Школы психологии

Направления и школы современной психологии

Лекция №2

История Психологии

Развитие психологических представлений в античности.

Психология античности является истоком и началом научной психологии (первая форма научной психологии). Это не первая психологические представления их корни глубже — в мифе, религии. Выготский в своем ‘Кризисе’ писал, что «психология как наука должна была начаться с идеи Души». Он показывает закономерность появления психологии как науки о душе, что отражает факт преемственности между наукой и донаучными представления о душе. Явление и феноменология души были известны давно но попытка объяснения их могла существовать только в рамках уже научного описания. То есть понятие и описание этого явления уже было, а в античности впервые возникают научные представления о душе. Основной их особенностью является то, что эти понятия развиваются в рамках учения о душе, что не тождественно психологии, но релевантно зарождению психологических знаний.

В античности не было единого представления о душе; были разные учения о душе. Наиболее развитыми представлениями являлись три фундаментальные концепции души (расположенные в том числе и хронологически):

1. Учение в рамках атомистического материализма (Левкип и Демокрит) и его развитие в системах Эпикура и материалистической стоики.

2. Идеалистическое учение о душе Платона.

3. Концепция Аристотеля совмещала в себе оба содержательных плана, являлась итоговой концепцией античности по своей фундаментальности, разработанности и на настоящее время является высшим проявлением психологического знания о душе в античности. Специальный трактат Аристотеля «О душе» позволяет считать его основателем психологии как науки.

А. В античности в рамках учения о душе складываются два фундаментальных направления, которые пройдут через века — материалистическое и идеалистическое учение о душе. Несмотря на условность этого разделения, по решению основных вопросов (понимания природы души, ее происхождения, сущности, судьбы души после смерти) такое разделение правомерно.

Психологические представления античности (характер, возникновение) обусловлены сферой практической деятельности античного общества, то есть с необходимостью решения практических проблем в области воспитания, риторики, искусства и его воздействия на человека.

В античности сложилась определенная методология психологического исследования (аристотелевский способ мышления в психологии в понимании Левина). Она существует и в современной психологии и содержит черты, соотносимые с признаками естественно-научного подхода:

— подход к психическим явлениям на основе выделения общих закономерностей психических процессов (а не индивидуальных описаний).

— классификационный характер подхода (различение различных процессов). и т д.

Идея состоит в том, что психическое явление содержит некоторые характеристики, которые должны быть выявлены. Понимание психики не как имеющей некоторые раскрываемые в исследовании свойства (Аристотель), а как результата всей той обстановки в которой происходит психический процесс (галилеевский способ мышления ориентированный на познание индивидуального события, случая) пришло намного позже и было чуждо античности.

Таким образом, в античности складывается фундамент знаний (о психических процессах), подходов (материалистических и идеалистических), методологии научного мышления (у Аристотеля). Психология как наука и началась с идеи о душе и уходит своими корнями в античность.

Важнейшей особенностью психологии не только в античности, но и на протяжении многих веков в том, что она развивалась не только в связи с практикой, но и с другими науками. Это привело к тому, что развитие знания в смежных областях (анатомия, физиология) способствовало тому, что учение о душе к 17 в. исключает функции существовавшие в античной психологии (понятие души сокращается в своем объеме в результате роста знания о телесной работе, проявления которой в античности приписывались душе). Происходит переход к новому пониманию душевных явлений как особых, относительно независимых от тела образований и то, что происходит без участия души исключается из рассмотрения круга душевных явлений и психология превращается в науку о сознание, что знаменует собой начало эмпирической психологии.

Возникновение и история психофизической проблемы и варианты ее решения.

Предысторию этой проблемы составляет концепция различения души и тела (еще в античности, хотя такой проблемы не было была проблема души и тела). Эта проблема появляется тогда, когда психическое выделяется в качестве отдельной, независимой самостоятельной субстанции (в античности такого не было. У Платона мир идей, вещей и неоформленное, то есть самой души как категории там нет, и она должна быть помещена в какой-то из трех миров, хотя причастна миру идей. Душа не существует отдельно от тела, она может переселяться, но не может жить самостоятельно).

