Арт терапия кризисных состояний

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОДИКА РАБОТЫ С ПСИХОДУХОВНЫМ КРИЗИСОМ

Абрамов Д.И., Козлов В.В. (Ярославль)

Кризис (от греч. Krisis – решение, поворотный пункт, исход) – является одним из неизбежных и необходимых моментов жизни, одной из движущих сил развития, в том числе и развития личности, группы, общества. Следовательно, кризис — необходимая часть жизни индивида и общества, человечества в целом как организма. Кризис — это всегда момент выбора из нескольких возможных альтернатив, момент выбора регрессивного или прогрессивного решения в дальнейшем развитии. В настоящее время число людей, испытывающих те или иные кризисные состояния неуклонно возрастает. Это может быть связано как с внешними причинами (нестабильность общественных структур, наличие большого числа конкурирующих систем ценностей, общая неопределённость выбора возможных векторов развития социальной действительности и др.), так и с внутренними (поскольку кризисы являются своеобразными «ступенями» развития личности).

Духовный кризис – это одна из разновидностей личностных кризисов. Его особенностью является обращение к духовной стороне человеческого бытия, к совокупности идентификаций личности, обозначенной В.В. Козловым как «Я-духовное» [3]. Ядро «Я-духовного» — это интимные, сакральные смыслы, которые касаются стержневых проблем бытия. Основные темы: одиночество, проблема смысла жизни, экзистенциальной грусти, тоски, проблема смерти, проблема служения. В состоянии психодуховного кризиса система идентификаций определённым образом трансформируется и возникает новое пространство экзистенциальных смыслов, в том случае, конечно, если кризис не был настолько силён, что привёл к распаду личности.

Основатель трансперсональной психологии, С. Гроф, в книге «Неистовый поиск себя» ввёл понятие духовного кризиса как состояния, с одной стороны, обладающего всеми качествами психопатологического расстройства, а с другой — имеющим духовные измерения и потенциально способного вывести индивида на более высокий уровень существования [2]. Кризис рассматривался в контексте духовного самораскрытия (spiritual emergense), движения индивида к более расширенному, более полноценному способу бытия, включающему в себя повышение уровня эмоционального и психосоматического здоровья, увеличение степени свободы выбора и чувство более глубокой связи с другими людьми, природой и всем космосом. Важной частью этого развития является возрастание осознания духовного измерения как в своей собственной жизни, так и мире в целом.

Психическое пространство рассматривается многими авторами как система, с одной стороны ограниченная индивидуальным эго и физическими структурами тела, а с другой — открытая опыту всего человечества и духовным реалиям бытия (Гроф, Ассаджиоли, Франкл и др.). И в определённый момент начинается переход за пределы индивидуальных ограничений к более обобщённому, интегрированному уровню существования. Стремление к этому переходу, по словам другого видного представителя трансперсональной психологии К. Уилбера, является имманентным свойством человеческой природы [8].

Также вызывать подобные состояния могут различные духовные практики (например, практики буддистской медитации, суфистские техники, различные практики христианства), которые, собственно, и предназначены для погружения человека в духовное пространство, отличное от обыденной жизни.

Огромное многообразие причин, вызывающих «духовные обострения», со всей очевидностью свидетельствует о том, что гораздо большую роль, нежели внешние раздражители, играет сама готовность индивида к внутреннему преображению. По словам С. Грофа, когда мы ищем общепринятый и окончательный путь к вышеописанным состояниям, или же их общий знаменатель, мы обнаруживаем, что все они включают в себя коренной сдвиг равновесия между бессознательными и сознательными воздействиями [2]. И ослабление психических защитных механизмов или, наоборот, возрастание энергетического напряжения бессознательных движущих сил делает возможным проникновение бессознательного или сверхсознательного содержания в сознание.

