Методы разрешения конфликтов

Методы разрешения конфликтов

Каким бы мирным ни был человек, всё равно ему хотя бы раз в жизни приходится вступать в конфликт. А уж если говорить о рабочем коллективе, то здесь разногласия случаются очень часто. Поэтому информация о методах разрешения социальных конфликтов актуальна для управленцев, хотя и рядовой сотрудник может найти им применение, поэтому давайте подробнее рассмотрим эти способы.

  1. Самый популярный способ справиться с разногласиями – уйти от конфликта. Смысл метода в том, чтобы покинуть (физически, экономически или психологически) место конфликта. Достоинством метода является быстрота принятия решения. Актуален этот способ при наличии других более серьёзных обстоятельств, незначительности причины конфликта, большей силе оппонента, необходимости получения дополнительной информации. При использовании данного метода чаще всего отрицается наличие проблемы, также применяется затягивание решения и соблюдения строгой секретности. К сожалению, способ не подходит при наличии важных проблем, длительном существовании причин конфликта или недопустимости временных потерь.
  2. Не менее часто используется метод приспособления и уступок. Он незаменим, если одна из сторон ощущает свою неправоту или имеется необходимость создания платформы для будущих споров. Также приём хорош, когда оппонент более заинтересован в предмете спора, и вы хотите расположить его к себе для будущего сотрудничества.
  3. В случае ориентирования организации на коллективную работу, то среди всех методов разрешения межличностных конфликтов предпочтителен способ сглаживания. Он основан на подчёркивании идеи общности, необходимости устранения разногласий для дальнейшей совместной работы.
  4. Не каждое противостояние должно проходить открыто, существует ряд случаев, когда это недопустимо (например, риск потери имиджа, стечение обстоятельств, недостаток ресурсов для открытого противостояния или невозможность вовлечения оппонента в такой вид конфликта). Тогда используется метод скрытых действий, в рамках которого могут использоваться различные виды воздействий – от законных до подкупа и саботажа. Применение метода может повлечь негативные последствия, например, спровоцировать отрицательное отношение сотрудников к руководству.
  5. При дефиците времени или твёрдой уверенности полной ясности происходящего используется метод быстрого решения. Но действенен он будет лишь в случае желания обеих сторон идти навстречу друг к другу, тогда выигрыш будет взаимным. Преимуществами способа над другими методами разрешения социальных конфликтов является скорость, взаимное уважение партнёров и выработка решений, благоприятных для обеих сторон.
  6. Переговоры как метод разрешения конфликтов идут в ход в случае желания достигнуть компромисса, то есть, обе стороны готовы принять средние позиции по возникшим противоречиям. Использование метода целесообразно в случае наличия достаточного количества времени, ограниченности ресурсов или неприемлемости проигрыша. Такой метод разрешения конфликтов как переговоры, может применяться только при желании каждой стороны идти навстречу и уступать.
  7. При недоступности компромисса используется метод сотрудничества, здесь стороны не готовы уступать, принимая срединное положение. Поэтому в этом случае выявляют ситуацию, которая позволит выиграть обеим сторонам.

Кроме вышеуказанных способов может применяться метод силы, но это оправдано в редчайших случаях. Навязывание своего решения другой стороне может использоваться в чрезвычайных ситуациях, когда требуется быстрое реагирование. А эффективен метод будет лишь при наличии существенного превосходства администрации перед персоналом.

Методы разрешения конфликтов

Конфликтологами разработаны и продолжают разрабатываться способы предотвращения конфликтов, профилактики конфликтов и «безболезненные» методы разрешения конфликтов. В идеале считается, что менеджер должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно его использовать (рис. 11.4). И первый шаг в управлении конфликтом состоит в понимании его источников. Менеджеру следует выяснить: это простой спор о ресурсах, недоразумение по какой-то проблеме, разные подходы к системе ценностей людей или это конфликт, возникший вследствие взаимной нетерпимости (непереносимости), психологической несовместимости. После определения причин возникновения конфликта он должен минимизировать количество его участников. Установлено, что чем меньше лиц участвует в конфликте, тем меньше усилий потребуется для его разрешения.

