Перцептивное общение

Библиотека психолога

В качестве механизмов социальной перцепции выделя­ют идентификацию, эмпатию и рефлексию. Идентификация означает отождествление, уподобление себя другим. Иден­тифицировать себя с сотрудником — значит, во-первых, объединить себя с ним на основе установившейся эмоцио­нальной связи и включить в собственный мир принятых у него норм и ценностей; во-вторых, это представление, виде­ние менеджером своих сотрудников как продолжения само­го себя (проекция), наделение их своими особенностями, чер­тами, чувствами, желаниями; в-третьих, постановка себя на место другого человека, что проявляется в виде погружения, перенесения себя в поле, пространство, обстоятельства сотрудника и приводит к усвоению его личностных смыслов.

Рациональное осмысливание ситуации партнера уси­ливается эмоциональным переживанием, т.е. эмпатией (чувствованием). Эмпатия позволяет принять во внимание ли­нию поведения другого человека. На основе его эмоциональной оценки формируется соответствующее отношение: симпатия — положительный образ другого, антипатия — отрицатель­ный. Эмпатия может проявляться в таких формах как сопере­живание (переживание тех же эмоциональных состояний, что и другой человек) и сочувствие (переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека). Важной харак­теристикой эмпатии также является замкнутость в рамках непос­редственного эмоционального опыта и слабое развитие реф­лексивной стороны, являющейся следующим механизмом перцепции.

Под рефлексией в психологии понимается осознание действующим индивидом того, как он восприни­мается партнером по общению. Другими словами, понима­ние собеседника путем размышления за него. Взаимное вос­приятие в процессе рефлексии предполагает следующие по­зиции: сам субъект, каков он есть в деятельности, и субъект, каким он видится другому. В этих позициях пребывают оба субъекта общения. Следовательно, рефлексия — это своеоб­разный процесс удвоенного зеркального отображения субъек­тами друг друга.

Рассмотренные механизмы взаимопонимания позволя­ют перейти к анализу самого процесса познания людьми друг друга с точки зрения изучения содержания межлич­ностной перцепции (анализ ее механизмов и сопровождаю­щих эффектов).

Как уже отмечено, содержание межличностного восприятия есть взаимо­действие двух партнеров, имеющее две стороны: оценива­ние друг друга и изменение каких-то характеристик благо­даря самому факту своего присутствия. При оценивании партнера люди часто строят целую систему интерпретаций его поведения и причин, его вызывающих. В условиях де­фицита информации начинается поиск и своеобразное приписывание ему причин того или иного по­ведения, обозначаемое в психологии понятием каузальная атрибуция.

Приписывание зависит от поступка. Если он типичен, возможности интерпретации сужены. Если неординарен — возможности самые широкие. Это с одной стороны. С другой – эффект каузальной атрибуции зависит от соответствия поступка соци­альным и культурным нормам. При их нарушении диапазон объяснений расширяется. Наконец, характер атрибуций за­висит от того, является ли субъект восприятия сам участни­ком этих событий. В этом случае становится ясно, почему сотрудник, не выполнивший задачу, винит обстоятельства, а руководитель, ее поставивший и лично не участвовавший, винит сотрудника. По этой же причине ответственность за опре­деленные события приписывается другим сотрудникам. В связи с этим важно помнить, что в межличностном восприятии атрибу­тивные процессы занимают значительное место.

В перцепции важная роль отводится сформированной установке на цели и задачи обще­ния. Часто формирование первого впечатления о будущем сотрудникезависит отданной ему характеристики. И тогда в нем, в зависимости от сформировавшейся под воздействием предшествующей информации установки, одни найдут отри­цательные черты, другие — положительные.

В перцепции также возможны ошибки восприятия, в основе которых лежат эффекты «ореола», «первичности», «новизны» и «стереотипа восприятия». Эффект «ореола» — это своеобразное «клеймо» на об­раз человека, мешающее видеть его действительное пове­дение. Поэтому во время общения путем приписывания формируется установка на ранее существовавший образ и ис­кажается восприятие. Эффект «первичности» возникает при восприятии незнакомого человека и зависит от порядка и значимости представления информации для оценки его лично­сти. Ранее доведенная информация, хотя она и диаметрально противоположна последней, все же играет решающую роль.

