Что такое эго человека — структура, функции, польза, недостатки

Что такое эго и как оно влияет на нашу жизнь

Каждый человек наделен совокупностью субъективных программ, иллюзий и вытекающих из них страданий. Наше бессознательное говорит нам о направленности к единству, а поверхностный ментальный уровень не позволяет нам этого единства достичь. Огромное количество ложных «Я», живущих в каждом человеке, определяет сферу его восприятия. Именно из этих «Я» и состоит эго. И чем грубей и уже сознание, тем сильнее привязка человека к этим ложным «Я».

Эго и эгоизм, или Что такое эго

Благодаря ему в человеке запускается процесс ложной самоидентификации, в рамках которого существенно возрастает значимость внешних объектов. Чем больше значимости человек придает определенным событиям, тем существеннее поддержка его эго. Чем сильнее отождествление индивидуума с этим «Я», тем больше вероятности, что этот человек будет постоянно пребывать в вечном поиске, он будет стремиться к будущему и никогда не почувствует себя счастливым в настоящий момент. Благодаря эго человек не знает, что значит удовлетворенность. Будет интересно узнать, как повысить уровень гормонов радости, избавиться от хронической усталости и улучшить память. Параллельно с этим «Я» существует и другое «Я» человека, называемое аlter ego (дословно переводится — «второе я»). Это — настоящая суть человека, которая по разным причинам не может проявиться в реальной жизни. Влияние «второго Я» выражается в поступках, желаниях и действиях, совершенно несвойственных конкретному человеку. Стрессовые ситуации, переломные жизненные моменты, которые сопряжены с сильными нервными переживаниями, — время, когда мы узнаем, что же это такое, наше альтер эго. Очень часто в повседневной жизни человек задавлен грузом комплексов и норм морали, не может показать свое скрытое лицо, свою вторую сущность.

Понятие «эго» неразрывно связано с понятием «эгоизм». Если первое — это концентрированное «Я», то второе — это ценностная ориентация субъекта, которая характеризуется преобладанием в его жизнедеятельности личных интересов. То есть забота об этом «Я» выходит на первый план и рассматривается как наивысшее благо, при этом потребности других людей выглядят незначительными и не требующими внимания.

Основные функции

Теории психодинамики выделяют большое количество функций эго. Поскольку это понятие охватывает все стороны жизни, то и его функции достаточно обширны. Рассмотрим основные из них.

Самоопределение

Эта функция дает человеку возможность ответить на вопрос: «Какой же я на самом деле?» То есть составить свой целостный образ, состоящий не только из определения внешности, но и образа мышления, характера, набора целей и привычек.

Социальная

Эта функция дает человеку возможность ответить на вопрос: «Где я должен находиться?». Благодаря ей мы определяем свою роль в социуме: расставляем приоритеты в работе и личной жизни, выбирая коллег и спутников жизни.

Защитная

Контрольная

«Что будет, если…» — контрольная функция позволяет ответить на этот вопрос. «Я» контролирует индивидуума, не позволяя ему выйти за рамки дозволенного, моральных и нравственных запретов. Благодаря контрольной функции индивидуум адаптируется в обществе наименее болезненными способами.

Суждение

Тут вопрос можно сформулировать следующим образом: «Какое влияние на меня оказывает то или иное явление?» Основываясь на общепринятых нормах и личном опыте, эго делает вывод о событиях внешнего мира. Благодаря этому процессу происходит формирование мнений, убеждений и привычек человека.

Целеполагание

В этом случае уместны вопросы: «Для чего мне это нужно?», «Каким я должен стать?» Целеполагание предполагает постоянный поиск идеального «Я», который требуется достичь, определяет цели и задачи: новая работа, создание семьи, повышение уровня доходов и т. д.

Как влияет эго на жизнь человека

Это влияние для каждого индивидуально, но в большинстве случаев оно сводится к тотальному недовольству, сомнениям в собственных силах, унынию и краху веры в справедливость. Важно! Слепое потакание всем желаниям не является нормой поведения, поэтому очень важно научиться контролировать проявления своего «Я».

Управление своей жизнью

Для того чтобы достичь баланса в проявлении влияния эго в нашей жизни, необходимо следовать нескольким простым правилам:

  • определить собственные критерии успеха и методично двигаться ему навстречу;
  • не быть полным аутсайдером, стараясь плыть против течения только ради того, чтобы сделать что-то наперекор;
  • следует понять, что большинства не существует, есть только конкретный человек, с которым и следует взаимодействовать;
  • гнев и негатив должны быть преобразованы в творчество;
  • энергия должна быть израсходована не на разочарование, а на творческий акт.

Как обнаружить влияние

Избавление от эгоизма

Он бывает двух видов: рациональный (здравый) эгоизм и гедонизм. Рациональный эгоизм не подразумевает нанесения ущерба другим людям. Чтобы проявить собственную индивидуальность, здесь не требуется ущемлять в чем-то других людей. В то же время гедонизм — это эгоизм, приносящий вред окружающим. Он бесцельный, лишенный эффективности. Именно гедонизм и требует своей ликвидации либо поиска баланса между ним и здоровым эгоизмом.

Эго в науке и религии

Начиная с работ Зигмунда Фрейда и Карла Юнга, проблеме изучения этого вопроса уделяли внимание и другие ученые. В мировой науке в нем видели творческое единство (Фихте), или наоборот — считали его множеством личных сил, которые в разное время способны выступать на передний план (Ницше).

Психоанализ Фрейда и Карла Юнга

По мере развития личности эго трансформируется в супер-эго. Это происходит благодаря принятию социальных стандартов и родительских запретов. Термин «сила эго», который впервые использовал Зигмунд Фрейд, означает прогресс от немедленной реакции к рациональному мышлению. Подтверждая эту теорию, Фрейд приводил в качестве примера существенные различия в формах и эффективности деятельности, существующие у зрелых людей. Вам будет полезно узнать что происходит с мозгом во время медитации и какая от нее польза. Согласно его теории люди с сильным эго объективны в своих оценках; склонны к планированию и порядку; не подвержены влиянию случайных импульсов; способны сохранять свою индивидуальность под влиянием физического и социального окружения. Поведение людей со слабым эго — это поведение ребенка. Тут решающую роль играют импульсы. У таких людей искажено представление реальности, они менее продуктивны и зачастую страдают от невротических симптомов.

