Теория общения

3 психологические теории оптимизации навыков общения

3 психологические теории оптимизации навыков общения

Существует множество психологических теорий, с помощью которых можно объяснить любое явление.

К примеру, ученым удалось выяснить, почему человек постоянно стремится найти связь между диаметрально противоположными вещами, часто переоценивает собственные способности, искренне верит в то, что мир справедлив, наделяет своих возлюбленных качествами, которыми те не обладают, и, наконец, по какой причине ни один из нас до сих пор не научился распоряжаться временем.

Иногда создается такое впечатление, что хорошенько покопавшись, можно найти психологическую доктрину, объясняющую, почему мы не в состоянии ее понять. 🙂

Сегодня речь пойдет о менее замысловатых, но не менее любопытных, психологических теориях, знание которых может пригодится как в повседневной жизни, так и в бизнесе.

В 1990-е годы профессор эволюционной антропологии Робин Данбар (Robin Dunbar) вывел математическую зависимость, позволяющую спрогнозировать число социальных связей приматов. Сосредоточив свое внимание на изучении неокортекса — новые области коры больших полушарий, ответственные за сенсорное восприятие, моторику и осознанное мышление, — ученый сумел доказать, что социальная активность человекоподобных обезьян напрямую зависит от размеров их головного мозга.

Как известно, средством налаживания «интимных отношений» между членами стада приматов является груминг — процесс вычесывания друг у друга шерсти, грязи и прочих инородных тел. В ходе исследования Данбару удалось выяснить, что в большой группе приматов, состоящей, к примеру, из 50 особей, груминговое поведение наблюдается всего у 2-3 обезьян.

Таким образом, информация о размерах новой коры различных видов приматов давала возможность практически точно предсказывать, каких размеров достигнет то или иное их стадо, и сколько его особей будут проявлять груминговое поведение.

Неокортекс — рациональный («думающий») мозг. Лимбическая система — эмоциональный («чувствующий») мозг. R-комплекс (рептильный мозг) — центр основных инстинктов человека (сон, половое влечение, еда, безопасность).

Полученные результаты позволили Данбару предположить, что большинство человеческих групп состоит из 150 индивидов, тогда как постоянный круг общения одного человека включает не больше 12 близких родственников, друзей и знакомых.

«Обратившись с просьбой к определенному количеству людей, вы можете рассчитывать на то, что 150 из них скорее всего откликнутся».

150 — это максимальное количество постоянных социальных связей, которые может поддерживать человек, или же, как пишет Робин Дарбан, «то число людей, присоединившись к каким в баре, вы не будете чувствовать себя неловко».

Рик Лакс (Rick Lax), американский писатель и журналист, попытался оспорить теорию Данбара, однако результаты эксперимента, проведенного им на Facebook, лишь подтвердили ее правдивость:

«Моя попытка опровергнуть выдвинутую Данбаром гипотезу закончилась тем, что я ее доказал. Вот, собственно, сделанный мною вывод: даже если вам известно о числе Данбара и вы намеренно посвящаете очень много времени формированию новых социальных связей, их количество никогда не превысит 200. Вдобавок к этому я начал с уважением относиться к двум вещам: британской антропологии и моим близким друзьям. Как оказалось, их не так уж и много».

Число Данбара особенно интересно с точки зрения маркетинга и бренд-билдинга, поскольку эмоциональный контакт, устанавливаемый между клиентом и брендом, входит в число тех 150 социальных связей, которые, по мнению британских антропологов, может поддерживать индивид. Иными словами, эмоциональный контакт с той или иной компанией может стоить человеку отношений с его близким другом или родственником. 🙂

Основываясь на теории Данбара, создатели социальной сети Path ограничили число друзей, с которыми пользователь может делиться новостями, до 150 человек. С одной стороны, эта мера предосторожности является ключевой и — что самое интересное — научно обоснованной отличительной чертой Path, но с другой — полностью противоречит главной идее социальных медиа.

В 1969 году американские психологи Стэнли Милгрем (Stanley Milgarm) и Джеффри Треверс (Jeffrey Travers) выдвинули так называемую «теорию 6 рукопожатий», согласно которой все жители нашей планеты знакомы друг с другом через цепочку общих знакомых, состоящую в среднем из 5 человек или же 6 уровней связи. Аналогичное исследование, проведенное в 2011 году миланскими учеными, показало, что двух незнакомых друг с другом пользователей Facebook разделяют всего 4,74 рукопожатия.

Как отмечают ученые:

«Даже если речь идет о пользователе, проживающем в сибирской тундре или перуанских тропических лесах, нельзя исключать возможности, что друг вашего друга знает друга его друга».

