Агрессивность — причины, признаки, коррекция и лечение агрессивности

Агрессивное поведение у ребенка: что делать родителям

Агрессивный ребёнок – не редкое явление в современном мире.

К сожалению, для многих родителей это большая беда, с которой они сталкиваются дома при воспитании своего ребёнка, а также в детском коллективе, когда их любимый малыш находится на одной территории с ребёнком, проявляющим агрессию.

«Чем опасна агрессия?», «Как помочь ребёнку с агрессивным поведением?» – на эти и другие вопросы мы попробуем ответить в данной статье.

Содержание:

  • Портрет агрессивного ребенка
  • Виды агрессии
  • Как понять, что ваш ребенок агрессивно себя ведет: симптомы и признаки
    • Диагностика
  • Проявление агрессии в разном возрасте
  • Причины детской агрессии
  • Как бороться с детской агрессией – советы психолога
    • Ошибки родителей
  • Рекомендации родителям агрессивного ребенка

Портрет агрессивного ребенка

Не заметить ребёнка с агрессивным поведением довольно сложно. Часто это драчливый и грубый ребёнок, который может напасть и ударить сверстника или родителей, ломающий игрушки, кричащий или целенаправленно употребляющий грубые выражения.

Агрессивный ребёнок становится большой проблемой для родителей, воспитателей, учителей. Такого «сложного» ребёнка очень трудно принять, и ещё сложнее понять, в чём причина такого поведения.

Агрессивное поведение детей – это «крик о помощи» и своеобразный метод привлечения внимания. Такой ребёнок «сигнализирует» о том, что он нуждается в любви и ласке, понимании и принятии. С помощью агрессии он даёт понять, что испытывает внутренний дискомфорт, что чувствует себя отверженным и забытым.

Безразличие и жестокость со стороны родителей могут приводить к проблемам в детско-родительских отношениях, итогом которых становится уверенность ребёнка в том, что его не любят. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию и «заслужить» любовь родителей, дети пытаются привлечь их внимание любым способом, в том числе и агрессивным поведением. Если ребёнок чувствует, что уязвим, если он не уверен в себе, если он не может влиться в детский коллектив и почувствовать себя там «своим», то и агрессия со стороны такого ребёнка не заставит себя долго ждать.

Такие дети чаще всего не могут оценить свою агрессивность, они не замечают, что такая форма поведения приводит к каким-то негативным последствиям. Они тревожны, пугливы, им кажется, что весь мир настроен против них.

Очень важно, чтобы родители и педагоги понимали, чем отличается «агрессия» и «агрессивность»:

  1. Агрессия – это «разовый» поступок ребёнка, который нарушает морально-этические нормы и может привести к причинению морального или физического вреда окружающим.
  2. Агрессивность – это форма поведения, которая со временем становится «привычной».

Виды агрессии

Среди видов агрессии можно выделить следующие:

Вербальная агрессия

Этот вид агрессии проявляется в словесной форме: повышенный тон разговора, переходящий на крик, оскорбления и унижения, возможны даже угрозы.

Физическая агрессия

Данный вид агрессии проявляется в конкретном физическом воздействии по отношении к какому-либо лицу или причинении ущерба чужому имуществу: укусы, побои, повреждение различных вещей, техники и т.д.

Прямая агрессия

Вид агрессии, который направлен на определённый объект.

Косвенная (непрямая) агрессия

С помощью этого вида агрессии ребёнок может сплетничать, использовать злобные шутки, провоцировать.

Аутоагрессия

Этот вид агрессии, который ребёнок использует против самого себя. Проявляется в выдирании волос, ресниц, бровей, обгрызании ногтей, частой травматизации.

Как понять, что ваш ребенок агрессивно себя ведет: симптомы и признаки, диагностика

На что же следует обратить внимание родителей в поведении ребёнка:

  • ребёнок не может контролировать свои слова, действия, эмоции, поведение в целом. В редких случаях может пытаться взять под контроль своё поведение, но, ни чего из этого не выходит;
  • ребёнок часто ругается с ровесниками и взрослыми, целенаправленно вступает с ними в споры и выясняет отношения;
  • ломает игрушки, рушит строения, выполненные другими; любит портить вещи других и при этом получает явное удовольствие;
  • не реагирует на просьбы, указания и нарушает установленные правила;
  • намеренно совершает «плохие» поступки, чтобы вызвать негативную реакцию;
  • помнит об обиде и обидчике, зачастую хочет отомстить обидчику;
  • не может признавать свои ошибки, всегда пытается оправдаться или обвинить другого.