Знаете ли вы? Зигмунд Фрейд, желая выучить влияние кокаина на человека, употреблял этот наркотик на протяжении шести лет. После чего ученый признал кокаин опасным наркотиком. Аналитическая психология Карла Юнга воспринимает эго как комплекс, включающий в себя все содержимое сознания. Вместе с бессознательным (личным и коллективным) оно входит в структуру психики. Юнг считал, что этот комплекс данных, созданный в первую очередь из своей осведомленности касательно собственного тела, существования и данных памяти. Согласно этой теории, эго — комплекс психических факторов, обладающий огромной энергией притяжения. Оно, подобно магниту, притягивает содержание из неведомой области бессознательного и впечатления извне. Когда между этими компонентами возникает связь, то они осознаются.

Религия и эзотерика

Не обошли своим вниманием этот вопрос и мировые религии. Индуизм и бхакти-йога считают эго всего лишь искаженным восприятием мира в глазах человека. То есть само по себе эго — не зло, просто его могут неверно истолковать. Свое «я» эти религии считают верным отождествлять не с телом, а с душой. Это и позволит достигнуть истинного эго. У человека, в жизни которого преобладает этот вид эго, душа полна спокойствия, он самодостаточен, добр и бескорыстен. В случае с преобладанием ложного эго все совершенно наоборот — индивидуум страдает, он зол и постоянно неудовлетворен.

В суфизме «нафс» (эго) — название движущей силы и воли субъекта, делающих возможным противостоянием двух начал (Животного и Божественного). Когда преобладает животное начало и «Я» не чисто, то человека ведут в никуда его животные желания. Если же «Я» чистое, то индивидууму открыта дорога к Богу. Учение суфистов предлагает не бороться с эго, а контролировать его. Среди распространенных практик йоги следует назвать Айенгара, Мандала, Анулома-Вилома, Мула бандха, Джаландхара бандха, Уддияна бандха, акройога, капалабхати. В христианстве эго отвечает на главный вопрос: «Кто же я на самом деле?» Разумное животное или божественная душа? Причем в человеке эти две сущности соседствуют, и выбор всегда остается за самим человеком. Выбор в пользу разумного животного порождает ложное эго — причину всех человеческих грехов, и с ним следует обязательно бороться посредством молитвы и развития любви.

«Ахамкара» — так называется эго в буддизме. Это явление считается центральным предметом изучения. Возникло оно от неведения о том, что мир вокруг нас является частью бесконечности. Оно всеми силами пытается все загнать в рамки, принимая в буддизме роль источника страданий и абсолютного отсутствия свободы. Эзотерика определяет эго как проявление обособленности личности от всего остального мира. Йога помогает избавиться от усталости, лучше запоминать информацию.

Отдельно о мужском, женском и детском эго

Мужское эго самодостаточно в достижении целей, не нуждается в одобрении. При этом самоутверждение женщины происходит посредством мужчины. Семейное благополучие, достаток, воспитание детей и образование — все это женщина получает через мужчину. Поэтому очень важно, чтобы мужчина и женщина действовали сообща и имели совместные цели. Разница между мужчинами и женщинами не только в способе самореализации. У мужчин преобладает разумный подход к происходящему, они редко полагаются на интуицию, тогда как женщины, наоборот, отдают предпочтение чувствам, нежели разуму. Эмоциональный компонент эго у женщин более развит, нежели у мужчин.

Знаете ли вы? Мужчины более самоуверенны, поскольку мальчики с детства идентифицировали себя с супергероями. Большинство женщин подобной самоуверенностью похвастаться не могут, поскольку они идентифицируют себя с куклой Барби. «Я» ребенка и окружающий мир сольются воедино немного позже. С рождения маленький беспомощный ребенок привыкает, что любые его требования выполняются безоговорочно. Этот детский эгоизм, который будет развиваться лет до 10, пока не уступит место подростковому, обусловлен еще и тем, что ребенок не может понять все переживания другого человека. Формирование подросткового эго обеспечит обновление убеждений и ценностей. Это возраст, в котором дети соперничают за лидерство, определяют свое место в социуме. Очень важно, чтобы здравый эгоизм на этом этапе позволил ребенку проявить лидерские качества, а не быть аутсайдером.

Что такое эго человека - структура, функции, польза, недостатки
life-sup.ru

perevestnik

  • Add to friends
  • RSS

блог эзотерики

самопознание, просветление и эзотерика

Поговорим о душе, ложном и истинном эго, а также о ложных концепциях, которые приносят человеку страдания, депрессии и болезни. Поговорим также о самопознании и духовном освобождении.

Что такое ложное эго

Это отождествление души (сознания) с материальным телом. Душа является нематериальной субстанцией, которая обладает сознанием; она осознает, в том числе осознает материальное тело.

Благодаря ложному эго, душа связывается с телом, и образуется узел между материей и духом. Но такое отождествление души с материальным телом ложно, так как на самом деле душа никогда не становится телом. При рождении тела душа не рождается, во время болезней тела душа не болеет, в момент смерти тела душа не умирает; потому что душа не является частью материи, подверженной рождению (возникновению), изменению и смерти (исчезновению).

Именно ложное эго не дает душе осознавать себя чистым сознанием, так как привязанность к материи затмевает истинное положение вещей.

Проявления ложного эго и последствия

Ложное эго проявляется через «я», «мне», «мое» — человек сосредотачивается на себе, хочет жить для себя, стремится к обладанию материальными вещами, что только способствует забыванию своей истинной природы.

Из-за влияния ложного эго, человек целиком погружается в материальную деятельность, пытаясь добыть себе как можно больше счастья. Он пытается получить как можно больше удовольствия от материальной жизни, и избежать страданий. Однако со временем он понимает, что такие поиски никогда не дадут ему полного удовлетворения, так как счастье в материальном мире призрачно, оно каждый раз ускользает, оставляя после себя проблемы, разочарования, депрессии и болезни.

Ложные концепции, приносящие страдания

Все ложные концепции произрастают из отождествленности с материальным телом, то есть из ложного эго.
— я являюсь причиной
— я действую
— это мое (я владею)
— нужно жить для себя
И так далее.

Эти концепции являются ложными, так как душа по определению является чистым воспринимающим сознанием. В Бхагавад-Гите подробно описана природа души, в частности, ясно сказано, что душа ничего не делает в этом мире (все действия совершают гуны (энергии) материальной природы). Многие люди, кто познал свою истинную природу, подтверждают этот факт. Поэтому считать себя причиной – это заблуждение. Тело действует, но действует только под влиянием гун (благость, страсть и невежество), поэтому не является причиной своих действий.

