Психологическая характеристика общения

Психологическая характеристика общения

Есть только одна подлинная ценность — это связь человека с человеком.

Антуан де Сент-Экзюпери.

В российской педагогической энциклопедии дается следующее определение общения: общение — это взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности.

Общение — один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода.

В психологии при анализе общения выделяются его разные аспекты:

— «коммуникация» (обмен информацией между людьми),

— «социальная перцепция» (восприятие и понимание человека человеком),

Практически общение выступает как совокупность этих компонентов.

У человека существует самостоятельная потребность в общении, не сводимая к др. нуждам (в пище, тепле, безопасности, во впечатлениях, в активности и др.) потребность к познанию самого себя и др. людей, т. е. к оценке и самооценке. К 2,5 месяцам у детей можно констатировать оформление потребности в общении [23, c. 61-62].

Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими функциями, кoтopоe оно выполняет. Во-первых, в общении осуществляется обмен информацией между людьми. Информационно-коммуникативная функция в той или иной форме и степени связана со всеми формами деятельности людей.

Далее, общение выполняет так называемую регуляционно-коммуникативную функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки, складывается своеобразная иерархия ценностей, шкала социализации человека. Не удивительно, что именно в общении человек познает и переживает свою значимость. Поэтому его правильная направленность становится источником, одним из важнейших путей формирования человеческой личности.

Наконец, общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку и в конечном счете формирует тот эмоциональный фон, на котором осуществляется наша деятельность, и который в немалой степени определяет само мироощущение. Эта функция общения в социальной психологии получила название аффективно-коммуникативной. В реальном общении все его функции органически сливаются, независимо от его формы. Даже в отдельном акте общения нередко все они присутствуют [26, c. 3-12].

Добрович, в своей книге «Воспитателю о психологии и психогигиене общения», задает своим читателям вопрос «для чего общаться?» и сам дает на него ответ: общение служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом познания и основой сознания для отдельного человека (а ведь только благодаря этому возможно существование общественного сознания и культуры).И наконец, общение служит самоопределению личности, без чего человек выпал бы из совместной деятельности и оказался бы вне человечества — потерянным и беспомощным . Сказанного достаточно; сам вопрос «для чего общаться» есть проявление присущей нам привычки и тяги к общению .

Исходным моментом для исследования проблемы общения и обособления личности в обществе может служить известное положение К. Маркса: «Человек есть в самом буквальном смысле общественное животное, не только животное, которому свойственно общение, но животное, которое только в обществе и может обособляться».

Имидж человека формируется на основе имиджформирующей информации. Однако возможен такой вариант формирования имиджа, когда имиджформирующая информация отсутствует (речь идет об априорном мнении). По характеру получения другими людьми выд .

Наиболее распространенное представление о неврозах как о психогенных заболеваниях, в механизмах развития, компенсации и декомпенсации которых определяющая роль принадлежит психическому фактору, объясняет адекватность и широкое распростран .

При использовании в диагностики теста цветовых выборов Люшера по результатам тестирования можно установить основной способ действия, цель, к которой стремится испытуемый, незадействованные особенности его личности, подавленные потребности .

Источник:
Психологическая характеристика общения
Есть только одна подлинная ценность — это связь человека с человеком. Антуан де Сент-Экзюпери. В российской педагогической энциклопедии дается следующее определение общения: общение — это
http://www.pguides.ru/gcms-303-1.html

Сущность и социально-психологическая характеристика общения

Сущность и социально-психологическая характеристика общения

Объективная необходимость и роль общения в развитии человека достаточно хорошо изучены и психологии, и об этом нет надобности говорить.

Итак, общение в своей первичной форме, в форме совместной деятельности, или в форме общения речевого составляет второе обязательное условие процесса усвоения индивидами достижений общественно — исторического развития человечества.

Чтобы более полно выяснить смысл этого процесса, мне остается сказать, что он представляет собой процесс воспроизведения индивидом способностей, приобретенных видом Homo Sapiens в период его общественно — исторического развития. Таким образом, то, что на уровне животных достигается действием биологической наследственности, то у человека достигается посредством усвоения ¦ процесса, который представляет собой процесс очеловечивания психики ребенка. И я могу лишь согласиться с мыслью профессора Пьерона, который в лекции об очеловечивании говорил: "Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми".

