Буллинг в школе — что это такое и как с ним бороться

Буллинг

Буллинг (от английского слова «bully» — хулиган) – это насилие, осуществляемое одним или несколькими людьми над другим, более слабым человеком. Проще говоря, это травля, притеснение, издевательство над личностью.

Для буллинга характерны следующие признаки:

  • намеренность;
  • регулярность (травля происходит планомерно, изо дня в день только усиливаясь);
  • явное неравенство сил (жертва не в состоянии самостоятельно защититься от нападок агрессора).

Буллинг может принимать различные формы: психологический террор, вербальные оскорбления, физическое воздействие.

В травле всегда участвуют три стороны: агрессор (буллер), жертва и наблюдатели (сюда входят и активные приспешники лидера, и пассивные сторонние наблюдатели, которые видят происходящее, но предпочитают не вмешиваться и не идти против большинства). Бывает, что некоторые члены коллектива встают на сторону жертвы и пытаются её защитить. Чаще всего они либо сами становятся объектами травли, либо переходят в разряд пассивных наблюдателей.

Буллинг может присутствовать в любом коллективе, независимо от возраста и социального положения участников (в офисе, в армии, в школе и даже в детском саду). Но наиболее часто он встречается в среде подростков.

Буллинг в школе

Раньше о проблемах школьной травли говорилось не много и в основном в тех случаях, когда дело доходило до физического насилия. Традиционно считалось, что это обычное дело в коллективе подростков, и «дети сами разберутся». Сегодня психологи и педагоги бьют тревогу, привлекая внимание к этому вопросу. Всё больше детей становятся жертвами издевательств и притеснений, которые иногда приводят к самоубийствам. Школьный буллинг может быть прямым и косвенным. В первом случае обидчики избивают, обзывают, оскорбляют ребёнка, вымогают у него деньги, портят его имущество (изрисовывают тетради, рвут или пачкают одежду, рюкзак и т.п.). Во втором случае в ход идут слухи и сплетни, игнорирование, изолирование жертвы (бойкот), запрет другим детям общаться с жертвой («если ты с ней/с ним дружишь, к нам не подходи»). От обычных разовых конфликтов, драк, выяснения отношений буллинг отличается тем, что издевательства повторяются регулярно, и силы изначально не равны. Не стоит путать травлю и, например, соперничество, когда два равных ученика постоянно задирают друг друга и выясняют, кто из них «круче».

Как распознать, что ребёнок подвергается буллингу?

Родителям нужно стараться устанавливать с ребёнком доверительные отношения, наблюдать за его поведением, обращая внимания на любые его изменения. Если ребёнок доверяет родителям и уверен в их поддержке, вероятно, что он сам поделится своими проблемами.

Поводами для тревоги могут стать следующие признаки:

  • ребёнок вдруг стал эмоционально неуравновешен (может внезапно расплакаться или рассердиться и хлопнуть дверью);
  • часто говорит о том, что он никому не нужен и никто его не понимает;
  • у него испортился аппетит, появились проблемы со сном, головные боли, диарея, тошнота, депрессии;
  • ребёнок не хочет идти в школу, не общается с одноклассниками вне стен учебного учреждения, не приглашает друзей домой, предпочитает быть один или в компании взрослых;
  • часто приходит из школы со следами драки, в порванной или испачканной одежде;
  • у него часто заканчиваются карманные деньги и пропадают вещи;
  • у него портится настроение после общения в социальных сетях, он боится включать компьютер.

Причины буллинга

Причиной для буллинга может стать абсолютно всё, что угодно. Агрессор может «прицепиться» ко всему: успехам/неуспехам жертвы в учёбе, работе, внешнему виду (неопрятность в одежде, очки, особенности фигуры), социальному положению его семьи и проч.

В школе жертвой буллинга может стать любой ребёнок. Однако можно выделить определённые черты характера детей, подвергаемых травле. Чаще всего это застенчивые, неуверенные в себе дети, которые тяжело находят общий язык со сверстниками, замкнутые, с низкой самооценкой, чересчур восприимчивые, их легко довести до слёз. Также «в группе риска» оказываются ребята, имеющие какие-либо поведенческие нарушения, проблемы с лишним весом, заболевания, которые отражаются на их внешности.

Кроме того, травлю может сознательно или невольно спровоцировать учитель, заводя любимчиков в классе. Или наоборот, намеренно критикуя ученика при остальных ребятах, обращая внимание на его внешний вид, успеваемость, давая обидное прозвище (к сожалению, бывают и такие учителя).

Что же движет агрессором? Каковы причины, побуждающие его третировать другого человека? Чаще всего буллером становится импульсивный, не способный к жалости и сочувствию, физически сильный и любым способом стремящийся стать лидером ребёнок. Он максималист, не способен идти на компромиссы; делит всех вокруг на «своих» и «чужих»; хочет власти и ради неё может применить насилие. Буллер считает, что за кем сила, тот и прав, ему не претит самоутверждение посредством унижения другого человека, по его мнению, в борьбе за лидерство все средства хороши. Часто агрессором становится ребёнок, который раньше (в семье или в другой школе) сам подвергался насилию и был объектом травли. При этом агрессор имеет в классе авторитет, он активно общается с одноклассниками и учителями и внешне может производить очень хорошее впечатление.

У агрессора всегда образуется группа поддержки, которая выполняет все его «указания». Молчаливое наблюдение и невмешательство свидетелей травли также способствует её развитию.

Помимо личностных качеств участников школьного буллинга есть и другие причины, порождающие его. Как правило, это:

  • обстановка в семье (домашнее насилие, недоверие, деспотичное воспитание или, напротив, гиперопека, развивающая в ребёнке неуверенность в своих собственных силах; любые перегибы в воспитании могут привести к тому, что ребёнок станет либо чрезмерно агрессивен, либо излишне уязвим);
  • социальная среда;
  • переизбыток насилия по телевизору, комиксы, жестокие компьютерные игры.

Немаловажную роль играет обстановка в школе и поведение учителей. Если в школе царит «душная» атмосфера, учителя авторитарны и не дают детям свободы для творчества, дети в школе не вовлечены в какие-либо мероприятия, кружки, секции, педагоги не придают должного значения стычкам учеников, не интересуются жизнью класса – всё это подготавливает плодородную почву для появления и развития буллинга. Педагог должен узнавать и пресекать любые проявления травли на корню, привлекая к этому школьного психолога, родителей, руководство школы.

Во взрослом коллективе травля чаще носит название «моббинг». На работе жертва подвергается нападкам со стороны большей части коллег, либо на неё оказывается давление сверху, от начальства (боссинг).

Причинами травли в рабочем коллективе могут быть:

  • скука, безделье, недостаточная занятость коллег (часто даже взрослые люди могут затеять издевательства над более слабым человеком просто для развлечения, «от нечего делать»);
  • недоверие к новому члену коллектива («новичок» может вызвать у старожил ревность, опасения, что он будет работать лучше, больше понравится начальству, займёт их место. Если вновь прибывший сотрудник имеет хорошие или даже приятельские отношения с руководством, это может вызвать зависть и неприязнь коллег);
  • характер жертвы (мнительность, неуверенность в себе);
  • желание выжить человека из коллектива (оно может быть и у коллег, и у руководства);
  • напряжённая атмосфера внутри коллектива (она может быть связана с несправедливым распределением служебных обязанностей, «горящими» сроками сдачи отчётности и т.п. В таком случае «под раздачу» попадает самый стрессоустойчивый работник, который, несмотря ни на что, спокойно и размеренно выполняет свои обязанности, чем и вызывает раздражение коллег).