Пожалуй, теория Милгрема-Треверса является одной из наиболее наглядных проявлений силы «слабых связей», устанавливаемых пользователями в социальных сетях. Мортен Хансен (Morten Hansen), профессор кафедры менеджмента Калифорнийского университета, в своей книге «Сотрудничество: как лидеры избегают ловушек, находят точки соприкосновения и достигают превосходных результатов» пишет о том, что слабые связи являются ничем иным, как ключом к новым возможностям:

«Слабые связи образуют мосты в миры, доселе нам неизвестные, расширяют кругозор и усиливают информационные потоки. Именно поэтому важно не количество социальных связей, а их диверсификация: новые знакомства, технологии, исследования и источники информации, к которым человек получает доступ благодаря социальным сетям».

«Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью».

Изначально эта фраза, названная «бритвой» по аналогии с «бритвой Оккама» (известный методологический принцип, утверждающий, что если одну и ту же гипотезу можно доказать несколькими логически непротиворечивыми способами, то предпочтение стоит отдать наиболее простому), была использована Робертом Дж. Хэнлоном в качестве эпиграфа к сборнику разнообразных шуток о законе Мерфи, опубликованном в 1980 году.

В чем же заключается смысл «бритвы Хэнлона»? Все очень просто: если вам кажется, что кто-то относится к вам со злым умыслом, попытайтесь оценить ситуацию с другой стороны, дабы убедиться в том, что причиной такого отношения не является невежество вашего собеседника.

Приходилось ли вам когда-то получать полный негодования email от коллеги, в котором тот, не скупясь на красноречивые эпитеты, критикует ваши идеи? Или, возможно, кто-то из ваших друзей ВКонтакте или на Facebook оставлял сомнительные комментарии к опубликованным вами постам? В следующий раз, прежде чем начать выяснять отношения, обязательно вспомните о «бритве Хэнлона» — возможно, все гораздо проще, чем кажется. 🙂

«Если я не смог придумать по крайней мере три подходящие интерпретации того, что получил, значит, я посвятил этому слишком мало времени», — Джерри Вайнгберг (Jerry Weinberg).

3. Теория мотивации Герцберга

Согласно теории мотивации, предложенной американским психологом Фредериком Герцбергом (Frederick Herzberg), существует два совершенно разных набора факторов, связанных с чувством удовлетворения и недовольства работой.

По мнению ученого, ощущение неудовлетворенности возникает под воздействием так называемых «гигиенических факторов», к числу которых принадлежат следующие: условия труда, величина заработной платы, психологический климат в коллективе, административная политика компании, соотношение работа/личная жизнь, гарантия занятости, фактор «как часто я вижу первое лицо» и другие.

В то же время чувство удовольствия от работы является результатом влияния мотивационных факторов: ответственность, возможность карьерного роста, широкие полномочия, доверие руководства, признание профессиональных достижений и интерес к работе в целом.

Подавляющее большинство компаний — если не все — не скупятся на разного рода премиальные и доплаты к окладу за выполнение сотрудниками поставленных перед ними целей. Возможно, они уверенны в том, что деньги мотивируют людей работать продуктивнее?

Нет, большинство руководителей прибегают к этому методу по привычке, потому что до сих пор не перестали верить в силу материальной мотивации.

На самом деле деньги как мотиватор уже давно потеряли былую значимость — сегодня, занимая влиятельную должность и получая высокую заработную плату, но не имея возможности развиваться и проявлять собственную инициативу, вы вряд ли будете полностью отдаваться работе, не правда ли?

Эта теория объясняет, почему некоторые компании входят в списки лучших работодателей, однако уровни предлагаемых ими заработных плат не превышают средних по отрасли показателей.

В следующий раз, когда вам придется выслушивать жалобы друзей о работе, не спешите успокаивать их банальной фразой «Ну тебе же так много платят!». Скорее всего, причина кроется в другом. 🙂

Источник:
3 психологические теории оптимизации навыков общения
Существует множество психологических теорий, с помощью которых можно объяснить любое явление. К примеру, ученым удалось выяснить, почему человек постоянно стремится найти связь между диаметрально противоположными вещами, часто переоценивает собственные способности, искренне верит в то, что мир справедлив, наделяет своих возлюбленных качествами, которыми те не обладают, и, наконец, по какой причине …
http://lpgenerator.ru/blog/2014/04/19/3-psihologicheskie-teorii-optimizacii-navykov-obsheniya/

Теория общения

Выполнила: Васильева С.А.

студентка 3 курса, специальности

«Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»

Проверила: Выговская В.Н.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов[1]: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью огранов чувтв, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты (общающиеся). Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух.

Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять "считывать" со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается).

В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще — о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие — способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то

сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.

