Антиципация, механизм и примеры антиципации в психологии

антиципация

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

  • антипсихиатрия
  • антропогенез

Смотреть что такое «антиципация» в других словарях:

АНТИЦИПАЦИЯ — (греч ) 1) предвзятость. В философии: предвзятое, недостаточно обоснованное положение, из котор. делаются те или другие выводы; 2) отдача денег, взятых взаймы, прежде наступления срока, преждевременное получение налога, подати и пр.; 3)… … Словарь иностранных слов русского языка

АНТИЦИПАЦИЯ — (налогов) термин, обозначающий преждевременное, нередкопринудительное взимание налогов государством или размещение им краткосрочного займа, облигации которого принимаются в погашение определенно го налога. Словарь финансовых терминов. Антиципация … Финансовый словарь

антиципация — и, ж. anticipation <лат. anticipatio. См. также антисипация. 1. Преждевременное взимание каких л. податных сборов. Сл. 18. Новый заем, и новыя так называемыя антиципации, которыя также не что иное суть, как заем, по справедливости почли… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

АНТИЦИПАЦИЯ — (от лат. ante прежде, capere схватывать) предвидение или предвосхищение будущих событий, являющееся непосредственным и не представляющее собой вывода из др. знания. А. отличается как от ожидания, опирающегося на вероятностное умозаключение от… … Философская энциклопедия

антиципация — предвосхищение, предугадывание, предвзятое мнение Словарь русских синонимов. антиципация см. предвосхищение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. А … Словарь синонимов

Антиципация — (лат. anticipatio; англ. anticipation) 1) в праве и экономике уплата денег по долговому обязательству до наступления условленного срока; в налоговых правоотношениях см. Антиципация налогов. В … Энциклопедия права

АНТИЦИПАЦИЯ — (лат. anticipatio) уплата денег по долговому обязательству до оговоренного срока. Соглашение, в соответствии с которым покупатель в случае досрочного платежа получает право на скидку, исходя из средней ставки процента … Юридический словарь

Антиципация — А. Предположение, предвидение развития событий в будущем, имеющееся представление о вероятности того или иного события, явления. Б. Уплата денег по долговому обязательству до условленного срока. В. Наступление раньше срока какого либо события,… … Словарь бизнес-терминов

АНТИЦИПАЦИЯ — (лат. anticipatio) ..1) предвосхищение2)] Преждевременное наступление какого либо явления … Большой Энциклопедический словарь

АНТИЦИПАЦИЯ — (от лат. antici patio) 1) предвосхищение, предугадывание возможного хода событий; 2) преждевременное наступление какого либо явления, которое должно было наступить позднее, например уплата денег по долговому обязательству до условленного срока,… … Экономический словарь

psychology.academic.ru

Антиципация, примеры и механизм антиципации в психологии

Антиципация в психологии

Механизмы познания имеют три формы: восприятие всегда происходит в настоящем, память (опыт) нарабатывается в прошлом, антиципация устремлена в будущее. Антиципация в психологии рассматривается как опережающий феномен, который позволяет заглянуть в будущее. Воспринимая нынешние обстоятельства, человек обращается к прошлому опыту, который у него уже имеется, и всегда смотрит в будущее, как может происходить дальше.

Что такое интуиция? Многие люди под интуицией понимают нечто необъяснимое: что-то, что дано извне, из неоткуда, из всемирного потока информации. Возможно, интуиция – это действительно нечто необъяснимое, что пока еще ждет своего изучения. Но если присмотреться более реально, то можно понять, что она является наработанным опытом самого человека.

Интуиция (антиципация) базируется на опыте и инстинктах человека. Под инстинктами понимаются врожденные реакции человеческого организма на те или иные события. Когда человеку страшно, все его силы мобилизируются, чтобы в случае необходимости позволить ему убежать, высокого подпрыгнуть, отбиться от того, что угрожает. Инстинкты являются врожденными реакциями, которые даны всем людям. Таким образом, интуиция на уровне инстинктов у всех людей одинаковая.

Что же касается антиципации, которая базируется на опыте человека, то здесь она может отличаться у разных людей. И это неудивительно, ведь у каждого человека свой багаж опыта и знаний.