Концепция владения тоже является ложной, так как на самом деле всё принадлежит Богу. Настоящее владение или обладание – это когда мы не можем потерять что-то, никогда. Но такого не бывает, все материальные вещи преходящи, и то, чем мы обладаем, Жизнь может забрать у нас в любой миг, даже не спрашивая. Какое же это обладание? Это постоянный страх потерять то, что имеем. Чего стоит такое владение?

А ложная концепция «жить для себя» создает человеку массу проблем, так как он притягивает в свою жизнь людей с точно таким же настроем, и тогда начинается война за обладание – вещами, обстоятельствами, положением, удовольствиями и т.д. – обладание тем, что в любом случае приносит массу неприятностей.

Эти и другие ложные концепции не дают человеку осознать себя, познать свои истинную природу, заставляя его крутиться как белка в колесе, обеспечивая ему следующие инкарнации (так как неосуществленные желания привязывают человека к материальному миру, заставляя воплощаться снова и снова).

Это большая шутка жизни – человек возомнил себя причиной, автором, владельцем, и это притом что он сам целиком и полностью является марионеткой в руках материальной природы.

Истинное эго

Ни ум, ни разум, ни ложное эго не является истинным я, или истинным эго.

Истинное эго – это осознание себя вечной духовной частицей Всевышнего, неотъемлемой частью Бога, Его духовной искрой.

По природе своей (качественно) душа не отлична от Бога, но отлична количественно, так как является всего лишь крохотной частицей сознания Бога.

Природой души, так как она неотъемлемая часть Бога, является служение Ему. Это естественная природа души, как частицы Единого Сознания – служить Целому. Ничего другого душа делать не может, так как это ее единственная функция. Это как орган физического тела, который естественным образом служит всему телу; он не работает сам для себя.

Человек, как составное существо, в любом случае служит Богу, в каждый момент своей жизни, будь то служение духовной энергии Бога, или энергиям материального мира (благости, страсти или невежеству). Разница только в том, какие результаты он получает — как складывается его будущее. Всё в этом мире служит Богу – всегда, в каждый момент времени.

Согласно Ведам, истинное эго проявляется, когда человек занимается самопознанием и постепенно осознаёт свою природу: он избавляется от ложных концепций «я есть тело», «хочу себе…», «это мое», «я должен жить для себя» и т.д. Он видит, что все в этом мире взаимосвязано, ничто не происходит случайно, все подчиняется Законам Жизни, или Законам Бога. У него естественным образом возникает желание делать что-то полезное не только для себя, но чтобы это приносило пользу всем. Это называется жить для Бога, потому что есть только Бог, всё проявленное – это проявление Бога. Принося пользу Целому, человек получает всё, что ему нужно, поэтому желание жить только для себя отпадает автоматически. Это проявление истинного эго.

Освобождение – как обрести вечность, знание, блаженство

В Ведах говорится, что истинное эго приносит человеку истинное счастье, а не временные удовольствия, которые неизбежно сменяются страданиями.

Душа свободна по природе своей, так как, по сути, она даже не имеет отношения к материальному миру, кроме иллюзорных привязанностей.

Веды утверждают, что природой души является вечность (неподвластность времени), знание (истинное знание о природе вещей) и блаженство, то есть настоящее духовное счастье. И чтобы познать свою природу, человек должен изучать духовную литературу (священные писания), пытаться разобраться в сложных моментах, работать над собой, заниматься самопознанием – тем или иным образом. Так он обретает освобождение и достигает вечности, знания и блаженства.

Для нашей эпохи самым быстрым методом освобождения и самопознания Веды называют бхакти-йогу, то есть путь преданного служения Богу. Этот путь очень быстро показывает человеку его истинное положение, как души, так и тела. Однако, сложность в том, что концепция жизни современного человека (жить для себя) прямо противоположна пути бхакти (жить для Бога), из-за чего этот путь неприемлем для людей, которые слишком сильно отождествлены с материальным телом. Для таких людей существуют другие разделы Вед, и каждый может выбрать тот путь, который на данный момент ему больше всего нравится.

Все пути ведут к Богу, потому что нет ничего, кроме Бога. Так или иначе, каждый человек когда-то осознает свою истинную природу, избавится от ложного эго и обретет вечность, знание и блаженство. Вопрос только в том, сколько времени займет путешествие души домой, и что ей повстречается на пути.

Пусть для всех этот путь будет легким, увлекательным и приятным!

Читайте также другие статьи в рубрике Высшая мудрость

perevestnik.livejournal.com

Эго, Суперэго и Ид в психоанализе

Оглядываясь назад – в прошлое психологической науки, можно прийти к смелому, но уверенному выводу, что одним из основоположников её идей является знаменитый австрийский учёный Зигмунд Фрейд – создатель психоанализа. Можно часто услышать, как именно его называют «отцом» психологии. Изначально, когда Фрейд только начинал изучать феномен человеческой личности, одной из главенствующих его идей была концепция о неосознаваемых психических процессах. Но по мере работы известный учёный несколько пересмотрел свою концепцию и ввёл в исследование личности три новых термина: Ид, Эго и Супер-Эго. Эти понятия стали центральными в теории психоанализа. И именно им посвящена статья, с которой мы и предлагаем вам ознакомиться – здесь мы рассмотрим вышеназванные три термина в подробностях и разберёмся в том, что означает каждый из них, а также какова их роль в психоанализе.

Само понятие «Ид» берёт своё начало в латинском языке («ид» означает «оно»). Согласно идеям Фрейда, Ид подразумевает исключительно врождённые, инстинктивные, примитивные аспекты личности человека. Областью его функционирования является бессознательное. Ид находится в тесной взаимосвязи с первичными потребностями, наполняющими поведение человека энергией, такими как сон, принятие пищи, секс и т.д. Ид в психоанализе является чем-то хаотичным, тёмным, не имеющим законов, чисто биологическим, не подчиняющимся никаким правилам. И свою центральную роль в жизни индивида Ид играет на протяжении всего времени, до самой его смерти.

Ид представляет собой исходную структуру человеческой психики и служит первичным принципом всей жизни человека – немедленным выплеском психической энергии, которая производится посредством биологически обусловленных побуждений, среди которых преобладают агрессивные и сексуальные. Этот немедленный выплеск называется принципом удовольствия. И Ид, исходя из этого принципа, выражается в импульсивной манере, где ставит во главу угла самое себя, невзирая ни на какие последствия своих действий для окружающих, и даже не задумываясь о самосохранении. Выражаясь образно, Ид – это слепой правитель, заставляющий подчиняться себе своим авторитетом и властью, но опирающийся для реализации своих замыслов на своих подчинённых.

