Признаки психического здоровья

16 признаков психического здоровья по Нэнси Мак-Вильямс

16 признаков психического здоровья по Нэнси Мак-Вильямс

Фрейд считал основными признаками психического здоровья (и основными целями психоанализа) способность любить и способность работать.

Нэнси Мак-Вильямс добавляет: и способность играть. Вообще-то она называет 16 признаков душевного здоровья

Но эти три включают в себя большую часть остальных — чтобы человек мог любить, работать и играть, получая удовольствие от этих занятий, он так или иначе должен обладать и остальными признаками.

А теперь все 16 признаков по-порядку, из конспекта.

1. Способность любить другого таким, какой он есть, без идеализации, нормальной для влюбленности: зрелая любовь принимает другого как несовершенную личность с недостатками и слабостями. То есть она способна видеть эти недостатки и не отворачиваться от любимого, а также не нуждается в том, чтобы вытеснять, не замечать недостатков, потому что она способна вынести несовершенство любимого. Также отношения зрелой любви включают в себя искренность и преданность.

2. Способность работать — это не то же самое, что способность найти работу, которая дает возможность обеспечить материальное существование, и ходить на нее. Речь идет о способности найти и выбрать дело, которому человек посвящает себя, получать удовлетворение от выполнения этой работы, опираться на тот смысл, который в это дело вкладывает человек и который из этого дела извлекает для себя.

3. Способность играть. Игра необходима в развитии детенышей млекопитающих. Оказывается, одна из систем, отвечающих в мозге за мотивацию, связана с игрой. Также есть четкая связь между игрой и способностью к концентрации, сосредоточенности. Игра развивает способность к символизации и построению метафор. Отношения игры принципиально отличаются от отношений доминирования, и в совместных играх развивается способность чувствовать другого человека, получать удовольствие, развивается воображение. Взрослым людям также необходимо продолжать играть, чтобы поддерживать эти способности.

4. Способность к безопасной привязанности. Ребенок, растущий в отношениях безопасной привязанности, вырастает во взрослого, способного строить отношения на основе безопасной привязанности.

С возрастом сам по себе тип привязанности, на котором строит отношения человек, не изменяется. Поэтому, если в детстве он не получил опыта безопасной привязанности, он не способен в дальнейшем построить безопасные отношения. Однако это не безнадежная ситуация. Исследования показывают, что человек может обучиться безопасной привязанности в результате постоянных безопасных отношений, длящихся не менее пяти лет. Любовь действительно лечит, хотя человеку в таком положении крайне трудно завести и сохранить такие отношения. В безопасной эффективной терапии признаки обучения безопасной привязанности появляются к концу второго года работы.

5. Способность к автономии. Опирается на чувство собственной силы и независимости. Связано с поисковой системой в мозге. На функционирование этой системы влияет в первую очередь допамин. Эта способность разрушается в результате употребления наркотиков.

6. Постоянство «самости», идентичности, интеграция, постоянство объекта. Сюда входит и способность выносить разные состояния сознания в одно и то же время, например, амбивалентные чувства к одному человеку, одновременно гнев и любовь, раздражение и нежность. Способность описывать в целостности себя и других. Не «он чудовище» или «я отвратительный», не «он идеальный» или «я само совершенство», а во всей полноте качеств, с плюсами и минусами, сильными и слабыми сторонами. Сюда же относится чувство связанности во времени, ощущение постоянства личности: вот я был ребенком, вот я взрослый тот же человек, и т.п. И здесь же — чувство единства с телом: это часть моей личности, это я, я забочусь о нем.

7. Сила эго. Это способность преодолевать стресс, отвечать на стресс адекватными способами. К неадекватным реакциям на стресс относятся наркотики, отыгрывание, регресс до беспомощности, ригидность, то есть какой-то единственный механизм защиты на все случаи.

Эта способность пока не слишком хорошо изучена, больше известно о том, как проявляется ее слабость. Предполагается, что если в первые шесть лет условия развития были достаточно хорошими, это служит «прививкой» от неадекватной реакции на стресс и травму в дальнейшем. Эта способность может быть разрушена сильным травматическим опытом, превосходящим «пропускную способность» психики. Так что речь идет о большей или меньшей степени устойчивости, силы эго.