Ниже приведена схема действия руководителя при разрешении конфликтов

В процессе анализа конфликта, если руководитель не в состоянии сам разобраться в природе и источнике решаемой проблемы, то он может для этого привлечь компетентных лиц (экспертов). Мнение экспертов часто бывает более убедительным, нежели мнение непосредственного руководителя. Это связано с тем, что каждая из конфликтующих сторон может подозревать, что менеджер-арбитр в определенных условиях и по субъективным причинам может принять сторону его оппонента В этом случае конфликт не затухает, а усиливается, так как «обиженной» стороне необходимо уже бороться и против менеджера Существуют три точки зрения на конфликт:

  1. менеджер считает, что конфликт не нужен и наносит только вред организации. И, поскольку конфликт — это всегда плохо, дело менеджера — устранить его любым способом;
  2. сторонники второго подхода считают, что конфликт — нежелательный, но распространенный побочный продукт организации. В этом случае считается, что менеджер должен устранить конфликт, где бы он ни возникал;
  3. менеджеры, придерживающиеся третьей точки зрения, считают, что конфликт не только неизбежен, но и необходим и потенциально полезен. К примеру, это может быть трудовой спор, в результате которого рождается истина. Они полагают, что как бы ни росла и управлялась организация, конфликты будут возникать всегда, и это вполне нормальное явление.

В зависимости от точки зрения на конфликт, которой придерживается менеджер, и будет зависеть процедура его преодоления. В связи с этим выделяют две большие группы способов управления конфликтом: педагогические методы разрешения конфликтов и административные методы устранения конфликтов (рис 11.5).

Особую сложность для менеджера представляет нахождение способов разрешения межличностных конфликтов. В этом смысле существует несколько возможных стратегий поведения и соответствующих вариантов действий менеджера, направленных на ликвидацию конфликта.

Поведение менеджера в условиях конфликта имеет по сути два независимых измерения:

  1. напористость, настойчивость — характеризует поведение личности, направленное на реализацию собственных интересов, достижение собственных, часто меркантильных целей;
  2. кооперативность — характеризует поведение, направленное на учет интересов других лиц (лица) для того, чтобы пойти навстречу удовлетворению его потребностей.

Сочетание этих параметров при разной степени их выраженности определяет пять основных способов разрешения межличностных конфликтов (рис. 11.6).

1. Избегание разрешения конфликта, уклонение разрешения конфликта (слабая напористость сочетается с низкой кооперативностью). При выборе этой стратегии действия направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии, от высказываний своей позиции, переводя разговор в ответ на предъявленные требования или обвинения в другое русло, на другую тему. Такая стратегия предполагает также тенденцию не брать на себя ответственность за решение проблем, не видеть спорных вопросов, не придавать значения разногласиям, отрицать наличие конфликта, считать его бесполезным. Важно не попадать в ситуации, которые провоцируют конфликт.

2. Принуждение (противоборство) при решении конфликта — высокая напористость сочетается с низкой кооперативностью. При данной стратегии действия направлены на то, чтобы настоять на своем пути открытой борьбы за свои интересы, применения власти, принуждения. Противоборство предполагает восприятие ситуации как победу или поражение, занятие жесткой позиции и проявление непримиримого антагонизма в случае сопротивления партнера. Заставить принять свою точку зрения любой ценой.

3. Сглаживание (уступчивость) при конфликте — слабая напористость сочетается с высокой кооперативностью. Действия, которые предпринимаются при такой стратегии, направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений, на обеспечение удовлетворенности другого путем сглаживания разногласий, с готовностью ради этого уступить, пренебрегая своими интересами. Эта стратегия предполагает стремление поддерживать другого, не задевать его чувств, учитывать его аргументы. Девиз: «Не стоит ссориться, так как все мы одна счастливая команда, находящаяся в одной лодке, которую не следует раскачивать».

4. Компромисс, сотрудничество при решении конфликта (высокая напористость сочетается с высокой корпоративностью). Здесь действия направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как свои интересы, так и пожелания другого в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме. Действия направлены на то, чтобы урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другой стороны, на поиск и выработку в ходе переговоров промежуточных «средних» решений, устраивающих обе стороны, при которых никто особенно не теряет, но и не выигрывает.