Зигмундом Фрейдом были описаны два механизма, при помощи которых Ид избавляет личность человека от напряжения – речь идёт о рефлекторных действиях и первичных процессах. Говоря о рефлекторных действиях, можно сказать, что Ид автоматически отвечает на импульсы возбуждения, реагируя таким образом на вызываемое раздражителем напряжение. В качестве примера здесь отлично подойдёт слёзоотделение при попадании в глаз соринки или кашель как реакция на раздражение верхних дыхательных путей. Но здесь следует отметить, что снять уровень напряжения или раздражения рефлекторные действия могут далеко не всегда. Например, ни одно рефлекторное движение не способно накормить голодного ребёнка. И в том случае, если рефлекторное движение не способно эффективно выполнить свою функцию, в силу вступает второй механизм – первичный процесс представления, где Ид составляет психический образ объекта, который был первоначально связан с удовлетворением потребности. Если взять представленный выше пример с голодным ребёнком, то первичный процесс может воссоздать образ бутылочки с молоком или материнской груди. Многие другие примеры первичного процесса, следуя положениям психоанализа, могут быть обнаружены в психозах, галлюцинациях, сновидениях.

Здесь же необходимо сделать небольшую заметку о том, что вообще такое первичные процессы.

Первичными процессами называют иррациональный, нелогичный и даже фантазийный образ представлений человека, который характеризуется неспособностью к подавлению импульсов и различию реального от нереального, истинного себя от «не-себя». Сложности поведения в связи с первичными процессами заключаются в том, что человек не способен отличить актуальный объект, который может удовлетворить его потребность, от его образа. Сравните хотя бы воду и мираж этой воды, вызванный жаждой у человека, что идёт по пустыне. По этой причине родоначальник психоанализа утверждал, что младенец не способен отложить удовлетворение своей привычной потребности. Способность откладывать это удовлетворение впервые проявляется у человека, когда он начинает понимать, что кроме его собственных желаний и потребностей существует ещё и внешний мир. И это знание служит триггером для возникновения второй структуры личности, называемой Эго.

Термин «Эго» происходит от латинского слова «ego», что означает «я». Эго является компонентом психического аппарата, ответственного за принятие человеком решений. Эго стремится к выражению и удовлетворению желаний Ид, но уже в соответствии с теми ограничениями, которые налагает внешний мир.

Структура и функция Эго произрастают из Ид. Эго происходит и эволюционирует из Ид, а также берёт у него часть энергии для своих потребностей, чтобы отвечать условиям социальной реальности. Так получается, что Эго обеспечивает сохранение и безопасность организма. К примеру, человеку, который хочет есть, необходимо различать образ пищи, имеющийся в представлении, от реального образа пищи. Другими словами, человеку нужно уметь доставать пищу и потреблять её до того, как напряжение снизится. Данное стремление побуждает человека к обучению, размышлениям, рассуждениям, восприятию, принятию решений, запоминанию и т.п. Следует вывод, что Эго используются перцептивные и когнитивные процессы в его стремлении к удовлетворению потребностей и желаний Ид. Однако если природа Ид находит выражение в поиске удовольствия, то природа Эго подчинена принципу реальности, целью которого является сохранить целостность организма через отсрочку удовлетворения инстинктов до тех пор, пока не будет найдена возможность разрядки и снятия напряжения наиболее подходящим способом или пока внешняя среда не будет отвечать соответствующим требованиям.

Супер-Эго

Разговор о Супер-Эго должно начать с того, что для эффективного функционирования в социуме человеку необходимо обладать системой ценностей, этики и норм, которые буду совместимы с системой, принятой в окружающем его обществе. И всё это может быть приобретено в процессе социализации – если выражаться в терминологии психоанализа, то это происходит благодаря формированию Супер-Эго, что также происходит от латинского языка, в котором «super» означает «сверх», а «ego», как и говорилось – «я».

Супер-Эго является последним компонентом развивающейся личности. По мнению Зигмунда Фрейда, в только что родившемся организме Супер-Эго ещё нет. Оно обретается ребёнком в процессе его взаимодействия с родителями, учителями и другими людьми, оказывающими на личность формирующее воздействие. В качестве морально-этической силы, Супер-Эго представляет собой следствие долговременной зависимости ребёнка от родителей и проявляется с того момента, когда ребёнок начинает отличать, что такое хорошо и что такое плохо.

Помимо всего прочего, Зигмунд Фрейд разделил Супер-Эго на две отдельные подсистемы – это Совесть и Эго-идеал. Совесть приобретается через родительские наказания и связана с тем, что считается «непослушным поведением», т.е. с тем, за что ребёнка ставят в угол и т.п. В совесть входит возникновение чувства вины, наличие моральных запретов и способность к критической самооценке. А поощрительным аспектом Супер-Эго является Эго-идеал, формирующееся из одобрений и высоких оценок значимых людей. Эго-идеал обуславливает наличие таких чувств как гордость или самоуважение.

Супер-Эго можно считать сформированным окончательно только тогда, когда контроль родителей уступает место самоконтролю. Супер-Эго стремится к тому, чтобы окончательно затормозить проявления всех социально осуждаемых импульсов, исходящих от Ид, и направляет человека к совершенству в мыслях, словах и действиях, убеждая Эго в том, что идеалистические цели преобладают над реалистичными.

Что такое эго человека - структура, функции, польза, недостатки
4brain.ru

Эго-состояния по Эрику Берну. Введение в трансактный анализ

Трансактный анализ Берна помогает понять причины наших проблем, возникающих и проявляющихся на уровне общения. Основа трансакционного анализа – три эго-состояния (Я-состояния. Лат. ego — «я»), взаимодействие которых определяет психологию поведения, качество нашей жизни, общения и здоровья.

Трансактный анализ

Эрик Берн анализировал общение, разбив его на «единицы общения» или «трансакции». Отсюда и название метода – трансактный анализ.

Теория даёт ответы на вопросы, определяющие качество нашего общения [2]:

  1. Что есть наши эго-состояния?
  2. Какие эго-состояния мы несём с собой в течение всей жизни?
  3. Как убрать «мусор» из нашей головы, на что определить внимание в общении?
  4. Как проявляют себя наши состояния в различных ситуациях и моделях поведения?
  5. Как «сбалансировать» наши эго-состояния так, чтобы они работали на созидание?

