Выготский психология

Вклад Льва Семёновича Выготского в психологию

Выготский родился 5 (17) ноября 1896 года в городе Орша вторым из восьмерых детей в семье банковского служащего, выпускника Харьковского коммерческого института Семёна Яковлевича Выготского и его жены Цецилии (Цили) Моисеевны Выготской. Его образованием занимался частный учитель Соломон Ашпиц, известный использованием так называемого метода сократического диалога. В 1917 году окончил юридический факультет Московского университета и одновременно историко-философский факультет Университета им. Шанявского. Преподавал в Гомеле.

В работе «Мышление и речь» предложил понимание структуры сознания человека как динамической смысловой системы интеллектуальных, волевых и аффективных процессов, находящихся в определенном единстве. Создал культурно-историческую школу в психологии (Леонтьев, Лурия, А. Запорожец и др.).

Автор книг «Педагогическая психология. Краткий курс» (1926), «Основные течения современной психологии» (1930, в соавторстве), «Этюды по истории поведения» (1930, совместно с Лурия), «Мышление и речь» (1934), «Умственное развитие детей в процессе обучения» (1935) и около 100 других работ по проблемам общей, детской, педагогической и генетической психологии, педологии, дефектологии, психопаталогии, психиатрии, общественно-исторической природе сознания и психологии искусства.

Выготский скончался 11 июня 1934 года в Москве от туберкулёза.

Льва Семеновича Выготского называют Моцартом психологии, а между тем можно сказать, что этот человек пришел в психологию со стороны.

Лев Семенович не имел специального психологического образования, и вполне возможно, именно этот факт и позволил ему взглянуть по-новому, с другой точки зрения на проблемы, стоящие перед психологической наукой.

Его во многом новаторский подход объясняется тем, что над ним не тяготели традиции эмпирической академической психологии.

Лев Семенович Выготский родился 5 ноября 1896 г. в городе Орша. Год спустя семья Выготских переехала в Гомель. Именно в этом городе Лев закончил школу и сделал свои первые шаги в науке.

Еще в гимназические годы Выготский прочел книгу А.А. Потебни Мысль и язык, которая пробудила у него интерес к психологии — области, в которой ему предстояло стать выдающимся исследователем.

После окончания школы в 1913 г. поехал в Москву и поступил сразу в два учебных заведения — в Народный университет на историко-философский факультет по собственному желанию и в Московский императорский институт на юридический факультет по настоянию родителей.

Выготский был страстным почитателем театра, не пропускал ни одной театральной премьеры. В юношеские годы писал литературно-критические этюды и статьи в различные литературные журналы о романах А. Белого, Д. Мережковского.

После революции 1917 г., которую он принял, Лев Семенович уезжает из столицы обратно в родной Гомель, где работает учителем литературы в школе.

Позже его приглашают преподавать философию и логику в Педагогический техникум. Вскоре в стенах этого техникума Выготский создает кабинет экспериментальной психологии, на базе которого активно занимается научно-исследовательской работой.

В 1924 г. на II Всероссийском съезде по психоневрологии, который проходил в Ленинграде, молодой, никому не известный работник просвещения из провинциального городка выступил со своей первой научной работой. Его доклад содержал острую критику рефлексологии.

Еще один фундаментальный труд Выготского — Психология искусства. В нем он выдвинул положение об особой <<психологии формы>>, о том, что в искусстве форма <<развоплощает материал>>.

Вместе с тем автор отверг формальный метод из-за его неспособности вскрыть и объяснить исторически меняющееся социально-психологическое содержание искусства.

Стремление удержаться на почве психологии, на позиции читателя, испытывающего воздействие искусства, Выготский доказывал, что последнее является средством преобразования личности, орудием, которое вызывает у нее огромные и подавленные и стесненные силы.

По мнению Выготского, искусство радикально изменяет аффективную сферу, играющую очень важную роль в организации поведения, социализирует ее.

На последнем этапе своей научной деятельности он занялся проблемами мышления и речи и написал научную работу Мышление и речь. В этом фундаментальном научном труде основной является мысль о неразрывной связи, существующей между мышлением и речью.

Выготский сначала высказал предположение, которое вскоре сам же и подтвердил, что от формирования и развития речи зависит уровень развития мышления. Он выявил взаимообусловленность двух этих процессов.

