Ценности жизни

Классный час-игра «На что потратить жизнь?»

Цели занятия:

  1. Сформулировать собственные жизненные ценности.
  2. Объяснить, как эти ценности влияют на вашу жизнь.
  3. Задуматься о важности определения основополагающих для выбора жизненной стратегии жизненных ценностей.

Материалы:

  • по 10 жетонов для каждого участника
  • карточки с названиями ценностей
  • CD – проектор
  • компьютер
  • слайд-шоу презентация “Жизненные ценности” <приложение 1>

О. Винсент Думинуко (итальянский философ)

Сегодня речь пойдет о человеческом характере и о его влиянии на все стороны нашей жизни. Но прежде, чем мы приступим к изучению этой темы, хотелось бы задать вопрос: “Как дорого нужно заплатить, чтобы купить вас”? Иначе говоря: “На что бы вы променяли свою жизнь”?

Сегодня мы проведем игру, которая называется “На что потратить жизнь?” Она поможет каждому ответить на поставленный вопрос.

Перед началом игры каждый из вас получит по десять жетонов, попрошу подписать их. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих — одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Не потеряйте их!

(Раздайте каждому учащимся жетоны. Заранее заготовьте достаточное количество карточек с названиями ценностей.)

Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: “потратить” жетоны или “сэкономить”. На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу.

Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу.

Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с “торгов”.

Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.

Итак, предлагаю сделать выбор, первая пара ценностей: <приложение 1>

а) Хорошая просторная квартира либо дом. (1 жетон)

б) Новый спортивный автомобиль. (1 жетон)

Кто желает приобрести один из двух предложенных “товаров”?

(Покажите классу слайды с названиями двух первых “товаров”. Помощник обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности.)

а) Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга. (2 жетона)

б) Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж), действительно в недалеком будущем станет вашей женой (вашим мужем). (2 жетона)

а) Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет. (1 жетон)

б) Один настоящий друг. (2 жетона)

а) Хорошее образование. (2 жетона)

б) Предприятие, приносящее большую прибыль. (2 жетона)

а) Здоровая семья. (2 жетона)

б) Всемирная слава. (3 жетона)

Тем, кто выбрал здоровую семью, предназначена награда — два лишних жетона.

а) Изменить любую черту своей внешности. (1 жетон)

б) Быть всю жизнь довольным собой. (2 жетона)

а) Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения. (2 жетона)

б) Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените. (2 жетона)

Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон, если у вас они еще остались. Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.

а) Чистая совесть. (2 жетона)

б) Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)

а) Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите. (2 жетона)

б) Возможность заново пережить (повторить) любое 1 событие прошлого. (2 жетона)

а) Семь дополнительных лет жизни. (3 жетона)

б) Безболезненная смерть, когда придет время. (3 жетона)

Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.

Я предлагаю вам в течение следующих пяти минут разбившись на группы по три-пять человек обсудить свои покупки и ответить на следующие вопросы:

1. Какой покупкой вы более всего довольны?

2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?

3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?”

(Вероятнее всего, вы услышите от ребят следующие предложения: “Прежде, чем что-то покупать, надо узнать, что еще будет продаваться”; “Я хотел бы, чтобы можно было обменять ранее купленную вещь на любую другую, объявленную позже”; “Нужно, чтобы перед началом игры нам выдали побольше жетонов”. Спросите учащихся, не считают ли они, что игра от этого станет более интересной. Помогите учащимся увидеть связь между выбором покупок и определенными личностными качествами. Например, ты отдал жетон за изменение внешности — значит, ты придаешь большое значение тому, что думают о тебе окружающие. Если предпочел быть довольным собой — значит, больше ценишь свое мнение о себе.)

Большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает. Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно “отменить” последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали.

Сегодня это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свои время, силы и возможности в реальной жизни, позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях.

В течение одной-двух минут постарайтесь ответить на вопрос: “Если бы кто-нибудь проанализировал решения, которые вы принимали в течение игры, какие выводы смог бы сделать этот человек о ваших жизненных ценностях”.

Вот неполный перечень общих ценностей, которые могли проявиться во время игры:

Мнения других людей обо мне

— Забота о благополучии других

— bМои собственные потребности

Сейчас предлагаю вам разбиться на пары и провести интервью: один из вас будет выполнять роль репортера, другой – интервьюируемого. При этом нужно представить, что вы берете интервью у очень пожилого человека (80 – 90 лет), и, несмотря на это, он имеет абсолютно нормальное мышление.

(Учащиеся садятся парами и по очереди берут интервью друг друга. Репортеры делают краткие записи, чтобы дать отчет.)

— Что было самым важным в жизни?

— Какое личное качество больше всего помогало вам в трудных ситуациях?

— Что помогало и что препятствовало созданию близких взаимоотношений с другими людьми?

— Что вы сделали для своей семьи?

Учащиеся по желанию самостоятельно могут добавить в это интервью еще несколько вопросов.

Вы провели интервью, а теперь давайте все вместе обсудим следующие вопросы.

— Каковы же те цели, к достижению которых стремится большинство людей, — материальные или духовные они по своей природе?

— Находите ли вы какие-либо сходства в ответах на вопросы?

— Существует ли какая-либо общность взглядов на вещи, которые наиболее важны и значительны в жизни людей?

В результате обсуждения, учащиеся приходят к выводу, что, несмотря на то, что у разных людей разные взгляды на жизнь, главные ценности человеческой жизни имеют духовный смысл. Например, создание семьи, воспитание детей, благополучие родных.