Интернет-буллинг

Проблема буллинга широко распространена, а учитывая стремительное развитие технологий и появление в нашей жизни Интернета, она обретает новые формы, шагая в ногу со временем. Постепенно общение со школьных дворов и детских площадок перемещается на страницы социальных сетей и интернет-мессенджеров. Вслед за этим появился новый вид травли – кибербуллинг. Агрессоры используют для своих целей интернет-ресурсы, которые позволяют преследовать человека путём распространения о нём негативной информации (например, выкладывая компрометирующие и порочащие его сведения, фотографии, сплетни; часто буллеры создают даже целые сообщества, посвящённые третированию жертвы). Также зачинщик травли может использовать против жертвы её личные данные (распространённая «забава» буллеров – выкладывание в сеть фотографии, телефона и адреса жертвы с предложением каких-либо услуг). Интернет позволяет проделывать такие вещи анонимно и с привлечением огромной аудитории. Кроме того, информация, размещённая в Сети, практически никогда оттуда не исчезает. По этой причине кибербуллинг представляется более опасным, чем просто травля в классе или в офисе.

Профилактика буллинга

Травля чревата тяжёлыми последствиями для всех её участников, все они нуждаются в помощи. Жертвы испытывают тревогу, постоянные страдания, у них нередко появляются суицидальные мысли. Агрессор чаще всего сам страдает от комплексов, пытаясь утвердиться за чужой счёт. Наблюдатели угнетены чувством вины и подавлены.

Поэтому проблеме буллинга среди детей должны противостоять взрослые. Очень хорошо, если классный руководитель чувствует настроения в классе, является авторитетом для детей и способен пресечь насилие в самом начале. Ещё лучше, если педагог занимается профилактикой буллинга. Для этого в школе должны проводиться тематические классные часы, обсуждения дружбы, товарищества, толерантности и терпимости людей по отношению друг к другу. Родители со своей стороны личным примером должны учить детей сопереживать, ставить себя на место обиженного и угнетаемого человека. Не нужно растить детей в тепличных условиях, необходимо рассказывать им, что есть боль и страдания, и наши поступки могут быть неприятны другим людям; что всегда нужно думать, прежде чем что-то сделать, ведь необдуманные обидные действия по отношению к более слабому человеку могут привести к страшным, порой необратимым последствиям. В целях профилактики буллинга очень полезны совместные просмотры с детьми художественных фильмов на эту тематику. Среди них:

  • «Чучело» Ролана Быкова;
  • «Кэрри» (экранизация романа Стивена Кинга);
  • «Все умрут, а я останусь», «Школа» Валерии Гай Германики;
  • «Садист» Ларри Кларка;
  • «Мост в Терабитию» (одноимённой повести Кэтрин Патерсон) и многие другие.

Желательно обсудить с детьми после просмотра фильма его сюжет, чувства и переживания героев, а также дать возможность ребенку высказать свое мнение на счет увиденного.

Противостояние буллиннгу

Если родители подозревают, что ребёнок подвергается буллингу, необходимо срочно принимать меры. Для начала нужно установить прочный контакт с ребёнком, поговорить с ним по душам, дать понять – что бы ни случилось, у него всегда есть поддержка. Затем попытаться разобраться в ситуации и понять, что на самом деле происходит. Очень важно не отмахиваться от сложностей ребёнка («ерунда, ничего серьёзного, сами разберутся»). Но и чересчур не опекать, не бросаться в школу, к обидчикам по любому поводу. Во-первых, если стычки происходят не регулярно, то это, скорее всего, не буллинг, а обычные конфликты, которые не могут не происходить в детском коллективе, дети действительно должны сами учиться решать такого рода проблемы. Если же родитель будет из-за любой стычки вмешиваться, это не пойдёт ребёнку на пользу (во-первых, он впоследствии не сможет решать свои проблемы самостоятельно, а, во-вторых, это может сослужить плохую службу, вызвав антипатию у сверстников и их насмешки).

Для того, чтобы побороть буллинг, необходимо:

  • научить ребёнка отвечать обидчикам, стараться не поддаваться на провокации, ведь буллер «питается» страхом и беззащитностью жертвы. Как только жертва поднимает голову, агрессор теряет к ней интерес;
  • учить ребёнка смотреть обидчикам в лицо, не обращать внимания на колкости и обидные слова;
  • повышать его самооценку, уверенность в себе. Чаще акцентировать внимание на его достоинствах;
  • отдать в секции или кружки, чтобы он мог развивать какие-то навыки и умения и совершенствовать их.

Кроме того, родители должны заручиться поддержкой классного руководителя, который в свою очередь побеседует с детьми в присутствии школьного психолога. Если родители обидчиков и учителя не идут на контакт и не желают разбираться в сложившейся ситуации, нужно писать заявление в вышестоящие инстанции, если же имеют место побои и издевательства, обращаться в правоохранительные органы.

Не лишним будет посетить психолога вместе с ребёнком.

Если жертвой буллинга становится взрослый человек, ему необходимо:

  • разобраться в сложившейся ситуации, постараться выяснить причину травли;
  • определить, кто же был зачинщиком, попытаться наладить с ним контакт;
  • держаться спокойно, не вестись на провокации;
  • найти единомышленников;
  • доказать начальству и коллегам свой профессионализм и работоспособность;
  • проконсультироваться с психологом;
  • иногда наиболее простой выход – покинуть коллектив, в котором практикуется буллинг.

Если вы столкнулись с буллингом и вам необходима помощь психолога, вы хотите записаться на прием, позвоните по тел.: (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

emberint.ru

Буллинг в школе – серьезная проблема!

Что нужно знать о буллинге?

Мы прекрасно знаем про сюжет знаменитого советского фильма «Чучело», главная героиня которого подверглась агрессии и психологическому давлению со стороны одноклассников. Писатель Стивен Кинг в одном из своих романов упомянул про девушку «Кэрри», которая так же стала объектом изощренных издевательств и злых шуток учащихся той же школы.

Специалисты дали особое название данному явлению – буллинг (настоящая травля, третирование и запугивание в образовательном учреждении). Нельзя сказать, что это совершенно новая проблема, с которой удалось столкнуться лишь школьникам в современном мире. Во все времена были жертвы и агрессоры. Последствия данного явления самые непредсказуемые. Кто-то из пострадавших задумывается о суициде. Кто-то, подобно знаменитым американским школьникам, решает на месть одноклассникам, принося в образовательное учреждение оружие.

В современном мире все чаще говорят о буллинге, так как появились мобильные устройства, благодаря которым видео издевательств выкладываются в сеть. Никто не застрахован от роли жертвы. Недавно был случай, когда одноклассники всячески унижали мальчика, который выступал в театре имени Ильи Резника. Общественность была в шоке от происходящего.

Важно осознавать, что проблема школьных издевательств считается остросоциальной. На нее ни в коем случае нельзя закрывать глаза. Подростки порой куда более жестокие, чем взрослые.

