Ассоциация — значение слова в психологии, виды ассоциаций

Ассоциативное мышление. Развитие ассоциативного мышления

Мышление – основной познавательный процесс, многое определяющий в жизни человека. Ассоциативное мышление – понятие, которое отражает использование ассоциаций: все связи действий и представлений исходят из ощущений и тех следов, которые они оставляют в мозге. Ассоциация – это связь между понятиями и представлениями, возникающая в процессе их осознания. Одно из представлений вызывает в сознании другое – так рождаются ассоциации.

Ассоциативные связи неодинаковы у разных людей, ведь они зависят от личного опыта. Так, слово «осень» у одного человека ассоциируется со слякотью и непогодой, у другого – с яркими желтыми осенними цветами, у третьего – с буйством красок в лиственном лесу, у четвёртого – с грибами и «тихой охотой», у пятого – с одиночеством, моросящим дождём и уходящей вдаль пустынной аллеей, усыпанной жухлыми листьями, а у шестого – с днём рождения, друзьями, подарками и весельем.

Термин «ассоциация» был введён английским философом и педагогом Джоном Локком ещё в 1698 году, и с тех пор широко используется. Благодаря ассоциативному мышлению мы знакомимся с новым, открываем для себя мир, расширяем границы его познания, учимся мыслить нестандартно.

Виды ассоциаций

Существуют разные классификации ассоциаций. Например, по ряду признаков можно выделить следующие их виды:

  • Причина – следствие (дождь – плащ, молния – гром, снег – лыжи).
  • Смежность, близость во времени и пространстве (колбаса – холодильник, компьютер – мышка).
  • Подобие, сходство понятий (туча – перина, груша – лампочка).
  • Контраст (белый – чёрный, огонь – лёд, холод – тепло).
  • Обобщение (цветок – букет, берёза – дерево).
  • Подчинение (овощ – помидор, куст – калина).
  • Дополнение (борщ – сметана, салат – майонез).
  • Целое и части (тело – рука, дом – подъезд).
  • Соподчинение одному объекту (клещи – плоскогубцы, стул – скамья, чашка – стакан).

Различают также ассоциации по созвучности (кошка – мошка, тень – плетень) и словообразовательные, построенные на однокоренных словах (синева – синий, печка – выпечка).

В процессе построения ассоциаций могут быть задействованы разные органы чувств, поэтому ассоциации бывают вкусовыми, визуальными, слуховыми, обонятельными и т.д.

Ассоциативная теория мышления

С образованием ассоциаций были связаны первые представления об универсальных закономерностях психической жизни человека. В XVII веке психология мышления еще не была выделена как отдельный раздел, и мышление не рассматривалось как особая форма деятельности человека. Развитие мышления понимали как процесс накопления ассоциаций.

Ассоциативная теория мышления относится к одной из ранних. Её сторонники считали, что мышление является врождённой способностью и сводится к ассоциациям, связывающим следы прошлого и впечатления от настоящего опыта. К сожалению, эта теория не могла объяснить творческий характер процесса мышления, специфичность его содержания и закономерности протекания.

Однако, основываясь на процессе обучения, ассоциативная теория мышления выделяла несколько очень значимых для развития мышления моментов:

  • Важность использования наглядного материала в процессе обучения;
  • Осознание того, что обучение возможно только через чувственное познание, т.е. через образы и представления.
  • Понимание, что ассоциации расширяют границы способностей, через них сознание стимулируется, активизируя процессы сравнения, анализа, обобщения.

Развитие ассоциативного мышления

Идеи, подсказанные ассоциациями, успешно используются человеком уже давно. Наблюдения за рыбами натолкнули на идею создания подводной лодки, а системы всплытия и погружения навеяны ассоциациями с рыбьим воздушным пузырем. Идея эхолокации позаимствована у дельфинов. Репейник, цепляющийся за шерсть собаки, подсказал Жоржу де Менстралю, инженеру из Швейцарии, принцип создания липучки, которая на сегодняшний день широко используется в одежде и обуви. Немало нереализованных идей, подсказанных ассоциациями, сохранилось в тетрадях Леонардо Да Винчи. Так, наблюдения за птицами подсказали ему идею орнитоптера, позволившего бы человеку парить над землёй. Его наброски парашюта – отражение мечты о летающем человеке, дрейфующем в вышине, не боящемся упасть с любой высоты. И это только крохотная часть идей, навеянных ассоциациями, и главное – этот процесс не остановить.