Различные психологические травмы могут приводить в движение бессознательное, особенно если они включают в себя составляющие, значимые для человека и напоминающие ему о прошлых травмах. Неудачи и разочарования в профессиональной и личной жизни могут подточить и развеять направленные вовне устремления и замыслы индивида, что затрудняет использование занятий внешними делами как способов бежать от эмоциональных невзгод и приводит к психологическому отдалению и разворачиванию всего внимания на внутренний мир. Вследствие этого в сознание может проникать бессознательное содержание, вторгаясь в повседневный опыт индивида, или даже полностью его попирая.

В том случае, если проявления духовных измерений психики не встречают сильного противодействия со стороны основных личностных установок и структур, то можно говорить о духовном самораскрытии, расширении «внутренних горизонтов». В аспекте социального бытия человека это не имеет особых деструктивных проявлений. Если же активность подсознательного материала велика, а адаптивные функции Эго снижены, то проявления духовного кризиса по своей феноменологии могут напоминать психопатологические расстройства [3, 2, 1].

Но кризисные состояния качественно отличаются от психопатологии тем, что, во-первых, отсутствует объективно определяемая органистическая аномалия, вызывающая переживаемые состояния (инфекция, интоксикация, последствие черепно-мозговых травм, опухоль, нарушение гемодинамики и т.д.), а во-вторых, человек способен дифферинцировать внутреннюю и внешнюю реальность, осознавать внутреннюю природу переживаемого. Тем не менее, его поведение может казаться странным, часто оно принимает форму девиации.

В связи с тем, что существует огромное многообразие вариантов прохождения людьми через кризисные состояния, очень трудно создать универсальные технологии работы с духовными кризисами. Сложность заключается еще в том, что необходимы психотехнологии, которые могут работать одновременно на когнитивном (осознаваемом) уровне и глубинном (неосознаваемом), где доступ возможен только через символику и метафоры. Не все современные психотехнологии дают такую возможность, тем более, когда очень усложнена диагностическая часть работы психолога или психотерапевта [4].

Различные виды терапии творчеством (арт-терапия, экспрессивная терапия, терапия творческим самовыражением, мультимодальная арт-терапия и т. д.) вполне могут претендовать на одну из ведущих ролей среди подходов к работе с психодуховными кризисами. Основным исцеляющим механизмом считается благотворное влияние процесса (или, в зависимости от подхода, готового результата) творчества на личность, которое отмечал ещё Аристотель (он связывал его с катарсисом).

Во взаимодействии с клиентом арт-терапия позволяет заменить привычную диаду «терапевт – пациент» («консультант – клиент») на триаду «терапевт – произведение искусства – пациент», то есть сделать психотерапевтический альянс психотерапевтическим треугольником. Впрочем, на самом деле фигура взаимодействия оказывается еще более сложной, поскольку и психотерапевтический альянс, не включающий в себя конкретное произведение клиента, не теряет своей значимости. Более того, имеет место диссоциированность клиента с проблемой, она вынесена вовне (в продукт творчества, сюжет и т. д.).

Интерпретация и вербальная обратная связь позволяют работать на когнитивном уровне, вводить проблему и варианты её символического решения в область осознания, что может способствовать переносу паттерна преодоления в жизнь клиента. Ещё одно отличие арт-терапии как направления, связано с тем, что способ терапевтического взаимодействия, ею предлагаемый, является ресурсным сам по себе, так как лежит вне сферы повседневной жизни клиента. А все, что лежит за пределами повседневности, ресурсно по определению, ибо расширяет человеческий опыт [4].

По словам Т. Колошиной, независимо от того, что конкретно происходит в терапевтическом процессе, клиент получает сразу несколько исключительно конструктивных уроков.

Урок первый, следующий из работы с внешним образом оформленной метафорой заявленной проблемы: «Моя проблема отделима от меня. Я не есть моя проблема».

Урок второй, вытекающий из предлагаемых клиенту незнакомых способов взаимодействия (с терапевтом или с проблемой): «Для решения моей проблемы я могу прибегнуть к совершенно новым способам действия».

Урок третий, порождаемый самим терапевтическим процессом: «Я могу делать то, о чем и не подозревал»[4].

