Нравственный поступок

Нравственный поступок

Цель: формирование у обучающихся представление о нравственном поступке.

Просмотр содержимого документа
«Нравственный поступок»

МКОУ «Становская средняя общеобразовательная школа»

по основам религиозных культур и светской этики в 4 классе

Модуль «Основы светской этики»

Тема: «Нравственный поступок»

Подготовила и провела: Леонова Татьяна Юрьевна,

учитель начальных классов

Тема урока: «Нравственный поступок »

Цель: формирование у обучающихся представление о нравственном поступке

В процессе обучения формирую следующие УУД:

-внутренняя позиция школьника;

— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

— способность и умение учащихся производить простые логические действия

формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, в группе, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Тип урока: урок открытия нового знания.

Основные термины и понятия: поступок, нравственный поступок, мотив, цель поступка, средства достижения цели, действие, результат.

Оборудование: мультимедиа проектор, рабочие листы, учебники, компьютер.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.

— А вы знаете, как здороваются тибетцы?
Тибетцы, например, здороваясь, снимают с голова головной убор правой рукой, левую закидывают за ухо. Доблестные мушкетеры, приветствуя друг друга, изящно склонившись, помахивали своими великолепными шляпами. Но все разумные правила поведения основаны на взаимном уважении и внимании человека к человеку.

— А давайте поздороваемся на иностранных языках?

Gиtеn Таg — добрый день;

Good! с1ау — добрый день;

Niсе tо mееt уои — приятно Вас видеть.

Игровой приём «Дружеская мойка»

Этот приём нацелен на воспитание уверенности в себе и самоуважению.

Расставить детей на небольшом расстоянии в два параллельных ряда лицом друг к другу. Пусть один ребёнок пройдёт между этими рядами («через мойку»). Каждый дружески похлопывает его по спине или пожимает руку, одновременно произнося слова похвалы, симпатии и поощрения.

В результате такой « мойки» появляется сияющий, радостный и счастливый ребёнок. Затем он встаёт в свой ряд, и процедура повторяется. (2-3 раза)

3.Выявление места и причины затруднения

-Ребята, послушайте рассказ.

Капля воды. В.А.Сухомлинский
Был жаркий июльский день. К колодцу,
(Слайд 1), что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристического похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли. (Слайд 2)

А с другой стороны к нему приближалась бабушка. (Слайд 3) Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно.

На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.

Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.

-Как вы считаете, почему бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой? (не предложили бабушке первой напиться, проявили неуважение к старшим)

-Почему бабушка ничего им не сказала? (скромный человек, добрый человек не будет конфликтовать, пожилой человек привык больше делать, чем говорит, бабушка не ожидала такого поведения, опешила.)

-А как поступили школьники? (нехорошо, неуважительно к пожилому человеку)

-Являются ли действия ребят поступком? (является)

-Ребята, послушайте еще одну современную притчу и оцените поступки семьи и старушки.

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развивались на ветру, одежда была грязной и порванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

— Оцените поступки семьи и старушки.

— Как можно по-другому назвать все хорошие поступки? (нравственные)

-Как вы думаете, о чём мы будем с вами сегодня говорить на уроке? (о поступках людей) Значит, какова цель нашего урока?

Что такое поступок?

Что такое нравственный поступок?

Какие признаки имеет нравственный поступок?

На слайде высвечиваются цели урока.

Игровой момент «Черно-белый мир»

Класс разделён на группы. Каждая группа получает лист ватмана, разделенного на две части «чёрную» и «белую». На «чёрной» части дети пишут поступки, отражающие тёмную сторону жизни, а на другой – светлую сторону жизни.

Результаты работы групп склеиваются в единое полотно, которое можно назвать «Жизнь»

4.Построение проекта выхода из затруднения и реализация построенного проекта.

— По нашим поступкам люди судят о нас как о личности. Как вы понимаете слово поступок? (Ответы детей)

— Где мы можем проверить наши предположения? (словарь, учебник) стр. 40

–Прочитайте определение «поступка» в учебнике и запишите в листах.

-А что такое нравственный поступок?

Запишите определение в листах.

Если вернуться к рассказу Сухомлинского «Капля воды», то

Как, по-вашему, должны были поступить ребята в данной ситуации? (уступить место у колодца бабушке) т.е. проявить по отношению к бабушке немножко теплоты.

— А какое явление в природе согревает нас своим теплом? (солнце)

Сотвори солнце в себе”.

