Апраксия — причины, симптомы, лечение, виды апраксий

АПРАКСИЯ

АПРАКСИЯ (греческий apraxia бездействие) — нарушение сложных форм произвольного (и прежде всего целенаправленного) действия при сохранности элементарной силы, точности и координированности движений, возникающее при очаговых поражениях коры больших полушарий головного мозга. Явления апраксии были впервые описаны Липманном (H. Lipmann, 1900), который определил апраксию как неспособность осуществить целесообразное движение при отсутствии парезов, атаксии или нарушения мышечного тонуса. Липманн связывал апраксию с поражением теменной и нижнетеменной области коры головного мозга (рис. 1) и различал моторную (акрокинетическую) апраксию, при которой больной четко представляет движения, которые он должен выполнить, но не находит двигательных путей для его выполнения; идеаторную апраксию, при которой больной не представляет себе, какое движение он должен выполнить, и идеокинетическую апраксию, занимающую промежуточное место. Особой формой апраксии, описанной Липманном (1905), является апраксия левой руки, возникающая вследствие нарушений проводящих путей мозолистого тела, в результате чего нервный импульс, формулирующий задачу движения, не доходит до нижнетеменных отделов правого полушария. Это приводит к затруднению выполнения нужного движения левой рукой при сохранении возможности выполнять движения правой рукой.

Дальнейшее развитие учения об апраксии было связано с работами Зиттига (О. Sittig, 1931), Клейста (K. Kleist, 1934) и Денни-Брауна (D. Denny-Brown, 1952, 1958). Наиболее существенные успехи в учении об апраксии были достигнуты советскими неврологами, которые попытались подойти к явлениям апроксии с точки зрения общих механизмов двигательного акта, подробно изученных Н. А. Бернштейном (1947), и общепсихологического учения о структуре человеческой деятельности (Л. С. Выготский, 1956, 1960; А. Н. Леонтьев, 1957, и др.).

По современным представлениям апраксия резко отличается от таких форм нарушения движений, как парезы, атаксии, дистонии, и возникает в тех случаях, когда бывает нарушен один из компонентов, необходимых для осуществления сложного произвольного движения. Соответственно локализации поражения в коре головного мозга могут нарушаться различные механизмы, лежащие в основе сложного произвольного движения, и апраксия может принимать неодинаковые формы.

Афферентная (кинестетическая) апраксия проявляется нарушением кинестетических основ движения, то есть нарушением ощущений положения или направления движения той или иной части тела, особенно рук, без которых четкая адресация двигательных импульсов теряет свою определенность, и движение становится неуправляемым. Эта форма апраксии, близкая к акрокинетической и идеокинетической апраксии Липманна, выражается в невозможности найти нужное движение на основе кинестетических ощущений, и произвести это движение больной может только под постоянным зрительным контролем. При афферентной апраксии отмечается поражение постцентральных отделов коры доминантного полушария (левого у правшей).

Оральная апраксия представляет особый вид апраксии речевого аппарата, при которой развиваются затруднения моторной речи, принимающие формы афферентной (кинестетической) моторной афазии (см.). Больной не может найти позиций речевого аппарата, нужных для произнесения соответствующих звуков — артикулем, и формируется синдром, в который входит смешение близких по артикуляции звуков в экспрессивной речи, своеобразные нарушения письма и т. п. Поражение при оральной апраксии локализуется в нижних участках постцентральных (кинестетических) отделов коры доминантного полушария (левого у правшей).

Пространственная апраксия проявляется нарушением ориентировки больного в пространственных направлениях, прежде всего в направлении правое — левое. Больной не может нарисовать изображение, ориентированное в пространстве, не может попасть в нужную точку пространства, а также построить фигуру из спичек или сконструировать какую-нибудь пространственную схему (конструктивная апраксия). При письме больной делает пространственные ошибки, будучи не в состоянии правильно соотнести части сложно построенных букв и проявляя признаки зеркального письма, и вся система движений нарушается по выраженному пространственному типу (рис. 2). Описанные нарушения возникают при поражениях теменно-затылочных отделов коры больших полушарий.