Для внесения всего этого материала в область осознания необходимо проговорить данные выводы, чего можно достигнуть через шэринг (sharing).

Прохождение через кризис с помощью практик, связанных с творчеством и воздействием творческого состояния сознания на личность, которое позволяет перейти на иной уровень интегрированности, способствует позитивному развитию кризисной ситуации. Энергия, которая высвобождается из глубоких слоёв бессознательного, в связи с ослаблением защитных механизмов и ослаблении степени идентифицированности с прежними структурами «Я-духовного», которые сопровождают духовный кризис, перенаправляется на включение в структуры «Я» новых элементов, а не на разрушение имеющихся структур. Работа же на когнитивном уровне позволяет закрепить в сознании клиента опыт творчества и перенести его в повседневную жизнь.

1. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика М.:REFL-book, 1994)

2. Гроф С. Психология будущего материалы сайта www.hippocrat.ru;

3. Козлов В. В. Социальная работа с кризисной личностью. Методическое пособие. — Ярославль, 1999;

4. Колошина Т., Тимошенко Г. Марионетки в психотерапии, — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001;

5. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии, — СПб.: Питер, 2002;

6. Маслоу А. Мотивация и личность. — Спб., 1999;

7. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы http:// victor. by ru. ;

8. Уилбер К. Проект Атман. Трансперсональный взгляд на человеческое развитие, – М.: Издательство ТПИ, 1999;

Арт-терапия

Екатерина Боровик-Пенкова – телесно-ориентированный психолог ОНЛАЙН-ПРАКТИКУМ ПО ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ «ОЩУЩЕНИЯ В ТЕЛЕ» Ознакомительный вебинар 26 декабря с 10:00 до 12:00 мск На ознакомительном вебинаре: • Основы телесно-ориентированной психотерапии (ТОП). • Что приводит к потере контакта с телом? • В каких случаях помогает ТОП? • Основные понятия: Заземление. Центрирование. Границы. Контакты. Контейнирование. Видение. • Краткий экскурс [далее]

Авторский онлайн-курс Екатерины Боровик (Пенковой)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЕБИНАРЫ: ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРОВЕДЕНИЕ, ПРОДАЖИ

Вебинары, как инструмент продвижения психологических услуг, онлайн-мероприятий и расширения своей аудитории.

Мы познакомимся с Архетипами и их влиянием на формирование нашей личности начиная с рождения.

Вы выясните, как они проявляются в вас своей положительной или отрицательной стороной.

Конечно, поговорим, как изменить ситуацию.

Новый он-лайн курс Виктории Голобородовой по использованию МАК, терапии Цветы Баха и других арт-терапевтических методов при работе с негативными эмоциями и болезнями

ЕЛЕНА ДУГАРОВА Дугарова Елена Арт-терапевт, Системный терапевт, Трансперсональный терапевт, Таролог, Телесно-ориентированный терапевт, Семейный терапевт. Автор и ведущая тренингов, психотерапевт, интегративный психолог

Данная программа рассчитана на всех желающих расширить свои знания, познать себя, разрешить свою проблемную ситуацию, психологов, психотерапевтов, психиатров, педагогов, социальных работников.

Обучающий семинар по восстановлению внутренней гармонии и построению Партнерских отношений.

Автор и ведущая тренинга: Светлана Алешкина – коуч-тренер, специалист по корпоративному обучению и управлению персоналом. Более 10 авторских тренингов и образовательных программ. Для кого предназначен этот онлайн курс: Специалисты по побору персонала. Менеджеры по персоналу. Руководители, участвующие в подборе персонала. Рекрутеры и речесеры в кадровых агентствах. Для женщин (мужчин), которые [далее]

Онлайн-курс Виктории Голобородовой: «Сказкотерапия в консультировании детей и взрослых». Бесплатные вебинары: Сказка – древние знания человечества и Теория сказкотерапии.

Психологическая выставка «МИР». Методы. Инструменты. Ресурсы. Это важное и обязательное событие для Психологов, Арт-терапевтов, Коучей, Тренеров, Студентов. Участие бесплатное!