Мы предлагаем ознакомиться с рекомендациями специалистов, чтобы понять, какие действия предпринимать при столкновении с буллингом.

Общая информация

Понятие буллинг было введено профессором психологии Даном Ольвеусом. Он дал такое название запугиванию, травле еще в середине 20 века. Мужчина написал книгу, в которой рассказал обо всех аспектах данного явления.

Буллинг представляет собой вид особого насилия, который предполагает агрессивное преследование кого-то из членов коллектива другим лицом или целой группой.

Дан Ольвеус в свое время провел работу, участниками которой стали школьники из Швеции и Норвегии, которое касалось аспектов именно издевательств в школе. Выяснило, что 17% детей постоянно участвуют в травле, 9% — сами жертвы подобного явления, 7% выступают в роли агрессоров, в то время, как 2% могут быть, как жертвами, так и агрессорами.

Американские специалисты проводили подобное исследование в 2016 году. 13% детей оказались жертвами вербального буллинга, 12% — жертвами сплетен, 5% сталкивались с физическим насилием, в то время, как 5% совсем исключались из общения.

Можно отметить еще одно явление «моббинг». Он относится к психологическому насилию, включающему в себя травлю, доносительство, бойкот, но уже в коллективе взрослых. Выяснилось, что больше половины сотрудников российских компании регулярно подвергаются моббингу на протяжении всей своей рабочей деятельности. Многие руководители считают нужным унижать своих работников, пытаясь внушить им «что их никуда больше не примут на работу, вследствие чего те должны быть благодарны» (см. Подсидели на работе). Как рассказывала одна женщина, одна заведующая, словно боясь, что займут ее место, любила поучать «И чего ты так усердно трудишься? Лошадь в колхозе больше всех работала, но председателем так и не стала».

Какие существуют разновидности буллинга?

  • Физический (толчки, побои, пинки, сексуальные домогательства, нанесение повреждений с помощью предметов);
  • Вербальный (высказывание открытых угроз, унижение, насмешки, оскорбления);
  • Социально – психологический (распускание сплетен, слухов, манипуляции, бойкот, игнорирование;
  • Экономический (прямой отбор денег, вымогательство);
  • Кибербуллинг (травля через электронную почту и социальные сети, взлом личных страниц, отправка негативных сообщений, комментариев, призыв к травле через паблики, группы;
  • Доведение до суицида посредством травли в Интернете.

Ситуация на сегодняшний день

Какие можно назвать особенности буллинга в современном мире? Прежде всего, травля перешла в виртуальное пространство. Большая популярность у социальных сетей, разных мессенджеров, где под фейковыми страницами можно писать людям все, что угодно (см. Номофобия – боязнь остаться без мобильного телефона). Здесь срабатывает принцип анонимности. Человек словно надевает на себя маску и позволяет говорить слова, которые бы не осмелился произнести в реальном мире. Многие подростки этим пользуются. Они считают, что не будет никакой ответственности, вследствие чего можно писать все, что угодно.

Психологи утверждают, что все чаще агрессорами становятся именно девочки. Они практикуют не только социально-психологический, но и физический буллинг. Немало случаев, когда жертвой становится представительница прекрасного пола, которую приревновали к мальчику. Можно отметить и обычную зависть, связанную с неравным материальным положением. Девочки могут жестоко избить жертву, заснять процесс на видео. Причем, им важно не просто проучить объект издевательств, а самоутвердиться (см. Самооценка) таким образом, чтобы «другим было неповадно».

Последние годы буллингу и издевательствам подвергаются и педагогические работники. Раньше ученики могли просто положить кнопки на стул учителя, намазать его клеем, но сейчас ситуация изменилась. Все чаще взрослые страдают от оскорблений и унижений со стороны школьников. Одна из последних историй получила широкое освещение в средствах массовой информации. Все началось с того, что учительница попросила подростка вынуть из ушей наушники, чтобы сосредоточиться на уроке. Мальчик не захотел подчиняться. Женщина подошла к нему и попыталась вынуть наушники самостоятельно. Она никак не ожидала получить удар в лицо. Спустя несколько минут подросток начал громить стеклянный шкаф, находясь под действием эмоций (см. Базовые эмоции человека). До сих пор непонятно, что могло вызвать его настолько бурную реакцию.

Итог буллинга — скулшутинг

Не менее жестоким явлением современного мира считается скулшутинг. Данный термин означает массовое убийство школьников, которое было произведено учеником, либо посторонними людьми, проникающими в образовательное учреждение. Скулшутинг больше известен под названием «колумбайн». Он назван так после инцидента, который случился 20 апреля 1999 года. Именно тогда два подростка сначала пытались взорвать школу, а потом начали беспорядочную стрельбу по учителям и ученикам, которые попадались им по дороге. Задержать их не удалось, так как Эрик и Дилан покончили с собой.

Начиная с 2014 года, в России наблюдаются случаи вооруженного нападения школьников на одноклассников и учителей. Можно отметить два наиболее громких случая. Первый произошел как раз в 2014 году. Ученик одной из московских школ убил из оружия учителя географии и сотрудника полиции, который прибыл на вызов. Он умудрился взять в заложники собственных одноклассников. Парня удалось арестовать и отправить на лечение в психиатрическую клинику.

Второй случай относится к 2018 году. Именно тогда Влад Росляков, подражая своему кумиру Эрику Харрису, вошел в техникум с оружием. Жертвами стали 21 человек, в то время, как пострадавшими – 67 человек. Сам парень застрелился в библиотеке. Этот инцидент называют наиболее жестоким по количеству жертв.

Время от времени в средствах массовой информации упоминают про попытки школьников устроить «кровавую месть». Большинство случаев завершается арестом захватчиков, невинными ранениями жертв. Другой вопрос, что мало кто осознает, что злодеи и сами поначалу были жертвами буллинга со стороны одноклассников. Их попросту довели до отчаяния, вследствие чего подростки решили взяться за оружие, чтобы впоследствии расправиться со своими обидчиками.

Какие существуют причины и мотивы буллинга?

Почему дети проявляют агрессивность и жестокость в отношении сверстников? Можно упомянуть про следующие причины:

  • Педагогические (атмосфера в самой школе, классе). Важную роль здесь имеет позиция самого учителя. Можно упомянуть про случаи насмешек и унижений со стороны взрослого. Одноклассники просто подражают педагогическому работнику.
  • Психологические (особенности характера агрессоры и жертвы);
  • Материальные (зависть в отношении более успешных одноклассников);
  • Социальные (трансляция агрессии в обществе через фильмы, рекламу, социальные сети, игры, которыми увлекаются дети);
  • Семейные (дефицит любви и внимания со стороны родителей, физическая, эмоциональная, экономическая, сексуальная агрессия со стороны взрослых, тотальный контроль над жизнью ребенка, см. Как грамотно подготовить ребенка к школе)

Мотивация такого явления, как буллинг:

  • Чувство зависти;
  • Желание отомстить;
  • Самоутверждение в группе сверстников;
  • Стремление оказаться в центре внимания, показать себя крутым, взрослым (см. Почему важно внимание);
  • Желание расправиться с соперником с помощью его унижения.

Как понять, что ребёнок оказался жертвой травли?