Предмет трансакционного анализа в психотерапии – изучение эго-состояний – целостных систем идей и чувств, проявляющих себя в нашем общении через соответствующие модели поведения. Используя «единицы взаимодействия» – трансакции, сложнейший язык человеческих взаимоотношений мы можем представить на языке взаимодействий трех базовых эго-состояний. Научиться понимать язык нашего эго может даже человек, далекий от психотерапевтической практики. Говорить на этом языке – значит овладеть искусством общения в совершенстве.

Эго-состояния

Для многих из нас утро – это привычная последовательность действий: ванная – завтрак – поход на работу. Каждое из них совершается без раздумий, «на автопилоте». В такие моменты мы пребываем в состоянии контролирующего самого себя «Родителя».

В пути мы раскрепощаемся, беспричинно радуемся своему настроению, солнцу и пению птиц, свежести бодрящего воздуха и отличному утру, – мы позволяем проявиться своему внутреннему «Ребёнку».

Вдруг, метро, на котором мы обычно добираемся до офиса – закрыто. Мы вынуждены решать конкретную задачу – выбрать путь: доехать автобусами, поймать такси или поработать дома. Мы переключаемся из состояния «родительского автопилота» на «ручное управление», передавая инициативу «Взрослому».

Всего за несколько минут, по дороге в офис, мы побывали в разных состояниях эго – наших «Я».

В каждый момент жизни наши чувства, мысли, слова, реакции и действия определяются одним из трех возможных эго-состояний:

Трансактный анализ Эрика Берна – это готовый набор инструментов для анализа состояний нашего Я. Каждый из нас может научиться использовать их, не погружаясь в дебри бессознательного.

Внимательно понаблюдайте за мамой/папой минут 10. Заметите, как проявятся как минимум два эго-состояния. Только что она поучала дочь с позиции «Родителя», через доли секунды отреагировала на замечание мужа с позиции «Ребёнка». А спустя несколько минут, задумавшись, заговорила с ним как «Взрослый».

Смена эго-состояний может происходить и происходит быстро и часто, а время от времени все состояния или же два из трех проявляются одновременно.

Я-Родитель

В состоянии «Я-Родитель» человек копирует родительские образы поведения или образы авторитетов. Ощущает, мыслит, ведет беседу и реагирует на происходящее точно так же, как это делали родители в его детстве.

Согласно Берну, контролирующее состояние «Родителя» исполняет функцию совести и воздействует на человека даже в те моменты, когда его внешнее поведение определяют состояния Взрослого или Ребёнка. Зачастую, состояние «Родителя» используется в качестве модели при воспитании собственных детей. Поэтому новоиспечённый родитель, как правило, ведёт себя так же как с ним вели себя его родители. Если его ругали за разбитые тарелки, вскоре и он начнёт ругать своих детей. Эта реакция у него будет автоматическая, ему нужно учиться останавливать себя и включать внутреннего Взрослого.

«Родитель» проявляет себя в нашей способности делать что-то автоматически, в общих фразах и в манерах. Он любит констатировать: «Нельзя», «Необходимо», «Должен».

Что случается, если эго «Я-Родитель» с годами доминирует?

Человек, в состоянии которого жестко доминирует эго-родитель, легко впадает в другую крайность: пытается везде и всегда контролировать ситуацию. В случае неудачи, корит и пилит себя по любой причине, во всём, что с ним происходит ищет и находит свою вину.

Если подобный сценарий преобладает годами и десятилетиями, он становится причиной психосоматических расстройств. В этом случае состояние «Я-Родитель» проявляет себя как деструктивное и протекает с тяжелыми последствиями. Пока родитель существует, сбежать от его контролирующего влияния на уровне закладываемых в детстве родительских программ-предписаний личность не сможет. Единственный способ вырваться из оков – переписать устаревшие родительские программы.

Контролирующий и Заботливый Родитель

Заботливый Родитель – «живущий» в вас или в окружающих – это одно из самых счастливых состояний, которые может проявлять и испытывать человек. Он способен помогать, прощая ваши обиды и несовершенства. Он находит в этом удовольствие, поэтому такая помощь всегда окажется вовремя и воспринимается естественно, без напряжения. Всё что требует взамен Заботливый Родитель – это чуточку внимания к своей персоне.

  • Я-Родитель
    Контролирующий

Контролирующий Родитель всегда и везде стремится «Вышибить клин клином». Человек в этом состоянии будет снова и снова обращать внимание на ваши ошибки и слабости, подчеркивать своё превосходство и наставлять на путь истинный по поводу и без повода.

Я-Ребёнок

В каждом из нас до седых волос продолжает жить ребёнок. Время от времени, он проявляет себя в зрелой жизни совершенно по-детски – оперируя теми же чувствами, словами и мыслями, действуя, играя и реагируя так же, как в возрасте 2-6 лет. В такие моменты мы проживаем жизнь в состоянии «Я-Ребёнок», вновь и вновь возвращаясь к своим детским переживаниям, но уже с позиции зрелой личности. По сути, «Ребёнок» – это тот кусочек детства, который нам удается сохранить до глубокой старости.

Именно эту часть человеческой личности Эрик Берн считает наиболее ценной. Пребывая в этом состоянии в любом возрасте мы позволяем себе счастье оставаться естественными – восторженными и милыми, радостными и печальными или упрямыми и покладистыми – такими же, какими были в своём детстве. Спонтанность, интуицию, искру творчества – ярче всего проявляющиеся в детском возрасте, мы переносим во взрослую жизнь и вновь проявляем в состоянии Ребёнка.

Что случается, если эго «Я-Ребёнок» с годами доминирует?

Жестко доминируя в зрелом возрасте, состояние Ребёнка может стать источником серьезных проблем. Потерпев даже мимолетную неудачу человек в состоянии «Я-Ребёнок» тут же находит козла отпущения – несовершенный мир, неискренних друзей, тупое начальство, вечно жалующуюся на жизнь семью или, за неимением более конкретных объектов, – карму и родовое проклятье. Следствие таких рассуждений – обвинительный приговор, который он выносит людям, миру и самому себе, разочарование жизнью, пренебрежение возможностью использовать полученный опыт для исключения подобных ошибок в будущем.