Заключительная часть занятия

Ребята, вспомните, какие “ценные вещи” вы выбрали сегодня из предложенных в ходе игры. Кто-то из вас, наверное, может поздравить себя и сказать: “Я отдал жизнь недаром: я сделал правильный выбор и приобрел то, что действительно ценно”. Другой, возможно, с сожалением, осознал, что потратил жизнь совсем не на то. Некто пожалеет, что поспешил израсходовать себя либо, наоборот, слишком долго выжидал и что-то упустил. И многие наверняка подумали: “Вот бы повторить игру! Тогда я повел бы себя гораздо осмотрительнее, умнее”.

И если вы сейчас действительно о чем-либо сожалеете, могу вас обрадовать: у вас есть прекрасная возможность сделать правильный выбор — и не в нашей игре, а в реальной жизни! Когда придет время решать, чему себя посвятить, прошу вас помнить об одном: не продавайте свою жизнь дешево. Она, скорее всего, стоит значительно дороже, чем вы думаете!

1. Что вы узнали о своих жизненных ценностях благодаря игре?

2. Что, по-вашему, люди ценят из того, что для вас не представляет интерес?

3. Какие из ваших ценностей, на ваш взгляд, не являются ценностями для других?

4. Все ли люди исповедуют одинаковые ценности?

(Ответ: Милтон Роукич считает, что да. Однако точнее было бы сказать, что всех людей объединяет один и тот же комплекс основных ценностей с очень небольшими различиями (этот комплекс может быть дополнен лишь несколькими другими ценностями).

5. В чем больше всего проявляется влияние ценностей на жизнь человека?

(В иерархии ценностей, т. е. в порядке их распределения по важности. Например, каждый из нас в той или иной степени ценит свободу. Если, однако, “жизнь в мире и согласии с окружающим” для вас важнее, чем свобода, вы согласитесь на рабство (на потерю свободы), лишь бы обрести мир и согласие. Иными словами, именно приоритет той или иной ценности по отношению к другим сильнее всего влияет на нашу жизнь и на жизнь окружающих.)

Используемая литература

    Составитель Хаткевич О.А. Переходный возраст. – Минск: Изд. ООО “Красико — принт”, 2003
  1. И.С. Артюхова. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – Москва: Изд. “Первое сентября”, 2003

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Стихи про ценности жизни

проснешься ты лет в 50.

И не увидишь ты ни дочки,

ни сына, ни своих внучат.

Когда увидишь в интернете.

своих счастливейших детей,

Примчишься к ним, как на ракете,

А ты чужой для них теперь.

У них давно своя семья.

Тогда ты вспомнишь все советы.

так называемых «друзей»,

которых рядом тоже нету,

и нету рядом тех блядей.

что окружали тебя раньше,

и тут ты первый раз заплачешь,

поймешь, что ты один теперь,

а в жизнь, когда тебя любили,

на семь замков закрыта дверь.

Так вот, отцы, детей любите

и создавайте им уют,

чтобы потом не удивляться,

Что дети вас не узнают.

Открытости и честности взаимной…

Тошнит от фоток с внешностью утиной

И очень не хватает доброты.

Так стало много глянцевых журналов.

А искренность душевная пропала

И под улыбкой прячутся клыки…

Ловлю себя на том, что сомневаюсь…

Боюсь, что снова в людях ошибаюсь.

Смотрю на них, но каждый — по себе…

Но не на фантик, а на содержанье.

Послушайте души моей признанье,

А что не в тренде туфли — не беда…

Но перед этим вспомним не валюту,

А счастья быстротечного минуты,

И как детишек за руку ведём…

Сказала: «Приходи почаще, дочка!»

И первый крик рождённого сыночка,

И пироги, что бабушка пекла…

Стоит душа, дешёвая до боли.

Расчётливости алчные пороли

Во взгляде отражаются пустом…

Будь это тело или вещь крутая.

А красота душевная простая

Хранит надежду, веру и любовь…

— спросила громко девушка в маршрутке,

и пуговицу пальцем теребила,

на кожаной своей, осенней куртке.

она тихонько стала хохотать:

«Вчера — это вчера, ты что не понял?

А мне сегодня это нужно знать!»

уж год как бросил муж..и ждать нет сил.

Слезу с щеки тихонечко смахнула:

«Эх, если бы и он вот так спросил.»

ладошку папы очень сильно сжал:

«Пап, ну..а ты меня сегодня любишь?»

Отец..вдруг улыбнувшись, приобнял.

смотри..как смотрит..ты ж его награда,

ты счастье его в каждом новом дне,

и даже сомневаться в том не надо.»

и он спросил:»а кто-то любит Вас?»

«Не знаю, я живу в пустой квартире,

одна наверно встречу смертный час.

что им уже давно не до меня.

(в маршрутке тишина на миг повисла)

Но, нужно жить..другого не виня!

здоровы были и чтоб все в порядке.

И чтоб хоть раз в три месяца звонили,

я жду их, покупаю шоколадки.

Для них всегда горит мой свет в окне.

Ведь это важно..это очень важно,

когда есть тот, кто любит в каждом дне.»

— сказал мужчина, — я тупой баран!

Не смог я счастье вовремя ценить,

и в том, что я один..виновен сам.»

— бараны не сумеют позвонить.

Ты..раз хоть ее номер набирал?

Сказал. что любишь. попросил простить?»

и номер прям по памяти набрал:

— Скажи, а ты меня сегодня любишь?

— Люблю..еще сильнее, чтоб ты знал!

«Нельзя мужчине плакать..некрасиво.

Но..если бы вы только понимали!

Как рад ее я слышать. всем спасибо!»

— набрал вслух смс-ку парень в куртке.

Ответ он всей маршрутке прочитал:

«Люблю..24 часа в сутки!»

(старик спросил мужчину у окошка.)

— Люблю бать, я к тебе пять суток ехал!

Чтоб рядышком побыть с тобой немножко!

Напомните же близким и родным,

что мыслями и сердцем рядом будете.

Согрейте их признанием простым,

что и сегодня вы их очень любите!

