Популярные записи:

Характеристика на ученика с неадекватным поведением Характеристика на ученика (образцы, Характеристика на ученика - один из самых востребованных документов в работе…Если девушка игнорирует значит любит Почему девушка меня игнорирует и избегает Приветствую друзья, сегодня я хочу поговорить серьёзно с парнями,…Человек который много говорит психология Почему человек много говорит? Психологи схожи во мнениях, что болтливый человек - одинок. Либо у…Психологические тренинги для студентов Ваш психолог. Работа психолога в школе. Поиск Занятие с элементами тренинга «Знакомство» (адаптация студентов-первокурсников к…Моральные нормы примеры Моральные принципыКаждый человек способен на разные поступки. Есть правила, которые установлены внутренними убеждениями людей или…

Умственные болезни

Метаболические заболевания, вызывающие умственные нарушения

Умственная отсталость (олигофрения) — стойкое нарушение и недостаточность психического развития, обусловленное прежде всего патологией развития интеллектуальной деятельности на фоне органических нарушений центральной нервной системы.

Данное заболевание представляет собой следствие самых разных форм патологий психической деятельности человека, связанных с генетическими, интоксикационными или органическими повреждениями мозга. При этом олигофрения, представляющая собой врожденный психический дефект, отличается от приобретенного слабоумия.

Олигофрения — это не болезнь, но состояние, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей психики.

Клинической картине умственной отсталости свойственно не только общая психическая неполноценность, но и различные соматические и неврологические проявления, которые являются своеобразным показателем неправильного развития всего организма. Особенно это относится к тем случаям, когда имеет место биологическое повреждение зародыша и патологии развития его центральной нервной системы.

Несмотря на идентичные причины развития умственной отсталости, степень и тяжесть заболевания может быть различной. Различают четыре основные степени:

  1. легкая (дебильность);
  2. умеренная (имбецильность);
  3. тяжелая (тяжелая умственная субнормальность);
  4. глубокая (идиотия).

При дебильности отмечается ограничение к абстрактному мышлению, неспособность овладения математическими знаниями, ограниченные возможности логических обобщений, суждений, бедность ассоциаций, плохая память. Двигательная активность выражена неуклюжестью, угловатостью, медлительностью или напротив, повышенной суетливостью. Встречаются при этой степени заболевания и нарушения речи.

К степени умственной отсталости, которую можно характеризовать как умеренную, относится имбецильность. При данной степени заболевания механическая память заметно снижена, а мышление приобретает конкретно-действенные формы. Словарный запас больных очень ограничен, а дети значительно отстают в физическом развитии. Внимание у таких людей неразвито, наряду с этим страдают эмоционально-психические характеристики. Эти люди выражают внешнее безразличие и подавленное настроение.

Следует заметить, что все степени умственной отсталости имеют ряд аналогичных признаков, но для каждой формы эти признаки могут носить особый характер. Так, третья тяжелая умственная субнормальность по своей клинической картине сходна с умеренной умственной отсталостью. При этом у больных наблюдаются моторные нарушения и другие патологии, указывающие на повреждения центральной нервной системы.

Самой тяжелой степенью олигофрении является идиотия, которая характеризуется практически полным отсутствием мышления и речи. Больные ограничены к способности выполнения инструкций или определенных требований. Большинство больных малоподвижны, страдают недержанием кала и мочи, у них наблюдается отсутствие невербальной коммуникации.

Причины заболевания заключаются в поражении центральной нервной системы на ранних стадиях развития головного мозга, как правило, это происходит во внутриутробном периоде развития плода. В то же время в случае приобретенного слабоумия расстройство психики возникает у здорового до того человека, что позволяет обнаружить у него остатки былых навыков и знаний.

Одной из причин умственной отсталости являются наследственно обусловленные формы заболевания, к которым относятся хромосомные аномалии (синдром Дауна, синдром Вильямса), дисфункции отдельных генов. Причиной развития болезни Дауна становится хромосомная ошибка, которая выражена в трисомии хромосомы.

Причиной развития умственной отсталости может стать внутриутробное поражение эмбриона факторами физической или инфекционной природы, а также нарушения во время процесса родов, приведшие к асфиксии плода или родовой травме. Кроме того, повлечь развитие болезни может гипоксия головного мозга, травмы головы. Но все же чаще всего причины умственной отсталости лежат в плоскости внутриутробного развития плода, как следствие влияния отрицательных факторов на период беременности. Гораздо реже причиной заболевания может стать запущенность в развитии детей в начальные годы жизни.

