Православная психология

Православная психология

Русская православная психология – что это за явление, зачем нужны православные психологи? И какое отношение Церкви к психологии? Ответы в нашей статье!

Нужно ли со своими «болячками» идти к психологу? Особенно если ты — верующий православный христианин? Если есть священники, Церковь, Евангелие и святоотеческое наследие, зачем еще нужна психология?

Все мы знаем, что в вопросах веры ничто так не ценно, как опыт. Поэтому, пытаясь ответить на вопрос «Нужна ли православному психология?», в первую очередь оглядываешься на реальный опыт своих близких. А он разный.

У одной из моих верующих, православных подруг была невыносимого характера и нрава сестра-подросток. Не получая от матери или сестры желаемого, кидалась утюгами, будильниками, громила мебель. В том, что подруга не преувеличивает, мы и сами убедились, когда однажды она привезла ее в нашу подмосковную общину при храме, куда мы съезжались на субботу-воскресенье под крыло своего духовника. До метания утюгов и будильников дело не дошло, но по речам и мелким поступкам, по увлеченному передразниванию взрослых было заметно, что подросток явно без тормозов. «Для меня нет авторитетов» — сквозило в бесшабашном ее тоне.

Дело дошло до того, что чрезвычайно умудренный, хорошо нас знающий священник однажды даже благословил Машу в период особо неукротимого буйства сестры… вызывать домой милицию.

Маша уходила от родных, чтобы не сталкиваться с сестрой, жила у друзей. Потом наше общение стало не таким тесным, а когда спустя какое-то время, встретившись, мы поинтересовались у Маши, в каком состоянии сестра, оказалось, что метательница утюгов и будильников — отличница юридической академии и уже давно не тиранит семью. «Что же произошло?!» — ахнули мы. «Я сводила ее к психологу в православный центр. Она с ней, видимо, точно и убедительно поговорила, и — как отрезало. Сестре вдруг стало все понятно и про себя, и про последствия своего поведения».

«Может быть, девочка «переросла» свое буйство, вышла из трудного подросткового возраста?» — не доверяли мы Машиному рассказу. «И это могло сказаться, — отвечала Маша, — но именно разговор с психологом оказался для нас тем самым ключом, который открыл ей дверь понимания — и себя, и других».

А вот совсем другая история. Еще одна моя знакомая, верующий человек, без особой нужды, ради любопытства к внутреннему миру стала ходить к давно знакомому и когда-то сыгравшему хорошую роль в ее жизни психологу на что-то вроде психоаналитических сеансов.

Над нею посмеивались даже неверующие — смотрите, она и на исповедь ходит, и к психоаналитику. Подруга поясняла: исповедь — целительное Таинство, а встречи с психологом — что-то вроде перестройки душевной архитектуры. Ей казалось, что они с ее знакомым психологом хорошие «прорабы» этой перестройки.

Спустя три года после начала этого интеллектуального и душевного приключения я встретила ее в состоянии мучительного кризиса. Она попала в тяжелые испытания, несчастья преследовали ее и ее родных, и она забыла обо всем на свете, кроме молитвы, постов, Церкви. На мой вопрос о психологе замахала руками: «Все это игрушки. И я не уверена, не опасные ли». Прочитав удивление в моих глазах, уточнила: «Я передоверилась тому психологу, он сказал, что мы занимаемся с ним “психодрамой”, а на поверку оказалось — чем-то непонятным. Похоже, он применял ко мне полугипнотические практики, а след этих практик я, несмотря на университетское образование и всегдашний интерес к гуманитарным текстам и практикам, сейчас не могу “считать”».

Та плотность боли и тот мучительный опыт реальных событий и переживаний, через которые моя подруга прошла потом, не оставил камня на камне от интереса к такого рода практической психологии, а подозрение к ней — оставил.

«Мне кажется, я развинтила себе душу этими странными самокопаниями и фантазиями, а когда пришли реальные испытания, встретила их в ослабленном состоянии, и чуть не погибла. В конце концов, Господь дает каждому то устроение души, которое дает. Надо терпеть в том числе и свои психологические слабости», — такую позицию заняла она в итоге.

Она не согласилась даже с моим соображением, что опасны, скорее всего, вот такие психоаналитические методы смутной духовной этимологии, ну а уж обычный-то разговор с хорошо образованным психологом — дело полезное. «Все нам дано, все у нас есть — в духовном опыте святых отцов. А психология — это “лабиринт, из которого нет выхода”».

Почему для кого-то психология становится нитью Ариадны, выводящей из лабиринта трудностей, а для кого-то — самим лабиринтом?

Сказать ли психологии решительное православное «нет»? Но не поскальзываемся ли мы тут на том самом обскурантизме, на который много раз указывала русская интеллигенция, говоря о церковном опыте?

Ведь у психологов в арсенале немало практических навыков. Недаром же на всех пресс-конференциях в дни напряженного поиска решений «что же делать с сидельцами пензенского оврага?» рядом со священниками сидела психолог и говорила дельные вещи. И из сект, все знают, людей лучше вытаскивать, опираясь на помощь профессионального психолога.

Ну и в конце концов: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Психология как идея фикс, как нечто формирующее предельный мировоззренческий горизонт — вот это уже, может быть, «превышение полномочий». А психология как опыт, как умное профессиональное знание — почему нет? Было бы большой гордостью пренебрегать и психологической культурой. Если, конечно, это не попытка вогнать в культурный слой нашей жизни бетонный раствор хамства и эпатажа.

Но всячески «снимая шляпу» перед психологической культурой, я бы, честно говоря, медлила восторги, когда речь заходит о психологии как таковой.