Антиципация – убеждения из вашего прошлого опыта. Сталкиваясь с теми или иными ситуациями, вы анализируете их, действуете, получаете результаты, понимаете, что делали правильного и неправильного, потом снова действуете, получая соответствующие результаты. Со временем ваш опыт становится автоматическим.

Таким образом, антиципация всегда связана с опытом совершенных в прошлом поступков и достигнутых результатов, которые теперь можно воссоздать в настоящем, чтобы в будущем произошло то же самое. Данный феномен всегда связан с пространственно-временным упреждением, которое ориентировано на ожидаемое будущее.

Регулятивная функция антиципации заключается в том, что человек ограничивает спектр своих действий в зависимости от тех результатов, которых он желает достичь. Данный процесс начинается с анализа настоящих обстоятельств, которые уже программируют будущее. Человек ставит желаемый результат, а также прогнозирует действия, которые помогут ему достичь данного результата.

Можно сказать, что антиципация становится не только интуитивным предвидением будущего, но и возможностью его формирования. Интуиция проявляется в тот момент, когда человек не достигает никакого результата, однако анализирует ситуацию и понимает, что с ним может произойти.

В антиципации процесс запоминания становится выборочным. Воспринимается лишь та информация, которая становится важной в предвидении и прогнозировании конкретного будущего.

Люди обладают разной антиципацией. С чем это связано? С их личностными психологическими особенностями, в которые входит и воображение. Чем больше развито воображение, гибкость мышления, опыт прошлого и т. д., тем лучше развита антиципация.

Механизм антиципации

Антиципация – знания о том, что происходит. Не было бы знаний, прошлого опыта, интуиции бы тоже не было. Человек может отдаленно о чем-то догадываться, но это тоже является результатом имеющегося опыта и инстинктов. Если человек был бы лишен всего этого, то никакой антиципации (то есть автоматического анализа и понимания ситуации) не было бы. Следует рассмотреть механизм антиципации.

Данный феномен непосредственно связан с памятью, когда человек не только может вспомнить о прошлом, достать нужную для себя информацию, но и запоминает происходящие события, которые являются обновленными и совершенными. Так, человек устремляясь к будущему, подключает опыт прошлого. Если в нем есть ответ на вопрос, как достичь определенного будущего, тогда он использует те механизмы, которые уже дали положительный результат.

В настоящем человек совершает действия в условиях, которые могут быть схожи с прошлыми обстоятельствами, однако все-таки имеют различия. Человек получает новые результаты. Они могут быть схожими с прошлыми, а могут быть совершенно другими, новыми. Все это записывается в памяти, как новая информация, которая в будущем будет снова использоваться при прогнозировании.

В настоящем моменте происходит выборка получаемой информации. Она зависит от того, какое будущее предвосхищает человек, что поможет в ее достижении. Уже в будущем будут достигнуты определенные результаты, которые станут новым опытом. Также от желаемого будущего зависит то, какую информацию человек будет извлекать из собственной памяти. Каждый обладает большим объемом информации. Важна лишь та, которая становится полезной и нужной при достижении определенного будущего.

Примеры антиципации

У каждого человека есть жизненный пример антиципации, который подтверждает наличие данного феномена. Он затрагивает любую область жизни. Рассмотрим некоторые примеры антиципации:

  • Когда вы общаетесь с человеком, то может заранее понимать, что он ответит на ту или иную реплику. Когда вам задают вопрос «Что бы на это ответил ваш супруг/ребенок?», вы откуда-то знаете ответ, передавая слова другого человека, как будто вы – это он.
  • Когда вы заранее предугадываете, как будет жить общество, то или иное государство.
  • Желание предугадать курс национальной валюты. Вполне вероятно не угадать реального изменения. Однако научное обоснование тех или иных колебаний является антиципацией.
  • Дежавю – когда вам кажется, что то, что сейчас происходит, вы уже где-то видели или слышали.
  • Вещие сны – когда вам снится то, что должно произойти.
  • Скоростное чтение – когда человек по первым буквам слова уже понимает, что он читает.
  • Сверхъестественные способности в виде гаданий, шаманства, ясновидения являются антиципацией, которая тоже направлена лишь на предугадывание, однако не на однозначное воплощение сказанного.
  • Однозначная убежденность в том, что произойдет. Например, непонятное ощущение того, какая цифра выпадет.
  • Подсознательное понимание того, что вас обманут, предадут, поступят не так, как вы договорились.
  • Чуйка на счет того, что садиться в маршрутку не следует. А вскоре вы узнаете, что она попала в дорожную аварию.

