Бизнес деловые игры

Бизнес-игры, ролевые игры, деловые игры и бизнес-симуляции

Краткое руководство по выбору формата для корпоративного Заказчика. Часть 1.

Позвольте представиться, Глеб Смирнов – генеральный директор Группы Компаний «АЛМАЗ», руководитель отдела разработок консалтинговых решений. Я работаю на рынке HR-консалтинга и бизнес-образования уже более 10 лет. За это время я понял одну простую истину, слово «тренинг» стало практически панацеей от всех бед. «Тренинг» способен оказывается решить любые задачи: нужно знание товара – тренинг, нужно владение навыками продаж и деловых переговоров – тренинг, знание бухгалтерии – тренинг, стратегическое планирование – тренинг, мотивация персонала и внедрение ценностей в компанию – тренинг, тренинг, тренинг.

Это эссе-размышление начинает серию по разбору различных форматов в бизнес-обучении и HR-консалтинге. Предлагаю эту серию назвать «Краткое руководство по выбору формата для корпоративного Заказчика». И сегодня мы разберемся с путаницей 4 понятий: бизнес-игры, ролевые игры, деловые игры и бизнес-симуляции. Все эти форматы служат единой цели – отработка определенных умений в игровой форме, ну а дальше начинаются различия. Рассмотрим какие задачи решают эти форматы работы, и когда их стоит заказывать, сориентируемся в ценовой политике.

Давайте вместе взглянем на рисунок, представленный ниже. В нем мы имеем две переменные, которые и определяют важнейшие различия между бизнес-играми, деловыми играми, ролевыми играми и бизнес-симуляциями. Эти два параметра – это количество человек, вовлеченных в процесс единовременно (либо один, либо группа) и это акценты в отработке (либо поведение, либо функционирование/бизнес-процессы).

Бизнес-симуляция. Когда люди реализуют свои рабочие задачи, то им зачастую приходится примерять на себя множество различных ролей: переговорщика, администратора, коллеги, начальника, финансиста, «зануды» — в конце концов. Чтобы быть эффективным во всем этом многообразии различных форм поведения, важно понимать из каких ролей состоит твоя работа и важно отрабатывать эти роли, доводить их «игру» до совершенства. Формат бизнес-симуляции позволяет увидеть все многообразие поведений в одной компании, этот формат позволяет взглянуть на собственные действия и действия своих коллег с новой позиции, «освежить взгляд», «снять зашоренность», сформировать понимание участниками собственных стратегий взаимодействии друг с другом, Клиентами и подрядчиками, организовать обмен опытом и рабочие дискуссии Участников друг с другом, создать предпосылки для умения договариваться даже в сложных рабочих ситуациях, создать инструменты для эффективной работы на общий результат компании и на реализации их собственных проектов в рамках компании. Также в процессе бизнес-симуляций возможно проведение оценки компетенций сотрудников.

  • яркий формат в бизнес-образовании;
  • максимальная практическая ориентация мероприятия;
  • возможность выделять отдельные бизнес-процессы или типичные сложные ситуации для детальной проработки;
  • бизнес-игры и бизнес-симуляции являются отличным вариантом для начала долгосрочной работы, т.к. актуализируют потребности в обучении у сотрудников;
  • сильный командообразующий эффект.
  • по сравнению с форматом бизнес-тренингов, формат разработки и проведения бизнес-игр и бизнес-симуляций существенно дороже (объясняется длительной подготовительной работой «ДО» проведения мероприятия)
  • так называемые «стандартные» или «универсальные» бизнес-игры и бизнес-симуляции (коробочный вариант) очень сложно переносится на реальную действительность бизнес-процессов, поэтому важна индивидуальная разработка

Концепции бизнес-игр практически всегда строятся на бизнес-процессах, существующих в компании-Заказчика. А концепции бизнес-симуляций строятся на тех ситуациях, в которые вовлечены сотрудники компании-Заказчика. Поэтому участие в подобных мероприятиях всегда даёт эффект «зеркала», т.е. даёт возможность участникам взглянуть на себя и свою работу со стороны. Методика проведения Бизнес-игр и бизнес-симуляций может быть легко передана в постоянное использование компании-Заказчику.

