Психология речи
Речь выполняет определенные функции:
Рис. 3. Функции речи
Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.
Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.
Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.
Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.
Соответственно множеству своих функций (см. рис. 3) речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах (рис. 4) и видах (рис. 5): внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т. д.
В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю.
Рис. 4. Формы речи
Внешняя речь — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.
Внешней речи могут быть присущи жаргон и интонация. Жаргон — стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация — совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.
Внешняя речь включает следующие виды (см. рис. 5):
* устную (диалогическую и монологическую) и
Рис. 5. Виды речи
Устная речь — это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой.
Диалог (от греч. dialogos — разговор, беседа) — вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь — это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.
Реплика — ответ, возражение, замечание на слова собеседника — отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций.
Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса.
Диалог поддерживается собеседниками с помощью уточняющих вопросов, изменения ситуации и намерений говорящих. Целенаправленный диалог, связанный одной темой, называется беседой. Участники беседы обсуждают или выясняют определенную проблему с помощью специально подобранных вопросов.
Монолог – вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника. Монологическая речь — это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.
Для монологической речи характерны:
— последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли;
— грамматически правильное оформление;
— выразительность голосовых средств.
Монологическая речь сложнее диалога по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего.
Выделяются три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды, имеющие свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности. При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.
Письменная речь — это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.
Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка-дошкольника происходят неосознанная обработка языкового материала, накопление звуковых и морфологических обобщений, которые создают готовность к овладению письмом в школьном возрасте. При недоразвитии речи, как правило, возникают нарушения письма различной тяжести.
Внутренняя речь (речь “про себя”) — это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь — это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения.
Внутренняя речь формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой один из основных механизмов мышления. Перевод внешней речи во внутреннюю наблюдается у ребенка в возрасте около 3 лет, когда он начинает рассуждать вслух и планировать в речи свои действия. Постепенно такое проговаривание редуцируется и начинает протекать во внутренней речи.
С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Подготовка проходит несколько стадий. Исходным для подготовки каждого речевого высказывания является мотив или замысел, который известен говорящему лишь в самых общих чертах. Затем в процессе превращения мысли в высказывание наступает стадия внутренней речи, которая характеризуется наличием семантических представлений, отражающих наиболее существенное ее содержание. Далее из большего числа потенциальных смысловых связей выделяются самые необходимые и происходит выбор соответствующих синтаксических структур.
Внутренняя речь может характеризоваться предикативностью. Предикативность — характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому).
Хотя все эти формы и виды речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет основную роль средства общения, внутренняя — средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания и сохранения информации, устная речь – как средство передачи информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог — двустороннего обмена информацией.
Речь имеет свои свойства:
Содержательность речи — это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности.
Понятность речи — это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.
Выразительность речи — это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.
Действенность речи — это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.
Рис. 6. Свойства речи
Речь человека может быть сокращенной и развернутой, как с понятийной, так и с лингвистической точек зрения. В развернутом типе речи говорящий использует все возможности символического выражения смыслов, значений и их оттенков, предоставленных языком. Этот тип речи характеризуется большим словарным запасом и богатством грамматических форм, частым употреблением предлогов для выражения логических, временных и пространственных отношений, использованием безличных и неопределенно-личных местоимений, употреблением подходящих понятий, уточняющих прилагательных и наречий для обозначения того или иного специфического положения дел, более выраженным синтаксическим и грамматическим структурированием высказываний, многочисленной подчинительной связью компонентов предложения, свидетельствующей о предвосхищающем планировании речи.
Сокращенное речевое высказывание достаточно для понимания среди хорошо знакомых людей и в знакомой обстановке. Однако оно затрудняет выражение и восприятие более сложных, абстрактных мыслей, связанных с тонкими различениями и дифференциальным анализом скрытых взаимосвязей. В случае теоретического мышления человек чаще пользуется развернутой речью.
Психология речи
ПСИХОЛОГИЯ РЕЧИ И ЛИНГВОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Румянцева И.М.
ПСИХОЛОГИЯ РЕЧИ И ЛИНГВОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Румянцева И.М.
Формат книги: fb2, txt, epub, pdf
Скачано: 587 раз
Психология речи и лингвопедагогическая психология — Румянцева .
Психология речи и лингвопедагогическая психология. Автор: Румянцева И.М. | Раздел: Общая психология. Книга представляет современные научные .
ПСИХОЛОГИЯ РЕЧИ И ЛИНГВОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Румянцева И.М.