Кинетическая, или эфферентная, апраксия выражается в том, что нахождение нужных движений и их пространственная организация остаются сохранными, но плавный переход от одною звена сложного движения к следующему оказывается недоступным. Двигательные навыки распадаются, для каждого элемента сложного двигательного навыка требуется специальный импульс, нарушается плавность письма. Подобные нарушения возникают при поражении премоторных отделов коры больших полушарий, преимущественно доминантного полушария (левого у правшей). Как известно из ряда исследований, в частности Фултона (F. Fulton, 1935), премоторные отделы коры больших полушарий головного мозга находятся в тесной связи с подкорковыми ядрами и принимают непосредственное участие в процессах автоматизации сложных произвольных движений, в формировании плавных двигательных навыков. Эфферентная апраксия характеризуется патологической инертностью движений и двигательными персеверациями (повторением одних и тех же движений), которые больной осознает, но не может произвольно задерживать. Аналогичные дефекты часто проявляются и в письме (рис. 3). При этой форме апраксии поражение располагается в глубоких отделах премоторных областей и приводит к нарушению нормальных связей премоторной зоны с подкорковыми ядрами.

Подобная форма апраксии может проявляться в нарушении речевых процессов, что приводит к эфферентной (кинетической) афазии (см.). Больной, без труда находящий нужную артикуляцию, оказывается не в состоянии легко переключиться от одной артикуляции к другой, и произнесение целого слова и тем более целой фразы становится недоступным. Это происходит при поражении нижних отделов премоторной зоны доминантного полушария (левого у правшей) — зона Брока.

Лобная апраксия. При лобной апраксии отмечается своеобразный вид нарушения произвольных движений и действий. В этих случаях как кинестетическая и пространственная, так и кинетическая организация движений могут оставаться сохранными, но у больного возникают грубые нарушения в подчинении всех движений известному намерению, нарушается программирование сложных, последовательно протекающих двигательных актов и контроль над своими произвольными движениями. В результате этого сложные движения, подчиняющиеся инструкции, данной больному, или его собственному замыслу, теряют целенаправленный характер и замещаются либо движениями, повторяющими движения врача (эхопраксия), либо возникшими инертными стереотипами, которые больной не замечает и не исправляет. Поражение обнаруживается в лобных (префронтальных) отделах головного мозга, что указывает на роль лобных долей в организации сложных осмысленных двигательных актов. Однако описанные выше виды нарушения праксиса остаются в этих случаях теми же самыми. Исключение составляют лишь чистые формы идеаторной апраксии, при которых больной теряет возможность представить себе нужное движение, но не исключено, что и эти относительно редкие случаи имеют в своей основе уже описанные выше неодинаковые факторы.

Методы исследования апраксии были до последнего времени недостаточно разработаны и сводились к предложению повторить движения врача, выполнить те или иные действия с реальными или воображаемыми предметами (например, показать, как наливают чай из чайника, как размешивают чай в стакане и т. д.). Эти методы позволяют установить наличие того или иного вида апраксии, но еще не дают возможности выделить факторы, лежащие в основе того или иного вида апраксии, а следовательно, и не дают достаточного основания использовать симптомы апраксии для топической диагностики мозгового поражения.

В настоящее время этот пробел восполнен путем введения ряда приемов, позволяющих показать, какие именно дефекты лежат в основе той или иной формы апраксии. Так, для анализа кинестетической апраксии (или «апраксия позы») больному предлагают воспроизвести по образцу различные положения пальцев руки (например, выставить II и V пальцы, сложить пальцы в фигуру кольца); при исследовании оральной апраксии придать языку положение трубочки, поместить его между зубами и нижней губой, посвистеть и т. д. Затруднения в выполнении этой пробы, сопровождавшиеся безуспешными поисками, дают основание для констатации кинестетической апраксии, что позволяет думать о поражении определенных отделов постцентральной области коры больших полушарий.

Для анализа пространственной апраксии больному предлагают придать расправленной ладони горизонтальное, фронтальное или сагиттальное положение или соотнести положение обеих рук в соответственных координатах пространства. Затруднения в выполнении этой пробы при легком выполнении предшествующей дают основание предполагать очаг поражения в нижнетеменной или теменно-затылочной области коры. Аналогичное значение имеют затруднения при выполнении пробы Геда — воспроизведение положений рук врача, сидящего перед больным; тормозя тенденции к зеркальному воспроизведению движений, выполнять перекрестные движения (например, прикасаясь правой рукой к левому уху и т. д.)