8. Реалистичная надежная и крепкая самооценка. Такой человек способен видеть свои недостатки, но относится к себе в целом хорошо, он способен учится на ошибках, потому что может признавать их и не подвергать себя жестокой критике, он может требовать от себя работы по самосовершенствованию, но не требует невозможного совершенства, дружелюбен к себе.

9. Ценности, нравственный центр личности.

10. Способность выносить свои эмоции, испытывать весь спектр эмоций. (Даже люди, принадлежащие к самым разным культурам, опознают друг у друга семь основных эмоций: заинтересованность, удовольствие, стыда, страх, подавленность, пренебрежение, отвращение, а также выражение лица, по которому мы понимаем, что человек врет.

Эксперименты с видеозаписью лиц показали, что примерно каждые 8 секунд выражение лица хоть немного изменяется. Мы довольно чувствительны к этому и замечаем, когда этого не происходит: лицо человека тогда кажется застывшим, мертвым, маской. В контакте с другим человеком мы довольно быстро перенимаем выражение лица другого.)

Способность выносить все свои эмоции опирается на способность отделять мысль и эмоцию от автоматического действия, отличать внешнюю реальность действия от внутренней реальности. Например, если я испытываю гнев — это не равно нападению на другого.

11. Способность различать себя и другого, способность к осознаванию, инсайту. Проверка реальности. Отражающая функция сознания. Способность взглянуть на свои безумные части. Есть огромная разница между безумным человеком и человеком, отдающим себе отчет в том, что он может обезуметь.

Одним из важных показателей способности осознавать себя является чувство юмора, способность увидеть происходящее как бы со стороны.

12. Чувство отдельности. Осознание того, что ты это ты, а другой это другой. Что его мотивы могут отличаться от тех, которые ты ему приписываешь, что его действия не обязательно связаны с тобой. Когда чувства отдельности нет, есть иллюзия, что если я чувствую к кому-то какое-то чувство, то это он заставляет меня чувствовать это. Отдельность позволяет понимать, что у другого есть намерения, исходящие из его собственных контекстов. В норме ребенок около трех лет начинает понимать, что происходящее вокруг не обязательно направлено на него или связано с ним, он начинает замечать, что родители — отдельные люди и имеют между собой отношения, не связанные с ребенком.

13. Гибкость в использовании механизмов психологической защиты в соответствии с обстоятельствами. Патология заметна, когда на все случаи и в различных ситуациях у человека срабатывает только один тип защиты.

14. Баланс между ориентированностью на себя и ориентированностью на социум, на близких. Люди, не достигшие равновесия в этом отношении, как в ту, так и в другую сторону, имеют признаки депрессии. В одном случае это будет одиночество и экзистенциальное отчаяние, в другом — «я плохой, со мной что-то не так».

15. Способность к энтузиазму, к производству смыслов. Без этой способности человек может быть «нормальным», но не быть живым.

16. Способность к смирению — способность принять то, что невозможно изменить, пережить скорбь и продолжать жизнь.

16 признаков психического здоровья по Нэнси Мак-Вильямс

1. Способность любить.

Здоровые люди открыты для отношений, Для них любить — это отдавать, а не брать. Такие люди любят не за что-то, а просто так, не ожидая взамен чего-то для себя. Такие отношения они строят не только в партнерской, но и в родительской любви.

2. Способность быть доброжелательным.

Желать Добро себе и другим — это признак психического здоровья. В основе такого отношения лежит любовь как основа жизни. Такие люди открыты для общения и улыбчивы, они готовы к сочувствию и участию, видят в других равных себе; не возвышают и не принижают себя и других.

3. Способность жить настоящим.

Они радуются тому, что есть и не видят смысла беспокоиться о том, что еще не наступило. Проблемы решают по мере их наступления, а не предвосхищают события негативными мыслями. И прошлое, и будущее им видится светлым и счастливым.