Лейбниц вводит концепцию предустановленной гармонии: тело и дух живут по своим законам, но между ними есть соответствие (гармония предустановленная Богом). (ТИчнер, как яркий представитель параллелизма говорил о различие мысли о действии телесного акта).

Позиция психофизического параллелизма (которая стала преимущественным основанием для психологии как самостоятельной науки) в том, что психическое идет параллельно физиологическому ,но не может быть из него объяснено. Есть соответствие и одновременность, но нет каузальности (в этом сильная сторона эмпирических концепций, которые не выходят за рамки того, что можно утверждать). Можно утверждать, что при определенной мысли о действии действие появляется, но мы не можем наблюдать эти механизмы. Факт перехода внешнего воздействия в ощущение (факт сознания) до сих пор наукой не раскрыт. Таким образом, концепция психофизического параллелизма переходит в психо-физиологических параллелизм, разделяемый большинством психологов (Вундт, более близко гештальт- психология — яркий вариант этой концепции).

В основе психофизической проблемы лежит:

1. дуализм (разделение всего сущего на два начала), противопоставление, противоположное разделение физического и психического. С другой стороны, за этим лежит позитивная мысль о специфичности психического.

2. мысль о вторичности психического в сравнении с телесным.

Во время развития теории психофизического параллелизма развивалась также и теория психофизического взаимодействия, в основе которой лежит положение о значимости психических процессов ( в параллелизме существование психики не обязательно — все протекает на физиологическом уровне — эпифеноменализм, на позиции которого стояли многие материалистические концепции Гоббcа, Гартли (атомизм)). В теории взаимодействия есть идея взаимного влияние одного на другое.

К тому же в параллелизме (в особенности в психологии сознания в которой психика сведена к сознанию) встает вопрос о возникновении или изначальном существовании психики вместе с телом. С развитием биологии эта концепция получает развитие: психика появляется с необходимостью на определенном этапе развития организма и имеет определенную функцию (что не может быть объяснено в параллелизме).

Несмотря на то, что эта концепция более адекватна многим научным открытиям более преобладает концепция дуализма, основанная на изъятия мира сознания из остального мира и рассмотрение его как отдельной, самостоятельной реальности.

1.2 Становление и развитие эмпирической психологии как науки

Начало эмпирический психологии связано с идеями Бэкона, Гоббса, Локка в том, что явления сознания и есть та область, которая должна придти на смену понятия о душе. Локк сформулировал представления о внутреннем опыте как о новом предмете психологического исследования. Возникает новое направление исследования, в котором единственным предметом изучения признаются явления сознания. Вся психология как самостоятельная наука развивалась на базе этого представления (особенное развитие эта линия получила во французском материализме). В философском плане основные понятия этого направления связаны с именами Локка, Гоббса, Декарта и Бэкона. С середины 19 в. выделение психологии как самостоятельной науки (как эмпирической науки о сознании), связано с именами Вундта, Тичнера, Джеймса, Брентано, Челпанова.

Первый шаги в сторону более объективной психологии совершил Фехнер, который вывел закон зависимости между силой стимула и ощущениями («Ощущение изменяются пропорционально логарифму силы раздражителя»).

И только в 1879 году в Лейпцигском университете немецким ученым Вильгельмом Вундтом была образована первая психологическая лаборатория, ставшая изучать содержание и структуру сознания на научной основе. Это было началом развития психологии как научной дисциплины.

С одной стороны эмпирическая психология являлось основной формой развития психологических знаний в это время (была еще рационалистическая, схоластическая традиция, идущая от Фомы Аквинского, которая тоже развивалась, но достаточно узко и завершилась в 18 в. в философии Х.Вольфа), но она развивалась раздираемая противоречиями (сознание—несознание и т.д.).

