Виды конфликтов в психологии

Виды конфликтов в психологии

• условия прохождения конфликта;

• возможные действия участников конфликта.

• по проблемно-деятельностному признаку (управленческие конфликты, семейные, педагогические, политические, экономические, творческие и др..),

• по времени протекания конфликтов (острые и хронические конфликты; мимолетные и долговременные и др..)

• по содержанию конфликтов (содержательные или проблемные и «коммунальные» или бессодержательные),

• за тенденцией к преобразованиям и вариативностью (конструктивные и деструктивные или неконструктивные конфликты);

• по степени остроты противоречий (недовольство, расхождение, противодействие, раздор, вражда, война и др..)

• по степени интенсивности конфликтов (основные и неосновные, реалистичные и нереалистичные и др.)..

• Экономические конфликты, в основе которых — столкновение экономических противоречий, когда экономические потребности одной стороны удовлетворяются или могут быть удовлетворены за счет другой. Чем глубже эти противоречия, тем сильнее столкновение, тем глубже и устойчивее конфликт, тем труднее (иногда и невозможно) его решить. Именно экономические конфликты могут возникать и между отдельными людьми.

• Социально-бытовые конфликты, связанные с противоречиями групп или отдельных людей по вопросам жилья, пользование бытовыми услугами, распределения обязанностей, установки очередности предоставления социально-бытовых услуг и т.д..

• Семейно-бытовые конфликты, основанные на дисгармонии семейных отношений, проблемам в психологической атмосфере семьи. Причины этих нарушений имеют различные уровни значимости: от мелких бытовых столкновений, морально-бытовой распущенности членов семьи в серьезных идеологических разногласий, прямо или косвенно влияют на организацию многочисленных сторон ее жизни.

• Психолого-педагогические конфликты, основанные на противоречиях, возникающих в учебно-воспитательном процессе при столкновении требований, интересов педагогов, учащихся, родителей, руководителей. Эти конфликты требуют гармонизации отношений в системах «учитель — ученик», «учитель — ученики», «учитель — учитель», «учитель — родители», «учитель — руководитель».

• Конфликты принадлежности, которые проходят через двойную принадлежность индивидов, например, когда они образуют группу.

Поскольку конфликт всегда предполагает участие сторон, наиболее всеобъемлющей и фундаментальной является классификация конфликтов по количеству сторон, принимающих в нем участие:

• межгрупповые конфликты (конфликты в больших социальных группах, организациях, малых группах), когда конфликтующими сторонами выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их реализации и т.п.. Личностно-групповые конфликты, возникающие в случае несоответствия поведения личности групповым нормам, ожиданиям, интересам, потребностям, ценностям, целям между отдельной личностью и группой;

• межличностные конфликты, когда члены одной группы преследуют несовместимые цели и реализуют противоречивые ценности, либо одновременно в конфликтной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из сторон;

• внутриличностные конфликты — столкновение между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями одного человека.

• Слабые за проявлением, «вялые» конфликты отмечаются в противоречиях, имеющих неострый характер, зачастую активная бывает только одна из сторон; другая не стремится найти свою позицию, избегает открытой конфронтации.

• конфликт воспринимается относительно неадекватно и не понимает участниками. В этом случае имеет место объективная конфликтная ситуация, а стороны воспринимают конфликт относительно адекватно, но с теми или иными отклонениями от реального положения вещей;

• конфликт в целом не понимает. Объективная конфликтная ситуация существует, но она не воспринимается как таковая потенциальными участниками конфликта;

• ложный конфликт. Объективная конфликтная ситуация отсутствует, но стороны воспринимают свои отношения как конфликтные.

• частичное решение на объективном уровне вследствие изменения объективной конфликтной ситуации в связи с потерей заинтересованности в конфликтных действиях;

• полное решение на субъективном уровне благодаря кардинальной смене образа конфликтной ситуации;

• частичное решение на субъективном уровне из-за ограниченной, но достаточной (для временного прекращения противоречия) изменение образа конфликтной ситуации.

Конфликт: элементы, типы, динамика конфликта

Когда Вам кажется, что в Вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс Ч. Ликсон

  • стороны (участники, субъекты) конфликта;
  • условия прохождения конфликта;
  • образы конфликтной ситуации;
  • возможные действия участников конфликта.

В основном основные причины возникновения конфликтов — это разные аксиологические (ценностные) установки коммуникантов. А.П. Егидес предлагает определять два основных типа коммуникативного поведения — конфликтогенных и синтонных.

Особенно горячо разгорается конфликт, когда наблюдается вербальная агрессия — недвусмысленные образы и унижения с обеседника или одиозное отрицание его утверждений (особенно без аргументации). Если вы хотите быть благородным, никогда не надо опускаться в конфликте к такого рода вещам.

  • по составу и количеству конфликтующих сторон или участников конфликтов (внутриличностные конфликты, межличностные, личностно-групповые, межгрупповые, мижколективные, межгосударственные, межпартийные, межнациональные и др..)
  • по проблемно-деятельностному признаку (управленческие конфликты, семейные, педагогические, политические, экономические, творческие и др..)
  • по времени протекания конфликтов (острые и хронические конфликты; мимолетные и долговременные и др..)
  • по содержанию конфликтов (содержательные или проблемные и «коммунальные» или бессодержательные)
  • за тенденцией к преобразованиям и вариативностью (конструктивные и деструктивные или неконструктивные конфликты);
  • по степени остроты противоречий (недовольство, расхождение, противодействие, раздор, вражда, война и др..)
  • по степени интенсивности конфликтов (основные и неосновные, реалистичные и нереалистичные и др.)..

