Условия эффективного общения

Условия эффективного общения

• навыки проведения консультаций : консультирование клиентов, коллег, работодателей и других социальных партнеров;

• навыки общения в социальной сфере: выступления перед широкой аудиторией разных категорий граждан;

• навыки ассертивности (уверенности в себе): умение сказать «нет», умение придерживаться условий договора и выполнять обязательства, умение требовать от клиентов выполнения закона о занятости;

• навыки фасилитации : проведение собраний, дискуссий, помощь в разработке планов и управление группами;

• навыки письменной речи , ведения телефонных переговоров.

Любому специалисту во всем многообразии его деятельности приходится владеть самыми разнообразными навыками межличностного общения. Однако одних лишь навыков недостаточно. Человек с хорошо развитыми навыками межличностного общения обязательно проявляет по отношению к другим людям такие качества, как человечность и внимание.

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ

Если мы оказываем кому-то профессиональную помощь, мы обязаны проявлять теплоту по отношению к этому человеку. Однако мы не должны рассчитывать на такое же отношение к нам.

Тем не менее наши отношения с другими людьми строятся по принципу обратной связи: вступая с человеком в контакт, мы предполагаем, какое впечатление на него произведем, и в соответствии с этим строим свое поведение. Именно поэтому мы ощущаем, не потеряли ли мы чувство меры в проявлении нашего хорошего отношения, и понимаем, когда наша теплота воспринимается негативно. Эта способность контролировать свое поведение и свои отношения с другими людьми является важной частью процесса развития коммуникативных навыков и навыков проведения консультаций.

• Будьте открыты. Скрещенные руки и ноги зачастую подразумевают оборонительную позицию. Лучше всего устроиться поудобнее и принять расслабленное положение, «без перекрещиваний».

• Слегка наклоняйтесь к человеку, которого слушаете. Такое действие обычно воспринимается как проявление сердечности и заинтересованности.

• Старайтесь поддерживать зрительный контакт. Взгляд – это важное средство межличностной коммуникации.

Вторую группу навыков консультирования образуют навыки проведения интервенций . Здесь важны вещи, которые говорит специалист во время консультации. Следующие интервенции являются полезными навыками в процессе консультирования:

• контроль за правильностью понимания.

Открытые вопросы – это вопросы, которые предполагают развернутый, подробный ответ и помогают клиенту разговориться. В ходе консультации такие вопросы предпочтительнее, чем закрытые. Вопросы на консультациях могут преследовать самые различные цели: уточнение, стимуляция клиента к продолжению рассказа, получение дополнительной информации и т.д. При использовании любого типа вопросов необходимо помнить: каждому вопросу – свое время .

• информативные интервенции (предоставление информации);

• конфронтационные интервенции (сомнение в справедливости слов клиента);

• интервенции, осуществляемые с целью оказания моральной поддержки (ободрение и положительная оценка клиента);

• каталитические интервенции (помощь в самораскрытии клиента: поощрение рассказов о себе и своих проблемах).

• Люди по своей природе «хорошие» – нет никаких оснований считать, что они «злые» и «плохие».

• Люди не могут воспользоваться чужими советами по поводу того, каким образом жить.

• Люди могут быть уверены в том, что им удастся найти собственные решения имеющихся у них проблем.

• Как правило, людям присуще стремление к личностному росту.

• Большинство людей умеет оказывать помощь другим людям, просто выслушивая их и находясь при этом в поддерживающей позиции.

Конечно, в консультировании остается место и для более директивного подхода к работе с клиентами. Иногда в жизни складываются ситуации, когда люди нуждаются в четком и вполне конкретном совете . Суть в том, что когда речь идет о том, чтобы помочь людям в работе над проблемами личного характера или эмоциональными проблемами, клиент-центрированный подход более уместен. Но, с другой стороны, если употреблять термин «консультирование» в более широком смысле и относить к нему и оказание помощи людям в таких сферах, как профконсультирование, консультирование по вопросам трудоустройства и др., то предложение советов становится частью процесса консультирования .

О каком бы стиле консультирования ни шла речь, стоит отметить, что в любом случае навыки консультирования необходимо развивать и совершенствовать.

управления государственной службы занятости населения Курганской области

Источник:
Условия эффективного общения
• навыки проведения консультаций : консультирование клиентов, коллег, работодателей и других социальных партнеров; • навыки общения в социальной сфере: выступления перед широкой
http://czn.kurganobl.ru/3481.html

Условия эффективного педагогического общения

Американский психолог К. Роджерс, основоположник гуманистической психологии, сформулировал условия, при которых общение учителя с учениками является эффективным, т.е. делающим процесс учения «значимым для ученика».

1. Принятие ребенка. Ребенок принимается педагогом как личность, обладающая собственной ценностью, как противоречивый, небезупречный человек, имеющий разные черты и разные чувства. Учитель принимает в ребенке не только старание, целеустремленность и любознательность, но и временное безразличие к учебе и сумасбродные выходки. Он создаёт атмосферу, которая показывает: «Вы мне нравитесь», а не «Вы мне будете нравиться, если будете вести себя так-то и так-то». Стендаль назвал это отношение «безусловным положительным отношением» (приводится по К.Роджерсу, 1994, С.343), так как оно не требует в качестве условия какой-то ценности, необходимой для проявления этого отношения.

Принятие, кроме того, — доверие и забота. Необходимо «разрешить учащемуся соприкасаться с важными проблемами его жизни, чтобы он сталкивался с проблемами и спорными вопросами, которые хочет разрешить» (К.Роджерс, 1994, С.347).У ученика важно вызвать желание узнать или измениться, вырастающее из трудностей, с которыми он сталкивается в жизни.

