Психология влечения

Влечения в норме и патологии

С позиций современной клинико-патогенетической концепции алкоголизма патологическое влечение к алкоголю (ПВА)* играет ведущую роль в совокупности клинических и личностно-психологических нарушений у больных алкоголизмом на всех этапах течения заболевания (Бокий, Лапин, 1974; Альтшулер, 1981; Алкоголизм, 1983; Валентик, 1984). Несмотря на это, феноменология и механизмы формирования патологического влечения к алкоголю в ходе прогрессирования заболевания и его обратного развития в периоды ремиссий в современной литературе отражены недостаточно. Исключение составляют отдельные клинико-психологические и физиолого-биохимические исследования так называемого вторичного ПВА в рамках «потери контроля» и потребности в опохмелении в период алкогольного абстинентного синдрома на стадии физической зависимости от алкоголя (Goodwin, 1981; Lisker, 1982).

Для понимания механизмов клинической динамики алкоголизма одним из ключевых вопросов как с научно-теоретической, так и с практической точек зрения является анализ тех вариантов влечения к алкоголю, которые возникают у больных вне опьянения и абстинентного синдрома. Влечение к алкоголю выступает в качестве главного признака психической зависимости от алкоголя (Либих, 1963; Игонин, 1980; Завьялов, 1981; Ерышев и др., 1987; Lisker, 1982). В литературе этот вариант влечения к алкоголю обозначают по-разному: первичное, первично-патологическое, инициальное, психическое и даже психологическое влечение, имея в виду во всех случаях влечение к алкоголю на психологическом уровне.

Не претендуя на окончательную трактовку феномена влечений, отметим основные отличительные признаки этого уровня мотивации, признаваемые большинством исследователей. Обычно влечение рассматривают как глубинный уровень мотивации, выступающий в роли первичных побуждений, еще не опосредованных сознательным целеполаганием, как начальный этап мотивационного процесса, характеризующийся недостаточной осознанностью и предметностью, на смену которому приходит этап опредмечивания потребностей, выступающих в форме желаний.

* Поскольку мы рассматриваем патологическое влечение к алкоголю в рамках хронического алкоголизма, то определение «патологическое» может быть опущено, и в дальнейшем мы будем пользоваться также термином «влечение к алкоголю» (ВА).

Источник:
Влечения в норме и патологии
С позиций современной клинико-патогенетической концепции алкоголизма патологическое влечение к алкоголю (ПВА)* играет ведущую роль в совокупности клинических и личностно-психологических нарушений у
http://www.medical-enc.ru/alcoholism/lichnost/vlechenija-v-norme-i-patologii.shtml

Проблема классификации человеческих потребностей

Е. В. Гайнутдинова Астраханский государственный технический университет

ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Разноплановое решение проблемы потребности стало причиной отсутствия общепринятой классификации потребностей, что предопределило нашу попытку разработать классификацию потребностей.

дефициентные бытийные личные

Потребности поддержания энергоресурса организма, реализуемые посредством дыхания, пищи, питья, сна и т. д. Потребность в информации Потребность в безопасности (включая сохранение жизни и обеспечение пространства жизнедеятельности) Потребность в деторождении (воспроизводстве новых поколений) Потребность в здоровье и физическом развитии Потребность в общении Потребность в самоутверждении Потребность в свободе Потребность в любви Потребность в творчестве Эстетическая потребность

Потребность сохранения жизненного пространства практически ни в одной классификации не указывается. Однако уже в начале 60-х гг. ХХ в. проблема пространственных потребностей активно изучалась американским антропологом Э. Т. Холлом, который стал родоначальником в исследовании этой области и ввел такое понятие, как «проксемика», отвечающее за исследование пространственных зон человека, координирующих на подсознательном уровне границы общения с теми или иными людьми и проявляющихся на уровне невербального общения.

Во второй графе указываются те потребности, которые отображают специфику именно человеческой деятельности, характеризуя его как высокоорганизованное и коллективное существо. Руководствуясь этим, мы предприняли попытку отобразить эти две направленности посредством разделения потребностей на бытийные и личные. Однако актуализация данных групп потребностей более сложна и опосредована внешними условиями, что является причиной менее частой их активации по сравнению с дефициентнымими потребностями, выступающими для многих людей в качестве более насущных.

