Приемы эффективного общения

Нормы и приемы эффективного делового общения

Речевое общение — это процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка. Различают четыре вида речевой деятельности. Два из них участвуют в производстве текста (передаче информации) — это говорение и написание , а два другие — в восприятии текста и заложенной в нем информации — слушание и чтение .

Следует помнить о трех главных различиях между устной и письменной речью:

  • Темп выбирает сам читатель.
  • Текст можно перечитать.
  • Может читаться в любом порядке.
  • Темп задает говорящий.
  • Текст звучит всего один раз.
  • Речь дается в авторском порядке.

В зависимости от намерений собеседников (сообщить или узнать что-то важное, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, сделать что-то приятное, оказать услугу, договориться по какому-то вопросу и пр.) возникают разнообразные речевые тексты, речевые конструкты.

Аудитория может скорее простить выступающему оговорки, чем нелогичность изложения. Это связано с тем, что нашему сознанию свойственно во всем искать систему и порядок. Логика развития явлений получает отражение в нашем мышлении. Выделим три распространенные его формы.

  1. Понятие — форма мышления, которая отражает общие и самые существенные свойства предмета или явления, составляющие его содержание. Понятие характеризуется также объемом — совокупностью относящихся к нему предметов или явлений. Например, содержание понятия «цветок»: полевое или садовое растение разнообразной формы, окраски и запаха. Объем этого понятия чрезвычайно велик: он охватывает всевозможные виды полевых, садовых, комнатных, вьющихся и т.п. растений.
  2. Суждение представляет собой форму мысли, в которой отражается связь между предметами или явлениями.
  3. Умозаключение — цепочка суждений, последнее из которых — заключение — становится новым знанием, выведенным из уже известных суждений, называемых посылками.

Основные требования логики, предъявляемые к любому устному выступлению, таковы:

  • определенность, ясность высказывания;
  • последовательность изложения;
  • непротиворечивость излагаемых фактов и комментариев;
  • обоснованность суждений, аргументаций и контраргументаций.

На начальном этапе организации речевой коммуникации необходимо ввести предмет сообщения (тему) и удерживать его в сознании собеседника путем периодического напоминания, уточнения, акцентирования внимания. Тема отвечает на вопрос «О чем мы говорим?» Оратор должен всегда помнить о том, что любое утверждение, прозвучавшее в том или ином выступлении, следует логически обосновать.

Всегда говорите так, чтобы ваша речь напоминала живое общение, и тогда вы сможете избежать сухого «лекторского» тона, который неизменно утомляет слушателей. Всегда думайте о том, как сделать, чтобы вас поняли, для чего используйте разные виды информации одновременно для всех сенсорных каналов слушателей: рассказывая, продемонстрируйте то, что важно, визуально подействуйте на чувства.

Речевое мастерство проявляется не только в логике изложения и владении речевыми жанрами, но и в культуре речи, в умении найти наиболее точное, а следовательно, и наиболее подходящее для конкретного случая и стилистически оправданное средство языка, слово или жест.

Культура речи предполагает:

  • знание норм литературного языка;
  • в соответствии с ними умение выбирать самые точные, уместные в данной речевой ситуации слова и выражения;
  • выразительность речи, кото рая достигается использованием языковых средств, таких, как синонимы, сравнения, тропы (слово в переносном значении), метафоры (скрытое сравнение, образы явлений, о которых идет речь), фигуры (особые построения фраз), гиперболы (преувеличения), фразеологизмы и т.д., и таких, как средства внеязыковые (жесты, мимика, интонации, паузы, позы, дистанции и пр.).

Для современного делового стиля общения характерны краткость и простота построения фразы, использование профессиональной разговорной лексики, своеобразных речевых клише и штампов.