Стоимость и сроки разработки «под ключ» (на 2012-2013 год):

Разработка бизнес-игры/бизнес-симуляции – это сложный и трудоёмкий процесс, в котором обычно задействована целая команда профессиональных бизнес-консультантов, что и даёт многомерность этому процессу. Средняя продолжительность разработки бизнес-игры – 4-6 недель. Минимальная стоимость – 150.000 рублей за однодневную игру в группе около 20 человек. Далее стоимость может изменяться в зависимости от различных параметров.

  • А вот с деловыми играми и ролевыми играми всё намного проще. Почему? Да просто потому, что эти форматы уже стали более привычными в арсеналах тренинговых и консалтинговых компаний. Деловые игры и ролевые игры часто используют как элементы классических тренингов, либо тренингов-практикумов. Но и здесь важно понимать, что ролевые игры применимы в тех случаях, когда нам необходимо отработать определенное поведение участника обучения. А деловые игры – это отработка функций этого человека.

В этих форматах тоже есть свои особенности, которые воплощены в конкретных, ставших уже «классическими» принципах (по материалам Википедии):

Стоимость разработки ролевых и деловых игр чаще всего уже включены в стоимость адаптации или разработки тренинговых программ. Профессиональные бизнес-тренер и бизнес-консультант всегда имплементирует специфику бизнеса Клиента в свою работу.Если такой подход созвучен вашим убеждениям, у нас есть прочная основа для сотрудничества. Каждому Клиенту мы гарантируем:

  • Глубокую адаптацию к бизнесу Клиента
  • Смелые решения без оглядки на стереотипы
  • Комфорт долгосрочных отношений и высокие результаты

Деловые игры

Деловая игра – это мероприятие, в ходе которого участники научаются принятию решений в заданных условиях. Деловые игры имитируют реальную деловую ситуацию, проблему. Деловые игры задают правила, технические условия, в которых действуют участники.

Деловую игру можно использовать как для командообразования, так и для решения актуальных вопросов организации от создания творческих идей до разрешения проблем между работниками и руководством.

Деловые игры хороши тем, что в них можно поменять участников местами, погрузить людей в определенную атмосферу, перераспределить обязанности иначе, чем дела обстоят в действительности, чтобы каждый участник, побывав « чужой шкуре» изменил свое отношение к проблеме.

Целями деловой игры могут быть:

  • Формирование и развитие определенных мотивов и интересов.
  • Развитие системного и комплексного мышления, умения посмотреть на ситуации в целом.
  • Развитие способности принимать самостоятельно решения и видеть их последствия.
  • Формирование целостного представления о бизнес-процессах, профессиональной деятельности, деятельности организации.
  • Развитие навыков коллективного принятия решений, коллективного творчества.
  • Командообразование, повышение личной ответственности, принятие ценностей команды.
  • Развитие навыков моделирования, в том числе социального, инженерного, финансового и т.п.

Сценарии деловых игр разрабатываются индивидуально под конкретные цели, задачи, особенности коллектива. Количество участников деловых игр — от 8 до 150 человек.

На данный момент в моем арсенале — более 40 сценариев деловых игр, подходящих для разных целей, задач, сфер деятельности и особенностей коллективов.

Заказать деловую игру Вы можете здесь.

Примеры сценариев деловых игр

Участники делятся на несколько команд – компаний различного профиля. Каждая компания имеет свои закономерности в развитии. Каждая компания выпускает акции. Команды получают определенную сумму игровых денег.

В игре присутствует моделированная биржа, где на общем для всех игроков поле отмечаются стоимости акций компаний в динамике.

Игра представляет собой несколько циклов по два этапа:

На первом этапе компании разрабатывают и совершают ряд операций по повышению или понижению стоимости своих акций (с учетом условий игры – законов спроса и предложения).

На втором этапе компании участвуют в торгах на бирже – покупают и продают различные акции.

Периодически участникам озвучиваются новые рыночные условия. Например, безработица. И стоимость акций меняется согласно новым условиям.

В конце игры все акции переводятся в деньги по той стоимости акций, которая существует на конец игры на бирже.

Команды имеют две задачи:

  1. Повысить стоимость акций собственного предприятия до максимальной отметки к концу игры.
  2. Накопить максимальную сумму денег, покупая и продавая акции на бирже.