Развитое ассоциативное мышление дает нам ряд преимуществ:

  • способствует развитию воображения;
  • помогает генерировать новые, незаурядные идеи;
  • облегчает восприятие и способствует образованию новых смысловых связей;
  • улучшает адаптацию к новым, нестандартным ситуациям и помогает в поиске решений необычных задач;
  • стимулирует работу мозга;
  • улучшает объём памяти.

Нельзя не упомянуть о том, что в основе мнемоники, позволяющей запоминать большие объёмы слов, лежат ассоциации. Об ассоциативной памяти больше можно узнать из нашей статьи Ассоциативная память. Развитие ассоциативной памяти.

Начинать развитие ассоциативного мышления лучше с раннего детства, поэтапно. Сначала нужно просто знакомить ребёнка со всеми встречающимися понятиями и связанными с ними действиями. Следующий этап – обучение ребёнка обобщению. Например, чашки, тарелки, блюдца – посуда; стул, стол, кресло – мебель; машинка, кукла, кубики – игрушки. Вместе с тем ребёнок учится называть и различать предметы.

Для детей постарше нужны другие, более сложные упражнения: составление ассоциативных рядов, поиск последовательности в словесном ряду, анализ предметов по признаку.

Ассоциативное мышление ребёнка может приводить его к психологически сложным ситуациям. Родителю в том случае, когда ребёнок остро негативно реагирует на образ или ассоциацию (например, прививка – укол – врач – белый халат) важно понимать, что загнанные «в тёмный угол», подавленные ассоциации могут стать причиной развития разного рода комплексов в будущем. Важно проявлять терпение, говорить с ребёнком о том, что его пугает, объяснять, настраивать на позитив. Следует прислушиваться к ребёнку и его ассоциациям, стараться понять его потребности, образы, стремления, с тем чтобы поддержать ребёнка, успокоить, вернуть ему чувство защищенности.

Упражнения для развития ассоциативного мышления

Хотите попробовать поиграть в ассоциации? Это тот случай, когда игры развивают:

  1. Возьмите два любых слова, не связанные по смыслу, и попробуйте постепенно создать смысловую ассоциативную цепочку, приводящую от одного к другому. Например: машина и дерево. Цепочка может быть такой: машина – дорога – лес – дерево.
  2. Придумайте несколько слов (например: бутылка, бусы, окно). Подберите к ним слова-ассоциации, сходные по одному или нескольким признакам (например: стеклянный, твёрдый, сверкающий, зелёный).
  3. Подберите ассоциации, объединяющие все слова одновременно. Например: холодный, блестящий – лёд, бриллиант, металл.
  4. Если Вы на прогулке или в пути, и у Вас есть попутчик, придумайте любое первое слово и по очереди ведите от него цепочку ассоциаций. Когда ассоциация непонятна, объясняйте её появление. Это весело, интересно и развивает ассоциативное мышление.
  5. Придумайте необычные ассоциации. Например, кошелёк – деньги – это обычная, ожидаемая ассоциация. А что ещё можно хранить в кошельке? Лотерейный билет, прядь волос, амулет, записку, ключ?
  6. Существует любопытный тест, не отнимающий много времени, но позволяющий и поиграть в ассоциации, и заглянуть в своё подсознание и понять, что Вас беспокоит. Это ведь первый шаг к решению, верно? Можно просто придумать 16 любых слов, а можно воспользоваться вспомогательными начальными буквами. Но не следует долго раздумывать, нужно писать первое, что придёт в голову, и быть честным с собой (если Ваша цель – узнать себя получше и решить свою проблему). Можно использовать существительные, прилагательные, наречия, словосочетания. Итак, если Вы решили воспользоваться буквами (для начала так проще), возьмите листок бумаги и слева по вертикали запишите следующие буквы: т, д, б, м, г, а, ж, о, к, р, в, н, з, п, л, с. Теперь напротив каждой из них напишите слово, начинающееся на эту букву — первое, которое придёт в голову. Теперь попарно берите получившиеся слова, подбирая ассоциацию на каждые два идущих подряд по вертикали слова. Записывайте ассоциации напротив каждой пары слов. У Вас получится 8 слов. Затем снова по вертикали сверху вниз объединяйте по два получившихся слова и снова записывайте рождающиеся ассоциации. Теперь их будет 4. Объедините и их попарно, запишите две новые ассоциации. Объединив их, Вы получите ключевую ассоциацию, самую важную. Ассоциации помогали в исследованиях подсознательного, они использовались З.Фрейдом, затем К.Юнгом, и до сегодняшнего дня применяются многими психоаналитиками (и не только). Задействуя творческую составляющую своей личности, в ходе такого теста можно заглянуть в своё подсознание и найти пути решения проблемы, если таковая присутствует. Во всяком случае, излагая на бумаге ассоциации и мысли, мы подвергаем их анализу, поглубже заглядываем в себя и лучше понимаем.