В коммуникации для достижения ожидаемых результатов используются разнообразные психотехнические приемы, выстраивающие определенный разговорный стиль словесного действия:

Среди коммуникативных приемов весьма существенно установление той или иной дистанции между собеседниками. Человек закрывается от собеседника или открывается перед ним в зависимости от своих индивидуальных особенностей и от намерений в общении. Этим же вызван его интерес к теме и к суждениям собеседника. Например, резкий переход от обращения «ты» к обращению «вы» свидетельствует о дистанцировании, которое демонстрирует неодобрение, отчуждение, неприятие и возможно даже враждебность или антипатию.

Активность собеседника в разговоре, которая проявляется в частоте и длительности включения в него, может свидетельствовать:

  • о степени заинтересованности собеседника в обсуждаемой проблеме, в самом взаимодействии;
  • о самооценке человека, его уверенности или застенчивости, самоуверенности, состоянии тревожности, потребностей и пр.;
  • об общей склонности человека к развернутости или лаконичности высказываний (умении говорить коротко и ясно).

Для того чтобы реакция участников общения была адекватна их ожиданиям, необходимо соблюдать следующие правила.

1. Каждый собеседник должен стремиться:

  • быть уверенным в себе, иметь личные цели и ценности;
  • быть информированным и компетентным;
  • демонстрировать объективность в оценке информации;
  • проявлять искренний интерес к предмету речи и к собеседнику;
  • ценить свое и чужое время;
  • проявлять эмоциональную культуру, осуществлять самокоррекцию;
  • быть мобильным, адаптивным и гибким.

2. В партнере следует уважать личность и право на свою точку зрения. Этому способствуют:

  • установка на взаимопонимание, конструктивное сотрудничество;
  • стремление увидеть проблему глазами собеседника;
  • уважительное отношение к аргументам и контраргументам собеседника;
  • внимательное выслушивание партнера.

3. Между информационным запросом и полученным сообщением должно быть смысловое соответствие, для чего следует:

  • говорить по существу вопроса, обсуждаемой проблемы;
  • комментировать именно то, что важно в данной ситуации;
  • соотносить отбор и предъявление информации с запросом и ожиданиями собеседника.

4. Нужно корректно относиться к количеству и качеству информации, для чего целесообразно:

  • предъявлять правдивую и проверенную информацию;
  • выстраивать доказательства и аргументацию;
  • не ссылаться на домыслы, интуитивные предчувствия, слухи.

5. Необходимо соблюдать языковую нормативность деловой речи:

  • говорить короткими фразами, четко формулируя мысль;
  • использовать речевые клише в соответствии с нормативными правилами официально-делового стиля;
  • следить за сигналами тела, не допускать неконгруэнтности, ведущей часто к подозрительности и непониманию.

6. Следует подчиняться установленным правилам и ограничениям, так как деловой коммуникации свойственна регламентируемость.

  • писаные правила — протокол, в том числе дипломатический, инструкции и договорные обязательства, принципы корпоративной культуры;
  • неписаные правила — деловой этикет, организационная культура и культура межличностного общения, позволяющие демонстрировать деловой имидж, чувствовать себя в любой профессиональной ситуации (будь то презентация или публичная лекция) уверенно и непринужденно, а также избегать насмешек со стороны окружающих.

Соблюдение этих правил и реализация их на практике позволят каждому из собеседников соответствовать профессиональному имиджу и достигать желаемых двусторонних результатов на основе кооперации и сотрудничества.

Источник:
Нормы и приемы эффективного делового общения
Из всех возможных способов передачи информации (с помощью жестов, мимики, пантомимики, зрительного контакта), человеческая речь — это самое универсальное
https://delovoymir.biz/2012/09/26/normy-i-priemy-effektivnogo-delovogo-obscheniya.html

Приемы эффективного общения (ч

Наш мир построен на взаимодействии людей. И любой результат зависит от того, насколько эффективно вы можете общаться с другими людьми. Многие люди заблуждаются на этот счет. Они считают, что общение – обычный природный процесс и в нем нет особых тайн. Как идет разговор, так он и идет. На самом деле, эффективное общение – процесс, который можно программировать.