Для анализа кинетической апраксии больному предлагается выполнить заданную ему «кинетическую мелодию», требующую плавного переключения с одного элемента движений на другое (например, отстукивать по образцу или по речевой инструкции ритмы или выполнять пробу на реципрокную координацию движений обеих рук одновременно, складывая пальцы одной руки в кулак и расправляя пальцы другой руки, повторяя это движение много раз подряд). Нарушение плавного выполнения этой «кинетической мелодии» с застреванием на одном из звеньев движения может указывать на поражение премоторных отделов коры. Наличие грубых двигательных персевераций (невозможности вовремя остановить движение и инертное повторение его в виде насильственных движений) может указывать на вовлечение в патологический процесс глубоких отделов премоторной зоны и подкорковых двигательных ядер.

Для анализа явлений лобной апраксии больного ставят в условия, при которых ему предлагается выполнить условное действие, не соответствующее наглядному сигналу (например, в ответ на поднятый кулак поднять палец и опустить), или же у него вырабатывается условное действие, требующее ритмической схемы ответов (например, в ответ на один стук поднимать правую, в ответ на два стука — левую руку); эта проба повторяется несколько раз подряд с ритмическим чередованием, а затем этот ритмический порядок нарушается. Тенденция к замене условного (соответствующего инструкции) действия подражательным или тенденция воспроизведения инертного стереотипа, независимо от сигнала, является признаком нарушения регулирующей функции лобных долей мозга и, следовательно, симптомом лобной апраксии.

Проведение описанных проб позволяет дополнить клиническое описание апраксии патофизиологическим анализом факторов, лежащих в основе ее различных форм, и дифференцировать апраксию как от более элементарных расстройств движений (парезы, атаксия), так и от общей инактивности движений, возникающих при резко выраженных гипертензионно-дислокационных состояниях.

Прогноз и лечение. Прогноз определяется характером заболевания, при котором возникает апроксия (в большинстве случаев это сосудистые поражения головного мозга, преимущественно размягчение определенных отделов коры больших полушарий, реже опухоли, травмы, воспалительные и дистрофические процессы). Проводится лечение основного заболевания, а также специальные мероприятия — занятия с больным, направленные на совершенствование произвольных движений.

Апраксия - причины, симптомы, лечение, виды апраксий
xn--90aw5c.xn--c1avg

Апраксия

, MD, PhD, Memory Impairment and Neurodegenerative Dementia (MIND) Center, University of Mississippi Medical Center

Изолированная апраксия наблюдается относительно редко.

Этиология

Апраксия возникает вследствие повреждения головного мозга (например, при инфаркте, опухоли или травме) или дегенеративного процесса с локализацией поражения обычно в теменных долях или связанных с ними отделах, где хранятся программы усвоенных в течение жизни действий.

Реже, апраксия развивается при повреждении других отделов мозга, например премоторной коры (область лобной доли кпереди от двигательной коры), других частей лобной коры, мозолистого тела, лобной доли или диффузных процессах, в частности при дегенеративных деменциях.

Клинические проявления

Пациенты с апраксией не могут осмысливать или обучаться решать сложные двигательные задачи, несмотря на наличие непораженных двигательных, сенсорных и координационных систем и возможности отдельных частей тела выполнять движения. К примеру, больной с конструктивной апраксией не способен скопировать простую геометрическую фигуру, несмотря на сохранение способности видеть и узнавать стимулы, держать ручку и пользоваться ею, а также понимать задачу. Как правило, больные не осознают свои нарушения.

Диагностика

Прикроватное неврологическое исследование

В процессе осмотра пациента (у постели) просят выполнить или повторить знакомые двигательные акты (например, помахать рукой в знак приветствия; начать идти и остановиться; причесаться; зажечь и задуть спичку; показать, как открыть замок с помощью ключа; показать, как пользуются отверткой, ножницами; сделать глубокий вдох с последующей задержкой дыхания). Параллельно врач проверяет мышечную силу во всех задействованных группах мышц для исключения мышечной слабости/пареза в качестве причины имеющихся симптомов.

Нейропсихологическое обследование, оценка физиотерапевта или профпатолога могут выявить более сложные варианты апраксий.

Следует расспросить близких о том, в какой мере больной способен выполнять повседневные действия, в особенности те, которые связаны с использованием предметов обихода (например, правильное и безопасное использование столовых приборов, зубной щетки, кухонных принадлежностей для приготовления пищи, молотка и ножниц), и выяснить, может ли больной писать самостоятельно.