Чтоб дом был счастливым, наполненным лаской,

Я дам вам рецепт под названием «Сказка».

Не сложный, но верный, его соблюдайте.

Согласны? Ну что же, тогда приступайте.

Три ложки ДОВЕРИЯ, чашку РАБОТЫ,

Две чашки ПРОЩЕНЬЯ и горсть ДОБРОТЫ,

Добавьте чуть ВЕРНОСТИ, нежной МЕЧТЫ.

Стакан УВАЖЕНИЯ к старшим и близким.

Две ложечки СМЕХА, немного УДАЧИ,

Щепотку ТЕРПЕНЬЯ. И ваша задача

И с утренним кофе подать эту «Сказку».

Ее хотели множество мужчин

Ее хотели множество мужчин,

Бросали взгляды и звонили ночью,

Она лишь находила сто причин,

Чтоб объяснить, что это невозможно…

Искали встреч, писали сообщенья,

Она была со всеми холодна,

И не меняла никогда решенья…

Воспитана, ухожена, все с толком,

И женственность была в ее руке,

Ну, а в душе всегда была ребенком…

Так мало тех, кого к себе пускала,

Она умела четко выбирать,

И ошибалась в том, что выбирала.

Особенно всех тех, кому за тридцать,

Любой девчонке фору дать могла,

И журавлем могла быть и синицей.

Никто не знал о ней, чего не надо,

Она жила свободно, без кольца…

И не меняла цвет губной помады.

Она под вечер просто исчезала…

Она любила. Он был просто друг.

И о любви своей всегда молчала…

От снега, или дождика сырого —

Мы замерзаем, проживая годы…

Не понимая важности простого —

Не в деньгах радость, чине или власти…

Им дела нет — здоров ты иль простужен,

Простое человеческое счастье —

Когда есть те, кому ты очень нужен.

Кто ждёт тебя домой, глядя в окошко,

И без притворства сердцем обнимает.

Не страшно, если в доме хлеба — крошка…

Страшней, когда любви там не бывает…

Смакует каждый миг и наблюдает…

Как спит ребенок… Молится старик…

Как дождь идет, и как снежинка тает…

Причины для слез

Однажды мне сказал отец:

Для слез есть редкие причины:

Когда идешь ты под венец,

А не уходишь от мужчины.

Когда рождается малыш,

От счастья слез не прячь украдкой.

Ребенка плач в ушах услышь,

Пусть будут слезы эти сладки.

Еще одна причина есть,

Чтоб плакать долго, не смолкая:

Когда в твой дом приходит смерть,

И подступает боль немая.

А остальное все фигня,

Не разводи ты слякоть.

Ты ведь умнее дочь моя,

Не дай своим глазам заплакать.

Не думают матом,

Закутавшись в пледе,

Не спят с телефоном;

Не тянуться к риску;

Не курят с балкона;

Не спят с кем попало;

Не пьют аспирина;

Чтоб выпить таблеток;

Не ходят в рубашке

В измятую клетку;

Не ищут патрона;

Не плачут ночами

До хрипа и стона;

Не верят, как дети;

Их нет в Интернете.

Лишь изрeдка – французскими духами…

Люблю xoдить не в клуб – а пoд дождём,

Mечтая под нeбеcными cлeзами…

Hе мepяю людей пo тачкам нoвым.

И мне не cлишком важeн внeшний вид.

Вcегда важна душа – не стиль и cлoвo…

Живу пятнадцать лeт бeз измeнений…

И знаю, что такое красота…

И в чём беда моих стиxoтвopений…

Kак минимум, нужна была пpинцеccа…

А мнe принцеccы участь ни к чeму,

Kак cлава для бeздаpнoй пoэтеccы…

Дeтeй, любви, надeжды и уюта…

Чаcтично всё сбылocь, я слёз нe лью,

Нo бeз любви так гpустно почему-то…

Ho что подeлать, я люблю гoтoвить…

А ктo-то, прoчитав, пожмёт плечoм

И будeт дальшe вpать и пустоcлoвить…

Moднo быть мега-cтильным,

Модно быть полнoй дуpoй.

Латекcней и кoрочe,

Чтoбы блеcтели ляжки

И зазывали «хoчешь»?

И напоказ татухи,

Hаглым пpослыть и грубым,

Mнoжить плевки и слухи.

«Стеpвoй» (oна жe падаль).

И с голливудcким взглядом.

И с голливудcким лоcкoм,

Чтобы нe сложнo c нeю,

Mанкой была и броcкoй.

Этo ceйчас — зараза.

В мoдe — не помнить первыx,

В мoдe — co всeми сразу.

Пить, чтo пoкрепче, в баpе.

Bтягивать дым табачный,

B pюмкe тушить xабаpик.

Быть не дpугом, а «фpендoм»,

Видeтьcя лишь по cкайпу.

Гpомким глушить peмейкoм.

Как жe я стаpомодeн

B мирe пoнтов и фейкoв.

Любовь низвергнет ненависть навек!

Кто был врагом, возможно, другом станет,

Счастливым будет каждый человек.

Без ошибок живёт только трус и лентяй.

Кто по жизни идёт спотыкаться не грех;

Кто стремится помочь крест упрёков несёт.

И бесконечный шум в трущобах городских;

Я был в местах святых, намоленных и древних,

Где нет мирских сует и глупостей людских.

И падших женщин с ликом чистоты.

Я знаю сильных, что взахлёб рыдают

И слабых, что несут кресты.

И проклинать за мелочь, не спеши-

Ты бойся тех, кто выглядит прилично,

Вор с праведным лицом уносит часть души.

Не обещай, если решил солгать.

Не проверяй, когда уже доверил!

И не дари, планируя отнять.

Живи лишь с тем, кого ты любишь сам.