При новом восприятии сотрудника также проявляется эффект «новизны» и последняя, новая информация, проти­вопоставленная уже имеющейся, оказывается более значимой. Ошибочное понимание другого человека может объясняться и эффектом «стереоти­па восприятия». Он возникает в силу недостаточного опыта менеджера и существует в виде устойчивого образа. В резуль­тате возникает упрощенный подход и предубеждение к людям. Существуют стереотипы восприятия профессий, этнические, религиозные и другие стереотипы.

В процессе перцепции происходит не просто восприя­тие друг друга, арождается целая гамма чувств, возника­ют эмоциональные отношения, механизмы образования которых объясняются явлением «атракции». Ее включение в процесс межличностного вос­приятия — необходимое условие общения руководителей организаций и фирм со своими сотрудниками. В связи с этим, для формирования при­влекательного образа менеджера, положительного эмоциональ­ного отношения к нему, следует соблюдать ряд положений. Конкретными приемами формирования положительной аттракции мо­гут служить следующие.

Прием «имя собственное» реко­мендует чаще обращаться к другому человеку по имени или имени и отчеству, ибо эти зву­ки — самая приятная мелодия для человека. Имя, данное ему, сопровождает человека всю жизнь и неразделимо с его личностью. Такое обращение служит показателем внима­ния и вызывает часто неосознанные (подсознательные) положительные эмо­ции.

Следующий прием связан с лицом человека, которое, как известно, является «зеркалом души». Мимические ре­акции лица редко поддаются контролю и поэтому отража­ют действительное отношение к собеседнику. Приветливое выражение на лице, улыбка сигнализируют о дружеских; товарищеских отношениях и добрых намерениях.

Прием «золотые слова» подразумевает то, что руководитель не должен скупиться на комплименты, похвалу и поощрение подчиненных, в которых нуждается каждый человек.

Сущность приема «терпеливый слушатель» сводится к тому, чтобы уметь за­интересованно выслушать сотрудника, не только дать ему возможность высказаться, но и всячески способствовать этому.

Еще один прием поможет повлиять на человека, если, общаясь, руководитель будет использовать знания о своих сотрудниках, их семенное положение, хобби и другие индивидуальные особенности и характеристики личности.

Таким образом, эффективное общение менеджера пред­полагает обмен информацией, организацию взаимодействия и взаимопонимание. В то же время руководителю организации, фирмы или их структурных подразделений, являющемуся активным субъектом управления, необходимо не только развивать личные организаторские и коммуникативные качества, но также владеть технологией и конкретными техниками управ­ленческого общения. Однако решение этой задачи может быть затруднено без знания сущности и особенностей социально-ролевого общения.

Источник:
Библиотека психолога
Перцептивная функция общения объясняет восприятие и понимание дру-гого человека и самого себя, установление на этой основе взаимопонимания и взаимодействия.
http://www.libpsyx.ru/?Article=51

Общение перцептивное

Педагогический словарь. — М.: Академия . Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров . 2005 .

Смотреть что такое «Общение перцептивное» в других словарях:

Общение в многомерной концепции личности В. Ф. Моргуна — О. рассматривается как межличностное взаимодействие (субъект субъектные отношения, или взаимоотношения), к рые могут выступать либо как процесс О., либо как деятельность О. Это различение определяется местом О. в структуре жизнедеятельности… … Психология общения. Энциклопедический словарь

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Раздел психологии, лежащий на пересечении психологии с социологией. Изучает явления психики, существующие только в группе людей или у личности в группе (например, коммуникативные способности, коллективизм, психологическую… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ВИРИЛЬО (VIRILIO) Поль — (р. 1932) французский философ, социальный теоретик, специалист по урбанистике и архитектурный критик. Изучал философию в Сорбонне, в молодости профессионально занимался искусством, в 1950 х был религиозным активистом. Принимал участие в кампаниях … Социология: Энциклопедия

Источник:
Общение перцептивное
Педагогический словарь. — М.: Академия . Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров . 2005 . Смотреть что такое «Общение перцептивное» в других словарях: Общение в многомерной концепции
http://pedagogical.academic.ru/531/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5

Перцептивная сторона общения

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. В процессе восприятия формируется представление о намерениях, мыслях, способностях, установках, культуре.