У каждого человека найдется множество историй на счет того, как проявлялась антиципация. Причем она может быть как подсознательной («непонятное чувство»), так и сознательной (когда вы анализируете ситуацию и предполагаете, что может случиться).

Самым главным условием для проявления интуиции является спокойствие и трезвость ума. Эмоции и желания заглушают ее. Когда включаются амбиции, человек подвержен собственным эмоциям и эйфории. Для интуиции нужно спокойствие от эмоций и «холодный» взгляд на происходящее.

Антиципация является полезным феноменом в жизни человека. Она связана с функциями головного мозга, который должен быть здоровым, а также с психикой, которая должна быть лишена эмоций, расстройств, страхов и прочих отклонений. Итогом развитой антиципации является способность человека простраивать нужное для него будущее, то есть возможность быть успешным индивидом.

Почему следует прислушиваться к собственной интуиции? Пока вы находитесь под действием собственных эмоций или воспринимаете желаемое за действительное, ваша интуиция считывает окружающий мир и выдает «трезвую», «объективную», «адекватную» информацию. Вот почему люди соглашаются с тем, что следовало бы послушаться своей интуиции.

Человек не всегда понимает своих внутренних порывов, истинных желаний и непонятных ощущений. Однако именно они сигнализируют о том, что происходит. Можно закрывать глаза и не обращать внимания. Однако мозг подсознательно анализирует ситуацию и выдает возможный результат в виде интуитивных предположений.

Антиципация помогает человеку регулировать собственные поступки, в зависимости от результата, которого он желает достичь. Прогноз такой жизни считается хорошим. Человек достигает желаемых результатов, что позволяет ему чувствовать себя уверенно, успешно, счастливо. Антиципация в умелых руках человека позволяет ему жить так, как хочется.

doctorgorbunov.ru

Антиципация в психологии

Механизм антиципации.

Термин «антиципация» ввел в психологию в 1880г. Немецкий ученый Вильгельм Вундт. В процессе создания высказывания говорящий (пишущий), опирающийся на его общий замысел, должен предвидеть, предвосхитить особенности развития замысла, структуру и композицию текста в целом, реакцию слушателей ( читателей), наиболее трудные части текста и т.д. Понимание чужой речи и собственной связано с такой особенностью человека, как предвидение, предугадывание, предчувствие, упреждение, прогнозирование. Еще не зная содержания предложения или текста в целом , пишущий(читающий) и говорящий( слушающий) уже предугадывают его общий смысл, синтетическую структуру, даже его пунктуальное оформление по тем иди иным элементам, характерным для предложений и текстов определенных типов. К примеру, те люди, которые выбрали в качестве своей профессии переводческую деятельность, как правило, неплохо владеют этим механизмов. Они часто должны предвидеть , предугадать то, что скажет их собеседник. От этого зависит та скорость, с которой будут идти переговоры.

Способность к антиципации, в том числе антиципации при чтении, можно тренировать. У хорошо тренированного читателя процесс чтения напоминает игру «Угадай мелодию». По нескольким начальным буквам он угадывает все слово, а по нескольким начальным словам — всю фразу, а по нескольким фразам — смысл всего абзаца или раздела. Например, человек читает текст о здоровом образе жизни. Встретив слова «поддерживать» и «физическую», он догадывается, что речь идет о поддержании физической формы — и само слово «форму» ему читать уже не нужно. Естественно, что процесс чтения идет у него быстрее.