Для детей, особенно дошкольного возраста, свойственно непослушание. Если на это есть серьёзная причина (несправедливое наказание, обида), то злость ребёнка и его агрессия вполне оправдана, и в таких случаях считается абсолютно нормальной реакцией ребёнка.

Родителям стоит принимать меры только в том случае, если они замечают у своего ребёнка как минимум несколько признаков из вышеперечисленных регулярно (от шести месяцев).

Диагностика

При возникновении сомнения относительно уровня агрессии ребёнка, родителям следует обратить особое внимание на его рисунки, ведь они могут быть очень информативными. Возможно, пришло время обратиться за помощью в случаях, если ребёнок:

  • изображает себя в виде маленькой фигуры (относительно других объектов, находящихся на рисунке);
  • рисует себя в «закрытой» позой (вытянутая, угловатая фигура с прижатыми к телу или спрятанными за спину руками);
  • рисует себя с большими глазами, с чётко прорисованными зрачками;
  • чётко прорисовывает зубы и ногти;
  • рисует оружие;
  • пожар;
  • огромные руки, кулаки;
  • регулярно «забывает» нарисовать кого-то из членов семьи или оставляет эту фигуру не раскрашенной;
  • если на рисунке много исправлений;
  • линии рисунка слабые или нет чётких контуров.

Диагностику агрессивного поведения ребёнка должны проводить специалисты (психолог, психотерапевт, невропатолог). Главная цель такого диагностирования – выяснить причину агрессивного поведения, понять зачем, почему и от чего он защищается. Также следует прояснить, какие есть «ресурсы» у данного ребёнка, на них можно будет «опереться» в решении данной проблемы.

Проявление агрессии в разном возрасте

Проявление агрессии у детей можно увидеть на разных возрастных этапах:

Младенчество

Младенцы проявляют свою агрессию, когда голодны, испытывают боль, дискомфорт, находятся в неудобном положении.

Раннее детство

Маленькие дети склонны к проявлению агрессии:

  • к взрослому и связано это с достижением какой-либо цели;
  • к новорождённому брату, сестре, так как обостряется чувство страха потерять материнскую любовь, чувство ревности;
  • после кризиса трёх лет агрессия обычно «притухает».

Дошкольный возраст

Появляется враждебность к сверстникам. Агрессия может проявляться как реакция на обиду.

Школьный возраст

В этом возрасте агрессия проявляется чаще всего в вербальной форме для защиты своих интересов (оскорбления, ругательства) или для выхода из изоляции. Через агрессию школьник может выражать обиду и страх.

Подростковый возраст

В подростковом периоде проявление агрессии носит показательный характер: «Я взрослый и могу себе это позволить!». Чаще всего агрессию проявляют лидеры и/или аутсайдеры, так как агрессия в этом периоде тесно связана с общением со сверстниками.

Причины детской агрессии

Эмоциональная бездна

Если у родителей и ребёнка не установлена или утрачена положительная эмоциональная связь, если родители решают свои проблемы между собой очень бурно и эмоционально, и крайний вариант – винят ребёнка в своих проблемах, то это может привести к появлению и закреплению агрессии в поведении детей.

Здесь возможны два варианта развития событий, ведущие к агрессии:

  1. Подражание. Когда агрессия воспринимается как допустимый вариант поведения и усвоенный способ решения проблем.
  2. Утрата надежной привязанности (когда нет контакта). Если контакт родителя и ребёнка утрачен или он не был установлен с самого начала, проявление агрессии в поведении ребёнка не заставит себя долго ждать.

Неуважение к личности ребёнка

Если взрослый (особенно родители) позволяет себе оскорбления, унижения, некорректные высказывания в сторону маленького человека, то это приводит к развитию глубоких комплексов. Итогом такого общения может стать не только агрессия, но и вспышки сильнейшей ярости.

Низкая самооценка

Одной из причин агрессивного поведения ребёнка может быть низкая самооценка.

Если ребёнок не уверен в себе, то в он не уверен и в окружающих. Низкая самооценка «рисует» в воображении опасность, которая может исходить от ровесников, родителей, педагогов. В подобных случаях ребёнок не дожидаясь, когда его обидят, начинает вести себя агрессивно сам, предупреждая таким образом придуманную атаку «из вне».

Если у таких детей на фоне заниженной/низкой самооценки нет возможности получить эмоциональную поддержку от родителей, то есть вероятность, что ребёнок сделает выбор в пользу агрессивной формы поведения.