Как и в случае доминирования позиции «Я-Родитель», растянувшееся во времени постоянное пребывание в состоянии «Я-Ребёнок» и накапливание отрицательных эмоций в виде обид и ожесточения – фундамент для серьезных психосоматических заболеваний. Таких же последствий можно ждать, активно и систематически подавляя в себе «Ребёнка» из состояния «Я-Взрослый».

Свободный и адаптивный Ребёнок

В зависимости от той роли, которые сыграли родители в воспитании человека в его раннем детстве, его Ребёнок может сформироваться Свободным или Адаптивным.

Пока мы сохраняем в себе Свободного Ребёнка, мы способны не только воспринимать жизнь, но удивляться и искренне радоваться её проявлениям. Мы способны забыть о возрасте, до слезинок хохотать над удачной доброй шуткой, испытывать детский восторг от ощущения единства с природой и её энергиями. Мы готовы расплыться в широкой улыбке отыскав единомышленника, беспричинно любить окружающих, находить смысл во всем, что происходит с нами и вокруг нас.

Адаптивный Ребёнок – это постоянные сомнения и комплексы. Его легко определить в окружении по «маске Жертвы» – постоянно озабоченному и тревожному выражению лица. Обычно эта маска полностью соответствует его внутреннему состоянию – напряжения, боязни сделать лишний или неверный шаг, сомнения, борьбы с самим собой по любому, даже самому незначительному поводу. Жизнь для него – это движение по заранее определенной траектории, причем то, какой будет эта траектория чаще выбирает не он.

Я-Взрослый

В состоянии «Я-Взрослый» человек оценивает окружение и происходящее с ним объективно, способен просчитать вероятность и возможность тех или иных событий исходя из накопленного опыта. Находясь в этом состоянии, человек живёт по принципу «Здесь и сейчас», обмениваясь с миром чувственной и логической информацией подобно компьютеру – в режиме реального времени. В состоянии «Я-Взрослый» пребывает пешеход, переходящий улицу, хирург, проводящий операцию, или ученый, делающий доклад. Главные слова у Взрослого: «Это целесообразно», «Могу – не могу», «Давайте посчитаем», «Где польза?».

Что случается, если человек предпочитает руководствоваться эго «Я-Взрослый»?

Состояние «Я-Взрослый» предполагает адекватную оценку действительности и своих поступков, принятие ответственности за каждый из них. В позиции «Я-Взрослый» человек сохраняет возможность учиться на своих ошибках и использовать накопленный опыт для дальнейшего развития. Он не распинает себя за допущенные промахи, а принимает ответственность и идёт дальше.

Вместо того, чтобы тащить за собой тяжкий эмоциональный хвост ошибок и поражений, он использует новый шанс и находит верный путь для их исправления с минимальными энегозатратами. С другой стороны, находясь под постоянным контролем со стороны «Родителя» и «Ребёнка», «Я-Взрослый» теряет способность принимать взвешенные решения. И тогда весь свой заработок за полгода «Взрослый», попавший под влияние «Ребёнка», потратит на пышное празднование Нового Года.

Примеры, когда баланс трех начал нарушен

Педант

Если поле «Взрослого» замусорено хламом предписаний «Родителя», а «Ребёнок» блокирован, без возможности повлиять на «Взрослого» – перед нами классический педант, человек, лишенный умения и желания играть. Сухарь, напоминающий ходячую механическую схему. И тогда хронический дефицит ярких положительных эмоций может спровоцировать взрыв аморального поведения, карать за которое вплоть до психосоматических расстройств будет строгий внутренний «Родитель».

Бессовестный лицемер

Представим ситуацию, когда поле «Взрослого» утопает в неумеренных детских желаниях, а «Родитель» при этом блокирован, без возможности их ограничить. Поступки такого человека в социуме определены целью: полностью удовлетворить потребности своего «Ребёнка», в то время как «Родитель» пытается жестко контролировать окружение.

Мы имеем дело с лицемером – человеком, лишенным совести. Получив власть, такой человек легко преображается в садиста, пытающегося удовлетворять потребности за счёт интересов своего окружения. Со временем, конфликт на уровне социума проецируется на внутренний мир с трагическими последствиями для психического и физического здоровья.

Неуправляемый

Если поле «Взрослого» пребывает под постоянным контролем «Родителя», и при этом отягощено страхами «Ребёнка» – мы имеем дело с человеком, лишенным возможности управления. Его позиция «Я понимаю, что поступаю неверно, но поделать ничего не могу».

В зависимости от того, какая составляющая эго берёт верх в данный момент, человек, не управляющий собой может проявлять себя то святошей, то законченным развратником. Такой внутренний расклад – идеальная питательная среда для невроза и психоза.

Расставим акценты

Зрелой личностью можно назвать человека, в поведении которого доминирует позиция «Я-Взрослый». Если с годами позиции «Я-Родитель» или «Я-Ребёнок» остаются доминантными, мироощущение и поведение человека в социуме перестают быть адекватными. Личности, претендующей «на зрелость», следует сбалансировать все три исходных состояния и сознательно сместить акцент на позицию «Я-Взрослый».

Вместе с тем, как считает Эрик, даже развив в себе конструктивную доминанту «Взрослый», и достигнув искусства сдерживать свои эмоции, полностью и жестко изолировать в себе «Ребёнка» и «Родителя» не продуктивно. Время от времени они должны проявляться хотя бы для того, чтобы в нашем «жизненном супе» всегда хватало соли, перца и здоровой самокритики.

Чтобы избежать стойких неврозов в будущем, «Взрослому» не стоит слишком часто и надолго передавать инициативу «Родителю» или «Ребёнку». А чтобы навсегда забыть о таком печально известном продукте цивилизации, как неврозы, нам предстоит:

  • Восстановить нормальный баланс отношений между всеми тремя аспектами своего эго.
  • Избавиться от родительских программ.
  • Узнать и переписать сценарий своей жизни.

В той или иной форме мы принимаем участие в общении в роли Взрослых, Детей или Родителей, поскольку надеемся обрести желаемое. Каждая трансакция, составленная из единичного стимула и единичной вербальной/невербальной реакции – не что иное, как единица социального действия.

Зная, от имени какого из наших «Я» мы ведём беседу и на какую реакцию собеседника можем рассчитывать, мы можем влиять на конечный результат и качество общения. А психологическая гибкость, состоящая в умении адекватно оценивать ситуацию и передавать управление какой-либо одной стороне личности – залог нашего психического и физического здоровья.