Выготскому его научное прошлое уготовило одну альтернативу. Взамен диады сознание-поведение, вокруг которой вращалась мысль остальных психологов, средоточием его исканий становится триада сознание-культура-поведение.

К огромному сожалению, многолетняя и достаточно плодотворная работа Л.С. Выготского, его многочисленные научные труды и разработки, как это часто случается с талантливыми людьми, особенно в нашей стране, не были оценены по достоинству.

При жизни Льва Семеновича его работы не допускались к публикации в СССР.

С начала 1930-х гг. на него началась настоящая травля, власти обвиняли его в идеологических извращениях.

11 июня 1934 г. после продолжительной болезни, в возрасте 37 лет Лев Семенович Выготский умер.

Наследие Л.С. Выготского — это около 200 научных работ, среди которых Собрание сочинений в 6-ти томах, научный труд Психология искусства, работы по проблемам психологического развития человека с рождения (переживания, кризисы) и закономерностям формирования личности, ее основных свойств и функций.

Он внес большой вклад в раскрытие вопроса о влиянии коллектива, социума на личность.

Бесспорно, Лев Выготский оказал значительное влияние на отечественную и мировую психологию, а также на смежные науки — педагогику, дефектологию, языкознание, искусствоведение, философию.

Ближайший друг и ученик Льва Семеновича Выготского А. Р. Лурия называл его гением и великим гуманистом XX в.

Выготский Л

М.: 2000 — 1008 с. (Серия "Мир психологии")

В книге собраны все основные работы выдающегося российского ученого, одного из наиболее авторитетных и известных психологов Льва Семеновича Выготского.

Структурное построение книги сделано с учетом программных требований к курсам «Общая психология» и «Возрастная психология» психологических факультетов вузов.

Для студентов, преподавателей и всех интересующихся вопросами психологии.

РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЯ

ИСТОРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА

РАЗДЕЛ II. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Три элемента реакции

Реакция и рефлекс

Наследственные и приобретенные реакции

Наследственные, или безусловные, рефлексы

Происхождение наследственных реакций

Учение об условных рефлексах

Сложные формы условных рефлексов

Важнейшие законы высшей нервной деятельности (поведения) человека

Законы торможения и растормаживания

Психика и реакция

Поведение животного и поведение человека

Сложение реакций в поведение

Принцип доминанты в поведении

Конституция человека в связи с его поведением

Соотношение инстинкта, рефлекса и разума

Инстинкты и биогенетические законы

Две крайности во взглядах на инстинкт

Инстинкт как механизм воспитания

Понятие о сублимации

Понятие об эмоциях

Биологическая природа эмоций

Психологическая природа эмоций

Психологическая природа внимания

Внутренняя и внешняя установка

Внимание и рассеянность

Биологическое значение установки

Внимание и привычка

Физиологический коррелят внимания

Работа внимания в целом

Внимание и апперцепция

Память и воображение: закрепление и воспроизведение реакций

Понятие о пластичности вещества

Психологическая природа памяти

Состав процесса памяти

Индивидуальные особенности памяти

Пределы развития памяти

Интерес и эмоциональная окраска

Забывание и ошибочное запоминание

Психологические функции памяти

Два типа воспроизведения

Мышление как особо сложная форма поведения

Двигательная природа мыслительных процессов

Сознательное поведение и воля

Анализ и синтез

Темперамент и характер

Строение тела и характер

Четыре типа темперамента

Проблема призвания и психотехника

Эндогенные и экзогенные черты характера

О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

СОЗНАНИЕ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ ПОВЕДЕНИЯ

ПСИХИКА, СОЗНАНИЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

Глава первая. Проблема и метод исследования

Глава вторая. Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. Пиаже

Глава третья. Проблема развития речи в учении В. Штерна

Глава четвертая. Генетические корни мышления и речи

Глава пятая. Экспериментальное исследование развития понятий

Глава шестая. Исследование развития научных понятий в детском возрасте

Глава седьмая. Мысль и слово

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ.