Умственно отсталый ребенок соматически может выглядеть практически здоровым, в то время как может наблюдаться стойкое недоразвитие его психики. При этом умственная отсталость у детей выражена в недоразвитии эмоциональной сферы ребенка. Своевременно поставленный правильный диагноз является важным условием для коррекционного воспитания такого ребенка.

Следует отметить, что олигофрения возникает крайне редко уже после того, как сформирована речь ребенка, а потому диагностировать заболевание можно на ранних стадиях. К одному из видов умственной отсталости у детей относится полное слабоумие, при котором распад интеллекта является необратимым явлением. Часто наблюдаются случаи заболевания у детей, которые сопровождаются шизофренией и эпилепсией, что значительно осложняет течение болезни. Такие дети признаны инвалидами.

Дети олигофрены очень сильно отстают в развитии от своих сверстников, они нервны, раздражительны и ослаблены, часто страдают энурезом. При этом умственная отсталость у детей характеризуется отсутствием интереса к окружающему их миру, к контакту с взрослыми и со сверстниками. Такие дети не умеют действовать не только по определенным словесным инструкциям, но даже и по наглядному образцу. Кроме того, умственная отсталость у детей, выраженная ситуативным пониманием речи, может сохраняться до поступления в специальное учебное заведение

Признаки умственной отсталости становятся наиболее очевидными, когда ребенок приобретает речевые и двигательные навыки. У детей с нарушениями центральной нервной системы отмечается задержка в развитии всех навыков, которые он должен приобрести к трехлетнему возрасту: держание головы, сидение, ползанье, произношение слогов и отдельных слов. Такие дети импульсивны, их эмоциональные реакции не имеют полутонов.

Для того чтобы проводить эффективное лечение умственной отсталости необходимо точно установить диагноз заболевания и причины патологического состояния. С этой целью составляется родословная, исключается наследственный дефект обмена веществ, проводится цитогенетическое обследование.

В случае установленной причины лечение умственной отсталости проводится определенным образом с помощью специфической терапии. Так, в случаях, когда причиной заболевания является нарушения метаболизма, назначается диетотерапия. Специальная терапия проводится в качестве лечения умственной отсталости и в случаях, когда причиной заболевания являются врожденный токсоплазмоз или сифилис.

При эндокринопатиях используется гормональное лечение умственной отсталости. В качестве медикаментозной терапии применяют специальные лекарственные средства, которые способны подавлять определенные негативные влечения. Большое значение в процессе лечения умственной отсталости играют специальные лечебно-воспитательные учреждения, в которых разработаны специальные программы развития детей олигофренов.

Умственная отсталость

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «умственная отсталость»? Наверно, не очень приятные. Познания большинства людей об этом заболевании базируются на популярных фильмах и телепередачах, где реальность часто искажается в угоду зрелищности, а также рассказах окружающих. Не часто можно увидеть пациентов с выраженной умственной отсталостью в нашем привычном окружении – чаще они обособлены от общества (хотя в Европе и США такие люди встроены в социум и их нередко можно встретить в повседневной жизни, что иногда создает ложное представление о якобы большей распространенности умственной отсталости в этих странах). Многие из нас сталкивались с умственно отсталыми людьми сами того не подозревая, ведь при легкой степени этого заболевания провести грань между умственно отсталым и здоровым человеком достаточно непросто.

Другое название умственной отсталости – олигофрения (от латинского «олиго» — мало и «френос» — разум).

Возможных причин умственной отсталости довольно много, не все из них достаточно изучены. Установлено, что при умственной отсталости снижение интеллекта обусловлено органическим поражением головного мозга, и , к сожалению, не всегда с точностью можно сказать, почему возникло это поражение у конкретного пациента. Считается, что наиболее частые причины возникновения умственной отсталости – наследственная предрасположенность, а также вредные факторы, влияющие на организм матери при беременности, например, лекарства (некоторые антибиотики, противозачаточные препараты), алкоголь и наркотики, инфекции (особенно, вирусные, например, краснуха, грипп). Некоторые заболевания, которые были у женщины до беременности, могут спровоцировать умственную отсталость у ребенка. Это инфекции (токсоплазмоз, сифилис, гепатит), сахарный диабет, сердечные заболевания.