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения. Сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику в конкретных формах.

1. Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

2. Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.

3. Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

4. Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.

Разумеется, этими четырьмя функциями вовсе не исчерпываются значение и характеристики общения. Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др. Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредствованном, массовом и межличностном.

Перечисленные функции, учитывая их интегральный характер, являются теми факторами, которые показывают существенно весомее роль общения для человека, чем просто передача информации. И знание этих интегральных функций, которые выполняет общение в процессе индивидуального развития человека, дает возможность выявить причины отклонений, нарушений процесса взаимодействия, неполноценной структуры и формы общения, в которые была вовлечен человек на протяжении всей жизни. Неадекватность форм общения человека в прошлом существенно влияет на его личностное развитие, определяет проблемы, которые встают перед ним сегодня.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

1. По содержанию оно может быть:

1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

1.2 Когнитивное (обмен знаниями)

1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

Среди множества теорий личности соционика занимает особое место. Впервые предложена гипотеза о взаимосвязи между типами личности (в соционике их 16) и межличностными отношениями. До сих пор в психологии было принято рассматривать их как н .

Э. Эриксон рассматривал становление личности человека на протяжении всей его жизни от рождения до смерти[33]. Исходя первоначально из психоаналитических посылок, он пришел к заключению о более рациональной адаптации человека к социальному .

Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе. Основные компоненты структуры конфликта: 1. .

Источник:
Сущность и социально-психологическая характеристика общения
Сущность и социально-психологическая характеристика общения Объективная необходимость и роль общения в развитии человека достаточно хорошо изучены и психологии, и об этом нет надобности говорить.
http://www.psychonia.ru/demas-715-1.html

Сущность и социально-психологическая характеристика общения

Сущность и социально-психологическая характеристика общения

Социально-психологическая характеристика общения. Сущность общения

1) В чём заключается необходимость общения для психологического развития человека?!

Объективная необходимость и роль общения в развитии человека достаточно хорошо изучены и психологии, и об этом нет надобности говорить.

Итак, общение в своей первичной форме, в форме совместной деятельности, или в форме общения речевого составляет второе обязательное условие процесса усвоения индивидами достижений общественно — исторического развития человечества.

Чтобы более полно выяснить смысл этого процесса, мне остается сказать, что он представляет собой процесс воспроизведения индивидом способностей, приобретенных видом Homo Sapiens в период его общественно — исторического развития. Таким образом, то, что на уровне животных достигается действием биологической наследственности, то у человека достигается посредством усвоения ¦ процесса, который представляет собой процесс очеловечивания психики ребенка. И я могу лишь согласиться с мыслью профессора Пьерона, который в лекции об очеловечивании говорил: «Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми».

2)Каковы основные функции общения?

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения. Сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику в конкретных формах.

1. Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

2. Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.

3. Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

4. Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.

Разумеется, этими четырьмя функциями вовсе не исчерпываются значение и характеристики общения. Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др. Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредствованном, массовом и межличностном.

Перечисленные функции, учитывая их интегральный характер, являются теми факторами, которые показывают существенно весомее роль общения для человека, чем просто передача информации. И знание этих интегральных функций, которые выполняет общение в процессе индивидуального развития человека, дает возможность выявить причины отклонений, нарушений процесса взаимодействия, неполноценной структуры и формы общения, в которые была вовлечен человек на протяжении всей жизни. Неадекватность форм общения человека в прошлом существенно влияет на его личностное развитие, определяет проблемы, которые встают перед ним сегодня.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

1. По содержанию оно может быть:

1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

1.2 Когнитивное (обмен знаниями)

1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По целям общение делиться на:

2.1 Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

2.2 Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

3. По средствам общение может быть:

3.1 Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу — руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

3.2 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

3.3 Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

3.4 Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

4) Каковы роли различных видов общения в интеллектуальном развитии человека?!

Выделенные выше виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества.

Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.

Разнообразное по содержанию, целям и средствам общение также выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые, как мы выяснили и главе, посвященной деятельности, выступают в качестве условия индивидуального развития. Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.

Кондиционное общение создает состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека. Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной его «подзарядкой». Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал, развивающий его самого. Деятельно -стное общение, которое мы определили как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.

Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций. Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, государств, человеческого мира в целом.

Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения: условнорефлектор-ного, викарного и вербального. Опосредствованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2—3 лет). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития. Что же касается вербального общения и его роли в психическом развитии индивида, то ее трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного.

5) Значение мотивационного и когнитивного компонентов в структуре общения?

В структуре общения выделяются мотивационный компонент, когнитивный и поведенческий.

ь Мотивационный предполагает анализ потребностей и мотивов, лежащих в основе общения. С этой точки зрения могут быть контакты, содержанием которых является направленность людей друг на друга, потребность быть вместе, например, при влюбленности, дружбе и т.д. Мотивация общения может быть и деловой, при этом интерес к совместному делу или получению информации от партнера рассматриваются как прямые мотивы общения. В тоже время общение может быть и опосредованным, когда важен не партнер, но его связи с другими людьми, либо его статус и т.д., т.е. мотивом является не общение как таковое, но получение определенной выгоды из контакта. При этом мотивы общающихся могут не совпадать (и часто не совпадают) между собой, что иногда служит причиной конфликтов.

ь Когнитивный компонент констатирует необходимость знаний о том, каким образом надо строить общение, как можно наладить эмоциональный контакт, преодолеть барьеры общения, предупредить и разрешить конфликтную ситуацию. При этом важно помнить о том, что в разных культурах, с людьми разного возраста, пола, и т.д. общение строиться по-разному. Знание о закономерностях, определяющих общение, предполагает и владение способами установления информационного контакта, продуктивного взаимодействия с окружающими, умение правильно оценить человека, понять его индивидуальность и эмоциональное состояние в конкретный момент. Таким образом, когнитивный компонент включает в себя понятия, необходимые для осуществления тех основных процессов, которые и составляют содержание общения.

ь Когнитивная часть структуры общения тесно связана с поведенческой. Знания о специфике восприятия людьми друг друга и об особенностях их взаимодействия позволяют адекватно выстраивать поведение в разных ситуациях так, чтобы не вызвать агрессии или тревоги собеседника (или собеседников), но, наоборот, наладить с ними доверительные отношения, способствующие контакту.

6) Раскройте сущность трёх уровней общения по Б.Ф. Ломову

· Макроуровень: общение представляет собой сложную сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами и рассматривается как важный аспект образа жизни человека (процесс общения изучается в интервалах времени, сравниваются, сопоставляются с продолжительностью человеческой жизни, при этом акцент делается на анализе психического развития индивида);

· Мезауровень: общение рассматривается как совокупность целенаправленных, логически завершенных контактов или ситуаций взаимодействия, которые меняются и в которых оказываются люди в процессе жизнедеятельности на конкретных временных отрезках своей жизни (акцент делается на содержательных компонентах ситуаций общения — «в связи с чем» и «с какой целью»; вокруг этого предмета общения раскрывается динамика общения, анализируются вербальные и невербальные средства, этапы общения);

· Микроуровень: внимание сосредоточивается на анализе элементарных единиц общения как взаимодействия поведенческих актов (взаимодействие охватывает действие одного партнера и противодействие другого, например «вопрос — ответ», «сообщение информации — отношение к ней» и т.п.).

7) Назовите и охарактеризуйте три взаимосвязанные стороны и выделите их функции

Рассмотрим эти три стороны общения поподробнее.

1) Коммуникативная сторона общения.

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами — субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба — рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение — имеет место в различных образовательных системах).

2) Интерактивная сторона общения. Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий — кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, пораждается самой ее природой.

Конкуренция — одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.

3) Перцептивная сторона общения — это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

Источник:
Сущность и социально-психологическая характеристика общения
Банк Рефератов — Сущность и социально-психологическая характеристика общения: Сущность и социально-психологическая характеристика общения Социально-психологическая характеристика общения. Сущность общения 1) В чём заключается необходимость общения для псих ологическо го ра…
http://sergiy-school.ru/referaty_psixologiya/sushhnost_i_socialno-psixologicheskaya.html

Человек и социальная среда

Человек и социальная среда. Психологическая характеристика общения. Конфликтное общение. Педагогическое общение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.И. ПОЛЗУНОВА

ПО ОТРАБОТКЕ НАВЫКОВ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ

В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СРЕДАХ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

БАРНАУЛ – 2005 г.