Гипер и гипоопека

Полное отсутствие контроля, как и его чрезмерное проявление, несут в себе большую опасность влияния на формы поведения ребёнка и в частности на уровень проявления агрессивного поведения. Чрезмерность контроля со стороны родителей может порождать страх, тревогу, которые аккумулируясь в ребёнке, приведут к неизбежному протесту против существующих правил. Часто это происходит именно в форме агрессии.

Дайте ребёнку больше свободы, обеспечивая при этом его полную безопасность. Установите приложение “Где Мои Дети” из магазинов AppStore и GooglePlay.

Быть лучшим

Желание быть лучшим среди сверстников часто подталкивает детей к проявлению агрессивной формы поведения.

Современные герои мультфильмов, художественных и документальных фильмов, компьютерных игр, вне зависимости от того – положительные они или отрицательные, несут в себе агрессию. Часто на экранах мы видим применение силового вмешательства в якобы «благих» целях. Взрослые понимают, что это – крайний вариант выхода их ситуации, ребёнок же считывает это послание призывом действовать подобным образом в любых ситуациях. Этот путь они считают самым удобным в достижении определённого статуса среди сверстников.

В таких случаях важно объяснить ребёнку, что есть разные пути достижения статуса лидера: например, через способности и увлечения.

«Такой, как все»

В настоящее время ребёнок, попадая в тот или иной социум, детский коллектив видит различные варианты поведения. Если в классе «поддерживается» агрессивное поведение, то ребёнку, дабы не выделяться и не быть аутсайдером проще надеть «маску агрессии», нежели бороться с подобными «нормами». Давление, которое оказывает на ребёнка класс, можно сравнивать с феноменом толпы – противостоять такому давлению сложно даже взрослому человеку, не говоря уже о детях.

Не следует забывать и о таких причинах, как переутомление, запрет на физическую активность, чрезмерное употребление некоторых продуктов питания (шоколад, кофеин и др.), температура воздуха, уровень шума и т.д.

Как бороться с детской агрессией – советы психолога

Родителю нужно знать некоторые истины, которые помогут ему в борьбе с агрессией ребёнка:

Выход, а не подавление

Всегда важно давать выход эмоциям, не «зажимая» их и не «подавляя».

Этому должны научиться сами родители, а уже потом научить этому своих детей. Если вы злитесь, то не бойтесь говорить об этом своему ребёнку. Это нормально. Таким образом, вы проговариваете проблему, и вам становится легче. Параллельно вы показываете ребёнку, что и он может так делать – говорить о том, что ему не нравится, что он зол или чем-то расстроен. Постепенно ребёнок освоит этот «манёвр» и поймёт, что гораздо легче говорить о проблеме, нежели пытаться привлечь внимание своим ужасным поведением.

Правильный пример

Важно, чтобы ваши слова ни расходились с вашими действиями. Отдавайте себе в этом отчёт. Не требуете от ребёнка того, чего не можете выполнить сами.

Если вы хотите, что бы ребёнок экологично выражал свои эмоции, обратите внимание на то, как делает это его окружение, и прежде всего, вы – родители.

Если у вас сложности с выражением своей агрессии и вы не можете «принимать» агрессивное поведение своего ребёнка, то возможно, стоит обратиться к психологу.

Агрессия неминуема

Если «приступ» агрессии уже начался, ребёнок кричит, пытается ударить, то лучший вариант – крепкие объятия. Когда он успокоится, вы можете сказать, что готовы выслушать его всегда, когда ему плохо. Беседовать с ребёнком в такие моменты лучше без посторонних и без эмоционально окрашенных слов и выражений.

Способы коррекции агрессивного поведения

Всех родителей, столкнувшихся с агрессивным поведением ребёнка интересует вопрос: «Как правильно подойти к коррекции такого поведения?»

Следует отметить: для того чтобы был виден устойчивый результат работы, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический характер, а постоянный и комплексный.

К наиболее популярным способам коррекции агрессивного поведения, особенно в дошкольном возрасте, можно отнести арттерапию во всём её многообразии:

  • изотерапия (можно использовать различные способы рисования: кляксотерапия, рисование пальчиками, ладонями, стопами);
  • песочная терапия;
  • глинотерапия;
  • куклотерапия (можно приобрести или сшить самим куклы для кукольного или пальчикового театра, изготовить бумажные фигурки для настольного театра);
  • сказкотерапия (сочинение сказок самим ребёнком и для ребёнка. Важно предлагать для ребёнка роль с позитивной силовой характеристикой, к примеру: рыцари, богатыри и др);
  • танцевальная терапия и др.

Следует обратить внимание на подвижные игры, способствующие снятию напряжения и нейтрализации агрессии; игры на развитие коммуникации ребёнка и позитивной модели поведения, игры на развитие эмпатии и релаксационной направленности.