Дети зачастую боятся рассказывать взрослым о проблемах, которые существуют в школе. Именно родители должны вовремя распознать, что ребенок является жертвой травли. Можно упомянуть про следующие признаки:

  • Прогулы учебных занятий;
  • Негативные высказывания ребенка в отношении школы, учителей;
  • Подавленное настроение ребенка (см. Подавленное состояние);
  • Плач без видимых причин;
  • Нарушения аппетита;
  • Бессонница, частые кошмары;
  • Наличие царапин, порезов, синяков на теле и лице, испорченная одежда;
  • Проявления аутоагрессии (нанесение себе повреждений, ребенок грызет ногти, ломает игрушки, издевается над домашними животными);
  • Нежелание рассказывать про школьную жизнь, одноклассников.

Участники травли

Жертва

Можно отметить, что мотив для травли будет абсолютно незначительный. Жертвами запросто могут стать следующие дети:

  • С наличием недостатков внешности, специфики развития (сниженные слух, зрение, врожденные заболевания);
  • Меланхолический тип темперамента (замкнутость, неуверенность в себе, повышенная мнительность, тревожность, неумение адаптироваться в социуме (см. Меланхолик);
  • С разными особенностями внешности (слишком худые, полные, веснушки, косоглазие);
  • С низким интеллектом, проблемами в учебе;
  • Негативно или позитивно отмеченные учителями на глазах у всего класса (см. Негативная и позитивная мотивация).

Жертвы не могут дать сдачи обидчикам, защищать себя. Они испытывают сильный страх, что ситуация так и не исправится (см. Как простить обиду).

Агрессор

Его характеризуют такие особенности характера, как:

  • Низкая самооценка, вследствие чего существует желание самоутвердиться за счет унижения других людей;
  • Стремление оказаться в центре внимания абсолютно любой ценой (см. Почему людям важно внимание);
  • Агрессивность, жестокость, склонность занять позицию лидера;
  • Умение манипулировать другими (см. Как манипулировать людьми);
  • Угнетенное эмоциональное состояние из-за проблем в семейных и детско-родительских отношениях (см. Эмоциональные контакты ребенка).

Агрессоры – это выходцы, как из неблагополучных, так и благополучных семей.

Наблюдатели

Они представляют собой многочисленную категорию участников школьного буллинга. Наблюдатели оказываются вовлечены в ситуацию, связанную с травлей. Можно упомянуть про три варианта, как будут развиваться события.

  1. Желание обеспечить защиту жертве, вследствие чего есть вероятность самому оказаться под ударом.
  2. Пассивная позиция, при которой человек не вмешивается в конфликт, боясь оказаться на месте жертвы.
  3. Еще один вариант: наблюдатель всячески поощряет агрессора, чтобы присоединиться к нему спустя несколько часов, дней.

Важно понимать, что чаще всего, именно наблюдатели способствуют тому, что буллинг продолжается длительное время. Как говорят социальные психологи, «зло совершается, когда хорошие люди молчат».

Воздействие буллинга на его участников с последствиями

Что может получить агрессор после буллинга? Сначала он самоутверждается, ощущает собственную «крутость», всемогущество», безнаказанность». Это способно привести к формированию деструктивных качеств, способных разрушить его личность. Можно отметить постановку на учет в Комиссию по делам несовершеннолетних, проблемы с представителями правопорядка.

Что происходит с наблюдателями буллинга? Они ощущают стыд и чувство вину (см. Как преодолеть чувство вины и стыда) за то, что проявили слабость, не смогли помочь жертве.

Разумеется, наиболее весомая психологическая травма именно у жертвы буллинга. Спустя несколько лет люди все равно помнят о своих болезненных переживаниях, которые связаны с травлей. Если не проработать данную ситуацию, можно столкнуться с повторением ситуации, но уже в процессе рабочей деятельности.

Психологи упоминают про следующие последствия для психики:

  1. Проявление у жертвы расстройств психосоматического характера: регулярные головные боли, проблемы с аппетитом (булимия или анорексия, см. Расстройства пищевого поведения), бессонницей, обострение заболеваний хронических.
  2. Расстройства депрессивного плана, различные типы неврозов, повышенная тревожность; (см. Как победить депрессию)
  3. Попытки суицида, желание отомстить обидчикам с помощью разных методов.

Что можно делать ребёнку, который стал жертвой травли?

  1. Если Вы подверглись травле в школе, измывательствам, порче элементов одежды и вещей, обязательно стоит рассказать об этом значимым взрослым: родителям, учителям, старшим товарищам. Не стоит бояться просить о помощи. Это решение именно взрослого человека, который попал в беду.
  2. Не нужно испытывать страх, что «будет лишь хуже», если Вы кому-то расскажете про происходящее. Не стоит оставаться наедине со своей проблемой.
  3. Если травля наблюдается именно в Интернете, нужно сохранять все видеоматериалы, голосовые сообщения, переписки, чтобы воспользоваться ими в качестве доказательств травли.
  4. Если все же можно исправить предмет травли, попытайтесь исправить. Если невозможно, не стоит считать себя виноватым.

Что делать родителям?

Сначала нужно снять с ребенка чувство вины (см. Как преодолеть вину). Не стоит перекладывать на сына или дочь ответственность за происходящие события. Не нужно обесценивать проблемы, которые происходят у ребенка. Одним только «дай сдачи» или «не обращай внимания» тут не отделаешься.

Важно объяснить ребенку, что он не хуже других, раз оказался в подобной ситуации.

  1. Ребенок должен осознавать, что взрослые на его стороне. Нужно поддержать и успокоить: «Спасибо, что ты мне все рассказал. Мы тебе обязательно поможем».
  2. Доверительно поговорить о ситуации, которая сложилась. Важно пояснить ребенку, как вести себя в дальнейшем.
  3. Следует помочь ребенку обрести уверенность в себе, научить противостоянию нападкам сверстников.
  4. Завести разговор с классным руководителем, учителями, родителями обидчиками Вашего ребенка.
  5. Если ситуация слишком серьезная и не удастся разрешить ее мирным путем, лучше всего рассмотреть вариант перевода в другой класс или школу. Перед этим следует разобраться, в чем причина буллинга. Возможно, что стоит воспользоваться помощью детского психолога (см. Детский психолог), обучить ребенка грамотному поведению в социуме, чтобы он умел постоять за себя.
  6. Если ребенок стал жертвой кибербулинга, стоит заблокировать сообщения, пожаловаться администрации сайта. Всегда можно распечатать переписку, сохранить скриншоты страниц, чтобы отнести их сотрудникам правоохранительных органов.

Основная задача родителей – это обеспечить защиту и поддержку ребенка, который стал жертвой травли. Необходимо обучить его здоровому и правильному общению с окружающими людьми. В повседневной жизни требуется избегать столкновения со злом, агрессией и жестокостью. Важно научить ребенка говорить «нет», не поддаваться на манипуляции и провокации товарищей. Сын или дочь не должны бояться обращаться за помощью. Он должен быть уверен, что его всегда поддержат, помогут в любой ситуации.

В чем заключается профилактика школьного буллинга?

Абсолютно любое явление куда легче предотвратить, чем устранять впоследствии его последствия. Школьная травля не является исключением. Важно осознавать, что в данной ситуации главное – это правильное отношение взрослых к сложившимся проблемам.

Уважаемые учителя! Вы не должны считать, что вся работа заключается только в проведении уроков, проверке тетрадей. Огромное значение имеет воспитание подрастающего поколения, формирование у него качеств гармонично развитой личности.