Гони прочь тех, кого ты ненавидишь;

И доверяй глазам, а не пустым словам.

Ведь жизнь, по сути, очень коротка.

Люби сегодня, каждое мгновение!-

Здесь главное: «Люби жизнь не спеша».

С вопросом: «Извините, можно к вам?»

Входите, место есть и тут, и там…»

Опять вопрос: «А с чем коробки эти,

Большие, да и внешне не ахти…»

Мечты, надежды…те, что не спасти…

— А вы зачем пожаловали в душу?

Обычно ищут к телу все подход…

А тело без души… оно не в счёт…

— Ну раз уж вы пришли, так оставайтесь

Не до утра, а просто навсегда…

И вместо «Нет» душа сказала «Да»…

— Но если вы и вправду полюбили,

За что, ответьте, если не секрет?

Ведь любят ВОПРЕКИ, сойдёт ответ.

— Бываю я несдержанней и резче,

И знаю, что за всё предъявят счёт…

— Используют людей, а любят вещи

Сейчас… А было всё наоборот…

— А если захочу уйти неслышно,

Мне нужно знать, что вас от слёз сберёг…

То значит вы – мой жизненный урок…

Ко мне врывались в душу, дверь ломая,

Осенними признаньями шурша…

Во мне простая женская душа…

А может быть, я из другого века.

А может быть, я из другого века —

Где люди верят в силу доброты,

И где душа, и сердце Человека,

И помыслы его всегда чисты?

Где понимают смысл слова «честь»,

Где не играют никакие роли,

И принимают всех, какими есть.

Где небо голубое, нет войны,

Где души ценят больше, чем монеты,

И людям снятся лишь цветные сны;

И теплый дом, и дружная семья,

Нет слез и лжи, измены и обмана,

Не предают родные и друзья…

Кругом борьба, куда ни посмотри.

Пусть говорят: на солнце много пятен,

Но пятна эти сверху, не внутри.

И каждый смог бы, если б захотел.

Взять, измениться никогда не поздно,

И наверстать все то, что не успел!

Сияли счастьем сердце и глаза,

И люди стали чуточку добрее,

И научились верить в чудеса!

Будьте счастливыми! Здесь и сейчас!

Не путайте счастье с красивой оберткой,

Не стоит искать увлеченья на час,

Жизнь очень часто бывает короткой,

Будьте счастливыми здесь и сейчас!

Не нужно бежать или попросту гнаться

За теми, кто, все же, решился уйти.

Лучше счастливыми быть попытаться,

И новой дорогою дальше пойти.

Цените того, кто вам крылья подарит,

И руку подаст вам быстрее других.

Тех позабудьте, кто в горе оставил,

Будьте счастливыми сами, без них.

Откройте глаза, посмотрите на звезды,

Они — миллионы светящихся глаз.

Ныне живите! Потом – будет поздно!

Будьте счастливыми! Здесь и сейчас!

Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех,

Верь сам в себя, наперекор вселенной,

И маловерным отпусти их грех;

Пусть час не пробил — жди, не уставая,

Пусть лгут лжецы — не снисходи до них;

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.

И мыслить, мысли не обожествив;

Равно встречай успех и поруганье,

Не забывая, что их голос лжив;

Останься тих, когда твое же слово

Калечит плут, чтоб уловить глупцов,

Когда вся жизнь разрушена и снова

Ты должен все воссоздавать с основ.

На карту все, что накопил с трудом,

Все проиграть и нищим стать, как прежде,

И никогда не пожалеть о том,

Умей принудить сердце, нервы, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже давно все пусто, все сгорело

И только Воля говорит: «Иди!»

Останься честен, говоря с толпой;

Будь прям и тверд с врагами и друзьями,

Пусть все, в свой час, считаются с тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неуловимый бег, —

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

В чём главный смысл жизни состоит.

Чем старше, тем нужнее нам внимание,

Тем больше за родных душа болит.

Пытаясь покомфортнее пожить…

Когда приходит время встречи с Богом

Нам предстоит всё то, что в жизни мы сумели натворить.

И мерзкие, ужасные грехи…

Порой для близких не хватало лишь улыбки,

Немного понимания и любви.

С любимыми душевной теплотой?

На всё и всех вы перестаньте злиться,

Старайтесь жить в гармонии с собой!

Спокойна будет совесть и молчит.

Вы в глубину души откройте дверцу-

Там ваша доброта давно стучит…

Оставляя печаль до завтра.

Через ложь на красивом блюде,

Подаваемую на завтрак.

Или самой большой измены.

Упуская беду из вида,

Солнцу радуясь неизменно.

С сообщением о цунами.

С неизбежностью чьей-то смерти,

С тем, что может случится с нами.

Неспособность извлечь уроки.

Не разглядывая под лупой,

Ни достоинства, ни пороки.

Три вещи не вернуть никак обратно:

Слова, возможность, времена…

И никогда не вспыхнет многократно,

Однажды ночью тёмной павшая звезда.

Спокойствие, надежду, свою честь…

Стараясь чаще ближнего понять,

Его приняв таким, какой он есть.

Доверие, любовь, и убеждение.

Лишь за собой признание вины,

Привносит в душу просветление.

Удача, власть, большое состояние.

Они, имея резкий поворот судьбы

Даются нам как в наказание.

Труд, честность, жизни достижения.

Пусть труден и не лёгок этот путь,

Но это — жизнь, а жизнь — движение.

Гордыня, злость, вино без меры…

Кто смог в себе себя перебороть,

Увидит в том все признаки химеры.

Люблю тебя, прости меня, и, помоги.

А может, просто перестали понимать

Друг друга мы, как давние враги.

За то, что мы живём.

