Психология развития

Психология развития

Б. Г. Ананьев. О системе возрастной психологии

Е. Ф. Рыбалко. Актуальные проблемы возрастной психологии

Влияние окружающей среды

А. Валлон. Факторы психического развития ребенка

Л. С. Выготский. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка

Э. Эриксон. Основополагающая вера и надежда (Basic Trust) против основополагающей безнадежности (Mistrust)

Автономность против стыда и сомнений

Инициативность против чувства вины

Трудолюбие против неполноценности

Личностная индивидуальность (identity) против ролевого смешения

Близость (intimacy) против одиночества (isolation)

Производительность против застоя (stagnation)

Целостность личности (ego integrity) против отчаяния

Как оценивать нанесенный ущерб?

Исследование младенцев и младших детей

З. Матейчик. Душевные страдания и что из этого вытекает

А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытом детском учреждении

М. М. Кольцова. Формирование двигательных функций ребенка

Развитие движений руки

Движение и развитие сенсорной речи

Б. Г. Ананьев. К постановке проблемы развития детского самосознания

В. С. Мерлин. Возрастное развитие темперамента

Л. И. Божович. Этапы формирования личности в онтогенезе

В. Е. Каган. Пол и характер личности

Д. Креч, Р. Кратчфилд, Н. Ливсон. Нравственность, агрессия, справедливость

Развитие моральных суждений

Социализация нравственного поведения

А. К. Канатов. Обучаемость взрослых в различные периоды зрелости

Е. И. Степанова. Психология взрослых

А. Адлер. Стиль жизни

Понимание стиля жизни

Коррекция стиля жизни

А. Маслоу. Самоактуализация и ее предпосылки

Поведение, ведущее к самоактуализации

Противоречия индивидуального развития и его гетерохронность

Онтогенетическая эволюция психофизиологических функций человека

Влияние жизненного пути человека на его онтогенетическую эволюцию

Соотношение возрастно-половых и нейродинамических свойств в период старения

К типологии старения

Регулирование взаимосвязей онтогенетических свойств человека

Возрастание роли билатерального регулирования в онтогенетической эволюции человека

М. Д. Александрова. Геронтогенез человека

О термине “геронтогенез”

О геронтогенезе человека

О фазах геронтогенеза

О законах геронтогенеза

О факторах, влияющих на старение

Об эволюционных факторах геронтогенеза

Содержание социальной геронтологии

Пауль Б. Балтес. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни

Что такое всевозрастное развитие?

Основные положения всевозрастного подхода

Экспериментальное исследование интеллектуального развития

Процесс интеллектуального развития происходит всю жизнь и является многонаправленным

Интеллектуальное развитие как динамика роста (приобретений) и упадка (потерь)

Пластичность психического развития

Развитие детерминируется разнородными группами факторов

О междисциплинарном подходе к психическому развитию

Ретроспектива и перспективы

Т. В. Карсаевская, А. Т. Шаталов. Синтез теоретических знаний в современной геронтологии

В. В. Фролькис. Старение

В. Д. Шапиро. Концепция социального поведения личности в пожилом возрасте

Э. Эриксон. Восемь возрастов человека

Генеративность против стагнации

Целостность эго против отчаяния

В. Франкл. Психическая гигиена для людей преклонного возраста

А. Л. Решетюк, Е. И. Стеженская, В. Н. Бугаев, В. Н. Яхно, В. Л. Бакалейникова, А. А. Поляков, П. С. Волкова, Т. А. Жолос, Е. А. Черкасская. Герогигиенические проблемы современного производства

Л. Н. Кулешова, Е. Ф. Рыбалко. Психологическая реабилитация пожилых на производстве

Н. Н. Сачук. Проблемы программированной подготовки к выходу на пенсию как метода и средства удлинения активного периода жизни

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Психология развития

Психология развития — отрасль психологии, изучающая закономерности развития психики и личности. Развитие может рассматриваться как в онтогенетическом, так и в филогенетическом аспектах, однако традиционно

Психология развития в большей мере сосредоточивается на первом из них. Возникновение психологии развития принято связывать с именем Ст. Холла, основавшего в 1880-е гг. одну из первых в США психологических лабораторий. Он первым предпринял систематическое изучение возрастных особенностей детей и подростков, используя в качестве основного метода исследования опросники. Позднее он включил в орбиту своего рассмотрения и процессы инволюции (обратного развития), связанной со старением. Таким образом, он очертил основную область исследований психологии развития.

В американской традиции психология развития практически отождествляется с возрастной или — более узко — детской психологией. В России проблемы психологии развития находят отражение в педагогической психологии, изучающей закономерности обучения и воспитания. В Европе психология развития охватывает более широкое поле исследований, особенно благодаря работам Ж. Пиаже и его школы, создавшим особое направление — генетическую эпистемологию. В рамках этого направления изучаются общие закономерности развития познания как в онтогенезе, так и в ходе человеческой истории.

В отечественной науке психология развития лишь недавно выделилась в относительно самостоятельную отрасль, однако исследования в этой области составляют одно из стержневых направлений в психологии, начиная с первой четверти XX в. Их разработка неразрывно связана с решением проблем как детской, так и общей психологии. Необходимость изучения психических процессов в их развитии и становлении стала одним из методологических принципов культурно-исторической теории, развитой Л. С. Выготским и его школой. Это нашло свое отражение уже в самих заглавиях работ: «Развитие высших психических функций» (Выготский), «Проблемы развития психики» (А.Н. Леонтьев), «Развитие произвольных движений» (А.В. Запорожец), «Психология развивающейся личности» под ред. А. В. Петровского и др.

Центральной для психологии развития является проблема факторов, определяющих психическое развитие. Она выступает в разных формах: как соотношение роли биологических и социальных факторов, среды и наследственности, обучения и созревания, движущих сил и условий развития и т. п.

Другой важнейший вопрос, неизбежно встающий перед любым исследователем, работающим в области психологии развития — это вопрос о стадиях развития, о закономерностях их смены и, в связи с этим, — о периодизации психического развития и развития личности. Значительное внимание уделяется изучению специфики развития человеческой психики в сравнении с психикой животных.

В кросс-культурных исследованиях, приобретших особенно большую популярность в последние годы, исследуется зависимость хода психического развития от культурно-исторических и социальных условий. Ведутся дискуссии вокруг проблемы соотношения психического развития и развития личности. Изучается соотношение общевозрастных и индивидуальных закономерностей психического развития, генетической и функциональной линий развития. Многообразие проблем, стоящих перед психологии развития приводит к ее все более тесному взаимодействию со смежными областями: общей, сравнительной, дифференциальной, клинической психологией, психогенетикой, социобиологией, антропологией, этнографией и др.

Источники:
Психология развития
Книги, хрестоматии, монографии, сборники статей, методические и учебные пособия по детской психологии. Основные публикации по отраслям психологической науки и практики. Наиболее интересные и редкие издания, книжные новинки. Рецензии на публикации, отзывы специалистов, развернутые аннотации
http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8535.php
Психология развития
Психология развития — отрасль психологии, изучающая закономерности развития психики и личности. Развитие может рассматриваться как в онтогенетическом, так и в филогенетическом аспектах, однако
http://syntone.ru/psy_dir/psihologiya-razvitiya/

COMMENTS