Причинами олигофрении могут стать и тяжелый токсикоз во время беременности, резус-конфликт, патология плаценты. Фактором риска умственной отсталости являются недоношенность, стремительные роды, родовые травмы. Вот почему каждая женщина должна обследоваться у врача пред планированием беременности, а в период ожидания ребенка ей необходимо быть особенно внимательной к своему здоровью.

Да и мужчин это тоже касается – есть исследования, доказывающие, что длительное употребление алкоголя или наркотических средств повышает шансы мужчины стать отцом ребенка-олигофрена. Кроме того, профессиональные вредности, с которыми сталкиваются будущие родители, также могут послужить фактором риска умственной отсталости детей. В первую очередь это относится к радиоактивному излучению и агрессивным химическим реагентам.

Как вы уже поняли, основным симптомом умственной отсталости является снижение интеллекта. В зависимости от степени снижения интеллекта, выделяют легкую, среднюю и тяжелую форму умственной отсталости.

При средней степени умственной отсталости (или имбецильности) IQ составляет 35-49. Такие пациенты способны испытывать привязанности, различать похвалу и наказание, их можно обучить элементарным навыкам самообслуживания, а иногда и чтению, письму, простейшему счету. Однако самостоятельно проживать они не способны и нуждаются в постоянном контроле и уходе.

Тяжелая форма умственной отсталости или идиотия характеризуется IQ ниже 34. Эти пациенты необучаемы, у них отсутствует речь, их движения неуклюжи и нецеленаправленны. Эмоции ограничены простейшими проявлениями удовольствия и неудовольствия. Такие пациенты нуждаются в постоянном надзоре и содержатся в специальных учреждениях.

IQ является важным, но не единственным критерием умственной отсталости. Кроме того, известны случаи, когда у людей с низким IQ не было никаких признаков умственной отсталости. Кроме IQ врач оценивает бытовые навыки пациента, общее состояние психики, уровень социальной адаптации, перенесенные заболевания. И только на основании комплекса признаков возможно поставить диагноз умственной отсталости.

Большую часть случаев умственной отсталости удается распознать в раннем возрасте. Умственную отсталость, обусловленную генетическими причинами, можно выявить еще в период беременности (например, болезнь Дауна). Для этого в женской консультации проводится скрининговое обследование беременной женщины на ранних сроках, что дает возможность принять решение о сохранении или прерывании беременности. В роддоме для ранней диагностики некоторых наследственных заболеваний, приводящих к умственной отсталости, также применяют скрининговые обследования.

Некоторые формы умственной отсталости возникают из-за недоразвития определенной ферментной системы у ребенка. Наиболее распространенное заболевание из этой группы – фенилкетонурия. При рождении дети с фенилкетонурией ничем не отличаются от здоровых, но в первые месяцы жизни для них характерны вялость, частая рвота, кожные высыпания, повышенная потливость со специфическим неприятным запахом. При лечении, начатом до 2-3-х месячного возраста удается сохранить интеллект детей. Поэтому так важно наблюдение педиатра в период новорожденности и раннем детском возрасте.

Педиатр при обследовании ребенка с подозрением на олигофрению назначит консультацию невролога, анализы крови и мочи, возможно, энцефалограмму. Обследование более старших детей включает в себя консультацию психолога, детского психоневролога или психиатра.

При своевременно начатом лечении в подавляющем большинстве случаев удается добиться хорошей адаптации ребенка к последующей самостоятельной жизни. А вот самолечение и самостоятельная постановка диагноза могут привести к печальным последствиям – будет упущено время, которое так дорого ценится, когда дело касается лечения детей. Кроме того, под маской умственной отсталости могут скрываться и другие болезни – например, гипотиреоз, эпилепсия, различные психические заболевания.

Отставание в развитии ребенка в возрасте до 1 года обязательно требует внимания специалистов – как минимум педиатра и невропатолога. Конечно, не всегда ребенок, развивающийся медленнее своих сверстников, является умственно отсталым. Как показывают исследования, примерно 10% детей, серьезно отстававших от своих сверстников в развитии, не имели впоследствии умственной отсталости.