Нейровизуализация (например, КТ, МРТ с ангиографией или без нее) нужна для установления диагноза и определения характера поражений (например, инфаркт, кровоизлияние, объемное образование, очаговая атрофия).

Прогноз

Чаще всего пациенты с апраксией становятся зависимыми, им необходима помощь в повседневной жизни или, как минимум, присмотр в той или иной степени. Пациенты после инсульта могут быть достаточно стабильны и даже в некоторой степени восстанавливаться.

Лечение

Физиотерапия и реабилитационное лечение

Специфического лечения апраксии не существует. Препараты, замедляющие прогрессирование деменции, в настоящее время не показали убедительных результатов.

Физиотерапия и трудотерапия в некоторой степени могут улучшить состояние пациентов, однако чаще полезным является создание безопасной окружающей обстановки, а также использование различных приспособлений, позволяющих пациенту компенсировать имеющийся дефект.

Основные положения

Пациенты с апраксией не могут осмысливать или обучаться решать сложные двигательные задачи, несмотря на возможности отдельных частей тела выполнять движения.

Попросите пациентов выполнить стандартные задачи, находять в условиях клиники, рекомендуется проведение нейропсихологического тестирования, и сделайте томографию головного мозга.

Рассмотрите возможность рекомендовать поддерживающую физиотерапию и эрготерапию.

www.msdmanuals.com

Апраксия – заболевание, при котором теряется возможность выполнения действий

Апраксия – это в переводе означает бездействие. Это заболевание, при котором человек не может выполнить какие-либо жесты, совершить движения, хотя имеет желание для этого и обладает всеми физическими возможностями.

Патология развивается в результате поражений головного мозга. Человек страдает именно тем, что он может осознавать свои действия, но не может их воспроизвести.

Причины апраксии

Развитие болезни начинается в коре головного мозга или в его полушариях. Причин очень много. Патология может начать развиваться на фоне опухолевых новообразований или последствий черепно-мозговых травм. Наиболее часто апраксия возникает на фоне поражения лобно-теменных образований. Факторами развития могут быть:

  • Опухоли – новообразования в головном мозге, которые прорастают в подкорковые зоны и повреждают зоны, которые обеспечиваются праксисом.
  • Возникновение инсультов. Заболевание может возникнуть как после геморрагического инсульта, при котором наблюдается разрыв в стенке церебрального сосуда, так и при ишемическом, который характеризуется спазмом мозговых артерий.
  • Инфекционные воспаления с концентрацией очага в коре головного мозга.
  • Черепно-мозговые травмы – апраксия может быть вызвана поражением церебральных участков, а также за повторное образование травмы в виде отечности, гематомы, воспалительной реакции.
  • Процессы дегенерации – это развитие заболеваний, при которых прогрессирует атрофия коры.

Классификация

Апраксия разделяется на три вида в зависимости от ее проявления:

  • Амнестическая – у человека возникает сложность с воспроизведением действий последовательно. При осмотре врача такой пациент забывает, что ему сказали выполнить.
  • Идеаторная – человек может выполнить движения, но только в отдельности друг от друга. Если его просят совершить их в определенной последовательности, у него возникают трудности. Он не в состоянии поддержать цепочку действий.
  • Апраксия конструктивная – отсутствует способность составить целый предмет из различных частей.

Виды апраксий классифицируются также по локализации поражения головного мозга:

  • Моторная – у человека есть желание произвести действия, но отсутствует такая возможность.
  • Апраксия идеомоторная – нарушаются приобретенные навыки. Больной не может воспроизвести сложные движения.
  • Лобная апраксия – у больного пропадает способность программировать свои действия, он не в состоянии координировать их последовательность.
  • Кортикальная – развивается стойкое изменение в моторной коре. Чаще всего возникает в левом полушарии.
  • Билатеральная – заболевание, которое приводит к поражению мозолистого тела. Это болезнь с поражением обоих полушарий головного мозга.

По состоянию снижения памяти и нарушения умственной деятельности выделяются несколько вариантов расстройств:

  • Пространственная апраксия – это самая распространенная форма заболевания. Человек не осознает себя в реальности. Он не может понять разницу в выполнении действия при открытых и закрытых глазах.
  • Апраксия оральная она же носит название апраксия речи. У человека наблюдается утрата речевой функции.
  • Эфферентная – человек может выполнить действия, которые знакомы ему. Но при этом он не в состоянии повторить движения за посторонним человеком.
  • Апраксия кинетическая.
  • Кинестетический вид расстройства связан с поиском нужных действий. Наблюдается нарушение их произвольного выполнения.
  • Регуляторная апраксия.
  • Кинетический вид патологии – человек постоянно повторяет одно движение, ему сложно переключится на другое.

