Лекции по психологии

Конспект лекции по психологии

Конспект лекции по психологии

Форма занятия: лекция

Цель: Сформировать представление о памяти.

Задачи: 1) познакомить с понятием «память»;

2) познакомить с процессами, видами и типами памяти, их свойствами;

3) закрепить полученные знания о процессах памяти, видах.

Формы работы: наглядность, работа со схемами, работа с таблицей.

— Попробуйте, пожалуйста, ответить на такой вопрос: Что было бы, если бы мы ничего не помнили: ни то, что делали вчера, сегодня, ни свои имена, ничего? (ответы)

— А почему мы помним почти всё, что с нами произошло, помним, как зовут нас, друзей, какой сегодня день недели и сколько сегодня пар? Что помогает нам помнить всё значимое для нас? (ответы)

— Как вы думаете, чему будет посвящена наша сегодняшняя лекция? (ответы)

— Действительно, тема нашей лекции «Память». План нашей лекции следующий:

2. Процессы памяти.

4. Свойства памяти.

II. Основная часть.

— Итак, начнем. Как вы считаете, что же такое память? (ответы)

Память – это психический процесс отражения и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование и возвращение в сферу сознания. (Петровский)

Память – сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом.( )

— Подчеркните главные слова в определении.

— В чём проявляется отражение прошлого опыта? (в том, что Ч. запомнил, сохранил, припомнил всё, что видел, делал, чувствовал, о чём думал.)

— Т. е. память – способность сохранять и вновь воспроизводить следы впечатлений.

Какова роль памяти в жизни человека? (ответы)

— Память – это важнейшая характеристика психической жизни личности. Роль памяти не может быть сведена к запечатлению того, что «было в прошлом» (образцы прошлого в психологии именуются представлениями). Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому «сцеплению» невозможно развитие: человек оставался бы «вечно в положении новорожденного». Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

— Например, представьте человека. «Сегодня помню, а завтра нет».Что можно было бы сказать о таком человеке? Смог бы он соединить свои желания?

— С чем можно сравнить память? Можно ли ее сравнить с хранилищем для картофеля? Чем похожи, что общего?

— Как получают урожай картофеля? Вспомним этот процесс.

На доске: сажают —- вырастает—выкапывают—собирают—сортируют—хранят—используют—перебирают—используют

Но это сравнение требует уточнения. Попробуйте доказать, почему. (ответы)

— Действительно. В процессе переработки информация искажается. Можно вспомнить. Но не в мельчайших деталях.

Переходим ко второму пункту нашего плана лекции. Процессы памяти:

-1) Запоминаниеэто запечатление в сознании человека полученной информации, кот. является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения. З. всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Всякое запомин-е есть продукт действия субъекта с объектом. Т. о., запоминается то, с чем Ч. действует. хар-ки З. того или иного материала опред-ся мотивами, целями и способами деят-ти личности.

— Например, если показывать человеку, как готовить суп, — это одно, А если он будет готовить этот суп сам, то запомнит гораздо лучше. И так будет по отношению к любому действию. Кот. бы ни проделывал человек.

В соответствии с целями деят-ти, в кот. включены процессы запомин-я, выделяют 2 основных вида запомин-я:

Непроизвольное запоминание — это продукт и условие осуществления познавательных и практических действий. Поскольку при этом само запоминание не является нашей целью, то обо всем, что запоминается непроизвольно, мы обычно говорим:«Само запомнилось». На деле же это строго закономерный процесс, детерминируемый особенностями нашей деятельности. Как показывают исследования, для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал. Если материал входит в содержание основной цели деятельности, он запоминается лучше, чем в том случае, когда он включен в условия, способы достижения этой цели.

Приведу такой пример. В опытах школьникам и студентам давали решать пять простых арифметических задач. В обоих случаях неожиданно для испытуемых предлагали припомнить условия и числа задач. Школьники почти в три раза больше запомнили чисел, чем студенты. Это объясняется тем. Что у первоклассников умение сложения и вычитания чисел ещё не стало навыком, оно для них явл-ся содержательным целенаправленным действием.

— Оперирование числами составляло содержание цели этого действия, тогда как у студентов оно входило в сод-е способа, а не цели действия.