Как же научиться антиципации, развить в себе эту способность, натренироваться? Здесь вам помогут упражнения на:

1) прогнозирование содержания текста по его названию, фамилии автора, эпиграфу( В.Н Толстой «Новое название романа-эпопеи так же масштабно и многозначно, как само это произведение, как вся жизнь человеческая. Действительно, о чем великое творение Толстого? Самый простой ответ: о жизни России в первой четверти XIX века, о войнах 1805—1807 и 1812 годов, о мирной жизни страны между этими войнами и о том, как жили люди (и вымышленные, и исторические персонажи) после них.);

2)Упражнения на развитие языковой догадки и механизма вероятностного прогнозирования:

— Прослушайте ряд глаголов, образуйте от них существительные с суффиксом -ени(е).

— Вам знакомо слово учитель. Постарайтесь понять значение слова строитель.

3) на восстановление в тексте опущенных компонентов (словосочетаний, частей);

4)на составление предварительного плана текста до его чтения с учетом заголовка, характера текста (учебно-научный, художественный), предыдущего читательского опыта.

И.И Жинкин , известный своими трудами в области психологии речи выделили следующие механизмы развития речи:

1) формировать умение видеть и предугадывать структуру предложения и текста ( составляющие их смысловые блоки ; количество блоков; их расположение и т.д)

2) учиться моделировать текст ( составлять текст на основе предъявленной модели). Для развития этого компонента учитель часто просит создать текст по определенным критерия: задается стиль речи (научный, публицистический, офицально-деловой, художественный,разговорный), тема текста, объем.

3)тренироваться в дополнении, трансформирования текста с учетом характера тех компонентов, которые уже осмыслены в процессе чтения или слушания)

Данный механизм связан с организацией вербальной (речевой) памяти. Память рассматривается как многоуровневая информационная система, которая обеспечивает приём, переработку, хранение и извлечение информации. Внутренняя организация вербальной памяти обеспечивается ассоциативными логическими, грамматическими и фонетическими связями между словами. Удержание информации в памяти необходимо для полноценного усвоения языка, а также для осуществления полноценного разговора, а также другой речевой деятельности, когда необходимо постоянно помнить о предмете и оперировать различными вербальными ассоциациями, возникающими в процессе речевой деятельности.

Удержание информации обеспечивается:

1)оперативной памяти (Оперативная память — это способность удерживать определенный объем информации в активном виде и производить с этой информацией различные действия в течение короткого периода времени. Оперативная память является разновидностью кратковременной памяти, но подразумевает несколько большую продолжительность (до нескольких минут). Она в большей степени фокусируется на обработке, а не на приобретении информации. Оперативную память можно охарактеризовать как процесс анализа данных, которые в этот момент находятся в активной форме).

2)Кратковременная память является фильтром, через который проходит вся информация. Кратковременная память запоминает материал примерно за 20-30 секунд. Затем запомненное подвергается фильтрации и нужное уходит в долговременную память, а не нужное замещается новой информацией.

3)Долговременная память (ДП) обеспечивает длительное сохранение информации. Она бывает двух типов:

· ДП с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);

· ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

Несколько упражнений на тренировку памяти:

1)Игра в «снежный ком». Играют 2 и более человека.

Оперативную память необходимо тренировать, используя, например, игру «Снежный ком». Кто-то произносит 1-ое слово, как правило существительное, или словосочетание, чтобы дальше можно было продолжить фразу. Следующий человек повторяет это слово и добавляет 2-ое слово или словосочетание, и так фраза удлиняется до тех пор, пока кто-то не сделает ошибку.

Например:
Мой друг.
Мой друг пошел в кино.
Мой друг пошел в кино один.
Мой друг пошел в кино один, а девочек не взял.

2)Игроки договариваются, что все слова будут начинаться на определённую букву или что первыми словами будут числительные, а следующие слова будут начинаться на ту же букву, что и числительное.

· Например:
Один оригинальный официоз,
Два диких дикобраза,
Три трепетных тарантула,
Четыре чумазых чародея чесали череп чудака,
Пять пухленьких пигалиц приятно пели, плотно пообедав,
Шесть шустрых шакалов швырялись шелковыми широкополыми шляпами,
Семь смуглых сирот смотрели серые снимки,
Восемь волооких воробьев варили вишневое варенье.