За то, что в сердце круглый год цветёт сирень…

За то, что рядом настоящие друзья,

За то, что «МЫ» – в стократ важней, чем просто «Я»…

Когда жестокий бес, с ухмылкой, их кромсал…

За то, что вёл меня за руку в темноте,

Не разрешая изменять своей мечте…

В людей вокруг, а рядом дружная семья…

За то, что беды научили твёрже быть,

И подтвердили, что надежду не сломить…

А слабость прежнюю прости и позабудь…

Теперь я знаю, в каждой трудности – урок…

Экзаменует нас не жизнь, а мудрый Бог…

За то, что многим, как и мне, в беде помог…

За детский смех, что наполняет счастьем дом…

Спасибо, Господи за то, что мы живём…

Есть в каждом мгновенье своя красота –

Улыбкою доброй вы всех одарите.

Ведь формула счастья предельно проста.

Тому, кто сейчас так нуждается в вас –

Не злитесь, терпимее будьте, прощайте,

Хоть это бывает так трудно подчас.

Умейте услышать, умейте понять.

И в каждом мгновенье найти постарайтесь,

Частичку добра, и её не терять.

А, значит, чуть лучше становимся мы,

На многое смотрим другими глазами,

И хочется больше во всём красоты.

Цените бесценных морщинок узор.

Вы жизнью полны, вы способны влюбляться –

Забудьте про возраст, он вам не в укор!

У тех, кто моложе, ваш юный задор.

Ломайте, взрывайте собой повседневность,

Пусть ваш оптимизм разжигает костёр…

Тому, кто своею душой молодой

Над серой толпой мощной искрой взовьётся,

Чтоб в небе ночном яркой вспыхнуть звездой.

Научила жизнь в большой семье,

Не тянуть, себе лишь, одеяло

И не думать только о себе.

Чтоб без лести, без притворства и без лжи,

Мне достаточно обычного вниманья,

Слова доброго, бальзамом для души.

И желанием к богатству не горю,

Праздность в жизни я не принимаю,

Честность и порядочность ценю.

Замечайте, радуйтесь, берите

Радуги, рассветы, звезды глаз —

Это все для вас, для вас, для вас.

Радуйтесь. Не требуйте второго.

Не гоните время. Ни к чему.

Радуйтесь вот этому, ему!

Все ли в мире может повториться?

Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз…

Разве будет это тыщу раз!

Тополей пылающие свечи.

Радуйтесь, не портите ничем

Ни надежды, ни любви, ни встречи!

Дождик, дождь! На лужицах веснушки!

Крутит, пляшет, бьет по мостовой

Крупный дождь, в орех величиной!

Как тогда уж и на свете жить?!

Все, что мимо сердца пролетело,

Ни за что потом не возвратить!

Вы их все для старости оставьте

Постарайтесь, чтобы хоть сейчас

Эта «прелесть» миновала вас.

Вы им, желчным скептикам, не верьте —

Радости ни дома, ни в пути

Злым глазам, хоть лопнуть, — не найти!

Нет ни склок, ни зависти, ни муки.

Радость к вам сама протянет руки,

Если сердце светлое у вас.

Разглядеть в ручьях разливы рек!

Кто умеет в буднях быть счастливым,

Тот и впрямь счастливый человек!

Краски леса и ветра событий,

Звезды, птицы, реки и цветы:

Дорожите счастьем, дорожите!

дней, что погибли как-то между прочим.

Их надо вычесть из календаря,

и жизнь становится еще короче.

Был занят бестолковой суетой,

день проскочил — я не увидел друга

и не пожал его руки живой…

Что ж! Этот день я должен сбросить с круга.

А если я за день не вспомнил мать,

не позвонил хоть раз сестре иль брату,

то в оправданье нечего сказать:

тот день пропал! Бесценная растрата!

Я поленился или же устал —

не посмотрел веселого спектакля,

стихов магических не почитал

и в чем-то обделил себя, не так ли?

А если я кому-то не помог,

не сочинил ни кадра и ни строчки,

то обокрал сегодняшний итог

и сделал жизнь еще на день короче.

Сложить — так страшно, сколько промотал

на сборищах, где ни тепло, ни жарко…

А главных слов любимой не сказал

и не купил цветов или подарка.

Как много дней, что выброшены зря,

дней, что погибли как-то между прочим.

Их надо вычесть из календаря

и мерить свою жизнь еще короче.

Дом-работа… Дом-работа… Отбывая срок…

Выходные-передышка… Отпуск, как привал…

Старость, пенсия, отдышка… А куда бежал?…

фальшивых слов дешёвую игру,

мне не нужны чужие в жизни роли,

я не люблю обиды и хандру.

и заправляет балом чья-то ложь,

открытой не скрываю неприязни,

когда святое продают за грош.

мне жаль бездомных, бедных и больных.

Тщеславья ненавижу ликованье,

и хамов не терплю, а также злых.

и бессердечности порочный круг

Я не терплю высокие заборы,

и не люблю бессмысленных разлук.

и сплетничают прямо за спиной,

когда с рукой протянутой старуха,

и тянется за милостью слепой.

Мне жаль впустую прожитых минут.

«Я не люблю, когда мне лезут в душу,

тем более, когда в неё плюют».

Человеку нужен человек.

Человеку нужен человек,

чтобы пить с ним горьковатый кофе,

оставаться рядом на ночлег,

и интересоваться о здоровье.

чтоб на сердце стало потеплее,

чтобы волноваться, там сквозняк,

одевай-ка тапочки скорее.

позвонить, послушать его голос:

«а у нас сегодня выпал снег.

как ты без меня там? Беспокоюсь!»

и еще сопящая под боком,

без которой счастья в жизни нет,

без которой очень одиноко.

И, честно заглянув глаза в глаза,

Поймешь: беда не в том, что много аргументов против,

Ценности как фундамент нашей жизни. 7 способов определить важные приоритеты

Узнайте свои ценности, выбрав один из предложенных способов.