Среди большей части руководителей существует убеждение, что даже при полной уверенности в своей правоте лучше не ввязываться в конфликтную ситуацию вообще или отступить, чем вступить в откровенную конфронтацию. Однако, если речь идет о деловом решении, от правильности которого зависит успех дела, подобная уступчивость оборачивается ошибками в управлении и другими потерями.

По мнению специалистов в области управления, выбор стратегии компромисса — оптимальный путь к ликвидации противоречий. Благодаря сотрудничеству могут быть достигнуты наиболее эффективные, устойчивые и надежные результаты.

5. Решение проблемы при разрешении конфликтов. Предполагает признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется данным стилем, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации. Приведем некоторые предложения по использованию этого стиля при разрешении конфликтов:

  1. определите проблему в категориях целей, а не решений;
  2. после того как проблема определена, определите решения, которые приемлемы для обеих сторон;
  3. сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны;
  4. создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние на обмен информацией;
  5. во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнения другой стороны, а также сводя к минимуму проявления гнева и угроз.

Кроме названных пяти основных в их рамках встречаются и другие приемы разрешения межличностных конфликтов:

  1. координация — согласование тактических подцелей, поведение в интересах главной цели или решения общей задачи. Такое согласование может производиться между организационными единицами на разных уровнях управленческой пирамиды (вертикальная координация); на организационных уровнях одного ранга (горизонтальная координация) и в виде смешанной формы обоих вариантов. Если согласование удается, то конфликты разрешаются с меньшими затратами и усилиями;
  2. интегративное решение проблемы. Данная техника разрешения конфликта основывается на предпосылке того, что может существовать такое решение проблемы, которое включает и устраняет конфликтные элементы обеих позиций, что приемлемо для обеих сторон. Считается, что это одна из наиболее успешных стратегий поведения менеджера в конфликте, так как в этом случае они ближе всего подходят к разрешению условий, которые изначально породили конфликт. Однако подход по принципу решения проблем часто трудно воплощается в жизнь. Это связано с тем, что он во многом зависит от профессионализма и навыков в управленческой деятельности менеджера и, кроме того, в этом случае для разрешения конфликта требуется много времени. В этих условиях менеджер должен иметь хорошую технологию — модель для решения проблем;
  3. конфронтация как путь решения конфликта. Цель конфронтации состоит в том, чтобы вынести проблему на всеобщее обозрение. Это дает возможность свободно обсуждать ее с привлечением максимального количества участников конфликта (а по сути — это не конфликт, а трудовой спор), поощрять вступление в конфронтацию с проблемой, а не друг с другом с тем, чтобы выявить и устранить препятствия.

Цель конфронтационных заседаний — свести людей вместе на невраждебном форуме, который способствует общению. Публичное и откровенное общение является одним из средств управления конфликтом

Процесс развития конфликта можно представить графически (рис. 11.7).

Главная задача менеджера состоит в том, чтобы уметь определить и «войти» в конфликт на начальной стадии. Установлено, что, если менеджер входит в конфликт на начальной фазе, он разрешается на 92 %; если на фазе подъема — на 46; а на стадии «пик», когда страсти накалились до предела, конфликты практически не разрешаются или разрешаются весьма редко.

Когда силы отданы борьбе (стадия «пик»), наступает спад. И, если конфликт не разрешен в следующем периоде, он разрастается с новой силой, так как в период спада могут быть привлечены для борьбы новые способы и силы.

Источники:
Методы разрешения конфликтов
Каким бы мирным ни был человек, всё равно ему хотя бы раз в жизни приходится вступать в конфликт. А уж если говорить о рабочем коллективе, то здесь разногласия случаются очень часто. Поэтому
http://www.kak-bog.ru/metody-razresheniya-konfliktov
Методы разрешения конфликтов
Конфликтологами разработаны и продолжают разрабатываться способы предотвращения конфликтов, профилактики конфликтов и безболезненные методы разрешения конфликтов. В идеале считается, что менеджер должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно его использовать (рис. 11.4).
http://poznajvse.com/menedgment/25/3269

COMMENTS