Выделяются также следующие виды:

  • Апраксия ходьбы – у человека возникают трудности с передвижением, но при этом сохраняется мышечная сила в нижних конечностях.
  • Руки – больной воспринимает свою руку как инородный, чужой предмет. Это может произойти как с одной рукой, так и с двумя сразу.
  • Век – у человека трудности с открыванием глаз.
  • Взора – больной не может фиксировать взгляд даже на короткий промежуток времени, появляется невозможность двигать глазами.

Перед тем как назначить лечение, специалисты выявляют, каким видом патологии страдает больной.

Симптоматика

Сложность в установлении заболевания заключается в том, что симптомы долгое время могут не указывать на развитие патологии. В некоторых случаях они выражены не ярко и доставляют легкий дискомфорт человеку. Чаще всего наличие проблемы устанавливают в период осмотра невролога.

Апраксия может иметь такие проявления как:

  • У человека возникает сложность при выполнении действий последовательно.
  • Трудность в воспроизведении действий, которые требуют ориентировки в пространстве.
  • Невнятная речь.
  • Ходьба маленькими шагами. Часто человек идет сильно сгорбившись, шаркает ногами, при возникновении перед ним препятствия, он долго думает, как его преодолеть.
  • Возникают сложности с процессом одевания.
  • Человеку сложно открыть или закрыть глаза.
  • Нарушение пространственной ориентировки.
  • Невозможность зафиксировать взгляд на объекте.
  • Человек не может управлять движением языка и губ.

Кроме данных проявлений патологии человека беспокоит агрессивность, раздражительность, склонность к депрессивному состоянию.

Диагностика патологии

Так как симптомы заболевания очень специфичные, диагноз ставится уже при первом посещении врача. Детальное обследование необходимо только для того, чтобы установить вид заболевания. Для этого проводятся следующие мероприятия:

  • Изучение истории болезни пациента. Это необходимо, чтобы выявить причину возникновения заболевания.
  • Проведения сбора и анализа анамнеза жизни.
  • Неврологический осмотр пациента.
  • Оценка выполнения пациентом простейших двигательных действий.

Полученная информация дает возможность врачу оценить, когда начало проявляться заболевание, степень выраженности симптомов.

  • УЗИ;
  • КТ;
  • МРТ.

Специальной методики, направленной на лечение данной болезни, не существует. Пациентам прописывают:

  • препараты для восстановления мозгового кровообращения;
  • ноотропные медикаменты;
  • таблетки для нормализации тонуса крови.

В состав комплексной терапии обязательно входят:

  • Физиопроцедуры.
  • Лечебный массаж.
  • Курсы лечебной физкультуры.
  • Трудотерапия.
  • Консультации с психологом.

Методы лечения подбираются индивидуально в зависимости от того речевой, пространственный или артикуляционный вид нарушений у больного.

Профилактические меры

Предупредить патологию можно только общими рекомендациями. В медицине не существует специально разработанных мер по профилактике данной патологии. Снизить риск заболевания можно, если:

  • Полностью отказаться от вредных привычек.
  • Проводить много времени на свежем воздухе, регулярно заниматься спортом.
  • Соблюдать правильный режим питания.
  • В домашних условиях делать массаж ног и рук.
  • Проводить контроль артериального давления.
  • Не оставлять без лечения даже легкие травмы головы.
  • Регулярно проходить медицинские обследования.

Апраксия - причины, симптомы, лечение, виды апраксий
nevrology.net

Клинико-психологическая диагностика и реабилитация пациентов с апраксиями при повреждениях головного мозга

Версия: Клинические рекомендации РФ (Россия) 2013-2017

Общая информация

Краткое описание

Всероссийское общество неврологов

КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И РЕАБИЛИТАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ С АПРАКСИЯМИ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА (Москва 2016)

на VII международном Конгрессе «Нейрореабилитация-2015» г.Москва, 03.06.2015г

Задача разработчиков клинических рекомендаций заключается в донесении до специалистов определенных правил и стандартов, выполнение которых позволит обеспечить раннее восстановление пациента и защитит от неизбежных побочных эффектов, связанных с лечением и стационированием. Рекомендации прошли процессы авторской разработки, редактирования и рецензирования под руководством председателей профильных комиссий по медицинской психологии и медицинской реабилитации Экспертного совета Минздрава России. Пересмотр рекомендаций осуществляется по мере получения новых клинических данных, обобщений приобретенного опыта, но не реже чем 1 раз в 5 лет.