В обозначенных типов в рамках каждой из названных классификаций типы конфликтов конкретизируются и определяются виды конфликтов.

Идеологические конфликты, в основе которых лежат противоречия во взглядах, установках людей на самые разнообразные вопросы жизни общества, государства, коллектива, различия в жизненных позициях. Названы конфликты могут возникать как на уровне микросередо-высшее (общества), так и в маленьких объединениях, между отдельными лицами. Эти конфликты могут быть глубокими, острыми и сложными, могут касаться отношения к политике государства той или иной партии; могут быть связаны с межнациональными, семейными отношениями, отношениями как в быту, так и в официальной обстановке.

Экономические конфликты, в основе которых — столкновение экономических противоречий, когда экономические потребности одной стороны удовлетворяются или могут быть удовлетворены за счет другой. Чем глубже эти противоречия, тем сильнее столкновение, тем глубже и устойчивее конфликт, тем труднее (иногда и невозможно) его решить. Именно экономические конфликты могут возникать и между отдельными людьми.

Социально-бытовые конфликты, связанные с противоречиями групп или отдельных людей по вопросам жилья, пользование бытовыми услугами, распределения обязанностей, установки очередности предоставления социально-бытовых услуг и т.д..

Семейно-бытовые конфликты, основанные на дисгармонии семейных отношений, проблемам в психологической атмосфере семьи. Причины этих нарушений имеют различные уровни значимости: от мелких бытовых столкновений, морально-бытовой распущенности членов

Психолого-педагогические конфликты, основанные на противоречиях, возникающих в учебно-воспитательном процессе при столкновении требований, интересов педагогов, учащихся, родителей, руководителей. Эти конфликты требуют гармонизации отношений в системах «учитель — ученик», «учитель — ученики», «учитель — учитель», «учитель — родители», «учитель — руководитель».

• Конфликты принадлежности, которые проходят через двойную принадлежность индивидов, например, когда они образуют группу.

межличностные конфликты, когда члены одной группы преследуют несовместимые цели и реализуют противоречивые ценности, либо одновременно в конфликтной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из сторон;

внутриличностные конфликты — столкновение между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями одного человека.

  • конфликт, адекватно понимается участниками. Это объективная конфликтная ситуация, и стороны правильно ее понимают;
  • конфликт воспринимается относительно неадекватно и не понимает участниками. В этом случае имеет место объективная конфликтная ситуация, а стороны воспринимают конфликт относительно адекватно, но с теми или иными отклонениями от реального положения вещей;
  • конфликт в целом не понимает. Объективная конфликтная ситуация существует, но она не воспринимается как таковая потенциальными участниками конфликта;
  • ложный конфликт. Объективная конфликтная ситуация отсутствует, но стороны воспринимают свои отношения как конфликтные.

После того как конфликт осознается, стороны переходят к конфликтному поведению, которое направлено на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений.

  • полное решение на объективном уровне через преобразования объективной конфликтной ситуации. Например , пространственное или социальное разведение сторон , предоставление им дефицитных ресурсов , отсутствие которых привело к конфликту ;
  • частичное решение на объективном уровне вследствие изменения объективной конфликтной ситуации в связи с потерей заинтересованности в конфликтных действиях;
  • полное решение на субъективном уровне благодаря кардинальной смене образа конфликтной ситуации;
  • частичное решение на субъективном уровне из-за ограниченной , но достаточной (для временного прекращения противоречия ) изменение образа конфликтной ситуации.

Иногда для полного решения конфликтов необходимо участие третьей стороны с целью поиска решения , которое удовлетворит обе стороны. Третья сторона ( арбитры , посредники или медиаторы , помощники) — индивид или группа , внешняя по отношению к конфликту. их специально подбирают и приглашают для оказания профессиональной помощи в достижении согласия и решение конфликта.

Источники:
Виды конфликтов в психологии
Виды конфликтов, виды социальных конфликтов, виды политических конфликтов, виды разрешения конфликтов, причины и виды конфликтов, виды конфликтов в организации, виды внутриличностных конфликтов, виды межличностных конфликтов, виды управления конфликтами, типы и виды конфликтов, виды педагогических конфликтов, виды решения конфликтов, виды и функции конфликтов, структура и виды конфликта, виды трудовых конфликтов, виды конфликтов в обществе, виды вооруженных конфликтов, виды семейных конфликтов, виды юридических конфликтов, виды конфликтов в психологии, виды классификации конфликтов, виды ролевых конфликтов, виды конфликтов в коллективе, виды этнических конфликтов, виды организационных конфликтов, виды международных конфликтов, виды межгрупповых конфликтов, основные виды социальных конфликтов.
http://center-yf.ru/data/stat/Vidy-konfliktov-v-psihologii.php
Конфликт: элементы, типы, динамика конфликта
Когда Вам кажется, что в Вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс Ч. ЛиксонКонфликты неизбежны и существуют там, где есть жизнь, поэтому нужно знать, как предотвращать их деструктивности, негативных проявлений и разрушающим последствиям, как вести себя в процессе различных конфликтов, как вести себя в значимых, жизненно важных конфликтах, как завершать и
http://mednurse.ru/bolezni/konflikt-elementy-tipy-dinamika-konflikta