Умение правильно использовать свои мысли, интонации, слова, выражения в повседневных диалогах – это величайшее искусство налаживать обратную связь с собеседником, слушать и слышать то, что он хочет донести или, напротив, скрыть. Овладеть этим редким умением, необходимым в сбалансированной и счастливой жизни поможет трансактный анализ Эрика Берна.

«Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди» – книги американского психотерапевта Эрика Берна [1], ставшие бестселлером и практическим руководством для нескольких поколений практикующих психологов. Берн впервые сформулировал базовые принципы трансакционного или трансактного анализа, составляющие основу межличностных отношений.

Что такое эго человека - структура, функции, польза, недостатки
goal-life.com

Эго человека: что это и насколько оно вредно?

Что такое Эго? Для чего оно нужно?

Как правило в эзотерической литературе разного толка и смысла авторы и учителя любят говорить о вреде Эго. Их формулировки воспринимаются однозначно — все беды от Эго. Однако так ли плохо Эго на самом деле?

Эго — это наша оболочка. Т.е. некая граница, условно отделяющая внутренний мир от внешнего. Именно эта граница фильтрует поступающие к нам сведения и мы видим ограниченную картину мира. Активный адепт йоги в большинстве своем стремится стереть Эго.

Представим себе на минутку, что Эго исчезло. И наше крохотное сознание вынуждено воспринимать не небольшой кусочек реальности, а всю вселенную. Что будет тогда?

Видели когда-нибудь дрыща, который пытается поднять 500-килограммовую штангу? А если рядом не будет никого на страховке, как думаете сколько времени он протянет? Секунду максимум. И штанга пришибет его к полу навсегда. Без помощи Эго с сознанием произойдет примерно тоже самое. Ведь именно неконтролируемое изменение границ Эго у наркоманов и алкоголиков приводит к болезням разума. Но у этой категории рамки все же остаются и они еще похожи на отдельные личности. А если их вообще снять? Сознание будет раздавлено более высоким объемом сознания мира (Бога) подобно тому как тело дрыща будет раздавлено штангой.

ВЫВОД: Эго защищает неокрепшее сознание человека и дает ему возможность постепенно увеличивать силу этого самого сознания.

Как Эго работает?

Эго — саморегулирующаяся система, которая может увеличивать или уменьшать защитную границу пропорционально силе сознания. Проще говоря, чем выше сознание — тем меньше необходимости в Эго, чем сознание меньше, тем сильнее защитные свойства Эго.

Под защитными свойствами Эго я понимаю различные психоэнергетические блоки в тонких телах человека. Они формируются на разных уровнях Эго: физическом (зажимы, болезни), эфирном, астральном (эмоции, задавленные чувства), ментальном (алгоритмы поведения, привычки). Естественно все они связаны и это деление условно.

Пример: происходит диалог между двумя людьми. Один из них «подкалывает» второго. Что-то вроде «куда тебе до них». Или «ты ни на что не способен». У второго есть 2 варианта: либо сохранить свою собственную оценку себя и не реагировать прямо на «подколы» (путь сознания) или отказаться от развития силы сознания и тогда Эго автоматически сформирует сгусток энергии в ауре, который заблокирует прохождения информации(энергии) связанной с темой разговора. В дальнейшей жизни это может проявится в виде заниженной самооценки, неверия в свои силы и т.д.

Аналогичные примеры можно сформировать в любой ситуации. Фактически вся пресловутая свобода выбора вообще не зависит от того, что именно человек выбирает. Вопрос проще — является ли осознанным выбор или автоматическим.

Осознанный выбор означает, что сознание стремится охватить ситуацию целиком. Таким образом доступный объем сознания увеличивается. Независимо от результата действия сознание человека становится сильнее. Или еще говорят, что человек получает опыт.

«За одного битого двух небитых дают»
(избитая народная мудрость)

Другое дело, когда решение принимается автоматически или под действием обстоятельств. Когда по сути внутри человек «сломался». В этом случае сознание «схлопывается». Он может делать вид, что еще думает, оценивает ситуацию. Но при этом решение передается внешней воле. Внешняя воля может быть представлена как совет, угроза, внутренний страх наработанный предыдущей историей личности (блок Эго). Характерная черта такого решения — не принятие ответственности. Соответственно Эго автоматически стремится защитить схлопывающееся сознание, которое не справилось с выбором, страхует нашего героя-дрыща. И ставит блок под падающей штангой в виде ограничения восприятия.

Что происходит во время различных специальных практик на устранение Эго?

(к примеру, практики Кундалини Йоги, визуализации и прочее)

Они удаляют блоки и снимают ограничения в восприятии. Т.е. человек снова имеет возможность принимать ранее опасную для своего сознания информацию. ВНИМАНИЕ! ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧАТЬ ИНФОРМАЦИЮ! Но как он будет с ней распоряжаться — исключительно его выбор. И если он снова не справится с потоком внешней силы — Эго снова сформирует блок, порой даже более сильный чем предыдущий. Поэтому занимаясь удалением таких блоков надо быть готовым пройти достойно не пройденные ранее вызовы.

Из личной практики и наблюдений: много кто из практикующих йогу ожидают от практик волшебство. Мысль такая «ща сделаю медитацию/крию/шабд — и получу сразу семью/деньги/силу и так далее». Ключевая ошибка в этом понимании в том, что практика дает лишь возможность получить жизненные ситуации, в которых можно накопить сознание нужного качества. И уже использование приобретенной в жизни силы сознания приведет к получению результата. Без практики эти ситуации также можно пройти, но снимать блоки придется по ходу и только усилием воли. Можно сказать, что практика — это небольшой допинг, но пройти дистанцию надо самому.

РЕЗЮМЕ: Эго — защитная оболочка, призванная помочь развитию сознанию и регулирующая внешнюю нагрузку на него.

Оно не плохое и не хорошее. Это просто инструмент.
Эго как граница работает на разных уровнях: физическом, эфирном, астральном, ментальном. Чем сильнее сознание, т.е. чем в более сложных ситуациях сознание может сохранить контроль над принятием решений — тем меньше Эго требуется. Соответственно просветление/освобождение/переход — это все цели, которые говорят о развитии такой силы сознания, после которой физическая часть Эго, имеющая ограничения по времени существования не будет требоваться для жизни сознания. И сознание сможет выдерживать поток внешней силы опираясь на более тонкие составляющие границы личности.

Что такое эго человека - структура, функции, польза, недостатки
www.sunhome.ru

Эго: что это такое и как оно проявляется?