Любая информация, которая касается буллинга, должна быть проверена, принята к действию. Нужно понимать, кто в классе «белая ворона», кто «неформальный лидер», а кто «изгой». Лучше всего просматривать личные страницы учеников в социальных сетях. Можно воспользоваться помощью школьного психолога, чтобы оценить эмоциональную атмосферу в классе.

Классные руководители обязаны организовывать мероприятия, цель которых – сплочение детского коллектива. Можно устраивать экскурсии, выезды, совместные походы. Не стоит забывать про работу с семьями. Нужно знать, в каких условиях воспитывается каждый из учеников.

Дорогие родители! Необходимо рассказать детям о таком явлении, как «буллинг», как от него защититься. Мальчики и девочки должны обращаться за помощью к взрослым. Не стоит перекладывать функцию воспитанию лишь на учителей. Это, прежде всего, обязанность матери и отца.

Ребята! В этой жизни Вам предстоит столкнуться, как с добром, так и со злом. Не стоит бояться говорить «нет», когда заставлять сделать что-то нехорошее (см. Как правильно отказать и сказать Нет). Не нужно бояться давать отпор обидчикам. Вы вполне можете завоевать уважение сверстников, если будете интересной, разносторонней личностью. Обязательно стоит отыскать себе друзей по интересам, общаться с теми, кто будет ценить и уважать Вас.

Если Вы стали наблюдателем школьных издевательств, нельзя просто стоять в стороне. Лучше рассказать взрослым, попытаться своими силами предотвратить травлю. Всегда нужно искать пути разрешения ситуации. Помните, что сегодня Вы проигнорировали проявления жестокости, а завтра стали сами жертвой, которой никто не захочет помочь.

Заключение

Важно осознавать, что добиться предотвращения школьного буллинга, его последствий, можно лишь общими усилиями. Потребуется грандиозная работа со стороны учителей, родителей и психологов. Крайне важно создать благоприятную эмоциональную атмосферу, в которой будут находиться дети.

Помните, что ни один плохой поступок не совершается просто так. Дети отражают отношение к ним взрослых, вследствие чего склонны отыгрываться на более слабых. Важно осознавать, что именно формирование у детей эмпатии (см. Эмоциональный интеллект), грамотный стиль воспитания помогут предотвратить буллинг. Нельзя об этом забывать, ни в коем случае.

Консультация психолога

Если Вам требуется консультация детского психолога для решения проблемы, вы можете воспользоваться формой записи по этой ссылке.

Буллинг в школе - что это такое и как с ним бороться
help-psy.com

Научно-
образовательный
портал IQ

  • Темы
  • Исследования
  • Колонки
  • Тесты
  • Подкасты
  • Книги
    • Списки литературы
    • Фрагменты
  • Картотеки
  • .

«Чучело», Ролан Быков. 1993

Учителя не всегда выбирают действенные методы борьбы со школьной агрессией. Порой они прибегают к жестким и бессистемным методам, которые лишь усиливают буллинг. Согласно экспертизе Лаборатории профилактики асоциального поведения НИУ ВШЭ, для решения этой проблемы нужен комплексный подход: программы профилактики агрессии на уровне образовательной политики и — как следствие — улучшение психологического климата в школах, формирование доверия между педагогами и детьми. Учителя должны помогать подросткам решать конфликты и своим примером показывать альтернативы агрессивному поведению. Артур Реан и Мария Новикова рассказали, как действенно бороться с буллингом.

Методы, которые не работают

Школьная травля, или буллинг — это повторяющаяся ситуация, в которой один ученик (или группа) намеренно причиняет вред другому, кто в чем-то слабее их.

Такое поведение часто связано с сильными негативными чувствами — гневом, страхом, фрустрацией и с желанием повысить свой статус среди сверстников. Типы буллинга разнообразны: драки, оскорбления, бойкоты, киберагрессия (в соцсетях) и пр.

Метаанализ показал, что в традиционный буллинг в мире вовлечены 35% школьников (в качестве как инициаторов, так и жертв) и 15% — в киберагрессию.

Для снижения этих цифр критически важна реакция взрослых на подростковую агрессию. Ответные действия учителей часто способны предотвратить травлю. Однако исследователи выявили горький парадокс.

При всей остроте проблемы буллинга во многих странах и на фоне хорошей осведомленности о его причинах, формах, последствиях, педагоги редко применяют эффективные меры противодействия. Репертуар их практик ограничен. В нем лидируют «средства подавления»: от относительно безобидной апелляции к учительскому авторитету до унижений и наказаний.

В ходе опроса большинство (82%) немецких педагогов сочли уместными «принудительные дисциплинарные воздействия и апелляцию к собственному авторитету». Похожая ситуация в Великобритании, Финляндии и США. Всесторонняя работа — не только с агрессорами, но и с жертвами, классом в целом — встречается нечасто.

Запрещенные приемы: прессинг, унижения, запугивания

Между тем, силовые методы неприемлемы: они закрепляют жестокость. Невмешательство в подростковый конфликт — тоже не вариант.

Артур Реан и Мария Новикова поясняют, почему стратегии подавления неприменимы:

Агрессия не снижается, поскольку подростки воспроизводят «репрессивное» поведение «значимых других»: учителей и родителей. Не случайно одно из исследований показало, что склонность педагога к прессингу служит предиктором — предсказывает — распространенность травли. К тому же школьники воспринимают учителей как людей, не готовых помочь.

Возмущение действиями педагога, накопленная агрессия могут потом «сдетонировать», что и происходит в случаях нападений на школы.

Булли (агрессор) так и не осознает, какой вред нанес жертве и что она действительно страдает.

Результаты дисциплинарных мер обычно кратковременны. Агрессор нередко переходит на скрытые формы травли, которые могут быть даже более разрушительны. Ведь взрослые о них вообще не узнают и точно не помогут жертве.

Психологическое давление в виде чрезмерного контроля и запугивания подростков тоже крайне неконструктивно. Так, эстонский проект выявил, как педагоги, действуя на «болевые точки» — унижая подростков, фактически провоцировали их нападки на окружающих.

Подросткам важно ощущать самостоятельность, компетентность и принадлежность к коллективу.

«Если вследствие контролирующего поведения учителя подросток не чувствует себя достаточно автономным, у него повышается потребность в том, чтобы контролировать сверстников. Лишенный возможности чувствовать себя компетентным, ученик попытается продемонстрировать свое физическое превосходство. Чувствуя себя изолированным от соучеников, он может начать вести себя агрессивно», — комментируют Артур Реан и Мария Новикова.

Травмы от бездействия

Российские педагоги, по данным исследований, имеют довольно точные представления о подростковом буллинге. Но на практике часто действуют бессистемно либо занимают позицию наблюдателя. Невмешательство педагогов также характерно для школ США и Австралии. Большинство американских семей сталкиваются с отпором со стороны школьной администрации, когда требуют принять меры против травли. Им советуют просто перевести ребенка в другую школу.

Невмешательство в подростковый конфликт ведет к опасным последствиям. Жертва убеждается в своей беззащитности. Падает ее самооценка, растет риск депрессии и суицида. По сути, это травма на всю жизнь. А агрессор, чувствуя безнаказанность, привыкает и дальше действовать силой.