Здоровые люди радуются самой жизни, всем ее проявлениям и не ждут особого повода для того, чтобы испытать удовольствие (праздников, именных дат и т.д.). Даже идущий дождь или падающий с дерева лист может вызывать у них чувство радости.

5. Способность быть благодарным.

Они не жалуются на жизнь, судьбу, отношения. Вместо этого они испытывают чувство глубокой благодарности за все, что есть прямо сейчас.

Они испытывают потребность в саморазвитии, потому что понимают, что жизнь — это постоянное движение. Они любознательны и их интересы лежат в самых разных областях. Им хочется познать саму жизнь,

7. Способность к дифференциации и интеграции.

Первый предполагает движение в сторону уникальности, отделённости от других, второй стремится к противоположному — к единению с другими людьми, к надличностному единству идей и концепций.

Им легко и приятно находиться как в одиночестве, так и в обществе людей.

8. Активная жизненная позиция.

Они неравнодушны к происходящему. Они способны заниматься как профессиональной, так и общественной деятельностью и находят в этом интерес.

9. Способность к адекватному самовосприятию.

Такие люди видят как свои сильные, так и слабые стороны. Они реально оценивают возможности и не строят иллюзий. У них устойчивая и реалистичная самооценка.

10. Система ценностных ориентаций.

Такие люди, как правило, моральны и нравственны, поскольку в основе их жизни лежит любовь и доброжелательное отношение. Они опираются не на чужое мнение, а на собственную совесть и принимают решения, отталкиваясь от своих морально-нравственных качеств, которые у них занимают основное место в системе ценностей.

11. Способность справляться с собственными чувствами и переживаниями.

Даже если у них наступает «черная полоса», они не теряют самообладания и не впадают в депрессию. Эмоции не подавляют их рациональное мышление и у них остается возможность принимать взвешенные решения.

Такие люди могут позволить себе быть естественными и играть, как дети. Они получают огромное удовольствие от игр, как детских, так и способности взрослых людей играть словами или символами.

Это касается не только профессии, но любой сферы деятельности, за которую бы они не брались. Им просто нравится сам процесс работы. У них практически не бывает лени, поскольку лень — не что иное, как сопротивление какой-то ожидаемой боли.

Это способность посмотреть на себя как бы со стороны, видеть задачу и способы ее решения.

Такие люди понимают, что чувства и состояния других людей — это их чувства и состояния, поскольку они являются отдельными личностями — со своими особенностями и переживаниями. Например, обида или раздражение возникает не потому, что вас кто-то обидел, а потому, что в вас есть особенности так ее воспринимать.

16. Здоровый образ жизни в целом.

Сюда входит и питание, и физическая активность. Они понимают, что их «завтра» создается сегодня и поэтому заботятся о себе с целью сохранения здоровья.

17. Способность оставаться физически здоровым.

Поскольку болезни, по большей части, это следствие психического нездоровья, они не болеют или болеют очень редко.

18. Способность к творчеству.

Они способны творить и созидать, поскольку их сознание свободно от переживаний и травм. Этим процессом они настолько увлекаются, что время перестает существовать.

Они понимают, что они сами — хозяева своей жизни и не видят повода для обвинений других в своих промахах. Они также понимают, что есть ситуации, на которые невозможно повлиять и поэтому они принимают такие ограничения.

Если вы нуждаетесь в коррекции своего психического здоровья, вы можете записаться на психотерапию здесь.

Источники:
16 признаков психического здоровья по Нэнси Мак-Вильямс
Фрейд считал основными признаками психического здоровьяспособность любить и способность работать.Нэнси Мак-Вильямс добавляет: и способность играть…
http://xochu-vse-znat.ru/interesnoe/16-priznakov-psihicheskogo-zdorovya-po-nensi-mak-vilyams.html
Признаки психического здоровья
1. Способность любить. Здоровые люди открыты для отношений, Для них любить — это отдавать, а не брать. Такие люди любят не за что-то, а просто так, не ожидая взамен чего-то для себя.
http://blog.etvita.ru/19-priznakov-psixicheskogo-zdorovya/

COMMENTS