2. Конгруэнтность. Учитель в отношениях с учеником — конгруэнтная личность, способная быть именно тем человеком, каков он есть на самом деле. Учитель не скрывает свои чувства и переживания за ролью, фасадом — он живой человек, а не воплощение требований программы или транслятор знаний. Конгруэнтность предполагает осознание своего отношения к другим людям, принятие своих чувств, откровенность в отношениях с учениками. Он может восторгаться тем, что ему нравиться, и скучать в разговорах на темы, которые его не интересуют. Он может быть злым и холодным или, наоборот, чувствительным или симпатизирующим. Поскольку он принимает свои чувства как принадлежащие ему, у него нет необходимости приписывать их ученикам или настаивать, чтобы они чувствовали то же самое. Рядом с таким учителем ученики чувствуют себя уютно и безопасно, потому что хорошо его понимают.

3. Эмпатия. Учитель эмпатически понимает внутренний мир ученика. «Понять внутренний мир ученика, как будто он твой собственный, но не теряя этого «как будто» — это и есть эмпатия» (К.Роджерс, 1994, С.344). Когда мир ученика ясен учителю, тогда он способен словами передать своё понимание его мира ученику, и то, что ему ясно, и то, что ученик ещё не в состоянии выразить словами, то, что едва им осознаётся.

По мнению К. Роджерса, педагогическое влияние в процессе обучения должно способствовать значимому учению учащихся. Под значимым учением подразумевается «не только накопление фактов, а изменение поведения человека в настоящем и в будущем, его отношения и его личности» (Роджерс, 1994, с.340). Значимое учение — это самонаправленное и самостоятельное учение.

Данные наблюдений современных зарубежных исследователей, сторонников теории К.Роджерса, свидетельствуют, что гуманистическое влияние педагога обеспечивает более высокий уровень личной приспособленности, творчества, самостоятельного приобретения знаний и ответственности учащихся, чем традиционное педагогическое руководство.

Благополучный педагог в использовании влияния на учеников проявляет творческую индивидуальность. Он использует различные диалоговые приёмы, направленные на поддержание благоприятной эмоциональной атмосферы обучения, особенно в ситуациях, когда ученики испытывают трудности и напряжение.

К. Роджерс считал, что у всех учеников есть желание расти, развиваться, становиться. В идеале родители и учителя должны создавать поддерживающую обстановку, облегчающую рост и развитие личности ребёнка. В такой атмосфере ребёнка принимают безусловно, дети ценятся за то, что они такие, какими являются, и эти условия способствуют их развитию. В этой модели учитель не направляет, а помогает, а ученики — активные и главные участники процесса обучения.

К. Роджерс утверждает, что цель гуманистических преподавателей — развивать внутреннюю дисциплину у учеников. В самом широком смысле внутренняя дисциплина — это знание о себе и действиях, которые нужно предпринять, чтобы вырасти и развиться как личность. Это не значит, что К. Роджерс отстаивает полную вседозволенность. Он считает, что ученикам нужно помочь стать дисциплинированными и научиться самообладанию. Задача учителя — помогать, а не руководить, при этом у учеников вырабатывается мотивация самоконтроля, и им требуется минимальное руководство.

К. Роджерс не настаивает на каких-то конкретных методах влияния, которые учителя должны или не должны использовать в классе, однако в его изложении общего подхода, акцентирующего помогающее и недирективное влияние, содержатся педагогические рекомендации. В частности, недирективные учителя:

• размышляют. Они принимают во внимание наиболее существенные аспекты поведения и речи учеников и поощряют их думать о собственных мыслях (например, преподаватель говорит: «Мне кажется, ты хочешь сказать, что. »);

• поддерживают учеников. Относятся к ним с безусловным вниманием и уважением;

• поощряют самостоятельную оценку учеников. (Например, учитель может спросить: «Как ты думаешь, насколько хорошо ты сегодня выполнил задание?»);

• развивают у учеников чувство ответственности. (Например: «Как, по вашему мнению, вам нужно поступить?»);

• поощряют самоактуализацию. Предоставляют возможности обучения и роста. Поощряют развитие особых талантов.

Эффективное педагогическое общение имеет развивающее значение. Оно изменяет поведение человека, его отношения и его личность. По мнению К.Роджерса, в результате эффективно организованного общения возникают следующие знания и изменения:

• Человек начинает по-другому смотреть на себя.

• Он более полно принимает себя и свои чувства.

• Он больше доверяет себе, может лучше управлять собой.

• Он становится более похожим на того человека, каким бы он хотел быть.

• Он становится более гибким, менее застывшим в своём восприятии.

• Он ставит для себя более реальные цели.

• Его поведение становится хорошо обдуманным.

• Он готов отказаться от вредных привычек.

• Он начинает более принимать других.

• Он изменяет основные качества своей личности в лучшую сторону.

Источник:
Условия эффективного педагогического общения
Американский психолог К. Роджерс, основоположник гуманистической психологии, сформулировал условия, при которых общение учителя с учениками является эффективным, т.е. делающим процесс учения
http://psyera.ru/usloviya-effektivnogo-pedagogicheskogo-obshcheniya_8110.htm

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Мужчина не общается с девушками Мой парень общается с девушками по интернетуМой парень общается с… (2)

Доктор комаровский гиперактивные дети Доктор КомаровскийДоктор Комаровский — о путешествии с ребенком, закаливании и… (2)

Неравный секс — большое разочарование Кто старше, кто моложе - какая разница? Оказывается, разница существенная.… (2)

Никогда не помогай слабым Не помню, почему так получилось, но с детства я верил,… (2)

непонимание в отношениях Откуда берется непонимание в отношениях и как вернуть идиллию?>Откуда берется… (1)

COMMENTS