3) Ассоциации. Необходимо тренироваться в выстраивании по памяти ассоциативного ряда для различных слов. Так, попросите кого-нибудь из близких прочитать следующие слова: курица — яйцо, лошадь — сено, ножницы — резать, книга — учить, бабочка — муха, щетка — зубы, барабан — пионер, петух — кричать, корова — молоко, груша — компот, лампа — вечер. 2. жук — кресло, перо — вода, очки — ошибка, колокольчик — память, лейка — трамвай, гребенка — ветер, сапоги — котел, замок — мать, спичка — овца, салазки — завод, рыба — пожар, топор — кисель. Затем попросите прочитать лишь первое слово из каждой пары, второе постарайтесь записать самостоятельно.

4) Тренировка слуха. Попросите, чтобы вам перечислили примерно десяток различных, не связанных по смыслу, слов. Затем постарайтесь воспроизвести их в изначальной последовательности.

Советы о том, как лучше запоминать иностранные слова:

1) Учить по ассоциативному ряду — то есть по картинкам (одна картинка — одна ассоциация, которая прочно «сидит» в вашей голове. К примеру, картинка инженера (engineer), там же английский и русский аналог. Это техника носит название ассоциативные картинки. Вы придумываете слово, созвучное английскому, а потом объединить это слово с переводом слова на английский язык в некой картинке-истории, которая должна быть нелогичной, запоминающейся, яркой.

2)Представить слово в виде определенного зрительного образа. Зрительные образы на любых языках выглядят одинаково. Например, стул, chair, chaise — все это разные обозначения одного и того же образа. С этого момента и начинается запоминание слов, т.е. образование прямой связи между словом и образом.

3) Делать шпаргалки (выписывать английские слова на бумагу, обвешивать все, вплоть до уборной). Записывать в блокнот.

4) С помощью карточек. Каждый день учите новые слова. Для этого вам нужно будет изготовить карточки следующим образом — распечатываете перевод слова, с обратной стороны — его английский аналог (в удобное для вас варианте: либо с транскрипцией, либо без нее). Вы можете периодически, в течение дня, их просматривать.

5) Для того, чтобы слово сохранилось в вашей памяти необходимо повторять английские слова, чтобы они вошли в ваше подсознание (лучше, конечно, чтобы вы слушали их в mp3 плеере). Употребляйте новые слов в повседневной жизни

morris-shop.ru

Антиципация и антиципационное поведение личности

Под антиципациейв современной психологии понимается способность человека предвосхищать ход событий, собственных действий и поступков окружающих, строить деятельность на основании адекватного вероятностного прогноза [А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский], и это определение практически совпадает с пониманием антиципации Б.Ф. Ломовым как способности субъекта действовать и принимать решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий.

Наиболее существенной характеристикой А как процесса следует считать не только ее опережающий – временной эффект, но и максимальное устранение неопределенности в ходе принятия решений.

Процесс созревания и упрочения А в онтогенезе осуществляется по всем законам созревания психики и при адекватном развитии механизмы А, по мнению Г.К. Ушакова, формируются к 11-13 годам. По мнению автора, можно предположить, что к обстоятельствам, отрицательно влияющим на механизмы А, относятся неправильное воспитание в семье, что мешает процессам формирования необходимых навыков у ребенка – психологической стойкости, умению предвосхищать те или иные события.

Понятие А, как неотъемлемого свойства психики, выполняет 3 функции в процессе отражения мира:

1. А – это предвосхищение, предвидение и ожидание всегда определенных событий – это есть когнитивная функция психического отражения.

2. Регуляторный аспект А проявляется в готовности к событиям, упреждении их в поведении, планировании действий.

3. Любое общение, взаимодействие между людьми, готовность подчиняться социальным нормам, способность сразу узнавать эмоциональные состояния других людей – все это проявление коммуникативной функции психического отражения в А.

Когнитивная, регулятивная и коммуникативная функции А неразрывны, едины в любом акте человеческого поведения. Уровень развития А свидетельствует об уровне развития психики в целом (Б.Ф. Ломов).

Б.Ф. Ломов и Б.Ф. Сурков выделяли несколько уровней А по мере ее усложнения: 1) субсенсорный, 2) сенсомоторный, 3) перцептивный, 4) уровень представлений, 5) речемыслительный (вербально-логический).