Рассматривая процесс познания человека человеком в общении, С.Л. Рубинштейн писал:

“В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы “читаем” его, т.е. расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это “чтение” проистекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими нас людьми вырабатывается определенный, более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведению”.

Вопросы о том, как происходит это “беглое чтение” другого человека, что позволяет нам понимать его поведение, встают перед каждым из нас. Очень часто важно не только само по себе понимание того или иного поведения, но и его основ, истоков, движущих сил и механизмов. Именно поэтому необходимо понимать, что стоит для нас за словами “восприятие и понимание другого в общении”.

Перед человеком стоит задача не просто «воспринять», а, скорее, познать другого человека. В ходе познания осуществляется эмоциональная оценка человека и попытка понять логику его поступков и уже на этой основе строить свое собственное поведение. В этой связи важно знать механизмы перцепции.

Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются:

1) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация);

2) познание отношения к себе в процессе общения (рефлексия и саморефлексия);

3) прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Идентификация (от лат. identifico – отождествление, уподобление) – это способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. В случае неправильного понимания говорят: «побывали бы вы на моем месте», иными словами, включить механизм идентификации. Данный механизм позволяет понять ценности, привычки, поведение и нормы другого человека.

Существует тесная взаимосвязь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением – явлением эмпатии (от греч. empatheia – cопереживание). Эмпатия – это способность человека к сопереживанию и сочувствую другим людям, к пониманию их внутренних состояний. Только в этом случае имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, эмоциональный отклик на его проблемы. Эмоциональная природа эмпатии проявляется именно в том, что ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется.

Термин “эмпатия” введен Э. Титченером, который говорил: “Я не только вижу в других важность, скромность или гордость. Я чувствую эти черты, проигрываю их в уме. ”

Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения необязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, то это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот другой. Если я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание его линию поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную – могу строить совсем по-иному. И тот и другой аспекты важны. Но оба случая требуют решения еще одного вопроса: как партнер по общению будет меня понимать? От этого будет зависеть наше взаимодействие.

Аттракция (от лат. attrahere – привлекать, притягивать) – это привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями. Она представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему: от симпатии до любви. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружескому или более глубокому интимно-личностному отношению. Причиной появления положительного эмоционального отношения партнеров по общению нередко бывает их внутреннее и внешнее сходство.

Стереотипизация (от греч. stereos typos – твердый и отпечаток) – это восприятие партнера на основе некоего стереотипа, т.е. прежде всего как представителя определенной социальной группы. Стереотип – это устойчивый образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации. Стереотипизация может складываться в результате обобщения личного или профессионального опыта. Например, коммерсанты – спекулянты, а чиновники – бюрократы. Каждая профессия имеет свой штамп. Стереотипное восприятие усиливается за счет хорошего или плохого настроения, самочувствия.

Чтобы правильно понять партнера по общению, важно знать его отношение к нам, как он воспринимает и понимает нас. В этом случае возникает явление рефлексии (от лат. reflexio – обращение назад). Рефлексия – это механизм познания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои излюбленные схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения:

1) люди с личностной атрибуцией склонны находить виновника случившегося, приписывать причины происшедшего конкретному человеку;

2) в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны, прежде всего, винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника;

3) при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие, или в самом пострадавшем.

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлен ряд закономерностей. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу – обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в случаях, если человек был участником (соучастником) события или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости люди склонны искать причину случившегося в осознанных действиях личности.

В перцептивной стороне общения важная роль отводится и соответствующим приемам.

На восприятие людьми друг друга влияет и ряд психологических эффектов, в частности, эффект ореола и эффект стереотипизации.

Эффект ореола проявляется в том, что информация, получаемая о каком-либо человеке, накладывается на созданный ранее образ. Этот образ исполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты партнера по взаимодействию.

Эффект стереотипизации означает классификацию форм поведения и интерпретацию их причин путем отнесения к уже известным (или кажущимся известными) явлениям, т.е. социальным стереотипам. Они могут иметь истинный смысл, быть ошибочными или частично отражать объективную действительность.