К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной[2]. Таким образом схематически структуру общения мы представим так:

Источник:
Теория общения
Общение его содержание цели средства процесс структура виды уровни и функции в жизни человека. Модель коммуникативного процесса. Лассуэлла. Позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса. Интерактивная и перцептивная стороны общения.
http://baza-referat.ru/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Трансактная теория Э

Подход к анализу ситуации в зависимости от позиций, занимаемых партнерами, развивается в русле трансактного анализа — направления, которое в последние десятилетия завоевало огромную популярность во всем мире. Достаточно сказать, что книги Э. Берна "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры", Т. Харриса "Я — о’кей, ты — о’кей" и М. Джейс и Д. Джонджевал "Родиться, чтобы победить", посвященные теории и практике трансактного анализа, расходились миллионными тиражами. Пожалуй, основой такой огромной популярности этого направления послужила его логичность, кажущаяся очевидность и открытость для неспециалистов, не говоря уже о том, что обучение общению с помощью трансактного анализа действительно способствует умению людей взаимодействовать.

Главным посылом трансактного анализа является предположение о том, что основными действиями в общении являются действия, осознанно или неосознанно направленные на изменение или регулирование своей или чужой позиции в общении. Существует несколько вариантов к определению этих позиций.

Так, например, английский психотерапевт Ф. Перлз выделяет две основные позиции в разговоре: хозяин положения и подчиненная сторона. Это именно ситуативные позиции, которые, тем не менее, имеют определенные устойчивые черты. Так, человек в позиции хозяина положения ведет себя более авторитарно, он "все знает лучше всех", требователен, часто прибегает к угрозам. Основной глагол — "должен". Позиция подчиненной стороны предполагает определенные стереотипы в поведении. В этой позиции человек требует защиты, он зависим, подчинен, лишен инициативы, власти. Типичные реплики: "Я хотел как лучше", "Что я могу сделать, я совершенно забыл о твоей просьбе". Эта позиция, несмотря на свою видимую зависимость и беспомощность, допускает гораздо больше маневров, чем позиция хозяина положения и, в общем, более выгодна.

Между партнерами по общению всегда есть незримая, однако хорошо ощутимая дистанция. Это как бы расположение партнеров по вертикальной оси в пространстве общения. Партнер, который "давит", располагается па пей выше; партнеры, ведущие разговор "на равных", — на одном уровне. Если каждый из партнеров стремится оказаться "повыше", происходит конфликт. Такие позиции в общении видный теоретик театра П. М. Ершов назвал "пристройкой сверху", "пристройкой снизу", "пристройкой рядом".

Одной из наиболее распространенных концепций коммуникаций в последнее время стала модель эго-состояний (я-состояний), предложенная американским психотерапевтом Эриком Берном (1910-1970). Она привлекла внимание людей бизнеса, так как, по мнению многих, дает наиболее точное объяснение поведение человека в различных ситуациях.

Каждое эго-состояние, по Берну, является замкнутым и состоит из: "я-Родитель", "я-Взрослый", "я-Ребенок".

Берн считает, что на языке психологии состояние "я" можно описывать как систему чувств, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. Э. Берн отмечает, что каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром состояний своего "я", у которых суть не роли, а психологическая реальность.

Состояние "я", как отмечает он далее, — это нормальные физиологические феномены. Человеческий мозг организует психическую жизнь. Продукты его деятельности упорядочиваются и хранятся в виде состояний "я". Каждый тип состояний по-своему жизненно важен для человеческого организма.

В его теории трансактного анализа основными понятиями являются состояния эго и трансакции. Под состоянием эго Берн понимает относительно независимые и обособленные во внутреннем мире человека совокупности эмоций, установок и схем поведения. Таких обособленных комплексов и способов поведения Берн выделяет три: Родитель, Взрослый и Ребенок. Родитель — это такое состояние эго, чувства установки и привычное поведение которого относится к роли родителя. Состояние Взрослого обращено к реальной действительности, состояние Ребенка — это актуализация установок и поведения, выработанного в детстве.

Важно, что, согласно теории трансактного анализа, Родитель, Взрослый и Ребенок — это не абстрактные стили поведения, а вполне конкретные и значимые воспоминания, имеющиеся у каждого человека, которые, хотя и не всегда осознаются, но все-таки имеются и оказывают ощутимое влияние на поведение человека. Основные особенности этих позиций представлены в таблице 11.

Таблица 1. Основные характеристики позиций Родителя, Взрослого и Ребенка

Трансакт — это любое словесное или бессловесное общение как минимум двух людей. Он может сопровождаться словами, взглядами, пожатием рук и т.д. Если человек правильно понимает трансакты межличностного общения, он очень быстро осознает, почему коммуникации между двумя людьми бывают конструктивными и почему в иных случаях возникают помехи.