Субсенсорный уровень – неосознаваемых нервно-мышечных преднастроек и движений. Сенсомоторный уровень – на котором антиципирующий эффект является выражением относительно элементарного временно-пространственного обнаружения, различения и опережения стимула. Перцептивный- хар-ся определенным усложнением интеграции психических процессов: здесь используются локальные антиципирующие схемы в форме вторичных образов – представлений, которые позволяют представить возможные реакции, результат в соответствии с заданным критерием. Он соответствует этапу конкретно-образного мышления ребенка. Наиболее сложный речемыслительный (вербально-логический) уровень А – преимущественно абстрактных операций. Становится возможным более глубокое и широкое обобщение, а также классификация ситуаций, что связано с усилением влияния семантического фактора при использовании внешней и внутренней речи.

А. как бы пронизывает все формы и уровни психического отражения действительности. Она возникает как системно интегральный процесс, формирующийся в реальной деятельности человека и являющийся одним из важнейших компонентов механизма регуляции этой деятельности (в том числе и поведения).

Под антиципационной состоятельностью (прогностической компетентностью) понимается способность личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них, действовать с временно-пространственным упреждением [В.Д. Менделевич], таким образом, АС характеризует определенный уровень антиципационных способностей в системе личности.

Антиципационная деятельность лиц с девиантным поведением. Наиболее исследо­ваны на сегодняшний день антиципационные спо­собности при шизофрении [В.Д. Менделевич, Фейгенберг И.Н.], органических нарушениях [Т.В. Скиданенко], остеохондрозе [О.В.Демакина,; В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева], неврозах и неврозоподобных состояниях [Ч.Р. Громова, ; В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева], эпилепсии [Т.В. Скиданенко], расстройствах личности [А.Э.Узелевская].

Искажения антиципационной деятельности при наличии той или иной патологии отмечают все авторы. Так, при шизофрении на­рушена опора на вероятностную структуру про­шлого опыта, поэтому больные с большей легкостью, чем здоровые люди, извлекают из прошлого опыта маловероятные ассоциации и редко делают успешные высоковероятные про­гнозы. У пациентов с невротическими рас­стройствами нaблюдается снижение антиципационных способнос­тей по всем параметрам (временному, простран­ственному, личностно-ситуативному), склонность к моновариантному типу прогнозирования, пред­почтение благоприятных исходов; как следствие такие люди подвержены обидам, разочаровани­ям, кризисам, обладают низкой стрессоустойчи­востью. Исследования неврологов показыва­ют, что нарушения способности преднастройки, готовности прогнозировать и просчитывать веро­ятность предстоящих событий относятся к числу ведущих факторов в этиологии неврозов и остео­хондрозов, а низкая личностно-ситуативная антиципационная состоятельность сопряжена с ранним развитием (до 30 лет) шейного и пояс­ничного остеохондроза.

allrefrs.ru

Здоровые механизмы психологической защиты

Юмор (от англ. humour — шутливый нрав) — высшая психическая функция развитого сознания и самосознания человека, отношение к себе и окружающему, суть которого заключается в своеобразном отрицании, инверсии или расшатывании тех или иных атрибутов того, что выступает как объект юмора (люди или их обобщенные типы, ситуации, высказывания, ценности, мировоззренческие принципы и т.п.). Высшей формой юмора является юмор, обращенный человеком на самого себя. Аристотель и Цицерон, Кант и Гегель, Шопенгауэр и Паскаль, Бахтин и Лихачев изучали эволюцию «смеховой культуры» и размышляли над природой и психологическими функциями юмора.

Психологические концепции юмора стали разрабатываться в конце XIX — начале XX века. Условно их можно разделить на две группы.

Первая основана на психофизиологических подходах, берущих начало от исследований Ч.Дарвина, которые посвящены врожденным физиологическим механизмам реакции смеха у человека и высших приматов, и теории З.Фрейда. З.Фрейд рассматривал остроумие и юмор как один из путей выхода бессознательных переживаний и желаний человека, которые за счет «юмористических передвиганий» переходят из сферы запретного в сферу дозволенного. Юмор с позиций психофизиологического подхода рассматривается в контексте жизни человеческих эмоций.

