Цели общения

Библиотека психолога

В качестве ведущей цели общения выступает то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У жи­вотных целью общения может быть побуждение другого живого сущест­ва к определенным действиям или предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или дви­жением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты благоприятные или угрожающие жизненно важ­ные сигналы.

У человека количество целей общения значительно больше. В них, по­мимо перечисленных выше, включается передача и получение знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений и многое другое. Если у животных цели об­щения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них в данный момент времени биологических потребностей, то у человека они представляют со­бой средство удовлетворения более разнообразных потребностей: со­циальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ря­да других. Все они формируют содержание соответствующих общих функций общения, среди которых выделяются:

Средства общенияможно определить как способы ко­дирования, передачи, переработки и расшифровки инфор­мации, передаваемой в процессе общения. Информация может передаваться и приниматься различными способа­ми: телесными контактами (касание тела руками и т.п.); на расстоянии, с помощью органов чувств (наблюдение за деятельностью другого человека, восприятие звуковых сиг­налов). Вместе с тем человек изобрел и усовершенствовал такие спосо­бы, как язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных формах (тексты, схемы, рисунки), техни­ческие средства передачи и приема информации (радио, телевидение, механическая, электронная, лазерная и другие формы записи). Следовательно, под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует содержание и функции общения и достигает его цели. Зависят они от уровня целостного развития чело­века и его культуры.

В зависимости от целей и используемых средств обще­ние можно разделить на несколько видов. Здесь целесооб­разно выделить деловое, личностное и целевое общение. Деловое общение присутствует в совместной дея­тельности и направлено на повышение ее качества и про­дуктивности. Если деловое общение сосредоточено на том, чем заняты люди, то личностное общение связано с психо­логическими проблемами внутреннего мира человека, а именно: познанием себя и себе подобных, отношением к дру­гим людям, к тому, что происходит вокруг, разрешением внутреннего конфликта и т.п. Целевое общение служит сред­ством удовлетворения специфической потребности, в том числе потребности в общении с людьми.

Уяснив сущность общения, его цели, средства и виды, следует рассмотреть его психологические функ­ции (иногда их называют сторонами, аспектами общения), что позволит более четко структурировать этот процесс. Среди них наиболее существенными являются ком­муникативная, интерак­тивная и перцептивная функции.

Источник:
Библиотека психолога
В качестве ведущей цели общения выступает то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У жи¬вотных целью общения может быть побуждение другого живого сущест¬ва к определенным
http://www.libpsyx.ru/?Article=48

Цели общения

Цели общения могут быть функциональными и объектными. Функциональными целями общения могут быть:

— оказание помощи другому человеку;

поиск партнера для беседы, совместной игры, деятельности и т. п. (т. е. партнера взаимодействия);

поиск человека, от которого можно получить понимание, сочувствие, эмоциональный отклик, похвалу;

самовыражение (общение с теми, кто дает возможность проявить силу, ум, способности, умения);

— приобщение другого (других) к своим или общечеловеческим ценностям (воспитание, обучение);

— изменение мнения, намерения, поведения другого человека (об используемых для этого приемах воздействия уже говорилось в главе 6).

В связи с этими целями центральным моментом в мотивации, общения становится выбор постоянного или ситуативного партнера общения (цели-объекта), а для исследователя-психолога — изучение причин и факторов, обусловливающих такой выбор или отказ от него.

Наиболее распространенной причиной выбора постоянного партнера общения, в частности детьми, по данным многих авторов является привлекательность другого человека как личности по нравственным, деловым или физическим качествам, проявление к этому человеку симпатии, любви, т. е. эмоциональное отношение. Так, у дошкольников привязанность к ровесникам обеспечивают такие качества последних, как чуткость, отзывчивость, проявление заботы и внимания, справедливость, приветливость, учет интересов другого, дружелюбие. Как показала Н. Г. Полехина (1971), потребность учащихся в общении с учителями во внеурочное время возникает при наличии у последних следующих качеств: человечности, хорошего харак-тера, чувства юмора, тактичности. Учитель должен обладать эрудицией, умением найти контакт, быть хорошим собеседником, понимать учащихся.