Для выхода накопившейся агрессии ребёнку можно предложить:

– комкать и рвать бумагу;

– подраться с подушкой или боксёрской грушей;

– использовать «мешочек / стаканчик для криков»;

– использовать надувные дубинки, водяной пистолет, батут;

– пинать ногой консервную банку;

– втирать пластилин в картон.

Ошибки родителей

На формирование и закрепление агрессивного поведения детей могут влиять следующие факторы:

  • низкая степень сплочённости семьи;
  • неадекватный стиль семейного воспитания (гипоопека, гиперопека);
  • разные стили воспитания у родителей;
  • демонстрация модели агрессивного поведения (родителей к детям, отца к матери и др.);
  • поощрение агрессивных тенденций в поведении детей;
  • равнодушное отношение к социальной успешности ребёнка;
  • применение физических наказаний;
  • угрозы, «вербальное насилие»;
  • введение каких-либо ограничений;
  • полное отсутствие поощрения;
  • дефицит внимания на воспитание и внутрисемейное общение;
  • чрезмерный контроль / отсутствие контроля;
  • отсутствие эмоционального контакта;
  • недооценка роли личного примера родителей;
  • «жизнь ради детей»;
  • неконтролируемое использование гаджетов.

Рекомендации родителям агрессивного ребенка

  1. Нельзя запрещать ребёнку выражать негативные эмоции. Подчеркивайте, что любые эмоции – это нормально!
  2. Помогите ребёнку найти способ для «экологичного» выражения агрессии (это может быть спортивная секция, подвижные игры).
  3. Разговаривайте с ребёнком, спрашивайте о том, что его беспокоит.
  4. Повышайте самооценку ребёнка: хвалите за его «сильные» стороны, подчёркивайте достоинства.
  5. Снижайте уровень критики.
  6. Постарайтесь исключить или минимизировать агрессию из окружающего мира ребёнка (наказания, ТВ и компьютерные игры с агрессивными акцентами, грубые фразы в разговоре).
  7. Старайтесь общаться из позиции «на равных».
  8. Следите, чтобы ваши слова ни расходились с делом (к примеру: говорим о недопустимости применения нецензурных слов, а сами их применяем).
  9. Развивайте коммуникативные навыки ребёнка.

Агрессивность - причины, признаки, коррекция и лечение агрессивности
findmykids.org

Агрессия- ее причины и способы коррекции. Обобщение накопленного материала и опыта работы.
статья по теме

В статье собраны и обобщены материалы разных авторов по вопросу агрессивности подрастающего поколения. Не секрет, что в последние годы агрессивность населения возрастает. Что это- естественная защитная реакция от реалий мира или аномалия? В каждом случае моей практики причины индивидуальны, а вот проявления очень похожи. И работать с детьми необходимо применяя индивидуальный подход, не возможно ко всем применять один и тот же подход. В конце статья приведены психологические игры, которые применяются для коррекции агрессивного поведения детей разного возраста.

Скачать:

Предварительный просмотр:

АГРЕССИЯ – ЕЕ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ

Агрессия- норма жизни?

Агрессия как защитная реакция в наши дни и в нашей реальности совершенно нормальное явление. Лишенному здоровой агрессии ребенку приходится трудно. Если в детском саду от нападок агрессивных детей его защитит воспитатель, то в школе он рискует стать «козлом отпущения». Абсолютное отсутствие агрессии- также плохо, как и ее избыток (пассивные, ведомые дети, подчиняющиеся мнению большинства). Агрессивные тенденции заложены в самой природе человека. Так называемую «ситуативную» агрессию может проявить любой, даже самый неагрессивный. Агрессия в момент опасности- средство самозащиты от внешней агрессии.

Хотите знать, насколько вы подвержены агрессии? Тогда проведите простой психологический тест. Попробуйте представить, как бы вы поступили в такой ситуации:

В час пик вы едите в автобусе на ответственную встречу в парадном костюме. Автобус переполнен. И в один далеко не прекрасный для вас момент мимо протискивается крупногабаритная дама с огромной хозяйственной авоськой. Авоська весьма ощутимо шлепает вас по колену, вы смотрите вниз, и, о ужас, видите, что на вашем безупречном светлом костюме расплылось отвратительное жирное пятно…

  1. Взвиваетесь и начинаете, не стесняясь в выражениях, ругать противную тетку, изгадившую ваш костюм и порушившую всю вашу жизнь;
  2. Выхватываете авоську и одеваете на голову злокозненной даме, чтобы ей и впредь неповадно было;
  3. Звоните по мобильному телефону родственникам и умоляете их срочно привезти вам другой костюм;
  4. Отменяете встречу, решив, что в таком виде вам ничего не светит.