Конечно, эффективность – понятие субъективное, ее трудно измерить. Но есть один сильный критерий , который отражает, что некоторое действие эффективно. Это – достижение поставленной цели или результата.

То же касается и разговора. Если вы просто болтаете, то у вас может не быть никакой цели, кроме того, чтобы поработать языком. А вот, если вы хотите своим разговором достичь какой-то цели – убедить человека в чем-то или смотивировать его на определенные действия, то вам уже не безразличен результат вашей беседы. Как раз от вас зависит, какой эффект вы можете получить от разговора с близким человеком или от деловой беседы.

Давайте рассмотрим три простых приема, которые помогут вам существенно повысить эффективность вашего взаимодействия с другими людьми.

Любой процесс общения – это всегда взаимодействие минимум двоих людей. Один из них (Отправитель) передает сообщение, второй (Получатель) – его получает. В реальном разговоре эти роли постоянно меняются и довольно быстро. Но всегда будет Отправитель и Получатель.

Если бы кто-то попытался описать технологию разговора , то это могло бы выглядеть следующим образом:

  • В голове Отправителя рождается мысль (идея, образ), которую он желает донести до другого человека.
  • Он переводит свою мысль в слова, создает текст сообщения.
  • Он передает сообщение.
  • Получатель ловит сообщение и переводит слова в свои мысли и образы, чтобы понять суть.
  • Затем он подтверждает получение и дает ответ.
  • Отправитель получает его, принимает и интерпретирует в свои образы.

Эта цепочка шести последовательных шагов и есть шаблон полного цикла общения. 99% всех трудностей общения между людьми как раз возникают вследствие нарушения технологии этого процесса. Самые слабые звенья – интерпретация. Потому что понятия и образы у людей могут быть различны. Мы уже говорили, насколько важно владеть профессиональной терминологией. Но и в быту под одними и теми же словами люди могут понимать что-то совершенно разное.

В принципе, сбои могут быть на каждом уровне общения. Отправитель вообще может нечто замолчать и не сказать, что же он там думает. Или же высказаться не достаточно ясно. Или же скажет что-то, но скроет свои истинные цели. Люди считают, что другие просто обязаны догадаться об их чувствах, мыслях, переживаниях. А многие люди стесняются прямо сказать, чего они ожидают от тебя или хотят получить или иметь. Вообще-то исказить сообщение может огромное количество разнообразных факторов.

Самой главной ошибкой, что делает процесс общения неэффективным, является то, что человек не знает и не использует все каналы коммуникации.

В 60-е годы прошлого века Альберт Меграбян, профессор из университета в Калифорнии, доказал, что человек 93% информации получает невербально (без слов). Т.е. слова еще подаются в некой “упаковке”. И именно по ней идет оценка собеседника и самой беседы.

Итак, любое послание имеет три уровня , три канала передачи, доля которых распределяется следующим образом:

Таким образом, самое эффективное общение происходит лицом к лицу , когда участвуют все эти три канала – слова, тон и язык тела. Для эффективного общения все они должны отражать одно и тоже . Если, например, слова говорят об одном, а поза о другом, то сознание Приемника будет “сбито с толку”. И вот тут внимание (!) – человек из сообщение воспринимает то, что несет компонент, обладающий более высокой долей, а не то, что отражают слова.

Наверное, вы сами ни раз это видели, Например, тогда, когда человек обижается, казалось бы, на безобидные слова. А его задевал тон или он увидел оскорбляющий жест.

Поэтому первый прием , что поможет вам увеличить эффективность своего общения с другими людьми в несколько раз – стойкая привычка вести разговор лицом к лицу и говорить спокойным доброжелательным тоном.

Можно еще усилить воздействие, если использовать прием пристального внимания . Для этого надо направить все свое тело к человеку. Если вы сидите, то слегка наклонитесь к нему. Если вы стоите, переместите вес своего тела в сторону человека.