4. Нейропсихологическая диагностика и реабилитация пациентов с нарушениями сознания после повреждения головного мозга. http://psyrus.ru/med_psy/klinicheskie-rekomendatsii/

Под апраксией понимают нарушение выполнения произвольных, выученных, целенаправленных движений и действий, обусловленное поражением, прежде всего, коркового уровня двигательных функциональных систем, возникающее при сохранности элементарных основ движений (мышечного тонуса, силы, амплитуды, скорости движений), понимания сути двигательной задачи и осознании безуспешности её решения (Лурия, 2002; Хомская, 2005; Goldstein,2004).

• Оценка внутренней картины болезни и приверженности реабилитации (комплайенс)

• Наличие (в случае необходимости) психологически обоснованного вывода о дисфункции соответствующих мозговых зон.

• При постановке соответствующей цели реабилитации – перенос нового навыка и/или способа реализации произвольного движения в условия реальной жизнедеятельности пациента.

• Минимизация степени бытовой, социальной или профессиональной зависимости (в пределах поставленных реабилитационных целей).

1 Клинико-психологическое заключение и нейропсихологическое заключение, как правило, являются составными частями общего заключения медицинского психолога.
2 Здесь и далее термины деятельность, действие и операция употребляются с позиций психологической теории деятельности А.Н.Леонтьева.

Диагностика

• активности и участия

• Учет преморбидного состояния больного

Различные нейропсихологические пробы и тесты выявляют различные аспекты нарушений праксиса и имеют разную чувствительность к разным видам апраксии, однако ни одна проба в отдельности не позволяет выявлять это расстройство достаточно надежно. В этой связи при диагностике апраксии обычно применяется ряд заданий.

Наиболее чувствительными и специфичными для диагностики кинестетического праксиса (Григорьева В.Н., Нестерова В.Н., 2013) являются пробы:
а) «Воспроизведение позы пальцев руки» (Лурия А.Р., 2002). Испытуемого просят воспроизвести позу пальцев руки, показанную психологом. При этом рука больного экранируется. Возможен и другой вариант проведения методики. Испытуемого просят закрыть глаза. Медицинский психолог придает кисти и пальцам испытуемого определенную произвольную позу и просит его запомнить ее, затем устраняет эту позу и возвращает кисть и пальцы больного в нейтральное положение, после чего просит пациента самостоятельно воспроизвести ранее установленное положение руки. Или больного просят повторить позу другой рукой. Задание выполняется каждой рукой по отдельности. Оценивается точность воспроизведения позы, временные характеристики выполнения задания, а также способность пациента исправлять ошибки самостоятельно или по подсказке.

Рис.1. Задания для копирования положений руки медицинского психолога (по Kimura D., Archibald Y., 1974).

д) Пробы на слухо-моторные координации («ритмы»).

Кроме классических проб из батареи А.Р. Лурия при диагностике регуляторной апраксии могут быть использованы задания по выполнению мало привычной для пациента программы действий, включающей несколько последовательных этапов (например, зажечь спичкой свечу), поскольку такие задания представляют наибольшие трудности для пациентов с указанным расстройством. Используются пробы на сложные действия с использованием серии (ряда) предметов по вербальной команде. Например, в соответствии с методикой E.De Renzi и F. Lucchelli (1988) больному предлагают выполнить по очереди три сложные последовательные действия: зажечь свечу (свеча, подсвечник и спичечный коробок лежат горизонтально на столе перед пациентом); выпить стакан воды (на столе перед ним находятся закрытая бутылка с водой и стакан); погладить белье (утюг, ткань и обесточенная розетка располагались на столе перед пациентом). Медицинский психолог дает больному подсказки, побуждает его к действию, ободряет в случае затруднений и даже указывает на предмет, если больной стойко игнорирует его, но никогда специально не объясняет и не показывает, как использовать предмет. Он настаивает на том, чтобы действие было выполнено так, как оно выполняется в повседневной жизни. Задание выполняется двумя руками, хотя испытуемому и разрешается в большей степени вовлекать ту руку, которой ему удобнее действовать. Если двуручные движения затруднены из-за выраженных двигательных и (или) чувствительных нарушений в одной из рук, то медицинский психолог оказывает помощь пациенту в осуществлении действия, придерживая предмет или заканчивая начатое. Оценивается скорость и правильность выполнения задания, анализируется характер допускаемых ошибок и возможность самостоятельного исправления их больным.