Если вы выбрали вариант 1 или 2, вы, несомненно, человек агрессивный. Вариант 3 показывает полное отсутствие в вас агрессии. А вариант 4 говорит о том, что агрессию вы направляете, прежде всего, против себя, часто действуя в тяжелых для вас ситуациях по принципу «чем хуже, тем лучше».

Само слово «агрессия» не всегда употребляется нами в истинном его значении. Агрессия- это не эмоция, не мотив и не установка. Агрессия- это модель поведения. И закладывается она еще в раннем детстве. В таком раннем, что трудно даже поверить.

Например, женщина на последнем месяце беременности, которая, ощутив идущие изнутри толчки малыша, говорит сердито: «Перестань пинаться!». Или другая, которая скажет: «Как ты здорово играешь малыш! Расти, играй! Постарайся только, пожалуйста, в следующий раз не делать маме так больно».

Ребенок наши слова слышит! И в первом случае малыш имеет больше шансов стать агрессивным, чем во втором.

Другой источник агрессии- игнорирование плача ребенка во младенчестве. В этом возрасте у ребенка еще нет капризов! Ребенку необходимо наше внимание, чтобы убеждаться еще и еще раз, что его любят. Любви никогда не бывает много. И если мы не подходим- ребенок считает, что он никому не нужен. Он не ощущает себя в безопасности, он постепенно теряет доверие к окружающему его миру. Ребенок, не имея базового доверия к миру, будет стараться завоевать свое место под солнцем, добиваться признания другими способами!

С другой стороны, поведение родителей не всегда гарантирует отсутствие агрессии в ребенке. Она может вызываться самыми разными причинами, в том числе и свойствами темперамента малыша.

С 1,8гг. до 3 лет проявления агрессии связаны с желанием все делать самостоятельно: ходить, одеваться, кушать и т.д. Могут возникать вспышки агрессии от осознания собственного бессилия или неумения что-то сделать. Успокоить ребенка можно, поняв причину, спровоцировавшую агрессивность, и по возможности устранив ее. Лучшее, что могут сделать мудрые взрослые в это время, — терпеливо помочь малышу стать самостоятельным.

В 3-4 года наступает т.н. «кризис трех лет». Период осознания своей обособленности, непохожести, неповторимости, когда ребенок стремится защитить и отстоять свое собственное Я. Взрослые часто сталкиваются с проявлениями «немотивированной» (с нашей точки зрения) агрессивности, которые можно считать нормой. Часто это выражение протеста, когда ребенка что-то не устраивает, и он хочет это изменить, но пока еще не знает как. Злость чаще всего порождается бессилием. И она предпочтительнее, чем слезы и жалобы.

Если бы в человеке не было необходимой доли агрессивности, то не было бы в нем и инициативы и воли к победе, готовности к борьбе.

В целом детская агрессивность является обратной стороной беззащитности. Если ребенок чувствует себя незащищенным (его потребности в безопасности и любви не получают удовлетворения), в его душе рождаются многочисленные страхи. Стремясь справиться со своими страхами, ребенок прибегает к защитно-агрессивному поведению.

Таким образом агрессивное поведение- достаточно обычное явление для детского возраста. Более того, в процессе социализации личности она выполняет ряд важных функций- способствует адаптации, освобождает от страха.

В целом для развития личности ребенка опасны не столько сами агрессивные проявления, сколько их результат и неправильная реакция окружающих. Когда насилие дает внимание, власть, признание и другие привилегии, у детей с большой вероятностью формируется поведение, основанное на культе силы.

Варианты детской агрессивности:

  1. Импульсивно-демонстративное . Это дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания. Добившись внимания, они успокаиваются и прекращают свои действия. Агрессия носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер, отличается ситуативностью.
  2. Нормативно-инструментальная. Это дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. Агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели. Дети стремятся занять лидирующие позиции, подчиняя и подавляя других. У них часто встречается прямая физическая агрессия.
  3. Целенаправленно-враждебная . Это дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Большую часть составляет прямое физическое воздействие, отличается особой жестокостью и хладнокровием. Чувство вины и раскаяние отсутствуют. Нормы и правила открыто игнорируются.

Причины детской агрессивности.