Нередко исследователи выделяют эстетическую потребность, определяя ее детерминантом деятельности, регулирующую стремления человека к определению критериев прекрасного не в плане качественной характеристики, которое дает сознание, а в качестве умения разграни-

чивать эту категорию с ей противоположными. Не случайно маленькие дети активно реагируют на яркие игрушки, в пренатальный период плод реагирует на определенные звуки музыки и т. д. Между тем указанная потребность определяется не тем, какие условия жизни окружают субъекта, — сама потребность определяет необходимость развития средств для ее удовлетворения.

Потребность в творчестве соотносится и с личным, и с социальным потенциалом субъекта, направляя внутренние силы организма на неоднозначное решение той или иной проблемы. Данная потребность также считается базовой в силу того, что определяет стремление человека к развитию внутренних возможностей, которые способны к реализации на уровне высшего духовного развития личности не только в научном плане, но и в форме воображения в различных областях деятельности. Однако специфика данной потребности заключается в том, что ее осознание осуществляется людьми, достигшими личностного и социального развития; в иных случаях потребность в творчестве не обретает чувственного отображения.

Наибольшую сложность в плане анализа представляют потребность в саморазвитии, потребность в самоутверждении, эстетическая потребность, потребность в творчестве, поскольку нет общепринятых подходов относительно механизма их формирования, несмотря на то, что данные типы потребностей широко представлены в литературе. С одной стороны, нельзя говорить о потребности, если она не принадлежит каждому представителю человеческого рода; с другой — недостаточно конкретного материала для доказательства обратного. В связи с этим вопрос остается открытым и требует дальнейшего исследования. Однако данная позиция не отображает отрицание указанных типов потребностей, но при этом однозначно не утверждает их в качестве детерминантов деятельности.

1. Sarup M. An introductory guide to post-structuralism and postmodernism. — N. Y., 1988. — 146 p.

2. МаслоуА. Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — 480 с.

3. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. — СПб.: Речь, 2003. — 296 с.

4. Каверин С. Б. Психология потребностей. — Тамбов: Изд-во Тамбов. ун-та, 1996. — 80 с.

5. Шабанова М. Социология свободы: трансформирующееся общество. — М.: Моск. обществ. науч. фонд, 2000. — 316 с.

6. Соколов А. В. Коммуникационные потребности. — Краснодар: Изд-во Краснодар. ун-та, 1996. — 162 с.

7. Спасибенко С. Г. Всесторонность и социально-историческая ограниченность способностей

и потребностей человека // Социально-гуманитарные знания. — 2001. — № 4. — С. 111-128.

Статья поступила в редакцию 14.10.2006

CLASSIFICATION PROBLEM OF HUMAN NEEDS

E. V. Gaynutdinova

Источник:
Проблема классификации человеческих потребностей
Е. В. Гайнутдинова Астраханский государственный технический университет ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ Разноплановое решение проблемы потребности стало причиной отсутствия
http://psibook.com/articles/problema-klassifikatsii-chelovecheskih-potrebnostey.html

Психология бессознательного: влечение к жизни, влечение к смерти

Психология бессознательного: влечение к жизни, влечение к смерти

В бессознательном живут два сильных стремления – влечение к жизни и влечение к смерти. Ученые-психоаналитики и психиатры называют их по–разному. Влечение к жизни получило название Эрос, а влечение к смерти — Танатос. В древнегреческой мифологии так именовали богов любви и смерти соответственно. Термины эти режут слух и настраивают обычного человека на негативное восприятие того, о чем вообще идет речь. Но то, что они действительно существуют, у человека, мало-мальски понимающего психологию, не вызывает никакого сомнения.

Это как день и ночь, холодно и тепло. Никто не сомневается в том, что эти понятия существуют. Насчет влечений к жизни и смерти все не так просто. Их механизмы проявления намного сложнее. Их не прочувствуешь так как жару или холод. Они вне восприятия, вне сознания. Но они существуют, существуют в бессознательном, и живут своей собственной жизнью.

Впервые понятие «влечения» Фрейд использовал в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905), при анализе сексуальных влечений и в дальнейшем обосновал его в работе «Влечения и их судьбы» (1915). Фрейд определил данное понятие следующим образом: «„Влечение“ воспринимается нами как понятие, которое находится на границе между душевным и физическим, является физическим представителем раздражений, которое берет начало внутри тела и проникает в душу, становится своеобразным определителем работы, которую необходимо проделать психике благодаря её связи с физическим».

Влечение к жизни проявляется с первых дней человеческой жизни. Оно заставляет новорожденного закричать, чтобы привлечь к себе внимание окружающих. Влечение к жизни проявляется в нас в виде инстинкта самосохранения, когда мы, попав в воду, начинаем плыть или отдергиваем руку от горячего предмета.