Материал, занимающий различное место в деятельности, приобретает различное значение. Поэтому он требует различной ориентировки и по-разному подкрепляется. Содержание основной цели требует более активной ориентировки и получает действенное подкрепление как достигнутый результат деятельности и потому лучше запоминается, нежели то, что касается условий достижения цели.

Факты специальных исследований показывают, что материал, занимающий место основной цели в деятельности, запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются е нем.

— Например, в исследовании. Где изучали непроизвольное запоминание текста, который шк-кам треб-сь понять, обнаружили, что более легкий текст запомнился хуже, чем текст средней трудности.

— Или такой пример. Трудный текст мы запоминаем лучше, если предварительно составляем план текста. А если план дается готовым, то запоминаем хуже.

Следовательно, непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним + эмоц. реакция человека.

Известно, что мы непроизвольно запоминаем полно и прочно, иногда на всю жизнь, то, что имеет для нас особенно важное жизненное значение, что вызывает у нас интерес и эмоции. Непроизвольное запоминание будет тем более продуктивным, чем более заинтересованно мы отнесемся к содержанию выполняемой задачи.

— Так, если ученика интересует урок, он запоминает его содержание лучше, чем тогда. Когда школьник слушает «для порядка».

— Если человек ставит себе мотив запомнить, он запомнит лучше или хуже? (ответы)

Произвольное запоминание — это продукт специальных мнемических действий, т. е. таких действий, основной целью которых буде само запоминание.

Большую роль в произвольном запоминании играют мотивы, побуждающие запоминать. Сообщаемая информация может быть понята и заучена, но, не приобретая для школьника устойчивой значимости, может быстро забываться.

— Например, если говорить о сдаче экзамена. Очень быстро забывается материал, запоминаемый только для экзамена, зубрёжка, без установки на прочное, длительное закрепление..

— Среди условий продуктивности произвольного запоминания центральное место занимает использование рациональных приемов запоминания. Знания слагаются из определенной системы фактов, понятий, суждений. Понимание — необходимое условие логического, осмысленного запоминания. Понятое запоминается быстрее и прочнее потому, что содержательно ассоциируется с уже усвоенными ранее знаниями, с прошлым опытом человека. Наоборот, непонятое или плохо понятое всегда выступает в сознании человека как что-то отдельное, содержательно не связанное с прошлым опытом. Непонятый материал обычно не вызывает и интереса к себе.

Один из важнейших приемов логического запоминания — составление плана заучиваемого материала. Оно включает в себя три момента: 1) разбивка материала на составные части; 2)придумывание заглавий для них или выделение какого-нибудь опорного пункта, с которым легко ассоциируется все содержание данной части материала; З) связывание частей по их заглавиям или выделенным опорным пунктам в единую цепь ассоциаций.

Большое значение имеет сравнение как прием логического запоминания. Особенно важное значение имеет подчеркивание различий в объектах. Установление только общих, а тем более очень широких связей между объектами может затруднять их припоминание. Этим во многом объясняется затруднение в припоминании (например, фамилии Овсов в рассказе Чехова «Лошадиная фамилия»).

Одно из важных средств эапоминания—воспроизведение, выступающее в форме пересказывания самому себе запоминаемого содержания. Однако к этому способу полезно обращаться только после предварительного осмысления, осознания материала, особенно в тех случаях, когда материал сложный, трудный для понимания. Воспроизведение, особенно своими словами, улучшает понимание материала.

— Если человек воспроизводит материал своими словами, то и соответственно запоминание будет протекать лучше, т. к материал осознан и переработан, т. е произнесен, но другими словами. С пониманием.

2) Сохранение — процесс удержания в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени.

Забывание — процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти.

Процесс забывания может быть более или менее глубоким. В соответствии с этим актуализация

забытых образов или мыслей в большей или меньшей мере затрудняется либо становится вообще невозможной. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в деятельность личности, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей. При этом невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он полностью потерян, совершенно выпал из опыта личности.

Бывает: — полное (быстрое – 1-е 48 часов)

В принципе забывание— явление целесообразное. То, что, включаясь в деятельность личности, остается значимым для нее, не забывается. Включение в деятельность — надежное средство связи материала с потребностями человека и, следовательно, борьбы с забыванием. Одним из приемов такого включения является систематическое повторение того, что должно быть сохранено в памяти.