В конце игры определяется два победителя:

  1. Команда, которая представляет компанию с самой высокой стоимостью акции.
  2. Команда, наиболее удачно освоившая торги на бирже и накопившая наибольшую сумму денег.

В ходе данной деловой игры участники знакомятся с законами рынка – стоимостью, спросом и предложением, знакомятся с понятиями рынка ценных бумаг, научаются прогнозировать финансовые потоки и управлять стоимостью.

Участники делятся на команды – предприятия, действующие на рынке потребительских товаров и услуг. Каждая компания получает определенную сумму денег на развитие. Средства компания может вкладывать в производство, в рекламу, в персонал и др.

Кроме того, каждый участник является еще и клиентом и получает средства на собственные нужды. Каждый участник продает свою рабочую силу своему предприятию.

Условия для игры имеют как предприятия, так и каждый участник.

Раунд 1. Организация. Игроки создают компании, договариваются о заработной плате.

Раунд 2. Производство. Предприятия создают товары и услуги.

Раунд 3. Продажа. Компании продают свои товары и услуги, а клиенты – приобретают, тратят свои личные деньги.

Раунд 4. Расчет финансов. Каждая компания и каждый житель подсчитывает свои финансы. Компании выдают заработную плату сотрудникам (на расходы на след.этап).

Раунд 5. Аналитический. Команды проводят анализ и принимают решение о совершенствовании своего производства.

Раунд 6. Производство. Команды совершенствуют свои продукты, чтобы привлечь больше прибыли.

Раунд 7. Продажа.

Раунд 8. Подсчет финансов и определение победителей.

Побеждает команда, компания которой заработала наибольшее количество денег.

Данная игра помогает понять взаимосвязь личных интересов и интересов компании, обучает эффективному поведению на рынке, пониманию потребностей потребителей и клиентоориентированности, развивает навыки обслуживания клиентов, понимания взаимосвязи доходов компании и работы с клиентами.

Все участники игры – сотрудники одного предприятия – «Фабрики подарков». Участники делятся на группы – подразделения предприятия: закуп, продажи, реклама, производство, финансовый отдел и т.п. Каждый отдел выбирает руководителя. Руководители представляют собой «совет директоров».

Команде выдается определенная сумма денег. Каждый отдел получает инструкции со своими заданиями и условиями.

Задача всей команды – заработать как можно больше денег. При этом, необходимо покупать материалы для производства и выплачивать людям заработную плату.

Внешними условиями задаются предпочтения потребителей, мода, вкусы, изменение рынка, сезонность и т.п.

Игра имеет несколько чередующихся раундов:

  1. Работа в команде, разработка и производство подарков.
  2. Продажа.

Этап продажи представляет собой презентацию товаров и получение от ведущего определенной суммы денег.

Деловая игра направлена на понимание деятельности производственного предприятия, зависимостей движения денежных средств, выработку эффективного взаимодействия между подразделениями, поиск вариантов сотрудничества, удовлетворяющий условиям всех сторон.

Участники делятся на команды, каждая из которых представляет собой строительную организацию, отвечающую за строительство определенного района. Кроме того, есть команды, отвечающие за строительство транспортной сети и коммуникаций по всему городу.

Каждая команда получает инструкцию с условиями, которые необходимо соблюсти при строительстве, материалы для строительства и определенную сумму денег на приобретение дополнительных материалов и сырья.

Все условия команды могут соблюсти, только выработав тактику совместной работы и эффективного взаимодействия не только внутри команды, но и между командами.

Задача каждой команды – построить свой район, создать привлекательные строения, при этом обеспечить своей организации финансовую устойчивость (сохранить сбережения).

Возможна вариации деловой игры без элемента строительства. В этом случае команды представляют предприятия одного города, взаимодействующие по определенным условиям.

Данная игра направлена на развитие практического мышления, творческих способностей, обучает финансовому планированию, прогнозированию производственных ресурсов, экономии затрат, развивает коммуникативные навыки, навыки ведения переговоров.

Участники делятся на команды – конкурирующие фирмы, действующие на одном рынке. Схематичная модель рынка предъявляется всем участникам.

