеранами войн, героями труда, известными личностями, лицами духовного сана, врачами, людьми героических профессий, артистами, художниками.

Дети в библиотеке открывают новый мир

В постсоветское время люди лишились простой радости: духовно общаться друг с другом во время массовых мероприятий. И церковь не всем заполнила эту пустоту. Сельская школьная библиотека, библиотека в сельском клубе должны стать центром семейного досуга, где проводят вечера, демонстрируют фильмы, обсуждают актуальные события, книги, духовно обогащаются.

Библиотека, потому, что не все, написанное в интернете, правда

Очень понравилась реклама библиотеки. Интернет недаром кто-то метко назвал всемирной паутиной. Он оплетает, бывает липким, как паутина, содержит кроме полезной информации, уйму мусора и вранья. Даже взрослым, а детям тем более, трудно отделить правду ото лжи, хорошее от плохого.

Читайте детям — где и как можете.

А книга, написанная классиком, не соврет, научит доброму, светлому, чистому. С детства привить ребенку хороший вкус, умение отличать качественное от низкопробного, хорошее от плохого, добро от зла – главная задача родителей и школы. И книга в библиотеке – огромное этому подспорье, пусть даже аудиокнига или та, которую читают с экрана.

Совет родителям: читайте сами в присутствие ребенка. Читайте вместе с ним. Хвалите его за чтение. Учите представлять наяву героев книг, рисовать их приключения, пересказывать прочитанное.

Нравственное здоровье общества проявляется в отношении к национальным, культурным традициям, духовным ценностям. Библиотека, книги – одно из составляющих этого наследия, барометр политического и экономического, а не только культурного уровня его развития. Воспитать духовно развитую, ценную для общества, высоконравственную личность без участия в этом книг и библиотеки невозможно.

Источник:
Возможно ли духовно-нравственное воспитание детей в библиотеке в XXI веке?
Как оптимально организовать духовно нравственное воспитание на уроках литературы. Роль школьной библиотеки в развитии человеческих качеств
http://detki.guru/vospitanie/duhovno-nravstvennoe/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-biblioteka.html

Духовно-нравственное и физическое здоровье: параметры взаимозависимости

Духовно-нравственное и физическое здоровье: параметры взаимозависимости

Каковы же с точки зрения медицины факторы, влияющие на данное весьма неблагополучное положение? В отечественном медицинском сообществе признание получили исследования академика Ю.П.Лисицина. Среди всех факторов (100%), влияющих на состояние здоровья, среди которых неблагоприятная экология, наследственность, явления медицинского порядка и др., 55% определяющих негативных позиций — это образ жизни человека.

Не умоляя влияния соматического уровня здоровья на психический, нельзя недооценивать и реальность обратной связи. Полезно помнить и другую, древневосточную, максиму: ”Оберегай свой дух покоем, и тело само исправится”. “Питание духа” не менее важно для здоровья, чем питание тела. Воспитание молодежи, и призвано обеспечить качественное и бесперебойное “питание духа” молодого человека. Сбои в “питании духа”, в немалой степени влекут за собой такие заболевания, как наркомания, алкоголизм, неврозы и др. Вряд ли кто будет отрицать, что, например, наркомания в конечном счете связана с бездуховностью, с отсутствием ясных морально-нравственных установок.

В согласии с этими суждениями оказывается и следующее истолкование самого понятия “образ жизни”. Понятие “образ жизни” состоит из двух слов — “образ” и “жизнь”, объединение которых дает словосочетание, фиксирующее момент определенной упорядоченности человеческой жизни. От понятий “существование”, ”бытие”, ”жизнедеятельность” оно отличается четко выраженной рефлексивностью, т.е. понимание жизни входит как основная составная часть в человеческую жизнедеятельность и представляет собой прежде всего определенную духовно-нравственную, ценностно-мировоззренческую, целесообразную упорядоченность жизни личности. Такое понимание образа жизни фиксирует наличие двух силовых линий человеческого существования — смысло-целевую, духовно-нравственную, с одной стороны, и материальную, с другой.

В связи с этими ориентациями могут возникнуть вопросы о соответствии подобных программ реальному мировоззренческому состоянию и духовным потребностям молодежи. Не будут ли данные ориентации некой формой насилия? Будут ли они “стрелой, бьющей в цель”? Ответы на эту вопросы мы можем найти в конкретных социологических опросах.

Сами за себя говорят данные социологического опроса, проведенного среди сегодняшних студентов-медиков.

На вопрос “Ваши религиозные убеждения” — 70,7% студентов ответили — православие. На вопрос “Какое место занимает религия в вашей жизни?” последовали следующие ответы — главное — 4,7%, значительное — 45,5%, незначительное — 35,5%, никакое — 7,4%.