Нарушение ассоциативного мышления

Нарушения ассоциативного мышления выражаются в изменении его темпа, целенаправленности и стройности. Серьёзные болезненные нарушения ассоциативного мышления являются предметом изучения в литературе по психиатрии и клинической психологии, в разделе психопатологии.

Были выявлены некоторые закономерности нарушений мыслительного процесса. Исходя из симптомов нарушений, разделяют, например, расстройства по форме и по содержанию. В первом случае речь идёт о нарушениях ассоциативного процесса мышления (то, как человек мыслит), а во втором – нарушения суждений (то, что человек думает, разного рода навязчивые состояния, бред, сверхчерные идеи). Ниже мы рассмотрим только некоторые виды нарушений ассоциативного мышления:

1. По изменению темпа мышления:

  • Ускорение, заметно опережающий всех остальных темп обработки информации, генерации идей, принятия решений, иногда скачки идей. Такое ускорение характерно для маниакальных состояний.
  • Замедление темпа, чрезмерное затягивание обдумывания и принятия решений.
  • Непроизвольное вторжение мыслей (ментизм), мешающее мыслительному процессу, сбивающее с темы.
  • Остановка мышления – обрыв течения мыслей, их непроизвольная остановка.

2. По подвижности, живости процесса мышления:

  • Изобилие детализации, второстепенных подробностей, несущественных для темы.
  • Излишняя обстоятельность, усугубляющая предыдущий пункт излишними отвлекающими ассоциациями и деталями.
  • Вязкость мыслей, при которой мышление перестаёт быть продуктивным, теряется нить разговора.

3. По грамматическому построению речи:

  • Использование клише, готовых штампов, шаблонов или вопросов при построении ответа, то есть использование речевых стереотипов.
  • Повторение лишенных смысла слов, звуков или фраз.
  • Бессвязное повторение слов или их сочетаний, в которых нет ни логического, ни грамматического построения.

4. По целенаправленности:

  • Излишняя витиеватость при выражении простой мысли.
  • Соскальзывание с темы в пространное рассуждение на отвлечённую ассоциацию с последующим возвращением к теме.
  • Многословное пустое и пространное разглагольствование без цели, «ни о чем» (резонёрство).
  • Направление усилий не на решение вопроса, а на исполнение протокола (формализм).
  • Рассмотрение вопроса с разных углов зрения, с разными критериями оценки, меняя уровни обобщения, з-за чего невозможно принятие окончательного решения (разноплановость).
  • Нечеткое, противоречивое использование понятий, когда понять, о чем речь, почти невозможно (аморфность).
  • Нарушения логики мышления, при котором страдают или предпосылки, или причинно-следственные связи, или доказательства.
  • Символизм, понятный только самому пациенту, и больше никому.
  • Патологическое нахождение новых смыслов в словах, исходя, например, из количества букв или из их рифмования с тем или иным, (например, «счастливым» или «несчастливым) словом.
  • Аутистическое мышление – такое, которое касается только внутреннего мира пациента, закрытого для посторонних.
  • Архаическое мышление – в его основе лежат старинные стереотипы, суждения, взгляды, далекие от современности.
  • Персеверация (упорство, настойчивость) – при этом человек настойчиво повторяет слова, фразу или дело, даже если уже исчерпан уместный контекст.
  • Разорванность (отсутствие логической связи между понятиями, суждениями и умозаключениями), хотя грамматический строй речи при этом может быть и не нарушен.

Для поддержания мозга в тонусе важно комплексное развитие его познавательных функций, таких как внимание, мышление, память и восприятие. Для их развития можно использовать регулярные занятия на тренажёрах для мозга онлайн .