Деловые качества (интеллект, умение организовать игру, учиться, трудиться) тоже могут явиться причиной выбора постоянного или временного партнера общения (В. Н. Лозоцева, 1978; В. Хартан, 1970; Я. Л. Коломинский, 1976). В возникновении привязанности к кому-либо может играть роль (причем уже у детей 3-7 лет) и внешняя привлекательность человека (Т. А. Репина, 1988).

Немаловажную роль в выборе партнера общения играет наличие общих интересов, ценностей, мировоззрения, а также необходимость сотрудничества, взаимодействия в процессе получения или оказания помощи. В ряде случаев выбор партнера общения обусловлен внешними факторами: близостью проживания, знакомством родителей (для детей) и т. д.

Устойчивость пар общения студентов (а следовательно, и устойчивость мотива общения), поданным И. К. Широковой (1973), не зависит от близости партнеров по социометрическому статусу экстраверсии, но связана с близостью по нейро-тизму и эмоциональной экспансивности; кроме того, устойчивыми оказались пары с противоположными значениями невербального интеллекта и силой нервной системы.

Вообще, данные о психологических факторах (мотиваторах), влияющих на выбор партнера общения и устойчивость пар общения, кажутся на первый взгляд довольно противоречивыми. Н. Н. Обозов (1979) рбнаружил, что чаще дружат люди, сходные по характеристикам личности. Т. Б. Карцева (1981), исследовав пары друзей и недругов, выявила, что в них соединяются и по принципу сходства, и по принципу контраста. Более половины друзей оказались людьми довольно замкнутыми, примерно половина из них обладала одинаковым уровнем интеллекта, а другая половина — разным; чуть больше половины друзей показали разный уровень доминантности и «озабоченности — беспечности». Обнаружилось, что два рассудительных, осторожных, благоразумных или же робких и нерешительных человека редко бывают друзьями.

В действительности эти противоречия во многом преодолимы, если учесть, что врожденные качества в совместимых парах чаще контрастны, а приобретенные (ценности, установки и т. п.) — чаще подобны.

Нежелание общаться с тем или иным учащимся в большей степени связано с его негативным поведением (недисциплинированностью, агрессивностью и неопрятностью) — в младших классах и с отрицательными нравственными качествами (лживостью, нечестностью, завистливостью, ленью) — у подростков.

Мотивы общения подростков с родителями изучены С. В. Белохвостовой (1983). Наиболее значимым мотивом общения подростков с мамами (80% ответов) является желание поделиться своим настроением, передать свои переживания. В общении с папами этот мотив отмечен только 19% подростков. Вторым по значимости (74% ответов) мотивом общения с мамами является необходимость в регуляции с их стороны действий и поступков подростков. Подростки ориентированы на регулятивное общение с мамами в большей степени, чем с папами. В общении с последними этот мотив отмечен только в 24% случаев.

В общении с папами наиболее значимым оказался мотив «хочу узнать как можно больше нового и интересного» (84% ответов). В общении с мамами этот мотив отмечен у 58% опрошенных подростков.

Источник:
Цели общения
Цели общения могут быть функциональными и объектными. Функциональными целями общения могут быть: — оказание помощи другому человеку; поиск партнера для беседы, совместной игры, деятельности и
http://psyera.ru/celi-obshcheniya_7538.htm

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как пригласить девушку на свидание 4 оригинальных способа того, как пригласить девушку на свидание Если… (1)

Как ответить на вопрос как впечатление 5 психологических приемов, как отвечать на «неудобные» вопросы5 психологических приемов,… (1)

Письмо в редакцию Мой парень нежный и любящий человек, у нас замечательные отношения.… (1)

Ну что маленький натурал познакомимся поближе Детские сказки, смысл которых намного глубже, чем кажетсяДетские сказки, смысл… (1)

Как проходит собеседование в магнит косметик Вакансии в магазинах «Магнит Косметик»«Магнит Косметик» – набирающая популярность сеть… (1)

COMMENTS