Да, действительно, в природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе.

Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце.

Поднимите ручки вверх и покажите, какая у вас получилась звёздочка. Вот какие звездочки радости, тепла, света у нас получились. (Дети разводят руками)

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

— Давайте вспомним, что такое сказка? (Сказка – произведение, в котором встречается волшебство или происходит, то, чего не бывает в жизни). Действительно, произведение В. Катаева «Цветик–семицветик» — сказка, в сказке происходили чудеса, желания выполнял волшебный цветок.

— Предлагаю вам посмотреть клип на эту сказку и выразить своё отношение к поступкам главной героини. Я раздам вам лепестки, на которых написаны желания Жени. А если поступок нравится вам, то поставьте «+», если нет- то «- ».

Работаем в группах.

-На столах у вас лежат цветики-семицветики. Раскрасьте тот лепесток, который Женя потратила не зря и получила огромное удовольствие.

-Так какой лепесток вы раскрасили? Почему?

Проверка по эталону.

Давайте посмотрим, как это было.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа в группе по учебнику

— Нравственный поступок отличается особыми признаками. Какими, вы узнаете, прочитав статью из учебника. (стр. 40-41).

— Выпишите из учебника пять компонентов нравственного поступка, и заполните схему:

(Слайд 6) Проверьте

— Что обозначают эти понятия?

Мотив ( от лат. слова movere приводить в движение) – побуждение к деятельности. «Зачем?»

Цель поступка — намерения человека. Только действие, которое в состоянии ответить на вопрос «Для чего?» является поступком.

Средства достижения цели – то, что может сделать поступок моральным или аморальным.

Действие – это сам процесс.

Результат это то, ради чего человек думал, планировал, старался.

Рассмотрим пример из учебника.

8. Включение в систему знаний и повторение

Пять свойств не ладят с другими пятью.

Внимательно заповедь слушай мою:

С Надменностью Дружба не может сродниться,

От Грубости Вежливость не родится,

Величия мы у Злодейства не ищем,

Скупец не подаст убогим и нищим,

Для Веры и Верности Ложь не опора.

Всё это усвой – и храни ты от вора.

— О нравственных поступках люди знают давно. Некоторые нравственные принципы формировались тысячелетиями. Может кто-то из вас знает, какое название они сейчас имеют? А вы слышали такое слово «заповеди»? Попробуйте закончить записанные истины, отталкиваясь от принципов добра.

Помни такие заповеди:

Попробуй не захватить, а…………….(отдать).

Не кулак показать, а…… ……….(протянуть ладонь).

Не спрятать, а …………..(поделиться).

Не кричать, а …………(выслушать).

Не разорвать, а…………..(склеить).

Проверка. (Слайд 7)

-Нам всем приятнее находиться в обществе добрых поступков, но для этого мы сами должны их совершать.

-Ребята, а что такое поступок?

-А как по-другому назовём хорошие поступки?

-Перечислите 5 компонентов нравственного поступка?

«Без зла смотри на мирозданье,

А взглядом разума, добра, любви.

Жизнь — это море, из благих деяний.

Построй корабль и по волнам плыви»

— Представьте, что человеческая жизнь – это судно (лодка). Чтобы судно шло вперед, надо наполнить его паруса нравственными поступками. Которые вы уже совершили.

Пускай на всём, что совершаешь ты,

Проступит след душевной чистоты:

Ведь сила не во внешности твоей,

А только в человечности твоей.

Выберите поступок любимого героя какого-либо произведения. Проанализируйте его с точки зрения признаков нравственного поступка (мотив, цель, средства, действие, результат). Сделайте вывод, можно ли этот поступок считать нравственным.

Вместе с родителями обсудите утверждение «Цель оправдывает средства». Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свою точку зрения.

3.Придумайте своё домашнее задание.

Мы сегодня начали сложный разговор о том, как правильно поступать, почему нужно всегда, в любой ситуации обдумывать свои решения и не торопиться совершать поступки, чтобы потом не было мучительно больно, стыдно за свой выбор.

Наш урок я хочу закончить рассказом «Осколки в сердце»

«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

— Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло — это был я. Прости меня,– сказал человек.

-Ребята, как вы думаете, чем закончился рассказ?

— Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.

-Вы готовы к нравственным поступкам?

— Возьмемся за руки, друзья.

Передадим частичку своего тепла друг другу.

Попросим мысленно прощения, если вдруг обидели кого-то вольно или невольно.

«Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, что бы людям, окружающим тебя было хорошо».

-Творите добрые поступки! (учитель дарит цветик-семицветик, на котором написаны

Источник:
Нравственный поступок
Цель: формирование у обучающихся представление о нравственном поступке.
http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/nravstviennyi-postupok-1

Нравственный поступок

1. Укажите словосочетание с качественным прилагательным.

1) нравственный поступок
2) лисья нора
3) осиновые листья
4) деревянный стол

2. Укажите словосочетание с относительным прилагательным.

1) свежий воздух
2) умный ребёнок
3) лучистый день
4) последний раз

3. Укажите словосочетание с притяжательным прилагательным.

1) равнодушный человек
2) тёплый дождик
3) волчий след
4) серебряные часы

4. Укажите словосочетание с качественным прилагательным.

1) медвежья услуга
2) медвежья лапа
3) медвежья шкура
4) медвежья берлога

5. Укажите словосочетание с относительным прилагательным.

1) золотые руки
2) золотая душа
3) золотой браслет
4) золотое сердце

6. Укажите ряд, в котором все прилагательные притяжательные.

1) тополиный пух, твёрдый наст, берёзовая роща
2) тонкий ствол, январский мороз, утиное перо
3) заячий хвостик, муравьиная тропа, верблюжий горб
4) еловые ветки, низкое солнце, собачья будка

7. Укажите ряд, в котором все прилагательные относительные.

1) летняя жара, сегодняшний день, школьный музей
2) важное событие, студенческое общежитие, железная кровать
3) подземная дорога, громкий звук, хрупкий материал
4) полезный совет, резкий рывок, бабушкины сказки

8. Укажите ряд, в котором все прилагательные качественные.

1) удобное кресло, прекрасный вид, змеиный яд
2) высокая стена, сладкая клубника, справедливое решение
3) жёлтая краска, мрачный вид, городской житель
4) вчерашний хлеб, кожаная куртка, лисий хвост

9. Укажите ряд, в котором представлены все разряды прилагательных.

1) тёмная улица, серебряный шар, золотые серьги
2) отцов галстук, мамина тетрадь, бабушкины спицы
3) немецкий язык, верблюжья шерсть, шерстяной платок
4) серебряная ложка, волчий след, великолепный рисунок

10. Укажите ряд, в котором представлены все разряды прилагательных.

1) тихий омут, кожаный портфель, новые деревья
2) детская площадка, зелёное яблоко, асфальтная дорога
3) сладкий фрукт, весенние работы, заячий выводок
4) мясной бульон, каменный забор, орлиный клюв

Источник:
Нравственный поступок
1.1.нравственный поступок2.4.последний раз3.3.волчий след4.1.медвежья услуга5.3.золотой браслет6.3.заячий хвостик, муравьиная тропа, верблюжий горб 7.1.летняя ж…
http://znanija.com/task/18628940

Нравственный поступок и его оценка

Вся нравственная деятельность человека складыва­ется из его поступков, которые синтезируют в себе внешние, материально-вещественные его компоненты и внутренние, духовно-личностные, а также сами име­ют сложную структуру, элементы которой также ока­зывают воздействие на их объективную нравственную ценность. Обычно обыденное моральное сознание не затрудняется при вынесении моральной оценки того или иного поступка, однако при столкновении различ­ных оценок и необходимости их обосновать для обы­денного сознания начинаются непреодолимые труднос­ти. Неспособность морального сознания обосновать собственную моральную оценку с точки зрения ее объ­ективности и истинности вынуждает ее согласиться, что моральные оценки — это дело субъективного вку­са, симпатий и антипатий, что, безусловно, снижает их авторитет и значение в жизни человека.

Поэтому этика стремится проанализировать саму процедуру морального оценивания, выявить факторы моральной оценки, учет которых только и может спо­собствовать ее обоснованности и объективности.

Вообще человеческий поступок — это не просто физическое действие, взятое с его натурально-вещест­венной стороны, а мотивированный и совершенный со­знательно акт общественно значимого поведения. Дейст­вия могут, как известно, совершать и животные, а вот поступки — сугубо человеческая область деятельности.

Для лучшего понимания природы нравственного поступка полезно разделить все действия человека на действия-операции и действия-поступки. Первые оз­начают действия, взятые в их внешнем проявлении безотносительно к их значению, а вторые — мотиви­рованные и совершенные сознательно социально зна­чимые действия.