Эффективно снижают буллинг лишь системные действия на разных уровнях, подчеркивают исследователи.

На уровне страны — программы предотвращения травли.

В школах в целом — создание безопасного и дружественного к детям психологического климата. Это такая экосистема, в которой между педагогами и учениками, а также внутри класса есть доверие, а школьники чувствуют принадлежность к коллективу. Это помогает и в социализации, и учебе.

В межличностных взаимоотношениях между отдельными членами коллектива.

Программы борьбы с буллингом

Метаанализ исследований продемонстрировал, что в тех странах, где распространены программы предотвращения травли (США, Великобритания, страны Скандинавии), показатели буллинга на 20% ниже, чем в остальных.

Первая мощная программа против травли — Olweus Bullying Prevention Program (OBPP) — была реализована в 1983–1985 годах. Она развивается и сейчас. В нее входит набор стратегий для работы на нескольких уровнях: школы, класса, отдельных учеников. В OBPP четко артикулируется неприемлемость травли со стороны взрослых и меры по защите потенциальных жертв. Другая всемирно известная программа против травли (KiVa) была разработана в Финляндии и сейчас используется во многих странах мира.

Впрочем, существование таких инициатив не всегда гарантирует долгосрочный эффект.

Улучшение школьного климата

Стратегия действий на уровне школ предполагает два момента. Это принятие четких, справедливых и единых для всех правил поведения, а также формирование доверия между педагогами и детьми.

Правила поведения могут быть закреплены в школьном уставе. Желательно, чтобы в его разработке участвовали дети. «Кодекс» поведения должен быть непреложным. Важно, чтобы несоблюдение правил — инициирование буллинга — влекло за собой известные последствия.

Согласно исследованиям, в коллективах, в которых осуждалась агрессия, ее проявлений действительно становилось меньше. Издевательства просто не воспринимались как способ решения проблем, и обидчики не могли навязать свой стиль общения всем.

Не менее важно выстроить конструктивные отношения между педагогами и детьми.

Доверие между взрослым и ребенком в школе снижает риски виктимизации.

Школьники должны быть уверены в том, что в случае проблем могут попросить помощи у взрослых.

Травли меньше в коллективах, в которых учителя и другие сотрудники гарантированно вмешиваются в конфликты школьников.

Но беда в том, что жертвы не всегда обращаются за помощью. Детей, которые долго подвергаются нападкам и молчат об этом, значимо больше, чем тех, кто, сообщив о буллинге, смог вырваться из этого круга. Нужно много работать с ребятами, подвергшимися виктимизации.

Помощь жертвам травли

Одними советами о том, что надо уметь за себя постоять (а это тоже распространенная, хотя неэффективная учительская стратегия), не обойтись. Жертве нужна поддержка взрослых. Но даже сама просьба о помощи может быть для подростка стрессом.

Решая, стоит ли обратиться к учителю, ребенок оценивает возможные негативные последствия этого. В исследовании о британских школьниках выяснилось, что подростки избегают обращаться к педагогу прежде всего по трем причинам: неодобрение одноклассников (75,5%), переживание собственной слабости (64,2%) и желание самостоятельного решить проблему (58,8%). То есть поиск помощи может ассоциироваться со снижением статуса и потерей самоуважения.

Именно поэтому критически важна реакция взрослых на первое упоминание ребенка о пережитом издевательстве. Любое несерьезное отношение к такому разговору может привести к замалчиванию проблемы: подросток будет переживать травму в одиночестве. Риски виктимизации выше у тех ребят, у кого не сложились хорошие отношения с родителями и учителями.

Поддержка друзей

Педагогам имеет смысл разделить агрессоров и жертв в пространстве класса, чтобы они меньше встречались лицом к лицу. Но этого мало. Надо помочь детям, ощущающим свою беззащитность, найти подходящий круг общения: переживание чувства принадлежности крайне важно. «Деятельность по поиску подходящего круга общения — непростой процесс, в котором педагогу хорошо бы объединиться с коллегами по школе и с родителями ребенка», — отмечает Мария Новикова.

Можно вовлечь ребенка в такую деятельность, которая поможет ему увериться в собственной значимости, — например, в кружки по интересам. Вариантов может быть много, они могут оказаться частично и вне школы. «Сейчас активно развивается сфера волонтерства, в которой могут принимать участие и школьники, — говорит эксперт. — Есть интересные проекты в сфере современного искусства, когда с подростками работают профессиональные художники. Например, проект «Каскад». Там при работе подростковых групп всегда присутствует психолог, который следит за тем, чтобы в коллективе все нормально общались».

Круг друзей — неплохая защита. Поддержка со стороны сверстников снижает агрессию в адрес учеников с высокими рисками виктимизации.

Воспитание булли

Эксперты назвали главные векторы работы с агрессором.

Во-первых, до него нужно донести всю серьезность вреда, который он наносит своими действиями, дать понять, что чувствует объект его насмешек и издевательств.

Во-вторых, агрессору нужно вернуть ответственность за сделанное и дать возможность исправить ситуацию. Что именно ребенок-булли может сделать, решается в диалоге со взрослым — учителем или школьным психологом. «Если речь идет о физической порче вещей, может стоять вопрос компенсации испорченного», — поясняет Мария Новикова. Если травля выражалась в слухах и сплетнях, то нужно их официально опровергнуть и извиниться перед жертвой.

«Важно помнить, что у взрослого ни в коем случае нет задачи унизить агрессора, сделать ему так же больно, как он делал жертве. Это, как мы уже говорили, приведет только к большей агрессии в будущем», — подчеркивает исследовательница.

В-третьих, у многих агрессоров отличные коммуникативные способности и лидерские качества. Их надо использовать во благо: они могут организовывать школьные события, помогать с учебой тем, кто в этом нуждается. «Им также стоит побольше иметь дело с теми, кто старше: им легче будет держать себя в рамках», — добавляет Новикова.

В-четвертых, в рамках профилактической работы важно доносить до детей разницу между доминированием и лидерством. Не понимая ее, активные ученики могут «перегибать палку» и причинять другим боль.

И, наконец, иногда причиной буллинга бывает банальная скука. Когда учебный процесс предполагает активную вовлеченность учеников и им интересно, то сил и времени на то, чтобы обидеть «ближнего своего по классу», остается гораздо меньше, заключает Мария Новикова.
IQ

iq.hse.ru

Российское образование ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

  • Главная
  • Материалы
  • Главные новости

Главные новости

Как бороться с травлей в школе

Проблема буллинга в подростковой среде не нова, но до недавнего времени в нашей стране к ней не относились серьезно. С каждым годом этот вопрос все больше обостряется и принимает новые формы.

Буллинг или конфликт?

В первую очередь мы должны понимать, что буллинг – это не просто конфликтная ситуация.

Конфликт сам по себе – вещь хорошая и нужная. Только в конфликтах укрепляется личность, ребенок вынужден учиться справляться со сложными ситуациями: анализировать, учитывать мнение другого человека, принимать решения, согласовывать их со своей совестью и т.д. Но в конфликте нет ничего угрожающего сломом личности, а в буллинге есть.

Как отличить? При буллинге всегда одна из сторон ощущает свое превосходство, а другая – чувствует себя беспомощной и униженной. Ни о каком равноправии позиций в случае буллинга речи не идет. У жертвы травли просто нет возможности самостоятельно уменьшить дисбаланс. Если есть возможность отстоять себя, такого явления не возникнет.