Прежде чем приступить, запомните два важных момента:

  1. Ценности могут называться одинаково, но обозначать разное. Поэтому старайтесь как можно точнее формулировать свои ценности: лучше в виде утверждений, чем отдельных слов. Вот несколько примеров из второй части статьи:
    • Чего только не сделаешь ради любви (ценность – любовь).
    • Все проблемы во Вселенной от того, что никто никому не помогает (ценность – служение другим).
    • Честь семьи будет жить в веках (ценность – величие рода).
  2. Работу по определению ценностей следует проводить регулярно. Возвращайтесь к вашему списку хотя бы раз в год, анализируя свои поступки через призму описанных ценностей. Так вы поймете, продолжаете ли жить согласно своим приоритетам, настало ли время сформулировать новые или пора вернуться на выбранную ранее дорогу, пока не забрели слишком далеко.

Ценности проявляются в момент принятия того или иного решения. Например, планируя отпуск, кто-то в 10-й раз выбирает тот же отель, так как для него важна стабильность, а кто-то отправляется покорять Эверест, потому что не может представить свою жизнь без приключений. Поэтому, чтобы определить ценности, проанализируйте свои поступки, особенно те, которые серьезно повлияли на вашу жизнь, и определите, какой ценности соответствовал каждый ваш выбор.

Потом посмотрите на каждую ценность и задайте себе вопрос: «Действительно ли это важно для меня?» Так вы сможете определить свои истинные ценности. Помните, мы говорили в первой части статьи: человек не всегда поступает так, как считает нужным. Признайтесь, почему вы выбираете для отдыха тот же отель в 10-й раз? Для вас действительно важна стабильность или вы просто боитесь решиться на что-то новое? Если вы периодически сворачиваете не туда, не ругайте себя. Когда вы четко сформулируете свои истинные ценности, у страха и других эмоций будет меньше шансов увести вас в другую сторону.

Составьте список важных дел

Все мы боимся того, что мы не вечны. Существует даже такой эффект, который называется страхом смерти. Однако давайте на минутку представим, что жить вам осталось пару месяцев, ну, может, полгода. Напишите ваш список дел. На что вы потратите отпущенное время? Навестите свою маму, которая живет далеко? Проведете время с семьей? Доведете до результата важный проект на работе? Наконец-то займетесь любимым делом, бросив работу? А может, отправитесь путешествовать? То, что вы выберете, и определит ваши ценности. Можно попробовать еще более жесткий вариант: как вы решите провести свои последние две недели?

Представьте, что вы умерли

Итак, вы находитесь на собственных похоронах. Вокруг, не замечая вас, ходят самые разные люди: муж или жена, дети, родственники, друзья, коллеги, возможно, соседи. Представьте каждого из них и подумайте, что этот человек мог бы сказать о вас. Например, «он был очень внимательным человеком и всегда спрашивал, как я себя чувствую» — может сказать бабушка-соседка, но жена на это возразит «зато никогда не мог найти достаточно времени для своих детей».

Запишите все позитивные и негативные высказывания и определите, к какой ценности они относятся. Негатив будет указывать на важные для вас ценности, которым вы по тем или иным причинам не следуете. Уделите им особое внимание. Теперь возьмите еще один лист и разделите его на несколько частей. В каждой напишите одну из важных сфер вашей жизни – здоровье, личные отношения, благосостояние, самосовершенствование и т. д. Теперь в каждом блоке напишите по 2-3 утверждения, которые бы хотели услышать от тех, кто пришел проводить вас в последний путь. Например, в «здоровье» можно написать: «в свои 90 он гонялся за внуками и каждый день катался на велосипеде», а в «отношениях»: «она была лучшей в мире мамой, потому что понимала нас и поддерживала в любой ситуации». Эти утверждения и будут вашими ценностями. Получается, например, что для вас важно жить полноценной жизнью и в 90 и быть другом для своих детей.

Вспомните любимых героев

Еще один способ определить ценности – представить своих любимых книжных или киногероев, действия и поступки которых вы одобряете и разделяете. Вспомните, какой выбор они делали в сложных ситуациях. Подумайте, почему они так поступали и чего хотели получить от жизни? Так вы определите свои ценности.

Жизнь состоит из множества мгновений, поэтому, чтобы определить свои ценности, надо отобрать те из них, которые оставили особый след в ваших чувствах. Но как это сделать, если память – не самый лучший помощник в этом занятии? Здесь вам на помощь придет одно из лучших человеческих изобретений, которое позволяет сохранять мгновения во времени. Конечно, это фотоаппарат. Многие любят фотографировать, поэтому способ, который предлагает коуч Александр Герасименко в своем блоге, будет полезен:

  1. Откройте папку с вашими фотографиями – именно теми, которые вы сделали сами. Это ваш взгляд на мир, ваш визуальный ряд впечатлений, моменты вашей жизни. Сразу исключите фотографии, на которых изображены вы сами. Ваша оценка этих мгновений жизни будет искажена логическим анализом. Вы будете думать, как вы выглядите на этом фото, и подключившаяся самокритика исказит настоящие впечатления, а значит, ценности будут переданы с погрешностью. Нам нужны фото, которые вы сделали и на которых вас нет.
  2. Просмотрите на эти фотографии и выберите те из них, которые вам особенно дороги. На них и запечатлены ваши истинные ценности.
  3. Чтобы точно определить ценности, опишите, что вы видите на этих фотографиях, что делает их для вас такими особенными.

На странице Александра вы найдете пример, который поможет вам правильно использовать этот способ.

Вот еще один необычный способ. Используйте силу воображения, чтобы расположить свои ценности по приоритетам.

Напишите 5 самых главных ценностей на карточках и разложите их перед собой сверху вниз.