У Л.С. Выготского в ‘кризисе’ сказано, что эмпирическую психологию путают с эмпиризмом как отсутствием теории. Но эмпирическая психология это теория, это определенная концепция, в основе которой лежит представление Локка и Декарта о сознании, об основных характеристиках и источниках понимания этого сознания.

1.3 Естественно-научная и культурно-историческая ориентация в психологии (зарубежной и отечественной).

Ланге раньше Выготского описал кризис в психологии в «Борьбе воззрений в современной психологии», где говорит о двух ликах психологии — один, обращенный к естествознанию, физиологии (наука о причинностях психической жизни, преимущественно познавательная и интеллектуальная, ищет общие законы; ), другой — к наукам о духе, истории и социологии (наука о ценностях, волюнтарная, интересуется индивидуальными, историческими переживаниями).

Виндельбанд (неокантианство) противополагает науки естественные (и психологию в том числе) или причинно-объяснительные наукам историческим или описательным. Таим образом в конце 19 в. обращается к методологии (во времена расцвета работы Вундта). Риккет есть область природы и область истории, включающее понятие ценности. Т. Липпс в пределах психической жизни различает объективные содержания (данные мне ощущения, восприятия) и субъективные (мои — акты, стремления, чувствования). Лосский построил свою волюнтаристическую психологию на этом различении. Таким образом, КИ и ЕН являются двумя фундаментальными установками в психологии отражающие результат всего ее развития.

Предшественниками ЕН являются: Гартли, сформулировавший первую ассоцианистическую концепцию в психологии указывал на источник своей концепции — физическую теорию Ньютона (по оценке современников Гартли —проводилась аналогия между объяснением мира Ньютоном и Гартли в области физического и психического соответственно) и сам закон ассоциации описывался по аналогии с законами Ньютона (притяжение, распространение возбуждения участков мозга результирует в объединение представлений по законам ассоциаций). Дж. Милль в «Системе логики» разрабатывал единую методологию для естественной и моральных наук, суть которой была естественная. Сама «наука — естественная наука» и других пониманий быть не может.

Факты из истории психологии подтверждающие сильное влияние естественной ориентации в психологии:

Развитие ЕН парадигмы привело к созданию функционализма, бихевиоризма. Ориентация на историю, социологию поставило вопрос о специфике психологии, исключения ее из ЕН и включению только в КИ контекст .

С ориентацией на естествознание связано выделение психологии в самостоятельную науку (Вундт, Сеченов).

Направления и школы современной психологии

Бихевиоризм. Основоположник Дж. Уотсон, который провозгласил, что психология получит право называться наукой, если найдет объективный подход к исследуемым явлениям.

Бихевиоризм — против субъективизма (понимание предмета и метода), то есть ставящий проблемы объективности. У Ярошевского эта проблема вообще научной психологии. Однако решение этой проблемы было осуществлено радикально, за счет вытеснения субъективного из психологии вообще.

Бихевиоризм ставил практическую цель предсказания и управления поведением (‘психология должна стать лабораторией общества’). У Скинера это превратилось в задачу манипулирования. S-R : каждой ситуации соответствует определенное поведение. С помощью этой схемы можно объяснить любую деятельность человека, а все процессы связанные с сознанием следует изгнать из сферы научной психологии.

Бихевиоризм явился результатом развития науки и его предпосылками были: из изучения Торндайка (о научении), учение Лойда Моргана, объективная зоопсихология Беккса, Леба. Концепция Уотсона не определяла понятие поведения (это парадокс), она сводила его к внешним проявлением — совокупность реакций на стимулы. Поведение изучалось в отрыве от опосредующих его условий. Проблема научения является центральной для бихевиоризма, так как Уотсон считал, что врожденных форм поведения не существует. Отсюда вопрос о формировании новых реакций пол принципу обуславливания. В необихевиоризме различия существуют вокруг понимании принципа обуславливания: оперантный бихевиоризм Скинера, Толмен.

Практическое значение: обучение, психотерапия (модификации поведения), различные формы социального научения.