Расширенный список методик, используемых для диагностики апраксий, а также подробное описание методического материла, инструкций, вариантов проведения и интерпретации результатов содержатся в ряде работ (Лурия А.Р., 1969, 2002; А.П. Бизюк, 2005).

В последние годы все большее применение в клинической практике стали находить стандартизированные скрининговые количественные методики диагностики апраксии. Так, например, T.Vanbellingen и соавт. (2011) представили детальное описание своего скринингового «Теста на апраксию в руках» (Test of Upper Limb Apraxia или TULIA, англ.). Тест включает 12 конкретных заданий: одно на выполнение бессмысленного жеста, три — на выполнение беспредметных коммуникативных жестов и восемь – на выполнение предметных действий. Из этих 12 заданий 7 жестов представляют собой воспроизведение (копирование) действий медицинского психолога, а 5 — пантомиму. Жесты должны быть воспроизведены испытуемым после того, как медицинский психолог продемонстрирует их и произнесет вслух инструкцию, то есть применяются и зрительная невербальная, и вербальная команды. Обследование проводится для правой и левой руки отдельно. Оценка за каждое задание проставляется в оценочном листе сразу после его завершения и составляет либо 1 (выполнил правильно), либо 0 (не выполнил правильно) баллов. Максимально возможная оценка составляет 12 баллов. Апраксия диагностируется при суммарном показателе теста менее 9 баллов. Оценки от 8 до 5 баллов соответствуют умеренной, а 4 и менее баллов — выраженной степени апраксии. В случае, если у больного имеются тяжелые речевые расстройства с нарушением понимания обращенной речи, при его обследовании допускается применение только тестов на копирование жестов, при этом апраксия диагностируется при суммарной оценке менее 5 баллов. Детальное описание этого теста приводится в статье указанных авторов на английском языке; русскоязычная версия теста в настоящее время не валидизирована.

• Тест исследования руки (Action Research Arm Test)

Апраксия - причины, симптомы, лечение, виды апраксий
diseases.medelement.com

Что такое апраксия?

Апраксия — это последствие неврологического состояния, при котором человек не способен выполнять простые движения и жесты. Например, человек с апраксией не в состоянии завязать шнурки или застегнуть рубашку. Людям с апраксией трудно говорить и выражать себя через речь.

Причины апраксии

Апраксия возникает, когда нарушаются функции определенных участков полушарий головного мозга. Эта дисфункция может возникнуть, если повреждение в головном мозгу образуется поперек нервных путей, которые хранят воспоминания об изученных движениях. Человек с апраксией не в состоянии получить доступ к этой информации. Апраксия может возникнуть вследствии травмы головы или заболевания, которое поражает головной мозг, например:

  • слабоумия
  • опухоли
  • кортикобазальной дегенерации

Апраксия зачастую встречается у пожилых людей из-за неврологических состояний, таких как ишемический инсульт и деменция . Если апраксия возникла после перенесенного инсульта, состояние может улучшиться в течение нескольких недель.

Апраксия также может быть генетически обусловленной.

Апраксия — симптомы

Основным симптомом апраксии является неспособность выполнять простые движения, даже если человек полностью контролирует движениями и понимает команды. Людям с апраксией может быть трудно контролировать и координировать движения. Эти люди также могут иметь повреждение головного мозга, которое вызывает афазию — нарушение речи, снижающее способность правильно понимать или использовать слова.

Виды апраксии

Виды апраксии проявляются по-разному:

Кинетическая апраксия

Люди с кинетической апраксией не могут контролировать пальцы, руки или ноги для выполнения точных и скоординированных движений. Хотя люди с конечностно-кинетической апраксией понимают, как использовать инструмент, такой как отвертка, и, возможно, использовали его в прошлом, теперь они не могут выполнять то же самое движение.

Идеомоторная апраксия

Люди с идеомоторной апраксией неспособны следовать вербальной команде, чтобы копировать движения других или следовать предложениям для движений.