Ассоциация - значение слова в психологии, виды ассоциаций
b-trainika.com

  • Вопросы родителей
    • Кризис трёх лет
    • Почему ребенок обманывает?
    • Как предотвратить хулиганство маленьких детей
    • Почему ребёнок бьётся головой?
    • Как правильно наказывать ребенка
  • Возрастные нормы
    • Что должен уметь ребенок в год
  • Психотехники
    • 7 секунд

Ассоциация — это, в психологии

Случайно услышанное слово или мимолетный взгляд на какой-либо предмет способно вызвать в коре головного мозга волну возбуждения. Она провоцирует движение целого ряда взаимосвязанных мыслей, воспоминаний, смутных образов. Именно этот процесс можно назвать рождением ассоциаций, которые играют в психологии очень важную роль.

Кратко о терминологии

Несмотря на то, что вопросом ассоциаций занимались многие ученые на протяжении столетий, определение этому явлению было дано только в 17 веке. Его ввел философ родом из Англии – Дж. Локк.

Согласно его определению, под ассоциациями нужно понимать спонтанно возникающую связь между реальными объектами, воспоминаниями, явлениями и образами в воображении человека.

Ассоциации возникают под влиянием не одного, а целой группы факторов. В нее входят:

  • внешние раздражители – звуки, слова, запахи;
  • внутренние процессы – боли, недомогания, приятные ощущения;
  • информация, сохраненная в памяти;
  • мысли.

В последнем случае ассоциации возникают молниеносно и формируют цепочку. Мозг «заботливо» выуживает из подсознания одну мысль за другой, чередуя связанные с ними образы. В итоге человек способен поймать себя на длительных размышлениях о чем-то совершенно далеком от первоначальной мысли.

Физиологический механизм появления ассоциаций

Спонтанно возникающие в коре головного мозга связи базируются на условных рефлексах. Процесс их образования можно сравнить с камнем, брошенным в воду и вызвавшим расхождение кругов по глади. Нечто подобное происходит и с каждым человеком:

  • появляется сильный раздражитель;
  • он вызывает в коре головного мозга очаг возбуждения;
  • оно расширяется от нейрона к нейрону;
  • в зону охвата постепенно попадают и области прошлого возбуждения;
  • их следы активизируются;
  • это вызывает в памяти чувства, образы и идеи.

На этом процесс не останавливается. Возникшие образы оказываются включенными в мышление и уже сами инициируют актуализацию новых.

Самое главное об ассоциациях

Согласно характеру возникновения, ассоциации могут быть:

  • индивидуальными;
  • устойчивыми.

Первая группа базируется на опыте и сохраненной информации конкретного человека. Поэтому у разных личностей одни и те же слова или звуки вызывают абсолютно противоположный ассоциативный ряд.

Устойчивые ассоциации схожи у многих людей. Они основываются на общности опыта, интересов или какой-либо деятельности.

Ассоциативный процесс находится в зависимости от следующих факторов:

  • скорость распространения нервного импульса – чем она выше, тем разнообразнее возникающие образы;
  • объем сохраненных в памяти знаний – богатые и оригинальные ассоциации рождает только мозг, способный обрабатывать и хранить обширный информационный массив;
  • уровень развития воображения – комбинировать, обновлять и трансформировать образы способно только воображение;
  • подсознание.

Последний фактор всегда подключается при формировании ассоциаций. Целенаправленно извлечь из подсознания информацию невозможно. А вот в процессе рождения ассоциативного ряда к нему возникает прямой доступ.

Классификация

Первую попытку классифицировать ассоциации сделал Аристотель. Разработанная система оказалась настолько удачной, что в современном научном мире до сих пор не появилось ее альтернативного варианта.

Согласно трудам античного философа, выделяют 3 вида ассоциаций:

  • по сходству – у предметов или явления должны иметься общие признаки (по форме, цвету, принадлежности, вызываемым эмоциям);
  • по смежности – взаимосвязь возникает, если предметы близки во времени или пространстве (мама-ребенок, мандарины-Новый год, море-отпуск);
  • по контрасту – признаки имеют противоположный характер (добро-зло, хорошо-плохо, весело-грустно).

В отдельную группу выделены ассоциации по смыслу. Они определяются личным опытом, а потому имеют индивидуальный характер. Такие связи становятся результатом переплетений сложных мыслительных процессов, анализа опыта и логических связей. Большинство людей не понимает смысла подобных ассоциаций.

Ассоциация - значение слова в психологии, виды ассоциаций
www.vglubinedushi.ru

Значение слова «ассоциация»

АССОЦИА́ЦИЯ, -и, ж.

1. Объединение лиц или учреждений одного рода деятельности. Ассоциация научных работников. Краеведческая ассоциация.