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры инженерной педагогики АлтГТУ

протокол №12 от 02.04.04 г.

Психология общения: Учебно-методическое пособие по отработке навыков эффективного общения в различных социальных средах для студентов инженерно-педагогической специальности АлтГТУ / АлтГТУ им И.И. Ползунова. Центр дистанционного и интенсивного обучения. — Барнаул: Изд-во ЦДиИО, 2005. – 58 с.

Научный редактор д. п. н., профессор АлтГТУ

Кафедра психологии, педагогики высшей школы и образовательных технологий АлтГУ Д. п. н., профессор БГПУ

Учебно-методическое пособие включает в себя указания и рекомендации по организации и проведению практических занятий по курсу «Психология общения» для инженерно-педагогических специальностей очной, заочной и дистанционной форм обучения, в том числе к самостоятельной работе студентов, и их содержательное наполнение.

Представленные в нем упражнения, касаются различных аспектов общения и социальных сред, которые направлены на развитие и отработку коммуникативных, перцептивных и интерактивных умений, важных как для педагогической, так и для управленческой деятельности будущих инженеров-педагогов.

Учебное пособие разработано по заказу УМУ АлтГТУ, которое обладает эксклюзивным правом на его распространение.

По вопросам приобретения учебного пособия обращаться по адресу: 656099, Барнаул, пр. Ленина, 46, комн. 109 а , кор. «Г», тел. 36 – 78 – 36.

Цели и задачи курса «Психология общения»

Основная цель преподавания курса – вооружение студентов знаниями, умениями и навыками, необходимыми им для успешного профессионального общения в ходе осуществления ими профессиональной деятельности.

Задачи курса: изучить основы социальной и педагогической психологии, психологии семейных отношений; научить будущих педагогов практическим приемам и способам общения, необходимым им для качественного выполнения профессиональной деятельности.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

иметь представление: о механизмах и особенностях социального поведения человека, о содержании и функциях видов общения;

знать:характеристики сторон общения и приемы эффективного взаимодействия, особенности педагогического общения и пути его оптимизации, основные проблемы семейного общения;

уметь: анализировать процесс общения, осуществлять профилактику поведения для предотвращения конфликтных ситуаций; налаживать эффективное общение в различных социальных средах, применять социально-психологический тренинг в будущей профессиональной деятельности.

Лекция 1. Человек и социальная среда

Социально-психологические аспекты самосознания. Особенности формирование образа «Я». Понятие малой группы. Виды и функции референтных групп. Групповые факторы ролевого поведения. Самостоятельная работа 1. Характерные особенности самопознания, самооценки и саморегуляции.

Практическое занятие 1. Социально-психологические аспекты самосознания.

Самостоятельная работа 2. Виды и механизмы психологических защит. Практическое занятие 2. Социальная чувствительность.

Лекция 2. Психологическая характеристика общения

Общая характеристика процесса общения. Коммуникативная сторона общения. Вербальное и невербальное общение. Характеристика барьеров общения и способы их преодоления. Перцептивная сторона общения. Социальная перцепция и ошибки в процессе восприятия людьми друг друга. Интерактивная сторона общения. Позиции в общении в трансактном анализе. Виды установок на взаимодействие. Проблема слушания и слышания информации в процессе общения. Уровни слушания. Характеристика стилей слушания.

Самостоятельная работа 3. Причины неэффективной коммуникации.

Практическое занятие 3. Коммуникативная компетентность.

Самостоятельная работа 4. Структура вербальных проявлений.

Практическое занятие 4. Особенности вербальной коммуникации. Самостоятельная работа 5. Мимические проявления в зависимости от эмоционального состояния человека.

Практическое занятие 5. Особенности невербальной коммуникации.

Самостоятельная работа 6. Механизмы социальной перцепции.

Практическое занятие 6. Восприятие и понимание в процессе общения.

Самостоятельная работа 7. Трансактный анализ.

Практическое занятие 7. Интерактивная сторона общения.

Самостоятельная работа 8. Особенности самоподачи в общении.