Теперь представьте, что поднялся сильный ураган и вы оказались в пустыне. Обжигающий ветер дует вам в лицо, а от навязчивого солнца некуда спрятаться. Вы бредете по раскаленному песку и неожиданно перед вами возникают четыре всадника. Все в черном и на черных конях. Они говорят, что пропустят вас только в обмен на одну из ваших ценностей. Какую карточку вы отдадите?

И снова вы шагаете вперед, оставляя позади сыпучие барханы. Впереди километры пути, а воды во фляжке почти не осталось. Во рту пересохло. Но тут откуда ни возьмись появляется дедушка с хитрым прищуром и предлагает вам полную фляжку с прохладной водой в обмен на вашу ценность. С чем вы готовы расстаться за глоток воды?

Идти стало немного веселей, и тут на вас налетает стая диких пчел. Вы отмахиваетесь от них, но сможете убежать, только если отдадите им одну из ваших ценностей. Какая это будет карточка?

И вот половина пути позади, а у вас осталось всего 2 карточки. Внезапно вы понимаете, что не доберетесь до города сами. Совсем отчаявшись, вы падаете на песок и ударяетесь рукой о что-то жесткое – в песке поблескивает какой-то металлический предмет. Вы начинаете копать из последних сил и достаете старую лампу. Припомнив сказку про Аладдина, вы трете лампу изо всех сил, и из нее вылетает Джин. Серьезный, с длинной секирой, он предлагает доставить вас в любую точку, если вы отдадите ему одну карточку. Что вы оставите себе?

Снова поднимается ураган, и вы оказываетесь у себя дома перед разложенными карточками. Разместите их в порядке, обратном тому, в каком отдавали. Теперь перед вами ваша иерархия ценностей. Открылось ли вам что-то новое после этого путешествия, которое вы совершили в своем воображении?

В Сети можно найти онлайн-тесты для определения своих ценностей. Например, вы можете пройти тест здесь или на другом сайте. В первом случае нужно ответить на 15, а во втором – на 20 вопросов, чтобы узнать одну из своих главных ценностей. Ничего сверхъестественного, зато быстро и просто. Конечно, не стоит ограничиваться этим способом, если вы всерьез решили определить свои ценности. Скорее, как и любые подобные тесты, это развлечение, чем работа, которая дает результат.

Выберите способ, который подходит вам больше других, а лучше используйте несколько из них, чтобы добиться более достоверного результата. Определите свои ценности, и тогда вам будет проще найти силы, чтобы всегда поступать согласно выбранным приоритетам. А значит, когда придет время посмотреть назад, вы не будете сожалеть о зря прожитых годах, а улыбнетесь и подумаете, как же все-таки хорошо и правильно прожили свою жизнь!

MBA General

Степень MBA, программа

подготовки, 2 диплома

Программы для директоров

Выбор из более 140 курсов

Программы обучения

Мы в соцсетях

© 2008-2017 City Business School

Ценность в жизни

Ленивые люди на предложение встать с диванчика и сделать, наконец, что-то полезное, обычно спрашивают: а зачем? А какой в этом смысл? Ну, встану. Ну, сделаю. А дальше что? А чёрт его знает, что дальше. Как в анекдоте про негра (ой-ой, про афроамериканца, политкорректность), который лежит у бананового дерева: «а я и так лежу».

Но ответы на вопросы о смысле (в том числе и смысле жизни) трудно найти, не соотнося их с ценностями. А что такое ценности? А ценности, друзья мои, – «это специфические формы смысловых образований в личностных структурах».

Вот, как. Вы это поняли? Я тоже. Так что скажем попроще: это индивидуальные (у каждого человека они свои, особенные) «особенно дорогие» мыслительные вещи, которым придается огромное значение.

У Глеба Жеглова, если вспомнить фильм, какая была ценность? «Вор должен сидеть в тюрьме». Это не просто убеждение (уверенность в том, что это должно быть именно так, а не иначе), как может показаться. Я вот убеждён, что два плюс два равно четыре, но это не влияет на мою жизнь и никак её не красит.

«Вор должен сидеть в тюрьме» – ценность, наполненная для Глеба большим смыслом. Она и сподвигает его на борьбу против воров и карманников.

Но если мы представим, что воры упорно не хотят сидеть в тюрьме и всё время откручиваются, то в жизни Глеба Жеглова может наступить кризис смысла его «противоворной» деятельности. Или смысла жизни вообще. Действительно, какой смысл что-то делать, если злодеи всё равно уходят от ответственности? Лучше лежать на диване. Или пить горькую.

А если же, напротив, воры сидят в тюрьме стройными рядами, то кризис может наступить в умах других людей. Тех же самых карманников. Ну что за жизнь, если всё равно тебя поймают и посодют? Ни сумочку не подрезать, ни украсть. Не малина, а жизнь какая-то.

Или в уме Володи Шарапова, который тоже считает, что «вор должен сидеть», но лишь «строго на законных основаниях». Если вору милиция подбрасывает кошелёк ради сотворения правосудия, то у Шарапова его шарапики заходят за ролики. А жизнь кажется тошной и бессмысленной.

Ценности у людей индивидуальны, а, следовательно, строго индивидуальны и их смыслы. У одного человека высшая ценность – спасти жизнь, которой грозит опасность. У другого человека высшая ценность – спасти себя самого от всяких напастей. Логика их поступков будет противоположна, как небо и земля. Один в критических ситуациях плевать хотел на свою жизнь ради чужой, а второй – на чужую ради своей. И оба – будут правы. И оба будут крутить пальцем у виска и показывать друг на друга пальцем. Поглядите, дескать, люди добрые, на этого безумца.

