Педагогика межнационального общения

Белоцерковец Н

Белоцерковец Н.И., Васильев А.М., Назаренко Н.Н. Педагогика межнационального общения

Раздел 1 Теоретические основы культуры межнационального общения как доминантного понятия дисциплины «педагогика межнационального общения».

Цель, предмет и задачи дисциплины «Педагогика межнационального общения».

Актуальные проблемы формирования культуры межнационального общения в Ставропольском крае.

Этнос как социокультурная реальность.

Содержание понятия «культура межнационального общения», ее основные компоненты.

Причины возникновения этнических конфликтов и способы их разрешения и преодоления.

Правовое обеспечение российского образования как педагогическая проблема.

Специфика обучения и воспитания в поликультурном регионе.

Технология работы педагога по формированию культуры межнационального общения в практике работы образовательного учреждения.

Психологическая характеристика народов Северного Кавказа.

Национальные традиции, обычаи и религиозные представления народов Кавказа.

Культура, религия, традиции и обычаи терского казачества.

Тренинг межнационального общения.

Средства освоения обеспечения курса.

Перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы.

Источник:
Белоцерковец Н
Учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. 168 с Учебное пособие представляет собой компактный и высокоинформативный материал по теории и практике педагогики межнационального общения. Оно предназначено для студентов педагогических учебных заведений, учителей средних общеобразовательных школ и…
http://www.twirpx.com/file/800264/

Джуринский А

Александр Наумович Джуринский (1941) — член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой Московского педагогического государственного университета.

Работал в Казахском государственном педагогическом институте, Академии педагогических наук СССР, Университете Декарта (Париж), Университете Цукуба (Япония).

Сфера научных интересов: сравнительная педагогика, история педагогики, воспитание в многокультурном социуме.

Тема кандидатской диссертации: «Советско-французские отношения (1944-1947)», тема докторской диссертации «Основные тенденции развития теории и практики общего образования во Франции с конца XIX в. до второй мировой войны».

Автор более 20 монографий, книг и учебников. Среди них «Сравнительная педагогика», «Развитие образования в современном мире», «Школа Франции ХХ столетия», «Зарубежная школа: история и современность», «Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития», «Чему и как учат школьников в Японии», «Модернизация образования и воспитания в США», «История педагогики», «История образования и педагогической мысли», «Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом», «Зарубежная педагогика» и др.

Составитель и комментатор трудов Я.А.Коменского и Ж.-Ж.Руссо.

В монографии академика Российской Академии образования, доктора педагогических наук, профессора МПГУ рассмотрено состояние высшего образования в России и других ведущих странах. Дан анализ теоретических и методических основ деятельности высшей школы.

Сопоставительно рассмотрены тренды высшего образования. Предложены педагогические ответы на стоящие пред высшей школой вызовы интернационализации и этнокультурной диверсификации. Представлен анализ модернизации национальных систем высшей школы, педагогического образования, интернационализации вузов, качества и эффективности высшего образования.

Монография адресована исследователям, преподавателям, студентам, всем работникам образования.

В книге исследуется процесс развития зарубежной педагогики от первобытной эпохи до новейшего времени. Закрепляя накопленное человечеством знание, эта наука стала ценнейшим фактором развития общества и культуры. Изучение зарубежной педагогики позволяет понять характер взаимоотношений общества и школы на различных этапах исторического развития.

Автор знакомит читателя с выдающимися просветителями — учеными, философами, историками, для которых педагогика была неотъемлемой частью их деятельности.

В монографии на основе методологии сравнительной педагогики рассмотрены состояние, тенденции развития образования в России и в мире.

Сопоставительно охарактеризованы направления реформирования общего образования и высшего профессионального образования. Предложен компаративистский анализ стандартизации и диверсификации образования, гражданского, нравственного, религиозного, межнационального воспитания и обучения в общеобразовательной школе, модернизации, интернационализации высших учебных заведений.

В монографии члена-корреспондента Российской Академии образования, доктора педагогических наук, профессора МПГУ анализируются методологические вопросы истории педагогики и сравнительной педагогики: объекты и предметы исследования, цели, задачи, функции, социокультурные и философские подходы, понятийно-терминологический аппарат, методы исследования, взаимосвязи с другими науками и др.

Источник:
Джуринский А
Александр Наумович Джуринский (1941) — член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой Московского педагогического государственного университета. Работал в Казахском государственном
http://www.koob.ru/dzhurinsky_a_n/

Национальное своеобразие воспитания

Национальное своеобразие воспитания. Педагогика межнационального общения. Воспитание веротерпимости, толерантности

Методические рекомендации для студентов к экзамену по вопросу

«Национальное своеобразие воспитания. Педагогика межнационального общения. Воспитание веротерпимости, толерантности»

А. Логика ответа

1. Почему актуальна проблема сохранения национального своеобразия воспитания, формирования толерантности?

2. В чем смысл учета национального своеобразия воспитания, каковы цели воспитания толерантности?

3. Как определить основные понятия: интернационализм, патриотизм; гражданское воспитание; космополитизм; менталитет; толерантность; нетерпимость; веротерпимость; национальные чувства; культура межнационального общения?