Event

использовать уникальную возможность пройти обучение под руководством Мастера. Expand text…

— психологов и психотерапевтов;

— педагогов и социальных работников;

— тех, кто просто интересуется психологией,

а также для тех, кто хотел бы понять свой внутренний мир, осознать собственный потенциал и возможность перемен.

Основа арттерапии, базовые техники

Экзистенциальная терапия. Пихотерапевтическое использование мандалы.

Арттерапия в кризисных состояниях

Приглашаем на уникальный академический и практический тренинг по арт-терапии!

При раннем бронировании — специальные цены. Для бронирования места на мероприятии достаточно внести сумму в размере 2000 рублей.

Даты остальных модулей согласовываются, ориентировочно следующий модуль через 2-3 месяца.

Actions

педагогов и социальных работников; студентов профильных ВУЗов, а также всех тех, кто просто интересуется психологией и АРТ — направлением в психологии!

Кто еще думает- определяйтесь! Звоните! Пишите!

Татьяна Юрьевна-уникальный специалист! Не упустите свой шанс обучаться у профессионала такого уровня.

использовать уникальную возможность пройти обучение под руководством Мастера.

— психологов и психотерапевтов;

— педагогов и социальных работников;

— тех, кто просто интересуется психологией,

а также для тех, кто хотел бы понять свой внутренний мир, осознать собственный потенциал и возможность перемен.

Основа арттерапии, базовые техники

Экзистенциальная терапия. Пихотерапевтическое использование мандалы.

Арттерапия в кризисных состояниях

Приглашаем на уникальный академический и практический тренинг по арт-терапии!

При раннем бронировании — специальные цены. Для бронирования места на мероприятии достаточно внести предоплату в размере 2000 рублей.

Даты остальных модулей согласовываются, ориентировочно следующий модуль через 2-3 месяца.

Много практического материала. Вы наполните свой психологический «чемоданчик», освоив практические техники для групповой и индивидуальной работы.

Долговременная программа. Это позволит комплексно освоить направление Арт-терапии.

Документ о повышении квалификации гос. образца. Вы получите такой документ при прохождении всей программы, при прохождении одного модуля программы — диплом участника.

И наконец, это финансово выгодно. Это прекрасная возможность: обучаться у специалиста экстракласса и при этом избежать расходов на проезд и проживание в Москве.

Блог Ижевска

АРТ-ТЕРАПИЯ ЭМОЦИАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ И КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ

АРТ-ТЕРАПИЯ ЭМОЦИАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ И КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ.

Для первого знакомства с методом АРТ-терапии приглашаем любящих и заботливых родителей с детьми на Арт – терапевтическую мастерскую «Я и мой ребенок …»

Арт- мастерскую проводит: детский психотерапевт Ермакова Валентина Александровна.

  1. Знакомство с психологом и анонсирование курсов, программ, тренингов по Арт-терапии;
  2. Арт-мастерская с психологом «Я и мой ребенок …», как возможность большего понимания себя во взаимоотношениях со своим ребенком.

Встреча состоится по мере набора группы. ЗВОНИТЕ (тел. 333-037)- ОТКРЫТА ЗАПИСЬ!

Время проведения дополнительно согласуем по телефону – рассматриваем возможность проведения на следующей неделе (с 1 по 5 ноября), выберем наиболее удобное время для всех записавшихся.

Стоимость участия – 200 рублей (родитель+ребенок).

Адрес: ул.Пушкинская, 233. Инклюзивный детский центр развития и творчества «Ма-центр», тел. 333-037

Использование различных видов творчества в лечебно-профилактических и коррекционных целях носит название арт-терапия. Арт-терапевтическое лечение является одной из форм психотерапии. Арт-терапия основана на механизме сублимации. Сублимация — это подсознательный психический процесс, который открыл еще З. Фрейд в 1900 г. Он заключается в перенаправлении психической энергии от травмирующего переживания к социально приемлемому выходу, чаще всего — творчеству.