Глава вторая. Метод исследования

Глава третья. Анализ высших психических функций

Глава четвертая. Структура высших психических функций

Глава пятая. Генезис высших психических функций

Глава шестая. Развитие устной речи

Глава седьмая. Предыстория развития письменной речи

Глава восьмая. Развитие арифметических операций

Глава девятая. Овладение вниманием

Глава десятая. Развитие мнемических и мнемотехнических функций

Глава одиннадцатая. Развитие речи и мышления

Глава двенадцатая. Овладение собственным поведением

Глава тринадцатая. Воспитание высших форм поведения

Глава четырнадцатая. Проблема культурного возраста

Глава пятнадцатая. Заключение. Дальнейшие пути исследования. Развитие личности и мировоззрения ребенка

ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

Лекция вторая. Память и ее развитие в детском возрасте

Лекция третья. Мышление и его развитие в детском возрасте

Лекция четвертая. Эмоции и их развитие в детском возрасте

Лекция пятая. Воображение и его развитие в детском возрасте

Лекция шестая. Проблема воли и его развитие в детском возрасте

ОРУДИЕ И ЗНАК В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Эксперименты по практическому интеллекту ребенка

Функция речи в употреблении орудия. Проблема практического и вербального интеллекта

Речь и практическое действие в поведении ребенка

Развитие высших форм практической деятельности у ребенка

Путь развития в свете фактов

Функция социализированной и эгоцентрической речи

Изменение функции речи в практической деятельности

Глава вторая. Функция знаков в развитии высших психических процессов

Развитие высших форм восприятия

Разделение первичного единства сенсомоторных функций

Перестройка памяти и внимания

Произвольная структура высших психических функций

Глава третья. Знаковые операции и организация психических процессов

Проблема знака в формировании высших психических функций

Социальный генезис высших психических функций

Основные правила развития высших психических функций

Глава четвертая. Анализ знаковых операций ребенка

Структура знаковой операции

Генетический анализ знаковой операции

Дальнейшее развитие знаковых операций

Глава пятая. Методика изучения высших психических функций

Заключение. Проблема функциональных систем

Употребление орудий у животного и человека

Слово и действие

ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

1. Проблема возрастной периодизации детского развития

2. Структура и динамика возраста

3. Проблема возраста и динамика развития Младенческий возраст

1. Период новорожденное

2. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте

3. Генезис основного новообразования младенческого возраста

5. Основное новообразование младенческого возраста

Выготский Л

Структурное построение книги сделано с учетом программных требований к курсам «Общая психология» и «Возрастная психология» психологических факультетов вузов.

Для студентов, преподавателей и всех интересующихся вопросами психологии.

От составителей 2

ИСТОРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА

РАЗДЕЛ II. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

О поведении и реакции

Три элемента реакции

Реакция и рефлекс

Наследственные и приобретенные реакции

Наследственные, или безусловные, рефлексы

Происхождение наследственных реакций

Учение об условных рефлексах

Сложные формы условных рефлексов

Важнейшие законы высшей нервной деятельности (поведения) человека

Законы торможения и растормаживания

Психика и реакция

Поведение животного и поведение человека

Сложение реакций в поведение

Принцип доминанты в поведении

Конституция человека в связи с его поведением

Соотношение инстинкта, рефлекса и разума

Инстинкты и биогенетические законы

Две крайности во взглядах на инстинкт

Инстинкт как механизм воспитания

Понятие о сублимации

Понятие об эмоциях

Биологическая природа эмоций

Психологическая природа эмоций

Психологическая природа внимания

Внутренняя и внешняя установка

Внимание и рассеянность

Биологическое значение установки

Внимание и привычка

Физиологический коррелят внимания

Работа внимания в целом

Внимание и апперцепция

Память и воображение: закрепление и воспроизведение реакций

Понятие о пластичности вещества

Психологическая природа памяти

Состав процесса памяти

Индивидуальные особенности памяти

Пределы развития памяти

Интерес и эмоциональная окраска

Забывание и ошибочное запоминание

Психологические функции памяти

Два типа воспроизведения

Мышление как особо сложная форма поведения

Двигательная природа мыслительных процессов

Сознательное поведение и воля

Анализ и синтез

Темперамент и характер

Строение тела и характер

Четыре типа темперамента

Проблема призвания и психотехника

Эндогенные и экзогенные черты характера

О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

СОЗНАНИЕ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ ПОВЕДЕНИЯ

ПСИХИКА, СОЗНАНИЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Глава первая. Проблема и метод исследования