  1. Неприятие детей родителями — одна из базовых причин агрессивности, и не только детской (нежеланный ребенок). Дети пытаются завоевать столь необходимую для них родительскую любовь и, как правило, делают это довольно агрессивно.
  2. Безразличие или враждебность со стороны родителей . Следует заметить, что поведение ребенка дошкольного возраста дома существенно зависит от эмоционального климата в семье. А детская группа, в свою очередь, становится зеркальным отражением внутреннего состояния воспитателя.
  3. Разрушение эмоциональных связей в семье — либо ребенок живет в постоянном напряжении из-за нестабильности в доме и конфликтов между двумя самыми близкими ему людьми. Либо он черствеет душой и приобретает опыт использования ситуации в своих целях- прекрасный будущий манипулятор. Любая ситуация, где они должны чем-то пожертвовать, вызывает резкие проявления агрессивного поведения.
  4. Неуважение к личности ребенка . Агрессивная реакция может быть вызвана некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанные публично, порождают в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывают неуверенность в себе и в своих силах.
  5. Чрезмерный контроль или полное отсутствие его . Подавленный гнев, как джин из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу. И его последствия, с точки зрения стороннего наблюдателя, будут тем страшнее и неадекватнее, чем дольше он копился. Агрессия- это завуалированный протест против существующего положения вещей, непринятие ребенком ситуации подчинения, выражение несогласия с запретами. Его защита- это нападение (особенно на тех, кто не может ответить). Ребенок защищается от окружающего мира даже тогда, когда никто и не думает на него нападать. Чем жестче установленные в доме правила, тем агрессивнее может быть поведение ребенка вне дома.
  6. Избыток или недостаток внимания со стороны родителей . Стремление родителей угодить малышу и предугадать каждое его желание оборачивается против них. Если родители не исполняют очередной каприз такого дитяти, они получают в ответ вспышку агрессии. Не купили игрушку- я на пол упаду и буду орать на зло вам до посинения; не дали мне папиным ножом поиграть, я вам ножницами занавески порежу. У детей вечно занятых родителей агрессия- способ привлечь у себе внимание, любое, даже негативное.
  7. Запрет на физическую активность . Агрессия обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая не может исчезать бесследно. Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, то разрядка наступит дома, к вечеру. И если снова попытаться поставить его по стойке смирно, то ребенок, скорее всего, станет не только агрессивным, но и совершенно неуправляемым, и дело закончится неконтролируемой длительной истерикой. Остается только напомнить бессмертный совет Карлосона: «Спокойствие, только спокойствие!».

В детском саду активный ребенок часто становится объектом жалобы со стороны других детей, их родителей, воспитателей. Не принимайте поспешных решений о наказании, поговорите с ребенком, постарайтесь узнать истинную причину его агрессивного поведения. Может быть кто-то исподтишка обижает вашего ребенка, а он не умеет еще правильно реагировать на ситуацию, поэтому дерется и ломает игрушки.

  1. Отказ в праве на личную свободу. Ребенку требуется свое место под солнцем и уверенность в неприкосновенности всего того, что принадлежит лично ему. Ему необходима свобода, чтобы он научился самостоятельно принимать свои решения и отвечать за них.
  1. Подсознательное ожидание опасности. Отсутствие базовой уверенности и доверия к миру- целый комплекс страхов.
  2. Неуверенность в собственной безопасности. Семья и дом не дают ему защиты и стабильности- неуверенность в себе, чувство страха и постоянное ожидание нападения.
  3. Личный отрицательный опыт.
  4. Эмоциональная нестабильность. Настроение ребенка 2-6 лет может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия.
  5. Недовольство собой- отсутствие эмоционального поощрения от родителей приводит к тому, что дети не научаются любви к себе, а следовательно он не умеет любить других.
  6. Повышенная раздражительность. Такие личностные особенности, как повышенная раздражительность, устойчивая тенденция обижаться даже на нейтральные, казалось бы, высказывания и действия других людей, также могут являться провокаторами проявления агрессивности.
  7. Чувство вины. Дети могут испытывать чувство вины и стыда по отношению к тем, с кем поступили нехорошо. Оба эти чувства довольно неприятны. Так стоит ли удивляться, если ребенок испытывает гнев и агрессию по отношению к тому, кого обидел?
  1. Плохое самочувствие, переутомление. Чаще всего дети ведут себя агрессивно в те дни, когда они не выспались, плохо себя чувствуют или обиделись на кого-то или что-то. Особо чувствительные и впечатлительные дети могут выдавать агрессивные реакции как следствие общего, а также нервного или эмоционального переутомления.
  2. Влияние продуктов питания- шоколад, чипсы, газировка. Также влияет уровень холестерина в крови- низкий уровень холестерина отмечен в крови большинства самоубийц (пассивная агрессия).
  3. Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха.
nsportal.ru

Победить в себе монстра. Психолог о том, что такое скрытая агрессия

Ядовитый, токсичный, удушающий — именно так обычно характеризуют человека со скрытой агрессией. Причем проблема, как правило, видна окружающим, но сам агрессор до последнего отказывается ее замечать.