4. Каковы пути, способы решения задачи воспитания толерантности?

5. Как можно определить среди этих путей возможности педагога, учебно-воспитательного процесса?

6. Какие факторы (условия) необходимо учитывать, решая задачу?

7. Как организовать взаимодействие педагога с другими субъектами (социальными институтами, структурами, социальными партнерами и т.д.), заинтересованными в решении задачи?

8. Как оценить достигнутый результат? В чем проявляется сформированность толерантности, культура межнационального общения?

Б. Основные акценты в содержании ответа

1. Обосновывая актуальность проблемы, покажите, с какими негативными процессами, ситуациями в данной сфере сталкивается российское многонациональное общество и мировая цивилизация в целом. Как эти ситуации, тенденции сказываются на поколения, его ценностях, опыте общения, поведении. Покажите, какая перспектива ожидает общество если оно не решает этих проблем (например, рост численности молодежных объединений экстремистского толка, межнациональные конфликты и т.д.).

2. Назовите документы, в которых рассматривается проблема воспитания толерантности, ученых, занимающихся этнопедагогикой. Определяя цели формирования толерантности при сохранении национальных воспитательных традиций, особенностей, представьте образец национального достоинства, толерантности. Какие убеждения, качества его личности, черты поведения можно принять как личностно значимые и социально одобряемые? (Научный мир, широта взглядов, интерес к альтернативным точкам зрения, сострадание и т.д.)

3. Характеризуя содержание понятий, составляющих смысловое поле проблемы, постарайтесь показать, как они связаны друг с другом (например, веротерпимость – это частный случай толерантности, применительно к религиозным убеждениям человека, следовательно, она невозможна без общих свойств толерантности).

4. Рассматривая пути разрешения проблемы, покажите, как ее сложность требует интеграции усилий всех заинтересованных сторон, и, по возможности, проследите связи между путями политического, правового, культурного характера, психолого-педагогическими (образовательными, воспитательными) решениями.

5. Возможности педагога как личности, учебно-воспитательного процесса в целом в данном контексте нужно увязать и с существующими ограничениями, прежде всего, объективного характера (например, позиция семьи ребенка в данных вопросах может совпадать, а может быть альтернативной позиции учителя. А поскольку характер влияния семьи иной в сравнении с воздействием педагога, его возможности в этом плане ограничены). Кроме того, эти возможности целесообразно связать с различными сферами личности воспитанника – ценностно-смысловой , опытом и привычками, особенностями психических процессов (мышления, воли, эмоций), показав, что в большей степени поддается внешним влияниям, а что – нет.

6. Анализ фактов, оказывающих воздействие на процесс воспитания культуры межнационального общения, можно провести в следующей логике:

— факторы социальные (социокультурные): существующие традиции в восприятии других народов, культур в национальном менталитете (этнические стереотипы); роль СМИ и т.д.;

— факторы личностные: особенности нравственной культуры человека, его информированности в данных вопросах и т.д.;

— факторы педагогические: особенности организации учебно-воспитательного процесса, мера активности педагога, доверие к нему и т.д.

Попробуйте определить, каким из этих групп факторов, на ваш взгляд, имеют больший «вес», обоснуйте, почему; покажите, как связаны факторы между собой.

7. Организацию взаимодействия педагога с другими участниками процесса формирования культуры межнационального общения, толерантности можно проиллюстрировать через содержание и формы контактов школы и семьи. Можно также использовать описание той части проекта воспитательной системы школы (которую вы разрабатывали на ЛПЗ), где речь идет об освоенной школой среде (например, форма взаимодействия школы и общественных организаций, официальных структур, учреждений и т.д.)

8. В этой части своего ответа соотнесите известные вам критерии общей воспитанности с особенностями воспитания толерантности, культуры межнационального общения. Постарайтесь расчленить свойство личности на элементы, например, поведенческие акты, проявление ценностей человека в его суждениях и т.д. Помните при этом о различии понятий «критерий» (основание оценки), и «показатель» (наблюдаемые действия, поведенческий, речевой акт)

Источник:
Национальное своеобразие воспитания
Национальное своеобразие воспитания. Педагогика межнационального общения. Воспитание веротерпимости, толерантности Методические рекомендации для студентов к экзамену по вопросу
http://vunivere.ru/work53419

Педагогика межнационального общения

Пат­риотизм можно определить как такое нравственное качест­во человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознания ее величия и славы и переживания своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практически­ми делами укреплять ее могущество и независимость.

Не менее сложным является и понятие культуры межнаци­ональных отношений. Здесь нужно иметь в виду, что в лексическом значении слово культура обозначает «высо­кий уровень чего-нибудь, высокое развитие, совершенное уме­ние» С этой точки зрения культура межнациональных отно­шений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнаци­ональных экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости какого-либо пренебре­жения к языку, национальным обычаям и традициям других народов.

Патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свобо­ды и независимости; уважительное отношение к историческо­му прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины.