Здесь я расскажу про ЭГО — что это такое простыми словами. Вы узнаете, как проявляется ЭГО и как с ним справиться. Составляя половину слова ЭГОИСТ, на сколько оно наполняет ЭГОИСТА смыслом?

ЭГО есть у всех — у тех, кто стыдится его и отрицает, и у тех, кто им гордится и выпячивает его. Давайте же разберемся, то ли это выпячивается, и то ли это отрицается, или, может, кто-то что-то путает.

Содержание:

Эго — что это?

ЭГО – это живущая внутри личности субличность (личность в личности), основанная на принятых личностью и устоявшихся убеждениях и верованиях.

Основная функция ЭГО заключается в оберегании личности от любого неудобства (дискомфорта). Защитная функция ЭГО активируется каждый раз при:

  • попытках личности изменить или уйти от своих убеждений или привычек
  • сознательном желании личности изучить или понять что-то новое
  • попытках прислушаться к своему внутреннему голосу и услышать свои истинные потребности и цели
  • попытках выделиться из толпы. Резко игнорировать стиль жизни, одежды и поведения, принятые в той социальной группе, к которой относит себя личность (принадлежность к этой социальной группе определило ЭГО)
  • попытках разобраться в истинных ( психосоматических) причинах своих заболеваний

ЭГО – это такой «стабилизатор», поддерживающий человека в постоянном, привычно-удобном состоянии.

Эго в психологии

ЭГО, как самостоятельная, живущая внутри каждого из нас личность, имеет огромное влияние на наши мысли, поведение и всю нашу жизнь. ЭГО существует, большей частью, на уровне нашего подсознания – там, где хранятся все наши сформированные убеждения и привычки.

Человеку бывает трудно решиться на какие-либо перемены в жизни – завести новые знакомства, перейти на новую работу, переехать в другой город. Что-то все время мешает ему. Что-то сдерживает. Вынуждает придумывать какие-то отговорки. В то время, как его сознание понимает необходимость и пользу перемен.

Это вмешивается ЭГО. Оно же не любит дискомфорт. Не любит чувствовать «себя» глупым и неопытным новичком.

ЭГО управляет нами. Оно бывает настолько сильным и убедительным, что мы и сами легко верим в свои отговорки и оправдания невозможности что-либо изменить в своей жизни. Наше ЭГО обычно сильнее нас.

Мне понравилось описание ЭГО (откроется в новой вкладке) , предложенное известным психологом и автором множества книг по психологии и психосоматике — Луз Бурбо .

Как проявляется ЭГО?

Как обнаружить влияние своего ЭГО?

Вот примеры его проявлений:

  • Ты все всегда знаешь сам. Тебе трудно признаться, что ты чего-то не понимаешь, спросить кого-нибудь о чем-то, слушать чужие мнения или советы.
  • Ты должен окончить хороший ВУЗ. И желательно с красным дипломом! Я помню, как когда я учился в первом своем ВУЗе, девчонки с экономического факультета выпрашивали у преподавателей пятерки. «Я иду на красный диплом! Не портите мне жизнь!» — Железный аргумент.

Я, кстати, получил потом еще и второе высшее – моё ЭГО решило, что одного мне мало.

  • Ты хочешь доказать всем чего ты стоишь. Должен победить в соревнованиях или конкурсах. Грамоты, кубки и медали поставить на видном месте, чтобы все знали, кто ты такой и что из себя представляешь.
  • Ты добился чего-то и перестал развиваться и двигаться дальше. Гордишься своими прошлыми достижениями, остановился на достигнутом.
  • Тебе трудно признать свою ошибку и извиниться.
  • Ты покупаешь себе новую машину, потому, что у кого-то машина лучше и дороже. Хотя твоя машина тебе нравится и устраивает тебя.
  • В своей плачевной ситуации ты винишь любые обстоятельства (семья, дети, небогатые родители, отсутствие блата и пр.).
  • Тебе некогда подумать о чем-нибудь новом, прочитать новую книжку или сделать что-то необычное и полезное для себя. Ты говоришь, что у тебя совсем нет времени.

Эгоист – кто это такой?

Все мы знаем, что эгоист – это тот, кто свои личные интересы ставит превыше всех остальных и думает только о себе.

А всегда ли эгоизм является проявлением ЭГО? Наверное, не всегда. То, что мы называем эгоизмом, часто бывает проявлением какого-нибудь инстинкта, невнимательностью, жадностью или особенностями воспитания.

С другой стороны, и ЭГО и эгоизм могут проявляться в альтруизме .

Как не слушаться своего ЭГО?

ЭГО далеко не всегда бывает нам добрым помощником. Часто, оберегая нас от всего нового и неизвестного, оно оказывает нам медвежью услугу. Мы перестаем развиваться, и, не смотря, на то, что порой наша жизнь нам не нравится, мы не в силах что-либо изменить. И виним в этом обстоятельства или самих себя.

Переживание чувства вины или обиды на внешние обстоятельства – не лучший способ меняться и менять свою жизнь. Длительное нахождение в такой ситуации может способствовать апатии (откроется в новой вкладке), депрессии и развитию психосоматических заболеваний .

Хотите научиться управлять своим ЭГО или избавиться от его негативных проявлений? Тогда вам сюда.

Чтобы научиться жить полноценной жизнью, развиваться, все время узнавать и принимать что-то новое, стоит осознать свое ЭГО, его проявления в твоей жизни и его влияние при принятии важных решений.

Нужно понять, что ЭГО основано на убеждениях, большинство из которых сформировано в далеком детстве, под влиянием родительских установок или личного опыта.

Многие убеждения , сыграв свою положительную роль на каком-то этапе твоей жизни, не являются столь же полезными или нужными в настоящем. Они могут быть ограничивающими или вредными.

Научившись слышать свое истинное Я, ты сможешь следовать своему внутреннему голосу и действовать, в соответствии со своими истинными целями и потребностями. Твое ЭГО перестанет управлять тобой. У тебя больше не будет возникать ощущение, что ты живешь не своей жизнью.

Ты научишься быть самим собой и обретешь внутреннее спокойствие.

Заключение

Надеюсь, Вам теперь понятно, что такое ЭГО и как оно проявляется. Если статья Вам понравилась, поделитесь ею с друзьями или оставьте свой комментарий.

Если у Вас не получается самостоятельно разобраться со своим ЭГО ( убеждениями ), мы можем проработать это у меня на сеансах-консультациях . Записывайтесь и приходите!

Что такое эго человека - структура, функции, польза, недостатки
duhitelo.ru

COMMENTS