А вот самый простой способ прервать разговор – это просто отвернуться от человека и посмотреть куда-то вдаль. Если человек при этом что-то говорил, то такой элементарный жест заставляет его резко остановиться, он чувствует как бы выброшенным из вашего поля внимания. Это тоже полезный навык, ибо иногда не знаешь, как можно отвязаться от надоедливого собеседника.

Так что учитесь координировать все три канала. Важно уметь управлять своим голосом, придавать ему нужные оттенки. Важно знать элементарные понятия языка тела. Особенно следите за своими руками и за руками собеседника. К примеру, если у человека скрещенные руки, то вашей первой задачей будет добиться того, что бы он сделал открытый жест.

Чем больше вы изучать все это, чем больше будет заниматься, тем лучше у вас будет получаться процесс общения. И со временем вы сможете добиться того веса своего сообщения, который нужен вам.

В продолжении статьи мы рассмотрим еще несколько приемов эффективного общения. Подписывайтесь на обновление блога, чтобы не пропустить важную информацию.

А пока поделитесь в комментариях своими мыслями по этой теме.

Источник:
Приемы эффективного общения (ч
Любой результат зависит от эффективности вашего общения. Многие считают, что общение природный процесс,ему не надо учиться. Но эффективному общению учиться надо
http://siellon.com/priemyi-effektivnogo-obshheniya-ch-1/

Эффективные приемы общения

Цель: повышение коммуникативной компетенции учащихся (знакомство с эффективными приемами общения; расширение представлений о способах самоанализа в сфере общения; развитие коммуникативных умений).

Задачи: повторить понятие "общение", основные виды общения; формирование основных навыков эффективного общения; определить личные качества, важные для общения; актуализировать потребность в развитии коммуникативных навыков каждого учащегося.

Методы и приемы: словесный (рассказ- объяснение педагога); наглядно-иллюстративный (демонстрация картинок); игровой (использование игр); практический (выполнение упражнений).

Оснащение: магнитофон, дидактический материал, наглядный материал, психологические дневники учащихся.

— Здравствуйте! Я очень рада видеть всех вас сегодня здесь.

Учащиеся здороваются друг с другом и обмениваются улыбками.

— Сегодня мы с вами продолжаем наш большой блок «Общение» и тему «Эффективные приемы общения». Давайте вспомним ещё раз что такое общение, а также виды и функции общения.

— Общение – это взаимодействие с целью передачи информации, опыта, эмоций. В отличие от простого взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя, своих "Я".

— Сейчас мы с вами попробуем в необычной форме пообщаться все вместе.

Упражнение: "Эстафетная палочка" Ведущий произносит любое предложение (смысл его не важен). Задача следующего участника — начать свое предложение с последнего слова предыдущей фразы.

— Скажите коммуникативные навыки врожденные или приобретенные со временем в социуме?

Умение общаться с людьми — это товар, который можно купить так же, как и сахар и кофе…И я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете.

Упражнение: "Лестница коммуникативного мастерства".

Каждый ученик на нарисованной на доске лестнице располагает себя в зависимости от своих коммуникативных умений.

Прежде чем начать обсуждение по нашей теме, стоит привести пример разговора двух старушек:

А: А знаешь, мой внук заработал в армии еще одну "лычку"! Теперь он у меня сержант.

Б: А у меня в последнее время печень совсем разболелась — сил совсем нет.

А: Вот я и говорю, может быть ему теперь ему отпуск дадут.

Б: Да, отпуск — это хорошо. Видимо, придется теперь в больницу идти.

Первое правило эффективного общения: Лучший собеседник — не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать.

Почему люди не слушают других людей? Необходимо развивать в себе навыки слушанья (безоценочность, перефразирование, резюмирование, понимание чувств собеседника). Помимо того, что мы слушаем, мы должны замечать любые изменения в своем собеседнике- быть наблюдательными в общении- это второе правило.

Упражнение: "Что помню?" Один из учеников (по желанию) садится спиной к аудитории. Остальные вслух загадывают одного из присутствующих. Задача водящего как можно полнее описать внешний вид загаданного.