Буллинг – это целенаправленное, повторяющееся, регулярное действие с целью унижения и причинения страданий, при котором причина травли не в поведении жертвы. Нужно понимать, что для его прекращения (буллинг нельзя разрешить, только прекратить) нужно работать с агрессором: это в нем проблема, а не в жертве. И единственный вариант разрешения этой проблемы – вмешательство третьей, взрослой, стороны.

Что происходит

По статистике, на первом месте по частоте встречаемости – словесная травля (оскорбления, злые и непристойные шутки, словесные провокации, обзывания и т.д.), на втором месте – бойкот, на третьем – физическое насилие, на четвертом – распространение слухов и сплетен, на пятом – воровство. Каждый вид травли оставляет неизгладимый след в душе ребенка или подростка, который подвергается этим издевательствам.

Буллинг приводит к тому, что жертва теряет уверенность в себе. Также это негативное явление может стать причиной возникновения разной тяжести психических отклонений, психосоматических заболеваний и даже явиться причиной самоубийства.

Что получает агрессор в ситуации травли? Опять же ощущение собственной «крутости», безнаказанности. В дальнейшем это приводит к еще большему развитию деструктивных, т.е. разрушающих личность, качеств, девиантному поведению и, как следствие, постановке на учет в комиссию по делам несовершеннолетних и проблемам с полицией.

Что получают наблюдатели буллинга? Стыд и чувство вины за то, что не помогли жертве, проявили слабость.

И конечно, самая тяжелая психологическая травма наносится жертве буллинга. Даже через много лет, будучи уже взрослыми, жертвы помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей.

Профилактика работает

Школьный буллинг не имеет шансов зародиться в тех классах, где авторитетом выступает сам учитель. Он может эффективно пресекать проявления насилия. Необходимо проводить классные часы, основными идеями которых будут темы об уважительном и толерантном отношении к окружающим людям. Социально-психологическая служба должна проводить тренинги на сплочение классного коллектива, развитие терпимости, эмпатийного мышления по отношению к окружающим.

Рекомендуется приглашать в класс школьного психолога. Чем раньше вы начнете работу с детьми, тем больше шансов избежать этой проблемы, ведь после 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить.

Кроме того, необходимо создавать общий здоровый климат в школе, выстраивать четкие, справедливые и единые для всех правила поведения, а также формировать доверие между педагогами и детьми. Важно, чтобы все понимали последствия за нарушение этих норм.

Лучшая профилактика, которую могут предложить родители, – это укрепление чувства собственного достоинства и независимости своего ребенка, а также подготовка его к принятию правильных мер в случае необходимости. Обсуждайте и практикуйте безопасные, конструктивные способы реагирования вашего ребенка на слова и действия хулигана. Вместе придумывайте основные фразы, которые ваш сын или дочь могут иметь в запасе для обидчика, например: «Твои слова неприятны», «Оставь меня в покое» или «Отстань».

Прецедент: что делать?

Если случай буллинга выявлен, крайне важно понимать, что, помимо участия родителей агрессора или жертвы, необходима работа педагогического коллектива и администрации школы в целом по устранению проблемы. Ребенок должен знать, что он может обратиться со своей проблемой к взрослому, и это очень важно! Потому что, решая, стоит ли обращаться к учителю, школьник оценивает возможные негативные последствия этого обращения. Риски виктимизации выше у тех ребят, у которых не сложились хорошие отношения с родителями и учителями.

Буллинг в школе - что это такое и как с ним бороться
edu.ru

Что такое «БУЛЛИНГ» и как с ним бороться?

ЧТО ТАКОЕ «БУЛЛИНГ» И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ?

Буллинг — травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.

Профилактика буллинга (мероприятия по его предупреждению или снижению уровня агрессии, насилия) поможет снизить масштабы данного негативного явления, сократить количество вовлеченных в него «агрессоров» и «жертв», наладить взаимоотношения между детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого.

Главные компоненты буллинга:

  • Это агрессивное и негативное поведение.
  • Оно осуществляется регулярно.
  • Оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью.
  • Это поведение является умышленным.

Существуют следующие виды буллинга:

1. Физический школьный буллинг – применение физической силы по отношению к ребенку, в результате чего возможны телесные повреждения и физические травмы (избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники). В крайних случаях применяется оружие, например нож. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем у девочек. Подвидом физическогобуллинга является сексуальный (домогательства, насилие, принуждения к сексу).

2. Психологический школьный буллинг – насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность.

Психологический буллинг имеет несколько подвидов:

  • вербальный буллинг – обидное имя или кличка, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, насмешки, распространение обидных слухов, бесконечные замечания, необъективные оценки, унижение в присутствии других детей. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика;
  • невербальный буллинг – обидные жесты или действия (плевки в жертву либо в её направлении, показывания неприличных жестов);
  • запугивание – использование постоянных угроз, шантажа для того, чтобы вызвать у жертвы страх, боязнь и заставить совершать определенные действия и поступки;
  • изоляция – жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом. С ребенком отказываются играть, дружить, гулять, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и другие мероприятия. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах;
  • вымогательство – от жертвы требуют деньги, ценные вещи и предметы, талоны на бесплатное питание путем угроз, шантажа, запугивания;
  • повреждение и иные действия с имуществом – воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы;
  • школьный кибербуллинг – оскорбление, унижение через интернет, социальные сети, электронную почту, телефон или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, анонимные телефонные звонки, обзывания, распространение слухов, жертв буллинга снимают на видео и выкладывают в интернет).

Обычно физическое и психологическое насилие сопутствуют друг другу.

Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.

Потенциально «жертвой» или насильником может стать любой ребёнок при стечении определенных ситуационных, жизненных обстоятельств. Тем не менее, юные насильники — это преимущественно активные, уверенные в себе, склонные к доминированию, морально и физически сильные дети.

В ситуации травли всегда есть:

  • «Агрессор» – человек, который преследует и запугивает жертву.
  • «Жертва» – человек, который подвергается агрессии.
  • «Защитник» – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии.
  • «Агрессята» — люди, участвующие в травле, начатой агрессором.
  • «Сторонники» – люди, находящиеся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.
  • «Наблюдатель» – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающий нейтралитет.

Типичные черты обучающихся, склонных становиться «агрессорами» буллинга:

  • испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей;
  • импульсивны и легко приходят в ярость;
  • часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей;
  • не испытывают сочувствия к своим жертвам;
  • если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков;
  • дети, воспитывающиеся в семьях с авторитарным, жестким воспитанием. Будучи запуганными и забитыми дома, они пытаются выплеснуть подавленные гнев и страх на более слабых сверстников;
  • дети, воспитывающиеся в семьях с низким уровнем эмоционального тепла и поддержки (например, сироты в опекунских семьях и т.п.).

Важно отметить, что не всегда обидчики хотят своим поведением принести вред своей жертве. У них могут быть свои цели: почувствовать свою силу, повлиять на ситуацию, сформировать значимые для себя черты характера.

«Жертвой» буллинга обычно становятся те дети, которые слабее или чем-либо отличаются от других.