Психологами было обнаружено несколько типовых схем, по которым строится образ другого человека и которые в той или иной степени используются всеми людьми. Построение образа партнера по этим схемам иногда приводит к так называемым эффектам первого впечатления или систематическим ошибкам социального восприятия. Знание этих схем может способствовать пониманию того, как формируется первое впечатление о человеке.

Наиболее часто применяется схема восприятия, которая срабатывает в случае неравенства партнеров в той или иной сфере. Ошибки неравенства проявляются в том, что люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-то параметру, существенному для них.

При ошибках неравенства схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем это было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы его недооцениваем. Очень важно помнить, что превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эти ошибки можно назвать фактором превосходства .

Не менее важными и узнаваемыми являются ошибки, связанные с тем, нравится нам внешне наш партнер по общению или нет. Эти ошибки заключаются в том, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т.д. (т.е. опять-таки переоценивать многие его психологические характеристики).

Под влиянием одного фактора переоцениваются или недооцениваются свойства человека. Ф актором привлекательности – чем более внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он во всех отношениях, если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.

Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам значительно лучше тех, кто к нам относится плохо. Это проявление так называемого фактора “отношения к нам” .

Позитивное отношение порождает сильную тенденцию к приписыванию положительных свойств и “отбрасыванию” отрицательных, и наоборот, – негативное отношение вызывает тенденцию не замечать положительных сторон партнера и выделять отрицательные.

Данные факторы при формировании первого впечатления называются эффектом ореола . Эффект ореола проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестного человека. Механизм ошибок похож во всех трех случаях, но источником ореола являются разные причины, что и позволило выделить три основные ошибки – превосходства, привлекательности и отношения к нам.

В каждой ситуации в “фокусе” восприятия оказываются те признаки другого человека, которые позволяют определить его принадлежность к той или иной группе в соответствии с особенностями ситуации и требованиями к построению дальнейшего поведения. Все же остальные черты и особенности, оказавшиеся “не в фокусе”, просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь появляется вероятность ошибки. Таким образом, восприятие любого другого человека одновременно и верное и неверное, и правильное и неправильное.

Однако важно знать не только схему восприятия, но также и те знаки во внешности другого человека или в ситуации, которые “запускают” восприятие по этой схеме.

Исследования показывают, что для определения параметра превосходства в нашем распоряжении имеются два основных источника информации:

1) одежда человека, весь его имидж;

2) манера поведения человека (как он сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).

Эти источники реально значимы потому, что информация заложена в них в соответствии с исторически сложившимися стереотипами.

Выделить превосходство с помощью каких-то внешних, т.е. видимых средств, всегда очень существенно.

В прежние времена это было настолько важно, что определенная одежда не только могла носиться людьми определенного статуса или общественного положения, но и должна была носиться ими.

Вместе с демократизацией общества официальная роль одежды меняется. Сейчас, например, нет запретов или правил, каждый может надеть все, что захочет. Тем не менее связь одежды с социальным положением остается достаточно сильной. Исследования показывают, что почти все взрослые люди могут по одежде определить социальный статус человека, а также примерно указать род занятий.

В манере поведения, как и в одежде, всегда присутствуют элементы, позволяющие судить о статусе человека. Именно поэтому все мы по манере поведения можем определить наше равенство или неравенство с другим человеком.

В чем проявляется превосходство в манере поведения? Скорее всего, его можно определить как независимость в различных ситуациях и обстоятельствах.

Манера поведения может содержать в себе признаки превосходства по разным причинам: вследствие действительного превосходства, объективного или только субъективного, а также вследствие превосходства ситуативного. Безусловно, на восприятие превосходства влияет весь опыт человека и его внутренняя позиция. Отметим, что действие фактора превосходства начина ется тогда, когда человек фиксирует превосходство другого над собой по знакам в одежде и манере поведения.

Если с определением знаков превосходства особых затруднений не возникает, то относительно знаков привлекательности все обстоит иначе. Спросите себя или своих знакомых, каковы внешние знаки, позволяющие считать одного человека привлекательным, а другого нет? Удовлетворительного ответа вы не получите, хотя практическое определение привлекательности, как правило, проблем не вызывает.