Практическое занятие 8. Умение слушать и слышать.

Лекция 3. Конфликтное общение

Общее понятие о конфликте и его виды. Характеристика межличностных конфликтов и их причины. Стратегии разрешения конфликтных ситуаций. Причины межличностных конфликтов. Профилактика межличностных конфликтов, правила превентивного общения.

Самостоятельная работа 9. Типы конфликтных личностей.

Практическое занятие 9. Межличностные конфликты и пути их разрешения.

Лекция 4. Педагогическое общение

Общая характеристика педагогического общения, его функции и этапы, задачи оптимизации. Особенности социальной перцепции педагогов, типичные ошибки, пути совершенствования. Факторы педагогического общения. Индивидуальные стили и уровни педагогического общения. Модели поведения педагогов. Коммуникативные педагогические приемы.

Самостоятельная работа 10. Роль коммуникативных способностей, умений и знаний в структуре педагогической деятельности.

Практическое занятие 10. Модели поведения педагогов.

Самостоятельная работа 11. Стили педагогического общения. Практическое занятие 11. Тренингпедагогического общения.

Лекция 5. Семейное общение

Семья, ее основные функции и структура. Психологические причины семейных кризисов. Типы семей и семейных взаимоотношений. Основные проблемы семейного общения и пути их преодоления. Семейные конфликты и их источники, способы разрешения семейных конфликтов.

Самостоят6льная работа 12. Причины семейных кризисов.

Практическое занятие 12. Особенности семейного общения. Самостоят6льная работа 13. Необходимость знаний психологии общения для успешного выполнения педагогом своей профессиональной деятельности.

Практическое занятие 13. Грамматика профессионально-педагогического общения

для самостоятельной работы студентов по курсу

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высш. уч. завед. – М.: Аспект-Пресс, 2002. – 345 с.

2. Барлас Т.В. Популярная психология: от конфликтов к приобретению «Я». – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 160 с.

3. Григорьева Т.Г. Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. – Новосибирск: Изд-во НГУ, 1999. – 173 с.

4. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие. – М.: Ось-89, 2000. – 320 с.

5. Сатир В. Как строить себя и свою семью / Пер. с англ. – М.: Педагогика-Пресс, 1992. – 248 с.

6. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. – М.: МПС; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 186 с.

7. Страшнюк Психология и педагогика: Учеб. пособие / АлтГТУ ЦДиИО. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2001. – 223 с.

8. Фомин Ю.А. Психология делового общения. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Амалфея, 2000. – 384 с.

9. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Мн.: Амалфея, 1997. – 288 с.

10. Шелихова Н.И. Техника педагогического общения / прд общей ред. Гинзбурга М.Р. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 128 с.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1

СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Цель занятия: показать связь самосознания с социальной средой; продемонстрировать роль личностных факторов в восприятии и оценке окружающих и в выборе своей судьбы.

Цель: формулирование представлений о себе и осознание окончательного «образа Я».

Инструкция: Разделите лист на три равные части, предварительно написав в правом верхнем углу то из своих имён, к которому Вы привыкли в наибольшей степени (это могут быть фамилия, имя и отчество, уменьшительное имя, ласкательное прозвище и т.п.).

После этого ответьте на предложенные вопросы:

А. Дайте 10 ответов на вопрос, обращенный к себе: Кто я такой? Это может быть любой приходящий в голову ответ. Каждый из них нужно быстро записывать точно в той форме, в какой

Источник:
Человек и социальная среда
Человек и социальная среда. Психологическая характеристика общения. Конфликтное общение. Педагогическое общение МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКИЙ
http://vunivere.ru/work76731

(Visited 8 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Парень говорит Как говорить с парнямиНе каждая девушка знает о том, как… (2)

Девушки киева Девушка из Киева, резюме которой взорвало Сеть, нашла работуДевушка из… (2)

Что чувствует мужчина когда у него стоит Что чувствуют парни, когда у них встает? Всё зависит от… (2)

Если муж дал пощечину жене что делать Дала пощечину мужу при всехДала пощечину мужу при всех. Рушится… (2)

Моральные нормы примеры Моральные принципыКаждый человек способен на разные поступки. Есть правила, которые… (2)

COMMENTS