Их различия особенно заметны при воздержании, отказе от действия в условиях его нравственной необ­ходимости. Например, отказ в оказании помощи чело­веку, находящемуся в трудной ситуации, даже если при этом не совершены никакие действия, также явля­ется поступком, подлежащим моральной оценке.

Для моральной оценки поступка, то есть установле­ния его морального качества, не столько важна его внешняя, операционная сторона, сколько именно цен­ностно-содержательная характеристика действия. При этом оценка должна охватывать поступок в его целост­ности, единстве внешних и внутренних составляющих, учитывать условия его совершения. Иначе она толь­ко случайно может оказаться справедливой, соот­ветствующей действительной нравственной ценно­сти поступка.

Поэтому, хотя люди ежедневно оценивают свои и чужие поступки, рассчитывая на свой жизненный опыт, нравственное чувство и интуицию, необходимо пони­мать, каким образом складывается моральная оценка и от чего она зависит, чтобы быть уверенным в ее точности и верности.

Прежде всего следует выделить факторы мораль­ной оценки, в качестве которых фигурируют условия совершения поступка, его внутренняя структура и со­держание и полученный результат.

Условия совершения поступка могут быть благо­приятствующими ему, нейтральными или непреодоли­мыми. Нравственная ценность поступка будет тем выше, чем труднее препятствие и чем успешнее оно преодолевается, чем больше человек проявит воли, настойчивости, умения, чтобы выполнить веления нрав­ственного долга и совести.

В предельно трудных ситуациях такая победа над обстоятельствами, зачастую угрожающими гибелью человеку, и над самим собой, ибо выполнение долга в таких условиях требует напряжения всех сил, называ­ется подвигом. И моральная оценка его будет тем выше и весомее, чем значительнее будут общественно полез­ные последствия содеянного.

Соответственно поступок, продиктованный злой волей, корыстным эгоистическим расчетом или совер­шенный бездумно, под воздействием антиобществен­ной установки, и направленный против требований морали, будет оцениваться как злодеяние, тяжесть и мрачность которого будет тем выше, чем больше упор­ства и подлости, хитрости и изворотливости будет про­явлено при его совершении и чем тяжелее и опаснее будут социальные последствия.

Однако внешние условия совершенного поступка лишь модифицируют моральную оценку, а его под­линную ценность составляют содержание, элементы структуры и результат.

Поступок складывается из его мотивации, намере­ния и цели действия, используемых для ее достиже­ния, средств и полученного результата.

Если намерение и цель действия выражают пред­ставления человека о том, что он намеревается сде­лать, развертываясь в идеальном плане в сознании и формируя образ будущего действия и его результат, то мотив является основанием действия, тем, ради чего оно замышляется.

Полезно также различать мотивы со стимулами. Стимул — это всякое побуждение к действию, толчок, причина его совершения, в то время как мотив являет­ся обязательно в той или иной мере осознанным по­буждением, направленным на удовлетворение какой-либо потребности и принятым личностью. Стимулы в большей мере несут в себе объективное содержание, выступают в качестве объективных причин для совер­шения действия, направляющих волю и желания че­ловека извне. Это, например, материальная заинтере­сованность в выполнении какой-либо работы, страх наказания за неисполненное, принуждение или давле­ние, оказываемое на человека с целью заставить его поступить определенным образом.

Мотив же есть всегда внутреннее, субъективно-лич­ностное побуждение к действию, которое хотя и фор­мируется под воздействием социальной среды и дру­гих объективных факторов, то есть является объек­тивным по происхождению, но всегда осознается личностью как элемент собственного сознания, причиной поступка, принятой по своей воле, то есть субъектив­ным по функционированию. Разумеется, далеко не все и не в полной мере мотивы могут быть полностью осоз­наны и вербализованы, выражены в словах, но тем не менее на уровне чувств, симпатий и антипатий, жела­ний и стремлений и наконец, в форме рационально построенных суждений человек имеет представление об относительной ценности того, что намеревается со­вершить, и психологически считает мотивы своих дей­ствий зависящими именно от своей воли.

Таким образом, является ли побуждение к дейст­вию отчетливо осознанным мотивом поведения или же не адекватно выраженной, искаженной и замаскиро­ванной причиной поступка, оно тем не менее демон­стрирует, какой субъективный смысл имеет данное действие для человека, зависит поэтому от него, мо­жет и должно быть основанием для установления мо­ральной ценности поступка.