— А сейчас мы с вами разомнемся.

Упражнение: "Передай другому без слов" Учащиеся по кругу передают друг другу воображаемый предмет. Сосед должен взять его соответствующим образом и назвать.

Третье правило: понимание невербальных сигналов собеседника

— А теперь давайте вместе назовем еще одно правило общения. Оно очень важно при передачи информации от одного лица другому….. Точность передачи информации- четвертое правило.

— Ребята. Были ли у вас курьезные случаи связанные с несоблюдением этого правила?

Посредством группового обсуждения на доске формируется список качеств, необходимых для эффективного общения. Например: тактичность, умение слушать, открытость, доброжелательность, обаяние, жизнерадостность и т.д. Выбирается 5 наиболее важных и записываются в таблицу. Затем каждый заполняет таблицу- оценить по 10 балльной шкале (столбец "мной самим"), передает по кругу (остальные заполняют столбец "ШМП"). Сравниваем. Остальные два столбика заполнить дома (Д/З).

Дети сами подводят итоги сегодняшней темы. Высказывают свои ощущения и пожелания.

— Все, о чем мы сегодня говорили, конечно же, определяет успех в общении. И вместе с тем этого недостаточно. Нужно помнить: главное в общении- это сам человек! Общаясь, мы прежде всего используем самого себя. Поэтому так необходимо постоянно расти, развивать свою уникальную личность. Чем мы с вами все время и занимаемся. И в завершении послушайте интересную притчу.

Притча: «Как важно правильно слушать».

В давние времена отправил некий царь гонца к царю соседних земель. Гонец запоздал и, поспешно вбежав в тронный зал, задыхаясь от быстрой езды, начал излагать поручение своего владыки: «Мой господин… повелел вам сказать, чтобы вы дали ему… голубую лошадь с чёрным хвостом… а если вы не дадите такой лошади, то…». «Не желаю больше слушать!» — перебил царь запыхавшегося гонца. — «Доложи своему царю, что нет у меня такой лошади, а если бы была, то…»

Тут он запнулся, а гонец, услышав эти слова от царя, который был другом его владыки, испугался, выбежал из дворца, вскочил на коня и помчался назад докладывать своему царю о дерзком ответе. Когда выслушал царь такое донесение, он страшно рассердился и объявил соседскому царю войну. Долго длилась она — много крови было пролито, много земель опустошено — и дорого обошлась обеим сторонам.

Наконец оба царя, истощив казну и изнурив войска, согласились на перемирие, чтобы обсудить свои претензии друг к другу. Когда они приступили к переговорам, второй царь спросил первого:

— Что ты хотел сказать своей фразой: «Дай мне голубую лошадь с чёрным хвостом, а если не дашь, то…»? — «…пошли лошадь другой масти». Вот и всё. А ты что хотел сказать своим ответом: «Нет у меня такой лошади, а если бы была, то…»? — «…непременно послал бы её в подарок моему доброму соседу». Вот и всё.

Все улыбаются друг другу и прощаются до следующего занятия.

Источник:
Эффективные приемы общения
Повышение коммуникативной компетенции учащихся 15-17 лет. Занятие-тренинг проходит в рамках большого блока «Общение» в объединении "Школа Молодого Психолога" центра "Салям" г. Уфы.
http://festival.1september.ru/articles/518663/

(Visited 5 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Влечение женщины к женщине Влечение женщины к женщинеРодившись на земле среди людей, каждый человек… (1)

Прикольные фразы сленг Блатной жаргон и воровская феня, фразы, слова и выражения на… (1)

Эротические рассказы подростки Книги о подростках Первый поцелуй, первая робкая любовь, первая встреча,… (1)

Раритет 1930 года: мужчина, за которого не нужно… В этой эмигрантской книжке, написанной профессором Герлингом и изданной в… (1)

Одиночество на английском Курсы иностранных языков в Киеве «Европейское Образование»Курсы иностранных языков в… (1)

COMMENTS