Глава вторая. Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. Пиаже

Глава третья. Проблема развития речи в учении В. Штерна

Глава четвертая. Генетические корни мышления и речи

Глава пятая. Экспериментальное исследование развития понятий

Глава шестая. Исследование развития научных понятий в детском возрасте

Глава седьмая. Мысль и слово

РАЗДЕЛ III. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Глава первая. Проблема развития высших психических функций

Глава вторая. Метод исследования

Глава третья. Анализ высших психических функций

Глава четвертая. Структура высших психических функций

Глава пятая. Генезис высших психических функций

Глава шестая. Развитие устной речи

Глава седьмая. Предыстория развития письменной речи

Глава восьмая. Развитие арифметических операций

Глава девятая. Овладение вниманием

Глава десятая. Развитие мнемических и мнемотехнических функций

Глава одиннадцатая. Развитие речи и мышления

Глава двенадцатая. Овладение собственным поведением

Глава тринадцатая. Воспитание высших форм поведения

Глава четырнадцатая. Проблема культурного возраста

Глава пятнадцатая. Заключение. Дальнейшие пути исследования. Развитие личности и мировоззрения ребенка

Лекция первая. Восприятие и его развитие в детском возрасте

Лекция вторая. Память и ее развитие в детском возрасте

Лекция третья. Мышление и его развитие в детском возрасте

Лекция четвертая. Эмоции и их развитие в детском возрасте

Лекция пятая. Воображение и его развитие в детском возрасте

Лекция шестая. Проблема воли и его развитие в детском возрасте

ОРУДИЕ И ЗНАК В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Глава первая. Проблема практического интеллекта в психологии животных и психологии ребенка

Эксперименты по практическому интеллекту ребенка

Функция речи в употреблении орудия. Проблема практического и вербального интеллекта

Речь и практическое действие в поведении ребенка

Развитие высших форм практической деятельности у ребенка

Путь развития в свете фактов

Функция социализированной и эгоцентрической речи

Изменение функции речи в практической деятельности

Глава вторая. Функция знаков в развитии высших психических процессов

Развитие высших форм восприятия

Разделение первичного единства сенсомоторных функций

Перестройка памяти и внимания

Произвольная структура высших психических функций

Глава третья. Знаковые операции и организация психических процессов

Проблема знака в формировании высших психических функций

Социальный генезис высших психических функций

Основные правила развития высших психических функций

Глава четвертая. Анализ знаковых операций ребенка

Структура знаковой операции

Генетический анализ знаковой операции

Дальнейшее развитие знаковых операций

Глава пятая. Методика изучения высших психических функций

Заключение. Проблема функциональных систем

Употребление орудий у животного и человека

Слово и действие

ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

1. Проблема возрастной периодизации детского развития

2. Структура и динамика возраста

3. Проблема возраста и динамика развития Младенческий возраст

1. Период новорожденное

2. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте

3. Генезис основного новообразования младенческого возраста

5. Основное новообразование младенческого возраста

6. Основные теории младенческого возраста

Кризис первого года жизни

Кризис трех лет

Кризис семи лет

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

Источники:
Вклад Льва Семёновича Выготского в психологию
Выготский родился 5 (17) ноября 1896 года в городе Орша вторым из восьмерых детей в семье банковского служащего, выпускника Харьковского коммерческого института Семёна Яковлевича Выготского и его
http://wiki.uspi.ru/index.php/%D0%92%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4_%D0%9B%D1%8C%D0%B2%D0%B0_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%B0_%D0%92%D1%8B%D0%B3%D0%BE%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B2_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8E
Выготский психология
Скачать: Психология. Выготский Л.С. (pdf)
http://www.alleng.ru/d/psy/psy100.htm
Психология — Выготский Л
Скачать бесплатно pdf, djvu и купить бумажную книгу: Психология. Автор: Выготский Л.С. 2000. В книге собраны все основные работы выдающегося российского ученого, одного из наиболее авторитетных и известных психологов Льва Семеновича Выготского. Структурное построение книги сделано с учетом программных требований к курсам «Общая психология» и «Возрастная психология» психологических факультетов вузов. Для студентов, преподавателей и всех интересующихся вопросами психологии. Лев Семенович Выготский (1896-1934) — выдающийся отечественный психолог, автор большого числа работ, оказывающих влияние
http://nashol.com/2011052855261/psihologiya-vigotskii-l-s.html

COMMENTS