Данный опрос свидетельствует, что духовно-нравственное состояние нашей молодежи — это скорее состояние поиска и пробуждения, нежели твердой осознанной позиции. Такое состояние в принципе характерно для молодежного, по сути своей “поискового” сознания, когда вопросов и исканий больше, чем стойких убеждений. Тем не менее, данный опрос выявил существование мощного интереса молодых людей к духовно-нравственным традициям. И здесь как никогда важна позиция и поддержка старшего поколения, особенно учителей, политиков, ученых, преподавателей, законодателей, писателей, научной и художественной интеллигенции, консолидация сил которых действительно может способствовать духовно-нравственному и физическому здоровью наший детей, что, безусловно, является основанием духовно-нравственного возрождения российского общества.

Источник:
Духовно-нравственное и физическое здоровье: параметры взаимозависимости
У 64,8% старшеклассников в РФ зафиксированы пограничные нервно-психические расстройства: асоциальное поведение, курение, употребление алкоголя, психоактивных веществ, рискованные формы сексуального поведения, компьютерозависимость.
http://xreferat.com/71/7021-1-duhovno-nravstvennoe-i-fizicheskoe-zdorov-e-parametry-vzaimozavisimosti.html

Нравственное содержание основных документов о правах человека

Нравственное содержание основных документов о правах человека.

Судебная деятельность предполагает защиту прав и интересов граждан, государства и т.д., которая производится на основе закона, то необходим анализ его нравственного и этического содержания.

Правосудие как вид государственной деятельности, призванной обеспечить справедливость в отношении тех, чьи права и интересы оно затрагивает, базируется на правовых и нравственных началах. Законность и нравственность в правосудии, в деятельности правоохранительных органов находятся в неразрывном единстве. Правосудие, не связанное законом, не отвечающее требованиям права, вообще немыслимо. Правосудие — суд по праву, справедливости. Но сам закон должен отвечать требованиям нравственности, а его применение судом не должно противоречить нравственным нормам. Формальное применение закона вопреки требованиям справедливости извращает саму идею правосудия.

Единство законности и нравственности находит свое воплощение в законодательстве о правосудии, его основных началах, принятых мировым сообществом, а также в конституционном национальном законодательстве. Всеобщая декларация прав человека, принятая Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 г, содержит ряд принципиальных требований к организации правосудия, которые с полным основанием можно отнести к числу общечеловеческих правовых ценностей. Одновременно они воплощают и нравственные требования, общепризнанные нравственные ценности, отражают важнейшие этические категории. Гуманизм, справедливость, защита достоинства человека характеризуют нормы этого важнейшего документа ООН.

Источник:
Нравственное содержание основных документов о правах человека
Судебная деятельность предполагает защиту прав и интересов граждан, государства и т.д., которая производится на основе закона, то необходим анализ его нравственного и этического содержания. Правосудие как вид государственной деятельности, призванной
http://students-library.com/library/read/31334-nravstvennoe-soderzanie-osnovnyh-dokumentov-o-pravah-celoveka

Основы безопасности жизнедеятельности5 класс

Урок 34
Физиологическое и нравственное взросление человека

Появление новой жизни (любой — будь это росток деревца, животное или человек) — всегда волшебный момент, справедливо называемый чудом. Учёные многое объясняют, наука много знает, но появление новой жизни по-прежнему таинство природы.

Рождение ребёнка — это не только большая радость, но и серьёзная ответственность: ведь мама и папа отвечают за здоровье, благополучие своего малыша. Мало кто догадывается о том, что здоровье будущего ребёнка закладывается задолго до его появления на свет. Оно зависит от здоровья будущих родителей, когда им всего 10—12 лет и они совсем не задумываются о том, что придёт время, когда у них могут быть дети. Однако начинающиеся ещё в детстве изменения в организме впоследствии могут повлиять на здоровье будущих детей. Отчасти и поэтому заботиться о сохранении своего здоровья надо уже сейчас.

Как же происходит превращение мальчика в юношу, мужчину, а девочки — в девушку, женщину? Это длительный, постепенный процесс. Этот этап в своей жизни переживает каждый человек. И сохранение своего здоровья, понимание происходящих изменений в организме — это залог не только своего здоровья в будущем, но и здоровья потомства.

Надо сказать, что каждый человек имеет свой индивидуальный темп развития не только в физиологическом, но и в психологическом отношении. Поэтому нет ничего удивительного в том, что кто-то испытывает чувство влюблённости, а кто-то ещё нет. Всему своё время. Мы не можем быть одинаковыми, к этому нужно относиться спокойно.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Объясните, почему уже в вашем возрасте необходимо заботиться о сохранении своего здоровья.
2. Какие черты характера человека вам нравятся?
3. Что значит быть честным?
4. Что значит быть мужественным?
5. Что такое доброта?

Источник:
Основы безопасности жизнедеятельности5 класс
Физиологическое и нравственное взросление человека
http://xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/obzh_05/obzh_materialy_zanytii_05_34.html