Концептуальная апраксия

Эта форма апраксии сходна с идеомоторной апраксией. Люди с концептуальной апраксией также не могут выполнять задачи, которые включают в себя более одного шага.

Идеаторная апраксия

Люди с идеаторной апраксией не способны планировать конкретное движение. Им трудно соблюдать последовательность движений, таких как одевание или купание.

Буккофациальная апраксия

Люди с буккофациальной апраксией, или лицево-оральной апраксией, не могут совершать движения лицом и губами.

Конструктивная апраксия

Люди с конструктивной апраксией не могут копировать, рисовать или чертить основные диаграммы или фигуры.

Глазодвигательная апраксия

Глазодвигательная апраксия поражает глаза. Люди с этим типом апраксии испытывают трудности с выполнением движений глаз по команде.

Словесная апраксия

Людям с вербальной или оральной апраксией трудно совершать движения, необходимые для речи. У них могут быть проблемы с воспроизведением звуков и пониманием ритмов речи.

Отличие апраксии от афазии и диспраксии

Симптомы апраксии могут быть схожи с симптомами двух других состояний, называемых афазией и диспраксией . Афазия обычно возникает в результате повреждения коры головного мозга. Определенные участки коры головного мозга, называемые областью Брока и областью Вернике, отвечают за понимание и воспроизведение речи.

Люди с афазией могут испытывать трудности:

  • в нахождении правильных слов, чтобы выразить себя
  • при чтении и написании предложений
  • в понимании слов и грамматики

Диспраксия — это легкая форма апраксии, которую люди иногда называют нарушением координации развития. Она снижает способность человека выполнять некоторые физические движения, а также может повлиять на речь.

Люди с диспраксией могут иметь следующие симптомы, такие как:

  • трудности с балансом
  • неуклюжесть
  • проблемы со зрением
  • эмоциональные или поведенческие трудности
  • проблемы с социальными навыками
  • трудности с чтением, письмом и речью
  • проблемы с памятью

Диагностика и тесты

Чтобы диагностировать апраксию, врач-невролог подробно изучит историю болезни человека и изучит все симптомы, чтобы определить основные причины. Невролог также постарается исключить подобные состояния, такие как двигательная слабость, афазия или диспраксия.

Врач может провести тесты для оценки:

  • вербальной и невербальной коммуникации
  • как люди участвуют и функционируют в определенных видах деятельности
  • координации
  • слуха и способности слушать

Диагностические тесты могут включать как физические тесты для измерения навыков координации движений, так и языковые тесты для проверки способности понимать команды.

Лечение

Человеку с апраксией назначат лечение основного заболевания, которое вызывает данное состояние. Лечебная физкультура (ЛФК) и трудотерапия могут облегчить симптомы. Эти методы лечения могут включать в себя:

  • повторение звуков и сопровождающих движений
  • работу над речевыми ритмами с помощью метронома или щелчка пальцами
  • использование ручки, бумаги или компьютера для самовыражения

Регулярные индивидуальные занятия с логопедом могут улучшить симптомы апраксии речи. Методы могут включать в себя:

  • обучение двигать мышцами рта, чтобы издавать определенные звуки
  • изучение языка жестов для тех, у кого есть серьезные трудности с речью
  • использование всех органов чувств, чтобы помочь с речью, например, прослушивание записанных звуков и использование зеркала, чтобы увидеть, как рот издает звуки

Дети или взрослые с апраксией должны будут управлять состоянием на протяжении всей своей жизни. Специальные образовательные программы и физическая, речевая и трудотерапия могут помочь людям легче жить с апраксией.

Люди с тяжелыми формами апраксии могут не иметь возможности жить самостоятельно и нуждаются в помощи других людей для выполнения повседневных задач.

Прогноз

Перспективы для людей с апраксией будут зависеть от индивидуальных обстоятельств. Если человек имеет апраксию после перенесения инсульта или другого неврологического расстройства, лечение основного заболевания поможет уменьшить или устранить симптомы апраксии. Симптомы апраксии у некоторых людей со временем будут уменьшаться, в то время как у других может наблюдаться меньшее улучшение. Некоторые люди продолжают совершенствоваться в течение нескольких лет или даже десятилетий. При правильной поддержке близких люди с апраксией могут научиться управлять своим состоянием.

Приглашаем подписаться на наш канал в Яндекс Дзен

medicalinsider.ru

COMMENTS