Конечно, любой предмет во всем великолепии своих глубоких смыслов предстает отнюдь не в учебниках. Честь всякой науки составляют авторы, первооткрыватели законов. И вот тут надо, мне кажется, заметить еще одну ахиллесову пяту психологии как науки — отсутствие жестких законов, если речь не идет о рефлексах и собаках Павлова. И присутствие авторов — часто ярких, но очень субъективных. В вершинах своих психология — это как раз набор ярких и противоречащих друг другу в позициях и взглядах фигур. Мне кажется, неискушенному легко оказаться в дебрях, может быть и весьма соблазнительных.

Спор одного из психологических столпов века Зигмунда Фрейда с религиозными основаниями наших мировоззрений меня лично и не страшит, и не отталкивает. Не страшит, потому что всякие системные наезды такого рода внутри нашей души и головы быстро рушатся. Это как интеллектуальная закалка. А не отталкивает, потому что, например, из лекций известного современного христианского философа Владимира Бибихина, ученика Лосева, я знаю о последнем развороте Фрейда в сторону религии. Просто этот разворот не успел отлиться в тексты, но все, что говорит о его духовном итоге Бибихин, цитируя Фрейда, мне кажется убедительным.

Однако молодой зеленый ум, руководимый страстью к оригинальности и ниспровергательству, склонный к шоку и эпатажу, вполне может вписать позиции Фрейда в число излюбленных постулатов. И тут, конечно, встает вопрос о том, не приготовляют ли такого рода позиции человеческую душу, ту самую, которая, как мы любим повторять вслед за Тертуллианом, по природе своей христианка, — к инфицированию грехом?

Вопрос о соблазнах — духовных, мыслительных — почти всегда будет вставать, когда речь будет заходить о постижении психологии, ее теориях и теоретиках.

Православная психология — что это?

Курсы повышения квалификации: "Православная психология и психотерапия" в НМЦ ПП "ПРОСОПОН"

"Да будут едино, как Мы Едино" (Ин 17;22)

международной конференции предполагается в августе 2017 г. Отбор статей для

публикации будет проведен оргкомитетом и редакционной коллегией. Cборникстатей VII-ой Международной научно-практическойконференции в течение сентября 2017 г. будет направлен автору по указанному в

книг, информационных листов о деятельности вашей организации, а также видео,

аудио, слайд-материалов. 4.Контакты:690002,г.Владивосток, пр. Острякова 2, ТГМУ, факультет общественного здоровья,

оргкомитет конференции «Психологическаябезопасность личности в экстремальных условиях и кризисных ситуациях

жизнедеятельности».Секретарьоргкомитета конференции – 8 (914) 790-25-76Волкова Екатерина Евгеньевна. [ b]Ильина Ирина Сергеевна[/b]

  • по скайп :prosopon111!Наши специалисты обязательно окажут Вам психологическую помощь!

    или просто интересуется психологией как наукой о человеческой душе!

    Данный портал создан специально для Вас! Наша Ассоциация (РАПП) была организована около двух лет назад и за это время на проекте

    Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета ,

    Российского Православного Института Культуры(РПИК) и

    Института Профессиональных Инноваций г. Москвы.

    На наш портал также обращаются люди, которые хотят получить консультацию православного психолога по различным сложным жизненным ситуациям и наши специалисты стараются им помогать, используя современные технологии коммуникации. Мы будем рады, если и Вы как специалист психолог, найдете здесь своих клиентов и сможете проводить с ними как дистанционную работу, так и очные консультации.

    Всех специалистов, которые исповедуют православную веру, христианские ценности, опираются на духовный святоотеческий опыт и церковные традиции ,а также тех, кто желает повысить квалификацию, изучать и применять православный подход в психологической практике, приглашаем зарегистрироваться на нашем сайте пройдя по ссылке

    Если Вы уже имеете высшее образование в гуманитарной сфере и хотели бы получить дополнительные знания в области психологии и приобрести практические навыки православного подхода в практике психологического консультирования и психотерапии,

    то зарегистрировавшись на нашем портале, Вы сможет записаться на

    "Православная психология и психотерапия"!

    см. также Как поступить на наши курсы!

    Если Вы хотите получить квалифицированную помощь православного специалиста психолога,Вы может пройти несложную

    процедуру регистрации на нашем проекте, пройдя по ссылке Зарегистрироватья ( в верхнем правом углу сайта) или напишите нам, с помощью формы ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ, которую Вы найдете в верхнем горизонтальном меню в пункте

    Наши специалисты с радостью готовы ответить на Ваш вопрос через сайт или по телефону, а при

    Источники:
    Православная психология — что это?
    Русская православная психология — что это за явление, зачем нужны православные психологи? И какое отношение Церкви к психологии? Ответы в нашей статье!
    http://www.pravmir.ru/k-chemu-pravoslavnym-psixologi/
    Православная психология
    Курсы повышения квалификации: "Православная психология и психотерапия" в НМЦ ПП "ПРОСОПОН" "Да будут едино, как Мы Едино" (Ин 17;22) международной
    http://www.psyho-terra.ru/

    (Visited 2 times, 1 visits today)
  • Популярные записи:

    Обмани меня, Я крепко сплю. О мужчине, с которым я сейчас встречаюсь,… (1)

    Вот доказательства того, что Ты Мудрая женщина, а не умная Ольга Валяева в статье «Все беды женщин от ума… И… (1)

    Совместное занятие с родителями Сайт для воспитателей детских садов Меню блога Оплата Конспект совместного… (1)

    Что значит — быть лучшей подругой? Не бойся меняться! Она легко находит общий язык даже с… (1)

    Муж ушел к женщине старше Муж ушёл к женщине старше по возрастуэто все из за… (1)

    COMMENTS