Онтогенетические и психотерапевтические принципы обучения взрослого человека иноязычной речи через илпт речевые формулы детства понимать — говорить — читать — писать и синтез — анализ — синтез глава xvi. Языковая и речевая способности как основа овладения человеком речью книга представляет современные научные воззрения в области природы, формирования и развития речи, объединяя сферы лингвистики, психологии, педагогики. Об обучении взрослого человека иноязычной речи по модели естественного развития речи в онтогенезе чувственное и интеллектуальное обучение взрослых людей иноязычной речи как возвращение к природным истокам глава xv.
. Соотношение понятий психотерапия, психокоррекция, психологический тренинг и обучение акселерированный метод нейрообучения эрика дженсена и илпт как интенсивный метод обучения глава xiv. Особое место в книге отведено интегративному лингво-психологическому тренингу (илпт) как методологической основе обучения иноязычной речи.
Она может быть полезной широкому кругу ученых и практиков, чьи интересы и деятельность связаны с лингвистикой, психологией, педагогикой, преподаванием иностранных языков. В ней предлагаются новые технологии обучения иностранным языкам взрослых людей, в том числе тех, кто имеет негативный опыт овладения языками или приступает к их изучению впервые. Книга представляет современные научные воззрения в области природы, формирования и развития речи, объединяя сферы лингвистики, психологии, педагогики. Раскрываются научные принципы и прикладные аспекты илпт с целью использования данного метода в педагогической практике.
Психология речи и лингвопедагогическая психология — Klex.ru
Румянцева И.М. — «Психология речи и лингвопедагогическая психология» ( скачать) · Психология речи и лингвопедагогическая психология.doc.
ПСИХОЛОГИЯ РЕЧИ И ЛИНГВОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Румянцева И.М.
Предисловие Введение Глава I. О психической сущности языка и речи. Язык и речь в свете обучения. О психологизме языкознания XIX в. и научно- .
Книга представляет современные научные воззрения в области природы, формирования и развития речи, объединяя сферы лингвистики, психологии, педагогики. Языковая и речевая способности как основа овладения человеком речью книга представляет современные научные воззрения в области природы, формирования и развития речи, объединяя сферы лингвистики, психологии, педагогики. Она может быть полезной широкому кругу ученых и практиков, чьи интересы и деятельность связаны с лингвистикой, психологией, педагогикой, преподаванием иностранных языков.
Особое место в книге отведено интегративному лингво-психологическому тренингу (илпт) как методологической основе обучения иноязычной речи. Соотношение понятий психотерапия, психокоррекция, психологический тренинг и обучение акселерированный метод нейрообучения эрика дженсена и илпт как интенсивный метод обучения глава xiv. .
В ней предлагаются новые технологии обучения иностранным языкам взрослых людей, в том числе тех, кто имеет негативный опыт овладения языками или приступает к их изучению впервые. Раскрываются научные принципы и прикладные аспекты илпт с целью использования данного метода в педагогической практике. Об обучении взрослого человека иноязычной речи по модели естественного развития речи в онтогенезе чувственное и интеллектуальное обучение взрослых людей иноязычной речи как возвращение к природным истокам глава xv. Онтогенетические и психотерапевтические принципы обучения взрослого человека иноязычной речи через илпт речевые формулы детства понимать — говорить — читать — писать и синтез — анализ — синтез глава xvi.
Румянцева Ирина Михайловна | Институт языкознания РАН
Румянцева И.М. Психология речи и лингвопедагогическая психология. М. . Румянцева И.М. Общение на иностранном языке // Психология общения.
Психология речи и лингвопедагогическая психология (fb2) — CoolLib14 ноя 2015 . Психология речи и лингвопедагогическая психология (fb2). Поделиться… Ирина Михайловна Румянцева . «краткосрочное», «ускоренное» и « интенсивное» · Методы «ускоренного» обучения: М. Берлиц и Ш.
Источники:
Психология речи
Психология речи. ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН. Общее понятие о языке и речи. Проблема языка и сознания. Речь и общение. Развитие коммуникации
http://libsib.ru/obschaya-psichologiya/psichologiya-rechi/vidi-i-funktsii-rechi
ПСИХОЛОГИЯ РЕЧИ И ЛИНГВОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Румянцева И
Психология речи и лингвопедагогическая психология. Автор: Румянцева И.М. | Раздел: Общая психология. Книга представляет современные научные …
http://odevat.prosocialmedia.info/hudojestvennaya/psihologiya-rechi-i-lingvopedagogicheskaya-psihologiya-rumyantseva-i-m-
COMMENTS