Ребенок ещё не может выразить свои эмоциональные переживания словами. С помощью арт-терапевта ребенок легко может выразить накопленные и невысказанные чувства, эмоции, волнения через творчество (рисунок, поделку, сказку) и ,…. прямо на рисунке, изменить ситуацию. Меняя рисунок, ребенок одновременно меняет и свое внутреннее представление, находит варианты выхода из самой безвыходной ситуации!

Психотерапевты, использующие методики арт-терапии, помогают обнаружить скрытую психическую напряженность ребенка, и помочь ему преодолеть его различные страхи и внутренние конфликты.

Принципы работы таких специалистов являются очень щадящими, поэтому не оказывают никакого негативного влияния на психику маленького пациента. Арт-терапевт в игровой форме вступает в диалог с малышом, постепенно завоевывает его доверие и помогает ребенку с помощью художественных средств выразить всё то, что его беспокоит.

Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям работы, так и по процедуре и приемам работы. Есть задачи, которые эффективно решаются в ходе встреч один на один – снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, устранение барьеров и т.п.. А группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр.

Арт-терапия рекомендована всем детям и родителям. Для детей, имеющих особенности развития, используются и специальные методики.

Арт-сессии продолжительностью от 30 до 80 минут проводятся один-два раза в неделю, в зависимости от сложности запроса и длятся от 3–5 до 12 недель.

Родитель также может участвовать в процессе, его роль можно определить как «партнер», «ассистент», «наблюдатель».

Выбор материала индивидуален. Один ребенок быстрее согласится рисовать красками на бумане, другой проявит интерес к песочнице, третий может рисовать только на стекле и т.д.

Выбор индивидуален, психолог имеет в своем арсенале разные материалы.

На Арт-терапевтических занятиях психолог предлагает самые различные изобразительные техники и материалы, не ограничиваясь обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Выбор материала индивидуален. Один ребенок быстрее согласится рисовать красками на бумаге, другой проявит интерес к песочнице, третий может рисовать только на стекле и т.д.

Ребенок более охотно включается в какой-то новый для него процесс, отличный от того, к чему он привык.

Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации.

Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, рисованием с помощью сыпучих продуктов песка или засушенных листьев, рисованием пальцами и ладонями, пульверизатором и т.д. Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски — в невиданных животных. Ребёнок почувствует свой успех, ведь он смог победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить игрушки и т.п..

Самый распространенный и наиболее изученный на сегодняшний день вид арт-терапии – это рисование или изотерапия . Все малыши любят рисовать, а специалисты по этому виду детского творчества, исходя из рисунков ребенка, способны классифицировать его эмоциональное и психическое состояние, и оказать ему помощь в преодолении обнаруженных страхов и комплексов.

Все переживания ребенка, которые он в силу разных причин, не может высказать словами, отражаются в его рисунке. Наличие или отсутствие определенных фигур, используемые в изображении цвета, характер штрихов и линий – все это может рассказать арт-терапевту очень многое. Малыши, рисуя, выражают в красках свое настроение, показывают свой внутренний мир, выплескивают все скопившиеся внутри эмоции, а психолог ненавязчиво обсуждает все это с ними, чтобы лучше понять психологическое состояние своих маленьких пациентов.

Лепка развивает у детей мелкую моторику, а также развивает такие качества как внимательность и усидчивость. Дети могут лепить из традиционного пластилина, полимерной глины, воска, соленого теста. Опытный психотерапевт, наблюдающий за этим процессом, может скорректировать многие детские заболевания и отклонения в поведении ребенка. Арт-терапевт может увидеть и снять излишнюю «моторность», а также направить энергию малыша в нужное русло.