Влечение к смерти – это наш незримый судья, который наказывает нас за недостойные мысли, поступки и поведение. Оно корректирует влечение к жизни, направляет его в нужное русло, исправляет перекосы в развитии личности.

Когда говорят о законе подлости, это как раз вспоминают о стремлении к смерти. Если разобраться, то неудачи не случайны, а закономерны. Это подчеркивает, что человек делает что-то не так, и влечение к смерти корректирует его поведение на бессознательном уровне, наказывает его, показывает, что так делать нельзя.

Наша психика стремится к состоянию равновесия. Напряжение и потерю равновесия вызывают желания. Желания – это всегда психическое напряжение. И пока оно не будет удовлетворено, человек будет чувствовать дискомфорт. В удовлетворении человеческих желаний соперничают стремления к жизни и смерти, удовлетворяя их прямым или косвенным путем.

Сознательная часть психики – серьёзный противник в удовлетворении человеческих желаний, поэтому бессознательное всегда настроено удовлетворить их обходным путем. Сознание заставляет ждать подходящего момента, чтобы снять психическое напряжение, удовлетворить самое сильное желание. Бессознательное же не имеет привычку ждать и старается удовлетворить все свои желания немедленно. Если бы человек жил один, то удовлетворению его желаний ничто бы не помешало. Но человек живет в обществе других людей, которые также стараются удовлетворить свои желания.

Влечение к жизни заставляет человека искать пути удовлетворения своих желаний безопасным путем. Влечение к смерти не обращает внимания на личную безопасность и старается удовлетворить желания человека любым путем, даже криминальным или антиобщественным.

Между стремлениями к жизни и смерти есть невидимый барьер, который регулирует механизмы их жизнедеятельности. Простым, ненаучным языком его можно обозначить как совесть или стремление к нравственности. Когда этот барьер будет разрушен, равновесие между влечениями к жизни и смерти также будет нарушено и человек станет опасен для окружающих людей. Естественно, такого человека изолируют от общества. Различные маньяки и извращенцы – яркий пример тех, кто разрушил барьер нравственности.

Влечения к жизни и смерти сопровождают нас с первого до последнего дня нашей жизни. И от того, как благодаря нашему воспитанию мы возведем между ними барьер нравственности будет зависеть наша дальнейшая жизнь.

Источник:
Психология бессознательного: влечение к жизни, влечение к смерти
В бессознательном живут два сильных стремления – влечение к жизни и влечение к смерти. Ученые-психоаналитики и психиатры называют их по–разному. Влечение к жизни получило название Эрос, а вл
http://psychojournal.ru/article/735-psihologiya-bessoznatelnogo-vlechenie-k-zhizni-vlechenie-k-smerti.html

Психология влечения

Зигмунд Фрейд — «Влечения и их судьба»

Таким условным основным понятием, пока еще довольно туманным, но в психологии незаменимым, является влечение (Trieb). Попробуем с различных точек зрения определить его содержание.

Сначала со стороны физиологии. Она дала нам понятие о раздражении (Reiz) и о рефлекторной схеме, по которой внешнее раздражение, действующее на живую ткань (или нервное вещество), посредством движения переводится наружу. Это движение целесообразно, так как избавляет раздражаемое вещество от действия раздражителя, удаляет это вещество из среды влияния раздражения.

Как же относится «влечение» к «раздражению»? Ничто не мешает нам подвести понятие о влечении под понятие раздражений: влечение есть раздражение для психического. Но с самого начала мы не станем отождествлять влечение и психическое раздражение. Несомненно, что для психического имеются еще и другие раздражения, кроме раздражений влечений, такие раздражения, которые имеют гораздо больше сходства с физиологическими. Если, например, на глаз попадает яркий свет, то это не будет раздражением характера влечения; но таковым будет сухость слизистой оболочки глотки или раздражение кислотой слизистой оболочки желудка.

(В тех случаях, разумеется, когда эти внутренние процессы являются органической основой потребностей — жажды и голода.)

Вообразим себя в положении почти совершенно беспомощного, не ориентирующегося в мире живого существа, воспринимающего раздражения при помощи нервной системы. Это существо скоро окажется в таком положении, что должно будет начать различать воспринимаемые им раздражения и ориентироваться в них.

С одной стороны, оно будет воспринимать раздражения, от которых сможет избавиться посредством мускульного действия (бегства), и эти раздражения оно будет относить к внешнему миру; а с другой стороны, оно будет испытывать и такие раздражения, по отношению к которым такое действие окажется бесполезным, которые, несмотря на это действие, сохраняют свой характер непрерывного напряжения; эти раздражения являются признаком внутренней жизни, доказательством потребностей влечения. Воспринимающее вещество живого существа сможет, в зависимости от действительности своей мускульной деятельности, различать «внешнее» и «внутреннее».