Традиционно выделяются три типа трансакций: дополнительные, пересекающиеся и скрытые. В действительности их может существовать гораздо больше, но эти три рассматриваются как типовые.

Дополнительным называется такое взаимодействие, при котором партнеры адекватно воспринимают позицию друг друга, понимают ситуацию одинаково и направляют свои действия именно в том направлении, которое ожидается и принимается партнером. Выделяют два подтипа дополнительных трансакций: равные и неравные. В равных взаимоотношениях партнеры находятся на одинаковых позициях и отвечают именно с той позиции, с которой и ожидает партнер.

Вот пример из книги Э. Берна "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры". Хирург, определив на основе имеющихся у него данных необходимость в скальпеле, протягивает руку к медсестре. Правильно истолковав этот жест, определив расстояние и необходимые мышечные усилия, она вкладывает скальпель в руку хирурга движением, которого от нее ждут.

Именно этот подтип можно назвать общением с полным взаимопониманием.

Неравное общение можно проиллюстрировать следующим образом.

Руководитель: "Вы опять напутали — вам ничего нельзя поручить!"

Подчиненный: "Ну что поделаешь, я вообще неспособный". Здесь действия не в передаче информации, а чаще всего именно в оценке партнеров по общению.

Следующий вид трансакции — пересекающееся взаимодействие.

Образцы этого общения встречаются гораздо реже. По существу пересекающееся взаимодействие — это "неправильное" взаимодействие. Его "неправильность" состоит в том, что партнеры, с одной стороны, демонстрируют неадекватность понимания позиции и действий другого участника взаимодействия, а с другой стороны, ярко проявляют своп собственные намерения и действия. Приведем следующий пример.

Один из приятелей спрашивает: "Который час?" Другой отвечает: "Ты что, не можешь посмотреть на свои часы?"

В данной ситуации первый хотел получить информацию, а второй его не понял или не захотел понять. Если они не найдут взаимопонимания и общение не превратится в дополнительное взаимодействие, то такой разговор потенциально конфликтен.

Третьим типом трансакции являются скрытое взаимодействие. Это такое взаимодействие, которое включает в себя одновременно два уровня: явный, выраженный словесно, и скрытый, подразумеваемый. Рассмотрим следующий пример.

Представим себе, что два сотрудника сидят на скучнейшем собрании и между ними происходит следующий разговор: — Не забудь, к четырем к нам придут заказчики.

— Да, пожалуй, придется сейчас уйти. Это пример явного взаимодействия.

— Дикая скука. Может, хоть как-то удастся сбежать?

— Ну, молодец, хорошо придумал! Это пример скрытого взаимодействия.

Понятно, что то, что открыто произносится, есть прикрытие для того, что подразумевается. И в данном примере явное и скрытое взаимодействие происходит с различных позиций. Явное — с позиции "Взрослый — Взрослый", а скрытое — с позиции "Ребенок — Ребенок".

Использование скрытых трансакций предполагает .шип глубокое знание партнера, либо большую чувствительность к невербальным средствам общения — тону голоса, интонации, мимике и жесту, поскольку именно они чаще всего передают скрытое содержание.

Итак, позиция Взрослого наиболее предпочтительна в деловых контактах. Именно она формирует партнерский стиль общения.

Однако для более глубокого понимания общения, для того чтобы можно было не только осознавать свои ошибки, но и представить себе, как можно их исправить, необходимо разобраться в вопросе о происхождении различных позиций в общении. Почему человек оказывается в той или иной позиции?

Так, услышав определенные слова и интонации из уст партнера, мы можем примерно определить ситуацию. Если нам слышится раздражение или недовольство по нашему адресу, то ситуация угрожающая; если слышны обучающие, дидактические интонации, то это ситуация поучения или воспитания. В то же время в наших силах повлиять на ситуацию, задать тон и направление дальнейшему развитию событий.

Источник:
Трансактная теория Э
Подход к анализу ситуации в зависимости от позиций, занимаемых партнерами, развивается в русле трансактного анализа — направления, которое в последние десятилетия завоевало огромную популярность во
http://studme.org/189910097222/etika_i_estetika/transaktnaya_teoriya_berna#321

(Visited 12 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Психолог козлов Книги моиЗа рубежом автор считается звездой уже после тиража в… (2)

Придумай окончание фразы поступательным может быть Большая Энциклопедия Нефти и ГазаОкончание фразы пореведепо не совсем точно.… (2)

Повышение личной эффективности Повышение личной эффективности Личная эффективность – понятие, которое трактуется по-разному.… (2)

Хочу мужа в женском Женская одежда на мужчине Ребята,жена хочет чтоб я одевал её… (2)

Как правильно делать медитацию Блог Горлина ДмитрияМесто где я храню свои мысли и заметки,… (2)

COMMENTS