Когнитивный подход

Индивиды не просто машины, слепо-механически реагирующие на воздействие внутренней и внешней среды. Разум человека нечто большее чем информация поступающая из вне. подход состоит в стремлении понять каким образом мы расшифровываем информацию и организуем ее с тем чтобы проводить сравнения, принимать решения и разрешать проблемы.

Источник:
Направления и школы современной психологии
Лекция №2 История Психологии Развитие психологических представлений в античности. Психология античности является истоком и началом научной психологии (первая форма научной психологии).
http://lektsii.org/16-69513.html

Научные школы в психологии

В первой половине XX века в Европе и США формируется рад самостоятельных психологических школ, отличающихся друг от друга различным пониманием предмета психологии, методов исследования и системы основных психологических понятий.

Психоанализ как учение о бессознательном создал и разработал австрийский врач и психолог Зигмунд Фрейд. Часто это направление также называют по имени его создателя – фрейдизм. Основная роль в поведении человека по Фрейду принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам.

Фрейдизм получил широкий отклик и распространение во всем мире. Объясняется это тем, что в психоанализе на первый план выдвигались вопросы, которые затрагивали реальные жизненные нужды и проблемы людей, а главное – давали ответы на них. Завершающим этапом развития психоанализа стало превращение его в философскую доктрину, где основные понятия и теоретические конструкции экстраполировались не только на человеческую природу, но и на сферы человеческой культуры.

Приблизительно в то же самое время, когда в Соединенных Штатах началось движение бихевиоризма, в Германии зародилась гештальтпсихология – направление, изучающее целостные структуры сознания. Видными представителями этого направления были М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер, К. Левин. Это направление возникло в ответ на работы множества психологов-исследователей, которые «разбивали» психику на отдельные микроэлементы, а потом изучали их по отдельности. Такой подход оправдывает себя в классических точных науках, но не в психологии. Слово «гештальт» как понятие было введено Г. Фон Эренфельсом и не имеет точного эквивалента в русском языке. Очень приблизительно, в зависимости от контекста, его смысл может передаваться словами «образ», «форма», «структура», «организованное целое». Поэтому в психологических текстах оно, как правило, не переводится.

Человек по своей природе активное, творческое существо, способное к саморазвитию: у него есть не только прошлое, но и будущее. Принципиальным для гуманистической психологии является видение целостной природы психической жизни человека.

Таким образом, анализ представлений о человеке в основных направлениях и научных школах позволяет сделать следующие выводы.

1. Исторически развитие психологии как самостоятельной науки было связано с поиском своего предмета исследования, в качестве которого в разное время становились разные абстрактно выраженные стороны психологии человека: сознание и его проявления, поведение, бессознательная психика, целостные психические структуры, личность и индивидуальность, деятельность и т. д.

2. Эти отдельные проекции целостной психологии человека в качестве объяснительных принципов природы психического оформлялись в отдельные научные школы и направления.

3. Каждая научная школа на основе своей категории и одностороннего представления о природе психического строила собственное представление о человеке, на основе которого создавались различные практики и психотехники.

4. Односторонность и неполнота представлений о психологии человека во многих научных школах ограничивали возможность решения разнообразных жизненно важных проблем реальных людей.

Источник:
Научные школы в психологии
В первой половине XX века в Европе и США формируется рад самостоятельных психологических школ, отличающихся друг от друга различным пониманием предмета психологии, методов исследования и системы
http://studopedia.ru/3_190565_nauchnie-shkoli-v-psihologii.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Если мужчина думает о женщине Если мужчина думает о женщинеКаждая женщина имеет свои секреты, которые… (1)

Как драться против толстого Как драться против толстого Ехал сегодня в автобусе и чуть… (1)

как не волноваться на экзамене Как не волноваться на экзамене в ГИБДД Практический каждого ученика… (1)

Потребность мотив цель Потребность мотив цель ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ Потребности – субъективные явления,… (1)

Точка g у мужчин Есть ли G-точка у мужчин? Как ее найти? О наличии… (1)

COMMENTS