Возникает естественный вопрос — совпадает ли нравственная ценность мотивации, осознанного моти­ва поведения или ценностной ориентации, определяю­щей его внутренний смысл, с моральной ценностью поступка?

Ведь мотивация — это хотя и важная часть поступ­ка, но все же как бы предварительная его ступень, идеальное желание и стремление, своего рода «декла­рация о намерениях» воли, а поступок включает в себя помимо идеально сформулированной цели еще и «ма­терию», содержание, то, что собственно делает субъ­ект, какими средствами он все это делает, при каких условиях и обстоятельствах и чем все это кончается.

По поводу влияния, которое оказывают на нрав­ственную ценность поступка обстоятельства и условия его совершения, уже говорилось ранее.

Понятно, что в самом общем виде ценность поступ­ка, где мотивы и намерения соответствуют моральным требованиям и ценностям, будет тем выше, чем адек­ватнее этим целям по своим нравственным содержа­тельным характеристикам применяемые средства, и тем ниже, чем больше средства будут не соответствовать целям.

Но самым трудным является вопрос о том, чему отдавать предпочтение в оценке поступка — ценности мотивов и намерений человека или ценности получен­ного результата?

В истории философско-этической мысли эти пози­ции получили развернутое обоснование в лице целых учений и философских направлений.

Весьма последовательно суть первой позиции о при­оритете ценности мотивов при моральной оценке пос­тупка выразил Кант: «Суть дела не в поступках, кото­рые мы видим, а во внутренних принципах их, кото­рые мы не видим». Эта точка зрения исходит из того, что оценка поступка, не учитывающая его субъектив­ной причины, его основания и оправдания, принижает благородный и возвышенный характер морали, обя­зательно предполагающей наличие доброй воли и со­знание долга. Более того, такая оценка вообще делает ненужной саму моральную оценку в отличие от утилитарной, учитывающей только результативность поступка.

Да и достичь полезного результата гораздо проще, если не связывать себя моралью. Многие полезные по их результату поступки имеют совершенно различные по их моральной ценности мотивы — они могут вдохновляться жаждой славы, карьеризмом, алч­ностью, властолюбием или другими корыстными по­буждениями, — а следовательно, не могут оцени­ваться одинаково.

Вторая же позиция обращалась к реальной жизни, где результаты человеческих усилий сплошь и рядом расходятся с их намерениями, о чем даже сложили поговорку, что «благими намерениями вымощена до­рога в ад».

Как уверял Гельвеций, «общественная польза — вот принцип всех человеческих добродетелей». С его точ­ки зрения именно реальная практическая польза от полученного результата полностью определяет ценность поступка, его значение для общества и для нравствен­ности. Мотивы же могут, конечно, оказывать влияние на оценку поступка, но они сами трудноуловимы и скрыты, и судим мы о них опять же по полученным результатам.

Однако такая односторонняя ориентация только на общественно полезный результат при вынесении мо­ральной оценки оборачивается в конечном счете под­чинением морали другим способам регулирования по­ведения человека — экономической заинтересованнос­ти, политической целесообразности или формальной легальности. Сами моральные цели оказываются не­нужными и второстепенными, так как в других сфе­рах общественной жизни общественно полезные цели выражаются более четко и однозначно.

В итоге мораль вообще становится излишней и не­нужной, ибо подчиняется утилитарным целям и ин­тересам и вытесняется ими при помощи вывода о том, что для важной и полезной цели все средства хороши — «цель оправдывает средства».

На практике такая теоретическая позиция всегда приводила к забвению морали и полному торжеству аморализма.

Против односторонних крайностей, присущих этим точкам зрения и позициям, выступил Гегель, который доказывал, что мотив и результат поступка не являют­ся независимыми друг от друга сущностями, способ­ными соединяться в произвольные комбинации. Мо­тив действующего лица, по Гегелю, обязательно пре­вращается в результат, опредмечивается в нем, а ре­зультат в виде идеальной цели уже присутствует в воле морального субъекта, отвечающего за доброкачествен­ность своих намерений и мотивов.

Диалектический подход к этой проблеме развивает эту позицию и рассматривает мотив и результат как взаимопревращающиеся и влияющие друг на друга элементы единого поступка, в котором решающее зна­чение тем не менее остается за объективным общест­венным значением поступка.