Как защитить себя от такой личности? Как вовремя распознать нотки гнева внутри себя самого? Какие болезни провоцирует внутренняя злость? И почему так сложно все изменить? На эти и другие вопросы отвечает психолог Денис Северов.

Скрытая агрессия опасна не только для самого человека

— Что такое агрессия?

Агрессия — это следствие простой базовой эмоции — гнева. Когда появляется гнев? Возможны 3 самых распространенных варианта:

  1. Когда мы хотим что-то получить, но по каким-то причинам не можем или в нас возникает внутренний конфликт. Сначала появляется недовольство, потом раздражение, далее — гнев. Чем выше потенциал нереализованного желания, тем сильнее наша реакция гнева.
  2. Когда кто-то нарушает нашу территорию, наши личные границы.
  3. Когда мы боимся. Гнев — одна из тех основных эмоций, которые лежат в основе нашего с вами инстинкта выживания.

Чаще настоящие причины находятся глубже, чем может показаться. Например, у человека было непростое детство. Родители не обращали внимания на его мнение, не давали высказаться, давили на ребенка. Поэтому, даже повзрослев, человек так и не научился выражать свои эмоции. В данном случае — эмоцию гнева.

Иногда причины, наоборот, находятся вовне. Взять, к примеру, нынешнюю обстановку в нашей стране — она отнюдь не спокойна. Помимо тревоги, конечно, все это вызывает множество других эмоций, в том числе, разумеется, и гнев. Есть люди, которые выражают недовольство происходящим прямо и открыто. А есть те, кто боится выходить из тени, или что-то им мешает, и в таком случае невыраженный гнев может переходить в скрытую форму. Опасно это не только для человека (ведь психосоматику никто не отменял). Скрытая агрессия со временем может выливаться на членов семьи, родственников, коллег по работе.

У внутреннего гнева много масок

— В чем же отличие скрытой агрессии?

— В непрямом, косвенном выражении гнева. Когда человек открыто проявляет злость, это понятно всем. Он хмурит брови, громко и ясно высказывает свою позицию, может ударить рукой по столу, в особо тяжелых случаях начинает махать кулаками.

А в случае со скрытой агрессией задействованы совсем другие механизмы — прежде всего это поведение, при котором агрессор навязывает другому человеку чувство вины, неуверенности, неполноценности, бесполезности, ощущение утраты чего-то важного. Конечная цель — получить желаемое — при скрытой агрессии маскируется и прячется.

У скрытой агрессии особые инструменты, она может скрываться под самыми разными масками:

  • Игра в молчанку и игнорирование — прекрасный способ вызвать у вас чувство вины, повоспитывать вас, демонстративно наказать вас таким образом. Игра может продолжаться часами, днями и даже месяцами.
  • Обесценивание (сарказм, язвительность) — преуменьшение проблем для придания им неважности и несущественности.
  • Провоцирование на гнев — когда ваши слова обесценивают, просьбы не слышат, когда вас вообще игнорируют, то можно самому сорваться на эмоции, а это именно то, чего хочет агрессор. Такой результат нужен ему для того, чтобы снять с себя ответственность.
  • Забывчивость — вам никто не скажет «нет» на вашу просьбу, но она будет умышленно забыта.
  • Сокрытие своих чувств и эмоций — вам никогда не скажут о проблеме, но будут делать вид, что она есть. На вопросы: «Что случилось?», «Что происходит?» — вам со страдальческим видом ответят: «Все хорошо».
  • Газлайтинг — когда агрессор сознательно пытается заставить другого человека сомневаться в адекватности восприятия окружающей действительности.
  • Лицемерие — агрессор будет говорить вам в лицо все только лучшее, стараясь быть милым и хорошим. Но за вашей спиной не постесняется вас осуждать, обсуждать и распускать сплетни.
  • Манипулирование вашими чувствами вины и жалости — это два болевых места, в которые с завидной регулярностью бьют почти все агрессоры.

— Скрытой агрессии одинаково подвержены и мужчины, и женщины?

— Нельзя однозначно ответить на этот вопрос. Все в большей степени зависит, скорее, не от половой принадлежности, а от причин гнева и от того, какая перед нами личность, с какими психологическими особенностями, травмами, опытом, обидами, характером, темпераментом и так далее. Хотя, конечно, если брать мужчину в классическом его понимании, представители сильного пола более склонны выражать гнев открыто и явно, нежели классический типаж женщины.