2. Группа, сочетание, соединение чего-л. Ассоциация молекул. Звездная ассоциация. Ассоциация растений.

3. Психол. Основанная на нервно-мозговых процессах связь между отдельными психическими актами (представлениями, мыслями, чувствами), благодаря которой за одним следует другое, так или иначе с ним связанное. Ассоциация по сходству.

[От лат. associare — присоединять]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Ассоциация (от лат. associare — соединять) — объединение.

Ассоциации в различных областях науки:

Ассоциативная память, особый вид компьютерной памяти для быстрого доступа по содержимому

Ассоциация файлов, функция современных операционных систем

Ассоциация (союз), организация

Ассоциация (геоботаника) — основная единица классификации растительного покрова

«The Association» — американская музыкальная группа

АССОЦИА’ЦИЯ, и, ж. [от латин. associo — объединяю]. 1. кого-чего. То же, что объединенный союз, общество, товарищество (в применении к нек-рым организациям). Российская а. научно-исследовательских институтов. 2. чего и чего, чего с чем, между чем и чем. Связь между отдельными представлениями, в силу к-рой одно представление вызывает другое (псих.). А. по сходству. А. звуков слов со значениями. А. звуков слов и значений. А. между звуками и значениями.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ассоциа́ция

1. кого, чего объединение лиц, учреждений, организаций и т. п. для достижения общей цели ◆ Принцип ассоциации тут, несмотря на все протестации, должен непременно остаться в стороне: ассоциация может быть только осуществлена на соединении интересов неравных, ищущих во взаимном содействии как можно большей выгоды, но выгоды не одинаковой для всех. П. В. Анненков, «Записки о французской революции 1848 года», 1848 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Об ассоциациях рабочих во Франции она тоже слушала внимательно. Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание», 1866 г. ◆ Я заметил, что такие личности водятся и не в одном народе, а во всех обществах, сословиях, партиях, журналах и ассоциациях. Ф. М. Достоевский, «Записки из мертвого дома», 1862 г. ◆ По всей Средней Азии торговля производится туземцами сообща, более или менее значительными ассоциациями торговцев. Н. Петровский, «Письмо Стремоухову», 1871 г. (цитата из НКРЯ)

2. психол. возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т. п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого ◆ Мы не помним того, что испытывали в младенчестве, не потому, что не сознавали этого в то время, когда испытывали, а потому, что не имели в младенчестве таких определенных ассоциаций следов, которые можно было бы запомнить. К. Д. Ушинский, «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», 1867 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Обыкновенно между отдельными псевдогаллюцинаторными образами не бывает непосредственной логической связи, так что ни внешней, ни внутренней ассоциации здесь не усматривается. В. Х. Кандинский, «О псевдогаллюцинациях», 1886 г. (цитата из НКРЯ) ◆ А любовь? Неужели и она есть продукт ассоциации идей? Скажите откровенно: вы любили когда-нибудь? А. П. Чехов, «Драма», 1887 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Стоит мне подумать о нашей детской, как тотчас же, по неизбежной ассоциации идей, мне начинает чудиться особенный запах — смесь ладана, деревянного масла, майского бальзама и чада от сальной свечи. С. В. Ковалевская, «Воспоминания детства», 1890 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Николай Аполлонович, опуская в тарелку глаза, изгонял из памяти докучные ассоциации: невский закат и невыразимость розовой ряби, перламутра нежнейшие отсветы, синевато-зеленую глубину; и на фоне нежнейшего перламутра… Андрей Белый, «Петербург», 1913—1914 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Человек зла всегда скажет, что «добро» — понятие относительное, но никогда не скажет страдающий человек того же по отношению к злу. Мы употребляем сейчас с вами понятия очень примитивные и растяжимые; это ничего, так как нам помогает ассоциация и около двух коротеньких слов кипит множество представлений. А. С. Грин, «Человек с человеком», 1913 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Слово полупрозрачная имеет в себе три ярких семантических элемента: «половинный», «сквозь», «смотреть», а потому является в высшей степени выразительным словом, богатым сложными ассоциациями. Л. В. Щерба, «Опыты лингвистического толкования стихотворений: «Воспоминание» Пушкина», 1922 г. (цитата из НКРЯ)

3. в статистике степень, в которой изменения в одной переменной сопровождаются изменениями в другой

Ассоциация - значение слова в психологии, виды ассоциаций
kartaslov.ru

COMMENTS