Однако для того, чтобы определить эту объектив­ную общественную значимость и полезность поступка, необходимо учитывать его субъективную составляю­щую — характер мотивации, наличие доброй воли, предпринятые усилия для достижения положительно­го результата.

Ведь сама специфическая общественная полезность морали не сводится только к предметному результату поступка, а подразумевает непредметный, духовный результат — утверждение в общественном и индиви­дуальном сознании авторитета морали, воспитание у людей чувства собственного достоинства и личной от­ветственности, несовместимых с пренебрежением или равнодушием к нравственным ценностям.

Именно с учетом всех этих моментов мораль про­щает неудачу или ошибку, не позволившие человеку преодолеть стечение неблагоприятных обстоятельств, хотя им были проявлены и добрая воля, и уважение к нравственным требованиям. В то же время она не про­щает такого же результата, если он явился проявлени­ем злой воли или безответственности человека.

Поэтому же поступок, продиктованный возвышен­ными и благородными чувствами, направленный на доброе дело, заслуживает высокой моральной оценки, даже если в силу непреодолимого стечения обстоя­тельств его предметный результат оказался неутеши­тельным — например, в результате попытки спасения одного человека погибли несколько. Ведь его непред­метный результат заключается в демонстрации нрав­ственного благородства и самоотверженности, в укреп­лении авторитета морали, в воздействии этого приме­ра на души людей.

Условно можно возможные варианты сочетания мотивов и результатов поступка при его моральной оценке свести к нескольким.

Первый вариант наиболее простой, когда высокие и благородные моральные мотивы реализуются и вопло­щаются в общественно полезные результаты и мораль­ная оценка оказывается тем выше, чем больше прояв­лено силы воли, мужества, трудолюбия и целеустрем­ленности для достижения этого совпадения. Напри­мер, летчик-испытатель, рискуя жизнью, пренебрега­ет возможностью катапультироваться и спастись само­му, до конца старается отвести потерявший управле­ние самолет от населенного пункта, стремится спасти машину, чтобы легче установить и ликвидировать при­чину отказа, и это ему в конце концов удается.

Моральная оценка окажется также высокой, даже если это по не зависящим от летчика причинам не удаст­ся, при условии, что он сделал все, что мог.

Второй вариант предполагает, что высокий общест­венно полезный результат поступка, его соответствие моральным требованиям было достигнуто не вследст­вие подлинно моральных побуждений, а стимулирова­лось менее ценными или вовсе неморальными мотива­ми. Например, прыжок в холодную воду, чтобы выта­щить из тонущей машины водителя и спасти его жизнь, может стимулироваться как сознанием долга и мораль­ным требованием оказания помощи, так и соображе­нием о том, что гибнущий человек остался должен тому, кто его спасает, не одну тысячу долларов, что придает поступку корыстную окраску и снижает его мораль­ную ценность. Моральная оценка мгновенно резко взле­тит вверх при условии, что все наоборот, долг числит­ся не за тонущим, а за его спасателем.

Третий вариант предполагает, что благородные мо­ральные мотивы и возвышенные чувства вследствие неразумности или безответственности человека обора­чиваются отрицательными последствиями. На память сразу приходит хоть и не человек, но медведь с его медвежьей преданностью своему другу — человеку, на лбу которого он одним махом прихлопнул докучав­шую тому муху большим и увесистым камнем.

В этом же ряду находятся и многочисленные при­меры самоотверженной родительской любви и заботы о своих чадах, когда родители готовы потакать всяким капризам, делать все за своих детей и избавлять их от всякой серьезной ответственности за свою жизнь, что оборачивается разрушительными последствиями для личности ребенка, его неспособностью считаться с дру­гими и отвечать за себя.

И четвертый вариант рассматриваемого сочетания мотива и результата поступка предполагает их совпа­дение на негативной основе, — когда неморальный или аморальный мотив воплощается в отрицательном, об­щественно вредном или опасном результате, вследст­вие чего поступок является законченным злодейством. Например, познакомившись с человеком из корыст­ных побуждений и втершись в доверие, воспользо­ваться удобным случаем, чтобы завладеть его иму­ществом.

Практически во всех случаях налицо имеется моди­фицируемая внешними обстоятельствами оценка объ­ективированного эффекта, воплощенного, опредмеченного результата нравственного потенциала личности, ее духовного богатства и развитости.