Если ценности труднодостижимы или неудовлетворимы вовсе, то смысл вашей деятельности (в частности) и «смысл жизни» (в целом) начинает трещать по швам. Тогда мы делаем попытку «анатомировать» свои ценности смысловыми вопросами.

В таком случае, ничего удивительного в том, что логотерапия («терапия смысла жизни») создана Франклом на основе концлагерного опыта. Концлагерь не лишал человека смысла жизни (это невозможно). Но он лишал человека всех его ценностей: как индивидуальных, так и общечеловеческих. А без ценностей смыслу просто неоткуда взяться.

Как я сказал выше, не нужно путать ценности и убеждения. С другой стороны, есть ещё понятие потребностей (потребность в еде, безопасности, и прочие), которые легко можно спутать с ценностями. Не искушайтесь, друзья мои. Это не одно и то же.

У ценностей есть потребностная функция, но это не потребности. Правильнее сказать так: ценности человека – это его потребностные убеждения.

Это умственные представления об окружающем мире (о самом себе), которые требуют от мира (от вас) соответствия вашим представлениям, согласия с ними. Именно требуют, – я подчёркиваю это.

Требуют почти с такой же силой (а то и ещё сильнее), как вы хотите кушать или спать. Как потребности, ценности требуют удовлетворения. Как убеждения, ценности требуют соответствия или согласия. Это непримиримые убеждения. Только так, и никак иначе.

Кризис смысла – это крайний случай кризиса ценностных представлений. А в большинстве случаев ценностный кризис протекает скрытно. И проявляется это, во-первых, в снижении мотивации к деятельности, и, во-вторых, в падении эффективности (или продуктивности).

А если скрытый период длится довольно долго (уже сорок попыток сделано, а «воз и ныне там»), – то мы заполучаем «а в чём смысл жизни» в полный рост. Делаешь, делаешь, делаешь и делаешь, – а зачем делаешь, непонятно.

В этом случае, как мне кажется, более продуктивным будет не «поиск смысла», а анализ и переоценка вашей системы ценностей. И, как только они будут переопределены, вопросы о смысле деятельности (и смысле жизни) отпадут сами собой.

Я уверен, вам будет интересно узнать, какие ценности в наибольшей степени ставят под сомнение тот факт, что жизнь имеет смысл. Интересно? Вот они, эти ценности.

Развитие себя. Самопознание, постоянное развитие своих способностей и талантов.

Духовное удовлетворение. Преобладание «духовных интересов» личности над материальными. Будь у меня деньги, то я бы совершил много полезных дел. А сами деньги меня не интересуют, не стремлюсь я к ним. А на великое нет денег. Так и живём.

Креативность. В контексте ценностей имеет прикладное значение: реализация талантов и способностей, творческое самовыражение, стремление изменить окружающий мир.

Социальные контакты. Укрепляем и расширяем социальные связи, обретаем благоприятные условия в различных областях социального взаимодействия («решаю проблемы»), играем в обществе хорошую социальную роль.

Собственный престиж. Тут мы социально востребованы. Популярны. Любимы и желанны. Как в рекламе кофе: «Пеле, Пеле, все хотят Пеле, я постоянно всем нужен».

Материальное положение. Достаток и обладание вещественными атрибутами денежного успеха. Для очень многих богатство – это главнейшая ценность их существования.

Достижения. Ставим перед собой задачи, определяем самые жизненные цели и достигаем их. «Построить дом, вырастить сына и посадить дерево».

Индивидуальность. Это не только личностная уникальность и неповторимость, но и преобладание своих мнений, взглядов и убеждений над остальными. Отличаться (и выгодно отличаться) от всех остальных. «Да, да, да, да, ты самый лучший мужчина из всех тех, с которыми я была».

Для каждой личности значение тех или иных жизненных ценностей определено им самим. А если создать свою иерархию ценностей (от наиболее важных до наименее важных), – то структура этой иерархии будет произвольной, что принципиально отличает её от иерархии потребностей Абрахама Маслоу.

В иерархии потребностей пища всегда доминирует над «духовной пищей». Но, в иерархии ценностей – совершенно не обязательно. И для одних – «жить, чтобы есть», а для других – «есть, чтобы жить». Каждый выбирает сам.

А какие будут, такие и выводы. Это лишь повод для ваших размышлений. Я бы подумал о тех ценностных трансформациях, которые переживает личность в чрезвычайных ситуациях (в боевых действиях, например). Сами посудите: когда новичок попадает на войну, то какие у него ценности? Гражданские, скажем так. А после года боевых действий? Военные. Вот и возвращается он с войны в «гражданскую жизнь» с ценностями военного времени. Что с ними делать? Как жить дальше? Вопрос.

Источники:
Классный час-игра — На что потратить жизнь
Кто как не учителя или школьный психолог могут научить подростков ориентироваться в современном мире, осознанно подходить к выбору ценностей и целей в жизни. Игра дает каждому ученику некоторое представление о жизненных ценностях, их приоритете, влиянии на нашу жизнь и жизнь окружающих, стратегии поведения. Каждому ученику предоставляется возможность задуматься о том, что действительно ценно, на что тратится жизненная энергия, как сделать в будущем разумный выбор.
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/500802/
Стихи про ценности жизни
Интересные и красивые стихи на тему «Ценности жизни»
http://millionstatusov.ru/stihi/tsennosti-zhizni.html
Ценности как фундамент нашей жизни
Ценности как фундамент нашей жизни. 7 способов определить важные приоритеты Узнайте свои ценности, выбрав один из предложенных способов. Прежде чем приступить, запомните два важных момента:
http://e-mba.ru/school/articles/cennosti-kak-fundament-nashej-zhizni-7-sposobov-opredelit-vazhnye-prioritety
Ценность в жизни
Психолог Вит Ценев
http://psyberia.ru/mindterritory/value

COMMENTS