Каждая команда получает инструкцию с вариантами конкурентных стратегий, которые она может выбрать. Каждая стратегия позволяет заработать компании определенную сумму денег. Для реализации стратегии компания должна соблюсти ряд условий.

Игра включает в себя несколько раундов, соответствующих количеству команд (4-6). Каждый раунд включат в себя несколько этапов. Сначала команды выбирают и разрабатывают стратегию, исходя из положения на рынке. Затем – совершают действия по подготовке стратегии (например, покупают или продают ресурсы). На заключительном этапе раунда команды реализуют свою стратегию (в порядке очередности) на общей модели рынка и получают деньги, согласно положению на рынке.

Сложность задачи заключается в том, что эффективность выбора стратегии зависит от того, какие стратегии выберут конкуренты. Если компания выступает в раунде, например, третьей по счету, то команды № 1 и №2 могут уже изменить ситуацию на рынке и тем самым нарушить планы своего конкурента № 3.

Каждый раунд очередность команд «на рынке» меняется.

Задача каждой команды – заработать максимальное количество денег.

Данная деловая игра знакомит участников с законами рынка, с законами конкуренции, развивает маркетинговое стратегическое мышление, научает анализировать ресурсы компании, условия рынка и прогнозировать поведение конкурентов.

Участники делятся на команды – предприятия, расположенные вдоль одной реки. Каждое предприятие для производства использует воду из реки, применяя очистительные системы для воды.

Каждое предприятие сливает воду в реку. Чем ниже по течению реки находится предприятие, тем грязнее вода (если предприятия выше по течению не очищают сточную воду), тем выше стоимость очистки воды для предприятия, которое находится ниже по течению реки.

На начало игры каждое предприятие получает определенную сумму денег. Чем ниже предприятие расположено по течению реки, тем больше денежных средств получает компания на начало игры.

Команды получают инструкции и расценки на очистку воды при заборе, на очистку сточных вод и на переговоры.

Игра включает несколько раундов. Каждый раунд команды по очереди принимают решение о том, очищать стоки или нет.

За очистку воды команды платят деньги.

Кроме того, команды могут вступать в переговоры друг с другом. Время на переговоры тоже платное.

На общем поле для участников отмечаются загрязнения реки и оставшиеся у участников суммы денег.

Задача каждой команды – сэкономить свои денежные средства.

Общая задача предприятий – сохранить реку чистой.

Данная деловая игра развивает экономическое мышление, обучает согласованию интересов бизнеса и общественных интересов, знакомит участников с экологическими основами производства, поднимает проблемные вопросы экологичности бизнеса, развивает навыки ведения переговоров.

Примеры деловых игр. Сценарий деловой игры

Деловая игра – это имитация реальной производственной (управленческой или экономической) ситуации. Создание упрощенной модели рабочего процесса позволяет каждому участнику в реальной жизни, но в рамках определенных правил, сыграть какую-либо роль, принять решение, совершить действия.

Деловые игры (ДИ) являются эффективным методом практического обучения и применяются довольно широко. Они используются как средство познания в менеджменте, экономике, экологии, медицине и других областях.

Активно применяться в мире для изучения науки управления ДИ стали с середины XX века. Весомый вклад в развитие игровых технологий привнесли С.П. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, З. Фрейд и другие ученые.

Данный метод позволяет смоделировать объект (организацию) или сымитировать процесс (принятие решений, цикл менеджмента). Производственно-хозяйственные ситуации связаны с подчинением вышестоящим, а организационно-управленческие с руководством отделом, группой, сотрудником.

Перед игроками можно поставить разные цели, для достижения которых они используют знания основ социологии, экономики, методов управления. Итоги игры будут связаны со степенью достижения целей и качеством управления.

ДИ можно классифицировать по многим признакам.

Небольшой (одна задача, небольшая команда игроков)

Высокий (большие команды, много практических задач, игра в несколько этапов)

Оценка жюри, эксперта

Жесткие с четким порядком действий, временными рамками

Свободные (без строгого регламента)

По назначению и целям выделяют следующие виды ДИ:

1. Обучающие (закладывают знания, умения и навыки):

  • исследовательские (способствуют получению новых знаний);
  • для практической деятельности (формируют навыки);
  • поисковые (поиск информации или совместного решения).