О сохранении говорят тогда, когда нет забывания, а о забывании – когда материал плохо в памяти. Поэтому сохранение – не что иное, как борьба с забыванием.

3) Воспроизведение – процесс памяти, в рез-те которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перехода в оперативную.

Процесс актуализации (восстановления прежде усвоенного материала) может характеризоваться различной степенью трудности или легкости протекания: от автоматического узнавания окружающих нас предметов до мучительно трудного припоминания забытого. В соответствии с этим, выделяя внутри процесса воспроизведения его различные виды, можно расположить их в следующем порядке: узнавание, собственно воспроизведение (которое может быть непроизвольным и произвольным) и припоминание. Особое место занимают воспоминания—историческая память личности.

Узнавание — это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. Узнавание имеет большое жизненное значение. Без него мы каждый раз воспринимали бы предметы как новые, а не как уже знакомые нам. Узнавание всегда связывает наш опыт с восприятием окружающих объектов и тем самым дает нам возможность правильно ориентироваться в окружающей действительности.

Узнавание бывает разным по степени своей определенности, четкости и полноты. Оно может осуществляться как непроизвольный или как произвольный процесс. Обычно, когда узнавание полное, ясное, определенное, оно осуществляется как одномоментный непроизвольный акт. Мы непроизвольно, без каких — либо усилий, незаметно для себя, в процессе восприятия узнаем предмет, который ранее воспринимали. Непроизвольное узнавание включается в повседневную деятельность человека. Но узнавание может быть весьма неполным и потому неопредёленным.

— Так, увидев человека, мы можем пережить чувство знакомого, однако будем не в состоянии отождествить этого человека с тем, которого знали в прошлом. Бывает и так, что мы узнаём человека, но не можем припомнить тех условий, в которых ранее воспринимали его.

— В случаях слишком неполного или недостаточно полного узнавания оно может приобретать сложный произвольный характер. Опираясь на восприятие объекта, мы намеренно припоминаем различные обстоятельства, чтобы уточнить его узнавание. В этом случае узнавание трансформируется в воспроизведение.

Собственно воспроизведение, в отличие от узнавания, осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится. Воспроизведение вызывается обычно содержанием

той деятельности, которую человек осущ-ет в данный момент, хотя эта деятельность и не направлена специально на воспроизведение, такое воспроизведение будет непроизвольным. Однако оно не совершается само собой, без толчка. Толчком к непроизвольному воспроизведению бывают восприятия предметов, представления, мысли, вызванные, в свою очередь определенными внешними воздействиями. Направление и содержание воспроизводимых образов и мыслей определяется теми ассоциациями, которые образовались в прошлом нашем опыте.

Непроизвольное воспроизведение может быть направленным и организованным тогда, когда оно вызвано не случайно воспринятыми объектами, а содержанием определенной деятельности, которую человек выполняет в данный момент.

— Чем систематичнее и логичнее построит урок учитель, тем более организованным будет то сод-е прошлого опыта, кот. непроизвольно воспроизводится уч-ками во время занятий.

Произвольное воспроизведение вызывается репродуктивной задачей, которую человек ставит перед собой. В тех случаях, когда материал закреплен прочно, воспроизведение происходит легко. Но иногда не удается вспомнить то, что необходимо, и тогда приходится делать активные поиски, преодолевая определенные трудности. Такое воспроизведение называется припомианием.

Припоминание, подобно произвольному запоминанию, может быть очень сложным умственным действием. Умению, хорошо припоминать приходится учиться: от него зависит эффективность и готовность использования своих знаний: Как правило, хорошее запоминание обеспечивает и хорошее воспроизведение. Но успешность припоминания во многом зависит от того, в каких условиях и как оно осущ-ся.

Припоминание, как и запоминание, также избирательно. Хорошо осознанная и точно сформулированная в речи репродуктивная задача направляет дальнейший ход припоминания, помогает отбирать в нашей памяти нужный материал и тормозит побочные ассоциации.

Успешность припоминания зависит от того, какие используются приемы припоминания. Важнейшими будут следующие:составление плана припоминаемого материала; активное вызывание в себе образов соответствующих объектов; намеренное вызывание опосредствующих ассоциаций, которые обходным путем ведут к воспроизведению того, что нужно.