Песочная терапия . Все дети любят играть с песком, а специалисты арт-терапии, наблюдая за ними, могут анализировать состояние малышей и даже лечить такие заболевания, как задержка психического развития и легкие формы аутизма. Также песочная терапия помогает детям, пережившим какие-либо стрессы: болезнь близких, переезд на новое место жительство, переход в другой детский сад и так далее. Психотерапевты считают, что при работе с песком и водой ребенок проявляет свой внутренний мир и даже может корректировать определенные стороны своей личности. Такая работа также отлично развивает мелкую моторику и учит малыша концентрироваться.

Для занятий ребенку предлагается небольшая песочница, емкость с водой и множество различных игрушек, чтобы малыш мог как можно точнее во время игры показать свой персональный мир. Арт-терапевт наблюдает за действиями малыша, комментирует их и задает малышу вопросы, что помогает ребенку постепенно учиться контролировать свои действия, называть свои чувства и формировать связь между внутренними ощущениями и внешним поведением.

Сказкотерапия – это арт-терапия для самых маленьких. Во время таких занятий врач просит малыша поговорить с ним о каком-либо сказочном сюжете и проанализировать его, либо вместе с ним придумывает собственную историю-импровизацию. Основными целями сказкотерапии являются эмоциональная поддержка ребенка, формирование у него правильных представлений об окружающем мире и взаимоотношениях между людьми, а также развитие творческих навыков и способности общаться в коллективе.

Трехмерные изображения из фольги, слюды, газет

Во время творческих действий с выбранным поделочным материалом создается образ, вызывающий положительный отклик у ребенка. Даже деструктивные акты разрывания, комканья, стискивания бумаги нацеливаются именно на созидание Нового. Можно сказать, что из «мусора» возрождается «ценность», из Ничего создается Что-то, также как в процессе арт-терапии из неуверенного, робкого, пугливого, затюканного постоянными придирками и нападками ребенка возрождается Личность.

Дети любят, когда прямо на их глазах происходит чудо – только что исчирканный, замаранный лист легким движением руки и степлера превращается в предмет: шапочку, коробочку, домик, игрушку. На закрашенный разными цветами ватман приклеиваются кусочки зеленой бумаги в виде листьев кувшинок – и взору предстает сказочное болото, и где-то на нем обязательно появится царевна-лягушка …..

Источники:
АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОДИКА РАБОТЫ С ПСИХОДУХОВНЫМ КРИЗИСОМ
Требования к теоретическим моделям психологии. На наш взгляд, любое теоретическое построение психологии должно обладать тремя качествами, для того, чтобы адекватно отражать своей предмет
http://psysis.ru/?ART-TERAPIYa_KAK_METODIKA_RABOTY_S_PSIHODUHOVNYM_KRIZISOM
Арт терапия кризисных состояний
На сайте Первого Международного Портала Вебинаров Вы сможете принять участие в самых интересных и познавательных вебинарах Рунета.Также у нас Вы можете организовать собственный вебинар на portalwebinarov.com
http://portalwebinarov.com/category/kategorii-vebinarov/psihologiya-i-psihoterapiya/art-terapiya/
Арт терапия кризисных состояний 1
Event использовать уникальную возможность пройти обучение под руководством Мастера. Expand text… — психологов и психотерапевтов; — педагогов и социальных работников; — тех, кто просто
http://vk.com/event107318890
Блог Ижевска
Блог Ижевска АРТ-ТЕРАПИЯ ЭМОЦИАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ И КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ АРТ-ТЕРАПИЯ ЭМОЦИАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ И КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ. Для первого знакомства с методом
http://igis.ru/blog/item-10598

(Visited 34 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Услуги психолога Нужна консультация психолога? Мы вам поможем У вас могут быть… (1)

Муж рвет жопу жене а она орет Муж рвет жопу жене а она оретЭта история случилась году… (1)

Что чувствует мужчина когда у него стоит Что чувствуют парни, когда у них встает? Всё зависит от… (1)

Дружеские отношения между мужчиной и женщиной Бывает ли дружба между мужчиной и женщиной? Психологи утверждают –… (1)

Товары алиэкспресс меньше доллара Все о АЛИЭКСПРЕСС Добро пожаловать, гость! Для участия в форуме… (1)

COMMENTS