Сложность этого вопроса вызвана тем, что все привыкли считать привлекательность только индивидуальным впечатлением. Можно сказать, что знаками привлекательности являются усилия человека выглядеть социально одобряемым образом в некоторой группе.

Знаком, “запускающим” соответствующую схему формирования впечатления, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами (фактор отношения к нам).

В любом случае мы должны осознавать, что ошибкой является не само по себе построенное по схеме первое впечатление, а использование этого впечатления не по адресу в длительном межличностном общении.

Наряду с рассмотренными приемами значимую роль в общении играет и прием самоподачи.

В общении участвуют как минимум два человека, и каждый из них может активно влиять на восприятие партнера. Именно эта способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнера и называется самоподачей (у некоторых авторов – самопредъявление, самопрезентация ). По существу, самоподача состоит в управлении вниманием.

Самоподача отношения. Самоподача превосходства и самоподача привлекательности по значению и частоте употребления значительно проигрывают самоподаче отношения. Действительно, всегда очень важно уметь показать партнеру свое отношение к нему – чаще хорошее, но иногда и плохое.

Способы самоподачи отношения к нам можно разделить на вербальные и невербальные. Вербальные способы мы хорошо знаем по приемам, используемым подхалимами. Они очень точно и полно описаны сатириками.

Самоподача актуального состояния и причин поведения. Огромное количество таких часто употребляемых оборотов, как “я не виноват, что. ”, “обстоятельства так сложились, что. ”, “я был вынужден. ” и т.д., являются достаточно простыми и всем доступными, наивными, если можно так выразиться, средствами самоподачи, в которой внимание партнера привлекается к той причине собственных действий, которая кажется нам наиболее приемлемой.

Перцептивное общение – это одна из его сторон, играющая важную роль в общении. Не менее значимая и вторая, коммуникативная сторона общения.

Источник:
Перцептивная сторона общения
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. В процессе восприятия формируется представление о намерениях,
http://3ys.ru/osnovnye-ponyatiya-delovogo-obshcheniya-v-deyatelnosti-sotrudnika-nalogovykh-organov/pertseptivnaya-storona-obshcheniya.html

Перцептивное общение

Под перцептивным общением в социологии понимается умение человека чувствовать внутренний мир другого человека, улавливать психическое состояние собеседника, а также выявлять его подлинные намерения, отношение к руководству, своей работе. Безусловно, развивать подобное умение необходимо каждому руководителю, поэтому обратим внимание на то, что может этому препятствовать.

Чтобы ваша оценка сотрудника, его мотивов или отношения к руководству была объективной, не полагайтесь на то, что он говорит, как бы парадоксально это не звучало. Дело в том, что объясняя свое поведение, человеку свойственно многое приукрашивать, зачастую им движут и скрытые мотивы, проанализировать которые он не сможет. Вследствие этого, выявляя истинные причины поведения человека, обращайте внимание на факты его биографии, события, предшествующие вашей беседе, постарайтесь самостоятельно восстановить причинно-следственные связи.

Ошибка восприятия может возникнуть и вследствие того, что руководитель всегда более положительно оценивает внешне привлекательного человека. Непривлекательный и не всегда вежливый работник очень редко становится любимчиком руководства, однако это не должно быть приоритетным фактором оценки его работы – постарайтесь все же быть объективным.

Источник:
Перцептивное общение
Под перцептивным общением в социологии понимается умение человека чувствовать
http://sociology.net.ru/communico/pertseptivnoe-obshhenie/

(Visited 3 times, 1 visits today)

Популярные записи:

как отомстить мужчине тельцу Зодиакальный гороскоп МУЖЧИНА ТЕЛЕЦ Телец любит изысканную еду и напитки,… (2)

Женская психология любви Женская психология в любви Каждая из нас мечтает о любви… (2)

Как записать в контактах лучшую подругу Как записать лучшего друга в телефонеКак в телефонной книге записать… (2)

витамины для нервов Витамины ПЕНТОВИТ Лучшие витамины для нервной системы/Лето 2015: Супер Ногти… (2)

Девушка добавляется в друзья что написать Девушка добавляется в друзья что написать добрый день,александр поскольку вы… (2)

COMMENTS