Чаще всего жертвами насилия становятся дети, имеющие:

  • физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;
  • особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные или дети с импульсивным поведением. Гиперактивные дети бывают слишком назойливыми и общительными: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре. По этим причинам они часто вызывают раздражение и негодование в среде сверстников;
  • особенности внешности – все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба);
  • плохие социальные навыки – недостаточный опыт общения и самовыражения. Такие дети не могут защищаться от насилия, насмешек и обид, часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, чем со сверстниками;
  • страх перед школой – неуспеваемость в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к школе, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими как повышенная тревожность, неуверенность;
  • отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети) – не имеющие опыта взаимодействия в детском коллективе до школы, могут не обладать навыками, позволяющими справляться с проблемами в общении;
  • особенности здоровья – существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики, заикание, нарушения речи и другие болезненные состояния;
  • низкий интеллект и трудности в обучении – слабые способности могут являться причиной низкой обучаемости ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: «Я не справлюсь», «Я хуже других» и т. д. Низкая самооценка может способствовать в одном случае формированию роли жертвы, а в другом – насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.

Роли обидчиков и жертв не являются постоянными, они могут меняться: жертвы могут стать обидчиками и наоборот. Иногда кто-то из одноклассников берет на себя роль спасателя, защищая жертву перед обидчиком. Однако достаточно часто эта роль становится неоднородной, так как спасатель начинает испытывать на себе силу преследователя, он превращается из спасателя в жертву, а иногда и просто в жертву данной ситуации.

В начальной школе насилие может начинаться с рэкета – когда старшеклассники отбирают у младших деньги. У детей 11–15 лет в ходу сплетни, унизительные шутки, бойкот. Причем мальчики и девочки используют разные формы буллинга. Если мальчики чаще прибегают к физическому буллингу (пинки, толчки и т.п.), то девочки охотнее пользуются косвенными формами (распространение слухов, исключение из круга общения). Девочкам труднее справиться с проблемой буллинга, чем мальчикам.

Половые (гендерные) различия буллинга связаны с особенностями мальчишеской нормативной (агрессивной) культуры, которая заметно меняется с возрастом. В среде маленьких мальчиков физическая агрессия, как правило, влечет за собой непопулярность и социальное отторжение со стороны сверстников. У 10-12 – летних мальчиков буллинг сильнее всего выражен в начале учебного года, когда дети борются за свой статус в школьной жизни (лидер, принятые, непринятые, отверженные, изгои). Когда этот процесс завершен и групповая иерархия оформлена, буллинг ослабевает. Многочисленные исследования показывают, что более напористые мальчики имеют больше друзей и пользуются большим успехом у девочек в установлении дружеских отношений. В тех школьных классах, где существует жесткая структура иерархии класса, ребенок вынужден играть отведенную ему роль жертвы на протяжении всей школьной жизни. Если же класс слабо структурирован, ребенок может от этой роли освободиться. Буллинг существует не только среди детей, но и в отношениях между учителями и учащимися. Некоторые учителя, злоупотребляя властью, оскорбляют, унижают и даже бьют своих учеников, а другие преподаватели могут подвергаться буллингу со стороны учащихся.

Чаще всего «жертвы» буллинга молчат о том, что над ними издеваются. Распознать его можно по поведению и настроению ребенка. «Жертва», как правило, ощущает свою беззащитность и угнетенность перед обидчиком. Это ведет к чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, неуверенности и, как следствие, к утрате уважения к себе и веры в собственные силы. Другими словами, ребенок — «жертва» становится действительно беззащитным перед нападками хулиганов. Крайне жестокий буллинг может подтолкнуть «жертву» на сведение счетов с жизнью. В связи с этим окружающим близким людям необходимо проявлять предельное внимание даже к незначительному изменению в поведении ребенка.

Для подростков, ставших жертвами буллинга, характерно следующее:

  • притворяются больными, чтобы избежать похода в школу;
  • боятся одни идти в школу и домой, просят проводить их на уроки, часто опаздывают;
  • меняется поведение и характер ребенка;
  • явные симптомы страха, заключающиеся в нарушениях сна и аппетита, ночном крике, энурезе, заикании и нервном тике, нелюдимости и скрытности;
  • частые просьбы дать денег, воровство;
  • снижение качества учебы, потеря интереса к любимым занятиям;
  • постоянные ссадины, синяки и другие травмы;
  • молчаливость, нежелание идти на разговор;
  • суицидальные намерения и как крайняя степень – суицид.

Указанные проявления не всегда говорят о том, что ребенок стал «жертвой» буллинга. Между тем, если данные симптомы отмечаются постоянно, то стоит заподозрить неладное и провести небольшое следствие для установления причин, вызвавших изменения в поведении ребенка.

Каковы могут быть последствия для жертвы буллинга?

Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости. У ребенка пропадает желание ходить в школу, у него могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Подозрительность, неверие в добрые намерения других людей – естественное состояние нормальной психики, в течение долгого времени подвергавшейся атаке отвержением. Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей. Травля наносит непоправимый ущерб не только психике жертвы. Не менее вредна ситуация травли для наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе. Агрессоров же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.

О классе, в котором происходит травля, нельзя говорить, как о коллективе. Объединение произошло не благодаря взаимной симпатии или общим интересам, а по необходимости — детям просто некуда деться. В такой группе нет динамики, отношения не развиваются, а застывают, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в классе появится новый изгой, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами.

Важно отметить, что сама ситуация травли приводит к искажению формирования личности детей. Именно достойное положение в группе сверстников, дающее ребенку и подростку моральное удовлетворение, – основное условие для нормального психического развития.

  • кого-то зажимают в углу помещения, а когда взрослый подходит к группке детей они замолкают, разбегаются, резко меняют деятельность (могут обнять «жертву», как будто все в порядке);
  • школьные принадлежности ребенка (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу или спрятаны;
  • на уроках ученик ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, а в классе начинают распространяться смех, шум, помехи, комментарии;
  • школьника постоянно оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;
  • во время перемены, в столовой ребенок держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших учеников, старается находиться недалеко от учителей и взрослых;
  • на других детей школьник реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать;
  • ребенок может быть растерянным, трястись от испуга, страха, плакать;
  • признаки насилия на теле или лице у школьника (синяки, ссадины, порезы, бледное или красное лицо);
  • один из учеников не выбирается другими во время групповых игр, занятий, то есть находиться в изоляции;
  • младшие школьники боятся зайти в туалет;
  • дети после уроков не расходятся, а кого-то ждут около школы.

Технология реагирования на выявленные или установленные факты буллинга:

1. При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллирования учитель сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации.

2. Администрация, совместно с социально-психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.

3. Непосредственная работа с жертвами и преследователями.

В случае возникновения в классе буллинга необходимо:

  • Оставаться спокойным и контролировать ситуацию в случае обнаружения буллинга в классном коллективе
  • Отнестись к случаю или к рассказу о буллинге серьезно
  • Оказать поддержку потерпевшему.
  • Показать обидчику (агрессору, буллеру) своё отношение к ситуации
  • Дать возможность оценить ситуацию обидчику с точки зрения потерпевшего (т.е. поставить себя на место жертвы)

Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга, то скажите ребенку:

  • Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).
  • Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).
  • Это не твоя вина. (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).
  • Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).
  • Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).
sh26grodno.schools.by

COMMENTS