Скрытого агрессора часто выдают плотно сжатые губы

— Каковы признаки скрытой агрессии? Может ли человек сам ее в себе обнаружить?

— Люди со скрытой агрессией — это не только скрытные, циничные и часто не уверенные в себе личности. Порой это персоны, у которых имеется запрет выражать свои эмоции. Возможно, у них просто не было данной возможности или примера в детстве. Такие люди боятся открытых конфликтов, не говорят о своих желаниях, и, чтобы избежать ответственности, всегда перекладывают ее на других. Поэтому если вдруг вы подмечаете в себе подобные качества, стоит задуматься.

Иногда человек (часто это личность с нарциссическим расстройством) использует скрытую агрессию в качестве орудия достижения своей цели или для самоутверждения. Тогда он пытается кого-то унизить, обесценить.

Не исключены и проблемы с зубами, порой люди буквально стачивают их. Вспомните вредных старушек, которые оговаривают всех прохожих, сидя на скамеечке? Обычно они очень напряженные, зажатые, сгорбленные, часто с палочкой. Вот вам и образ человека, который увяз в своем внутреннем гневе. Этакая старуха Шапокляк, которая обожает делать всякие пакости.

Манипуляции могут доставлять удовольствие агрессору

— Бывает ли так, что человек осознает свою скрытую агрессию, но продолжает ее выражать через манипулирование людьми?

— Порой человек просто начинает получать удовольствие от таких поступков. Особенно, если замечает, что его манипуляции работают. Такая скрытая форма садизма, я бы сказал. Когда агрессия вроде бы не заметна для окружающих, но высасывает все соки из жертвы. Некоторого рода психологический вампиризм.

Это не совсем адекватная реакция. Как правило, если человек все-таки замечает в себе проблему, логичным желанием становится избавление от нее. Тогда человек пытается найти экологичное решение. Но мы сейчас говорим об идеальном сценарии. Как вы понимаете, человек — существо сложное. Он далеко не всегда выбирает морально оправданный путь.

— В чем опасность скрытой агрессии? Что будет, если с ней ничего не делать?

— Как мы уже выяснили, скрытая агрессия указывает на невыраженный гнев и обиды. А невыраженные гнев и обида, как и любая невыраженная эмоция, искажают восприятие человека о себе, о других, о мире в целом и создают у него ряд негативных, ограничивающих убеждений. Так как мы все — существа социальные, то людям вряд ли понравится длительное время общаться с пассивно-агрессивными людьми, которые отравляют все вокруг своей токсичностью, поэтому что ждет агрессора? Одиночество.

Агрессор всегда ищет психологически более слабую жертву

— Как защититься от скрытого агрессора?

— Первое, что важно понять: его скрытая злость направлена не на вас лично. Это не ваша проблема. Это проблема агрессора, его внутренние настройки, конфликты и неврозы, невозможность открыто говорить. Это его внутренний страх. Да, вас всячески будут вводить в состояние чувства вины, провоцировать и манипулировать вашими чувствами, но не принимайте слова и поступки агрессора близко к сердцу. Данное понимание = ваш иммунитет!

Не бойтесь задавать прямые вопросы, от которых вас будут всячески пытаться увести. Открыто заявляйте о своих желаниях и мыслях.

Вы можете использовать юмор, подтрунивая над человеком в ответ. Это подойдет в том случае, когда нужно разрядить обстановку и убрать излишнюю драму. Главное тут не перебарщивать, не уходить самому в агрессивную позицию.

Вы можете перенять правила агрессора, отзеркаливая его действия и тем самым показывая человеку, в какие игры он играет.

А вот чего делать никогда не стоит — это оправдываться, пытаться что-то доказать агрессору, эмоционально реагировать на его уколы. Тогда вы попадаете на его крючок. Любой скрытый агрессор (осознанный или неосознанный) — это манипулятор.

— Как со скрытой агрессией работают психологи?

— В первую очередь специалисту придется указать человеку на его проблему. Можно это делать прямо, а лучше аккуратно подводить к тому, чтобы агрессор сам все понял. К каждому человеку нужен свой подход.

Далее необходимо выявить причину гнева и понять, можно ли решить этот вопрос. Например, если дело в неосуществимых, подавленных желаниях, вместе с психологом можно прояснить, чего на самом деле хочет человек. Подумать над тем, как эти желания реализовать или, по крайней мере, уяснить, что мешает это сделать.

В дальнейшем важно сформировать у человека навык свободно высказываться о том, чего он по-настоящему хочет.

Агрессивность - причины, признаки, коррекция и лечение агрессивности
mag.103.by

COMMENTS