К содержанию культуры межнациональных отношений следует отнести: уважение к людям различных националь­ностей; соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов; проявление интереса к достижениям культуры и жизни других государств и народов;

18.НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШК-ОВ. Н.В- это центральная проблема всего проц-а восп-я. Н.В проявляется во всех элементах структурах деятельности, во всех видах деят-ти, как общественная ценность для общества. Структура Н. В. включает в себя -совокупность элементов в их взаимосвязи, последовательное обеспечение кот-х -обеспечивает нравственное становление личности. 1. Нравственные знания. 2. Положительное отношение к нормам нравственности. 3. Убеждение в необходимости нравств. норм. 4. Формирование нрав-х привычек. 5. Направленность личности(на других — это обществ-ая, на себя-эго, личностная — для себя не ущемляя др-их).

Пути нравств-го воспитания. 1. Орган-ия личностного общения Удовлетворение потреб-ти в личном общении. 2. Путь: нащупать реальные ценности возраста. 3. Высокий уровень обучения: он способствует созданию ид-ых представлений о нравственном человеке, вырабатывает нрав-ые оценки, убеждений. Формируется полож-ое отношение к труду. 4. планомерность и согласованность воспит-й работы, воспитание д. б. стихийным, его нужно планировать, т. е. обеспечивать непрерывность процесса нрав-го воспит-я. 5. Положительная эмоц-ая атмосфера жизни и деят-ти шк-ов. 6. Соблюдение обществ-го порядка, режима жизни детей.

20. ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ.Система работы с подроста-м поколен-м, направленная на формирование правиль-го взаимоотношения полов, в соответствии с общ-ми нормами.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ВЫЗВАНА: 1Акселирация. 2Рост бракоразводных процессов. 3 Молодежность. 4 Рост вензаболеваний. 5 Рождение в раннем возр-е(здоровье обоих) . 6 Рост абортов среди несовершеннолетних. ОШИБКИ В ПОЛОВОМ ВОСПИТАНИИ: 1 Некомпетентность родителей, 2 Родители вообще не занимаются секс-ным просвящением

Задачи полового воспитания: 1. Формирование нравств-ных взаимоотношений м/у маль-ми и дево-ми. 2 Воспит-е культуры интимных чувств (привязонности, верности, дружбы). 4 Развитие женственности и мужественности. 5 Подготовить к браку. 6 Форм-е уважитель-го отнош я к противопол-у полу. 7 учет специфики развития м. и д.

Психологические особенности п. в. . 1 раннее пол. созр. девочек. 2 неравномерность пол-го созрев-я. 3 отчужденость полов в раннем подростковом возрасте. 4 специфика деятельности типичные особенности д. и м.

ЭТАПЫ СЕКСУАЛЬ-ГО РАЗВИТИЯ: 1 дошкетальный з-п (внутриутробный) б. после рождения 1-3 год. ) 2 постшкентальный этап (а. до полового созревания б. после полового созрев-я) 3. этап ролевых и половых игр в дошк-м периоде (приобретение сек-го опыта со сверстн-и) . 4 подростковый этап. 5 юношеский этап

21. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ. Воспитание человека в труде проявляется в его отношении к своей работе и через нее к обществу, к людям, к прцессу трудовой деятельности. В процессе труда развиваются умственные способности, физическая сила. "Труд, как воспитательное средство возможен только как часть общей системы" (Макаренко) Цели трудового воспитания: 1) всестороннее развитие личности 2) вооружение молодежи з, у, н, оказание помощи в выборе профессии. Задачи трудового воспитания: 1) цель- привитие уважения к труду своему и других. 2) формирование трудовых навыков, умений. 3) подготовка к выполнению определенных видов профессиональной деятельности.

Виды трудового воспитания: 1) производственный труд — включение учащихся непосредственно в такую деятельность, результатом которой является производство определенной продукции. 2) общественно-полезный — участие учащихся в трудовых делах, имеющих общественную ценность. 3) самообслуживание — характер бытового труда — поддерживание чистоты в классе, порядка. 4) домашний труд — помощь в семье. 5) профессиональный — получение специального профессионального образования.

требования к трудовому воспитанию: а) целеустремленность — нужно раскрывать его общую цель, задачи и одновременно помогать школьникам преодолевать трудносчти. б) коллективный характер труда — необходимые педагогические требования. в) систематичность и последовательность труда. только повседневное участие школьников в труде помогает сформировать навыки и привычки. г) посильность.

При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.006 сек.)

Источник:
Педагогика межнационального общения
Пат­риотизм можно определить как такое нравственное качест­во человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознания ее величия и славы и переживания своей духовной связи с
http://studall.org/all4-74451.html

(Visited 22 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Кто должен завоевывать чужое сердце и проявлять инициативу, Теперь это модно. Нравится парень – отбей его! Уведи у… (1)

Как очаровать Как очароватьКакая жалость: вот появляется мужчина вашей мечты и ничего,… (1)

Признания в любви любимому человеку Как музыка звучат для любой женщины признания в любви. Но… (1)

Разница в возрасте ничего не значит, даже если это 60 лет Разница в возрасте ничего не значит, даже если это 60… (1)

Полиграф как доказательство Независимый форум судебных экспертов Нравится Не нравится *Гость* 01 авг.… (1)

COMMENTS