Успешность припоминания существенно зависит от того, насколько мотивировано выполнение репродуктивной задачи.

Припоминание не есть простое воспроизведение прошлых впечатлений. Знания, усвоенные нами в прошлом, при воспроизведении связываются с новыми знаниями, по-новому упорядочиваются, глубже осознаются. Большое влияние на акт воспроизведения оказывает уверенность в возможности припомнить.

— А теперь вернёмся к процессу получения урожая. Попробуйте соотнести процессы получения урожая с процессами памяти и объяснить, почему. (работа по группам)

Вырастает—выкапывают—собирают—сортируют—хранят – сохранение(нужно сохранить для дальнейшего использования)

Переходим к 3 пункту плана. Виды памяти.

Конспект лекций по психологии

Как известно многим читателям, Эрнст (Джек) Хилгард был единственным автором первого издания этого курса лекций, опубликованной в 1953 году. Представленный курс 13 издания «Введение в психологию» хорошо структурирован, отличается ясностью изложения и взвешенностью формулировок. Он дает ясное представление о различных школах и направлениях развития психологии, раскрывает основные вопросы общей и социальной, экспериментальной и клинической психологии, консультирования и психотерапии, психологии развития, психологии личности и школьной психологии. Базовый учебник для психологов.

Психология — наука об отсутствии души

Знание о человеческом поведении, о том, как управлять людьми, о человеческой душе появились задолго до появления наук о человеке и психологии. Такие знания первоначально появились в мифологии и искусстве в форме образов, а в философии – в форме размышлений, выраженных в слове.

МЕТОД ПОЛЯРНЫХ ПРОФИЛЕЙ (англ. method of polar profile ; от греч. polos — ось, полюс и фр. profil — очертание) — способ описания анализируемых субъектов (присущих им понятий, социальных установок, социальных стереотипов и т. п.) с помощью набора биполярных шкал, заданных противопоставлением прилагательных или развернутых высказываний (напр., твердый — мягкий, теплый — холодный и т. п.). На основе обобщения ответов испытуемого о характере того или иного объекта по всей шкале (более мягкий или более твердый и т. п.) делается вывод о том, каково его субъективное отношение к данному объекту. В отличие от метода семантического дифференциала, М. п. п. не требует проведения факторного анализа и группировки шкал в более емкие категории. (В. Ф. Петренко.)

Лекции по общей психологии

19 октября – Всероссийский день лицеиста 19 октября традиционно отмечается День лицея. Портал UniverTV предлагает вам подборку образовательных видео об истории праздника и известных выпускниках Императорского лицея, оставивших след в мировой политике, литературе, культуре. Далее.

C 1 сентября! Поздравляем всех посетителей сайта с Днём знаний! Желаем новых открытий и увлекательной учёбы! Далее.

Умрихин Владимир Владимирович

Захарова Елена Игоревна

Умрихин Владимир Владимирович

Тарабрина Надежда Владимировна

Умрихин Владимир Владимирович

лекции по психологии

На нашем сайте представлены лекции по психологии, благодаря которым вы сможете восполнить собственные пробелы в знаниях этой области и получить новую информацию. Эти лекции по психологии наверняка заставят вас взглянуть на окружающий мир несколько по-другому. Вам приоткроются секреты человеческого характера, станет несколько понятным внутренний мир. Стоит отметить, что вся информация об этом звучит из уст известных научных специалистов, исследующих эту науку на протяжении многих лет.

Источники:
Конспект лекции по психологии
Конспект лекции по психологии Форма занятия: лекция Цель: Сформировать представление о памяти. Задачи: 1) познакомить с понятием «память»; 2) познакомить с процессами, видами
http://www.pandia.ru/text/78/204/91149.php
Лекции по общей психологии
Эрнст (Джек) Хилгард был единственным автором первого издания этого курса лекций, опубликованной в 1953 году
http://docpsy.ru/lektsii/obshchaya-psikhologiya.html
Лекции по психологии
19 октября – Всероссийский день лицеиста 19 октября традиционно отмечается День лицея. Портал UniverTV предлагает вам подборку образовательных видео об истории праздника и известных выпускниках
http://univertv.ru/lekcii_po_psihologii/

COMMENTS