2. Для профессиональной ориентации.

3. Для оценки и повышения профессиональной подготовки.

4. Для отбора специалистов на вакантную должность.

ДИ можно классифицировать по числу участников (командные, персональные) и по интересам сторон:

  • партнерская игра (отработка командных навыков при общих или противоположных интересах);
  • противоборство сторон, команд;
  • состязание отдельных участников, оценка результатов которых не взаимосвязана;
  • ДИ с непредсказуемой внешней средой или участниками, не имеющими целей.

Формы деловой игры

Примеры деловых игр

Формирует навыки работы группе. Игроки выполняют одинаковое задание, соблюдая правила проведения дискуссии. По истечении времени ответы разбираются и оцениваются.

Каждому предстоит сыграть индивидуальную роль, смоделировать ситуации. Роли нейтральны, не вызывают эмоций.

«Менеджер по работе с клиентами», «Профсоюз и сотрудники», «Руководитель и подчиненный»

Проводится в организованном пространстве или поле, имеет жесткие правила. Результаты игры, баллы фиксируются.

Является формой тренинга, моделирует ситуацию человеческих отношений без жестких правил.

«Конфликт» и другая имитация конкурентных, партнерских, зависимых отношений

Игра с элементами дискуссии, мозгового штурма, ролевых игр и анализа ситуаций.

Имитация практики. Участники вместе или индивидуально решают задачу.

«Этика менеджера», «Сплетни на фирме», «Как удержать сотрудника от увольнения?», «Шантаж»

Направлена на генерацию новых идей в нестандартной ситуации.

Тренинги по самоорганизации, мозговой штурм

Коллективное создание картины будущего развития ситуации.

«Создание нового продукта», «Выход на новые рынки»

Все вышеперечисленные технологии и примеры деловых игр взаимосвязаны. Рекомендуется использовать их в комплексе для эффективной практической деятельности участников и достижения поставленных задач.

Организация деловой игры осуществляется по определенным правилам.

  1. Темы деловых игр разнообразны, но их условия должны быть актуальными и близкими к жизненной ситуации, проблеме. Игроки могут и не иметь опыта для ее решения, но обладают базовыми знаниями, воображением и другими способностями.
  2. Общий для всей команды конечный результат, достижение цели, выработанное решение.
  3. Правильных решений может быть несколько. Возможность искать разные пути для решения задачи необходимо заложить в условие.
  4. Участники сами выбирают роли и модели поведения для успешного решения задачи. Интересная и достаточно сложная ситуационная задача побуждает к творческому поиску и применению знаний.
  1. Подготовительный этап. Выявление проблемы, выбор темы и определение задач. Выбор вида и формы игры, работа над игровой стратегией, подготовка материалов.
  2. Ввод участников в игровую ситуацию. Привлечение интереса, целеполагание, формирование команд, мобилизация участников.
  3. Групповая или индивидуальная работа по установленным правилам или без них.
  4. Выводы и анализ итогов самостоятельно и/или с привлечением экспертов.

Проведение деловой игры может быть связано с большим количеством этапов. В ходе проведения игры участникам предстоит определить проблему, рассмотреть и проанализировать ситуацию, выработать предложения по решению проблемы. Завершают работу обсуждение хода игры и пожелания.

Актуальные проблемы в управлении производством моделирует активная деловая игра по менеджменту. Пример включает в себя характеристику и сценарий деловой игры «Производственное совещание». Проводится в конце курса «Менеджмент», когда студенты уже имеют представление о принципах управления и роли процесса производства.

  • сотрудники предприятия (7 человек). В совещании участвуют директор, заместитель по производству, начальник технического отдела, начальник цеха сборки, начальник токарного цеха, бригадир, секретарь;
  • группа экспертов (10 человек).

Паровозоремонтный или машиностроительный завод (организация любого профиля со средней или небольшой численностью персонала). Владельцами предприятия не так давно был поставлен новый директор. Он был представлен коллективу и менеджерам завода. Директору предстоит провести оперативное совещание впервые.

Сценарий деловой игры

Вступление. Цели и тема игры.

Ознакомление с ситуацией на фирме.