Сегодня существует множество препаратов для лечения умственной отсталости и подобрать наиболее подходящий препарат сможет только лечащий врач. В зависимости от причины заболевания, это могут быть препараты йода или гормоны (если олигофрения вызвана заболеванием щитовидной железы). В случае фенилкетонурии бывает достаточно специального режима питания, который назначит педиатр.

Часто для коррекции умственной отсталости врачи используют ноотропы – всем известный пирацетам, а также аминалон, энцефабол, пантогам. Целью применения ноотропных препаратов является улучшение обменных процессов в мозговой ткани. С этой же целью в лечении умственной отсталости используются витамины группы В и аминокислоты, необходимые для нормального функционирования мозга (глутаминовая и янтарная кислоты, церебролизин). Эти препараты продаются без рецепта врача, но целесообразность их приема должен определить специалист.

Иногда у пациентов с умственной отсталостью наблюдаются нарушения поведения, тогда врач-психиатр может подобрать препарат из группы нейролептиков или транквилизаторов.

Залогом успешного лечения умственной отсталости является комплексное воздействие, т.е. применение не только медикаментов, но и индивидуальный подход к обучению, занятия с психологами и логопедами – все это необходимо для более успешной адаптации в обществе. Необходимо соблюдать дозировки препаратов, предписанные врачом, а при появлении новых симптомов незамедлительно прийти на прием. Например, при лечении ноотропами может появиться повышенная возбудимость и головные боли, в таком случае надо обратиться к лечащему врачу для решения вопроса о замене препарата или изменении доз.

В народной медицине вместо ноотропных препаратов применяют лекарственные растения, обладающие активизирующим влиянием на нервную систему. Это женьшень, лимонник китайский, алоэ. Следует помнить, что применение стимулирующих средств при умственной отсталости может спровоцировать психозы и грубые нарушения поведения, поэтому перед применением средств народной медицины лучше проконсультироваться с врачом.

Социальная реабилитация является важнейшим компонентом помощи пациентам с умственной отсталостью. В первую очередь программы реабилитации направлены на обеспечение трудоустройства пациентов с легкой степенью умственной отсталости. Для этого существуют специализированные учебные заведения, где возможно обучение по адаптированной школьной программе, а затем – освоение несложных профессий, например, таких строительных специальностей как маляр, штукатур, плотник и т.д.

При своевременном и правильном лечении легкой степени умственной отсталости возможно добиться хороших результатов — многие пациенты с умственной отсталостью легкой степени самостоятельны, имеют профессию и свою семью. В то же время, при отсутствии должного воспитания, реабилитационных мер и медицинской помощи, олигофрены становятся асоциальными личностями – злоупотребляют алкоголем, оказываются участниками криминальных историй, могут представлять общественную опасность. Что касается средней и тяжелой формы умственной отсталости, то задачами медицинской и социальной помощи таким пациентам являются обеспечение ухода и надзора, а при необходимости – контроля за состоянием здоровья.

Источники:
Умственная отсталость
В статье рассмотрены причины, приводящие к умственной отсталости, описаны степени этого заболевания. Рассказано про диагностику и лечение олигофрении.
http://xn—-7sbbpetaslhhcmbq0c8czid.xn--p1ai/%D1%83%D0%BC%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BE%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
Умственная отсталость (олигофрения)
Причины умственной отсталости, ее степени, симптомы и лечение
http://www.medicalj.ru/diseases/psychiatrics/849-umstvennaja-otstalost-oligofrenija

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

как отвечать на положительные отзывы Как написать классный отзыв: 7 шагов примеры Всем добрый день! С Вами снова Даниил Шардаков,… (4)Что испытывает мужчина когда хочет женщину 15 признаков, что женщина нравится мужчине. Если мужчина хочет женщину: признаки Каждая женщина хочет быть… (4)Как забыть человека к которому привык Как быстро забыть любимого человека — советы психолога Разрыв отношений все люди переживают очень тяжело.… (3)как проявляется страсть у мужчин Как проявляется ревность у мужчин: типичные признакиКак проявляется ревность у мужчин: типичные признаки Пожалуй, каждая… (3)Заморозить врага магия Клуб Практиков Итак заморозка: Берется фото злоумышленника, на обратной стороне с чувством пишется всё- что… (3)

COMMENTS