Если мы начнем с биологической точки зрения рассматривать душевную жизнь, то «влечение» покажется нам понятием, стоящим на границе между душевным и соматическим, психическим представителем раздражений, исходящих из внутренностей тела и проникающих в душу, мерилом работы, которая требуется от психики вследствие ее связи с физическим.

Далее мы можем обсудить некоторые термины, употребляемые по отношению к понятию влечения, как-то: импульсивное напряжение, цель, объект, источник влечения.

Под напряжением (Drang) влечения понимают его двигательный момент, сумму силы или мерило требуемой работы, которую он олицетворяет. Признак импульсивного напряжения составляет общую особенность всех влечений, самую сущность их. Влечение представляет из себя известную долю активности; если, не совсем точно выражаясь, говорят о пассивных влечениях, то под этим можно понимать только влечения с пассивной целью.

Целью влечения всегда является удовлетворение, которое может быть достигнуто только посредством устранения состояния раздражения в источнике влечения. Но если даже эта конечная цель и остается неизменной для всякого влечения, то все же к одной и той же конечной цели могут вести различные пути, так что у какого-нибудь влечения могут явиться разнообразные и более близкие промежуточные цели, которые могут комбинироваться друг с другом или заменять друг друга. Опыт позволяет нам говорить о влечениях с задержкой в достижении цели (Zielgehemmte) при таких процессах, при которых допускается известная часть удовлетворения влечения, а затем наступает задержка или отклонение от цели. Можно допустить, что и с такими процессами все же связано частичное удовлетворение.

Под источником влечения понимают тот соматический процесс в каком-либо органе или части тела,

раздражение которого в душевной жизни воплощается во влечении. Неизвестно, всегда ли это процесс химический, или он может соответствовать также и развитию других, например, механических сил. Изучение источников влечения уже больше не относится к области психологии; хотя происхождение из соматического источника и составляет самый решающий признак влечения, в душевной жизни мы его узнаём только по его целям. Для психологического исследования не требуется обязательно точного знания источников влечения. Иной раз можно, зная цели влечения, с полной уверенностью сделать заключение о природе и характере его источников.

Следует ли предполагать, что различные влечения, исходящие из телесного и действующие на психическое, отличаются различными качествами, и поэтому в качественном отношении роль их в душевной жизни тоже различна? Для этого как будто нет достаточных оснований; вполне удовлетворительным кажется предположение, что все влечения однородны и действие их зависит только от заключающейся в них величины возбуждения, быть может, еще и от некоторых функции этой количественной величины. То, благодаря чему отличаются друг от друга психические влияния различных влечений, можно объяснить различием источников этих влечений. Значение качества влечения может быть, во всяком случае, разъяснено только в дальнейшем изложении.

Какие влечения могут быть допущены и в каком количестве? В этом отношении, очевидно, может иметь место большой произвол. Ничего нельзя возразить против употребления следующих понятий: влечение к игре, влечение к разрушению, влечение к общительности в тех случаях, когда этого требует предмет обсуждаемого вопроса и когда такое ограничение психологического вопроса допустимо. Однако нельзя терять из виду и вопроса о том, не допускает ли, с одной стороны, столь специализированная мотивировка влечений дальнейшего разложения в отношении источников влечения, так что определенное значение может быть признано только за первичными, в дальнейшем неразложимыми, влечениями.

Источник:
Психология влечения
Зигмунд Фрейд — «Влечения и их судьба» Таким условным основным понятием, пока еще довольно туманным, но в психологии незаменимым, является влечение (Trieb). Попробуем с различных точек зрения
http://www.yourdreams.ru/biblio/pages/sigmund-freud-atf-1.php

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Если мужчина говорит найди себе другого Ваш любимый мужчина нашел другую? Любимый мужчина нашел другую? Встречается… (2)

Курпатов паническая атака Кардионевроз: симптомы и лечение невроза сердца и панических атакКардионевроз: симптомы… (2)

Статусы с интригой Загадочные статусы в вкПриветствую вас! Вот тут приводится собрание с… (2)

Почему человек притягивает к себе негатив 10 неосознанных привычек, которые притягивают к вам плохих людей10 неосознанных… (2)

Курортный роман: за и против Для некоторых женщин отпуск является чуть ли не единственной возможностью… (2)

COMMENTS