План подготовки к совещанию

  • ведущий организует информирование участников игры с характеристиками сотрудников на совещании.
  • удаление директора на время в другой кабинет «по производственной» необходимости.
  • далее ведущий доводит до участников информацию о поведении сотрудников на совещании (из характеристик). Присутствующие на совещании отнеслись к новому начальству со скептицизмом и недоверием.

Выступление директора, реакция и вопросы от начальников.

коллективное обсуждение вопросов.

Каким будет поведение директора на совещании?

Что он может сказать или сделать для налаживания деловых контактов с сотрудниками?

Какие управленческие решения он может принять при подведении итогов первого оперативного совещания?

Выводы от экспертов, от участников игры. Самооценка. Решили ли поставленные задачи, достигли ли целей?

Вхождение в производственную ситуацию в определенной роли — это интересная деловая игра. Примеры для студентов могут быть самыми разнообразными. Стоит только подключить фантазию.

Стратегическая деловая игра. Примеры для студентов

Стратегическая игра «Трикотажная фабрика «Стиль»». Руководство трикотажной фабрики планирует расширение рынков сбыта. Для этого требуется производить более качественную и востребованную продукцию. Кроме того, планируется запустить несколько новых технологических линий.

Уже давно планировалось заменить оборудование в нескольких цехах. Проблемой стал недостаток финансовых ресурсов, связанный с крупной дебиторской задолженностью. Какая стратегия является приемлемой в данной ситуации? Что может предпринять руководство завода? Прогноз на основе данных таблицы. Несколько показателей финансово-хозяйственной деятельности рекомендуется представить за три года.

Примеры деловых игр

«Принятие управленческих решений. Выбор кандидатуры на должность директора»

«Организационная культура студентов колледжа»

«Цикл менеджмента в учебном заведении»

«Как попросить прибавку к зарплате?»

«Переговоры по телефону»

«Этика делового общения. Служебный роман»

«Конфликт между начальниками отделов»

«Деловое общение. Увольнение сотрудника»

«Справиться со стрессом»

«Подготовка годового отчета»

При планировании деловой игры рекомендуется сочетать разные ее формы. Игра может содержать кейсы (ситуации). Кейс-метод отличается от метода деловых игр, так как он ориентирован на поиск и решение проблемы. Примеры деловых игр связаны с развитием умений, формированием навыков.

Таким образом, кейс – это модель определенной ситуации, а деловая игра – модель практической деятельности.

Метод деловой игры позволяет доступно преподнести принципы менеджмента и процессы принятия решений. Основным преимуществом игр становится активное участие группы, команды игроков.

Источники:

Бизнес-игры, ролевые игры, деловые игры и бизнес-симуляции
Группа компаний «Алмаз» проводит бизнес-игры, ролевые и деловые игры, бизнес-симуляции. Наш телефон: +7 (495) 984-83-36.
http://www.almaz-gk.ru/articles/biznes-igry-rolevye-igry-delovye-igry-i-biznes-simulyatsii/
Деловые игры
Деловые игры — это эффективный способ погрузить людей в деловую атмосферу, осознать все процессы, увидеть влияние каждого человека на общий процесс развития компании, повысить ответственность
http://akme.su/uslugi/razvitie_personala/delovye_igry/
Примеры деловых игр
Метод деловой игры позволяет смоделировать объект (организацию) или сымитировать процесс (принятие решений, цикл менеджмента). Примеры деловых игр для студентов. Сценарий деловой игры. Темы деловых игр.
http://fb.ru/article/159475/primeryi-delovyih-igr-stsenariy-delovoy-igryi

(Visited 13 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Доктор комаровский гиперактивные дети Доктор КомаровскийДоктор Комаровский — о путешествии с ребенком, закаливании и… (2)

Неравный секс — большое разочарование Кто старше, кто моложе - какая разница? Оказывается, разница существенная.… (2)

Никогда не помогай слабым Не помню, почему так получилось, но с детства я верил,… (2)

Как быть строгим с девушкой Как вести себя в отношениях с девушкойЧто такое отношения между… (2)

Неусидчивый ребенок 3 года Кризисы возраста у ребенка от 1 года до 17 летНет!… (1)

COMMENTS