Вторая группа, основанная на понимании юмора как специфически человеческого феномена, берет начало от Г.Олпорта, считающего юмор свойством и способностью, присущими только зрелой личности. В.Франкл придерживается того же мнения и считает, что посредством юмора человек может самоотстраниться от ситуации и посмотреть на себя со стороны Зрелый юмор присущ только зрелой личности, готовой к личностным изменениям (И.С.Домбровская, Д.А.Леонтьев, 2000).

Изучению роли юмора в смягчении и преодолении стрессовых ситуаций посвящен ряд работ. M.Argyle (1996) выделяет три аспекта юмора, важные для профилактики выгорания:
1. Юмор — один из методов, позволяющих создать позитивный душевный настрой, повысить удовлетворенность работой и производительность труда.

2. Юмор — средство, с помощью которого можно преодолеть либо изменить восприятие проблемных ситуаций. Кроме того, используя юмор, можно безболезненно разрешить табуированные вопросы и конфликты. З.Фрейд считал, что юмор в символическом виде (например, анекдоты на сексуальную тему или на тему о «глупом» начальнике) дает выход подавленным сексуальным и агрессивным побуждениям.

3. Юмор — мощный способ усиления сплоченности всей группы и укрепления социальных связей. Комичные ситуации позволяют совместно переживать положительные эмоции, что ослабляет напряженность в группе и способствует преодолению стресса.

Martin & Lefcourt (1983) считают, что юмор смягчает стресс, делая его менее угрожающим и вредоносным. Они разработали шкалу преодоления (копинга) стресса, с помощью которой можно измерить роль юмора в преодолении стрессовых ситуаций

Юмор — не только здоровый механизм психологической защиты, он также может быть использован в психиатрии и психотерапии для нейтрализации смущения и беспокойства пациентов при обсуждении и выявлении сведений деликатного характера.

Альтруизм

В разработанной им классификации все личности разделены на две группы: низшего уровня и высшего уровня По принципу предпочтительной социальной деятельности он выделил следующие типы личностей «высшего уровня»: служители «знания», «красоты», «организации» и «альтруизма». В своей книге «Классификация личностей» (1922) в качестве примера личности альтруистического типа А.Ф Лазурский приводит биографию доктора Ф.П.Гааза. Кредо его жизни выразилось в его лозунге: «Торопитесь делать добро».

В ряде исследований убедительно показано, что счастливые люди, удовлетворенные своей работой и жизнью, склонны к альтруизму в большей степени, чем люди, не удовлетворенные своим социальным положением. Rimland (1982) обследовал 2000 человек и доказал наличие сильной корреляции между уровнем счастья, отзывчивостью и бескорыстием.

Аскетизм

Сублимация

Антиципация

Антиципация (от лат. anticipatio — предугадывание событий) — способность предвидеть появление результатов действий до того, как они будут реально осуществлены или восприняты («опережающее отражение»), готовность к предстоящим событиям на основе прежнего жизненного опыта.

В повседневной жизни для человека важны здесь — и — теперь происходящие события и возникающие конфликты. Они реальны и ощутимы. Это часто создает иллюзию того, что эти рутинные события являются главными в жизни и с ними надо «бороться». Современный латышский философ А А.Милтс хорошо описал такую ситуацию: «Людям нередко не хватает легкости. Чуть ли не на каждом шагу нам мерещатся враги.

Мы «боремся» там, где проще было бы снисходительно улыбнуться. Жена борется с мужем, покупатель — с продавцом, учитель — с учеником, подчиненный — с начальником, лентяй — с наставником, пьяница — с водкой. Сколько в этой борьбе ничтожных побед и поражений! Но самое печальное состоит в том, что после этого у нас уже не остается ни сил, ни времени на истинно принципиальную борьбу, на настоящий героизм. Мелкие победы при более широком взгляде на вещи порой оказываются лишь составными частями крупного поражения».

Антиципация является механизмом психологической защиты зрелой личности, которая в минуты неудач и поражений не следует первым эмоциональным порывам, а способна предвидеть отдаленные последствия этих событий, памятуя известное высказывание Б.Паскаля: «Кто преуспевает в малом, тот не способен достичь большого».

medbe.ru

COMMENTS