Целью моральной оценки в конечном счете и явля­ется стимулирование духовной развитости личности, совершенствование всех составляющих ее духовного и нравственного потенциала. Нравственный потенциал личности включает в себя поэтому не только добрую волю, чувство и сознание долга, бескорыстную готов­ность ему следовать и ответственность за его верное понимание, но и личную ответственность за свое уме­ние выполнить требования морали наиболее эффек­тивным, с точки зрения морали, способом, то есть за степень соответствия духовно-нравственного и пред­метного результата.

Вследствие своей сложности и трудности нравствен­ная оценка поступка не может быть простой и одно­сложной. Верной и справедливой она будет только тог­да, когда является развернутой и обоснованной. На­пример, «это поступок не только честного и порядоч­ного человека, но и обладающего большим мужеством и силой характера», или «он поступил благородно, но его помощь оказалась бесполезной», или «своим мол­чанием имярек позволил обидеть человека, что не де­лает ему чести».

Только при этих условиях моральная оценка в на­ибольшей степени будет способствовать выполнению своего назначения — формировать нравственную куль­туру поведения человека и стимулировать справедли­вые и благородные отношения в обществе.

Источник:
Нравственный поступок и его оценка
Вся нравственная деятельность человека складыва­ется из его поступков, которые синтезируют в себе внешние, материально-вещественные его компоненты и внутренние, духовно-личностные, а также сами
http://studopedia.ru/8_91394_nravstvenniy-postupok-i-ego-otsenka.html

ОРКСЭ 4 класс — Нравственный поступок

А как поступили мальчики? Нехорошо, неуважительно к пожилому человекуЯвляются ли действия ребят поступком? ЯвляетсяХороший или плохой поступок совершили ребята? ПлохойПриведите примеры хороших поступков?Как вы думаете о чём мы будем с вами сегодня говорить на уроке? О поступках людей

Тема урока:Нравственныйпоступок
Нравственный поступок — это только то действие, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями. Это осознанное действие с определённой целью. В таком поступке выражено нравственное отношение одного человека к другому.
Признаки нравственного поступкаМотивПочему я это делаю?ДействиеЧто я делаю?ЦельЗачем я это делаю?РезультатЧто получилось?СредстваС помощью чего я это делаю?

Мотив поступкаРассматривая любой поступок, важно решить, зачем он совершен.Если на этот вопрос есть ответ, значит, есть мотив, побуждающий человека к действию. Цель поступкаЗная намерения человека, можно понять его поступок.Только действие, которое в состоянии ответить на вопрос «ДЛЯ ЧЕГО?», является поступком.
Средства достижения целиВозникает главный вопрос – вопрос о взаимосвязи цели и средства.Есть выражение: «Цель оправдывает средства».Что это значит?Для достижения цели любые средства хороши?

Ученик очень хотел подарить на день рождения своему дедушке удочку, но у него не хватало денег. В коридоре школы он нашёл кошелёк с деньгами. И вместо того чтобы отдать кошелёк владельцу, он взял деньги себе и купил удочку. Цель у мальчика была хорошая – он хотел сделать дедушке приятное. Но средство достижения этой цели было безнравственно. Само действиеЧтобы рассмотреть поступок с нравственной точки зрения, надо знать обстоятельства, в которых действовал человек:действовал он добровольно или по принуждению.Только добровольный поступок, когда человек мог поступить иначе, но выбрал именно эти действия, говорит о его нравственности.Важно: где, когда, каким образом действовал человек.

Это то, ради чего человек действовал.положительныйотрицательныйпользавредРезультат

  • 00067821-56715477
    Размер файла: 4 MB Загрузок: 48

Источник:
ОРКСЭ 4 класс — Нравственный поступок
А как поступили мальчики? Нехорошо, неуважительно к пожилому человекуЯвляются ли действия ребят поступком? ЯвляетсяХороший или плохой поступок совершили ребята? ПлохойПриведите примеры хороших
http://schoolfiles.net/1850045

(Visited 29 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Отношения с парнем психология Как кокетничать с парнем?Заигрывание с парнями и мужчинами является неотъемлемой… (2)

Примеры конфликтных ситуаций и их решение 12 конфликтных ситуаций на детской площадке Наверно, многим из нас… (2)

Расторжение брака между супругами Пришлось вызывать на ковер бывшего принца, а ныне Горыныча. Попыхав… (1)

Муж ушел к женщине старше Муж ушёл к женщине старше по возрастуэто все из за… (1)

Обмани меня, Я крепко сплю. О мужчине, с которым я сейчас встречаюсь,… (1)

COMMENTS